Почему советское правительство. Первое советское правительство

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Раз уж затронулась еврейская тема, то выложу один материал, который всё не находил себе места. Вопрос еврейского представительства в верхних эшелонах соввласти очень живо трепещет до сей поры. Даже я не устоял против его седуктивных чар. Однажды читал известную книжку «Сто сорок бесед с Молотовым» Ф. Чуева и один момент весьма сильно смутил. Вот он: «Говорят, евреи сделали революцию, а не русские. – Ну в это мало кто верит. Правда, в первом правительстве, в Политбюро большинство составляли евреи» . Очень странное заявление, ибо уж кому, как не «каменной заднице», знать истинное положение вещей - ан вот поди ж ты. И на склероз не спишешь.

Вообще, это очень распространённое заблуждение среди весьма широкой публики - о том, что евреи составляли в советском руководстве большинство. Даже у иных своих френдов я читал подобное. Сразу скажу, что большинство - что в партийных верхах, что в правительстве - всегда составляли русские. Однако инородцы - включая евреев - в отдельные периоды имели очень широкое представительство. О национальном составе партийного руководства уже в принципе довольно немало написано, но по поводу правительства я видел только разборы, крутящиеся вокруг первого состава совнаркома (хотя, признаться, самим сюжетом интересовался не особенно). Вот и родилась у меня идея покопаться и поискать, сколько евреев входило в состав советского правительства. Под конец поисков подвернулась следующая статья: Евреи в руководстве СССР (1917-1991) . Думал, что она тему исчерпывает, и сильно опечалился за зря потраченное время, однако не без удовольствия обнаружил, что в отношении правительства текст содержит в себе хоть и незначительные, но всё же пропуски, и решил работы на бросать. Но теперь вот, думаю, довёл её до конца, и результаты представляю на суд публики.

Сразу скажу, что интересовался я лишь составами сначала СНК РСФСР (1917-22) и СНК/СМ СССР. Википедия нам сообщает, что «До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи» . Поэтому и будут у нас хронологические рамки охватывать 1917-1991 годы. Что же касается персоналий, то представлю его в виде простого хронологического списка - в динамике оно как-то легше воспринимается.

ТРОЦКИЙ Лев Давыдович (БРОНШТЕЙН Лейба Давидович)
нарком по иностранным делам РСФСР (ноябрь 1917 - март 1918).
нарком по военным и морским делам РСФСР/СССР (август 1918 - январь 1925).
нарком путей сообщения РСФСР (март-декабрь 1920).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (июнь 1925 - 1927).

ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (Ицхок-Нахмен Зерахович)
нарком юстиции РСФСР (декабрь 1917 - март 1918).

СВЕРДЛОВ Вениамин Михайлович (Биньямин Мовшевич)
нарком путей сообщения РСФСР (январь-февраль 1918).

ГУКОВСКИЙ Исидор Эммануилович
нарком по финансовым делам РСФСР (март-август 1918).

ЛЮБОВИЧ Артемий Моисеевич
исполняющий обязанности наркома почт и телеграфa РСФСР, СССР (март 1920 - май 1921, ноябрь 1927 - январь 1928).

ДОВГАЛЕВСКИЙ Валериан Савельевич (Саулович)
нарком почт и телеграфа РСФСР (май 1921 - июль 1923).

ШЕЙНМАН Арон Львович
председатель правления Государственного банка РСФСР, СССР (октябрь 1921 - декабрь 1924, январь 1926 - октябрь 1928).
нарком внутренней торговли СССР (декабрь 1924 - ноябрь 1925).

КАМЕНЕВ (РОЗЕНФЕЛЬД) Лев Борисович
заместитель председателя СНК РСФСР/СССР (сентябрь 1922 - январь 1926).
нарком внешней и внутренней торговли СССР (январь-ноябрь 1926).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (май 1929 - октябрь 1932).

СОКОЛЬНИКОВ Григорий Яковлевич (БРИЛЛИАНТ Гирш Янкелевич)
нарком финансов РСФСР/СССР (октябрь 1922 - январь 1926).

ЯКОВЛЕВ (ЭПШТЕЙН) Яков Аркадьевич
нарком земледелия СССР (декабрь 1929 - апрель 1934).

РУХИМОВИЧ Моисей Львович
нарком путей сообщений СССР (июнь 1930 - октябрь 1931).
нарком оборонной промышленности СССР (декабрь 1936 - октябрь 1937).

ЛИТВИНОВ Максим Максимович (ВАЛЛАХ-ФИНКЕЛЬШТЕЙН Меер-Генох Моисеевич)
нарком по иностранным делам СССР (июль 1930 - май 1939).

КАЛМАНОВИЧ Моисей Иосифович
председатель правления Государственного банка СССР (октябрь 1930 - апрель 1934).
нарком зерновых и животноводческих совхозов СССР (апрель 1934 - апрель 1937).

РОЗЕНГОЛЬЦ Аркадий Павлович
нарком внешней торговли СССР (ноябрь 1930 - июнь 1937).
начальник Управления государственных резервов при СНК СССР (август-октябрь 1937).

ШУМЯЦКИЙ Борис Захарович
«нарком кинематографии»: председатель «Союзкино», начальник Главного управления кинопромышленности, председатель Государственного управления кинофотопромышленности при СНК СССР (ноябрь 1930 - январь 1938).

ГОЛЬЦМАН Абрам Зиновьевич
начальник Главного управления гражданского воздушного флота при СНК СССР (февраль 1932 - сентябрь 1933).

ГОЛОЩЁКИН Филипп Исаевич (Шая Исаакович)
главный государственный арбитр при СНК СССР (февраль 1933 - октябрь 1939).

КЛЕЙНЕР Израиль Михайлович (Срул Мейлихович)
председатель Комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК СССР (апрель 1934 - декабрь 1936).
нарком заготовок СССР (декабрь 1936 - август 1937).

МАРЬЯСИН Лев Ефимович
председатель правления Государственного банка СССР (апрель 1934 - июль 1936).

ВЕЙЦЕР Израиль Яковлевич
нарком внутренней торговли СССР (июль 1934 - октябрь 1939).

ЯГОДА Генрих Григорьевич (ИЕГУДА Енох Гиршевич)
нарком внутренних дел СССР (июль 1934 - сентябрь 1936)
нарком связи СССР (сентябрь 1936 - апрель 1937).

КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич
нарком путей сообщения СССР (май 1935 - август 1937, апрель 1938 - март 1942, февраль 1943 - декабрь 1944).
нарком тяжёлой промышленности СССР (август 1937 - январь 1939).
заместитель председателя СНК/СМ СССР (август 1938 - май 1944, декабрь 1944 - март 1953).
нарком топливной промышленности СССР (январь-октябрь 1939).
нарком нефтяной промышленности СССР (октябрь 1939 - июль 1940).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1946 - март 1947).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства (январь 1948 - октябрь 1952).
первый заместитель председателя СМ СССР (март 1953 - июнь 1957).
председатель Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы (май 1955 - май 1956).
министр промышленности строительных материалов СССР (сентябрь 1956 - июль 1957).

КАМИНСКИЙ (ГОФМАН) Григорий Наумович
главный санитарный инспектор СССР (1935 - июнь 1937).
нарком здравоохранения СССР (июль 1936 - июнь 1937).

КРУГЛИКОВ Соломон Лазаревич
председатель правления Государственного банка СССР (июль 1936 - сентябрь 1937).

ХАЛЕПСКИЙ Иннокентий Андреевич
нарком связи СССР (апрель-август 1937).
особоуполномоченный СНК СССР по связи (август-ноябрь 1937).

БРУСКИН Александр Давидович
нарком машиностроения СССР (октябрь 1937 - июнь 1938).

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич
нарком оборонной промышленности СССР (октябрь 1937 - январь 1939).
нарком авиационной промышленности СССР (январь 1939 - январь 1940).

ГИЛИНСКИЙ Абрам Лазаревич
нарком пищевой промышленности СССР (январь-август 1938).

ГИНЗБУРГ Семён Захарович
председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР (март 1938 - май 1939).
нарком по строительству СССР (июнь 1939 - январь 1946).
нарком по строительству военных и военно-морских предприятий СССР (январь 1946 - март 1947).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1947 - май 1950).

ДУКЕЛЬСКИЙ Семён Семёнович
председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР в ранге наркома (март 1938 - июнь 1939).
нарком морского флота СССР (апрель 1939 - февраль 1942).

БЕЛЕНЬКИЙ Захар Моисеевич
исполняющий обязанности председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1938 - апрель 1939).

АНЦЕЛОВИЧ Наум Маркович
нарком лесной промышленности СССР (октябрь 1938 - октябрь 1940).

ЖЕМЧУЖИНА Полина Семёновна (КАРПОВСКАЯ Перл Семёновна)
нарком рыбной промышленности СССР (январь-ноябрь 1939).

ВАННИКОВ Борис Львович
нарком вооружения СССР (январь 1939 - июнь 1941).
нарком боеприпасов СССР (февраль 1942 - август 1945).
нарком/министр сельскохозяйственного машиностроения СССР (январь-июнь 1946).
начальник Первого главного управления при СНК/СM СССР (август 1945 - март 1953).

ЗЕМЛЯЧКА (ЗАЛКИНД) Розалия Самойловна
заместитель председателя СНК СССР (май 1939 - август 1943).
председатель Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1939 - сентябрь 1940).

МЕХЛИС Лев Захарович
заместитель председателя СНК СССР (сентябрь 1940 - май 1944).
нарком/министр государственного контроля СССР (сентябрь 1940 - июнь 1941, март 1946 - октябрь 1950).

ЗАЛЬЦМАН Исаак Моисеевич
нарком танковой промышленности СССР (июль 1942 - июнь 1943).

РАЙЗЕР Давид Яковлевич (Ушерович)
министр строительства предприятий тяжёлой индустрии (май 1950 - март 1953).
министр строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР (апрель 1954 - май 1957).

ДЫМШИЦ Вениамин Эммануилович
начальник отдела капитального строительства Госплана СССР - министр СССР (июнь 1959 - апрель 1962).
первый заместитель председателя Госплана СССР - министр СССР (апрель - июль 1962).
заместитель председателя СМ СССР (июль 1962 - декабрь 1985).
председатель Госплана СССР (июль - ноябрь 1962).
председатель Совета народного хозяйства СССР (ноябрь 1962 - октябрь 1965).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению (октябрь 1965 - июнь 1976).

ВОЛОДАРСКИЙ Лев Маркович (ГОЛЬДШТЕЙН Лейба Мордкович)
начальник Центрального статистического управления при СМ СССР, Центрального статистического управления СССР (август 1975 - декабрь 1985).

КОТЛЯР Николай Исаакович
министр рыбного хозяйства СССР (январь 1987 - ноябрь 1991).

РАЕВСКИЙ Владимир Абрамович
исполняющий обязанности министра финансов СССР (ноябрь 1991 - март 1992).


Как видно из списка, в плане правительственного представительства лучшими годами для изучаемого народа оказались первые примерно 30 лет коммунистического режима.

Иные авторы (и таки да, и таки нет), перечисляя евреев в советском правительстве, частенько относят к их числу представителей других народов, в основном, как ни забавно, русских. Причины этого лично мне не ясны - в большинстве случаев происхождение можно достаточно легко установить по справочной литературе и совершенно незачем, при таком раскладе, по собственной воле садиться в лужу. Но вот существует сей феномен. Мне встречались следующие «лжеевреи» из наркомов:

Ефим Славский (родился в украинской крестьянской семье);
Родион Малиновский (у него происхождение очень мутное: сын кухарки-украинки, отец неизвестен - предполагают, что из караимов, но это не евреи, хотя и иудеи; дочь маршала утверждает, что её дед - «российский князь»);
Исидор Любимов (его в евреи записывают и Ваксберг, и Солженицын, хотя родился большевик в семье костромского крестьянина. Видимо, имя смущает);
Павел Юдин (сын тульского рабочего. Тут, похоже, смущает фамилия);
Иван Теодорович (из польской дворянской семьи);
Авраамий Завенягин (иными называемый Абрамом, хотя он именно Авраамий; сын машиниста железнодорожной станции в Тульской области);
Михаил Фриновский (из семьи пензенского учителя);
Василий Рулёв-Шмидт (из бедной семьи - отец крестьянин, мать кухарка-немка);
Николай Крестинский («Молотов» трогательно замечает: «...видимо, бывший еврей, кажется, крещёный, поэтому и Крестинский. Но, может быть, я ошибаюсь. Барин, такой барин». Мог бы поинетерсоваться и выяснить, что барин - из дворянской семьи);
Георгий «Ломов» Оппоков (тоже из дворян).

Упорно циркулируют слухи о еврейском происхождении Андропова - прямо поражает! Однако пока нет прямых достоверных сведений, будем верить официальной биографии. Похожим образом и Филипп Голощёкин попал в список, скорее, по инерции - документального подтверждения его «настоящего имени» и еврейского происхождения нет. Но этот, раз никто не спорит, пусть пока будет.

