Становление тоталитаризма. Насильственное установление однопартийной системы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Конспект урока по Всеобщей истории

9 класс

Рева Наталья Владимировна. Учитель истории. Высшая квалификационная категория.

МОБУ «Дружбинская средняя общеобразовательная школа». Соль – Илецкий район Оренбургская область.

Тема «Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии »

Цели урока:

1) Определить причины установления фашистской диктатуры в Германии, охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику фашистского режима, его социальную основу; сравнить фашистские режимы в Италии и Германии, показав их сходство и различия; охарактеризовать утверждение милитаризма в Японии; проследить связь между экономическим кризисом 1929-1932 гг. и фашизацией ряда стран Европы.

2) Формировать навыки установления причинно-следственных связей. Формировать общие навыки учебного труда (пользование учебником, компьютером, уметь конспектировать, планировать, добывать знания самостоятельно). Формировать интеллектуальные навыки (сравнивать, анализировать, делать выводы).

3) Через общую культуру личности в системе основных направлений современного воспитания формировать чувство ответственности за свою гражданскую позицию. Воспитание толерантности и неприятия проявления насилия над личностью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

УМК: 1) Учебник Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век. М. «Русское слово» 2012г.

2) Настенная карта «Европа после первой мировой войны».

3) Программно-аппаратный комплекс (монитор, процессор, клавиатура, мышь, программное обеспечение).

4) Рабочие тетради учащихся.

5) раздаточный материал.

План урока:

3. Милитаризм в Японии.

Ход урока

СЛАЙД – 1 - «Всеобщая история. 9 класс».

    Оргмомент

Здравствуйте ребята, садитесь. Открыли тетради, записали число, отложили ручки.

Внимание.

Создание ситуации успеха.

Тема нашего урока достаточно сложна, актуальна и вместе с тем интересна. Но зная ваши способности, вашу заинтересованность я думаю, у нас с вами всё получится. Ведь как утверждает древняя китайская пословица: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам - понял» - (правило на доске).

Предлагаю принять её за правило урока.

Согласны? Начинаем работать.

Перед вами лист № 1

Тезаурус

Задание - правильно соотнести термины с их определением.

Время одна минута. Время пошло.

1.Фашизм -

А. система взглядов, выдвинутая какой – либо партией или движением и обращённая к широким слоям населения.

2. Идеология -

Б. (с лат. целый, весь) – господство в государстве группы лиц, возглавляемых вождём, фюрером, дуче. Основные признаки – отсутствие реальных свобод и прав граждан, демократических организаций, всесторонний контроль за общественной жизнью, репрессии, утверждение единой идеологии.

3.Тоталитарный режим -

В. (с итальянского – пучок, связка) – политическое течение, возникшее в 1919 г в Италии, основные черты – национализм и тоталитаризм.

4.Геноцид

Г. Идеология и практика в национальном вопросе опирающиеся на признание главенства одной нации, её роли и интересов в развитие всего человечества в ущерб интересам и запросам других народов.

5. Национализм

Д. форма национальной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям.

6.Расизм

Е. политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть превосходство ценой нового обострения.

7. Реваншизм

Ж. система взглядов, выделяющая “природное разделение народов на низшие и высшие.

8.Антисемитизм

З. (с греч. –род, племя и лат. – убиваю) – политика и практика полного или частичного уничтожения тех или иных групп населения на расовой, этнической или религиозной почве.

Самопроверка – меняемся листами, проверяем ответы.

1-в; 2- а; 3- б; 4 – з; 5 – г; 6 – ж; 7 –е; 8 - д.

СЛАЙД - 2 «Ключи к ответам. Критерии оценивания».

Оцениваем выполненное задание. Передаём листы учителю.

Мотивация

Вопросы к классу:

Определите хронологию изучаемого нами периода? /конец 1920 - начало 1930 – х ггг XX века/

Учитель:

Вторая половина 1920 – х гг. была относительно благополучна для большинства стран Западной и Центральной Европы, а также США. Им в разной степени, удалось преодолеть трудности послевоенного периода.

Однако событие 1929-1932 гг коренным образом изменило облик ведущих стран мира.

Вопросы к классу:

- Назовите это событие? /Мировой экономический кризис/

В какой стране он произошёл? /США/

Почему кризис, произошедший в США, приобрёл мировое значение? / В годы первой мировой войны экономическое могущество США значительно возросло. В 1920 – е гг США стали основным мировым финансовым и индустриальным центром/

СЛАЙД 3

Вывод

Мировой экономический кризис привёл к политической и экономической нестабильности в ряде стран. Во всех странах шли активные поиски выхода из кризиса, которые привели к появлению новых политических идеологий.

Работа с учебником и картой /раздаточный материал/

Работа с текстом параграфа 5 стр 49 4 абзац и карта «Европа в 30-е гг XX века. Нарастание фашистской агрессии» /у каждого на парте/

Задание

Сформулируйте вывод.

СЛАЙД 4

Вывод:

К 1939 году демократическая форма правления сохранилась в 12 странах Европы. Параллельно появляются государства с тоталитарной формой правления.

Д/з параграф 5 + Работа учащихся Лист задание 3 выполнить в тетради .

Внимание на экран.

Задание

Просмотрите отрывок и укажите, о каких государствах идёт речь, и отметьте сформировавшиеся в них режимы. / Германия и Италия. Тоталитарные, фашистские режимы./

Определите тему нашего урока. /«Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии»/

Какие задачи мы должны решить для раскрытия темы урока?

Каким будет план?

СЛАЙД 5 / распечатан у каждого/

План урока

1. Возникновение фашизма в Германии.

2. Возникновение фашизма в Италии.

3. Милитаризм в Японии.

4. Сравнительные линии по становлению антидемократических режимов.

5. Фашизм в современном мире.

1,2,3 и 5 пункты плана раскрываются тьюторами. В ходе работы тьюторов всеми учащимися ведётся заполнение сравнительной таблицы «Становление тоталитарных режимов». Л ист № 2 у каждого на парте. Задача найти общие причины появления тоталитарных режимов в указанных странах.

Германия

Италия

Япония

В политической сфере

В экономической сфере

В идеологии

Во внешней политике

Вывод

Внимательно слушая тьюторов заполняем таблицу. Последняя графа таблицы – вывод, формулируете его после заполнение всех колонок таблицы. В конце урока подводим итоги и формулируем вывод.

Приглашаю первого тьютора Иващенко Анастасию . Она исследовала тему возникновения фашизма в Германии.

СЛАЙД – 6 коллаж

1. Возникновение фашизма в Германии.

Начавшийся в США экономический кризис особенно болезненно ударил по Германии. В условиях кризиса, выявившего явную неспособность правительства обеспечить решение обостряющихся социальных проблем, влияние Национал – социалистической рабочей партии (НСДАП) стало быстро расти.

СЛАЙД -7

Сравнение результатов выборов в рейхстаг двух партий Коммунистической и Национально – социалистической даёт возможность проследить их развитие.

Партия

1928г

1930г

1932г

ноябрь

1933г

НСДАП

0,8

4,6

13,0

11,0

17,3

КПГ

3,3

6,4

5,3

6,0

5,0

Анализируя данные выявляем:

Национал – социалистическая партия остаётся самой массовой. Однако выборы в ноябре 1932г показали спад популярности национал – социалистов. - Наряду с этим Коммунистическая партия в 1920-е годы становится одной из влиятельных партий Германии. Её позиции, хоть и медленно, но усиливаются.

