Борьба с коррупцией в году. Статистика коррупции в россии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Зачем нужен обзор?

Центр антикоррупционной политики (ЦАП) «ЯБЛОКА» подготовил этот краткий аналитической обзор, чтобы оценить насколько изменилась обстановка с коррупцией в России и дать политическую оценку работе властей.

Общепризнанным и самым известным индикатором коррупции является Индекс восприятия коррупции Transparency international. Тем не менее, важно учесть и другие данные, которые Индекс не оценивает. Например, практику правоприменения правоохранительными органами и судами, которая показывает эффективность работы госорганов в этой сфере, а также реакцию властей на гражданские расследования и общественные инициативы.

Материалы обзора отражают мнение специалистов ЦАП.

Упущения в законе

Несмотря на подробную разработанность законодательства, остаётся достаточно пробелов и упущений в нормативном регулировании. В России регулярно Указами Президента принимаются Национальные планы противодействия коррупции. Сейчас действует план на 2016-2017 год , но пока что нет свидетельств о том, что планы дают значимый эффект, как и требование составлять подобные планы каждым органом госвласти и органом местного самоуправления.

Примечательно, что в нацплане даются, в том числе, подробные рекомендации судебным органам вплоть до представления докладов по итогам исполнения этих рекомендаций с точностью до дня. Такой подход сомнителен с точки зрения независимости и разделения властей, а ведь именно этот принцип, во многом, гарантирует низкий уровень коррупции.

Упущений в российском законодательстве больше, чем кажется, несмотря на частичное выполнение рекомендаций группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией («Греко»).

Встречает трудности, например, реформа госзакупок. В январе 2016 стало известно, что в Госдуму о регулировании закупок госкомпаний. В законе сделаны уступки компаниям, а в некоторых вопросах, например, закупок у единственного поставщика, с точки зрения гражданского контроля, ухудшается и действующее положение.

В мае 2016 года Счётная палата выявила у госкомпаний нарушения на сумму 125 млрд. Одна из главный притензий ‒ именно закупки у единственного поставщика. На них приходится 95 % по оценкам ФАС, если считать все экзотические формы тендеров, а их насчитывается почти 4 тысячи видов. Заказчикам будет дано и право самим решать в положениях, какие способы конкурентные, а какие нет.

Такие широкие полномочия позволят уходить от гражданского контроля: проверить обоснованно ли проведена закупка у единственного поставщика не получится, её просто не будет в системе. Также станет сложнее контролировать крупных исполнителей, а именно с ними связан основной массив коррупции. Сейчас для них пролоббированы льготные условия. Вместо предложенных поправок, мы считаем, что нужно вводить единые строгие правила для всех.

В 2016 году ЦАП совместно с экспертами подготовил законодательные инициативы о противодействии коррупции в России, в том числе, в сфере госзакупок. Две антикоррупционные инициативы были внесены в Государственную думу депутатом VI созыва Дмитрием Гудковым, но встретили партии «Единая Россия». Подробнее с нашими предложениями можно ознакомиться по .

Важно, что даже в тех случаях, в которых уже действуют нормы закона, их исполнение часто оставляет желать лучшего.

Незаконное обогащение

В декабре 2016 года Конституционный суд России разъяснил правила конфискации незаконно нажитого имущества публичными должностными лицами. Из того, что произошло в 2016 году, это один из немногих важных и положительных шагов, который, по сути, направлен на реализацию, пусть и в специфичной форме, статьи 20 Конвенции ООН против коррупции (до сих не ратифицирована Россией). «ЯБЛОКО» пункт о ратификации этой статьи ещё в предвыборной программе 2011 года.

Вместо 20 статьи в России действует ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ. Несовершенство этого закона проявляется уже в том, что по нему право заявлять о несоответствии расходов чиновников их доходам дано только ограниченному кругу лиц, куда не входят журналисты и общественные организации.