Возникает ещё вопрос насчёт хрущёвского минсельхоза Михаила Ольшанского - вот он , стереотипу еврейской внешности не сильно соответствует, да и фамилия по происхождению белорусская . Вопросов вроде бы и не должно возникнуть, однако место рождения министра, Сарны, было в начале ХХ века . Так что в данном случае бабушка сказала надвое в прямом смысле. Если у кого-то есть подтверждение или опровержение догадки, буду весьма признателен.

Пожалуй, ещё стоит развеять известное заблуждение - несмотря на многочисленные утверждения публицистов «черносотенного»™ направления, убитый весной 1918 в Петрограде большевицкий «трибун» Володарский никогда в совнарком РСФСР не входил (хотя ему приписывают вымышленный пост «наркома по делам печати, пропаганды и агитации»). Дело в том, что после прихода большевиков к власти на местах по примеру центра стали образовываться свои совнаркомы. И вот Володарский входил в совет комиссаров Союза коммун северных областей - там-то он и был комиссаром по делам печати, пропаганды и агитации. То есть это региональный «министр», не более.

Впрочем, фамилию «Володарский» вы всё же встретите в представленном списке - только не в начале, а совсем под конец. И неспроста: статистик - младший брат питерского «газетного диктатора». Вот как в жизни-то бывает:о)

Такое в Совдепе было положение с наркомами и министрами еврейской национальности. Как можно видеть, ничего прямо уж из ряда вон, всё вполне пристойно. Уж куда пристойнее, чем в суверенной, а затем независимой России, где за 21 год лишь 12 человек из этого народа входили в высший орган исполнительной власти. Так что к национальной политике нынешней власти нужно присмотреться повнимательнее! ;о)

З.Ы. Конечно, названными персонами представительство евреев на правительственном уровне не исчерпывается - были наркомы «из них» и в союзных республиках, но это уже требует отдельного специального погружения. Отдельного специального погружения требует и тема евреев-руководителей отраслевых главков иных наркоматов-гигантов - оные управления в массе своей к концу 30-х, в ходе сталиновского раздувания штатов, оформились как самостоятельные наркоматы. Список жильцов «Дома правительства» показывает, что на этом уровне представительство евреев было значительно ширше - примерно как с «органами» , список руководителей местных отделений которых в 20-30-е говорит, в общем-то, сам за себя. Но, опять-таки, надо отдельно заниматься.

Особенности формирования первого советского правительства:

Совет народных комиссаров (СНК СССР ) 1917-1922 - первое советское правительство России Правительство является высшим органом исполнительной власти в стране, оно разрабатывает бюджет, исполняет его, исполняет законы, принятые законодательным органом власти.

Первое советское правительство было сформировано на II съезде Советов в октябре 1917 г. как Временное рабочее и крестьянское правительство. Слово Временное означало, что правительство действует до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о власти в стране. После разгона Учредительного собрания в январе 1918г. слово Временное было изъято из названия.

Официальное название правительства России - Совет народных комиссаров (второе название – «Временное рабочее и крестьянское правительство», в январе 1918 г. слово «временное» было изъято). Во главе правительства – председатель – В. И. Ленин.

В правительство вошли одни большевики (17 человек):

1). Председатель В.И. Ленин.

2). Наркомы, руководители 13 народных комиссариатов:

А. И. Рыков - нарком по внутренним делам,

В. П. Ногин - торговли и промышленности,

В. П. Милютин - земледелия,

Л. Д. Троцкий - по иностранным делам,

И. В. Сталин - по делам национальностей,

А. В. Луначарский - просвещения,

В. А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко - Комитет по военным и морским делам, а также наркомы финансов, труда, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, железнодорожного транспорта.

Вопрос о создании коалиционного правительства:

Уже 28 октября 1917 г. Викжель (Всероссийский исполнительный комитет по железнодорожным делам) предъявил ультиматум правительству: потребовал включить в него представителей других социалистических партий (меньшевиков, эсеров) и создать однородное коалиционное правительство, угрожая остановить поезда в стране.

Была сформирована комиссия для переговоров во главе с Каменевым и Сокольниковым. Каменев за соглашательскую позицию (отдать половину мест в правительстве другим партиям) в ноябре 1917 г. был снят с должности председателя ВЦИК, заменен Свердловым. Переговоры ни к чему не привели. Правительство осталось однопартийным до декабря 1917г.

Изменения в персональном и партийном составе СНК РСФСР:

В декабре 1917 г. в состав СНК вошли представители партии левых эсеров (после объединения ВЦИКов рабочих и крестьянских депутатов). Они возглавили наркоматы земледелия, почт и телеграфов, юстиции, местного самоуправления (в стране продолжали действовать городские думы и земства), государственных имуществ. После подписания в марте 1918 г. Брестского мира с Германией левые эсеры в знак протеста вышли из правительства и оно вновь стало однопартийным.

Поначалу Правительство заседало ежедневно, рассматривало по 20-30 вопросов. Оно было ответственно перед ВЦИКом, формировалось ВЦИКом. Само присвоило себе функцию издания законодательных актов (до созыва учредительного собрания).

Чтобы разгрузить правительство, был создан Малый Совнарком - постоянная комиссия правительства, которая рассматривала мелкие вопросы, в основном финансового характера. Решения этой комиссии утверждались правительством без повторного рассмотрения.

В связи с гражданской войной в ноябре 1918 г. создана еще одна постоянная комиссия правительства - Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО). Он должен был мобилизовать все силы в интересах обороны страны. В его состав вошли представители ВЦИК, военного ведомства профсоюзов, возглавлял СРКО В. И. Ленин.

С окончанием Гражданской войны в 1920 г. СРКО был преобразован в Совет труда и обороны (СТО). В нем сосредоточилось руководство экономикой страны. В состав СТО вошли наркомы путей сообщений, военный, земледелия, продовольствия, труда, РКИ, ВСНХ, представители Центрального статистического управления и ВЦПС (профсоюзов).

Рабочим органом СНК являлось Управление делами во главе с В.Д.Бонч-Бруевичем. Здесь готовились материалы к заседаниям СНК, велись протоколы заседаний, принимались делегации и посетители. Управляющий делами также являлся членом правительства.

C 1920 г. правительство заседает 1 раз в неделю , решение принимается большинством голосов членов правительства. После появления правительства СССР в 1923 г. в союзных республиках продолжали действовать правительства союзных республик.