В этих условиях единые действия коммунистов и социал-демократов, входящих в тройку лидирующих партий, в сумме располагавших не меньшей поддержкой в рейхстаге (парламенте), чем партия А. Гитлера, могли предотвратить установление фашистской диктатуры. Однако лидеры коммунистов, считая, что Германия стоит на пороге социалистической революции, не проявили заинтересованности в разработке совместной с социал-демократами программы действий, которая обеспечила бы выход из кризиса.

30 января 1933 г. президент Германии, фельдмаршал П. Гинденбург, назначил А. Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).

Первый удар национал-социалистов был нанесен по Компартии. Правительство А. Гитлера объявило коммунистическую партию вне закона. Правительство получило право издавать законы без рассмотрения их парламентом. И уже летом 1933 г. все партии, кроме НСДАП, были запрещены, немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря.

После смерти Гинденбурга в 1934 г. А. Гитлер сосредоточил в своих руках полномочия президента, главы правительства и верховного главнокомандующего, провозгласив себя фюрером (вождем) Германии. Идеология фашизма предполагала, что единая нация живет в едином государстве, возглавляемом одним вождем.

Принцип жесткой централизации власти сверху донизу стал основой реорганизации политической системы.

Партийная полиция - СС - стала основой тайной полиции государства, ее возглавил Г. Гиммлер. Все средства массовой информации были подчинены министерству народного просвещения и пропаганды, которое возглавил Й. Геббельс. Литература, произведения искусства, противоречащие идеологии фашизма, уничтожались. Профсоюзы были заменены системой Трудового фронта, игравшей роль министерства распределения трудовых ресурсов.

Особое внимание уделялось установлению контроля над экономикой. В 1934 г. промышленность страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики.

Были введены ограничения на внешнеторговые операции. Цель - достижение самообеспеченности основными видами продукции, в первую очередь сельского хозяйства. Для его поддержки были погашены задолженности крестьян, введены твердые цены на их продукцию, установлены высокие пошлины на импорт продовольствия. Запрещалось дробить, продавать и сдавать в аренду землю. Трудовой фронт направлял безработных горожан помогать крестьянам. Это было частью социальной программы национал-социалистов, связанной с организацией общественных работ, строительства дорог, что позволило ликвидировать безработицу, понизить налоги на мелких собственников.

Расовая теория фашизма стала основой его национальной политики. Эта теория делила народы на высшие и неполноценные. К первым были отнесены, прежде всего, немцы, провозглашенные потомками древних ариев, якобы стоявших у истоков европейской цивилизации. Неполноценными провозглашались народы, земли которых рассматривались как объект будущего завоевания, в частности славяне.

Особую враждебность национал-социалисты проявляли к евреям. Программа ариизации экономики - экспроприация собственности, прежде всего евреев была одним из источников средств решения социальных проблем.

Юридической основой ариизации стал закон 1935 г. о гражданстве, согласно которому те, кто не мог доказать свое арийское происхождение, особенно евреи и цыгане, не считались гражданами страны, ограничивались в правах.

Политика фашистского режима, установившего всеобъемлющий (тотальный) контроль над жизнью общества, в целом не встречала организованного сопротивления. Национал-социалисты с большой откровенностью обещали немцам процветание за счет захвата земель других народов, внешней экспансии, обещая превратить всю нацию в расу господ. Подготовка к войне стала главной целью фашистского режима. В 1936 г. был принят четырехлетний план создания вооруженных сил, способных обеспечить реванш за поражение в первой мировой войне.

Важной составляющей подготовки к войне была пропаганда фашистских идей за рубежом. В поиске союзников за рубежом режим А. Гитлера обращался в первую очередь к тем странам, которых не удовлетворяли условия Версальско-Вашингтонской системы, где существовали милитаристские, диктаторские режимы.

Вывод: Исходя из вышесказанного становится очевидным, что с приходом к власти Национал – социалистической партии во главе с Адольфом Гитлером в Германии складывается тоталитарный режим.

СЛАЙД 8

Признаки тоталитаризма на слайде.

Прошу внести их в сравнительную таблицу.

Сосредоточением национальной воли и национального духа, фашисты считали государство, которое должно быть не просто сильным, а Тоталитарным, полностью поглощающим собой общество.

Террор как средство управления государством.

Использование СМИ как орудия пропаганды.

Контроль со стороны партии над армией.

Государственный контроль над экономикой.

Господство одной партии.

Ликвидация демократических свобод

Диктатура официальной идеологии. Расовая теория.

СЛАЙД 9

И как информация к размышлению хочу привести цитаты А.Гитлера из его книги «Майн Кампф» (Моя борьба)

«На коленях будет стоять весь мир…Мы, национал-социалисты, сознательно подводим черту под внешней политикой Германии довоенного уровня. Мы переходим к политике будущего- политике территориальных завоеваний».

Спасибо за внимание.

Физминутка - релаксация. Мелодия «Шум дождя»

Приглашаю Сайденову Алину. Она раскрывает тему возникновения фашизма в Италии.

СЛАЙД 10

    Возникновение фашизма в Италии.

Первым союзником политики А. Гитлера в Европе стал фашистский режим в Италии. Как и в Германии, большинство населения Италии было разочаровано условиями послевоенного мира. Италия, несмотря на то, что перешла на сторону Антанты, ничего не получила из обещанного. Правительство страны не имело политической силы. Парламент собирался редко. Зрело социальное недовольство. В 1925г определился поворот к созданию тоталитарного государства, который растянулся по времени примерно на десятилетие. В 1925 г. Б. Муссолини добился принятия закона, согласно которому глава правительства назначался королем и нес ответственность перед ним, а не парламентом. В 1926 г. правительство получило законодательные полномочия, парламент стал чисто совещательным органом. Были распущены первоначально «антинациональные» партии (к их числу отнесли Коммунистическую и Социалистическую), а затем и все политические организации кроме фашистской партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами. На профсоюзы возлагалась задача по содействию «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках государства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начало осуществлять контроль над экономическим развитием.

Муссолини реорганизовал и избирательную систему, отменив выборы. Кандидатуры депутатов в парламент утверждались Большим фашистским советом (руководящим органом фашистской партии).

В развитых странах демократии приход к власти фашистских партий в Италии и Германии первоначально не вызвал особых опасений, несмотря на откровенные призывы к завоеваниям.

В Великобритании, Франции, США полагали, что фашистская идеология носит характер предвыборной риторики, предназначена для внутреннего употребления и не станет основой реальной политики.

Вывод: Таким образом в Италии также, как и в Германии сложился тоталитарный режим. Особенностью фашизма в Италии является наличие парламентской монархии, хотя роль короля и парламента сводилась к нулю.

Перед вами признаки итальянского фашизма. Прошу занести их в таблицу.

СЛАЙ 11

Навязанная обществу идея – достижение национального величия.

У власти одна фашистская партия.

Использование средств массовой организации как орудия пропаганды

Контроль со стороны партии над армией

Государственный контроль над экономикой и политикой.

Государство построено на началах вождизма.

Террор как средство управления государством

Ликвидированы основные политические права: свобода слова, собраний, неприкосновенности жилища, тайна переписки.

Спасибо за внимание.