Данные Прокуратуры показывают, что реагирование на случаи незаконного обогащения чиновников в первом полугодии 2016 года инициировано в 150 случаях, из них 14 случаев доведено до суда, удовлетворено 4 иска на сумму 17 миллионов рублей. Мы считаем, что эта цифра скорее говорит об игнорировании проблемы, чем попытках её устранить. Достаточно упомянуть, что настоящие примеры незаконного обогащения на сотни миллионов рублей остаются без внимания правоохранительных органов, как в случае с особняком бывшего главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова.

Применение закона

По данным судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2015 году 91,1 % осуждённых за преступления коррупционной направленности (по количеству составов преступлений) осуждены за дачу или получение взяток до 50 тысяч рублей. 7,6 % составляют дела с взятками от 50 тыс. до 1 млн руб. И только в 1,3 % дел взятки превысили 1 млн. руб. Более актуальные данные до сих пор не опубликованы, но в ЦАП ожидают, что с учётом статистики прошлых лет, положение в 2016 году существенно не изменилось.

Если суммировать эти данные с данными о среднем размере взяток (145,4 тыс. руб. по данным МВД ), можно сделать вывод, что главный фокус работы правоохранительных органов ‒ бытовая коррупция, а это не тот уровень коррупции, от которого исходит наибольшая угроза.

Нужно учесть, что, по статистике Прокуратуры , в январе ‒ июне 2016 года было выявлено 21 359 преступлений коррупционной направленности. Из них количество выявленных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) увеличилось на 19,7 % (с 3 884 до 5 027); предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), - на 4,4 % (с 4 000 до 4 176).
В 2015 году по этим составам преступления числится 10 236 осуждённых по количеству составов преступления (7 057 по основной квалификации), по данным судебного департамента при Верховном суде, описанным выше. Если суммировать эти сведения, с учётом размера взяток, то можно отметить только усиление борьбы с мелким взяточничеством. Нужно также учесть, что выявленные преступления не равны числу приговоров, поскольку уголовные дела могут прекращены или может быть вынесен оправдательный приговор, несмотря на карательный характер уголовного правосудия в России Окончательную оценку можно будет дать после выхода обновлённой судебной статистики.

Искусство не замечать

2016 год запомнится чередой резонансных антикоррупционных расследований. Из 24 крупнейших за год кейсов о коррупции, собранных Трансперенси Интернешнл ‒ Россия, как минимум, 6 инициированы масс-медиа и общественными организациями. Среди них материал Новой газеты про Кремлёвский ЖЭК» (получение высокопоставленными чиновниками жилья по социальному найму), офшоры Марата Хуснуллина, квартира Рогозина за 500 млн. руб., элитные квартиры Игоря Шувалова в высотке на Котельнической набережной и т. д.

Не попали в список расследование «Новой газеты» о главе Роснефти Игоре Сечине и яхте «Принцесса Ольга», «Ведомостей» о бизнесе сына министра МВД и другой резонансный материал этой газеты о предполагаемом доме Игоря Сечина в Барвихе (материал удалён по решению суда ) и многие другие. Недавно Трансперенси Интернешнл выпустил обзор 60-ти резонансных коррупционных дел последнего времени.

Важным событием стала утечка документов панамской юрфирмы Mossack Fonseca. Стало известно о связях многих публичных должностных лиц России с офшорными компаниями. ЦАП в именах чиновников с данными «Панамского архива». Прокуратура ещё проводит проверку по нашему заявлению.

Напомним также о других расследованиях ЦАП, вышедших в этом году. Например, о «повара Путина» на рынке школьного питания, Мосгордумы на городских фестивалях, от сыновей другого единоросса, миллиардера Муцоева, Общественной палаты. Подробнее об этих и других наших материалах будет рассказано в годовом отчёте, который мы опубликуем в феврале 2017.

Тем не менее ни один из перечисленных кейсов не получил должного внимания со стороны правоохранительных органов. Нам удалось добиться , но в целом констатируем, что власти, как правило, либо не реагируют на гражданские расследования, либо реагируют ещё большим давлением.