Следует помнить, что высший исполнительный орган власти - Совет народных комиссаров РСФСР - наряду с законодательными органами - Всероссийскими съездами и ВЦИКом - издавал декреты, распоряжения, постановления. Причем правительство до принятия Конституции СССР 1936 г., отменившей этот порядок, издало декретов больше, чем сами законодательные органы власти. В этом - одно из самых ярких проявлений отсутствия четкого разделения ветвей власти в советском государстве в 1917-1936 гг.

Правительство СССР (1923-1991):

Называние правительства часто менялось:

Совет народных комиссаров (1923-1946);

Совет министров СССР (1946-1977);

Совет министров СССР - Правительство СССР (по Конституции СССР 1977 г.);

Кабинет министров СССР (с марта 1991).

Правительство формировалось ЦИКом СССР, было ответственно перед ним, с появлением Верховного Совета СССР в 1938 г. формировалось на первой сессии Верховного Совета и слагало свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом. Между сессиями изменения в состав правительства мог внести Президиум Верховного Совета СССР.

Первое правительство СССР, сформированное в июле 1923 г. на второй сессии ЦИКа, было небольшим по составу (всего 17 человек):

Председатель - В.И. Ленин;

Пять замов (Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь - председатель правительства Украины, Орахелашвили - председатель правительства Закавказской СФСР);

10 наркомов;

Управляющий делами.

Пять наркомов возглавляли общесоюзные наркоматы (такие наркоматы в союзных республиках отсутствовали, все управление этими отраслями сосредотачивалось на союзном уровне):

По иностранным делам (Чичерин, Литвинов);

По военным и морским делам (Троцкий, Фрунзе, Ворошилов);

Внешней торговли (Красин);

Путей сообщения (Дзержинский, Коганович);

Почт и телеграфов (Рыков, Ягода).

Пять наркомов руководили объединенными союзно-республиканскими наркоматами (т. е. подобные наркоматы существовали и в союзных республиках, подчинялись союзным наркоматам):

ВСНХ СССР (Высший Совет народного хозяйства) – Дзержинский, Куйбышев, Орджоникидзе;

Финансов;

Продовольствия;

Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).

Постепенно в условиях усиления централизации, сужения прав союзных республик создавались новые наркоматы (с 1946 г. - министерства) и состав правительства расширялся. В 1926 г. права союзно-республиканского наркомата получило ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление). В 1929 г. в связи с проведением массовой коллективизации был создан Наркомат земледелия СССР, взявший под контроль республиканские наркоматы земледелия.

В 1930 г. появился Наркомат снабжения (Микоян), в 1931 - водного транспорта. В 1932 г. вместо ВСНХ были образованы наркоматы тяжелой промышленности, легкой, лесной. В 1932г. возник Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В 1934 г. - НКВД, Наркомат внутренней торговли. В 1936 г. - здравоохранения, юстиции, оборонной промышленности и т. д.

По конституции СССР 1936 г. Правительство формируется Верховным Советом СССР на первой сессии вновь избранного Верховного Совета. Президиум Верховного совета мог менять состав правительства между сессиями. Членов Правительства предлагал утвержденный Верховным Советом глава Правительства СССР. Верховный Совет их утверждал. Фактически Правительство формировало Полит бюро СССР. С 1936 г. Правительство издает только постановления и распоряжения. Впервые в Конституции 1936 года определены функции правительства:

Руководит работой наркоматов;

Выполняет планы развития страны;

Исполняет бюджет;

Защищает интересы и права граждан;

Руководит связями с другими странами;

Образование;

Вооруженные силы и т. д..

В 1977 г. в правительстве СССР уже более 100 членов:

Председатель;

Первые заместители председателя;

Заместители;

62 министра;

18 председателей госкомитетов;

Председатель Госбанка СССР;

Председатель Центрального статистического управления СССР;

15 глав правительств союзных республик (по должности);

Управляющий делами СМ СССР.

Рост управленческого аппарата хорошо виден на примере широкой сети союзных министерств, руководивших в 1977 г. различными отраслями промышленности:

Министерство авиационной промышленности

Министерство автомобильной промышленности

Министерство газовой промышленности

Министерство машиностроения

Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства

Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов

Министерство машиностроения медицинской промышленности

Министерство машиностроения нефтяной промышленности

Министерство оборонной промышленности

Министерство общего машиностроения

Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления

Министерство промышленности средств связи

Министерство радиопромышленности

Министерство среднего машиностроения

Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности

Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

Министерство судостроительной промышленности

Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения

Министерство транспортного строительства

Министерство тяжелого и транспортного машиностроения

Министерство химического и нефтяного машиностроения

Министерство химической промышленности

Министерство целлюлозно-бумажной промышленности

Министерство электронной промышленности

Министерство электротехнической промышленности

Министерство энергетического машиностроения.

Заседало правительство не реже одного раза в квартал. Правительство издавало постановления и распоряжения, которые принимались большинством голосов членов правительства. В 1923-1936 гг. оно издавало и декреты (как и правительство России), причем в большем количестве, чем Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР.

Сов е т труд а и обор о ны , орган СНК РСФСР, направлявший деятельность экономических комиссариатов и деятельность всех ведомств в области обороны страны. Создан в апреле 1920 на основе Совета рабочей и крестьянской обороны . Согласно Положению, принятому Восьмым Всероссийским съездом Советов (декабрь 1920), действовал на правах комиссии СНК. Органами С. т. и о. на местах были областные, губернские, уездные и волостные экономического совещания. В СТО входили председатель СНК (председатель СТО) и народные комиссары - по военным делам, путей сообщения, земледелия, продовольствия, труда, РКИ, председатель ВСНХ, представитель ВЦСПС, управляющий ЦСУ (с совещательным голосом). Первым председатель СТО был В. И. Ленин. В феврале 1921 при СТО образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан). В 1923 при образовании СНК СССР СТО РСФСР был ликвидирован и образован СТО СССР. Упразднён постановлением ЦИК СССР 28 апреля 1937. Его функции переданы Экономическому совету при СНК СССР (ЭКОСО).

Экономический совет при СНК СССР (ЭКОСО) действовал с 1937 оп 1941 гг ., это орган оперативного хозяйственного руководства. Создан вместо СТО.

Президиум СМ СССР - для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров СССР действует Президиум Совета Министров СССР в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя.

Компетенция Совета Министров СССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров СССР.