3. Милитаризм в Японии .

СЛАЙД 12

К работе приглашаю Матвиенко Лилию. Она работала над темой «Национализм и милитаризм в Японии»

Прежде чем давать характеристику Милитаризму в Японии остановимся на определение милитаризма.

СЛАЙД 13

Итак, милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Особую форму воинствующий национализм принял в Японии. После окончания Первой мировой войны экономика Японии столкнулась с целым рядом сложных проблем. Возобновилась конкуренция между ведущими мировыми державами, с которыми Япония соперничать не могла. Решения Вашингтонской конференции лишили Японию привилегированного положения на китайских рынках. Крах банков, падение курса иены, спад производства породили стремление к решению проблем за счет внешней экспансии. Однако специфика Японии - относительная слабость политических партий, особая роль корпоративных, группировок, ведущих борьбу за влияние на императорский двор, исключала возникновение массовых политических движений. Главным носителем идей воинствующего национализма стала верхушка вооруженных сил, создавшая полутайные общества. Наиболее крупной из них был союз "молодого офицерства". Они были связаны с финансово-промышленными группами (дзайбацу).

Правящие круги Японии стали искать выход из кризиса прежде всего в подготовке и развязывании новой войны.

В 1927 г. главой правительства стал генерал Г. Танака, сторонник проведения наступательной политики на международной арене, жесткого курса внутри страны. В 1928 г. партия сэйюкай, лидером которой был Танака, потерпела поражение на выборах, но император Японии оставил его у власти. Правительство провело аресты лидеров ряда леворадикальных организаций, в том числе и Коммунистической партии. Был принят закон об «опасных мыслях», предусматривавший смертную казнь за призывы к свержению существующего строя. Ускоренными темпами велась подготовка к новой войне за передел мира.

При подведении итогов Первой мировой войны она получила право иметь такое же количество военных кораблей, как США и Англия, а также создавать новые военно-морские базы на островах Тихого океана. А это, в свою очередь, поощряло агрессивные устремления японского правительства на Дальнем Востоке. Активное завоевание внешних рынков и рост военных заказов привели к быстрому развитию промышленности. Наиболее высокими темпами развивалась такая отрасль экономики, как судостроение: тоннаж судов, построенных в 1918 году, в восемь раз превышал уровень 1914 года. К концу войны японское судостроение вышло на третье место в мире.

За эти же годы в четыре раза повысилась энерговооруженность японской промышленности, в 1,6 раза увеличилось количество рабочих, занятых в промышленном производстве. Главным экономическим итогом военных лет можно считать превращение Японии из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну.

СЛАЙД 14

Перед вами отличительные особенности милитаризма в Японии.

Занести данные в таблицу.

Характеристика милитаризма в Японии.

Слабость парламента и демократических институтов привела к милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

Экономика страны подчинена милитаризации и фашистскому режиму.

Постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему.

Экспансионистская политика правительства.

СЛАЙД 15

В подтверждение всего вышесказанного цитата из меморандума генерала Танака, 25 июля 1927 г.

«В интересах самозащиты Япония не сможет устранить затруднения в Восточной Азии, если не будет проводить политику «крови и железа». Но для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию <...> Мы должны использовать этот район как базу для проникновения в Китай под предлогом развития нашей торговли. Будучи же вооружены обеспеченными правами, мы захватим в свои руки ресурсы всей страны. Овладев всеми ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Центральной Азии и, наконец, Европы <...> В программу нашего национального развития входит, по-видимому, необходимость вновь скрестить мечи с России". (История войны на Тихом океане. Т. 1, М, 1957. С.338-339.)

Спасибо за внимание

4. Сравнительные линии по становлению антидемократических режимов.

Учитель

Спасибо тьюторам. Мы подходим к 4 пункту плана.

Приступаем к формулировке общего вывода. Поиск общих причин появления тоталитарных режимов в Италии, Германии и Японии.

Время на работу 3 минуты.

Заканчиваем работу с таблицей. Формулируем выводы.

Формулировка выводов учащимися

СЛАЙД – 16

Вывод:

Причины прихода фашистов к власти

Резкое падение жизненного уровня, массовое разорение и обнищание разных слоев населения, в результате первой мировой войны.

Кризис политических систем.

Экономический кризис.

Кризис массового сознания.

Политика реваншизма.

Учитель.

Почему актуальна проблема фашизма в современной России? С этой проблемой разбирался Шевелин Кирилл.

Мы переходим к последнему пункту плана. Фашизм в современном мире.

СЛАЙД - 17

Фашизм в современном мире.

Неофашизм - термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

В 1990-х - 2000х годах в связи с ухудшением экономической ситуации в России, неконтролируемым миграционным процессам в границах бывшего СССР и неспособностью руководства страны противостоять идеологии неофашизма, получили распространение фашистские организации.

По мнению отдельных исследователей, к неофашистским в России относят такие организации:

Русское национальное единство,

Движение против нелегальной иммиграции,

Национал-социалистическая партия северокавказских братьев.

К деятельности неофашистов относят ряд убийств на политической почве известных антифашистов (ученого Николая Гиренко, музыканта Тимура Качаравы, антифашиста Александра Рюхина и многих людей).

В нашем демократическом обществе есть люди, которые пытаются насаждать фашистскую идеологию среди морально неустойчивой молодежи,

готовой за материальные блага принять догмы лидеров некоторых политических партий.

К сожалению, молодежь забывает, что победа фашизма была тяжелым ударом не только для трудящихся масс Германии, она стала трагедией и гибелью для миллионов людей.

Поэтому проблема фашизма волнует не только историков, но и все прогрессивное человечество.

В доказательство этому предлагаю вашему вниманию результаты проведённого нами социологического опроса среди учащихся нашей школы.

«Фашизм: за и против»

СЛАЙД 18 -21

    С чем вы ассоциируете термин «фашизм»?

_____________________________

2.Как вы относитесь к проявлению фашизма в наше время?

А. отрицательно

Б. положительно

В. затрудняюсь ответить

Г. мне это не интересно

3. Что вы знаете о существовании фашистской идеологии в современном мире?

А. Она существует и это настораживает

Б. ничего не знаю

В. затрудняюсь ответить

Г. мне это не интересно

4.Что необходимо делать для того чтобы не допустить развитие фашизма в современном мире?

А. развивать гражданское общество

Б. разрабатывать и внедрять в общество гражданско – патриотические программы

В. воспитание нравственности среди детей и молодёжи

Г. введение цензуры по отношению к СМИ

СЛАЙД 22

Никогда не утихнет боль тех, кто потерял родных и близких. Никогда не будут забыты концлагеря, унесшие жизни миллионов ни в чем не повинных людей.

Важно не забывать о тех неисчислимых бедствиях, в пучину которых вверг человечество фашизм, соединивший в себе все мерзостное, что было порождено - расизм и национализм, милитаризм.

Учитель

Спасибо Кирилл.

Итак подведём итог урока.

О чём шла речь на уроке? /возникновение фашизма и милитиразма/

Что выяснили? / Мы выяснили причины возникновения фашизма, его историю, раскрыли характерные черты и особенности фашизма, проявление его в современном мире/.

Карта самоконтроля

Звучит предостережение борцов против коричневой чумы о том, что фашизм- это государственный терроризм, попрание всех человеческих прав, гонка вооружений, необузданный милитаризм, агрессия: фашизм - это война. Необходимо помнить об этом. Чтобы жить в цивилизованном, демократическом обществе.

