Заключение ссср в 1960 1980.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 ᴦ. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателœем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в базе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 ᴦ. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. При этом большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала всœе инициативы ʼʼснизуʼʼ оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета͵ внешний финансовый долᴦ. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток ʼʼнефтедолларовʼʼ сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гᴦ. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гᴦ. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединœения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 ᴦ. создали Госагропром. Несмотря на всœе усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в данный период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гᴦ. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

При этом, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Конец 1970-х-- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

Кризис назревал в:

  • -- экономике;
  • -- политике;
  • -- международных отношениях.

Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х -- начале 1980-х гг. были:

  • -- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами -- отсутствие продовольствия);
  • -- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

В 1960 -- 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 -- 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 -- 50 лет.

Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

  • -- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
  • -- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
  • -- произошло духовное перерождение партаппарата -- практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
  • -- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
  • -- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
  • -- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
  • -- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах -- Чехословакии и Польше -- произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

  • -- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
  • -- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
  • -- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества -- разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
  • -- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию -- выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
  • -- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека -- повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
  • -- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
  • -- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
  • -- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

В 1980 -- 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 -- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

  • -- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
  • -- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
  • -- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
  • -- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
  • -- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» -- системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");
  • -- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 -- 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 -- 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 -- 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

Новый лидер партии и СССР -- престарелый Константин Устинович Черненко (1911 -- 1985) -- также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

Несмотря на то, что 70-е гг. были благоприятными с точки зрения естественных приростов трудоспособного населения, именно в этот период обострился дефицит рабочей силы, поскольку огромные капиталовложения как нарочно бросались не на замещение устаревшей техники и оборудования, а на возведение стен для давно устаревших технологических установок и машин. С упорством, достойные лучшего применения, создавались в крупнейших городах рабочие места под работников с низкой квалификацией. По стране пошло гулять расхожее московское слово - “лимитчик”. Дефицитность трудовых ресурсов в условиях административно-командной системы заставляла предприятия накапливать этот “ресурс” впрок. В 1971-1978 гг. в промышленности было создано более 3 млн. новых рабочих мест, которые оставались вакантными. Зато значительная часть рабочих обслуживала физически и морально устаревшую технику. Поэтому хотя и происходило некоторое сокращение удельного веса работников, занятых ручным трудом, их абсолютная численность продолжала расти.

Десятая пятилетка, скорее для самоуспокоения, была провозглашена “пятилеткой эффективности и качества”. Однако все шло наоборот. Вместо всемерной экономии изо всех сил поддерживались пропорции 30-50-х гг. Ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников. При этом недальновидно рассчитывали на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Культурное развитие.

Период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др.

Вывод к теме 1.1:В результате выполненной работы, мы определили основные тенденции развития СССР к 1980 годам. Внутреннюю и внешнюю политику, культурное развитие народов Советского Союза.

горбачёв политика советский

А.Н. Косыгиным сразу же были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства, должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объём производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 году основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Но большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию – кооперирование колхозов и совхозов в АгроПромОбъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 году создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, с другой, – резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Но, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Внешняя политика СССР в 1960 – 1980 гг. Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трёх важнейших задач:

Задача 1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении. Реализация этой внешнеполитической задачи осуществлялась в соответствии с доктриной ограниченного суверенитета, получившей на Западе название «доктрина Брежнева». Её сущность заключалась в том, что в случае возникновения опасности для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество должно выступить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену, то есть конкретной стране, братскую помощь, в том числе и военную.

Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора (ОВД) в августе 1968 года вошли на её территорию, нейтролизовали антисоциалистические выступления и приостановили демократические преобразования.

Сложные отношения были с Китаем. В конце 1960-х гг. они стали просто напряжёнными, что привело к пограничным конфликтам. Наиболее серьёзное военное столкновение произошло в марте 1969 года на острове Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Всё это заставило СССР держать крупные вооружённые формирования около советско-китайской границы.

Задача 2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. В Москве прошли два совещания коммунистических и рабочих партий (1965, 1969), цель которых заключалась в выработке единой стратегии классовой борьбы против мира капитала. Но кризис мирового социализма показал истинное положение вещей, что резко уменьшило привлекательность коммунистического движения в капиталистических странах. Отчетливо это проявилось в конце 1980-х гг., так как не стало ни силы примера, ни материальной подпитки из СССР.

