Вера в души и духов 7. А

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

2. Вера в вечное существование души.

Никто не хочет умирать. Атеисты говорят, что смерть – благое дело, источник нашего творчества. Нужно стремиться каждый наш день сделать вечностью.

3. Вера в божественный моральный кодекс.

Для верующего Библия – книга Бога, каждое слово из которого – 100%-я истина; для атеиста – это поэтическая метафора. Верующих можно разделить на верующих подлинно и верующих.

Гносеологическая функция философии

Проблема познаваемости мира. Основания познания. Оптимистическая гносеология: рационализм, сенсуализм, эмпиризм, диалектический материализм. Пессимистическая гносеология: скептицизм, агностицизм, иррационализм. Проблема истины. Корреспондетная теория истины. Конвенциональная теория истины. Прагматическая теория истины. Марксистская теория истины.

Проблема познаваемости мира

Гносеология – учение о познании. Гносеологическая функция философии – это роль философии в познавательном процессе. гносеология занимается решением следующих вопросов:

Познаваем ли мир;

Существуют ли какие-либо трудности, препятствующие возможности познать мир;

Гносеология занимается поиском гносеологических принципов, обуславливающих познавательный процесс;

Гносеология занимается поиском последних, предельных признаков познавательных процессов, гносеологических вех. Этот поиск возникает неизбежно, поскольку перед каждым мыслящим человеком возникает вопрос: откуда берутся правила принципа познавательного процесса;

Гносеология занимается рассмотрением отношения знания к реальному миру, т.е. занимается вопросами истинности наших знаний.

Гносеология не занимается познанием мира, реальной действительности, этим познанием занимаются конкретные науки: физика, химию…

Философия занимается познанием познавательного процесса.

Гносеология включает в себя направления: Рационализм, сенсуализм, эмпиризм, материализм, диалектический материализм.

Рационализм – гносеологическое направление, признающее разум, мышление основой познания и основой мира. Это направление возникло в 17–18 вв. Основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель. Рационалистическая гносеология уходит в античный период и связан с Платоном и Пифагором.

Согласно Пифагору, числа являются и принципами математики, и принципами мира. Числовые отношения, пропорции – есть отношение числовой гармонии самого мира. В основе мира, по Пифагору, лежит число.

Согласно Платону, чувственное восприятие не даёт действительного знания, а порождает лишь мнение о мире. Только понятия дают действительное знание, но понятия отражают не действительный мир, а вечные идеи, которые организуют мир.

Рационалисты 17–18 вв. продолжили древнегреческую традицию и пришли к выводу, что разум обладает врождённой способностью охватывать закономерность, всеобщность, необходимость, повторяемость мира. Мир рационален, и наш разум также рационален.

Индийско-христианское мировоззрение – это соединение рационализма с христианским учением. Оно породило веру в могущество познавательных способностей человека, а также и веру в прогресс.

Сенсуализм – направление в гносеологии, признающее ощущения основой познания.

Познавательный процесс не возможен без ощущений. Всю информацию мы получаем через органы чувств. Сенсуалисты пришли к выводу, что не разуму принадлежит решающая роль, а ощущениям. В разуме нет ничего, чтобы прежде не было в ощущениях. Разум занимается комбинированием, соединением, рассоединением тех данных, которые мы получаем через органы чувств. Процесс познания осуществляется через собирание этих чувств, по следующему специальному порядку: мозг человека – чистая доска, когда мы ощущаем что-то, то и на «доске» возникает «отпечаток» этого предмета.

Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт. Исходным моментом любой познавательной деятельности является чувственный опыт, эксперимент. Сенсуализм и эмпиризм близки по своим предпосылкам.

Сенсуалист – «Я ощущаю, следовательно, я существую» – разум не даёт ничего нового по сравнению с ощущением.

Полемика показала, что разум, чувства не обладают всеобщностью, т.к. они условны. Так, утверждения рационалистов, что «разум обладает врождённой способностью охватывать закон не может быть не доказан, ни отвергнут, и. Вместе с тем, «врождённая способность охватывать закон» вроде бы и существует – законы математики, логики, нравственности… Априорные знания – знания, не основанные на чувственном опыте. Чувственные знания существуют, но они являются разрозненными, неупорядоченными. Рационализм и сенсуализм – стороны одного познавательного процесса.

Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о «трансцендентности божественного» в более широком смысле о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в чувственном опыте и существующая на этом основании непознаваемость Бога, объективной реальности, причинности, пространства, времени, законов, природы, предметов.

Уточнения: непознаваемо всё то, что не дано в чувственном опыте для науки.

Тем, что не дано в чувственном опыте занимается философия, религия, искусство. Следовательно, агностики, как и религия. Как и платонизм, объективный идеализм удваивают мир: познаваемый и непознаваемый. Почему происходит удвоение мира? Потому что, по их взглядам, существуют два мира: земной и небесный. Земной – это наш, несовершенный; небесный – истинный, настоящий, подлинный, гармоничный.

Основоположники агностицизма – Кант, Д. Юм.

Давид Юм – английский философ, историк и экономист. В философии Д. Юм – субъективный идеалист, агностик. Вопрос о том, существует объективная реальность или нет. Юм считает неразрешенным. Он утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они реально. В этом отличие агностицизма Юма от Кантовского, признающего существования «вещи в себе».

Причинная связь для Юма – не закон природы, а привычка. Агностицизм Юма. Юм шёл к агностицизму от сенсуализма:

Уму никогда не дано ничего, кроме его восприятия,

Мы не можем представить себе что-то, специфически отличное от восприятия,

Мы не знаем, что вызывает наши восприятия,

Мы пленники своих органов чувств.

Агностицизм Канта:

Материальный мир существует, мы не знаем этот мир с внешней стороны, со стороны явлений,

Существуют вещи в себе – сущность предметов, законов. Они не даны нам в чувственном опыте.

Иррационализм – философское течение, согласно которому мир в своей основе иррационален, хаотичен, алогичен. Познание мира осуществляется не с помощью разума, а с помощью интуиции, инстинкта, фантазии, внутреннего озарения, наития, художественного содержания, вживания.

Возник иррационализм в 17–18 вв. как реакция на рационализм и отрицания рационализма. Представители – Якоби, Шеллинг, Шопенгауэр». Наш разум не создал ничего более выдающегося, чем природа, хотя она как таковая не имеет разума».

Мир как природа,

Мир как человеческая история.

Природа рациональна, в ней есть закон, и мы познаём её через число, формулу, понятия, схему, закон, эксперимент.

Человеческая история хаотична, неповторяема, исторические события необратимы и жизнь неделима. Социальный мир не поддаётся исчислению, он подвластен не учёному, а прежде всего верующему, любящему, поэту, художнику.

Ницше: «Мир не организм, а хаос». «Природа, действительность позволяет высказывать о себе множество толкований: «Пройдут века, тысячелетия, пока выяснится истина». Есть ли смысл в мире? – Нет! Не только мир иррационален и алогичен, но и сам человек. О иррациональности в человеке свидетельствует сфера бессознательного: воля к власти, чувство любви, инстинкт… Космос – организованная вселенная. Вселенная не организована, хаотична, зияющая, открытая пропасть.

(от лат. anima, animus - душа, дух)

вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Впервые термин «А.» ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении «Theoria medica», 1708) А. своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся «ваятельницей тела». В 19 в. в совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором, Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину «А.» («Первобытная культура», 1871) двоякое значение: 1) вера в души и духов; 2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. «минимум религии» т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии.

Как теория происхождения религии А. не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное, запрещенное (см. Табу) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно которым А. предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. е. оживотворение всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и других отсталых народностей - это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся, даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестественный мир душами и духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти души и духи. Например, до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе - явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале. Таким образом, А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом или зародышем религии.

А. не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. «естественную религию», «детскую философию» человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, которое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору, - это лишь «олицетворённые причины» указанных выше явлений. Современное научное исследование показало, что корни анимистических представлений, как и всех первобытных религиозных верований, надо искать не в отдельных заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок анимистической теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт общественного сознания.

Если как теория происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь исторический интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ, составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся современной наукой.

Некоторые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм) настроенные буржуазные учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать современный идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде «мировых религий» и идеализмом, с одной стороны, и А. - с другой, нет ничего общего. Другие, так называемые прамонотеисты, главой которых был патер В. Шмидт, пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь «загрязнены» верой в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновленных современных религий, в учениях теософов (см. Теософия) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. п., в столоверчении и «фотографировании» духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ.

