Страдание святой славной мученицы царицы ранской шушаники. Шушаника ранская Отрывок, характеризующий Святая Шушаник

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Шушаника (Вардандухт) Ранская (+ ), княгиня, великомученица

Шушаника была дочерью известного армянского военачальника Вардана . Настоящее ее имя - Вардандухт , в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Ктезифон , где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху.

Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения.

Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих, "при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные - исцеление, слепые - прозрение".

Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...".

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице католикос-архиепископ Мцхетский Самуил I , епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября , в праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана, и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города

Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя – Вардандухт, в честь отца, а ласкательное – Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Селевкию-Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. «Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу». К темнице приходило много страждущих, «при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные – детей, больные – исцеление, слепые – прозрение». Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: «Прости нам вину нашу и благослови нас». Святая Шушаника простила и благословила, сказав: «Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет…».

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474–502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: «Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула». Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник , и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа – монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582–591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.

Великомученица Шушаника, княгиня Ранская († 475), была дочерью известного армянского военачальника Вардана. Настоящее ее имя - Вардандухт, в честь отца, а ласкательное - Шушаника. С детских лет святая Шушаника отличалась Богобоязненностью и благочестием.

Она вышла замуж за питиахша (правителя пограничных областей в Грузии) Варскена, который, изменив Христу, стал вероотступником. В восьмой год правления шаха Пероза Варскен отправился в Селевкию-Ктезифон, где была резиденция персидского шаха, и стал маздеистом (огнепоклонником), чтобы угодить шаху. Узнав об этом по возвращении мужа, святая Шушаника не пожелала продолжать супружеской жизни с отступником от Бога. Она оставила дворец и стала жить в небольшой келлии, недалеко от дворцовой церкви. Духовник царицы Яков Цуртавели (впоследствии автор ее жития) повествует, что святая царица, узнав о намерении мужа прибегнуть к силе, исполнилась решимости твердо стоять в вере, несмотря ни на какие уговоры, угрозы и мучения. Отвергнув домогательства Варскена, она 8 января 469 года была подвергнута им избиению и закована в кандалы, а 14 апреля 469 года заключена в темницу крепости, где находилась шесть с половиной лет. "Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу". К темнице приходило много страждущих, "при этом каждый, по молитвам блаженной Шушаники, получал от человеколюбивого Бога то, в чем он нуждался: бездетные - детей, больные - исцеление, слепые - прозрение". Тем временем Варскен обратил в огнепоклонство детей святой Шушаники, которые переставали навещать заключенную мать. На седьмом году заточения у святой Шушаники открылись на ногах и теле язвы. Джоджик, брат питиахша Варскена, узнав, что блаженная Шушаника приближается к смерти, проник в темницу вместе со своей женой и детьми и просил у святой Шушаники: "Прости нам вину нашу и благослови нас". Святая Шушаника простила и благословила, сказав: "Вся здешняя жизнь мимолетна и непостоянна, как цветок полевой; кто посеял, тот и пожал; кто расточил для нищих, тот собрал; кто пожертвует собой, тот обретет...".

Накануне блаженной кончины святой мученицы ее навестили в темнице Католикос-Архиепископ Грузии Самуил I (474-502), епископ Иоанн и духовник мученицы Яков Цуртавели (в течение всех шести лет он постоянно навещал и утешал заключенную). Придворный епископ Афоц (Фотий) причастил святую Шушанику. Ее последними словами были: "Благословен Господь Бог мой, ибо с миром и легла и заснула". Кончина блаженной мученицы наступила 17 октября, в праздник , и именно в этот день древняя Церковь праздновала ее память.

Мощи святой мученицы Шушаники покоились вначале в храме города Цортага. Цортагский храм через некоторое время перешел в ведение армянского епископа - монофизита, и Католикос-Архиепископ Грузии Самуил IV (582-591) перенес святые мощи Шушаники в город Тбилиси, где они были положены в 586 году в приделе Метехской церкви, с южной стороны алтаря. Вероятно, в связи с этим память святой Шушаники была перенесена с 17 октября на 28 августа.

