Правила строительства храмов и церквей. Как строили храмы на руси

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Существует целая наука (или вернее существовала ранее) о том, как создавать сакральные пространства, как соединять форму и материал для того, чтобы получать тот или иной отклик вашей души, и получать тот или иной конкретный результат. И все это приводит к улучшению качества жизни человека.

Изначально храмы не создавались как место Бога или место молитвы. Они создавались как место накопления или преобразования энергии, куда каждый может войти и использовать эту энергию для своих нужд.

Правда было это давно…

Храмы, которым больше тысячи лет строились именно как такие аккумуляторы энергии. Некоторые из них до сих пор сохранились в Индии и мы поговорим о них подробнее в следующих статьях. Например о 5-и храмах, посвященных : эфиру, воздуху, огню, воде и земле.

Большинство не сохранилось, а есть те, которые заброшены или используются сейчас с другой целью. Они уже не сохранили свой первоначальное предназначение…

  • Кстати, такие храмы существовали не только на территории современной Индии, но и в Европе. Например храм Аполлона в Дельфах.

Современные же храмы (которым меньше 500 лет) в большинстве своем строились для поклонения разным божествам. Просто время пришло такое, что людям стало проще поклоняться кому-либо, чем работать со своей собственной энергетикой.

Изначально в древней традиции, в том числе и в индуистской, не было такого, что вы должны придти в храм, давать там кому-то деньги, поклоняться кому-то…

Процесс происходил по другому: вы приходите в храм и просто сидите там. Наблюдаете за собой, за своими мыслями и и чувствами, медитируете… и наполняетесь той энергией, для которой этот храм построен. Это просто был способ подзарядки. Очень хорошо это было делать утром, чтобы настроить свой день на гармонию с ритмом Вселенной.

Везде, где есть вера православная, христиане всегда строили храмы.

Откуда же у людей такая нужда в рукотворных храмах на земле для Бога? Эта нужда лежит в самом сердце человеческом, в неудержимом стремлении его приблизиться к Богу.

Храм Божий есть училище Божественной премудрости. Здесь все учит. Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится утешительным познанием о Боге, мире и человеке.

Храм Божий есть лечебница, врачующая и восстанавливающая наши духовные силы. Пост, говенье, исповедь и святое причащение - вот курс этого врачевания. Проходившие его знают, насколько все это целительно.

Храм есть пристанище усталых, обремененных и отчаявшихся людей. Мы все странники на земле, Отечество наше на небе. Существование в мире, преисполненном искушениями, утомляет дух, истощает силы, а иногда наполняет сердце человека и отчаянием. Где найти отдых и подкрепление? В храме Божием.

Православный храм - это то место, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу.

Вот и получается, что невозможно человеку без полноценной церковной жизни и регулярного посещения храма вести борьбу с грехом. А любимое утверждение скрытых атеистов, каким оправдывают они свое нехождение в церковь: мол, «вера должна быть в душе», лишь отговорка людей, не желающих отказаться от порабощения темным силам или не осознающих своего пленения грехом.

В последние годы количество православных храмов, построенных на территориях исправительных учреждений, неуклонно растет. Это показатель не только возрождения традиционного вероисповедания после длительного богоборческого периода в истории нашей страны, но и осознания руководством Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России необходимости подведения под всю структуру воспитания и исправления отбывающих наказание прочной духовной платформы.

Идея построить в ФГУ ИК-1 У ФСИН России по Республике Мордовия православный храм родилась два года назад у членов уже существовавшей в колонии общины Молитвенного дома, освященного во имя святителя Николая Чудотворца. Идея родилась потому, что православные верующие просто перестали помещаться в стенах небольшого Молитвенного дома, особенно в дни, когда в колонию приезжали священнослужители. Так, для таинства соборования, которое впервые совершалось в колонии Великим постом 2006 года, пришлось «арендовать» помещение профилактория учреждения, так как желание принять в нем участие выразило более 60 человек.

