Отпечаток лидерства: пять причин, почему власть портит человека. Как оно могло бы быть

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Форму политическая ответственность может иметь самую разную. Она обычно сопровождается принудительными мерами к государству-нарушителю и влечёт за собой материальную ответственность. Формы политической ответственности бывают следующими: репрессалии, реторсии, ресторация, сатисфакция, исключение или приостановление членства в международной организации и, наконец, агрессор подавляется силой. Также к государству-нарушителю могут быть применены принудительные меры в виде санкций.

Терминология

Политическая ответственность настигает государство, нарушившее международные правила или интересы другой страны, прежде всего в виде реторсий. Это первый шаг в виде ответа на недружественные действия, часто восстанавливающий нарушенные права. Реторсии включают в себя отзыв послов из государства, решившегося на недружественный акт. Если страна высылает дипломатов со своей территории, это государство может ответить выдворением такого же числа дипломатов.

Политическая ответственность также может наступить в виде реторсии, когда запрещается въезд в страну любых делегаций, включая и первое лицо государства-нарушителя. Все запланированные визиты делегаций в этом случае отменяются. Политическая ответственность второго уровня - это репрессалии. Невооружённые репрессалии являются правомерными принудительными действиями, они соразмерны причинённому ущербу, а по величине ровно такие, какие способны дать полное удовлетворение стороне, права которой оказались попранными.

Другие формы

Репрессалии как форма политической ответственности могут выразиться в разрыве или приостановлении дипломатических отношений, а также во введении эмбарго, то есть запрещения к ввозу сырья и товаров с террритории страны, нарушившей добрососедские правила. Это далеко не все подвиды репрессалий, их очень много. Кроме того, к политической ответственности относятся сатисфакции, что обозначает удовлетворение. В этом случае государство-нарушитель предоставляет пострадавшей стране удовлетворение за тот ущерб, который был причинён её достоинству и чести. Это может быть официальное извинение, выражение сочувствия и сожаления, заверения в отсутствии будущих неправомерных акций такого плана, оказание почестей флагу и исполнение гимна государства, которому нанесён ущерб, - всё это, соответственно, проводится в официальной и торжественной обстановке. Если компенсация и реституция не могут дать полного возмещения ущерба, требуется сатисфакция, которая одновременно преследует три цели: признание неправомерными своих действий, принесение извинений, наказание виновных, недопущение повторного такого нарушения.

Если государство требует иной формы политической ответственности, может быть применена ресторация - это восстановление нарушителем испорченного материального объекта. Например, можно потребовать восстановления прежнего качества речной воды, по вине нарушителя переставшей быть питьевой. Приостановление привилегий и прав - очень суровая мера. Политический процесс зиждется на членстве в разнообразных международных организациях, а лишение или приостановление членства во многих из них - это отсутствие права на представительство, получение помощи, обслуживания и тому подобного. Так, в 1940 году СССР был исключён из Лиги Наций за войну в Финляндии. Это крайняя мера, которую предусматривает политическая ответственность в международном праве.

В России и других странах

Внутри государства тоже существуют разнообразные виды политической ответственности, которая может распространяться на органы муниципальных образований и государства. Например, политическая ответственность парламента завершается его роспуском. Это же касается и законодательного собрания всех субъектов Федерации. В некоторых странах (на Украине, в Польше) предусмотрен роспуск, если этот орган не принял госбюджет в установленные сроки, не сумел сформировать правительство или не начал вовремя работать после избрания. В России законом установлена политическая ответственность правительства и законодательных органов всех субъектов, а также глав администраций, представительных органов и муниципальных образований. Нарушившие Конституцию или законы Российской Федерации органы распускаются, а главы администрации и мэры лишаются должности.

Также членов парламента и заксобраний субъектов Федерации, органов местных самоуправлений, советов и тому подобных могут досрочно отозвать сами избиратели. Лишить мандата могут представительные органы, а после этого члены парламента зачастую подвергаются ответственности уже уголовной. Политическая ответственность президента предусмотрена в форме импичмента, как в России, в США и некоторых других странах, в форме досрочного отзыва, как в Австрии, смещения с должности по суду, как в Италии. Только после этой процедуры к президентам применяется гражданская правовая ответственность и другие меры наказания. Монархи, разумеется, никогда и никакой ответственности не несут и импичментам не подвергаются. Министрам могут вменить вотум недоверия в качестве причины увольнения с резолюцией порицания и отправить в отставку. Правительство может быть уволено по воле президента во многих странах. И правительство, и министры могут подвергаться и уголовной, и дисциплинарной ответственности. Но не сразу наступает юридическая ответственность, политическая ответственность должна предшествовать.