Шушаник уменьшительное от имени Шушан - Сусанна;

ок. 440 - 475 - дочь спарапета (военачальника) Армении Вардана Мамиконяна жена питиахша (правителя) Южного Картли Варскена. Почитается как мученица Грузинской православной и Русской православной церквями (как Сусанна Ранская или Сусанна Грузинская) 10 сентября.

Её жизнь известна главным образом из сочинения «Мученичество святой царицы Шушаник» (первого памятника грузинской литературы), составленного её духовником Яковом Цуртавели, непосредственным очевидцем событий.

Как повествует житие святой, в 466 году её муж, противостоявший объединительной политике царя Вахтанга Горсагала, отправился в Персию искать поддержки у шаха Пероза.

Ради союза с шахом Варскен заключил новый брак с его дочерью, отрёкся от христианства, принял зороастризм и пообещал обратить в новую веру первую жену и детей.

По возвращении Варскен узнал, что Шушаник, узнавшая о решении мужа от гонцов, уже три дня не выходит из кельи, непрестанно молясь о спасении душ своих детей.

Разгневанный правитель сначала уговорами, а затем силой пытался заставить её вернуться во дворец; Шушаник согласилась выйти из кельи, поддавшись на уговоры родственников и не желая устраивать кровопролития.

Через два дня Варскен устроил пир, на котором с помощью родственников пытался убедить её отречься от новой веры, но не добившись желаемого, жестоко избил жену, заковал в кандалы и заточил в одной из комнат дворца.

О заключённой заботились священники, тайно принося ей воду и пищу. Во время Великого поста, когда Варскен отправился в поход против гуннов, Шушаник была освобождена из заточения и поселилась в келье подле церкви в полной темноте.

Вернувшись с войны и узнав о её приверженности христианству, муж протащил Шушаник волоком по специально набросанным колючкам от церкви до дворца и подверг жесточайшим истязаниям. Так и не сумев добиться от неё отречения, Варскен приказал навечно заточить её в темницу.

За шесть лет пребывания в темнице Шушаник, измождённая пытками, кандалами, поклонами и стоянием на ногах, стала, по выражению агиографа, «духовной цевницей». К ней приходили со всего Картли, и каждый по молитвам святой получал просимое; Яков Цуртавели упоминает многочисленные чудеса, совершённые Шушаник ещё при жизни.

На седьмой год заключения Шушаник тяжело заболела и преставилась в день святых Косьмы и Дамиана (17 октября). Мощи мученицы с большими почестями были вынесены из крепости и похоронены возле церкви.

Относительно точной даты мученичества святой единого мнения нет; 475 год реконструируется по косвенным сведениям. Написанное Яковом Цуртавели житие царицы создано в период между 476-483 годами, так как в нём ничего не говорится о казни Варскена святым царем Вахтангом Горгасалом (483 год), что было бы логичным завершением истории святой.

Оно известно в нескольких редакциях (8 пространных и одна краткая редакция жития датируются XVII-XIX веками) и в армянской версии (также несколько редакций).

Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Шу-ша-ни-ка, кня-ги-ня Ран-ская († 475), бы-ла до-че-рью из-вест-но-го ар-мян-ско-го во-е-на-чаль-ни-ка Вар-да-на. На-сто-я-щее ее имя - Вар-дан-духт, в честь от-ца, а лас-ка-тель-ное - Шу-ша-ни-ка. С дет-ских лет свя-тая Шу-ша-ни-ка от-ли-ча-лась бо-го-бо-яз-нен-но-стью и бла-го-че-сти-ем.