Окормляющие колонию священники Мордовской епархии иерей Павел и иеромонах Евсевий (Машковы) поддержали инициативу осужденных и ознакомили с ней администрацию исправительного учреждения. Принципиальных возражений не было, но возник вопрос: где взять средства на строительство? Набрать начальную сумму, достаточную хотя бы для приобретения деревянного сруба, казалось делом фантастическим.

Сложно было даже найти подходящий проект храма. В ответ на многочисленные письма с просьбами о помощи в различные организации и ведомства приходили лишь советы, обещания и рекомендации.

Что делает православный христианин в трудных ситуациях? Обращается за помощью к Богу. Начали усердно молиться и мы. И не только сами, но и обратились за молитвенной помощью в известные нам приходы и монастыри. О благополучном разрешении проблем, связанных со строительством храма в нашей колонии, были отслужены молебны даже у мощей таких угодниц Божиих, как блаженная Ксения Петербургская и блаженная Матрона Московская. И лед тронулся. Примечательно, что все значительные события и решения, касающиеся возведения храма, выпадали на четверг - день, когда на общей молитве мы всегда читаем акафист святителю Николаю Чудотворцу. А будущий храм, как и старый Молитвенный дом, было решено с самого начала освятить во имя этого особо почитаемого на Руси святого.

Верующий человек в случайности не верит. Не верим в совпадения и мы…

О благотворительной деятельности в местах лишения свободы Олега Григорьевича Калашникова мы были наслышаны давно. В колонии пользовались большим успехом снятые им видеофильмы «Шансон на зоне» и «Православные чудеса XX века». Но особое впечатление произвел на нас фильм «Умягчение злых сердец» - притча-размышление о судьбе малолетних преступниц, снятый в одной из женских колоний для несовершеннолетних под Рязанью, где усилиями О.Г. Калашникова был построен храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельница». Из сообщений в прессе мы узнали, что в настоящее время он занимается строительством в местах лишения свободы уже третьего по счету православного храма. Но связаться с ним нам, к сожалению, не удавалось.

В этой ситуации, взяв инициативу в свои руки, безусловно, решающую роль сыграл начальник учреждения полковник внутренней службы В.И. Гангеев. Заручившись поддержкой начальника УФСИН России по Республике Мордовия генерал-майора В.А. Малькова, он разыскал Олега Калашникова и пригласил его в колонию для встречи с нами и обсуждения вопроса о возможности строительства храма.

Здесь необходимо отметить, что учреждение наше специфическое. На территории колонии отбывают наказание осужденные особого и строгого режимов, а также имеется участок, на котором содержаться осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.

Поговорив с членами общины, Олег Калашников после осмотра территории ИК-1 согласился оказать помощь в строительстве православного храма во имя святителя Николая Чудотворца, сразу обговорив с администрацией только одно условие - храм должны иметь возможность посещать и приговоренные к пожизненному заключению.

Договоренность была достигнута.

Через шесть недель мы уже выгружали части готового деревянного сруба пятикупольного храма со звонницей.

Наше состояние можно было смело назвать ликованием.

На наших глазах произошло чудо. Господь явно явил нам через людей свою помощь.

21 марта иеромонах Евсевий освятил поклонный крест на месте будущего строительства храма. 5 июня был заложен памятный камень и освящен фундамент, а через два дня силами осужденных была воздвигнута основная часть храма - крестообразный сруб шестиметровой высоты.

«Фанатики», - говорят одни. «На свободе бы так работали», - говорят другие. Но счастливые улыбки на уставших лицах в ответ на колкости и подтрунивания заставляли замолчать местных острословов.

Нельзя сказать, что строительство церкви вся колония восприняла с радостью и энтузиазмом. Было много людей, равнодушно относящихся к происходящему, достаточно критиков и недобрых советчиков, были и выражающие явное недовольство по различным причинам. Но по-другому и быть не должно. Ведь мы-то знаем, что без искушений ни одного доброго дела не происходит. Не нравится лукавому сияние церковных куполов и колокольный перезвон. Но больше всего ему не нравится, когда бывшие его почитатели и служители вдруг на Бога начинают работать, отвергая его лукавые нападки смиренно и терпеливо.