Но мне хотелось, чтобы вы еще раз уточнили для себя в чем суть фашизма, что есть фашизм.

СЛАЙД 23 Порассуждай

Лист задание 3 выполнить в тетради.

Задание на закрепление.

/задание выполняется в тетради/

1. Определите, в условиях какого режима могло произойти следующее событие:

Поэт иронично отозвался о вожде и за это был сначала сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян.

2.Составить синквейн к слову Фашизм

Фашизм

2 прилагательных

3 глагола

Фраза

Существительное

Можно применять следующие слова.

Абсолютный Жёсткий Карательный Унижающий Запрещающий

ТЕЗАУРУС (терминология)

1.Фашизм -

(с итальянского – пучок, связка) – политическое течение, возникшее в 1919 г в Италии, основные черты – национализм и тоталитаризм.

2. Идеология -

Система взглядов, выдвинутая какой – либо партией или движением и обращённая к широким слоям населения.

3.Тоталитарный режим -

(с лат. целый, весь) – господство в государстве группы лиц, возглавляемых вождём, фюрером, дуче. Основные признаки – отсутствие реальных свобод и прав граждан, демократических организаций, всесторонний контроль за общественной жизнью, репрессии, утверждение единой идеологии

4.Геноцид

(с греч. –род, племя и лат. – убиваю) – политика и практика полного или частичного уничтожения тех или иных групп населения на расовой, этнической или религиозной почве.

5. Национализм

Идеология и практика в национальном вопросе опирающиеся на признание главенства одной нации, её роли и интересов в развитие всего человечества в ущерб интересам и запросам других народов.

6.Расизм

система взглядов, выделяющая “природное разделение народов на низшие и высшие.

7. Реваншизм

политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть превосходство ценой нового обострения.

8.Антисемитизм

форма национальной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям.

Проявление тоталитарных тенденций

Германия

Италия

Япония

В политической сфере

В экономической сфере

В идеологии

Во внешней политике

Вывод

Проявление тоталитарных тенденций

Германия

Италия

Япония

В политической сфере

большинство населения разочаровано условиями послевоенного мира.

Господство одной партии.

Ликвидация демократических свобод. Вождизм.

Население разочаровано условиями послевоенного мира. Господство одной партии.

Ликвидация демократических свобод.

Формально Италия оставалась парламентской монархией, в действительности роль короля и парламента свелась к нулю.

Вождизм.

В экономической сфере

Контроль гос – ва над экономикой.

В идеологии

Контроль над обществом. Цензура. Репрессии. Расовая теория

Контроль над обществом. Цензура. Репрессии.

японский милитаризм зависит от традиций Японии. Опора милитаризма – народ, святость личности императора, традиция подчинения вышестоящим (конфуцианская мораль)

Во внешней политике

Политика реваншизма.

Политика реваншизма

Тип милитаризма – экспансионистский.

Вывод

В 1920-30 –х гг XX века в германии и Италии сложился тоталитарный режим. В Японии милитаристский режим. Важнейшими направлениями фашизма были национализм, пересмотр Версальского договора и позаимствованные у социалистических партий лозунги социальной справедливости, ликвидации нетрудовых доходов, революционного обновления общества. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии фашизма.

1. Фашизм в Германии: путь к власти [§11 п.1 Загладин].Численность партии А. Гитлера с 1926 по 1929 г. возросла с 17 до 120 тыс. членов. Она создала общегер­манскую территориальную структуру, сформировала военизированные отряды, собственную тайную полицию. Возникли поддерживающие НСДАП молодежные, женские и профсоюзные организации. Не отказываясь от насилия, особенно против коммунистов, фашистская партия взяла курс на приход к власти мирным путем, с использованием инсти­тутов демократии.

В условиях кризиса, выявившего явную неспособность правитель­ства обеспечить решение социальных проблем, влияние НСДАП быст­ро росло. Одновременно, хотя и более медленными темпами, усилива­лись позиции коммунистов. Компартия Германии (КПГ) стала одной из самых влиятельных в Западной Европе. При этом, как показали ито­ги повторных выборов в 1932 г., НСДАП уже прошла пик своей попу­лярности, часть ее избирателей начала разочаровываться в фашизме.
Таблица 11. Результаты выборов в рейхстаг (1928-1933 гг.)


Партия

Количество голосов (млн.)

1928 г.

1930 г.

1932 г. июль

1932 г. ноябрь

1933 г.

Компартия Германии

3,3

4,6

5,3

6,0

5,0

НСДАП

0,8

6,4

13,0

11,0

17,3

Схема 2. Распределение мест в рейхстаге после выборов в ноябре 1932 г.

30 января 1933 г. президент Германии П. Гинденбург назначил А. Гитлера рейхсканцлером (главой правительства).

В этих условиях единые действия коммунистов и социал-демокра­тов, в сумме располагавших не меньшей поддержкой в рейхстаге, чем партия А. Гитлера, могли предотвратить установление фашистской дик­татуры. Однако лидеры КПГ считали, что Германия стоит на пороге со­циалистической революции и мечтали о Советской Германии. Омы не проявили заинтересованности в разработке совместной с социал-де­мократами программы действий, которая обеспечила бы выход из кри­зиса. Их тактика оставалась прежней.

Призывы к единым антифашистским действиям КПГ обращала лишь к рядовым социал-демократам, продолжая разоблачать лидеров СДПГ как предателей интересов рабочего класса. Некоторые руководители Компартии не скрывали убеждения, что для них фашисты являются меньшим злом, чем социал-демократы. Они считали, что Гитлер, придя к власти, быстро потеряет всякое влияние, кризис будет углубляться, что откроет КПГ путь к власти.

2. Фашистская диктатура в Германии [§11 п.2 Загладин].

Первый удар национал-социа­листов был нанесен по Коммунистической партии. Поджог здания рейх­стага в феврале 1933 г., приписанный коммунистам, стал поводом для кампании репрессий против руководства КПГ. Однако на досрочных выборах в рейхстаг, состоявшихся в марте, за коммунистов проголосо­вало около 5 млн. избирателей, 7 млн. поддержали социал-демократов, НСДАП получила 17,3 млн. голосов.

Для того чтобы обеспечить поддержку 2/3 голосов в парламенте, тре­бующихся для изменения конституции, правительство А. Гитлера объя­вило КПГ вне закона.

Провозгласив недействительными полученные ею мандаты, нацио­нал-социалисты при поддержке правых и центристских партий провели закон о чрезвычайных полномочиях . Правительство получило право издавать законы без рассмотрения их парламентом. Летом 1933 г. все партии, кроме НСДАП, были запрещены , оппозиционная пресса закры­та, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправ­лены в концлагеря.
Концентрационные лагеря (концлагеря) - места принудитель­ного заключения лиц, неугодных правящему режиму. В Германии они стали также лагерями смерти для миллионов евреев, славян, полити­ческих противников фашизма, военнопленных.
После смерти Гинденбурга в 1934 г. А. Гитлер сосредоточил в своих руках полномочия президента, главы правительства и верховного главнокомандующего, провозгласив себя фюрером Германии.


  1. Идеоло­гия фашизма предполагала, что единая нация живет в едином госу­дарстве, возглавляемом одним вождем.