Советский Союз стремился расширить своё геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась военная и экономическая помощь режимам Ливии, Сирии, Ирака, Эфиопии, Анголы, Мозамбика, Южного Йемена, которые заявляли о своей социалистической и просоветской ориентации.

В контексте мировой политики такая деятельность рассматривалась как перманентная борьба двух систем в рамках холодной войны и расширение социалистического влияния на земном шаре. Как и международное коммунистическое движение, эти действия впоследствии окажутся иллюзией.

3. Нормализация отношений между Востоком и Западом, получившая название «разрядка международной напряженности». В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в атомной войне.

В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло Программу мира, в которой содержались предложения о запрещении оружия массового поражения, сокращении запасов ракетно-ядерных вооружений, ликвидации военных очагов и прекращении военных конфликтов в различных регионах мира, обеспечении безопасности в Европе, решении спорных вопросов между государствами только путём переговоров.

Основными дипломатическими компонентами разрядки были:

- подписание в 1970 году договора между СССР и ФРГ о нормализации отношений;

- заключение в 1971 году четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;

- улучшение взаимоотношений между СССР и США. В 1968 году был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. Кроме того, СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1 в 1972 году и ОСВ-2 в 1979 году;

- успешное проведение в 1972 – 1975 гг. многоэтапного Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 года подписанием в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нём были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

Следует отметить, что последние положения стали международно-правовой базой диссидентского движения в СССР и активно поддерживались Западом.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 года советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ракет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы (СОИ), или программы «звёздных войн».

Повлиял на это и инцидент, который произошел в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Рональд Рейган объявил СССР «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продолжавшейся холодной войны.


Похожая информация.


Страница 1 из 2

1. Социокультурная ситуация в 60-70-е гг.

1.1. Конец оттепели и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью . С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий.

Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело тяжелые последствия для развития науки в целом. Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Министром культуры с 1974-1986гг. был П.Н. Демичев .

1.2 Неосталинизм в культуре. В 1966 г. состоялся первый после смерти Сталина открытый политический процесс - суд над арестованными в 1965 г. писателями А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем (произведения которых под псевдонимами были опубликованы за рубежом). Писатели обвинялись в антисоветской деятельности и решением суда были высланы за границу. Данный процесс вызвал общественный протест представителей интеллигенции, что повлекло за собой усиление диссидентского движения в целом. В ответ последовали аресты правозащитников - А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, А. Марченко (автора первой книги о лагерях хрущевского периода -Мое свидетельство) и др. В 1970 г. А. Твардовский был смещен с поста главного редактора Нового мира.

На шестидесятые годы приходится расцвет творчества А.Солженицына , произведения которого издаются из-за запретов за рубежом (В круге первом (1968), Август 14-го (1971), Архипелаг ГУЛАГ (1973).

В сентябре 1974 г. художники-нонконформисты, непризнаваемые советскими властями, организовали выставку на одном из пустырей Юго-Запада Москвы с приглашением иностранных корреспондентов. Милиция разогнала художников, а картины были раздавлены бульдозерами (пятеро художников были арестованы за хулиганство). История бульдозерной выставки получила широкий резонанс за рубежом. В результате власти вынуждены были отступить, и в октябре того же года художники получили возможность выставляться в Измайловском парке.

Происходило дальнейшее усиление административного и идеологического нажима на сферу культуры при сохранении внешних демократических форм управления (съездов учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции).

1.3. Эмиграция из СССР деятелей культуры. В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры СССР покинули добровольно, а также в принудительном порядке многие деятели искусства и культуры: режиссеры А. Тарковский, Ю. Любимов , художники - М. Шемякин, О.Целков, Э. Неизвестный ; поэты Н. Коржавин, И. Бродский, А. Галич ; писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксенов и др.; музыканты М. Ростропович, Г. Вишневская, артисты балета - Р. Нуриев, М. Барышников и др.

Имена этих людей были вычеркнуты, а сведения об их творчестве забыты на долгие годы.

2. Система образования

2.1 . Система образования в 1960-1980-е гг. являлась единой: государственной, централизованно управляемой и финансируемой из госбюджета. Народное образование регулировалось директивными документами постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ведомственных органов управления. Главная ее задача заключалась в предоставлении всем гражданам равных возможностей получить образование и совершенствовать его на протяжении всей жизни. Система образования состояла из двух ступеней: базовое (основное) и дополнительное образование. Обязательное образование (на базе полной средней школы) включало в себя несколько этапов: начальное образование; неполное среднее обучение на основе ПТУ; среднее специальное образование в техникумах и училищах; высшее на базе институтов, университетов, академий, дополняемое аспирантурой (докторантурой). Дополнительное - предполагало переподготовку, обучение новым специальностям (в т.ч. в негосударственной системе на базе народных университетов ).

