Структура философии (философские дисциплины). Предмет философии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
  • II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  • II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  • III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
  • III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • ОНТОЛОГИЯ учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.

    Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии, хотя специального терминологического обозначения у него не было. Парменид и др. элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии - однородном, вечном и неизменном единстве. Ими подчеркивалось, что мысль о бытии не может быть ложной, а также то, что мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого - с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистам, которые отвергают мыслимость бытия и косвенно саму осмысленность этого понятия (см. аргументы Горгия). Сократ избегал онтологической тематики, поэтому можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве (объективного) знания и (субъективной) добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.

    Аксиология (от axio - ценность, logos - слово, учение) - один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности - о благе, доброте, красоте, святости и т. п. - встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия.

    Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение, или трактат, о человеке. Прилагательное философская указывает на тот способ изучения человека, в котором делается попытка объяснить посредством рационального мышления самую сущность человека, ту последнюю реальность, из-за которой мы и говорим, что вот это существо есть человеческая личность.

    Правда, недостаточно указать на этимологию слов, чтобы получить подлинное и удовлетворительное определение философской антропологии. Содержание этой науки было и остаётся очень насыщенным, а также спорным и проблематичным.

    Прежде всего, вспомним, что существуют разного рода антропологии. Необходимо разграничить их, чтобы ясно увидеть собственную область философской антропологии.

    В исследовательском мире существует физическая антропология, или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы, генетика популяций, вопросы это экологии. Далее, существует психологическая антропология, изучающая человеческое поведение в психической или психосоматической перспективе как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежат психоанализ, парапсихология и так далее. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением этнологии первобытных народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка, нравственности и религии. Этот род антропологии, особенно в связи с развитием структурализма, претендует на роль единственной подлинной антропологии. Он предстаёт в качестве альтернативы философской антропологии, и её могильщика; говорит об этнологической смерти философии и даже о смерти человеческого субъекта. Существует также социальная антропология, которая занимается исследованиями современных обществ и потому не всегда чётко отграничивается от социологии. Наконец, следует сказать о теологической антропологии; она рассматривает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, по имени «человек». Говоря конкретнее, она современным языком излагает то учение, которое в классической католической теологии содержалось в трактатах о первородном грехе, о возвышении человека к благодатному состоянию и его оправдании перед Богом.

    Этика (греч. ethiká, от ethikós - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

    Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его сочинения так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным образом с точки зрения проблемы формирования гражданина государства. Он видел связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается в гражданах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами государства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель образовал существительное ethice (этика) от прилагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал особую область исследования – «практическую» философию, которая была призвана ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была оценивать любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла, справедливости, долга и т. д.

    В русском языке сфера этического более всего ассоциируется с понятиями «нравы», «нравственность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля понятия «нравственность», «нравственный человек» ассоциируются со словами «добро», «благонравный», «добронравный», «добродетельный». В данном случае речь идет о характеристике человека, живущего по законам правды, справедливости, соизмеряющего свои поступки с совестью, долгом, общечеловеческими заповедями, сердцем.

    В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

    Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

    В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

    В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

    В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

    Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

    Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности. В широком смысле - это универсалиистроения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.
    Длительное время предмет эстетика в отечественной науке определяли тавтологически - как «изучение эстетических свойств» окружающего мира, поскольку любой разговор об активности художественной формы был недопустим. Вместе с тем мировая эстетике, отстаивая идею о приоритете в искусстве и эстетике не «что», а «как», вела речь именно о выразительных формах, переплавляющих сущность и явление, чувственное и духовное, предметное и символическое. Процесс эстетического и художественного формообразования - мощный культурный фактор структурирования мира, осуществления чувственно-выразительными средствами общих целей культурной деятельности человека - преобразования хаоса в порядок, аморфного - в целостное. В этом смысле понятие художественной формы используется в эстетике как синоним произведения искусства, знак его самоопределения, выразительно-смысловой целостности.


    | | | | | | 7 | | | | | | | | | |

    Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – раздел философии, изучающий ценности.

    История философии - философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания.

    Метафизика – учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия.

    Методология – учение о способах организации и построения деятельности человека.

    Моральная философия – нравственная практическая философия, этика.

    Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

    Онтология – учение о бытии; раздел философии, описывающий мир.

    Практическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий этику и политику.

    Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие человеческого общества, его структуру и развитие.

    Телеология – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

    Теоретическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий логику и метафизику.

    Феноменология – раздел философии, изучающий явленность мира в опыте.

    Философия истории – концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

    Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Большое значение придается борьбе за культуру.

    Философия науки – философская дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и раз­вития знания.

    Философия образования – исследовательская область философии, анализирующая основания педагогичес­кой деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и со­здания новых образовательных институции и систем.