Власть и народ

Политический процесс имеет свои особенности. Есть органы и должностные лица, которые политической ответственности не подлежат, например судьи. Их могут отозвать избиратели (но это редкость). Ответственность власти перед народом является политическим принципом, означающим, что облечённые полномочиями лица должны обязательно ответить за все последствия собственных действий. Данный пункт в настоящее время многие политики России и политические партии включают в свои программы. Начало этому дала ещё сталинская Конституция 1936 года, где была заявлена политическая и правовая ответственность, а в частности сказано, что депутат обязательно должен отчитываться перед своими избирателями и может быть отозван в любое время по решению большинства. С тех пор понятие политической ответственности не пересматривалось, однако на практике с ним произошли необратимые перемены. Ничего подобного сейчас нет нигде - ни в России, ни в Европе, ни в США.

Как оно могло бы быть

Конкретный механизм, обещающий практическую реализацию такой ответственности власти перед народом, был предложен несколько раз, но не был принят: это и специальный закон, согласно которому народ может осудить и правительство, и президента; и введение контроля за счёт проведения референдума, когда срок правления президента и депутатов заканчивается, с тремя возможными оценками: "Заслуживает наказания", "Без последствий", "Заслуживает поощрения". Получивший последнюю оценку государственный деятель объявляется героем, со второй оценкой уходит на отдых, а с первой любому представителю власти грозит тюремное заключение. Но народ ни в одной стране не имеет статуса субъекта правоотношений с существующей властью, в одно целое не организован, права каждого ничем не обеспечены.

Референдум относительно введения такой поправки в Конституцию провести в России не удалось. Одно радует, что, несмотря на санкции, Крым всё-таки наш, поскольку там удалось организовать такой референдум. Предложенная концепция относительно механизма контроля за ответственностью власти соответствует всем принципам демократического управления, когда на первом месте - интересы дела, а не пожелания вышестоящего начальства. Но чтобы осуществить такой контроль, народу нужно добыть статус субъекта правоотношений с властными структурами, и этот народ должен руководствоваться правовыми нормативами, которые тоже должны подлежать контролю. А если не соблюдать диспозитивные и императивные нормы права, никогда право каждого обеспечено не будет.

Международное обеспечение ответственности

Противоправное деяние, совершённое субъектом международного права, влечёт международную ответственность. Если государство нарушает обязательства или выходит за рамки международного права, в зависимости от обстоятельств, к нему могут быть применены разнообразные виды правоотношений. Политическая ответственность в международном праве диктует следующее:

  • Субъекты несут ответственность за собственное поведение относительно собственных международных правовых обязательств.
  • Если противоправное деяние было совершено под руководством или контролем другого субъекта, то контролирующее государство тоже понесёт международную ответственность.
  • Ответственность могут повлечь нарушения любого правового обязательства - обычная ли это норма международного права, договор или общий принцип права.
  • Международная ответственность наступает, даже если противоправное деяние может быть выражено активным действием или бездействием субъекта.

Меры принуждения предусмотрены международным правом и применяются в установленном процессуальном порядке к субъектам, совершившим правонарушения относительно этих норм.

Санкции

Международная правовая ответственность государств рассматривается в двух видах - политической и материальной. Первая обычно сопровождается принудительными мерами относительно государства, совершившего правонарушение, и всегда сочетается с ответственностью материальной. Санкции являются принудительными мерами и применяются региональными и универсальными международными организациями, такими как ООН, ОАЕ, ИКАО, а также группами государств или отдельными государствами.

По объёму и видам санкции прежде всего зависят от нанесённого ущерба и степени тяжести совершённого государством правонарушения. Государство-агрессор может получить ограничение суверенитета, отторжение определённой части территории, войну, оккупацию, частичную или полную демилитаризацию части территории или всей страны, сокращение вооружений и вооружённых сил по размерам и видам, даже запрещение владения тем или иным видом вооружений или вооружённых сил, ограничение юрисдикции в делах, касающихся ответственности военных преступников, и многое, многое другое.

Из Устава ООН

Посягательство на мир между народами и безопасность карается санкциями, предусмотренными статьями 39, 41, 42 Устава Организации Объединённых Наций, а также уставами многих организаций региональных. Высшей формой политической ответственности страны всегда было лишение государственного суверенитета, когда представители стран-победителей осуществляли высшую власть. Так было в Японии и в Германии, когда они подписали безоговорочную капитуляцию. Нужно отметить, что санкциями карается страна, которая совершила тяжкое преступление против человечества. В других случаях такие санкции недопустимо считать правомерными, поскольку сами по себе они - это реакция международного сообщества на противоправные действия, совершённые умышленно.