Обратим внимание ещё на то, что органы публичной власти выборочно взаимодействуют с теми организациями, которые воздерживаются от критики системы. Такими, как Объединённый народный фронт. Власти зачастую игнорируют взаимодействие с оппонентами, несмотря на прямые требования законодательства. Так в тратах Пенсионного фонда , руководство фонда сначала заявило о готовности обсудить выводы нашего доклада, но в итоге до сих пор не дало ответа на заявленную критику, что вынуждает нас обратиться в суд.

Статистика прокуратуры показывает, что только 20% публикаций о коррупции в масс-медиа в 2015 ‒ первом полугодии 2016 года «признаны обоснованными». При этом цифра указана как примерная, а всего по стране Прокуратурой было замечено всего 80 публикаций, включая региональные масс-медиа.

Отметим, что одновременно стало больше гражданских антикоррупционных проектов, и это положительная тенденция. Очень активны масс-медиа, ориентированные на регионы, такие как 7*7 и радио «Соль». Чем больше таких проектов появляется в медийном поле, тем выше неприятие коррупции в обществе и шире распространение информации, а это важно для гражданского контроля.

Политическая оценка

По состоянию на 2016 год в России отсутствует системное противодействие коррупции. Отставки и расследования в отношении отдельных чиновников проводятся без какой-либо последовательной политики, основная работа правоохранительных органов сосредоточена на низовой коррупции, которая является следствием, а не причиной коррумпированности органов публичной власти в России.

Резонансные расследования журналистов и общественных организаций не получили должной оценки правоохранителей. Напротив, усиливается давление на масс-медиа и общественные организации. Напомним о вынужденной смене руководства телеканала РБК после череды резонансных расследований, например, уже упомянутого расследования о бизнесе семьи Шамаловых. Была признана «иностранным агентом» экологическая организация «Беллона», которая неоднократно занималась антикоррупционными кейсами. Продолжилось давление на гражданских активистов и политиков. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин организовал два судебных процесса против СМИ.

Всплеск публикаций о коррупции в федеральных масс-медиа больше говорит о тенденциях пропаганды и показательных чистках бюрократии. Цель этих публикаций в демонстрации видимости противодействия коррупции для улучшения имиджа Владимира Путина перед предстоящими выборами Президента России в 2018 году.

В действительности, системное противодействие коррупции следует начать со смены самого Президента, административной реформы и отставки публичных должностных лиц, дискредитировавших себя на службе. Далее должна быть гарантирована регулярная сменяемость власти, независимость масс-медиа и верховенство права. Без этих условий принимаемые меры останутся имитацией противодействия коррупции, поскольку в России произошёл захват государства (state capture), и правящая клановая элита не заинтересована в собственном отстранении от коррупционной ренты.

Руководитель Центра антикоррупционной политики

Сергей Митрохин

Замруководителя Центра антикоррупционной политики

Алексей Карнаухов

Юрист Центра антикоррупционной политики

Алексей Чумаков

С принятием Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации количество преступлений намного сократилось.

Таблица 1 Количество преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации за 2011-2015 гг. (шт) .

Из таблицы 1, сравнивая, 2011-2015 годы можно видеть, что уровень преступности не стоит на месте. Самый высокий уровень приходиться на 2012 год – 49513, самый низкий на 2014 год – 32203. Если данная тенденция продолжиться, то в 2015 году уровень преступности также будет достаточно значительным. В среднем темп роста уровня преступности по итогам 1 полугодий равен 92,1%, что говорит о снижений преступности в 1 полугодиях на 7,9% ежегодно. Средний темп роста за 2011-2014 года в целом составляет аналогичное значение. То есть уровень преступности имеет тенденцию к снижению в среднем на 1983 преступления в год.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Выделяются следующие группы преступлений согласно разделам УК Российской Федерации:

  • преступления против личности;
  • преступления в сфере экономики;
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
  • преступления против государственной власти;
  • преступления против военной службы;
  • преступления против мира и безопасности человечества.

В пределах этих групп преступления делятся на виды, которые сосредоточены в отдельных главах УК. Всего же составов преступлений в УК РФ предусматривается более двухсот. На сайте Федеральной службы государственной статистике РФ предоставлены данные о количестве лиц, совершенных преступлении (таблица 2) .