    Философия политики – исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основаниях, границы и возможности политики, о соотно­шении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального.



    Философия права – философская дисциплина, исследующая ценность права, соотношение права и справедливо­сти, права и закона, права и силы, а также философские проблемы юридических наук.

    Философия религии – достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса суждения относительно ре­лигии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых теми или иными религиями решений онтотеологических, этико-антропологических и сотериологических проблем.

    Философия техники – область философских ис­следований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

    Философия языка – исследовательская область философии, в которой анализируется взаимосвязь мышления и языка, выявляется конституирующая роль язы­ка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания

    Философская антропология – раздел философии, изучающий человека.

    Философская компаративистика – об­ласть историко-философских изысканий, предметом кото­рой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Во­стока и Запада.

    Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

    Эстетика – философская дисциплина, изучающая искусство и эстетическое отношение к действительности (прекрасное и безобразное и т.п.)

    Персоналии

    Августин Блаженный Аврелий (354-430) – представитель зрелой патристики. Наиболее значительными произведениями: «Исповедь» (400) и «О граде Божьем» (413-426).

    Анаксагор (500-428 до н.э.) – ученик Анаксимена, основоположник афинской школы философии. Описывал мир как бесчисленное множество «семян вещей» («подобочастных» – гомеомериям), которые упорядочивает мировой «ум» («нус»), Выдвинул идею «все – во всем», т.е. утверждал, что «во всем заключается часть всего».

    Анаксимандр (610-540 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик и последователь Фалеса. Считал первоначалом апейрон – нечто качественно неопределенное и бесконечное.

    Анаксимен (585-525 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик Анаксимандра. Как первоначало рассматривал воздух – самую бескачественная из всех стихий: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю».

    Аристотель (384–322 до н.э.) – ученик Платона и наставник Александра Македонского. В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Предметом «первой философии» считал сущее в аспекте его четырех причин: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели.

    Беркли Джордж (1685-1753) – английский философ, представитель солипсизма, в котором основным является положение «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Именем Б. назван приморский город в США, где расположен Калифорнийский университет.

    Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) – римский философ, один из основоположников средневековой схоластики. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение «Утешение философией».

    Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – генеральный прокурор, лорд-канцлер Великобритании. Основоположник эмпиризма, предложивший в труде «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) использовать эксперимент и систематическую индукцию. В 1627 Бэкон публикует утопию «Новая Атлантида».

    Витгенштейн Людвиг (1889-1952) – австрийский философ, один из основателей аналитической философии. Основная идея его «Логико-философского трактата» (1921) состоит в том, что философия есть деятельность по прояснению языка и устранению неточностей выражения мыслей.

    Вольтер (1694-1778) – французский философ, лидер французского Просвещения XVIII в. и наставник короля Пруссии Фридриха II.

    Гадамер Ганс-Георг (1900-2002) – немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. Согласно Гадамеру, понимание есть открытый исторический процесс, в котором всякий интерпретатор и всякое интерпретируемое уже включены в определенную традицию понимания.

    Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1830) – немецкий философ, один из главных представителей школы немецкой классической философии. Наиболее известные работы: «Феноменологии духа» и «Наука логики».

    Гераклит (ок. 540 - ок. 480 до н.э.) – ионийский философ из Эфеса. Был прозван «темным» (за глубокомысленность) и «плачущим» (за трагическую серьезность) мыслителем. Первоначалом всего он считал огонь – суть «логос».

    Гольбах Поль Анри (1723-1789) – французский философ-материалист. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770).

    Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии.

    Декарт Рене (1596-1650) – французский философ-рационалист, известный основоположением изречением «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito ergo sum»). Наиболее известная работа «Рассуждение о методе» (1637).

    Демокрит из Абдеры (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист.

    Зенон Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) – представитель элейской школы, ученик и приемный сын Парменида. Сформулировал апории, направленные против возможности движения: «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий».

    Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. В трех фундаментальных работ «критического периода» – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» исходит из требования о том, что любое философское исследование должно базироваться на критике познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.

    Конт Огюст (1798-1857) – французский философ-позитивист, автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830-1842). Вся история человечества, согласно Конту, подчиняется «закону трех стадий»: теологической (фиктивной), метафизической (отвлеченной) и научной (позитивной).

    Конфуций (552-479 до н.э.) – древнекитайский философ. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа».

    Кьеркегор Серен (1813-1855) датский философ, основоположник экзистенциализма.

    Лао-цзы (V в. до н.э.) древнекитайский философ, живший в, легендарный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзин» – «Книги о пути и благой силе».

    Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ. Рассматривал мир в завершенности и непрерывности, как совокупность монад, находящихся в предустановленной гармонии.