  • Принцип жесткой централизации власти сверху донизу стал осно­вой реорганизации политической системы. Была отменена автономия земель.

  • Структуры НСДАП и государства слиты воедино. Партийная полиция - СС - превратилась в тайную полицию государства, ее воз­главил Г. Гиммлер.

  • Все средства массовой информации отныне подчи­нялись министерству народного просвещения и пропаганды , которое возглавилИ. Геббельс. Произведения искусства, противоречащие иде­ологии фашизма, уничтожались, книги сжигались на кострах. Запреща­лось исполнение «непатриотической» музыки.

  • Профсоюзы были заме­нены системой Трудового фронта , игравшей роль министерства распределения трудовых ресурсов.
Привыкшие к анархии и вседозволенности штурмовые отряды СА , в которые в 1920-е гг. рекрутирова­лись безработные и разорившиеся мелкие буржуа (они использовались для погромов и уличных манифестаций), были частично ликвидирова­ны, частично подчинены командованию армии. Лидер штурмовиков, бывший соратник ГитлераЭ. Рем, был обвинен в заговоре против фю­рера и казнен.

  1. Большое внимание уделялось управлению экономикой.

  • В 1934 г. про­мышленность страны поставили под контроль территориальных и про­изводственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты, про­должительность рабочего дня - все определялось государством.

  • Были введены ограничения на внешнеторговые операции. Для экс­порта продукции требовалось специальное разрешение министерства экономики. Так достигалась автаркия - самообеспеченность основ­ными видами продукции, в первую очередь сельского хозяйства.

  • Для поддержки сельского хозяйства погашались задолженности крестьян, вводились твердые цены на их продукцию, устанавливались высокие пошлины на импорт продовольствия. Запрещалось продавать и сдавать в аренду землю.

  • Трудовой фронт направлял безработных горожан помогать крестьянам. Это было частью социальной программы национал-социалистов, свя­занной с организацией общественных работ и строительством дорог. Ее цель состояла в том, чтобы ликвидировать безработицу, понизить нало­ги на мелких собственников.

  1. Расовая теория фашизма стала основой его национальной политики.
Народы делились на высшие и неполноценные. К первым были отнесе­ны, прежде всего, немцы, провозглашенные потомками древних ариев, якобы стоявших у истоков европейской цивилизации. Когда Германия заключила военный союз с Японией, японцы были признаны арийцами Азии. Неполноценными провозглашались народы, земли которых рассмат­ривались как объект будущего завоевания, в частности славяне. Осо­бую враждебность национал-социалисты проявляли к евреям. В Герма­нии их проживало около 0,5 млн.

Программа ариизации экономики включала экспроприацию собственности, банков и предприятий не­арийцев (они составляли 1/15 численности буржуазии). Эта програм­ма стала одним из источников средств решения социальных проблем. Экспроприированная собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам.

Юридической основой ариизации стал закон 1935 г. о гражданстве , согласно которому те, кто не мог доказать свое арийское происхожде­ние, не считались гражданами страны, ограничивались в правах. Браки между арийцами и представителями «низших» рас, согласно закону об охране немецкой нации и чистоты немецкой крови, запрещались.

Политика фашистского режима, установившего всеобъемлющий (то­тальный) контроль над жизнью общества, не встречала организованного сопротивления.
Тоталитарное государство - форма диктатуры, при которой вся полнота власти принадлежит одной политической силе, тотально (все­цело) контролирующей общество и все стороны жизни граждан.
Репрессивный характер режима, беспощадно подавлявшего инако­мыслие, исключал открытый протест. Ликвидация безработицы, уста­новление гарантированной оплаты, программы помощи неработающим матерям, создание системы бесплатного образования и т.д. одобрялись многими немцами.

Национал-социалисты обещали немцам процветание за счет захвата земель других народов, особенно на Востоке Европы, сулили превра­тить всю нацию в расу господ. Подготовка к войне стала главной целью фашистского режима. В 1936 г. был принят четырехлетний план созда­ния вооруженных сил , способных обеспечить реванш за поражение в Пер­вой мировой войне.

Подготовке к войне служила пропаганда фашистских идей за рубе­жом. В германоязычной Австрии, среди немцев, живущих в Чехослова­кии, потомков выходцев из Германии в других странах, пропагандиро­вались идеи объединения всех немцев в рамках Великой Германии. В 1934 г. в столице Австрии, Вене, национал-социалистское движение предприняло попытку захвата власти.

В поиске союзников за рубежом режим А. Гитлера обращался в пер­вую очередь к тем странам, которых не удовлетворяли условия Версальско-Вашингтонской системы, где существовали милитаристские диктаторские режимы.

3. Фашистская диктатура в Италии [§11 п.3 Загладин].

Первым таким союзником Герма­нии в Европе стал фашистский режим в Италии. Поворот к созданию тоталитарного государства начался в Италии в 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие.

В 1925 г. Б. Муссолини добился принятия закона, по которому глава правительства назначался королем и нес ответственность перед ним, а не перед парламентом.

В 1926 г. правительство получило законода­тельные полномочия, парламент стал совещательным органом. Были распущены «антинациональные» Коммунистическая и Социалистическая партии , а затем остальные политические организации, кроме фашистской партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами.

На профсоюзы возлагалась задача по содействию «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Зада­ча защиты их социальных интересов отпала с созданием 22 корпора­ций, объединивших под государственным контролем предпринимате­лей и профсоюзы по отраслям промышленности.

Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках го­сударства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начало осуществлять контроль над экономическим развитием.

Формально Италия оставалась парламентской монархией, в дей­ствительности роль короля и парламента свелась к нулю. Муссолини реорганизовал и избирательную систему, отменив выборы. Кандидатуры депутатов в парламент выдвигались корпорациями, утверждались Большим фашистским советом - руководящим органом фашистской партии.

Возникшие в 1920-1930-е гг. во многих странах фашистские движе­ния, а также диктаторские режимы заимствовали фразеологию и мето­ды Б. Муссолини и А. Гитлера, апеллировали к единству нации, ее вели­чию, под которым понималось расширение территории страны за счет соседей.

К 1939 г. из 26 стран Европы демократическая форма правления со­хранилась лишь в 12. Фашистские режимы и военные диктатуры, опи­равшиеся на армию, возникали:


Список автора

Список по времени

Диктаторские режимы

Тоталитарные режимы

в Италии (1925),

в Венгрии (1920),

в Венгрии (1920),

в Италии (1925),

в Германии (1933),

в Болгарии (1922),

в Болгарии (1922),

в Германии (1933),

в Венгрии (1920),

в Албании (1925),

в Албании (1925),

в Болгарии (1922),

в Италии (1925),

в Литве (1926),

в Испании (1930),

в Литве (1926),

в Польше (1926),

в Албании (1925),

в Польше (1926),

в Португалии (1926),

в Польше (1926),

в Португалии (1926),

в Югославии (1929),

в Португалии (1926),

в Югославии (1929),

в Испании (1930),

в Литве (1926),

в Испании (1930),

в Австрии (1933),

в Югославии (1929),

в Австрии (1933),

в Латвии (1934),

в Австрии (1933),

в Германии (1933),

в Эстонии (1934),

в Эстонии (1934),

в Латвии (1934),

в Греции (1936),

в Латвии (1934),

в Эстонии (1934),

в Румынии (1938).