Она вы-шла за-муж за пи-тиах-ша (пра-ви-те-ля по-гра-нич-ных об-ла-стей в Гру-зии) Вар-ске-на, ко-то-рый, из-ме-нив Хри-сту, стал ве-ро-от-ступ-ни-ком. В вось-мой год прав-ле-ния ша-ха Пе-ро-за Вар-скен от-пра-вил-ся в Кте-зи-фон, где бы-ла ре-зи-ден-ция пер-сид-ско-го ша-ха, и стал маз-де-и-стом (ог-не-по-клон-ни-ком), чтобы уго-дить ша-ху. Узнав об этом по воз-вра-ще-нии му-жа, свя-тая Шу-ша-ни-ка не по-же-ла-ла про-дол-жать су-пру-же-ской жиз-ни с от-ступ-ни-ком от Бо-га. Она оста-ви-ла дво-рец и ста-ла жить в неболь-шой кел-лии неда-ле-ко от двор-цо-вой церк-ви. Ду-хов-ник ца-ри-цы Яков Цур-та-ве-ли (впо-след-ствии ав-тор ее жи-тия) по-вест-ву-ет, что свя-тая ца-ри-ца, узнав о на-ме-ре-нии му-жа при-бег-нуть к си-ле, ис-пол-ни-лась ре-ши-мо-сти твер-до сто-ять в ве-ре, несмот-ря ни на ка-кие уго-во-ры, угро-зы и му-че-ния. От-верг-нув до-мо-га-тель-ства Вар-ске-на, она 8 ян-ва-ря 469 го-да бы-ла под-верг-ну-та им из-би-е-нию и за-ко-ва-на в кан-да-лы, а 14 ап-ре-ля 469 го-да за-клю-че-на в тем-ни-цу кре-по-сти, где на-хо-ди-лась шесть с по-ло-ви-ной лет. "Шесть лет она про-бы-ла в за-клю-че-нии и укра-си-лась доб-ро-де-те-ля-ми: по-стом, бодр-ство-ва-ни-ем, сто-я-ни-ем на но-гах, неослаб-ны-ми по-кло-на-ми и непре-рыв-ным чте-ни-ем книг. Она сде-ла-лась ду-хов-ной цев-ни-цей, освя-ща-ю-щей и укра-ша-ю-щей тем-ни-цу". К тем-ни-це при-хо-ди-ло мно-го страж-ду-щих, "при этом каж-дый, по мо-лит-вам бла-жен-ной Шу-ша-ни-ки, по-лу-чал от че-ло-ве-ко-лю-би-во-го Бо-га то, в чем он нуж-дал-ся: без-дет-ные - де-тей, боль-ные - ис-це-ле-ние, сле-пые - про-зре-ние". Тем вре-ме-нем Вар-скен об-ра-тил в ог-не-по-клон-ство де-тей свя-той Шу-ша-ни-ки, ко-то-рые пе-ре-ста-ва-ли на-ве-щать за-клю-чен-ную мать. На седь-мом го-ду за-то-че-ния у свя-той Шу-ша-ни-ки от-кры-лись на но-гах и те-ле яз-вы. Джод-жик, брат пи-тиах-ша Вар-ске-на, узнав, что бла-жен-ная Шу-ша-ни-ка при-бли-жа-ет-ся к смер-ти, про-ник в тем-ни-цу вме-сте со сво-ей же-ной и детьми и про-сил у свя-той Шу-ша-ни-ки: "Про-сти нам ви-ну на-шу и бла-го-сло-ви нас". Свя-тая Шу-ша-ни-ка про-сти-ла и бла-го-сло-ви-ла, ска-зав: "Вся здеш-няя жизнь ми-мо-лет-на и непо-сто-ян-на, как цве-ток поле-вой; кто по-се-ял, тот и по-жал; кто рас-то-чил для ни-щих, тот со-брал; кто по-жерт-ву-ет со-бой, тот об-ре-тет..."

На-ка-нуне бла-жен-ной кон-чи-ны свя-той му-че-ни-цы ее на-ве-сти-ли в тем-ни-це ка-то-ли-кос-ар-хи-епи-скоп Гру-зии Са-му-ил I (474-502), епи-скоп Иоанн и ду-хов-ник му-че-ни-цы Яков Цур-та-ве-ли (в те-че-ние всех ше-сти лет он по-сто-ян-но на-ве-щал и уте-шал за-клю-чен-ную). При-двор-ный епи-скоп Афоц (Фо-тий) при-ча-стил свя-тую Шу-ша-ни-ку. Ее по-след-ни-ми сло-ва-ми бы-ли: "Бла-го-сло-вен Гос-подь Бог мой, ибо с ми-ром и лег-ла и за-сну-ла". Кон-чи-на бла-жен-ной му-че-ни-цы на-сту-пи-ла 17 ок-тяб-ря, в празд-ник му-че-ни-ков бес-среб-ре-ни-ков Кос-мы и Да-ми-а-на, и имен-но в этот день древ-няя Цер-ковь празд-но-ва-ла ее па-мять.