    Локк Джон (1632-1704) - английский философ. Развивал учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Полагал, что душа это «чистая доска», и только опыт записывает на ней какое-то содержание.

    Маркс Карл (1818-1883) – немецкий философ, вместе с Ф. Энгельсом создавший философское учение, получившее название диалектического и исторического материализма.

    Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель «философии жизни». Известен учение о сверхчеловеке, изложенным в работе «Так говорил Заратустра...» (1883),

    Парменид (кон. VI - нач. V в. до н.э.) – основоположник элейской школы. Сформулировал принцип тождества бытия и мышления: «мыслить и быть одно и то же», – согласно которому, реально лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует.

    Пиррон (ок. 360-280 до н.э.) – древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес); верховный жрец Элиды. Один из основателей античного скептицизма. Рекомендовал воздержание от суждений, поскольку «ничуть не более это, чем то».

    Пифагор Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Настаивал на том, что все есть число.

    Платон (427-348 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа. В его учении существование мира вещей зависит от мира идей (прообразов вещей)

    Протагор (ок. 480-340 до н.э.) – известнейший из софистов; близок к Периклу. Главное положение философии Протагора: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии».

    Семь мудрецов – группа исторических лиц 7–6 вв. до н.э., жизненная мудрость которых стала известна всей Элладе. Наиболее известные афоризмы: «Всему свое время» (Питтак), «Познай самого себя» (Фалес), «Ничего сверх меры» (Солон, Хилон), «Наибольшее богатство – ничего не желать» и др.

    Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Задачу философии видел в самопознании человека, что выражено в его призыве «Познай самого себя».

    Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ. Исходя из принципа всеединства, строил систему «цельного знания», которая высшей задачей и конечным результатом духовного развитиячеловечества объявляла синтез науки, философии и религии.

    Спиноза Бенедикт (1632-1677) – нидерландский философ. Для Спинозы ум (мышление) и протяженность (материальные тела) являются лишь атрибутами единственной субстанции, которая является причиной самой себя (causa sui).

    Фалес (640-562 до н.э.) – основатель милетской школы, один из «семи мудрецов». Полагал, что первоосновой мира является вода.

    Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) – представитель школы немецкой классической философии. В своем «наукоучении» в качестве исходного принципа избирает Я, представляя мир как не-Я.

    Фома Аквинский (1225-1274) – систематизатор схоластики. В 1879 г. папским указом его учение, томизм, было узаконено в качестве официального философского учения во всех католических учебных заведениях.

    Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист; ученик Э. Гуссерля.

    Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ. Кантовское понятие «вещь-в-себе» он отождествил с волей – подлинной, хотя и скрытой, реальностью мира

    Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, представитель «философии жизни». Наиболее известная пабота «Закат Европы».

    Эпиктет (греч. Epictetus – не имя собственное, а разговорное прозвище раба – «приобретенный») (50-125) – греческий философ-стоик. Существующий порядок вещей, учил он, не зависит от нас и нам не по силам его изменить.

    Эпикур (341-270 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист. Полагал, что возможность случайного отклонения атомов обусловливает наличие у человека свободы воли. Главная ценность жизни, по мнению Эпикура, заключена в наслаждении, которое есть свобода от телесных страданий и душевных тревог.

    Эразм Роттердамский (1469-1536) – нидерландский гуманист, автор бестселлера «Похвала глупости» (1509).

    Юм Дэвид (1711-1776) – английский философ-агностик. Осознание реального характера причинных связей Юм именовал верой: «Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации».

    Мы уже сказали (в разделе 1.7.1), что в состав философии входит несколько специализированных философских дисциплин. Каждая из них имеет своим предметом определенную сферу социальной жизни или специфический сектор культуры. Здесь в качестве иллюстрации будет дана самая краткая характеристика только двух из таких дисциплин. Предварительно отметим: 1) граница между основными разделами философии и специализированными философскими дисциплинами не является отчетливой; 2) разные авторы выделяют различное количество основных разделов философии и специализированных философских дисциплин.

    Поговорим, прежде всего, о философии науки . Философия науки - это обсуждение науки с позиций философии, то есть с позиций рационально выстроенного и понятийно выраженного мировоззрения. Философия науки включает в себя обширный перечень проблем и разнообразные подходы к их решению. К разряду фундаментальных проблем философии науки относятся: вопрос о сущности, природе науки; вопрос о происхождении науки; проблема периодизации истории науки; вопрос о движущих силах развития науки; вопрос о специфике методов научного познания и форм научного знания; вопрос об основных закономерностях развития науки. Философия науки занимается также проблемами взаимоотношений науки и других секторов культуры, других сфер общественной жизни; вопросом о роли (функциях) науки в общественной и частной жизни человека; вопросом о перспективах развития науки; вопросом о допустимости и необходимости нравственно-правового регулирования научных исследований.