в Греции (1936),

в Греции (1936),

в Румынии (1938).

в Румынии (1938).

Не все эти режимы оказались долговечными, но процесс фашизации Европы проявился довольно отчетливо .

4. Национализм и милитаризм в Японии [§11 п.4 Загладин].

Особую форму воинствую­щий национализм принял в Японии. Истоки его подъема также корени­лись в экономических трудностях.

  • Решения Вашингтонской конферен­ции лишили Японию привилегированного положения на китайских рынках.

  • Начавшаяся в Китае революция , сопровождающаяся бойкотом товаров иностранных держав, спровоцировала в 1927 г. экономический кризис в Японии. Крах банков, падение курса иены, спад производства породили стремление решить все проблемы за счет внешней экспансии.
Однако слабость политических партий, особая роль корпоративных, ведомственных, клановых группировок, ведущих борьбу за влияние на императорский двор, исключали возникновение массовых политиче­ских движений. Главным носителем идей воинствующего национализма стала верхушка вооруженных сил , создавшая полутайные общества, свя­занные с финансово-промышленными группами (дзайбацу). Их влия­ние усиливало милитаристско-олигархический характер японского национализма.

В 1927 г. главой правительства стал генерал Г. Танака, сторонник проведения наступательной внешней политики, жесткого курса внутри страны. В 1928 г. партия сэйюкай, лидером которой был Танака, потер­пела поражение на выборах, но император Японии оставил его у власти. Правительство арестовало лидеров некоторых леворадикальных орга­низаций, в том числе и Коммунистической партии. Был принят закон об «опасных мыслях» , предусматривавший смертную казнь за призывы к свержению существующего строя. Ускоренными темпами велась под­готовка к новой войне за передел мира.

Вопросы и задания


  1. Почему в Германии в 1920-1930-е гг. возросла популярность коммунистов и национал-социалистов?

  2. Каким образом мировой экономический кризис повлиял на об­щественно-политическую ситуацию в Германии?

  3. Каким был путь А. Гитлера к власти? Объясните причины уста­новления фашистской диктатуры в Германии.

  4. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику фашист­ского режима. Почему его поддержало большинство немцев?

  5. Чем установленный в Италии фашистский режим Б. Муссоли­ни отличался от фашистской диктатуры в Германии? Чем они были схожи? Почему фашистские партии стремились соблю­сти нормы парламентской демократии на пути к власти?

  6. Раскройте пути проявления воинствующего национализма и милитаризма в Японии.

  7. На основе текста параграфа и документов заполните таблицу «Становление тоталитарных режимов».

Задание 7. Сделайте вывод: что было общего в развитии Германии, Ита­лии, Японии в 1930-е гг. и чем различались политические ре­жимы этих стран?

Документальные материалы

Из выступления А. Гитлера (февр. 1933 г.):

Емкость рынков мира ограничена, а производство повсюду из­быточно. В освоении новых земель - единственная возмож­ность снова сократить армию безработных <...> Жизненное пространство для немецкого народа слишком мало. Строительство вермахта - важнейшая предпосылка для дос­тижения цели - завоевания политического могущества <...> Как будет использовано политическое могущество, когда мы приобретем его? <...> Возможно, завоевание новых рынков сбыта, возможно - и, пожалуй, это лучше - захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная гер­манизация.
Вопросы 13. Какие цели А. Гитлер провозгласил в 1933 г.? Какие средства для этого предлагалось использовать?

В интересах самозащиты Япония будет проводить политику «крови и железа».

Если мы в будущем захотим захватить в свои руки контроль над Китаем, мы должны сокрушить Соединенные Штаты. Чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньч­журию и Монголию <...> Следует использовать этот район как базу для проникновения в Китай под предлогом развития на­шей торговли.

Овладев ресурсами Китая, мы перейдем к завоеванию Индии, стран Южных морей, а затем к завоеванию Малой Азии, Цент­ральной Азии и, наконец, Европы <...> В программу нашего национального развития входит необхо­димость вновь скрестить мечи с Россией.
Вопрос 14. Как обосновывалась в меморандуме необходимость перехода к по­литике «крови и железа»? Охарактеризуйте планы действий Японии. Как можно оценить такую политику?

Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы.

Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии.

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения.

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века.

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини.

Развитие аналитического и синтезирующего мышления.

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы.

Отработка навыков работы в должном темпе.

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно.

Реализация принципа проблемности развивающего обучения.

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов.

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности.

Воспитание гуманности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-проблема

П.З.: Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система как тоталитаризм?

План:

  1. Рождение тоталитаризма
  2. Установление тоталитарных режимов в Европе
  3. Основные мероприятия тоталитарных правительств

Литература: О.В. Волобуев, В.А. Клоков «Россия и мир» 11 класс М. 2006 год. Гаджиев «Введение в политологию» М. 2003 год. А.Ф Никитин «Право и политика» М. 2001 год. У. Ширер «Взлет и падение третьего рейха» М. 1999 год.

Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З, мультимедийный проектор. Учащиеся делятся на 2 рабочих группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы
  • Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии
  • Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения
  • Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века
  • Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини

Развивающие:

  • Развитие аналитического и синтезирующего мышления
  • Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы
  • Отработка навыков работы в должном темпе
  • Развитие умений действовать в группе и самостоятельно
  • Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитательные:

  • Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов
  • Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности
  • Воспитание гуманности

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии. На прошлом уроке мы рассмотрели причины, особенности и последствия Мирового экономического кризиса. Итак, проверим домашнее задание, по карточкам работают 3 человека. Вопросы в карточках об особенностях проявления кризиса в:

  1. Великобритании
  2. Франции

А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был? Какие последствия имел этот кризис для стран?

Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение, дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-потребление. Промышленное производство росло быстрее роста зарплаты, низкий спрос на массовое производство. Кризис перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Произошло разочарование в институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей. Пессимизм. Экономический кризис 1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт, противоборство двух политических режимов: тоталитаризма и демократии. В ХХ веке тоталитаризм утвердился в качестве политических систем в самой большой стране мира – России, в одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии, Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление тоталитарных режимов в
Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать будем по определенному плану. Запишем число и тему урока

Рождении тоталитаризма

Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века. Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?

Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

Признаки:

Наличие единой правящей партии

Сращивание партийного и государственного аппарата

Ликвидация гражданских прав и свобод

Контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

Культ вождя, наличие лидера-диктатора

Монополии на СМИ

Террористический и полицейский контроль

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение). Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве . Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Формулировка проблемы.

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Установление фашистских режимов

Каждая группа получает задание.

1 группа: что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

2 группа: что способствовало установлению тоталитаризма в Германии?

3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы в 20-30х годах?

1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради

3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы 2 рабочих групп

Ответ 1 группы:
- тяжелое экономическое положение

- массовое недовольство, движение трудящихся

Во всех бедах винили правительство либералов

Фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

Царившая обстановка неуверенности

Неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике

Ответ второй группы:

Экономический и политический кризис

Отсутствие политической стабильности

Чувство национального унижения, охватившее общество после войны (инфляция, контрибуция)

Популярность националистических идей

Страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением

Ответ 3 группы:

Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи

Для предотвращения угрозы революции для создания нового порядка и внешней экспансии

Либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма

А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти? Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма – Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого режима. Переходим к 3 пункту плана.