Так, совершенно несправедливо были применены санкции в девяностых годах двадцатого века к государству Ирак, когда были разгромлены его вооружённые силы. Страну обязали отвести войска от границ с Кувейтом, запретили иметь химическое и ракетное оружие, международные инспекции на территории государства наблюдали за ликвидацией того и другого, за передвижением войск, пересчитывали вооружение и так далее. То есть страну полностью лишили суверенитета, причём по ложной информации, - все помнят пробирку, продемонстрированную в ООН.

Примеры санкций

Санкции, безусловно, могут быть введены и осуществятся, если так решит Совет Безопасности. Они могут быть очень жёсткими, вплоть до экономической блокады, какую, например, вытерпела в течение десятилетия Армения со стороны Турции и Азербайджана (и тоже - правомерность их является весьма и весьма спорной). Прекращение экономических и дипломатических отношений вкупе с блокадой путей железнодорожных, воздушных, морских, блокада средств сообщения - радио, телевидения, телеграфа, почты... В данный момент нечто подобное происходит с КНДР, которая пока не теряет самообладания и присутствия духа. Россия находится под санкциями с 2014 года, и, право, они ей ничуть не мешают жить.

Но нечто другое затевается с государством Кувейт, которому все страны арабского мира, кроме Турции, Ирана и Ирака, объявили бойкот и блокаду. Вот Кувейт, несмотря на несметные богатства, может санкций и не выдержать. Так пала богатейшая Ливия, был полностью повержен Афганистан. Видимо, мировое сообщество нацелено на разрушение единства на Ближнем Востоке, оно составило "долгоиграющие" планы и постепенно воплощает их в жизнь. А политическая ответственность в международном праве может грозить кому угодно, только не тем, кто это право использует. Есть страны, которые совершенно никакой ответственности не боятся.

Материальная ответственность

Материальную ответственность страна несёт в случае нарушения международных обязательств, которые нанесли другой стране материальный ущерб. Формами такой ответственности являются репарации, реституции и субституции. Первые требуют возмещения материального ущебра в виде услуг, товаров и денег. Объём и вид репараций устанавливается в соответствии с международными договорами.

Чаще всего репарации объём ущерба полностью не покрывают. Например, решением Крымской конференции в 1945 году германские репарации составили двадцать миллиардов долларов, что никак нельзя сопоставить с теми потерями, которые понёс Советский Союз в результате гитлеровской агрессии. А в соглашении о прекращении одиннадцатилетней ужасающей войны во Вьетнаме сказано, что США обязано всего лишь "внести вклад" в разрушенное хозяйство страны и всего Индокитая.

Выводы

Любому виду ответственности необходимо участие органов правосудия, которые могут авторитетно констатировать, случилось правонарушение или нет. Внутри страны это может быть верховный или конституционный суд, специальный трибунал или нечто ему подобное, чтобы объективно установить правонарушение или отсутствие его, что далее послужит основанием для применения тех или иных принудительных мер.

Пока же участия органов правосудия в привлечении к политической ответственности не предусмотрено, международную ответственность эксплуатируют организации, а внутри стран, включая и европейские, и американские, этот постулат не работает. В Нидерландах власть спокойно проигнорировала решение референдума по Украине, например. И только в Британии брексит, кажется, состоится, хотя вряд ли полностью в тех объёмах, которые потребовало народное голосование.

Введение.

Проблема ответственности такая же древняя, как само человечество.

Ответственность государства перед обществом, с точки зрения осуществления власти, укрепления страны и обеспечения благополучия граждан привлекала пристальное внимание еще древних философов.

В античной Греции, прежде всего в трудах Платона, обсуждается вопрос о том, в какой степени человек несет ответственность за сознательный и добровольный выбор поступка. У Аристотеля это связано с незнанием или знанием человеком закона, осуществляемого им непроизвольных и произвольных действий.

В XX веке люди, народы, государства более всего страдали от безумной политики, злонамеренных и несостоятельных политиков, произвола и безответственности власти. Особенно в России, где ущерб стране и народу от властного произвола нарастал скачкообразно.