Мо-щи свя-той му-че-ни-цы Шу-ша-ни-ки по-ко-и-лись вна-ча-ле в хра-ме го-ро-да Цор-та-га. Цор-таг-ский храм через неко-то-рое вре-мя пе-ре-шел в ве-де-ние ар-мян-ско-го епи-ско-па-мо-но-фи-зи-та, и ка-то-ли-кос-ар-хи-епи-скоп Гру-зии Са-му-ил IV (582-591) пе-ре-нес свя-тые мо-щи Шу-ша-ни-ки в го-род Тби-ли-си, где они бы-ли по-ло-же-ны в 586 го-ду в при-де-ле Ме-тех-ской церк-ви, с юж-ной сто-ро-ны ал-та-ря. Ве-ро-ят-но, в свя-зи с этим па-мять свя-той Шу-ша-ни-ки бы-ла пе-ре-не-се-на с 17 ок-тяб-ря на 28 ав-гу-ста.

Му-че-ни-че-ский по-двиг жен-щи-ны

Жи-тие свя-той му-че-ни-цы Шу-ша-ни-ки (V в.) бы-ло со-став-ле-но ее ду-хов-ни-ком, свя-щен-ни-ком Иа-ко-вом. Эта кни-га, на-пи-сан-ная про-стым и безыс-кус-ным язы-ком, пред-став-ля-ет со-бой рас-сказ оче-вид-ца, ко-то-рый на-хо-дил-ся ря-дом со сво-ей ду-хов-ной до-че-рью и укреп-лял её в по-дви-ге ис-по-вед-ни-че-ства. Жи-тие свя-той Шу-ша-ни-ки об-ла-да-ет огром-ной внут-рен-ней си-лой; чи-та-тель как бы ви-дит пе-ред со-бой ве-ли-чие ду-ши му-че-ни-цы-ца-ри-цы, ко-то-рая пред-по-чла Хри-ста зем-но-му цар-ству и са-мой жиз-ни. Её су-пруг Вар-скен - пра-ви-тель Ра-ни, по-ехав по го-судар-ствен-ным де-лам в сто-ли-цу Ира-на, от-рек-ся от Хри-ста и пе-ре-шел в маз-де-изм - ог-не-по-клон-ство; он обе-щал ша-ху по воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну об-ра-тить свою се-мью и на-род в пер-сид-скую ве-ру. Свя-тая Шу-ша-ник пе-ред угро-за-ми пы-ток и ли-цом смер-ти от-ка-за-лась при-нять маз-де-изм и все-на-род-но ис-по-ве-до-ва-ла хри-сти-ан-ство, ко-гда из-за стра-ха мол-ча-ли те, кто дол-жен был об-ли-чить пра-ви-те-ля в от-ступ-ни-че-стве. Её по-двиг был по-хож на по-двиг тех древ-них му-че-ниц, ко-то-рые по-стра-да-ли от сво-их род-ных.

Свя-тую Вар-ва-ру каз-нил род-ной отец, свя-тую Фек-лу пре-да-ла су-ду ее мать, а па-ла-чом свя-той Шу-ша-ни-ки стал ее су-пруг. В жи-тии опи-сы-ва-ет-ся му-че-ние свя-той Шу-ша-ни-ки, из-би-е-ние и пыт-ки, ко-то-рым под-вер-гал ее в те-че-ние се-ми лет быв-ший муж за то, что она от-ка-за-лась стать от-ступ-ни-цей, как он. Но, мо-жет быть, са-мым тра-гич-ным в жи-тии Шу-ша-ни-ки бы-ло пре-да-тель-ство и тру-сость близ-ких ей лю-дей, ко-то-рые боль-ше ду-ма-ли о сво-ем зем-ном бла-го-по-лу-чии. Толь-ко ду-хов-ник и епи-скоп тай-но на-ве-ща-ли ца-ри-цу, и ста-ра-лись об-лег-чить ее стра-да-ния. Она жи-ла в ма-лень-кой ком-нат-ке двор-ца, как в тем-ни-це, за-ко-ван-ная в це-пи. Ее муж вспо-ми-нал о ней толь-ко для то-го, чтобы под-верг-нуть её но-вым ис-тя-за-ни-ям.