Сообщения учащихся о личностях Гитлера и Муссолини

Мероприятия тоталитарных правительств

Работа в группах

1 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Италии

2 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Германии

3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп, определить различия фашистских режимов в Италии и Германии (работа с документами)

1 и 2 группы работают с учебником, выписывают основные мероприятия тоталитарных правительств

Ответ 1 группы:

Ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

Муссолини, фактически, единоличный правитель

Чистка гос. аппарата

Вмешательство в экономику

Политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности)

Активная внешняя политика

Ответ 2 группы:

Террор противников

Запрет всех партий, кроме НСДАП

Максимальная централизация хозяйственной жизни

Организация общественных работ для ликвидации безработицы

- «ариизация» экономики

Вооружении армии

Поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика

Ответ 3 группы:

В Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

Антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.

В руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

Партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Большое значение при формировании тоталитарного режима сыграла жесткая цензура и контроль за каждой сферой культурной жизни. О том, как это происходило наглядно описано в …… Ширера «Взлет и падение третьего рейха»

Давайте сделаем вывод по 3 пункту плана. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма? Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Обратимся к нашему главному вопросу, мы выяснили, почему создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему тоталитаризм и фашизм возникли именно в XX веке? Политическая идеология тоталитаризма основана на принципиально новом представлении о политике (в частности на политическом принуждении). Тоталитаризм стал возможен благодаря определенным чертам индустриальной эпохи. Он не мыслим без современных технических средств. Причем они выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового типа личности путем стандартизации, растворения человека в массе.

Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают свой режим в условиях глубочайших потрясений, которые поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и возникла в 20-30 гг. в странах Европы

Ответить на вопрос: подумайте, чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны

Д/З: итоги (оценки)

Макет доски

План

1. Рождение тоталитаризма

2.Установление фашистских режимов

3.Сообщения

4.Мероприятия тоталитарных правительств

6. Тоталитаризм – феномен ХХ века

Тоталитарные режимы в Европе

«Отсутствие экономической свободы ведет к политической несвободе»

Ф.Хайек

«Фашизм – ложь, изрекаемая бандитами»

Э.Хмингуэй

Почему в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Д/З п. 15

№1

Тоталитаризм

Фашизм

Нацизм

Фюрер

Дуче

А.Гитлер

Б.Муссолини

ПРИЛОЖЕНИЕ!

Тоталитарные режимы в 30-е гг.
Италия, Германия, Испания

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Возникла непосредственная угроза разрушения европейской цивилизации со стороны правоэкстремистских сил, фашизма. Каждая из крупных европейских индустриальных стран и США имела свои своеобразные пути и методы выхода из кризиса, но между ними была четка грань, разделявшая государства тоталитарные и государства демократические и, следовательно, те методыкоторые использовались ими для выхода из кризиса.
Появление в межвоенный период группы фашистских государств, где была чрезвычайно велика роль государства и насилия, не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришли к власти при опоре на массовые движения и утверждался с соблюдением поначалу легальных форм коалиционного правительства. И это обстоятельство первоначально притупило бдительность европейской либеральной демократии, недооценившей масштабы угрозы европейской цивилизации. Именно об этой опасности, таившейся в кризисе европейского общества, предупреждали еще до прихода германского фашизма к власти и распространения тоталитарных режимов в своих романах писатели, которых считали антиутопистами (Ф.Кафка, Е.Земятин).
Для чего же утверждались тоталитарные и авторитарные режимы в 20-е и 30-е гг.? для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции, создания нового социального порядка и в конечном итоге внешней экспансии. Это было характерно для Германии, Италии, Испании, Японии и ряда других стран с профашистскими, авторитарными режимами. В этих случаях либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма.

Вопрос: каковы различия между фашистскими режимами в Германии и Италии?

Наиболее близко к нацистской системе политического господства стоит фашизм Б.Муссолини, который пришел к власти в Италии в 1922 г. Политические системы германского нацизма и итальянского фашизма схожи по ряду признаков, но далеко не тождественны.
В промышленно развитой Германии нацизм стал специфической формой преодоления кризиса. Поскольку по своему социально-экономическому развитию Италия заметно отставала от Германии, то режим Б.Муссолини сосредоточился на индустриализии страны, достигнув при этом значительных успехов. Стремление согласовывать свои действия с многими традиционными представлениями и ценностями было отличительной характеристикой фашистского корпоративного государства.
В годы фашизма Италия номинально оставалась монархией, а католицизм, объявленный единственной религией в стране, ограничивал претензии фашизма на тотальное проникновение в общество его псевдорелии. Антисемитизм в Италии не возводился в ранг государственной политики, а сам Муссолини многократно с усмешкой отзывался о господстве «высшей» расы.
Нацистский и фашистский режимы различались системами властных отношений. В руках дуче концентрировалась значительно меньшая власть, чем в руках фюрера. Наряду с фашистской партией в стране значительный вес имели военные, аристократия, церковь и бюрократия. Сама фашистская партия со временем становилась менее монолитной и не могла претендовать на руководящую роль. Центральным звеном политического механизма оставалось государство.
Нацизм подавил все видимые оппозиционные силы, и сопротивление гитлеровской диктатуре оставалось уделом подпольных групп коммунистов и социал-демократов, в также заговорщиков из военных и аристократии, но оно не причиняло массового характера. Муссолини не смог добиться такой массовой поддержкой, и но фашистская диктатура рухнула после вступления союзников на территорию Италии и нарастания сопротивления ударов Сопротивления изнутри.
Политика нацистской Германии и фашистской Италии носила откровенно имперский характер. Ее агрессивность ввергла мир в кровавый кошмар Второй мировой войны, в которой и потерпел крах правый тоталитаризм.
Основатели тоталитарных систем полагали, что они выносят смертный приговор либеральному демократизму. Следует признать, что и социалистическая модель, которая была построена в СССР, и нацистский тоталитаризм как альтернативы демократической государственности в экономическом, политическом и морально смысле не состоялись


Урок всеобщей истории «Формирование тоталитарных режимов в Европе»

9 класс

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: технология развития критического мышления, элементы мастерской ценностных ориентаций

Предметные задачи урока:

    Познакомиться с причинами формирования тоталитарных режимов в Европе.

    Определить сущность тоталитарных режимов

Метапредметные задачи урока:

    Регулятивные – уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

    Познавательные – анализировать различные источники информации; находить причинно-следственные связи; формулировать вывод.

    Коммуникативные – использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные задачи урока:

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества. (Современные гуманистические ценности выражены в том числе в Международной конвенции прав человека, которая была принята после Второй мировой войны. Ужасы войны заставили людей задуматься над ценностями человеческой жизни и достоинства личности. Этот урок, как и другие, посвященные XX веку, позволяет работать с такими категориями как свобода, личность, нравственный выбор, достоинство и т. д.).

Осмысление социально-нравственного опыта человечества; развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. (Изучение данной темы помогает понять условия, при которых становится возможным формирование тоталитарных режимов, ставит вопросы нравственного выбора)

Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Принятие ценности семьи и семейной жизни.

Образовательные:

Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы.

Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии.

Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения.

Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века.

Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини.

Развивающие:

Развитие аналитического и синтезирующего мышления.

Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы.

Отработка навыков работы в должном темпе.