Термин «А.» получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Южной Америки, Океании - приверженцы местных традиционных религий - зачисляются в общую рубрику «анимистов». Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. как самой ранней «дикарской» религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина «А.» в научном отношении неправомерно.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923; Плеханов Г. В.,О религии и церкви. [Сб. статей], М., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, «Вопросы философии», 1956, №2; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965.

Б. И. Шаревская.

  • - 1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии...

    Энциклопедия культурологии

  • - мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой - либо связи с человеческой деятельностью - ...

    Психологический словарь

  • - Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы...

    Религиозные термины

  • - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах, которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы...

    Новейший философский словарь

  • - АНИМИЗМ - вера в души и духов...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии...

    Большой энциклопедический словарь

  • - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Антропоморфизм...

    Экологический словарь

  • - под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа считается основой жизни...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами,...

    Большая Советская энциклопедия

  • - вера в существование душ и духов...

    Современная энциклопедия

  • - АНИМИ́ЗМ, -а, муж. Религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения и о возможности свободного общения человека со своим духом, душой...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - аними́зм м. Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала - души...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - аним"...

    Русский орфографический словарь

"Анимизм" в книгах

Анимизм и спиритализм

Из книги Искусство психического исцеления автора Уоллис Эйми

Анимизм и спиритализм Слово «психический» образовано от греческого слова, означающего «душа» или «дух». Оно относится к тому, что находится за пределами естественных или известных физических процессов. Оно также применимо к человеку, чувствительному к силам,

ТАРО И АНИМИЗМ

Из книги Книга Тота автора Кроули Алистер

ТАРО И АНИМИЗМ Вполне естественно, что в те времена, когда идеи, представленные в графической или письменной форме, были доступны пониманию лишь избранных, когда само Письмо считалось магическим, а Книгопечатание (как таковое) – изобретением Дьявола, люди относились к

Анимизм (Animisme)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Анимизм (Animisme) В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять).В

Анимизм

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Анимизм С переходом собирателей к земледелию роль тотемистических воззрений отошла на второй план, и они стали чем?то вроде пережитка. Оттесненный господствующими в земледельческом обществе анимистическими верованиями, тотемизм подвергся определенной эволюции и в

Анимизм

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Анимизм Этнологи, занимающиеся изучением культуры первобытных народов, обратили внимание на весьма распространенную у многих народов веру в духов. Такая вера может приобретать разные формы. Так, в представлении некоторых жителей австралийских пустынь или африканских

3.1.4. Анимизм

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.1.4. Анимизм Скорее всего зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, ещё до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система оригинально осознаваемых и

Анимизм

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Анимизм Анимизм (Animismus) – под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь, по учению Сталя, есть реакция души против болезнетворных причин, т. е. душа вступает в

Анимизм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

АНИМИЗМ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АНИМИЗМ (лат. anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с

19. Анимизм

Из книги Упражнения в стиле автора Кено Раймон

19. Анимизм Шляп, вялый, бурый, потрескавшийся, поля опущенные, тулья окружена плетением из тесьмы, шляп, выделяющийся среди прочих, подскакивающий на неровностях, передаваемых с земли колесами автотранспортного средства, которое его перевозило, его, шляп. При каждой

Глава VIII Анимизм

автора Тайлор Эдвард Бернетт

Глава IX Анимизм (продолжение)

Из книги Первобытная культура автора Тайлор Эдвард Бернетт

Глава IX Анимизм (продолжение) Учение о существовании души после смерти. Его главные подразделения: переселение душ и будущая жизнь. Переселение душ: возрождение в образе человека или животных, переходы в растения и неодушевленные предметы. Учение о воскресении тела

3.1.4 Анимизм

Из книги Сравнительное Богословие Книга 2 автора Академия Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития

3.1.4 Анимизм

Из книги Сравнительное Богословие. Книга 2 автора СССР Внутренний Предиктор

3.1.4 Анимизм Скорее всего зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, ещё до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т.е. в эпоху первобытных орд. Однако как система оригинально осознаваемых и