В ХХ1 существенно ничего не изменилось. Нынешняя власть оценивается большинством граждан как самая безответственная, обманная, разорительная. Людей мучает вопрос, как обуздать власть, заставить ее считаться с интересами большинства, сделать подотчетной обществу и законам. Власть – это те люди от которых в основном зависит качество нашей жизни, а порой и сама жизнь.

Сказанное обусловливает актуальность исследования политической ответственности высших эшелонов власти, которые взаимозависимы с региональными властями и это взаимодействие является существенным фактором эффективности государственного управления в целом и реализации активной социальной политики как важнейшего фактора становления России социальным государством.

1. А что же такое ответственность?

Ответственность власти перед народом - политический принцип, означающий, что лица, облечённые властными полномочиями, должны отвечать за последствия своих действий. В настоящее время включается в политические программы многих российских политиков и партий.

Например, Геннадий Зюганов руководитель КПРФ в своей предвыборной платформе обещает... восстановить ответственность власти перед народом. Ни один министр не должен быть назначен без согласия законодательной власти. Парламент и депутаты в свою очередь должны быть подконтрольны и подотчетны избирателям. Будут обеспечены условия для широкого общественного диалога: свобода деятельности политических партий, свобода мнений и вероисповеданий, свобода информации. Все общественно-политические сипы, действующие в рамках закона, получат доступ на государственное радио и телевидение. Не народ для власти, а власть для народа. Такой же позиции придерживаются Вячеслав Володин, секретарь президиума партии Единая Россия и Леонид Кучма.

Ответственность власти имеет много выражений. Прежде всего, это - эффективное руководство страной, обеспечивающее ее движение вперед в экономике, социальной, духовно-нравственной, культурно-образовательной, научно-технической, оборонной и других сферах. Это выполнение на деле провозглашенных целей, программ, обязательств и обещаний, регулярный отчет за дела, ответы на больные вопросы, которые волнуют общество, чувствительность к нуждам сограждан, неофициальное личное общение с ними, признание своих ошибок и энергичное исправление их и многое другое. Но особенно важно наличие в стране государственных и общественных механизмов спроса с власти за возможный вред, который она может - сознательно или неосознанно - нанести людям, состоянию и положению государства.

Самоотверженная борьба европейских народов, особенно в последние 3-4 столетия и прежде всего в ХХ веке, породила и усиливала мировую тенденцию повышения ответственности власти перед обществом. Она еще нигде, даже в самих развитых странах, не реализована в той мере, как должно было бы быть. Ибо там превалирует ответственность власти перед частью населения - наиболее богатыми, влиятельными слоями, а большинство имеет для этого весьма ограниченные возможности: выборы раз в 4-5 лет, редкие референдумы и т.д. Идее ответственной власти предстоит реализоваться в XXI веке, если произойдут решающие сдвиги в социальной активности и организованности народных масс.

Но тем не менее, дело, начатое буржуазными революциями в Европе, подхваченное другими народами, привело к рождению и развитию такого нового явления, как политическая, юридическая, общественно-нравственная ответственность власти перед гражданами.

Обсуждаемая тема действительно актуальна, и трудно определить предмет этой темы, потому что всякий раз, когда мы начинаем говорить об ответственности федеральных органов власти, мы начинаем искать, кто виноват. Однако речь в данном случае должна идти исключительно об эволюционном, очень длительном процессе приведения государственного "организма" в чувство после всех переломов и контузий. Поэтому, как мне кажется, в первую очередь России не хватает терпения и мудрости.

Говоря об ответственности, мы, по-моему, путаем гражданскую ответственность, уголовную ответственность и конституционно-правовую ответственность. Если кто-либо нарушил российское законодательство, то для привлечения его к ответственности не надо принимать специальный закон, - для этого есть уголовное, административное законодательство. Органы власти несут скорее политическую, социальную ответственность. Кроме того, институт ответственности требует четкого определения компетенции и ресурсов органов государственной власти. А у нас, как известно, нет ни того, ни другого. Какая может быть ответственность в таких условиях? Попробуем выделить основные признаки конституционно-правовой ответственности:

Первый. В отличие от гражданской и уголовной ответственности, четко и однозначно урегулированных нормами соответствующего законодательства, конституционно-правовая ответственность на сегодняшний день весьма фрагментарно и нечетко прописана и в Конституции РФ, и в федеральных законах, что создает иллюзию отсутствия нормативно закрепленного института конституционной ответственности. В этом проявляется исконно российская слабость правовых, и особенно конституционных механизмов регуляции властных отношений.