2.2. Средняя и начальная школа. В средней школе было введено всеобщее среднее образование. Начальная и неполная средняя школа стала ступенью общего среднего образования. За 1960-1970-е гг. общее число учащихся возросло на 24,5% (число учителей в общеобразовательной системе выросло за 1960-1991гг. на 44,9%). Появились школы, ориентированные на углубленное изучение отдельных предметов (иностранного языка, математики и т.д.). В системе единого государственного образования обязательным являлся курс начальной военной подготовки (отмененный в 90-е гг.).

В апреле 1984 г. был принят закон о реформе школы, который дополнял всеобщее среднее образование (с 1966 г. - десятилетнее; с 1984 г. - одиннадцатилетнее) всеобщим профессиональным обучением молодежи. Начальное образование после перехода в 70-е гг. на трехлетний срок обучения вновь с 1984 г. стало четырехлетним. Возросло количество детей 6 лет, обучающихся в общеобразовательных школах и в подготовительных группах детских садов.

2.3. Профессионально-техническое обучение. В средней школе акцент был сделан на профессиональной ориентации учащихся, в результате дальнейшее развитие получила система профессионально-технического образования.

В 60-е гг. профессиональное обучение обеспечивалось профессионально-техническими училищами (ПТУ), работавшими на базе неполной (восьмилетней) школы со сроком обучения 1-2 года и технические училища (на базе 10-11 классов). С конца 60-х гг. (после введения обязательного полного среднего образования) стали создаваться средние ПТУ (СПТУ) с 3-4-летним сроком обучения. После реформы 1984 г. все профессионально-технические учебные заведения были преобразованы в единый тип ПТУ. За 1960-1987 гг. численность ПТУ возросла в 1,9 раза; число учащихся в 3,3 раза.

2.4. Высшее образование . СССР оставался страной с широкой сетью высших учебных заведений, число которых выросло за 1960-1993 гг. на 36%. В 1969г. возродились рабфаки (как подготовительные отделения на базе среднего образования).

Обучение в вузах и средних специальных учебных заведениях в условиях плановой государственной экономики было нацелено, прежде всего, на нужды промышленности. Развивалась система образования, осуществлявшаяся без отрыва от производства в вечерних и заочных учебных заведениях. За 1960-1980гг. количество людей, получивших таким путем образование, увеличилось на 64,3%.

2.5. Система коммунистического воспитания. ВСТАВКА

3. Наука

3.1. Состояние научно-технического прогресса в СССР. Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).

3.2. Основные научные направления. Затраты на НИОКР (научно-исследовательские открытия и конструкторские разработки) составляли на 1990г. 5,0% национального дохода и 3,5% ВНП. По эти показателям СССР превосходил развитые страны с рыночной экономикой, в том числе США по ежегодному выпуску и общей численности инженеров, занятых в народном хозяйстве.

Развивалась атомная и газовая энергетика, велись исследования по квантовой электронике и лазерной технике. Важные исследования проводились в биологических науках.

СССР имел приоритет в производстве промышленных установок непрерывного разлития стали, методах обработки твердых материалов с помощью взрыва, использовании природного газа в доменном производстве. Советские ученые М.Басов и А.Прохоров открыли и создали основу новой отрасли квантовой электроники (использование лазеров при исследовании поверхности Луны, обработке сверхтвердых металлов, в хирургических операциях).

Продолжали развиваться исследования в области космического пространства . В 1965 г. впервые был произведен выход человека из корабля в космос (эксперимент совершил летчик-космонавт А.А.Леонов ). В эти же годы в Советском Союзе состоялись запуски автоматических станций для исследования Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства. Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля Союз-19 и американского - Аполлон. Развивалась программа Интеркосмос по подготовке и осуществлению полетов международных экипажей.

Однако степень внедрения научно-технических достижений значительно отставала от зарубежной. Обновление парка машин и оборудования, а также производимой продукции шло чрезвычайно медленными темпами. По оценкам экономистов, в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое. На отставании отечественной науки сказался планово-распределительный характер экономики, слабость ее материально-технической базы и остаточный принцип финансирования, неразвитость научного приборостроения.