    Важнейшей и актуальнейшей задачей философии науки является двуединая задача проблематизации-обоснования науки. Имеется в виду, с одной стороны, необходимость критического осмысления философией сущности и наличного состояния науки, ее познавательных и культурообразующих возможностей. Дело в том, что в определенные периоды развития культуры наука претендует на непогрешимость, на абсолютную истинность своих выводов и построений. В эти периоды в обществе формируется, по сути, культовое отношение к науке, к научному знанию, к рекомендациям науки. В такие эпохи (такими были, например, эпоха Просвещения и период особо интенсивного развития естественных наук в 19-м и первой половине 20-го веков) философия науки должна проблематизировать науку, философия должна «ставить науку под вопрос». Она должна показывать историческую, социокультурную обусловленность и ограниченность познавательных возможностей современной ей науки. Она должна показывать противоречивость социальных, культурных, экологических и экзистенциальных последствий, к которым ведет стремительное развитие науки. Она должна показывать самоценность, социальную, культурную, экзистенциальную необходимость других (вненаучных) секторов познания. Она должна показывать необоснованность претензий современной ей науки на всезнайство, на достижение наукой абсолютной истины, на диктат по отношению к другим секторам и сферам культуры. С другой стороны, философия науки должна своими средствами осуществлять обоснование науки. Она должна показывать фундаментальную роль науки в познании мира и человека, должна демонстрировать самоценность и незаменимость науки другими когнитивными практиками. Особенно актуально обоснование значимости когнитивных и культурообразующих возможностей науки в нашу эпоху. Можно сказать, таким образом, что философия науки, решая указанную двуединую задачу проблематизации - обоснования науки, должна в зависимости от социокультурных особенностей эпохи акцентированно либо проблематизировать науку, либо обосновывать ее. На современном этапе развития общества более актуальным представляется именно обоснование науки.

    Необходимо помнить, что наука является объектом изучения не только философии науки, но и еще целого ряда нефилософских научных дисциплин. Мы имеем в виду, в частности, историю науки, социологию науки, экономику науки, науковедение, психологию научного творчества. Со всеми этими науками философия науки находится в разнообразных отношениях.

    Так, история науки, существующая в виде единства многообразия историй отдельных наук, а также историй научных направлений, научных школ и т.д., дает описание событийного ряда, образующего процесс становления и развития науки как составляющей всеобщей истории. Она пользуется преимущественно индивидуализирующим методом и уделяет особое внимание описанию различного рода научных достижений, деятельности выдающихся творцов науки. Она использует многие принципы и понятия, предложенные философией науки: парадигма, научно-исследовательская программа, фундаментальная научная идея, научная картина мира и т.д. В свою очередь, философия науки опирается на достижения истории науки как на эмпирический материал. Она стремится его концептуализировать с определенных философских позиций. С другой стороны, материал истории науки выступает в качестве критерия жизнеспособности, истинности концепций, предлагаемых представителями разных школ философии науки. Используя термин выдающегося мыслителя двадцатого столетия (многого достигшего, кстати, и в философии науки) К.Р. Поппера, можно сказать, что материал истории науки способен выступить в качестве «фальсификатора» тех или иных концепций философии науки. То есть этот материал может отбраковать те разработки философии науки, которые моделируют определенные стороны процесса становления и развития науки и которые не согласуются с описаниями становления и развития науки, даваемыми историей науки. Соотношение между историей науки и философией науки, видимо, можно уподобить соотношению истории (историографии) и философии истории. Историография описывает исторический процесс во всем его многообразии, во всем разнообразии исторических событий, исторических деятелей и т.д. Философия истории концептуализирует результаты, полученные всеобщей историей, она пытается выявить логику исторического процесса, закономерности, движущие силы, основные этапы, тенденции этого процесса. Взаимоотношения истории науки и философии науки хорошо передает афоризм И. Лакатоса: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки сл е- па».

    Социология науки, используя специальные методики, анализирует науку как социальное явление, выявляет количественные и качественные характеристики науки и научного сообщества: источники и размеры финансирования науки, количество научных работников, их распределение по различным секторам науки, уровень их квалификации, возраст, количество публикаций и т.д. Она пытается установить тенденции развития различных секторов науки и научных направлений и т.д. Социология науки сформировалась относительно недавно. Как специализированная социологическая дисциплина она является детищем двадцатого столетия, поскольку именно в это время профессия научного работника стала массовой. Социология науки формулирует свои концептуальные обобщения различных уровней. Эти обобщения обязательно должны приниматься во внимание философией науки.