Понимание того, что мы трудимся во славу Божию и реально делаем богоугодное дело и что по милости своей Господь сподобил нам, недостойным и многогрешным, участвовать в возведении храма Своего, наполняет сердца глубоким и непередаваемым словами чувством.

Однажды один из участников строительства поделился своим внутренним состоянием: «Я в течение жизни никогда так не работал и даже не знал, что могу так работать. А сейчас мне тяжело, я устаю, у меня кровавые мозоли на руках, но я впервые по-настоящему счастлив!».

Мы строим храм Господу на земле, а Господь помогает нам создать храм Свой в душах наших. Это чувство труднообъяснимо. Впрочем, как труднообъяснимо и многое в вере.

С Божией помощью вопросы, связанные с ведением текущих работ, решаются. Во славу Божию и в память об убиенном рабе Божием Игоре на нашу церковь пожертвовал малую звонницу из пяти колоколов Виталий Коткин, который вместе с Олегом Калашниковым не только помогает решать проблемы финансирования строительства, но и совместно организуют доставку различной гуманитарной помощи. Сумев построить добрые отношения сотрудничества с администрацией учреждения, они смогли изменить мнение большинства к возведению храма. Сейчас даже бывшие скептики из руководства живо интересуются ходом работ и при возможности помогают решать возникающие вопросы. Можно с уверенностью сказать, что строительство церкви существенно изменило психологический климат в колонии к лучшему. Ведь общее благое дело всегда сплачивает людей, выявляя их лучшие качества.

Строительство церкви в нашей колонии можно назвать эпохальным событием в развитии отношений сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России, потому что это будет первый православный храм, который смогут посещать и где смогут участвовать в богослужениях осужденные, отбывающие пожизненное наказание.

Трудно даже представить себе внутреннее состояние человека, нашедшего свой последний земной приют в тюремной камере во время перезвона церковных колоколов, реально призывающих к покаянию и пробуждению от греховного сна. Поистине велика милость Божия!

Из осужденных, отбывающих наказание на участке ПЛС, многие пришли к вере. Почти 30 человек учатся на заочных курсах православного образования «Ступени» Липецкого педагогического университета. Большим спросом пользуется духовная литература. Многие активно переписываются с приходами и монастырями.

Узнав, что на территории колонии начато строительство храма, большая часть осужденных из отбывающих пожизненное наказание проявили огромное желание хоть как-то внести свою посильную лепту в это богоугодное дело. Администрация учреждения пошла навстречу и разрешила организовать шлифовку различных деревянных деталей для храма прямо в камерах.

Когда смотришь на рвение к участию в любых работах, связанных со строительством церкви, «пожизненников» и сравниваешь его со встречающимся равнодушием среди осужденных особого и строгого режимов, то невольно задумываешься о том, что падшая человеческая натура, одурманенная грехом, до последнего упорствует принятию Бога. Иногда человеку так надо в грязи изваляться, столько горя людям принести, да и свою жизнь так искалечить, что только, оказавшись в результате до конца дней своих в тюремной камере, он очнется, ужаснется содеянного и впервые прошепчет: «Господи, помилуй».

Конечно, нерешенных проблем еще много. Это и недостаток средств на окончание строительства, и отсутствие пока основного церковного убранства и инвентаря. Но есть начало, значит, будет и конец. Уповаем на милость Божию, да и сами на печи не лежим. Господь наяву доказал нам истинность своих слов: «Просите и дано будет вам» (Мф 7: 7).