Таблица 2 Количество лиц, совершивших преступления (человек)

Рассматривая, таблицу 2 можно видеть, что количество лиц совершивших преступлений имеет тенденцию к росту. В среднем ежегодно прирост лиц, совершенных преступления увеличивается на 1305 человек, что составляет 9,9% в среднем в год.

Рассмотрим, где именно происходили, данные преступления. Данные отразим в виде таблицы 3.

Таблица 3 Данные о преступлениях, где они происходили

Российская Федерация

I полугодие

I полугодие

I полугодие

I полугодие

Количество лиц, совершивших преступления занимающихся должности в органах законодательной власти на уровне органах местного самоуправления

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне РФ

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах законодательной власти на уровне субъекта РФ

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне органах местного самоуправления

Количество лиц совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне РФ

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах исполнительной власти на уровне субъектов РФ

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах правоохранительных

Количество лиц, совершивших преступления занимающих должности в органах местного самоуправления

Количество лиц, совершивших преступления, занимающих должности в коммерческой или иной организации, связанные с выполнением управленческих функций.

Количество лиц, совершивших преступления, обладающих иммунитетом от уголовного преследования в соответствии со статьей 447 УПК РФ.

Государство в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупционную составляющую. Именно поэтому в Российском законодательстве существует закон, который был принят 25 декабря в 2008 году № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .

В свою очередь правоохранительные органы не сидят на месте. Именно они занимаются расследованием всех видов преступлении. Так в таблице 4 можно заметить количество предварительно расследованных преступлении. Раскрываемость их в динамике имеет тенденцию и рост до 2013 года, а затем с 2013 года их число уменьшается в связи с уменьшением их общего количества.

Таблица 4 Количество предварительно расследованных преступлений (из числа находившихся в производстве), совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб

Органы судебной власти также принимают участие в организации правопорядка. Так в таблице 5 представлено количество лиц материалы, по которым направлены в суд с 2011 по 2015 годы.

Таблица 5 Количество лиц, совершивших преступления, уголовные дела и материалы по которым направлены в суд (человек)

Количество лиц, совершивших преступления, уголовные дела и материалы по которым направлены в суд увеличивается, но стоит отметить, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом прирост был незначительный (всего 122 человек), тогда как 2013 году данный прирост по сравнению с 2012 годом составил 2668 человек. За 1 полугодие 2015 года прирост по сравнению с 1 полугодием 2014 годом составил 481 человек. Интересно будет посмотреть, в конце года сохраниться, ли динамика прошлого года.

В Российском законодательстве существует понятие «Нереабилитирующие основания», под которым подразумевается прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон .

Согласно статье 27 УПК РФ предусмотрены следующие основания, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого:

  • непричастность подозреваемого к совершению преступления; в связи с отсутствием события преступления; отсутствием в деянии состава преступления .

Таблица 6 Количество лиц, совершивших преступления, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям (человек)

Исходя из данных таблицы 6 можно делать вывод, что по I полугодиям с 2011 года по 2015 год количество лиц, совершивших преступления, освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям увеличился на 8,75 человека в среднем за год, что составляет 0,75% в год, в тоже время если смотреть годовые данные, то средний темп роста составит 98,4%, то есть в среднем ежегодно снижения показателя на 1,6% или на 40,33 человека. То есть можно сделать вывод что I полугодие по сравнению со II полугодием преступность совершенно больше, но в целом показатель неплохой .

Подытоживая выше сказанное можно сделать вывод о том, что в целом в борьбе с экономической проблемой, в народе называемой коррупцией идет как в правоохранительных органах, так и в судебных органах и исполнительных органах власти. Более подробно всю исходные данные можно посмотреть на сайте ФСС РФ.

В данной статье были рассмотрены информация преступления коррупционной направленности. Их представление оформлены в табличной форме.