    Тесно примыкают к социологии науки экономика науки и науковедение, также уделяющие преимущественное внимание количественному исследованию науки. Они стремятся выяснить степень эффективности финансовых вложений в различные сектора науки, уточнить вклад науки в общий экономический рост той или иной страны. Они анализируют особенности процессов внедрения научных достижений в обществах с различным экономическим и политическим устройством и т.д.

    Определенные аспекты науки изучает также психология научного творчества. В частности, ее интересуют психологические особенности различных типов научных работников (основателей и руководителей научных школ, «генераторов новых научных идей», исполнителей, критиков, теоретиков, экспериментаторов и т.п.). Психология научного творчества уделяет много внимания рассмотрению характера взаимоотношений членов одного научного коллектива на различных стадиях его развития. Особый интерес у психологии научного творчества вызывает феномен научного открытия. Философия науки и психология научного творчества интенсивно взаимодействуют друг с другом. В частности, в зоне их совместных интересов находится рассмотрение интуиции как непременного компонента всякого научного творчества. В то же время философия науки и психология научного творчества достаточно отчетливо специализированы. Если названная отрасль психологии нацелена на то, что называется «контекстом открытия», на саму конкретику совершения того или иного научного открытия и исследует роль и место в этом процессе особенностей психических качеств (воля, воображение, целеустремленность, смелость, нонконформизм...) первооткрывателя, то философия науки интересуется в большей степени «контекстом обоснования». Она нацелена на исследование способов логического и эмпирического обоснования и доказательства соответствующего открытия.

    Значительный интерес представляет такая специализированная философская дисциплина, как философия религии. Философия религии может быть определена как процесс и результат философского осмысления и философской оценки религии. Философия религии стремится, прежде всего, раскрыть сущность религии, ее происхождение и основные этапы развития, социокультурные функции, роль религии в современном мире. Она анализирует особенности религиозного мировоззрения, природу религиозной веры, своеобразие религиозного опыта, специфику различных видов религии. Большое место в философии религии уделяется рассмотрению взаимоотношений религии с другими секторами и сферами культуры: с наукой, философией, нравственностью, образованием, правом, политикой. Эта философская дисциплина своими средствами обсуждает также те проблемы и категории, которые играют принципиально важную роль в религии и теологии: соотношение имманентного и трансцендентного, соотношение естественного и сверхъестественного, соотношение духовного и материального, взаимосвязь временного и вечного, доказательства бытия Бога, соотношение Бога и мира, Бога и человека.

    Философия всегда проявляла острый интерес к религии. Однако как относительно автономная философская дисциплина философия религии складывается в Новое время и эпоху Просвещения. Выдающийся вклад в формирование философии религии внес Б. Спиноза , заложивший, в частности, основы научно-критического анализа Ветхого Завета. Отметим также исследования Д. Юма (1711-1776), написавшего книги «Диалоги о естественной религии» и «Естественную историю религии». Приниципиально новый этап в развитии философии религии связан с трудами И. Канта, Ф. Шлейермахера и Г.В.Ф. Гегеля. Упомянем здесь также соответствующие сочинения Л. Фейербаха («Мысли о смерти и бессмертии» и «Сущность христианства») и К. Маркса («Экономическо-философские рукописи 1844 года» и «К критике гегелевской философии права. Введение»). Весьма активно проблематика философии религии обсуждается во второй половине 19-го и в 20-м веке. Это, в частности, разработки Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Бергсона, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Бубера, П. Тиллиха, многих представителей русской религиозной философии.

    Философия религии сосуществует и неоднозначно взаимодействует со многими другими дисциплинами, так или иначе изучающими религию. В число этих дисциплин входят теология, религиоведение, история религии, социология религии, психология религии. В особенности сложны отношения философии религии с теологией и религиоведением. Существуют различные понимания характера указанных отношений. Интересную и достаточно обоснованную точку зрения по этому поводу развивает известный российский автор Ю.А. Кимелев. Он пишет о том, что философия религии представлена в истории культуры в двух формах: как философское религиоведение и как философская теология. «Философское религиоведение, - поясняет Ю.А. Кимелев, - это совокупность философских рассуждений, предметом которых является «религиозное отношение» человека или «религиозное сознание» человека...». «Специфика философии религии как религиоведения, указывает он, состоит в том, что она ограничивается исследованием и осмыслением р е- лигии и не занимается описанием или концептуализацией какой -то сверхъестественной реальности». Соответственно, философская теология стремится «создать учение о Боге сугубо философскими средствами». Что касается взаимоотношений философии религии и истории религии, а также социологии религии и психологии религии, то они могут быть пояснены уже знакомым нам способом. Философия религии, как показывает опыт, способна оказывать на только что перечисленные научные дисциплины мировоззренческое и методологическое воздействие. Можно говорить также о соответствующем эвристическом потенциале философии религии. В свою очередь, разработки и обобщения, предлагаемые названными науками, с одной стороны, выступают как эмпирический материал для концепций, созидаемых философией религии. С другой стороны, эти разработки и обобщения могут служить «пробным камнем» для соответствующих философских концепций, то есть они могут отбраковывать неудачные построения философии религии или стимул и- ровать дальнейшее развитие эффективно работающих доктрин.

    Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого - универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие , так и мышление , как постигаемый Космос , так и постигающий его дух . Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида : «мыслить и быть - одно и то же» ). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

    Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика , метафизика , онтология , эпистемология , эстетика , этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.

    Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

    Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём» В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления» .

    Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности» .

    Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .

    Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», - это Гераклит :

    Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона .

    В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

    Функции философии и формы философской деятельности

    По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

    1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
    2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
    3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

    В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

    1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
    2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
    3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
    4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
    5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
    6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
    7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

    Философия как мировоззрение

    Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

    Философия как образ жизни

    Философия и наука

    Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

    • Является ли философия наукой?
    • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
    • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

    При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия - один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

    В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

    Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

    Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез , роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности . Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

    Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

    Нужно также отметить, что история философии - это гуманитарная наука , основной метод которой - толкование и сравнение текстов.

    Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

    Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

    • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм , то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
    • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии .

    Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

    Философия отвечает на вопросы

    • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
    • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

    Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

    Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

    Философия: за и против

    Смысл и польза философии

    Польза философии - формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

    Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии - народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков - это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были - этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

    Критика философии

    История философии

    Американская философия
    Латиноамериканская философия
    Африканская философия
    Австралийская философия

    Философия индуизма
    Индийская философия

    Современные философские проблемы

    Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке , 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H ) - тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

    Разделы философии

    В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику , эпистемологию , этику , эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

    Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию . Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии , а отделение политической теории - к появлению политической философии .

    Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

    Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

    Общефилософские дисциплины

    • Метафилософия - философия философии.

    Философия средств и способов познания

    Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

    • Логика - философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
    • Эпистемология (гносеология , теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
    • Философия науки , в том числе философии отдельных наук
      • Философия биологии
      • Философия психологии
      • Философия социальных и гуманитарных наук
    • Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

    Теоретическая философия

    Теоретическая философия - философские дисциплины, исследующие сущее.

    • Онтология - наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности . В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
    • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная - наука о началах бытия.
    • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)

    Практическая философия

    Практическая философия - философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

    • Этика - философия морали . В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки) , «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
      • Этика поступка
      • Социальная этика
        • Профессиональная этика
          • Юридическая этика (этика юриста)
      • Экономическая этика
    • Эстетика - философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
      • Философия искусства
    • Праксеология (прагматика , философия деятельности)
    • Философия образования
    • Политическая философия (философия политики)
    • Философия культуры
    • Философия экологии

    Философские дисциплины или философские направления

    Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

    Философские теории идентичности

    К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

    • Этнофилософия
    • Философия расы (философия расизма)
    • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
    • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
      • Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм , деизм , пантеизм).
      • Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
    • Философия традиционализма (философия традиции)

    Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

    • Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика , мистицизм).
    • Герменевтика (философия понимания)
    • Семиотика (теория знака)
    • Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
    • Философия существования

    Организация философии

    • Философские организации
    • Философское образование
    • Философские сочинения
    • Философские сайты

    См. также

    • Философский термин (философская терминология)
    • Разновидности философии - термин «философия» в различных словосочетаниях

    Примечания

    Ссылки

    • Национальная философская энциклопедия Поиск по 48 философским словарям

    Литература

    • Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии . - 1993. - № 8. - С. 113-123.
    • Мамардашвили М. К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 57-71.
    Учебники для начального изучения
    • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
    • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
    • Доброхотов А. Л.

    Наука как объект нолидисцинлинарного изучения

    Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин: «философия, логика и методология науки». Это комплексное философское направление, занимающееся многосторонним анализом научной деятельности: проблемами ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпосылок и условий научного познания.

    Само понятие науки многозначно. Принято различать следующие перспективы:

    • 1) наука как система знаний;
    • 2) наука как деятельность;
    • 3) наука как социальный институт;
    • 4) наука как культурно-исторический феномен.

    Можно также выделить два наиболее общих контекста, к которым, с известной долей условности, можно свести философский анализ научной деятельности: 1) когнитивный и 2) социально-культурный контексты научного познания.

    К когнитивной плоскости (лат. cognitio - познание) относится круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда традиционно включают теоретико-познавательные, или эпистемологические (от греч. episteme - знание, познание), методологические и логические аспекты. Однако для научного познания характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными и другими факторами. Эти взаимосвязи относят к социально-культурному контексту анализа науки.