С Божией помощью в этом году планируется закончить работы и освятить храм во имя святителя Николая Чудотворца в ФГУ ИК-1. Засияет куполами корабль спасения, пристанище заблудших и лечебница истерзанных грехами душ. Издавна русский боголюбивый народ выражал свое особое отношение к Церкви, называя ее дорогим для каждого человека словом «матушка», неся туда свою радость и свое горе, получая там силы и укрепляясь в вере. И вера эта помогла ему пройти через горнила великих испытаний. Поэтому и говорят: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Слава Богу за все!

Материал подготовлен православной общиной ФГУ ИК-1 (пос. Сосновка, Мордовия)

С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь , в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.


Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом . По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор . Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная , поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор
-- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня . В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.

Использованы материалы монографии Раппопорта П.А. "Строительное производство древней Руси (Х-ХIIIв.)
http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
**

С крещения Руси начинается новый период в русской истории и строительстве. Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии.

Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого - прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма - подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест.

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). Киев. Первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем. Заложена в 996 году. (в 1240 году разрушена ханом Батыем)


Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса - хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.

Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии.

Таким образом,основным типом строительства православного храма на Руси был крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь - Десятинная.

ЗАКЛАДКА И РАЗБИВКА ЗДАНИЯ

Процесс строительства монументального сооружения начинался с процедуры закладки и затем разбивки плана здания на строительной площадке. Поскольку памятники русского зодчества домонгольской поры - главным образом церкви (из 250 памятников русского зодчества этой поры, известных к настоящему времени, светский, некультовый, характер имеют менее 20, т.е. всего около 8 %), естественно, что закладка монументальной постройки - в первую очередь закладка храма. Это была торжественная церемония, на которой присутствовали высшие церковные иерархи и князья. Правда, летописные описания относятся в большинстве не к закладке, а к освящению храма, однако даже сам факт, что в упоминаниях о закладке обычно отмечали, при каком митрополите и каком князе она совершена, свидетельствует о торжественности ритуала.

Прежде всего, по-видимому, подготавливалась ровная площадка для строительства. Следы подрезки грунта для выравнивания площадки неоднократно отмечались при археологических исследованиях памятников. Об этом же свидетельствуют и западные источники, восходящие к XII в. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Алтарь должен был быть ориентирован на восток, а восток понимали как восход солнца. Так делали на Руси, так же поступали и на Западе.

Высказывались предположения, что день закладки храма должен был соответствовать дню его патрона. Проверка дней закладки, выполненная на основании азимутов существующих памятников, данных предположений не подтвердила. С днем патрона храма обычно совпадал не день закладки, а день освящения, что специально оговаривалось в церковных уставах. День же закладки лишь изредка совпадал с днем патрона храма. Торжественная церемония закладки церкви происходила уже после освящения.

В русских летописях эта процедура засвидетельствована лишь для более позднего времени. Так, описывая закладку церкви в Москве в 1472 г. летописец.сообщал: "...преосвященный митрополит Филипп со всем освященным собором... поидоша на основание церкви... Прииде же тако и... великий князь Иван Васильевич... И тако совершившие молебная, и прежде всех своима рукама митрополит начало полагает, идеже олтарю быти, таже по странам и по углам, и по сем мастеры начинают дело зданию".

Замечательно, что с этим описанием, сделанным в XV в., почти полностью совпадает армянский текст "Основание святой церкви", относящийся к началу VI в.: "Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни - по четырем углам... Епископ читает сию молитву... и повелевает главе мастеров взять измерительный инструмент и расчертить местность по воле строителя". 8) Видимо, процедура закладки храма в восточно-христианской церкви была более или менее единообразной и традиционной.


Георгиевский собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году.

Разметку контура будущего храма выполняли при помощи шнура. На Западе и на Кавказе это зафиксировано как письменными источниками, так и миниатюрами. С помощью шнура лроизводили разбивку плана храма и на Руси. Свидетельством того является легенда о постройке Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, изложенная в Печерском патерике. Согласно этой легенде, величину будущего храма определяли золотым поясом, подаренным монастырю принявшим христианство варяжским ярлом Шимоном.