Второй. Большое влияние на практику реализации существующей модели конституционной ответственности оказывают отечественные традиции правоприменительной практики, которые исторически призваны были хотя бы отчасти компенсировать несовершенство норм права. В силу неразвитости российских демократических механизмов государство не может гарантировать сегодня ни применения мер ответственности в случае явной необходимости сделать это, ни ее реализации строго в рамках закона. Это ведет, с одной стороны, к безответственности власти, а с другой - к использованию юридических механизмов ответственности в целях, далеких от публичного интереса.

Указанные факторы привели к тому, что ответственность органов публичной власти, не будучи подкрепленной соответствующей законодательной базой, постоянно находит свое воплощение в основном вне рамок “правового поля”. В качестве ярких примеров такого подхода к вопросам ответственности можно назвать и т.н. “дело Скуратова”, и отставку губернатора Приморского края, и многое другое. Все более очевидным становится тот факт, что курс на построение в России демократического правового государства настоятельно требует переоценки многих традиционных взглядов, в том числе на сущность и роль института конституционной ответственности, а также формирования качественно новых концепций совершенствования ее законодательной базы.

Наша страна сегодня вновь оказалась у порога кризиса, грозящего затронуть практически все сферы общественной жизни: политическую, социально-экономическую и духовную. Непродуманные действия и решения власти усугубляют и без того непростое положение гражданского общества. Поэтому провозглашение курса на укрепление государственности должно как минимум подразумевать совершенствование механизмов конституционно-правовой ответственности как гарантии дальнейшего поступательного движения России по намеченному Конституцией пути демократии.

2. Проект закона об ответственности власти.

Ответственность является важнейшим свойством общественного деятеля любого уровня, а также института власти при принятии и реализации политического решения. Кроме того, проблемой ответственности уже долгое время интересуются представители различных наук и просто наблюдатели за политической жизнью.

Одним из первых, кто предложил конкретный механизм практической реализации ответственности власти, был российский оппозиционный политик и публицист Юрий Мухин. Его проект предусматривает принятие специального Закона «О суде народа России над Президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации». Реализация этого закона предусматривает введение контроля над высшими выборными руководителями государства путём проведения референдума по истечении срока правления президента и депутатов с возможными исходами: «Заслуживает поощрения», «Без последствий» и «Заслуживает наказания». В первом случае представитель власти объявляется героем и ему отдаются соответствующие почести, во втором случае - к нему ничего не предпринимается, а в третьем - представитель власти отбывает тюремное заключение, равное сроку его правления. Закон предполагается принять через механизм референдума, а организовать сбор подписей с целью инициировать проведение референдума планируется с помощью предназначенной для этой добровольной организации граждан под названием «Армия Воли Народа» (сокращённо - АВН).

Предлагаемый механизм ответственности власти соответствует принципам предложенной Мухиным концепции демократического управления, в рамках которой на первое место ставятся интересы дела, а не указания вышестоящего начальства.

Вряд ли найдется в России политик, который откажется поболтать на тему об ответственности государственной власти. Тема эта звучит серьезно, актуально и т.д., но дальше болтовни дело не идет. Почему? Потому что ответственности без заранее предусмотренного наказания не бывает.

Ответственность власти перед народом: необходимость и формы

Введение.

Проблема ответственности такая же древняя, как само человечество.

Ответственность государства перед обществом, с точки зрения осуществления власти, укрепления страны и обеспечения благополучия граждан привлекала пристальное внимание еще древних философов.

В античной Греции, прежде всего в трудах Платона, обсуждается вопрос о том, в какой степени человек несет ответственность за сознательный и добровольный выбор поступка. У Аристотеля это связано с незнанием или знанием человеком закона, осуществляемого им непроизвольных и произвольных действий.

В XX веке люди, народы, государства более всего страдали от безумной политики, злонамеренных и несостоятельных политиков, произвола и безответственности власти. Особенно в России, где ущерб стране и народу от властного произвола нарастал скачкообразно.

В ХХ1 существенно ничего не изменилось. Нынешняя власть оценивается большинством граждан как самая безответственная, обманная, разорительная. Людей мучает вопрос, как обуздать власть, заставить ее считаться с интересами большинства, сделать подотчетной обществу и законам. Власть – это те люди от которых в основном зависит качество нашей жизни, а порой и сама жизнь.

Сказанное обусловливает актуальность исследования политической ответственности высших эшелонов власти, которые взаимозависимы с региональными властями и это взаимодействие является существенным фактором эффективности государственного управления в целом и реализации активной социальной политики как важнейшего фактора становления России социальным государством.

1. А что же такое ответственность?