Развитие умений действовать в группе и самостоятельно.

Реализация принципа проблемности развивающего обучения.

Воспитательные:

Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов.

Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности.

Воспитание гуманности.

Оснащение урока: мультимедиа проектор, доска, раздаточный материал.

Тема урока: «Формирование тоталитарных режимов». Данный урок знакомит учащихся с сущностью тоталитарных режимов, позволяет выявить причины их прихода к власти. Урок имеет межпредметный характер, т.к. изучение материала построено с учетом курса обществознания, на котором ученики уже успели изучить основные черты тоталитарных режимов. Это дает возможность учителю опираться на знания детей и больше времени посвятить анализу документов и формированию личностной позиции детей.

Почему в ХХ веке возникла такая бесчеловечная система как тоталитаризм?

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период. Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии.

Президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Вот что он сказал об уроках истории: «Уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, укрепления общественного, политического гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь. Недопустимо тащить раскол и злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь».

ХОД УРОКА

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Вниманию детей предлагается фотография, отражающая приезд Гитлера на верфи Гамбурга.

Вопросы детям:

    Что вы видите на этой фотографии? (человек противостоит толпе)

    Какие качества необходимы для того, чтобы противостоять толпе? (смелость, твердость, уверенность, принципиальность)

    Как можно охарактеризовать человека в центре фотографии? (Смелый, независимый, личность)

Человека, находящегося в центре фотографии, зовут Август Ландмессер. Учитель может не сообщать его имя сразу. Интересно будет понаблюдать, возникнет ли у учеников интерес к данному персонажу, зададут ли они вопросы о нем самостоятельно.

Учитель просит учеников подумать, смогли бы они, пусть в малом, противостоять мнению окружающих, просит проголосовать по трем позициям:

    Поднимите руки те, кто уверен, что смог бы противостоять толпе.

    Поднимите руки те, кто уверен, что подчинился бы толпе.

    Поднимите руки те, кто сомневается в своих силах.

Просмотр ролика №1

Ознакомление с документом №1

    Является ли тоталитарный режим адекватной ценой за спокойную и стабильную жизнь?

    Есть ли смысл в поступке Августа Лэндмессера?

Задание:

    Подберите два глагола, характеризующие описанное в видео государство.

    Подберите два прилагательных, описывающих эмоциональное состояние людей, живущих в этом государстве.

Вопрос классу:

    Как одним словом можно назвать такое государство?

Рождение тоталитаризма

Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился, нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века.

Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм?

Каковы его признаки?

Ответ : тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

(запись в листы)

Тоталитаризм (от лат. «весь», «полный») - антидемократический режим, в котором установлен полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия.

Признаки: (запись в листы)

Наличие единой правящей партии

Сращивание партийного и государственного аппарата

Ликвидация гражданских прав и свобод

Контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

Культ вождя, наличие лидера-диктатора

Монополия на СМИ

Террористический и полицейский контроль

Так как вам уже кое-что известно из курса обществознания о тоталитаризме, давайте проверим ваши знания. У вас на партах лежат таблицы. Я буду читать характеристики политических режимов, они под цифрами, ваша задача распределить их по колонкам. Ставить только цифры

Тоталитарный режим

Демократический режим

1). Наличие правового государства.

2). Одна идеология.

3). Монополизация политической жизни.

4). Централизация экономики.

5). Реальное разделение властей.

6). Отсутствие политических свобод граждан.

7). Свободные демократические выборы органов власти.

8). Гарантированные политические свободы личности.

9). Многопартийная политическая система.

10). Монополия власти на информацию.

Проверка выполнения

Поменяйтесь тетрадью с товарищем, сидящим позади вас. Проверим работы. Если правильно – ставим плюс, неправильно – минус. Посчитайте количество плюсов. Поставьте оценку.

Что такое фашизм? (запись в листы)

Фашизм (от итал. «пучок», «связка») - реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны.

Фашизм – одна из форм тоталитаризма.

Каковы причины прихода фашистов к власти? (запись в листы)

    Социально - экономический и политический кризис.

    Неспособность правительств вывести страну из кризиса, тяга народных масс к «сильной руке».

    Поддержка фашистов со стороны крупных предпринимателей.

    Слабость антифашистских сил, демократических институтов; раскол рабочего класса.

    Фашизм в Италии

«Поход на Рим» - движение фашистских молодчиков в 1922 году из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом.

29 октября 1922 г. - король Виктор Эммануил поручил лидеру Фашистской партии Бенито Муссолини сформировать правительство

Сообщение учащегося о Муссолини

Особенности фашизма в Италии (запись в листы)

    Ликвидация противников

    Полная преданность режиму и дуче (вождю)

    1929 год – соглашения между римским папой и Муссолини (суверенитет города Ватикан)

    Создание корпоративной системы для управления предприятиями.

    Нацизм в Германии

    1925 г. – Национал – социалистическая партия Германии (НСДАП)

    1933 г. - приход к власти Гитлера

    «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945 г.

Итак, представьте на минутку, что вы не на уроке истории, а на уроке математике.

Прослушайте задачу из немецкого учебника по математике для средней школы (1939):

«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?»

Ваше мнение о задаче? С чем связано её появление в школьном учебнике?

Расписание уроков в немецкой школе для девочек

Понедельник

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - география

9.40-10.25 - расовое учение

Вторник

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - история

9.40-10.25 –расовое учение

Среда

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 -пение

9.40-10.25- расовое учение

Четверг

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - география

9.40-10.25 - идеология

Пятница

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - история

9.40-10.25 - идеология

Суббота

8.00-8.45 - немецкий язык

8.50-9.35 - пение

9.40-10.25 - идеология

Сообщение учащегося о Гитлере

Особенности фашизма в Германии (запись в листы)

    Уничтожение коммунистов, социал – демократов, «неполноценных» народов;

    Цензура, слежка, доносительство;

    авг. 1934 г. - Гитлер пожизненный фюрер и рейхсканцлер, с неограниченной диктаторской властью;

    Милитаризация экономики;

    «Нацизм - это война»

ФАШИЗМ И XXI ВЕК (краткое сообщение учителя)

ИТОГИ УРОКА

ТОТАЛИТАРИЗМ

    КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАД ВСЕМИ СФЕРАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА;

    ФАКТИЧЕСКАЯ ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД;

    НАСИЛЬСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ОДНОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ;

    ПАРТИЯ - ЯДРО ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ;

    СРАЩИВАНИЕ ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА;

    СОЕДИНЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ;

    РЕПРЕССИИ

Сегодня на уроке мы познакомились с политической системой в Германии и Италии в 30-е годы и её основными чертами. Установили, что на долгие годы установился тоталитаризм – худший из политических режимов. Но люди верили, что живут в лучшей стране мира. «Свободные граждане Великой страны» пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Пели и те, кто вовсе так не считал. Привычным становилось двоедушие. Иначе не выжить.

Рефлексия

Методика «Открытая кафедра»

А теперь я вам предлагаю высказаться по теме нашего урока, используя методику «Открытая кафедра» - «Если я был писателем, журналистом, критиком, президентом, политиком и т.п. и имел бы одну минуту в эфире, то я бы сказал людям или вождям следующее…»

Домашнее задание.

    § 10-11, особенности фашизма в Италии, нацизма в Германии, франкизма в Испании (закончить самостоятельно)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»