Исследуя данную тему в средствах массовой информации можно сделать выводы о причинах появления коррупции:

Выделяют ряд причин коррупции:

  1. Низкая реальная заработная плата работников и рабочих бюджетной сферы;
  2. Недостаточность контроля над действиями управленцев;
  3. Свобода принятия различных управленческих решений;
  4. Незначительная степень культуры населения;
  5. Низкая развитость экономики и гражданского общества;
  6. Различные национальные традиции, менталитет и несовершенство судебной системы .

Для того, чтобы облегчить борьбу с коррупцией необходимо:

  1. Совершенствовать законодательство во всех сферах государственного и муниципального управления в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. Особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств;
  3. Повысить правовую грамотность населения;
  4. Повысит зарплату работником и рабочим бюджетной сферы;
  5. Повысит эффективность МДВ;
  6. Агитировать вопросы связанные с коррупцией;
  7. Проводит различные мероприятия по борьбе с коррупцией;
  8. Сделать прозрачную систему государственного и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы.

Если будут соблюдены эти методы борьбы с коррупцией, тогда ситуация будет измениться в лучшую сторону.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Гос. Думой 24 мая 1996 [Электронный ресурс] : (ред. от 25.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 № 174-ФЗ принят Гос. Думой 22 ноября 2001[Электронный ресурс] : (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф
  3. О противодействии коррупции [Электронный ресурс] : федер. Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ принят Гос. Думой 19 декабря 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2013 № 200-ФЗ, от 28.12.2013 № 329-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  4. Центр управления финансами [Электронный ресурс] URL: http://center-yf.ru/data/Yuristu/Prestuplenie.php (дата обращения 04.11.2015).
  5. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (дата обращения 04.11.2015).
  6. Официальный сайт Прокуратуры Калужской области [Электронный ресурс] URL: http://prokuror.kaluga.ru/razyasnenie-3500.html (дата обращения 05.11.2015).
  7. Новости Майл [Электронный ресурс] URL: https://news.mail.ru/society/14634987/ (дата обращения 05.11.2015).

В Как журналисты пропагандируют коррупцию

«Россия продолжает развивать и расширять сферу своего антикоррупционного законодательства, увеличивая число государственных чиновников, которым теперь необходимо раскрывать свои личные доходы и точки потенциального конфликта интересов.

Россия также сосредоточила свое внимание на борьбе с коррупцией как на региональном уровне, взяв под следствие нескольких губернаторов и должностных лиц, так и на межнациональном уровне, репатриировав нескольких известных бизнесменов, чье состояние, как утверждается, было накоплено по мошенническим схемам».

Вы только что прочли выдержку из исследования EY («Эрнст энд Янг»), одной из четырёх самых авторитетных аудиторских компаний планеты. Согласно этому исследованию, коррупция в России находится примерно на уровне Польши и США. В Чехии, Испании и Италии уровень коррупции значительно выше, чем в России, а в Канаде и Великобритании — несколько ниже (страница 44):

Среднемировой уровень коррупции согласно этому исследованию составляет 39%. В России он равен 34%, что ниже среднего.

Уровень коррупции измерялся традиционным лёгким способом — респондентов спрашивали, действительно ли взяточничество и коррупция широко распространены в бизнесе в их стране. В России с этим утверждением согласились 34% участников опроса. Для сравнения, на Украине, которая заняла почётное второе место, наличие массовой коррупции в бизнесе признали аж 88% опрошенных.

Лидерами с другой стороны спектра стали Финляндия и Швеция — страны с ответственными СМИ. Журналисты и блогеры в Скандинавии не используют выражений типа «у нас пьют и воруют» или «погрязшая в воровстве Финляндия», поэтому даже громкие коррупционные скандалы воспринимаются там как единичные, выбивающиеся из общего ряда случаи:

В России, напротив, любой единичный случай журналисты стараются раздуть до правила — хорошие же новости зачастую не публикуются вовсе. Опыт показывает, что если какое-нибудь «деловое» издание и рассказало бы об этом исследовании EY, оно написало бы что-нибудь вроде «Россия в 10 раз коррумпированнее, чем Дания».