Ответственность власти перед народом - политический принцип, означающий, что лица, облечённые властными полномочиями, должны отвечать за последствия своих действий. В настоящее время включается в политические программы многих российских политиков и партий.

Например, Геннадий Зюганов руководитель КПРФ в своей предвыборной платформе обещает... восстановить ответственность власти перед народом. Ни один министр не должен быть назначен без согласия законодательной власти. Парламент и депутаты в свою очередь должны быть подконтрольны и подотчетны избирателям. Будут обеспечены условия для широкого общественного диалога: свобода деятельности политических партий, свобода мнений и вероисповеданий, свобода информации. Все общественно-политические сипы, действующие в рамках закона, получат доступ на государственное радио и телевидение. Не народ для власти, а власть для народа. Такой же позиции придерживаются Вячеслав Володин, секретарь президиума партии Единая Россия и Леонид Кучма.

Ответственность власти имеет много выражений. Прежде всего, это - эффективное руководство страной, обеспечивающее ее движение вперед в экономике, социальной, духовно-нравственной, культурно-образовательной, научно-технической, оборонной и других сферах. Это выполнение на деле провозглашенных целей, программ, обязательств и обещаний, регулярный отчет за дела, ответы на больные вопросы, которые волнуют общество, чувствительность к нуждам сограждан, неофициальное личное общение с ними, признание своих ошибок и энергичное исправление их и многое другое. Но особенно важно наличие в стране государственных и общественных механизмов спроса с власти за возможный вред, который она может - сознательно или неосознанно - нанести людям, состоянию и положению государства.

Самоотверженная борьба европейских народов, особенно в последние 3-4 столетия и прежде всего в ХХ веке, породила и усиливала мировую тенденцию повышения ответственности власти перед обществом. Она еще нигде, даже в самих развитых странах, не реализована в той мере, как должно было бы быть. Ибо там превалирует ответственность власти перед частью населения - наиболее богатыми, влиятельными слоями, а большинство имеет для этого весьма ограниченные возможности: выборы раз в 4-5 лет, редкие референдумы и т.д. Идее ответственной власти предстоит реализоваться в XXI веке, если произойдут решающие сдвиги в социальной активности и организованности народных масс.

Но тем не менее, дело, начатое буржуазными революциями в Европе, подхваченное другими народами, привело к рождению и развитию такого нового явления, как политическая, юридическая, общественно-нравственная ответственность власти перед гражданами.

Обсуждаемая тема действительно актуальна, и трудно определить предмет этой темы, потому что всякий раз, когда мы начинаем говорить об ответственности федеральных органов власти, мы начинаем искать, кто виноват. Однако речь в данном случае должна идти исключительно об эволюционном, очень длительном процессе приведения государственного "организма" в чувство после всех переломов и контузий. Поэтому, как мне кажется, в первую очередь России не хватает терпения и мудрости.

Говоря об ответственности, мы, по-моему, путаем гражданскую ответственность, уголовную ответственность и конституционно-правовую ответственность. Если кто-либо нарушил российское законодательство, то для привлечения его к ответственности не надо принимать специальный закон, - для этого есть уголовное, административное законодательство. Органы власти несут скорее политическую, социальную ответственность. Кроме того, институт ответственности требует четкого определения компетенции и ресурсов органов государственной власти. А у нас, как известно, нет ни того, ни другого. Какая может быть ответственность в таких условиях? Попробуем выделить основные признаки конституционно-правовой ответственности:

Первый. В отличие от гражданской и уголовной ответственности, четко и однозначно урегулированных нормами соответствующего законодательства, конституционно-правовая ответственность на сегодняшний день весьма фрагментарно и нечетко прописана и в Конституции РФ, и в федеральных законах, что создает иллюзию отсутствия нормативно закрепленного института конституционной ответственности. В этом проявляется исконно российская слабость правовых, и особенно конституционных механизмов регуляции властных отношений.

Второй. Большое влияние на практику реализации существующей модели конституционной ответственности оказывают отечественные традиции правоприменительной практики, которые исторически призваны были хотя бы отчасти компенсировать несовершенство норм права. В силу неразвитости российских демократических механизмов государство не может гарантировать сегодня ни применения мер ответственности в случае явной необходимости сделать это, ни ее реализации строго в рамках закона. Это ведет, с одной стороны, к безответственности власти, а с другой - к использованию юридических механизмов ответственности в целях, далеких от публичного интереса.