Политбюро ЦК КПСС - руководящий орган ЦК КПСС , в который входили наиболее влиятельные члены Центрального Комитета, определяющие политику партии, а в условиях однопартийной системы - и всего государства, поскольку, согласно Конституции СССР, КПСС являлась руководящей и направляющей силой советского государства. Таким образом, члены Политбюро фактически входили в число высшего руководства СССР , даже если формально не занимали государственных постов. Впервые политбюро ЦК РСДРП (б) во главе с Лениным было образовано на заседании ЦК 10 (23) октября 1917 для политического руководства вооружённым восстанием (в него входили Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бубнов). Воссоздано как постоянно действующий орган в 1919 на VIII съезде РКП(б). Именовалось Политбюро ЦК РКП(б), впоследствии - Политбюро ЦК ВКП(б), а в 1952 -1966 - Президиумом ЦК КПСС. Прежнее название возвращено XXIII съездом КПСС в 1966. Согласно Уставу КПСС, Политбюро ЦК КПСС избиралось на пленумах ЦК КПСС для руководства работой партии в период между пленумами ЦК, однако на практике его состав определялся кулуарно, узким кругом партийного руководства. Именно Политбюро ЦК КПСС принимало решения, которые впоследствии утверждал ЦК КПСС . В состав Политбюро ЦК КПСС входило от 10 (в 1920-х годах) до 25 (в 1970-х годах) членов. Рекорд и антирекорд продолжительности пребывания в составе Политбюро принадлежат двум Маршалам Советского Союза : дольше всего членом Политбюро (Президиума) ЦК КПСС был Климент Ворошилов (34 с половиной года), меньше всего - Георгий Жуков (120 дней).

Следует обратить внимание на взаимоотношения правительства СССР с правительствами союзных республик:

1) по Конституции СССР 1924 г. был установлен институт постоянных представительств союзных республик при СНК СССР.

Постоянные представители назначались СНК союзных республик и утверждались СНК СССР. Они имели право:

Участвовать в заседаниях СНК СССР с правом совещательного голоса;

Вносить вопросы на рассмотрение правительства;

Защищать интересы своих республик в правительстве;

Осведомлять СНК СССР, информировать СНК своих республик.

2) По Конституции СССР 1977 г. в правительство СССР вошли Председатели правительств союзных республик с правом решающего голоса (всего около 100 человек).

3) Правительство СССР могло приостанавливать постановления правительств союзных республик.

В 70-е годы Правительство заседало 1 раз в квартал. Чаще заседал Президиум Правительства (около 15 человек). Полит бюро заседало чаще всего – в него входило несколько человек.

В 1990-е года Правительство СССР при Горбачеве было уменьшено в своем составе примерно в два раза.

В это время:

Министр иностранных дел – Шеварнадзе;

Министр обороны – Язов;

Министр внутренних дел – Пуго;

Министр здравоохранения – Чазов.

В конце 1980-1990-х гг. в связи с расширением прав союзных республик число министерств союзного значения стало сокращаться (например, в связи с передачей республикам полного контроля над лесами упразднялось Министерство лесного хозяйства СССР и т. д.).

В 1991 г. в Кабинете министров СССР помимо замов было только 37 министров и 10 председателей госкомитетов.

Правительство СССР прекратило свою деятельность раньше, чем распался Союз. В августе 1991 г. сразу же после подавления путча 24 августа 1991 г . Правительство РСФСР во главе с И. С. Силаевым предложило Президенту СССР М. С. Горбачеву расформировать Кабинет министров СССР на том основании, что его председатель и ряд министров участвовали в попытке государственного переворота.

Правительство России отказывалось выполнять распоряжения союзного правительства до формирования его нового состава. Одновременно российское правительство брало на себя руководство министерствами и ведомствами СССР, предприятиями и учреждениями союзного значения, находящимися на территории России.

М. С. Горбачев вынужден был поставить перед Верховным Советом СССР вопрос о доверии правительству СССР, в доверии было отказано, и президент СССР в этот же день, 24 августа, распустил союзное правительство.

Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР (24 августа - 19 декабря 1991 г.). С сентября 1991 г. действовал также Межреспубликанский экономический комитет, в задачу которого входила координация проведения экономических реформ в союзных республиках, социальной политики.

Председатели Правительства СССР:

Рыков Алексей Иванович (1924 - 1930, одновременно до 1929 г. - глава правительства РСФСР)

Молотов Вячеслав Михайлович (1930 - 1941)

Маленков Георгий Максимилианович (1953 - 1955)

Булганин Николай Александрович (1955 - 1958)

Косыгин Алексей Николаевич (окт. 1964 -1980)

Тихонов Николай Александрович (1980 - 1985)

Фамилии наиболее видных наркомов, министров, входивших в состав правительства СССР : министр иностранных дел Г. В. Чичерин (1923-1930), М. М. Литвинов (1930-1939), В. М. Молотов (1939-1949), А. А. Громыко (1957-1985), Шеварнадзе Э. А. (1985-1991);

обороны (до 1934 г. Наркомат по военным и морским делам): Троцкий (1923 - 1925), М. В. Фрунзе (1925), К. Е. Ворошилов (1925-1940), С. К. Тимошенко, И. В. Сталин (июль 1941-1947), Г. К. Жуков (1955-1957) и др.

Правительство России в 90-е.

Главы правительства:

    Ельцин (нояб 1991 – лето 1992)

    Гайдар(испол. обяз-ти) лето-декабрь 1992

    Кириенко (март – авг 1998)

    Степашин (май - авг 1999)

    Касьянов (янв.2000 -2004)

    Фрадков (2004-2007)

    Зубков (с 2007)

Председатели пр-ва имели замов. В состав пр-ва входят министры, управляющие делами (руководитель аппарата пр-ва – ранг фед министра), председатели госкомитетов. Мин-во руководит отрасью, министр принимает решения единолично. Госкомитет (их 6) – межотраслевое руководство, его председатель не принимает единоличные решения.Стр-ра пр-ва часто меняется. Под ней понимается наличие замов.

Сейчас замы главы:

Шувалов Игорь Иванович - 1 зам, Кудрин, Козак, Жуков, Иванов, Сечин, Собянин (Рук-ль Аппарата Правительства РФ)

Минздрав – Голикова Т.

мин рег.разв-я – Басаргин

МИД – Лавров (были-Козырев, примаков, Иванов);

Мин транстпорта -Левитин;

Мин экономич развития и торговли Набиуллина (был Герман Греф) ;

МВД – Нургалиев (были- Рушайло, Грызлов);

Мин связи и масс коммуникаций - Щёголев Игорь Олегович

Минобороны – Сердюков (Грачев, Сергей Иванов (бывш секр Совета Без-ти);

Мин Культуры – Авдеев (Соколов (Соломин, Дементьева, Швыдкой);

Мин природных ресурсов -Трутнев;

Мин. юстиции – Коновалов

Мин обра-я и науки –Фурсенко

Мин пром-ти и энергетики –Христенко Виктор Борисович

Мин спорта Мутко

Мин энергетики Шматко Сергей Иванович

ГОиЧС – Шойгу

Мин-ва – центр-е орг упр-я с 90-х гг, это федерал органы исполнительной власти(1 раз в неделю заседает правительство, решения – большинством голосов).Ранг мин-ра имеет рук-ль аппарата пр-ва.