Следует понимать, что чернуха в СМИ — это отнюдь не полезный раздражающий фактор, как думают некоторые любители покритиковать родную страну. Исследования показывают, что подражательный рефлекс у людей очень силён. Процитирую гениального Роберта Чалдини:

История открытия феномена Вертера является пугающей и одновременно интригующей. Более двух столетий тому назад великий немецкий писатель Иоганн фон Гёте опубликовал роман, озаглавленный «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers). Книга, главный герой которой, Вертер, совершает самоубийство, имела громадное воздействие на читателей. Она не только сделала Гёте знаменитым, но, кроме того, вызвала волну самоубийств по всей Европе. Этот феномен был настолько мощным, что власти в некоторых странах запретили роман.

Филлипс изучил влияние феномена Вертера на людей в прошлом и в наше время (Phillips, 1974). Проведенное им исследование показало, что сразу после публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Это, как считает Филлипс, говорит о том, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-либо человека, убивают себя в подражание ему. Это еще одна иллюстрация принципа социального доказательства — люди решают, как им следует поступать в сложных обстоятельствах, на основании того, как действовали некоторые другие люди, испытывавшие трудности.

Филлипс внимательно изучил статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах с 1947 по 1968 год. Он обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве в среднем совершалось на пятьдесят восемь самоубийств больше, чем обычно. В определенном смысле каждое сообщение о самоубийстве убивало 58 человек, которые могли бы продолжать жить. Филипс также выяснил, что тенденция самоубийств порождать самоубийства имеет место главным образом в тех областях, где первый случай самоубийства широко освещался в прессе; причем чем шире была огласка, которую получил данный случай, тем больше было число последующих самоубийств.

Вполне очевидно, что если журналисты способны толкнуть читателей даже на такой страшный поступок, как самоубийство, работает эта система и со взятками. Если из каждого утюга рассказывать гражданам, что кругом взяточники, они также захотят брать взятки и раздавать их направо и налево.

Разумеется, нельзя запретить журналистам писать о коррупции — во-первых, мы живём в свободной стране, а во-вторых, страх потерять репутацию является для многих взяточников более сильным сдерживающим фактором, чем даже риск попасть в тюрьму.

Однако ответственным журналистам стоит брать пример со своих финских и шведских коллег — писать о примерах коррупции не как о правиле, а как о единичных случаях. Люди будут гораздо менее охотно участвовать в мутных схемах в том случае, если будут осознавать: в России давать друг другу взятки не принято.

Что в первые девять месяцев 2016 года в производстве его следователей находились 24,8 тысяч уголовных коррупционных дел (около пяти тысяч дел оставались нерасследованными с прошлого года). В 2015 году их было чуть больше - 25,3 тысячи. Если судить по опубликованным данным, в 2016 году, как и раньше, чаще всего поводом для возбуждения дела становились дача и получение взяток, мошенничество, растрата и злоупотребление должностными полномочиями.

Следователи СКР подчеркивают, что среди фигурантов коррупционных дел есть не только чиновники, но и лица, обладающие особым правовым статусом. В 2016 году в суды были направлены дела в отношении 427 таких лиц, это сотрудники органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, прокуроры, адвокаты, судьи, сотрудники самого СКР, а также: 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований, 13 депутатов органов законодательной власти.

Среди обвиненных в коррупции, есть высокопоставленные бывшие чиновники: губернаторы Сахалинской области Александр Хорошавин и Кировской области Никита Белых, глава республики Коми Вячеслав Гайзер, министр экономического развития Алексей Улюкаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и заместитель губернатора Челябинской области Николай Сандаков, мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников. Расследуются дела высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко и директора ФСИН России Александра Реймера.

Подробную статистику по коррупционным преступлениям в разрезе регионов можно найти на сайте «Портал правовой статистики», его курирует Генпрокуратура РФ:

По данным портала, с января по октябрь 2016 года в России было зарегистрировано 5570 случаев получения взяток . Лидером в этой области стала Москва (249 таких преступлений). Второе место занимает Краснодарский край (216 случаев), третье – Забайкальский край (207). Далее по списку следуют Ростовская область, Татарстан, Башкирия, Волгоградская область, Воронежская область, Челябинская область и Алтайский край. При этом в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе за год не зафиксировали ни одного случая получения взятки. Единичные случаи взяточничества удалось выявить в Ненецком автономном округе, Мурманской области, Ингушетии, Якутии, Камчатском крае, Тамбовской области, в Карачаево-Черкессии, Калмыкии и Республике Тыва, Карелии и Севастополе.