Вопрос о том, как производилась разбивка плана здания, а затем определялись его вертикальные размеры, давно уже интересует исследователей. Создавались самые разнообразные, часто очень сложные теории, с помощью которых пытались объяснить систему пропорционального построения древнерусских храмов. К сожалению, все теории, даже самые остроумные, могут помочь только при анализе памятников, но не служить тем рабочим методом, которым руководствовался древний зодчий, хотя некоторые из авторов таких теорий на это претендуют.

Ближе всех подошли к решению задачи К.Н. Афанасьев и Е.Ф. Желоховцева. Важнейший вывод Афанасьева сводится к тому, что основой построения являлся диаметр купола храма или, позже, сторона подкупольного квадрата. Значение диаметра купола для построения всех основных размеров в зданиях центральнокупольного типа не подлежит сомнению. Однако этот размер мог быть лишь промежуточным, переходным, дающим возможность перейти от плана к вертикальным построениям, т.е. к размерам разреза здания.

Таким размером мог оперировать зодчий, но не заказчик храма. Между тем основные размеры будущего храма как раз относились к компетенции заказчика - князя или епископа. Поэтому основными размерами, определявшими все построение храма, могли быть только его общие габариты - длина и ширина.

Кстати, именно так, согласно легенде, получили задание зодчие Успенского собора Киево-Печерского монастыря: они должны были построить храм, имевший в ширину 20 поясов (локтей), а в длину и высоту по 30. Об этом же свидетельствует и процедура заложения храма, при которой прежде всего отмечались его четыре угла, т.е. общие габариты плана. Очевидно, что размеры здесь определялись по наружным стенам здания, а не по его интерьеру.

Таким образом, несомненно, что при торжественной церемонии закладки храма намечались положение алтаря, направление продольной оси и четыре угла здания. Все последующие построения, т.е. разбивка членений плана, переход от общих габаритов здания к размеру подкупольного квадрата, а затем определение высот, относились уже к рабочему методу зодчего. Очевидно, что последний использовал при этом какие-то принятые на Руси единицы измерений.

Относительно того, каковы были эти единицы, существуют различные точки зрения. Так, К.Н. Афанасьев пришел к выводу, что величина "пояса Шимона", которым определяли размеры Успенского собора Киево-Печерского монастыря, равнялась 1.18 м, т.е. 4 римским футам (29.5 см); в то же время подкупольные квадраты большинства древнерусских храмов, по его мнению, кратны не римскому, а греческому футу (30.8 см).



Церковь Благове́щения в Аркажа́х (другое название - Церковь Благовещения на Мячине). Великий Новгород. Заложена в 1179г.

Такому выводу противоречит тот факт, что в русских письменных источниках все измерения, как правило, указаны не в футах, а в саженях и локтях. Н.В. Холостенко и Б.А. Рыбаков определяли тот же "пояс Шимона" равным 1.08 м, т.е. 0.5 косой сажени. Очень вероятно, что в разное время и в разных строительных центрах Руси использовали различные единицы мер, хотя, конечно, лишь одну меру в каждой постройке.

При этом вовсе не обязательно, чтобы принятая мера в разных зданиях совпадала с большой точностью, поскольку эталонов не существовало. Приводимые обычно сведения о наличии эталона длины, о котором упоминается в "Уставе" князя Всеволода, свидетельствуют как раз об обратном: если имелся специальный "иваньский локоть", значит, могли существовать и другие варианты локтя. 21) В то же время внутри каждого возводимого сооружения все размеры должны были согласовываться с какой-то одной точной мерой.

Поэтому зодчий сам определял эталон длины (независимо от того, был ли то фут, локоть или какая-либо иная мера), которым и руководствовался в процессе строительства. Эталон длины, видимо, представлял собой деревянный прут, т.е. своего рода масштабную линейку. Об этом можно судить хотя бы по тому, что деревянный прут является основным атрибутом архитектора на всех западноевропейских изображениях зодчих. То, что так же обстояло дело и на Руси, подтверждает, например, древняя легенда о Соломоне и Китоврасе, где вызванный к Соломону строитель храма Китоврас "умеря прут четырех локот и вниде пред царя, и поклонися, и поверже прут пред царем...".