Председатели Правительства Российской Федерации

Черномырдин, Виктор Степанович (25 декабря 1993 - 23 марта 1998); одновременно 5 ноября-6 ноября 1996 был и. о. Президента РФ в связи с операцией на сердце Ельцина; повторно

Черномырдин, Виктор Степанович (23 августа-11 сентября 1998 года) и. о. Председателя Правительства (не был утверждён Госдумой).

Степашин, Сергей Вадимович (19 мая 1999 - 9 августа 1999); с 12 мая и. о. Председателя Правительства.

Путин, Владимир Владимирович (16 августа 1999 - 7 мая 2000); с 9 августа и. о. Председателя Правительства; с 31 декабря одновременно и. о. Президента РФ.

Касьянов, Михаил Михайлович (27 мая 2000 - 24 февраля 2004); с 7 мая и. о. Председателя Правительства.

Христенко, Виктор Борисович (24 февраля 2004 - 5 марта 2004), и. о. Председателя Правительства (не вносился на утверждение в Госдуму).

Фрадков, Михаил Ефимович (5 марта-7 мая 2004, 7 мая-12 мая 2004 был и. о. (слагал полномочия перед вновь избранным Президентом РФ); повторно был Председателем Правительства с 12 мая 2004 по 12 сентября 2007); 12 сентября-14 сентября 2007 и. о. (после отставки, до момента назначения нового Председателя Правительства РФ)..

Зубков, Виктор Алексеевич (14 сентября 2007 - 7 мая 2008), затем до 8 мая и. о. (после отставки, до момента назначения нового Председателя Правительства РФ).

19. Местные органы гос власти в России XVIII - XX вв. Старая сис-ма местн учр-й и долж-х лиц с отсутствием единообразия в терр делении и органах упр-я, ведом-й пестротой, неопределенностью f перестала быть жизнеспос. Аппарат воевод и губных старост не мог быстро и решительно бороться с различ проявлениями недов-ва масс, взыскивать налоги, осущ наборы в армию, проводить предпис из центра преообраз. Масс побеги крепостных, рекрутов и лиц, насильств-о набран-х на разл строит работы, восстания в Астрахани, на Дону, и в Башкирии вскрыли неспособность старого местного аппарата обеспечить быструю и эфф подавление. По указу 1708 г «для всенародной пользы» б создано 8 губерний : Москов, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская. Это б обширнейш адм-терр ед, не равные по терр-и и насел-ю. Губ-ры получили чрезв полномочия: каждый из них имел на только админ, полиц, фин и судебные ф-ции, но и являлся командующим всех войск, распол в подведом ему губернии. Губ-р управлял губ-ей с помощью губернской канц-и, где находились дьяки и подьячие. Кажд губерния включала уезды , во гл которых вместо воевод с 1710г стояли коменданты. Реф-ма мс 1708г уничтожила старый принцип назн-я на должность и превратила всех должн лиц мс в чиновников абсол монархии, руководствующихся общегос законами и распоряж-ми. Эта реф мест апп несколько упорядочила правительств аппарат, но не устранила разнообразия в мест упр-и. Учреждение коллегий (1718г) и новая подушная с-ма обложения требовали проведения нов адм реф-мы мс. 1719г адм реф-ма, по кот терр-ия кажд губ-нии разделена на несколько провинций . Всего учрежд 45 пров-ций, а вскоре их число возросло до 50. Основ единицей террит деления стала провинция. Во главе важн провинций стояли генерал-губер-ы, губ-ры, вице-губ-ры, а во гл остальных - воеводы. Провинции делились на округа – дистрикты, во главе кот – земские комиссары, кот имели шир фин и полиц ф-ции. В 1720г б проведена судебная реформа, по кот сделана попытка отделить суд от ад-ции путем созд-я 2х самост судебн инстанций: нижних (провинциальн и городовых) и надворных судов (в губерниях). Несмотря на созд мест органов отдельных коллегий и провозглашенное отделение суда от адм-ции, губернаторы и воеводы активно вмешив в деят-ить местн органов ведомств и судов. Упразднены провинц и надворные суды. В 1723-24гг завершена реформа городского сословного упр-я : б созданы городовые магистраты, заменившие бурмистерские избы. Магистраты предст собой коллегиальные учр-я, сост-шие из президента, 2-4 бурмистров и 2-8 ратманов. В ведении магистратов наход все упр-е городом: угол и гражд суд, полиц, фин, хоз дела. В небольш городах учрежд-сь ратуши с более простым устр-вом и узкой компетенцией. Несмотря на увеличение числа чинов-ков и учреж-ий, мест адм-ция еще слабо справлялась со св задачами. Новая система местного упр-я закреплена инструкцией 1728г: единств орг-ми упр-я и суда в губерниях стали губ-ры, а в провинциях и уездах – воеводы. Губ-ры и воеводы и возгл-емые ими канцелярии поглощали почти все f гос-ва в губ-ях, провинциях и городах, не оставляя возм-ти для развития др звеньев мест гос аппарата. В 1743г восстановлены магистраты, в их ведении в осн оказались фин дела, но и в этих делах они подчинялись губ-рам и воеводам. В 1775г проведена реф-ма гос аппарата и изменено адм-тер деление с-ны для укрепления власти на местах. 1775г Реф мс. «Учреждение для упр-я губернией Всеросс имп» . Разукрупнение губ-й, их число увелич более чем вдвое. Каждая стала делиться на уезды, промеж терр ед – провинция – б ликвид-а. Кажд из столичных губ-й, а также более круп регионы возглавлял наместник (генерал-губ-р) с неогран полномочиями. Все учреж и долж лица, созд-ые мест реф 1775г, м подразделить на 3 осн гр.: адм-полиц-ие, фин-хоз и судебные. 1 гр б представлена в губ-нии губ-ром, губернским правлением (доводило до свед-я подчиненных учреж и чинов-в законы и гос распоряж-я, побуждало их к испол-ю) и приказом общ презрения (упр-ли мест школами, медиц и благот учреж-ми, заведовали некот тюрем учреж-ми, стали играть роль своеобраз банков), а в уезде – земским исправником (капитаном), нижн земским судом (это полиц орган, состоящ из избир-х двор-вом уезда земского исправника и 2-3 заседателей; исполнял распоряж вышестоящ вл, приговоры судов, проводил предват следствие по угол преступ-м) и городничим (выпол f земского исправника в уезд городе). Реформа 1775г создала целую систему местных судов: общесословные (палата уголов и палата гражд суда – апелляц инстанции для пересмотра дел, решенных в нижестоящих судах), суды спец назначения (совестный – разгружал суды губернии от многих запутанных дел, его задача – примирение сторон; и надворный: верх и нижн с назнач составом судей (обслуживали чиновников и разночинцев), а также сословные суды: верхний земский суд - дворян, губернский магистрат-горожан, верхняя расправа – гос, экон, дворцов крестьян, ямщиков, однодворцев; в уезде: уезд суд для дворян, город магис-т для горожан, нижн расправы для непомещичьих крестьян.