    Наука изучается не только на обобщенном философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и др., где развиты соответствующие области (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины с целью многостороннего изучения науки, - науковедение. В рамках науковедения философия науки и специальные науковедческие направления тесно взаимодействуют.

    Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и социально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тенденцией последних десятилетий является их неуклонное сближение.

    Философия науки: становление и этапы

    Философия науки как самостоятельное направление исследований начала оформляться примерно со второй половины XIX в. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц, Э. П. Дюгем (Дюэм), Э. Мах, К. Пирсон, А. Пуанкаре и другие.

    Становлению этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в это время наука приобретает серьезную социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, развертывает собственные учреждения, совершает серию фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, оно становится менее наглядным, все более абстрактным. С начала XX в. в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Отсюда особую остроту приобретает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода.

    В последующем развитии философии науки выделяют следующие этапы.

    1. Важной программой философии науки в первой половине XX в. явился так называемый логический позитивизм , или неопозитивизм. Особенно влиятельными были идеи неопозитивизма в 1930-1940-е гг. Среди его деятелей наиболее известны К. Гемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рей- хенбах, М. Шлик, Г. Фейгл. Организационно движение неопозитивистов связывают прежде всего с Венским кружком и Берлинской группой философов науки.

    Основное убеждение неопозитивистов состояло в том, что наука имеет некую жесткую логико-методологическую структуру. Неопозитивисты базировались на весьма сильных допущениях. С их точки зрения, существует единый научный метод, общий для всех наук, и, соответственно, некая «эталонная», единственно возможная наука. Научная деятельность однозначно определена следующей логико-методологической схемой:

    ФАКТЫ -> МЕТОД ТЕОРИЯ.

    Это означает, что:

    • 1) существует нейтральный базис фактов; факты являются результатами наблюдений и экспериментов;
    • 2) существует единый методологический стандарт работы с эмпирическим материалом; благодаря применению научного метода происходит правильная обработка фактов;
    • 3) конечным результатом деятельности выступает научная теория как достоверное, обоснованное теоретическое знание; теория является адекватным описанием и систематизацией эмпирического материала.

    Такую совокупность представлений можно считать некоей идеальной моделью научности. Ошибки и заблуждения в науке, с этой точки зрения, это всегда лишь следствие отхода от идеальной модели научности. Своей задачей неопозитивисты считали выявление, подробное изучение и точное изложение идеала научности и всех относящихся к нему компонентов. Неопозитивисты собирались прояснить, уточнить и представить в виде строгих формулировок, что же такое научный метод и логически безукоризненная теория, а также выделить логические структуры объяснения, обоснования, подтверждения. Главным средством для выполнения неопозитивистской программы служил логический анализ языка науки.

    2. Однако в ходе логико-методологических исследований первоначальные допущения неопозитивистов ослаблялись и размывались. Например, было осознано, что невозможно достичь идеала полного обоснования научной гипотезы, а научные понятия не имеют столь четкого содержания, которое могло бы быть исчерпывающе уточнено.

    Иными словами, проведение в жизнь программы сильной модели научности столкнулось с многочисленными трудностями.

    Постепенно исходная концепция научности стала подвергаться критике, в том числе и самими неопозитивистами. Примерно с 1950-х гг. начинается пересмотр неопозитивистских принципов . Но полное крушение этой программы происходит в 1960-е гг. В это время было достигнуто гораздо более сложное видение науки, включавшее отрицание нейтральности эмпирического базиса, наличия единственно правильного научного метода, незыблемости научной теории.

    Новый период философии науки, начавшийся с 1960-х гг., носит название постпозитивистского.

    Важную роль в критике ключевых неопозитивистских положений и в установлении нового взгляда на науку сыграли У. Куайн, Т. Кун, У. Селларс, П. Фейерабеид и другие. Давним оппонентом неопозитивизма был также Карл Поппер, чьи идеи приобрели в постпозитивистский период существенное влияние.

    В 1970-е гг. окончательно складывается общее мнение, что позитивизм в философии науки подошел к концу. В 1977 г. Ф. Суппе описал историю неопозитивистского движения и заключил, что эра неопозитивизма закончилась.

    3. В общей постпозитивистской перспективе можно выделить период, который уместно назвать современным. Он берет начало примерно с 1980- 1990-х гг.

    Если в предыдущие десятилетия (1960-1970-е гг.) исследователи были сосредоточены в основном на критике неопозитивизма, то новейший этап - это пора осознания результатов прошедших дискуссий, а также понимания сложности новых проблем, стоящих перед философией науки. Усилиями исследователей обрисован чрезвычайно сложный и многогранный образ науки. Появились новые перспективные подходы к изучению научной деятельности.