Сре-ди сон-ма хри-сти-ан-ских му-че-ни-ков мы ви-дим жен-щин и де-тей, ко-то-рых укре-пи-ла бла-го-дать и сде-ла-ла бес-страш-ны-ми во-и-на-ми Хри-ста. Му-че-ни-че-ство - это без-глас-ная про-по-ведь о Хри-сте. По-двиг свя-той Шу-ша-ни-ки явил-ся при-ме-ром не толь-ко для ее совре-мен-ни-ков, но и для мно-гих по-ко-ле-ний. Мир со сво-ей обо-льсти-тель-ной кра-со-той, вос-по-ми-на-ния о цар-ской вла-сти, уго-во-ры и сле-зы род-ных, ис-тя-за-ния и пыт-ки не смог-ли сло-мить ве-ру и во-лю Шу-ша-ник. Тем-ни-ца, где она бы-ла за-то-че-на, ста-ла для нее пред-две-ри-ем рая, по-то-му что ря-дом с ней был Хри-стос, и серд-це уз-ни-цы оза-рял свет бла-го-да-ти.

А сколь-ко те-перь сре-ди нас неиз-вест-ных ми-ру ис-по-вед-ниц и му-че-ниц за Хри-ста, ко-то-рые со-вер-ши-ли свой по-двиг, да-же не счи-тая его по-дви-гом. Это те жен-щи-ны-хри-сти-ан-ки, ко-то-рые не со-гла-си-лись на де-то-убий-ство и вы-дер-жа-ли тя-же-лые ис-пы-та-ния со сто-ро-ны са-мых близ-ких для се-бя лю-дей. Они об-рек-ли се-бя на стра-да-ния, чтобы со-хра-нить жизнь сво-е-му ре-бен-ку.

Ко-гда мы чи-та-ем жи-тия древ-них му-че-ниц, то ви-дим по-хо-жую кар-ти-ну. Сна-ча-ла их вкрад-чи-во уго-ва-ри-ва-ли от-речь-ся от Хри-ста, обе-щая бла-га это-го ми-ра, за-тем лас-ки сме-ня-лись угро-за-ми, пыт-ка-ми и окан-чи-ва-лись каз-нью. Ду-ша му-че-ни-цы по-хо-жа на ка-мен-ный утес сре-ди мо-ря, ко-то-рый не мо-гут сдви-нуть с ме-ста вол-ны. Мо-ре ка-жет-ся то ти-хим и лас-ко-вым, а вол-ны неж-ны-ми объ-я-ти-я-ми; то мо-ре ме-ня-ет свой нрав и, как рас-сви-ре-пев-ший зверь, бро-са-ет-ся на ска-лы, вол-ны взды-ма-ют-ся вы-ше уте-са, но, уда-рив-шись о ка-мень, от-ка-ты-ва-ют-ся на-зад. Жен-щи-ну, бу-ду-щую мать, ста-ра-ют-ся убе-дить, ка-кой опас-но-сти под-верг-нет-ся она во вре-мя ро-дов, как труд-но бу-дет вос-пи-ты-вать ре-бен-ка. Ей го-во-рят, что рож-де-ние ре-бен-ка ли-шит ее воз-мож-но-сти при-ни-мать го-стей и по-се-щать дру-зей, ез-дить на да-чу и т.д., что пла-та за ро-ды станет тя-же-лым бре-ме-нем для се-мьи, что но-во-рож-ден-ный ре-бе-нок от-ни-мет у дру-гих де-тей ее лю-бовь и вни-ма-ние. Ес-ли эти уго-во-ры не по-мо-га-ют, то ей пред-ла-га-ют ис-сле-до-вать плод при по-мо-щи совре-мен-ной ап-па-ра-ту-ры, на-де-ясь за-тем убе-дить ее, что плод бо-лен и ре-бе-нок не бу-дет пол-но-цен-ным, и по-это-му луч-ше для са-мо-го ре-бен-ка не ро-дить его на свет ка-ле-кой, а во-вре-мя сде-лать аборт. К жен-щине на-чи-на-ют про-яв-лять осо-бое вни-ма-ние, неж-ность и лас-ку, но все за-кан-чи-ва-ет-ся тем, что у нее вы-пра-ши-ва-ют, как бы вы-мо-га-ют, со-гла-сие на де-то-убий-ство. Так древ-них му-че-ниц вкрад-чи-во и лас-ко-во про-си-ли при-не-сти жерт-ву идо-лам.