3.3. В гуманитарных и общественных науках сохранились партийный контроль и идеологизация. Для советских историков и философов были закрыты многие темы и направления. Во второй половине 60-х гг. фактически произошла реабилитация сталинской схемы истории советского общества, что затормозило на долгие годы научное исследование сталинизма как политического феномена. В 1967 г. подверглась разгромной критике книга А.М.Некрича 22 июня 1941 г. о причинах неудач СССР в первые месяцы войны (автор был исключен из рядов КПСС, впоследствии эмигрировал).

В то же время некоторая либерализация научной политики способствовала тому, что были сделаны важные шаги по пути исследования конкретных исторических проблем, продолжились дискуссии, развернувшиеся в 50-е - начале 60-х гг. (хотя исключительно в рамках марксизма-ленинизма). В частности, в исторической науке в центре внимания ученых оказались вопросы о некапиталистическом пути развития, о роли русского абсолютизма в утверждении капитализма в России и др. В 70-е гг. группа историков - К.Тарновский, М.Гефтер, П.Волобуев и др. - представителей так называемого нового направления, предложила свою концепцию социально-экономического развития России начала ХХ в. (проблемы многоукладности, монополизации капитала и др.) с тем, чтобы отойти от сталинских догм и стереотипов в отношении трактовки предпосылок Октябрьской революции. Кадровые репрессии в отношении представителей этого направления последовали незамедлительно со стороны ЦК КПСС.

1.1. Факторы смены руководства.

. Кризисные явления в общественной жизни. Реформы, провозглашенные XXI и XXII съездами КПСС, не распространялись на командно‑административную систему. В ходе преобразований 50‑х гг. не удалось стабилизировать экономический рост. В начале 60‑х гг. наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей.

Допущенные Н. С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм во внутренней и внешней политике, массовые кампании, инициировавшиеся «сверху», вызывали неприятие различных социальных групп.

В наибольшей степени недовольство распространилось в руководящем партийно‑хозяйственном аппарате как волюнтаристскими методами руководства Хрущева и постоянными перетрясками руководящих кадров, так и его попытками усилить личную ответственность номенклатурных работников за порученное дело.

Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам и незавершенность модернизационных процессов исключали действительную инициативу «снизу» и предопределили особую роль центра в развитии событий. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. Победа консервативных сил окончательно блокировала нарождавшиеся демократические перемены.

1.2. Новое руководство КПСС. 14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

Первым секретарем ЦК стал Л. И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А. Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

2. Общественно‑политическая обстановка

2.1. «Застойный» характер политической системы. Период 70‑х - начала 80‑х гг. в истории советского общества был охарактеризован как «застойный».

Причины «застоя» и накапливавшихся кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью самого Л. И. Брежнева и его окружения) заключались:

В характере социально‑политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30‑е гг. Претерпев в 50‑е - начале 60‑х гг. некоторые изменения (ушли в прошлое личная диктатура, массовые репрессии как средство управления социально‑политическими и экономическими процессами), система сохранила свои важные черты;

В социально‑экономических отношениях, господствовавших в стране. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности (преимущественное развитие отраслей группы «А» по сравнению с группой «Б») и военно‑промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно‑индустриальную.

2.2. Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма.

. Черты неосталинизма. В попытках преобразований 50‑х - начала 60‑х гг. и элементах либерализации («оттепели») главный идеолог ЦК КПСС М. А. Суслов и другие члены партийного руководства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70‑е гг. по инициативе партии происходил отход от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

В документах партии и правительства окончательно закреплялось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в советской политической системе. Впервые в 6‑й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы». За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн в 1966 г. до 18,3 млн в 1985 г.

Партийное руководство через низовые партийные и общественные организации - профсоюзы, комсомол и другие - продолжало осуществлять идеологический контроль над общественной жизнью в государстве. В результате сохранялись всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, навязывалось единомыслие.

. Концепция «развитого социализма». В рамках курса на стабилизацию партийные идеологи были вынуждены отказаться от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. В новую Конституцию вошло понятие «развитого социализма», дававшее возможность пропагандировать новые достижения «самого передового» строя, выдвигать новые социальные цели без указания сроков их достижения.