Анимизм

Из книги Невероятная Индия: религии, касты, обычаи автора Снесарев Андрей Евгеньевич

Анимизм Несмотря на ряд культурных эпох и властителей, Индия в своих своеобразных недрах сохранила много пережитков глубокой старины; в области религии таким пережитком будет анимизм.Анимизм в его наиболее чистой форме наблюдается среди лесных племен центра и юга

в. религиозный экстаз

г. культ животных

38. Магия:

а. культ предков

б. культ неодушевленных предметов

Г. вера в сверхъестественные способности человека

39. Согласно Библии Иисус Христос родился в городе

а. Иерусалиме

Б. Вифлееме

в. Назарете

г. Иерихоне

40. «Библия» с греческого означает:

В. книги

г. слово Бога

41. Ветхий завет считается священной книгой:

а. в иудаизме

б. в христианстве

в. в иудаизме и христианстве

г. в католицизме, православии и протестантизме

42. Нирвана:

а. культовая процессия

б. христианский обряд

В. освобождение души от законов кармы

г. религиозный экстаз

43. Осирис:

а. божество в Древней Индии

Б. божество в Древнем Египте

в. герой шумеро-аккадского эпоса

г. бог в Древней Греции

44. Слово «Евангелие» в Библии означает

а. благая весть

б. священное писание

в. откровение

Г. слово Бога

45. Библия:

а. догмат мусульманства

б. сборник ритуальных текстов универсального содержания

В. священная книга христианства

г. священный текст буддистов

46. Имя бога, который, согласно мифу, был первым правителем Древнего Египта, научил людей обрабатывать землю, создал первые законы:

А. Ра

б. Осирис

47. Ритуал:

а. церковная обрядность

б. мифологические ценности

в. культовые процессии

Г. исторически сложившаяся форма символического поведения

48. Мифология:

а. представление о родственной связи с каким-то видом животных или растений

Б. совокупность преданий о деятельности богов

в. вера в существование душ и духов

г. культ неодушевленных предметов

49. Буддизм:

а. учение внутри христианства о душе

б. разновидность ислама

в. то же, что синтоизм

Г. одна из мировых религий

50. Город на Аравийском полуострове, связанный со становлением ислама и названный в честь Мухаммеда «город пророка»

Б. Медина

г. Иерихон

51. Язычество:



а. то же, что мифология

Б. вера в существование душ и духов

в. часть пантеона

г. политеистические верования

52. Возникновение христианства:

а. I век до н. э.

Б. I век н. э.

в. конец IX века

г. начало VII века

53. Заповеди:

а. каноны религиозного искусства

б. основоположения синтоизма

В. предписанные свыше морально-этические нормы

г. элементы джайнизма

54. Фетишизм:

а. любой религиозный обряд

Б. культ неодушевленных предметов

в. вера в сверхъестественные способности человека

г. культ предков

55. Коран:

А. священная книга мусульман

б. часть Библии

в. религиозный обряд иудеев

г. история религиозных войн

56. Таинства:

а. языческий ритуал

Б. основные элементы христианского культа

в. элемент социологии религии

г. изложение священного текста

57. В основе мифа лежит

а. архетип

б. артефакт

В. коллективное бессознательное

г. индивидуальное бессознательное

58. Жертвоприношение:

а. приношение даров богам и духам как часть культа

в. вера в существование душ и духов

Г. ритуал

59. Самая ранняя из египетских пирамид, воздвигнутая около 4 тыс. лет назад, принадлежала фараону

А. Джосеру

б. Аменхотепу IV

в. Хеопсу

г. Рамзесу II

60. Фараон, выступивший как религиозный реформатор, введший новый культ бога Атона-Ра:

А. Тутанхамон

б. Джосер

в. Эхнатон

г. Рамзес II

61. Поэт, творчество которого стало связующим звеном между Средневековьем и Возрождением:

а. Ариосто

Б. Данте Алигьери

в. Петрарка

г. Вергилий

62. Первый университет в Европе был открыт в

А. Болонье

б. Кельне

в. Оксфорде

г. Париже

63. Французский просветитель, противник современной ему культуры, автор лозунга «Назад к природе»:

А. Ж.-Ж. Руссо

б. Ф. М. Вольтер

в. Р. Декарт

г. Б. Спиноза

64. Возрождение:

а. период в истории человеческой культуры, связанный с утверждением гуманистической философии с переосмыслением роли человека в историческом процессе, возвращением ему места центральной фигуры мироздания

Б. период в мировой культуре, отличавшийся преимущественным интересом к античной культуре и попытками ее воссоздания в разных областях интеллектуального и художественного творчества

в. период, покончивший с исключительно теологическим пониманием исторического процесса и явлений природы

г. для характеристики этого понятия можно использовать все перечисленные в данном пункте определения

65. Протестантизм:

а. совокупность христианских сект

Б. направление христианства, оппозиционное другим

в. часть христианского культа

г. совокупность христианских сект

а. Рафаэль

б. Микеланджело

В. Леонардо да Винчи

г. Тициан

67. Стиль кубизм связан с именем

а. А. Массона

б. С. Дали

в. К. Малевича

Г. П. Пикассо

68. Философию «сверхчеловека» провозгласил

а. А. Шопенгауэр

б. О. Конт

В. Ф. Ницше

г. Л. Фейербах

69. Импрессионизм в живописи представлен именем

а. Д. Веласкеса

Б. Э. Мане

в. К. Коро

г. Г. Курбе

70. «Вторым Римом» называют

А. Константинополь

б. Иерусалим

в. Александрию

г. Карфаген

71. Английский естествоиспытатель XIX века, создатель теории эволюции органического мира Земли:

а. К. Линней

Б. Ч. Дарвин

в. А. Лавуазье

г. Д. Уатт

72. Импрессионизм как художественный стиль сформировался в

а. скандинавских странах

б. Англии

В. Франции

г. Германии

73. Широкое общественное движение в Европе XVI века, связанное с борьбой за обновление католической церкви:

А. Реформация

б. Просвещение

в. Контрреформация

г. Возрождение

74. Средневековый монашеский орден, главной функцией которого являлась инквизиция:

а. бенедиктинский

б. францисканский

в. Св. Кассиодора

Г. Доминиканский

75. Тезис «Я мыслю – следовательно, я существую» выдвинул

а. Вольтер

Б. Р. Декарт

в. Ж.Ж. Руссо

г. Б. Спиноза

76. «Отцом схоластики» считается

А. С. Боэций

б. Ф. Аквинский

в. Ф. Кассиодор

г. А. Августин

77. «Пьета» («Оплакивание») – произведение

а. Леонардо да Винчи

Б. Микеланджело

в. Донателло

г. Рафаэля

78. К сюрреализму принадлежит творчество

а. Ж. Брака

Б. С. Дали

в. Р. Раушенберга

г. М. Вламинка

79. Художественные стили западноевропейского Средневековья:

А. романика и готика

б. барокко и классицизм

в. модерн и эклектизм

г. рококо и эклектизм

80. Концепцию «русской идеи» разрабатывали

а. К. Циолковский, В. Вернадский

б. Н. Данилевский, П. Сорокин

вера в существование души; одна из форм религиозных верований, возникших на ранней стадии развития человечества (каменный век). Первобытные люди считали, что душа есть и у человека, и у растения, и у животного. После смерти душа способна вселиться в новорожденного и тем самым обеспечить продолжение рода. Вера в существование души - обязательный элемент всякой религии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

анимизм

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно теории Тайлора, они развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени покидающей его. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, но в ходе сложной эволюции эта вера трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем в монотеизм. Основываясь на широкой распространенности в первобытной культуре анимистических верований, Тайлор выдвинул формулу: «А. есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при обсуждении тайлоровской концепции А. выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом бьии этнографические данные, которые свидетельствовали о том, что религиозные верования т.н. «примитивных народов» зачастую не содержат в себе элементов А. Такие верования были названы преанимистическими. Кроме того, было обращено внимание на то, что тайлоровская теория, согласно которой А. коренится в ошибочных рассуждениях «философствующего дикаря», не учитывает социальных и психологических причин религиозных верований. Однако, несмотря на критику анимистической концепции Тайлора и признание многих ее положений устаревшими, современные философы и религиоведы продолжают пользоваться термином А. и признают, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. А.Н. Красников

Отличное определение

Неполное определение ↓

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»