    На современном этапе, наряду с концепциями классиков философии науки, обсуждаются также идеи таких исследователей, как II. Ачинс- тейн, Р. Гир, Ф. Китчер, Н. Кэртрайт, У. Ньютон-Смит, Б. ван Фраассен, Я. Хакинг и многие другие.

    В дальнейшем изложении мы будем более подробно обращаться как к программе неопозитивистов, так и к главным идеям их оппонентов.

    На современном этапе также интенсивно развиваются философские направления, изучающие специальные науки и области: философия биологии, квантовой механики, медицины, экономики и др.

    Методология науки

    Термин «методология» имеет два значения.

    Во-первых, методологией называют совокупность правил и регуляти- вов, которые лежат в основе некоторого вида деятельности.

    Во-вторых, методология - это специальная дисциплина, особое направление исследований. Предметом методологического анализа является деятельность человека в той или иной сфере.

    Понятие «метод» (греч. methodos - путь к чему-либо, проследование) означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.

    Методология науки как самостоятельная область исследований стремится выяснить содержание, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она разрабатывает систему методологических понятий, отражающих в общем виде предпосылки, средства и принципы научного познания.

    Задача этой дисциплины - не только прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, но и постараться их усовершенствовать, внести свой вклад в развитие научных методов; она предполагает активный критический подход к научному познанию.

    Первоначально методология науки развивалась, скорее, как нормативная дисциплина, как бы диктующая ученому «правильные» способы познания, задающая ему достаточно жесткие рамки и оценивающая его действия. Однако со второй половины XX в. в методологических исследованиях происходит сдвиг от нормативной стратегии к дескриптивной , т.е. описательной.

    Методологи сейчас больше изучают и описывают то, как реально работает наука, не пытаясь навязать ученым какие-либо представления о «правильных» и «неправильных» действиях. Но, разумеется, в современной методологии науки сохраняется и аналитико-критический стиль по отношению к реальной научной практике. Сегодня растет понимание того, что эта дисциплина должна не столько быть нацелена на разработку конкретных рекомендаций для ученых, сколько активно включаться в широкое обсуждение наряду с представителями частных наук и на принципах равноправия с ними их методологических проблем.

    С некоторой долей условности в методологии науки как философской дисциплине можно различать «общую методологию», изучающую самые общие черты научной деятельности (например, она занимается общими вопросами экспериментирования, моделирования, измерения, аксиоматизации и др.), и «методологию частных наук», анализирующую более узкие вопросы, которые относятся к конкретным научным областям и направлениям.

    Развитие методологического знания тесно связано с общим продвижением науки. Научные достижения имеют, кроме собственно теоретически- предметной, содержательной стороны, еще и сторону методологическую. Вместе с новыми научными теориями мы часто приобретаем не только новое знание, но и новые методы. Скажем, такие фундаментальные достижения физики, как квантовая механика или релятивистская теория, имели также большое методологическое значение.

    То, что развитие философско-методологического знания крайне важно для науки, доказывает тот факт, что многие крупные ученые специально обращаются в своих трудах к фундаментальным общеметодологическим вопросам науки. Для примера достаточно вспомнить таких ученых, как II. Бор, Г. Вейль, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре и А. Эйнштейн.

    Логика науки

    В XX в. мощное развитие получила математическая логика - самостоятельное направление, имеющее приложения во многих сферах научно-практической деятельности. Появление математической логики стало революцией в логике и науке вообще. В том числе она стимулировала и развитие методов логического анализа науки.

    Сейчас область, именуемую «логикой научного познания», трудно назвать единой дисциплиной с четко определенным предметом. Она представляет собой совокупность разнообразных концепций, подходов и моделей, касающихся различных форм и процессов научного познания.

    В логике науки исследуются формальные аспекты научной деятельности: это сам язык науки как система понятий, логические характеристики научных теорий (такие как непротиворечивость, полнота, независимость аксиом), а также содержательные рассуждения, структуры аргументации и другие проблемы. Уточняются такие важные научные понятия, как необходимость, возможность, вероятность, правдоподобность и др.

    Очень широк и арсенал современных логико-математических средств. Продолжается использование традиционных искусственных логических языков («исчислений»). Развиваются и новые области: логика норм, эпи- стемические модели познания, многозначные логики и др.

    Логические методы обработки и исследования научного знания сегодня приобрели особое значение в связи со становлением так называемой инженерии знаний и развитием компьютерных технологий, опирающихся на успехи в области искусственного интеллекта. Развитие логических методов способствует одной из важнейших тенденций современной науки - ее информатизации и компьютеризации (см. параграф 6.1).

    • В это же время сторонники данной программы стали называть себя «логическими эмпи-ристами».

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»