Окончательное оформление получило положение об отсутствии в стране «социальных групп, враждебных, противостоящих или чуждых социалистическому обществу». В Конституции было заявлено о сформировании в СССР «новой социальной и интернациональной общности - советский народ». В условиях развитого социализма КПСС становилась «партией всего народа», Советы - Советами народных депутатов. Даже интеллигенция окончательно стала «народной». Полностью было отброшено ее разделение на «буржуазную» и «рабоче‑крестьянскую».

В условиях «холодной войны» и господства коммунистической идеологии в СССР невозможно было отказаться от положения о противостоянии двух мировых систем - социалистической и капиталистической. Но в соответствии со временем утверждалось, что борьба двух систем продолжалась главным образом в идеологической сфере. Состояние общества было уже таковым, что когда речь шла о «буржуазном влиянии», то имелись в виду не «иностранные шпионы и диверсанты» (что было характерно для 30-40‑х гг.), а «отдельные отщепенцы», по отношению к которым проводились точечные репрессии и информация о которых редко становилась гласной.

2.3. Эволюция правящей элиты. В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно‑государственного аппарата, усиление власти партократии.

Прежде всего были приняты меры по консервации личного состава высшего руководящего слоя. В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров, их сменяемость по сравнению с предыдущим периодом сократилась в три раза. Назначенные в 60-70‑е гг. руководители занимали свои посты в течение 15-20 лет (в результате средний возраст выдвиженцев составлял более 56,6 лет). Во второй половине 70‑х - начале 80‑х гг. произошла прочная стабилизация партийной элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро - руководителя КГБ Ю. В. Андропова, министра обороны Д. Ф. Устинова, министра иностранных дел А. А. Громыко.

Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению части партийно‑государственного аппарата. Развивалась коррупция, происходило сращивание партноменклатуры с элементами преступного мира. Энергия руководителей направлялась не на планомерную работу, а на получение результатов любой ценой (отсюда призывы дать: «6 миллионов тонн узбекского хлопка», «1 миллион кубанского риса», «Казахстанский миллиард зерна» и др.).

2.4. Национальный вопрос в СССР.

СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно‑административного управления. В его составе было 53 национально‑территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985 гг. была выделена 101 этническая группа.

Основу этого национально‑государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. При этом бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными помощниками единой властной структуры КПСС.

За годы социализма в СССР этнонациональным группам были гарантированы территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным «полностью и окончательно» (победа социализма как бы автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). Подтверждением этого становился тезис о формировании новой интернациональной общности - «советский народ».

Русские в СССР, составлявшие 51,3 % общей численности населения и занимавшие 3 / 4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Наоборот, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и, соответственно, центральных органов ее управления (российского ЦК). Поэтому Российская Федерация находилась в сфере прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие «старшего» и «младшего брата».

. Скрытые причины межэтнических конфликтов. За годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии - в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане - курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин и т. д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.

Комплекс «младшего брата» выдвинул к концу 80‑х гг. на первый план национальные проблемы.

2.5. Духовная жизнь общества в 70‑е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. «Оттепель» не прошла бесследно, менее плотным стал «железный занавес».

Все более увеличивался разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, нормой становилась двойная мораль как «наверху», так и «внизу». При этом у значительной части населения сохранялся оптимизм в отношении социалистического строя.

Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения «на кухне» проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым, выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах были представители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60‑х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А. Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинкская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, «Письмо вождям Советского Союза» А. И. Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

В качестве защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю. В. Андропова специально было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале борьбы с диссидентством аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на «лечение» в психиатрические больницы, а поначалу и «открытые процессы» (как, например, над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем в 1966 г.). Но в 70‑е гг. преследование «отщепенцев» уже не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

3. Социально‑экономическое развитие страны

Особенностью внутренней жизни СССР рассматриваемого периода являлось сочетание неосталинизма в общественно‑политической теории и практике и поиска путей дальнейшего социально‑экономического развития. Первое время руководство страны еще сохраняло преобразовательные импульсы эпохи Хрущева, но только в плане ограниченной экономической реформы. Затем попытки серьезных хозяйственных преобразований ослабли, хотя и не прекратились полностью.

3.1. Хозяйственно‑экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа была задумана еще при Н. С. Хрущеве и проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Реформа должна была развиваться в нескольких направлениях.

Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления).

Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что, однако, не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к «социалистическому рынку».

Существенные изменения произошли в системе управления

промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей. Основой оценки деятельности предприятий должны были стать объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, размер прибыли. Финансирование промышленного строительства также предполагалось осуществлять не за счет дотаций, а путем кредитования.