В се-мье жен-щи-ны про-ис-хо-дит по-доб-ный сце-на-рий. Бу-ду-щей ма-те-ри го-во-рят: те-перь сде-лай аборт, а в сле-ду-ю-щий раз, ко-гда по-ло-же-ние улуч-шит-ся, мо-жешь ро-дить хоть несколь-ко де-тей. Так неко-то-рые язы-че-ские судьи го-во-ри-ли хри-сти-а-нам: «Сна-ча-ла по-кло-нись на-шим ку-ми-рам, а по-том, ес-ли хо-чешь, мо-лись Хри-сту». Ес-ли жен-щи-на не со-гла-ша-ет-ся, то ее род-ные пе-ре-хо-дят к угро-зам. Муж кри-чит, что он не мо-жет кор-мить столь-ко ртов, что дет-ский плач бу-дет ме-шать ему ра-бо-тать и от-ды-хать, а ес-ли же-на станет упор-ство-вать, то он оста-вит се-мью, и пусть она са-ма с ре-бен-ком на ру-ках за-ра-ба-ты-ва-ет день-ги на про-пи-та-ние. Мать, ко-то-рая все-гда бра-ла сто-ро-ну до-че-ри и ин-три-го-ва-ла про-тив зя-тя, те-перь вме-сто то-го, чтобы под-дер-жать ее, го-во-рит, что она ви-но-ва-та в том, что раз-ру-ша-ет се-мью, а ес-ли муж вы-го-нит ее, то она не при-мет дочь на-зад в свой дом. Зо-лов-ка шеп-чет му-жу: «А ты уве-рен, что этот ре-бе-нок от те-бя? Мо-жет быть, это плод ее тай-ных сви-да-ний, и она хо-чет ро-дить ре-бен-ка, чтобы ви-деть в нем ли-цо сво-е-го друж-ка». К это-му хо-ру при-ме-ши-ва-ет-ся го-лос све-кро-ви, ко-то-рая убеж-да-ет сво-е-го сы-на, что ес-ли бы невест-ка лю-би-ла его, то во-шла бы в его по-ло-же-ние и сде-ла-ла бы аборт. Эта трав-ля ча-сто про-дол-жа-ет-ся неде-ля-ми и да-же ме-ся-ца-ми. В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ла пыт-ка гром-ки-ми мо-но-тон-ны-ми зву-ка-ми. Че-ло-век вна-ча-ле ли-шал-ся сна, за-тем схо-дил с ума, а ес-ли пыт-ка про-дол-жа-лась, то на-сту-па-ла смерть. А здесь уго-во-ры и угро-зы пре-вра-ща-ют-ся в пыт-ку, ино-гда они пе-ре-хо-дят в физи-че-скую рас-пра-ву - муж из-би-ва-ет свою же-ну. Я знаю слу-чаи, ко-гда муж-чи-на, поль-зу-ясь сво-ей без-на-ка-зан-но-стью, бил бе-ре-мен-ную же-ну но-га-ми в жи-вот, чтобы про-изо-шел вы-ки-дыш, но я го-во-рю не об этих звер-ствах, ко-то-рые все-та-ки не так уж ча-сты, а о скры-тых ис-тя-за-ни-ях. Жен-щи-на чув-ству-ет се-бя остав-лен-ной все-ми и слов-но окру-жен-ной ста-ей вол-ков, ко-то-рые го-то-вы бро-сить-ся и разо-рвать ее на ча-сти. Она ви-дит се-бя как бы вдо-вой при му-же и си-ро-той при жи-вых ро-ди-те-лях. С ней всту-па-ет в борь-бу де-мо-ни-че-ская тем-ная си-ла, ко-то-рая да-вит на нее уны-ни-ем, тос-кой и то-ми-тель-ны-ми стра-ха-ми, пы-та-ясь до-ве-сти ее до от-ча-я-ния. Я пом-ню кар-ти-ну под на-зва-ни-ем «Остав-лен-ная». Там изо-бра-жен глу-бо-кий овраг, свер-ху по-рос-ший ле-сом. На дне овра-га сто-ит жен-щи-на, ко-то-рую бро-си-ли сю-да и оста-ви-ли од-ну. Солн-це за-хо-дит за го-ри-зонт. Его лу-чи еще про-би-ва-ют-ся сквозь ча-щу де-ре-вьев, но ско-ро они по-гас-нут, и на-станет ночь. Жен-щи-на сто-ит в этой ка-мен-ной за-падне, не зная, ку-да ид-ти, во-круг нет ни ду-ши. В ее гла-зах за-стыл ужас. Она долж-на по-гиб-нуть с го-ло-да или зве-ри рас-тер-за-ют ее; по-мо-щи ждать неот-ку-да. Но у хри-сти-ан-ки есть за-щи-та - это Про-мысл Бо-жий, есть си-ла со-про-тив-лять-ся де-мо-нам и лю-дям - это Бо-жия бла-го-дать, есть уте-ше-ние - Цер-ковь, есть ис-точ-ник сил - мо-лит-ва и на-деж-да. Для та-кой жен-щи-ны ро-дить ре-бен-ка, несмот-ря на ис-пы-та-ния со сто-ро-ны са-мых близ-ких лю-дей, ко-то-рые ста-но-вят-ся в это вре-мя бес-ко-неч-но да-ле-ки-ми - по-двиг, по-доб-ный ис-по-вед-ни-че-ству Хри-ста в на-шем без-ду-хов-ном ми-ре. Му-че-ниц пы-та-ли все-на-род-но, а этот по-двиг со-вер-ша-ет-ся за сте-на-ми до-мов. Он неве-дом для ми-ра, да и мир ред-ко вос-при-ни-ма-ет его как по-двиг.