Случаев дачи взяток за то же время было зафиксировано немного меньше – 4593. Лидером по этому виду преступлений стала Волгоградская область (221 случай), далее следуют опять же Москва (191), Московская область (179), Татарстан, Свердловская область, Пермский край, Ростовская область, Ставропольский край и Санкт-Петербург. И вновь: в Чукотском автономном не было зарегистрировано ни одного случая дачи взятки. Единичные случаи дачи взяток обнаружены в Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Камчатском крае и республике Хакасия, в Республике Тыва, Ингушетии и Еврейской автономной области.

Преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями было зарегистрировано 2037. Больше всего их выявлено в Татарстане (205 случаев). Далее с большим отрывом следуют Вологодская область (100), Краснодарский край (98), республика Крым (65) и Москва (61), Челябинская область, Пермский край, Дагестан, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ. И напротив, такие преступления редко выявляют в республике Алтай, Смоленской, Ярославской и Калининградской областях, в Алтайском крае, Тыве и Псковской области. В Чукотском автономном округе, Хакасии, Орловской области, Магаданской области и Ненецком автономном округе зафиксировали только по одному случаю злоупотребления должностными полномочиями.

Довольно много выявленных коррупционных преступлений при этом так и остаются нераскрытыми. По данным Портала правовой статистики, на октябрь 2016 года числятся нераскрытыми 106 случаев получения взятки и 79 случаев дачи взятки; нераскрытыми считаются 78 случаев злоупотребления полномочиями, из них 18 -- в республике Крым и 8 в Севастополе.

Мы уже писали, что в ближайшее время понятие коррупции может быть существенно . СКР вновь напомнил, что ведомство подготовило ряд законопроектов, касающихся противодействия коррупции, и в частности злоупотреблений при приватизации и вывода капитала за рубеж для ухода от налогов. Глава СКР Александр Бастрыкин не раз говорил, что считает необходимым восстановить в Уголовном кодексе конфискацию имущества в качестве дополнительной меры наказания за корыстные преступления, соответствующий законопроект также ждет рассмотрения в Думе (сегодня конфискация - это мера уголовно-правового характера, конфисковано может быть то имущество, деньги и ценности, которые получены или использовались для совершения преступления).

Пока же по данным СКР, стоимость арестованного имущества обвиняемых в коррупционных преступлениях составляет всего семь миллиардов рублей, а фигуранты расследований возместили ущерб на сумму около трех миллиардов рублей. Для сравнения: по оценкам Генпрокуратуры, материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2015 году составил 43 млрд рублей, а в первой половине нынешнего года - около 28,5 млрд рублей.

Объем ущерба, как видим, не снижается, и значит наши по борьбе с тягой к взяточничеству по прежнему актуальны. Если же кто-то из ваших коллег стал фигурантом дела о коррупции, придерживайтесь разумной поведения.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Что в первые девять месяцев 2016 года в производстве его следователей находились 24,8 тысяч уголовных коррупционных дел (около пяти тысяч дел оставались нерасследованными с прошлого года). В 2015 году их было чуть больше - 25,3 тысячи. Если судить по опубликованным данным, в 2016 году, как и раньше, чаще всего поводом для возбуждения дела становились дача и получение взяток, мошенничество, растрата и злоупотребление должностными полномочиями.

Следователи СКР подчеркивают, что среди фигурантов коррупционных дел есть не только чиновники, но и лица, обладающие особым правовым статусом. В 2016 году в суды были направлены дела в отношении 427 таких лиц, это сотрудники органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, прокуроры, адвокаты, судьи, сотрудники самого СКР, а также: 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований, 13 депутатов органов законодательной власти.