Реф 1775г создавала в кажд губернии штат прокурорского надзора. Это б губернский прокурор с 2 помощниками – стряпчими. При губернском сословном суде назн 1 прокурор и 2 стряпчих, в уезде - стряпчий. Д-я прокуратуры огран-сь весьма немногосложными задачами: формальным надзором за законностью д-й чинов-в и учр-й и чтением текстов вновь получ-х законов чинов-ми. Реф 1775г не т усилила мест чиновничий апп, но и повысила знач мест двор-ва в упр-и и суде. Круп вехой в реф-х мс б утверж в 1782г «Устава благочиния или полицейского», определявшего устр-во полиц аппарата городов. Во гл полиции - обер-полицеймейстер, кот явл-ся председ-лем полицей общегород учр-я –управы благочиния, кот охраняла порядок в городе, принуждала жителей к исполнению законов и постан-й, приводила в исполнение повел-ия мест админ-ции и решения судов, заведовала город благоуст-вом и торговлей.

Рост дворян сосл-х привил-й завершился принятием в 1785г Жалованной грамоты дв-ву . По разреш-ю генерал-губ-ра или губ-ра дворяне кажд губ-нии м созывать раз в 3 губерн дворян собр, а уезде – уезд двор собр. Кажд 3 года губ двор собр избир-о 2 кандидатов в губерн предводители двор-ва, из кот наместник или губ-р назн губ предводителя.Одноврем-о избир-сь совестный судья, двор заседатели в верх земский и совестные суды. Дворяне каждой из губ-ний вписывались в двор родосл книгу, для состав и ведения кот б созд пост действующее учреж – дворян депутат собр-е.

В 1785 – жалованная грамота городам , по кот население города (гор обыватели) делилось на 6 разрядов: влад-цы земель и домов в черте города, купцы всех гильдий, цеховые ремесленники, иногородние, именитые граждане (ученые, худож), посадские люди. Первич органом сословного самоупр-я в городе б город собр. думы, сост из всех город обывателей и кот извир-о городскую голову, общую город думу (распоряд орган), состоящ из город головы и гласных от всех 6 гр насел-я. Собир раз в 3 года и избирала испол орган - шестигласную думу (по 1 представителю из 6 разрядов). Председателем б город голова.Б обыват книги с указ его семей полож и имущ состояния. Прав-во установила очень узкие границы Де-ти этого самоупр-я. В ведении сосл органов наход? благоустр, продоволь дело, развитие торговли и промыслов, защита сосол прав, некот полиц f итд.

Реф мест упр в 60-90-х гг 19в. В перид бурж реф компетенция губер-в несколько сузилась: они потеряли право ревизии судеб дел, в их ведении не попал ряд нов учреж. Однако за губ-ром сохр осн вл в губ-нии. Возгл губерн правление, кот окончательно превращ испол орган. Револ движ-е и общ подъем 60-хгг толкали прав-во на усиление вл губ-ра. В 1866г получили право ревизии всех граж учреж губ-нии, право запрета собр и органов печати. В 60-ые гг губ-р получил право влияния даже на суд; с 1889г он делается пред-лем губернского присутствия – адм-судеб учреж для крест сосл-х учр и органов надзора за ними. 1862г – Полицейская реф, по кот в 44 губ-х Р старые полиц органы в каждом уезд городе и уезде объед-сь в возгл-мые испрвником уездное полиц упр.В губерн городах б созд городские полиц упр. Усиление мест апп. осущ посредством нов «Полож о корпусе жандармов» 1867г, по кот сеть жандармских органов значит увел-сь. На больш ч терр Р основ учр-м б губернское жандармское упр-ние. С 1871г гл в их Де-ти станов-ся дознание, а также полит следствие.

Земская реформа 1864г. Земства учреж для руков-ва строит-м и упр-м мест больниц, школ, дорог, благотвор завед-й, для завед-я продовольств делом итд. Апп земства состоял из распоряд органов - губерний и уезд земских собр и испол органов – уезд и губерн земских управ. Выборы земских органов провод раз в 3 года. Земства с момента появ б теснены в св Де-ти надзором губ-ра. Нов полож о земских учреж 1890г стеснило изб сист и Де-ть земств, усилило правит контроль за ними. На созд по полож 1870г город. орг самоупр (город думы и управы) возлаг адм и хоз задачи. Гор орг самоупр выбирались на 4 г налогоплательщиками. Выборы в город думу провод по 3 избир съездам. Город дума, явл распоряд орг-м, изб-ла из св состава испол орган – город управу в составе головы и членов управы. Город голова возгл и думу и управу, координируя работу этих учреж. Город полож 1892г явилось городск контрреф. Оно заменило для избир-й налог ценз имущ-м. Судеб реф 1864г. Вводила формаль несменяемость судей и незав-ть суда от адм-ции, гласность и публичность заседаний, состязательный процесс, инс-ты адвок-ры, присяж засед-й, выборный мир суд итд. Ввод 2 сист судеб учр: суды с избираемыми судьями – мир судьи на 3 года и съезды мир судей и суды с назнач судьями – окруж суды и судеб палаты. В ведение участков мир судей подлежали мелкие угол и граж дела. Б почетные мир судьи, кот замещали участковых во время их отсут-ия. Участ и почет мир судьи мир округа составляли мир съезд, пред-ль кот избирался из мир судей. Съезд играл роль оконч-й апелл инстанциидля мир судей округа. В 1889г выборные мир судьи, кроме столиц и Одессы б упразднены и заменены назнач лицами. Окуж суд созд на несколько уездов. Он состоял из предс-ля, его тов и членов суда. В апп окруж суда входил прокурор с тов-ми и канц-й. Прокур надзор руководил следствием, выступал обвинителем, следил за выпол-м приговора. Присяж заседатели определяли винов-ть и невин-ть обвиняемого.Судеб палата явл оконч-й апелл инстанцией для рассмат-х в окруж судах гражд и угол дел. В судеб палату поступали на пересмотр из окруж судов тольео дела, кот реш-сь без присяж заседателей. Апп судеб палаты: общее присут-ие сост из пред-ля, его тов и членов суда; здесь имелись угол и гражд департ-ы. При окруж судах и судеб палатах наход адвокаты – присяжные поверенные

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ. Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом. Более подробно смотрите мою статью .