Указанные факторы привели к тому, что ответственность органов публичной власти, не будучи подкрепленной соответствующей законодательной базой, постоянно находит свое воплощение в основном вне рамок “правового поля”. В качестве ярких примеров такого подхода к вопросам ответственности можно назвать и т.н. “дело Скуратова”, и отставку губернатора Приморского края, и многое другое. Все более очевидным становится тот факт, что курс на построение в России демократического правового государства настоятельно требует переоценки многих традиционных взглядов, в том числе на сущность и роль института конституционной ответственности, а также формирования качественно новых концепций совершенствования ее законодательной базы.

Наша страна сегодня вновь оказалась у порога кризиса, грозящего затронуть практически все сферы общественной жизни: политическую, социально-экономическую и духовную. Непродуманные действия и решения власти усугубляют и без того непростое положение гражданского общества. Поэтому провозглашение курса на укрепление государственности должно как минимум подразумевать совершенствование механизмов конституционно-правовой ответственности как гарантии дальнейшего поступательного движения России по намеченному Конституцией пути демократии.

2. Проект закона об ответственности власти.

Ответственность является важнейшим свойством общественного деятеля любого уровня, а также института власти при принятии и реализации политического решения. Кроме того, проблемой ответственности уже долгое время интересуются представители различных наук и просто наблюдатели за политической жизнью.

Одним из первых, кто предложил конкретный механизм практической реализации ответственности власти, был российский оппозиционный политик и публицист Юрий Мухин. Его проект предусматривает принятие специального Закона «О суде народа России над Президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации». Реализация этого закона предусматривает введение контроля над высшими выборными руководителями государства путём проведения референдума по истечении срока правления президента и депутатов с возможными исходами: «Заслуживает поощрения», «Без последствий» и «Заслуживает наказания». В первом случае представитель власти объявляется героем и ему отдаются соответствующие почести, во втором случае - к нему ничего не предпринимается, а в третьем - представитель власти отбывает тюремное заключение, равное сроку его правления. Закон предполагается принять через механизм референдума, а организовать сбор подписей с целью инициировать проведение референдума планируется с помощью предназначенной для этой добровольной организации граждан под названием «Армия Воли Народа» (сокращённо - АВН).

Предлагаемый механизм ответственности власти соответствует принципам предложенной Мухиным концепции демократического управления, в рамках которой на первое место ставятся интересы дела, а не указания вышестоящего начальства.

Вряд ли найдется в России политик, который откажется поболтать на тему об ответственности государственной власти. Тема эта звучит серьезно, актуально и т.д., но дальше болтовни дело не идет. Почему? Потому что ответственности без заранее предусмотренного наказания не бывает.

Водитель автобуса за свои ошибки, повлекшие гибель или травмы пассажиров, будет наказан - посажен в тюрьму. Заранее предусмотрены для этого соответствующие статьи в Уголовном Кодексе. Руководителей Чернобыльской АЭС после аварии посадили на 10 лет. И статьи за халатность для таких руководителей в Уголовном Кодексе также предусмотрены заранее.

А как наказаны депутаты ВС СССР за развал страны, повлекший обнищание и гибель миллионов людей? Никак? Тогда в связи с чем называть их "ответственными"? А то, что их не избрали на еще один срок - так это не наказание. Водителя автобуса за незнание правил дорожного движения тоже снимут с работы, но разве это наказание?

Вот и получается, что и президенты, и депутаты, и сенаторы болтают о своей ответственности, являясь, по сути, самой безответственной частью населения России. И это положение ведет к разграблению и уничтожению нашей Родины.

Политическая цель Армии Воли Народа - исправить это положение: сделать и Президента РФ, и депутатов, и сенаторов ответственными людьми. То есть, предусмотреть для них в законах России заранее оговоренное наказание за плохое управление страной.

АВН предлагает прямым волеизъявлением народа в Конституцию РФ внести статью 138.

Статья 138. Федеральное Собрание и Президент избираются населением с единственной целью - законами и указами организовать население (ныне живущих дееспособных граждан) на защиту народа (населения и будущих поколений) от духовного и материального ухудшения жизни.

Плохая организация защиты народа Российской Федерации Федеральным Собранием и Президентом является не имеющим срока давности преступлением против народа Российской Федерации.

В рассмотрении данного преступления членом суда народа над Федеральным Собранием и Президентом является каждый гражданин Российской Федерации.

А в обеспечение статьи 138 Конституции РФ принять Закон "О суде народа России над Президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации".