Среди обвиненных в коррупции, есть высокопоставленные бывшие чиновники: губернаторы Сахалинской области Александр Хорошавин и Кировской области Никита Белых, глава республики Коми Вячеслав Гайзер, министр экономического развития Алексей Улюкаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и заместитель губернатора Челябинской области Николай Сандаков, мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников. Расследуются дела высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко и директора ФСИН России Александра Реймера.

Подробную статистику по коррупционным преступлениям в разрезе регионов можно найти на сайте «Портал правовой статистики», его курирует Генпрокуратура РФ:

По данным портала, с января по октябрь 2016 года в России было зарегистрировано 5570 случаев получения взяток . Лидером в этой области стала Москва (249 таких преступлений). Второе место занимает Краснодарский край (216 случаев), третье – Забайкальский край (207). Далее по списку следуют Ростовская область, Татарстан, Башкирия, Волгоградская область, Воронежская область, Челябинская область и Алтайский край. При этом в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе за год не зафиксировали ни одного случая получения взятки. Единичные случаи взяточничества удалось выявить в Ненецком автономном округе, Мурманской области, Ингушетии, Якутии, Камчатском крае, Тамбовской области, в Карачаево-Черкессии, Калмыкии и Республике Тыва, Карелии и Севастополе.

Случаев дачи взяток за то же время было зафиксировано немного меньше – 4593. Лидером по этому виду преступлений стала Волгоградская область (221 случай), далее следуют опять же Москва (191), Московская область (179), Татарстан, Свердловская область, Пермский край, Ростовская область, Ставропольский край и Санкт-Петербург. И вновь: в Чукотском автономном не было зарегистрировано ни одного случая дачи взятки. Единичные случаи дачи взяток обнаружены в Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Камчатском крае и республике Хакасия, в Республике Тыва, Ингушетии и Еврейской автономной области.

Преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями было зарегистрировано 2037. Больше всего их выявлено в Татарстане (205 случаев). Далее с большим отрывом следуют Вологодская область (100), Краснодарский край (98), республика Крым (65) и Москва (61), Челябинская область, Пермский край, Дагестан, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ. И напротив, такие преступления редко выявляют в республике Алтай, Смоленской, Ярославской и Калининградской областях, в Алтайском крае, Тыве и Псковской области. В Чукотском автономном округе, Хакасии, Орловской области, Магаданской области и Ненецком автономном округе зафиксировали только по одному случаю злоупотребления должностными полномочиями.

Довольно много выявленных коррупционных преступлений при этом так и остаются нераскрытыми. По данным Портала правовой статистики, на октябрь 2016 года числятся нераскрытыми 106 случаев получения взятки и 79 случаев дачи взятки; нераскрытыми считаются 78 случаев злоупотребления полномочиями, из них 18 -- в республике Крым и 8 в Севастополе.

Мы уже писали, что в ближайшее время понятие коррупции может быть существенно . СКР вновь напомнил, что ведомство подготовило ряд законопроектов, касающихся противодействия коррупции, и в частности злоупотреблений при приватизации и вывода капитала за рубеж для ухода от налогов. Глава СКР Александр Бастрыкин не раз говорил, что считает необходимым восстановить в Уголовном кодексе конфискацию имущества в качестве дополнительной меры наказания за корыстные преступления, соответствующий законопроект также ждет рассмотрения в Думе (сегодня конфискация - это мера уголовно-правового характера, конфисковано может быть то имущество, деньги и ценности, которые получены или использовались для совершения преступления).

Пока же по данным СКР, стоимость арестованного имущества обвиняемых в коррупционных преступлениях составляет всего семь миллиардов рублей, а фигуранты расследований возместили ущерб на сумму около трех миллиардов рублей. Для сравнения: по оценкам Генпрокуратуры, материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2015 году составил 43 млрд рублей, а в первой половине нынешнего года - около 28,5 млрд рублей.

Объем ущерба, как видим, не снижается, и значит наши по борьбе с тягой к взяточничеству по прежнему актуальны. Если же кто-то из ваших коллег стал фигурантом дела о коррупции, придерживайтесь разумной поведения.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»