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала !

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) . Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно - Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР. К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены. Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи 🙂

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть .

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Думаю, ничего сложного нет с тем, чтобы разобраться в этой схемке. В связи с реформой государственного управления при М.С, Горбачеве, Президиум Верховного Совета СССР был ликвидирован, а вместо него был создан избираемый народом Совет народных депутатов !

Вот так изменялась структура органов власти в СССР с 1922 по 1991 годы. Надеюсь, Вы понимаете, что СССР был федративным государством и все рассмотренные орагны власти дублировались на республиканском уровне. Если, что, задавайте вопросы в комментариях! Чтобы не пропустить новые материалы, !

Людям, купившим мой видеокурс «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» , 28 апреля 2014 года вышлю 3 дополнительных видеоурока по этой теме, плюс таблицу всех должностей в СССР и героев Великой Отечественной войны, командующих фронтами и прочие полезности.

Ну и как обещал — таблица всех глав председателей СНК:

Глава правительства В должности Партия
Председатели Совета Народных Комиссаров СССР
1 Владимир Ильич Ленин 6 июля 1923 21 января 1924 РКП(б)
2 Алексей Иванович Рыков 2 февраля 1924 19 декабря 1930 РКП(б) / ВКП(б)
3 Вячеслав Михайлович Молотов 19 декабря 1930 6 мая 1941 ВКП(б)
4 Иосиф Виссарионович Сталин 6 мая 1941 15 марта 1946 ВКП(б)
Председатели Совета Министров СССР
4 Иосиф Виссарионович Сталин 15 марта 1946 5 марта 1953 ВКП(б) /
КПСС
5 Георгий Максимилианович Маленков 5 марта 1953 8 февраля 1955 КПСС
6 Николай Александрович Булганин 8 февраля 1955 27 марта 1958 КПСС
7 Никита Сергеевич Хрущёв 27 марта 1958 14 октября 1964 КПСС
8 Алексей Николаевич Косыгин 15 октября 1964 23 октября 1980 КПСС
9 Николай Александрович Тихонов 23 октября 1980 27 сентября 1985 КПСС
10 Николай Иванович Рыжков 27 сентября 1985 19 января 1991 КПСС
Премьер-министры СССР (руководители Кабинета Министров СССР)
11 Валентин Сергеевич Павлов 19 января 1991 22 августа 1991 КПСС
Руководители Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР
12 Иван Степанович Силаев 6 сентября 1991 20 сентября 1991 КПСС
Председатели Межреспубликанского экономического комитета СССР
12 Иван Степанович Силаев 20 сентября 1991 14 ноября 1991 КПСС
Председатели Межгосударственного экономического комитета СССР - Премьер-министры Экономического сообщества
12 Иван Степанович Силаев 14 ноября 1991 26 декабря 1991 без партии

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Большевики ввели в первый состав Совнаркома только одного еврея, Троцкого Л. Д., занявшего должность наркоминдела.

Национальный состав Совнаркома до сих пор является предметом спекуляций:

Андрей Дикий в своей работе «Евреи в России и СССР» утверждает, что состав СНК якобы был следующим:

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.:

Ленин — председатель,
Чичерин — иностранные дела, русский;
Луначарский — просвещение, еврей;
Джугашвили (Сталин) — народности, грузин;
Протиан — земледелие, армянин;
Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей;
Шлихтер — снабжение, еврей;
Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей;
Ландер — госконтроль, еврей;
Кауфман — государственные имущества, еврей;
В. Шмидт — труд, еврей;
Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка;
Шпицберг — культы, еврей;
Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей;
Анвельт — гигиена, еврей;
Исидор Гуковский — финансы, еврей;
Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей;
И. Стейнберг — юстиция, еврей;
Фенгстейн — беженцы, еврей.

Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.

Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка:

«Еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов, а из много раз менявшихся составов СНК выдернуты только те наркоматы, во главе которых когда-либо находились евреи.

Так, в качестве наркома по военным и морским делам упомянут Троцкий Л. Д., назначенный на этот пост 8 апреля 1918 года, а в качестве наркома по продовольствию (здесь: «снабжение») указан Шлихтер А. Г., который действительно занимал этот пост, но только до 25 февраля 1918 года и евреем, кстати, не был. На момент, когда наркомвоенмором действительно стал Троцкий, наркомпродом уже стал вместо Шлихтера великоросс Цюрупа А. Д.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов.
Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене.
Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун(областного объединения Советов), активным проводником большевистского Декрета о печати.
И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов.
В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность.
Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь — «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В., эстонцу Анвельту Я. Я., обрусевшим немцам Шмидту В. В. и Ландеру К. И. и т. д. Происхождение Шлихтера А. Г. не вполне ясно, скорее всего, он является обрусевшим (точнее, обукраинившимся) немцем.
Некоторые лица вообще вымышлены: Шпицберг (возможно, имеется в виду следователь VIII ликвидационного отдела Наркомюста Шпицберг И. А., прославившийся своей агрессивной атеистической позицией), Лилина-Книгиссен (возможно, имеется в виду актриса Лилина М. П., в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И., в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А., по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

А вот реальный состав первого Совета народных комиссаров (по тексту декрета):
Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
Нарком земледелия — В. П. Милютин
Нарком труда — А. Г. Шляпников
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)
Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.
Вакантный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

Но какое теперь это имеет значение? Начальник сказал 80 - 85% евреев! Значит так оно и было! Кстати, в новый учебник истории не забудьте это записать. Это уж точно соответствует геополитическим интересам России раз Путин там считает...

Или вы хотите Самого поправить? Ох, евреи, и не думайте! Иначе - пеняйте на себя. Короче, теперь косяк с большевистскими репрессиями - точно уже на вас!

Вот точная цитата из гаранта:

"Решение о национализации этой библиотеки (Шнеерсона - АК) было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80-85% евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий - мусульман, - они всех гребли под одну гребенку. Вот это идеологические шоры и ложные идеологические установки - они, слава богу, рухнули. И мы действительно сегодня, по сути, передаем еврейской общине эти книги с улыбкой".

Как говорится, "Остапа понесло..."

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»