Целью Закона является предоставление народу Российской Федерации возможности поощрить или наказать Президента и членов Федерального Собрания и тем заставить их обеспечить народу конституционную защиту и улучшение жизни. Ухудшение жизни народа без веских причин является преступлением против народа, улучшение жизни - подвиг. По данному Закону Президент и все без исключения члены Федерального Собрания РФ объявляются преступниками или героями в зависимости от результатов своего правления. Признание преступления или подвига Президента и членов Федерального Собрания совершается судом народа над ними. Каждый избиратель выражает свою волю в этом вопросе на основе только своего собственного убеждения относительно вины и заслуг власти России. Суд народа над Президентом проводится в момент выборов нового Президента, суд народа над членами Федерального Собрания проводится в момент выборов новых депутатов в Государственную Думу. Исполнение приговора может быть:

Отсрочено, если Президент или депутат Госдумы вновь избран, а у члена Совета Федерации не истекли полномочия в регионе;

Отменено, если Президент или член Федерального Собрания с отсроченным приговором на новом суде получит вердикт "Достоин благодарности";

Сокращено наполовину, если Президент или член Федерального Собрания с отсроченным не отбытым приговором получит вердикт "Без последствий".

Наказания по приговору суда народа суммируются.

Если избиратели примут решение "Без последствий", то члены высших органов власти РФ, не имевшие ранее наложенных наказаний, покидают свои должности без последствий для себя. Если суд народа признает работу Президента и (или) членов Федерального Собрания "Достойной поощрения", то все, не имеющие не отбытых наказаний по данному Закону, становятся Героями России со всеми правами и льготами, дающимися этим званием.

Закон о суде народа над властью вводит механизм ответственности власти перед избравшим ее народом и устанавливает право народа при каждых новых выборах в депутаты, мэры, президенты и др. судить депутатов (мэра, президента, губернатора), работавших предыдущий срок и, в зависимости от воли и предпочтения избирателей подвергать их моральному, материальному или иному наказанию.

Заключение.

Сегодня нашей стране нужны такие люди, за которыми бы последовали тысячи и тысячи, кто ясно бы понимал, куда идет, и кто четко и внятно мог бы объяснить другим, во что верит, каким видит завтрашний день своей жизни, своей семьи, своего города и своей страны. Ответственность и власть взаимосвязаны между собой. Можно сказать, ответственность – это корневая система власти и авторитета. Если человек находиться на том или ином посту, то в первую очередь человек должен определить меру своей ответственности. За что он готов отвечать? Чтобы претендовать на власть, человек должен согласиться за что-то отвечать. Если он ни за что не отвечает, то зачем ему власть?

Авторитет человека напрямую зависит от меры его ответственности. Чем больше ответственность, тем выше авторитет и влияние. Чем меньше ответственности, тем меньше авторитета и влияния. И естественно, если человек не несет ответственности, то он не имеет никакого влияния.

Знать, как надо делать – это еще не ответственность. Решение о том, что все, что необходимо, будет сделано, – это и есть ответственность.

Ответственные люди – это надежные люди, на которых можно положиться. Ответственность имеет в себе тройную гарантию: во-первых, это гарантия на инициативу, во-вторых, это гарантия на успех, в третьих, это гарантия на качество. Поэтому ответственные люди это люди инициативные, результативные и качественные.

Я считаю, что принятие новой статьи нужно обязательно. Именно эта статья поставит нашу власть на место. Тем самым, представляя себя на выборах, кандидат должен будет подумать, а сможет ли он нести ответственность перед народом. Мне кажется, что с помощью такой системы наша власть будет более ответственной, более прозрачной для народа.

Список литературы

Интернет ресурсы

1. avn.thelook.ru

2. www.niiss.ru

3. ru.wikipedia.org

4. www.budgetrf.ru

5. www.rusk.ru

6. www.council.gov.ru

1. Мишин В.М. Механизм ответственной власти. // Под ред. Головко В.В. – Днепропетровск: Центр политического анализа, 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать более Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу.

Во всех остальных случаях мы призваны быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди. Именно это произошло с простым офицером-язычником - за его глубокое понимание и смирение.

Евангелие об исцелении слуги сотника заставляет нас задуматься также и об ответственности тех, кто у власти, потому что офицер-сотник сам облечен властью и понимает, как распространяется эта власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 24 -25). Кто Христов, тот должен плоть свою распять со страстьми и похотьми, если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.

Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь еще другие дары, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.

Велика ответственность облеченного властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или еще по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечет свой народ в несправедливую войну. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека! Сколь более страшное наказание бывает, когда льется кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему. За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстает пожарами, землетрясениями, бурями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»