В целях экономического стимулирования на предприятиях образовывались специальные фонды: фонд материального поощрения рабочих и служащих, фонд соцкультбыта (социально‑культурных нужд и жилищного строительства) и фонд самофинансирования предприятия.

. Итоги реформы в промышленности. В течение 1964-1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально‑экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства возрос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы. Неудачным был шаг по одновременному расширению прав предприятий и воссозданию министерств (органов административного управления). Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно‑хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию по‑прежнему устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Реформа почти не коснулась финансов и ценообразования. В результате она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970‑е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

3.2. Промышленность и научно‑технический прогресс.

. Приоритеты в развитии промышленности. Советская промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений.

Стержнем экономики оставались топливно‑энергетический и военно‑промышленный комплексы.

. Топливно‑энергетический комплекс. Форсированными темпами развивалась нефтегазодобыча в Западной Сибири: если в 1971-1975 гг. она составляла 11 % общего объема капиталовложений, то в 1981-1985 гг. - 14 %, а в 1992 г. - уже 21 %. В 1980 г. комплекс давал 10 % мировой добычи нефти и газа. В 1970‑е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы два крупнейших территориально‑производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско‑Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае - Канско‑Ачинский топливно‑энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало‑Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.).

С 1960 по 1985 г. доля топливно‑сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4 %, а сложной техники упала с 20,7 до 12,5 %. Получаемые «нефтедоллары» государство использовало крайне неэффективно - они вкладывались в «долгострои» (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия.

. Военно‑промышленный комплекс. С приходом к власти Л. И. Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет - залог будущего военно‑стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны (ПВО), в том числе и противоракетной (ПРО), укреплялась военная база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

Паритет в вооружениях с США обеспечивался работой предприятий военно‑промышленного комплекса, на который приходилось около 2 / 3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно свыше 45 % бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

. Научно‑технический прогресс. Удельный вес отраслей, определявших научно‑технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики), в валовой (количественной) продукции, вырос с 25 % в 1970 г. до 38 % в 1985 г. В индустриально развитых державах он достигал 55-65 %. На фоне развития мировой экономики осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства, что проявилось в сокращении (в 4 раза) числа сооружаемых крупных предприятий. Создавались научно‑производственные объединения, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.

Однако определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. К 1985 г. в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США - 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ). К началу 80‑х гг. в СССР труд 40 % промышленных рабочих и до 75 % работников сельского хозяйства не был механизирован.

3.3. Развитие сельского хозяйства.

. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими Vs часть всех инвестиций. В области сельского хозяйства пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) наметил меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов труда. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20 %) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50 % - я надбавка за сверхплановую продукцию, были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

. Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения (в 4 раза больше, чем за все время с начала 20‑х гг.), направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные на этой основе агропромышленные комплексы тем не менее не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. В 1985 г. в добавление ко всему был создан Госагропром СССР.

Со второй половины 70‑х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала приобретать кризисный характер. Валовой прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составлял: в восьмой пятилетке (1965-1970) - 21 %, девятой (1971-1975) - 13 %, десятой (1976-1980) - 9 %, одиннадцатой (1981-1985) - 6 %. Соответственно темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60‑х гг. составили 4,3 %, в начале 80‑х гг. - лишь 1,4 %. Большинство колхозов и совхозов за годы пятилеток оказались убыточными, в результате государство продолжало осуществлять массовые закупки зерна за рубежом (в среднем 40 млн т в год и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

3.4. «Застой» в экономике.

К началу 70‑х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации. С 1970 г. началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7 % в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). Соответственно с 6,8 до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

Несмотря на усилия по интенсификации производства - кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т. д., экономика сохраняла экстенсивный характер. Попытки выработки стимулов «социалистического труда» (организация социалистического соревнования, апелляции к «рабочей совести») не приносили реального результата. Самые эффективные из них, такие как введение «щекинского метода», создавшего экономические стимулы труда рабочих, выхолащивались и ограничивались советскими управленцами.

В результате ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь нефти). К концу 70‑х гг. в условиях спада отечественного производства обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

За годы правления Брежнева проявился кризис централизованного планирования экономики, которое включало в себя до 1,5 тыс. обязательных плановых показателей. Ни один из трех пятилетних планов, принятых в эти годы, не был выполнен. В результате каждый последующий план строился на показателях, заниженных по сравнению с предыдущим.