Мы пи-са-ли о жен-щине-хри-сти-ан-ке, но на-ши сло-ва ка-са-ют-ся так-же жен-щин и дру-гих ре-ли-гий. Ес-ли они по-сту-пят по за-ко-ну сво-ей со-ве-сти и го-ло-су ма-те-рин-ства, то и это угод-но Бо-гу.

Неред-ко бы-ва-ет, что ре-бе-нок, со-хра-нен-ный ма-те-рью, впо-след-ствии ста-но-вит-ся лю-бим-цем всей се-мьи - тех, кто рань-ше тре-бо-ва-ли его убий-ства, и они бла-го-дар-ны жен-щине, за то, что она не по-слу-ша-ла их и не со-вер-ши-ла неис-пра-ви-мо-го. На-гра-да за та-кой по-двиг здесь, на зем-ле, ду-хов-ная ра-дость, по-кой со-ве-сти, а в бу-ду-щем - ве-ли-кая ми-лость Бо-жия. Мо-жет быть, мир су-ще-ству-ет по-то-му, что сре-ди нас на-хо-дят-ся тай-ные угод-ни-ки Бо-жии, они жи-вут ря-дом с на-ми, но мы не ви-дим их.

ар-хим. Ра-фа-ил (Ка-ре-лин)

Из кни-ги: "Как вер-нуть в се-мью по-те-рян-ную ра-дость?"

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»