Следует отметить, что, не зная статических расчетов, древние зодчие должны были эмпирически учитывать также и конструктивную сторону здания: соотношение толщины стен и столбов с размерами пролетов и пр. Очевидно, что традиционная система построения плановых и высотных размеров храма, которую древнерусский зодчий использовал в качестве своего рабочего метода, должна была обеспечивать еще и прочность сооружения.



Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский. Заложен в 1152 г.

Известно, что древнерусские зодчие не применяли чертежей. Это относится не только к домонгольской поре, но и к значительно более позднему времени. 27) Высказалось предположение, что в качестве чертежа могли использовать модели. Но такое предположение абсолютно ничем не подтверждается. Наоборот, все сведения о моделях, встречающиеся в поздних источниках, говорят о том, что их изготовляли не в качестве проектного чертежа, а лишь как средство продемонстрировать заказчику облик будущего здания.

Несомненно, что древнерусские зодчие должны были обладать какой-то эмпирически разработанной, а затем ставшей традиционной, четкой системой построений, которая позволяла им заранее определять основные размеры частей здания как в плане, так и по высоте. Система эта должна была быть гибкой, поскольку различия в пропорциональных построениях разных памятников домонгольского зодчества очень велики, что свидетельствует о широких возможностях мастера разнообразить принимаемые им решения.

В то же время система должна была быть достаточно точной. Так, изучение памятников владимиро-суздальского зодчества показало, что скульптурные рельефы в верхних частях здания высекались на отдельных камнях разного размера и затем уже в готовом виде использовались при кладке стен. Следовательно, архитектор имел возможность заранее задавать резчику размер камня, предназначенного для укладки даже в верхней части будущего здания.

С помощью размеров, полученных из плана, зодчий должен был иметь возможность определять основные конструктивные отметки высот сооружения, прежде всего арок и сводов. Высказывались предположения, что в основе системы работы древнерусского зодчего лежали геометрические построения. Однако при отсутствии чертежей гораздо вероятнее, что определения размеров здания имели арифметический характер - в виде простых модульных отношений с мерами длины в качестве исходной единицы.

В чем заключался рабочий метод древнерусского зодчего, мы пока не знаем, несмотря на многочисленные попытки исследователей разгадать его. Неясно также, был ли этот метод разработан византийцами, или же он имел более широкий ареал, включая зодчество Кавказа, а может быть, и романское. Очень важно будет в дальнейшем выяснить и то, насколько специфично применялся данный метод на Руси, что внесли в него древнерусские мастера.

СРОКИ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ

Начало строительства храмов, если судить по данным летописей, обычно падает на весенние или летние месяцы. Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе - 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире - 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), а ворота детинца - 4 июня 1194 г., собор Княгинина монастыря - 15 июля 1200 г., Успенский собор в Смоленске - 7 марта или, по другим источникам, 2 мая 1101 г., церковь Спаса в Старой Руссе - 21 мая 1198 г. В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине - 21 мая 1179 г., Спаса-Нередицы - 8 июля 1198 г., Кирилла - в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце - 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба отмечено более обобщенно, что ее заложили "на весну".

Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод "заложи церковь", а потом "почата же бысть здати месяца августа в 22-й день". Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.

О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце. Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов.



Спасо-Преображенский собор. Чернигов. Заложен около 1030-1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем.

По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца, а по углу склонения определить день, в который солнце всходило соответственно данному азимуту, т.е в той точке горизонта, куда направлена продольная ось храма. Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, т.е. григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X-XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. - семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма.

С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1-2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев - даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным.

Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю. Однако и такая точность дает нам достаточно ценные сведения (см. таблицу).

Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.

Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа - обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5-4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10-12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.

Кому посвящали храмы

Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.

Видео

Видео: Владимир Будько

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»