В рассматриваемый период продолжился процесс бюрократизации государственного аппарата управления экономикой и другими сферами общественной жизни. Число министерств возросло с 20 (в 1938 г.) до 160 (в 1985 г.), соответственно выросла общая численность управленческого персонала всех уровней (к середине 80‑х гг. - 18 млн человек)

3.5. Социальная сфера.

. Демографические проблемы. За весь послевоенный период СССР превратился в одну из наиболее урбанизированных стран. Возросла численность городского населения (62 %) и сократилась доля сельского. В 60-70‑е гг. из‑за снижения рождаемости на 25 % и увеличения смертности на 15 % прирост трудоспособного населения упал к началу 80‑х гг. с 2 до 0,25 %.

. Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70‑х гг., а затем более чем пятилетие не изменялся. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых).

. На рубеже 70‑х - 80‑х гг. с развитием кризисных явлений положение в социальной сфере начало ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей, а затем привели к его снижению.

Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 80‑х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77‑е место в мире, по продолжительности жизни - 35‑е, по уровню детской смертности - 50‑е.

4. СССР в системе международных отношений

4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

Укрепление социалистического лагеря;

Стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;

Поддержку международного коммунистического движения, национально‑освободительных и революционных сил в странах «третьего мира».

Изменилось отношение советского руководства к принципу интернационализма, который был заменен политикой с позиции силы (или «ограниченного суверенитета» стран, называвших себя социалистическими). Отказавшись от идеи мировой революции, СССР рассматривал борьбу за собственные геополитические интересы в мире как форму мирного соревнования двух систем.

С 1957 по 1985 г. министром иностранных дел СССР был А А Громыко.

4.2. Разрядка международной напряженности. Противоречия курса.

Начало 70‑х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно‑стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между ними (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись двусторонние встречи глав СССР и США.

Результатом советско‑американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ‑1 ) ив 1979 г. - ОСВ‑2. В 1972 г. был заключен договор между СССР и США по противоракетной обороне (ПРО). Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно‑политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах‑участницах.

Основным противоречием международных отношений 1970‑х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, ответственность за которую несли как американская, так и советская сторона, первоначально преследовавшая цель «догнать» Соединенные Штаты по стратегическим вооружениям, а затем поддерживать «военно‑стратегический паритет».

Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд долл. в 1979 г. до 284 млрд в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

4.3. СССР и социалистический лагерь.

Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70‑х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь, а подчас и прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику «мирного проникновения», которая дала результаты уже к концу 70‑х гг.

В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против «советского ревизионизма», а СССР, в свою очередь, критиковал «китайский гегемонизм».

4.4. СССР и страны «третьего мира».

Советский Союз осуществлял последовательную поддержку национально‑освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.

Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая в этой области первое место в мире с конца 50‑х - до середины 80‑х гг.). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд долл. (при этом многие «братские» страны брали в долг, который исчисляется миллиардами долл.).

В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. США, как и СССР, оказывали широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в странах «третьего мира». Эта борьба отнимала у Советского Союза огромные средства.

В странах «третьего мира» интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

Во второй половине 70‑х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

. Вторжение в Афганистан. В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

4.5. Обострение «холодной войны». Используя «афганский фактор», Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно‑техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду‑84 в Лос‑Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС‑20).

В результате в начале 80‑х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

4.6. Итоги внешней политики.

За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

У советского руководства было два серьезных достижения: обеспечение военно‑стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70‑х гг. Но к началу 80‑х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику.

5. Выводы

1. В результате экономических реформ второй половины 60‑х гг. и отказа от крайностей политики 40‑х и 50‑х гг. СССР в начале 70‑х гг. удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему было достигнуто ощутимое повышение уровня жизни населения.

2. В то же время первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно‑командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели уже исчерпаны. Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно‑информационных технологий.

3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно‑индустриального производства вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80‑х гг. в значительной степени было связано с огромными военными затратами и проведением военно‑стратегической и внешнеполитической линий на закрепление за СССР статуса супердержавы.

5. В целом усилия руководства страны к стабилизации в существующих социально‑экономических и политических условиях привели к «застою». Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, противоречивость национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социопсихологической атмосфере не угрожал властной системе, а уровень социально‑экономического развития воспринимался большинством населения как приемлемый.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»