Журналистика как разновидность производства. Цель, средства, объект, особенности журналистской информации

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Клод Шеннон , американский учёный, заложивший основы теории информации - науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, - рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
  • Информация - это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация - это мера сложности структур (Моль);
  • Информация - это отраженное разнообразие (Урсул);
  • Информация - это содержание процесса отражения (Тузов);
  • Информация - это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Но рберт Винер , "отец" кибернетики. А именно:


Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей - в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему .

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.


В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.


Журналистская информация имеет характерные особенности.
Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.
Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.
В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.
Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.
Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать “в стол” – в надежде на понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.
Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.
Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.
Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Пропагандистский настрой прессы тех лет особенно заметен на примере заголовков газет: «План созидания», «Слово сдержали», «Так решили комсомольцы» {«Правда», декабрь 1969 г.); «Школа управления - школа коммунизма», «Рабочий поход за знаниями», «Соревнование и эффективность производства» {«Труд», октябрь 1971 г.); «Каждый день - ударный», «Силой знания», «На ударной вахте - миллионы» («Советская Россия», октябрь 1975 г.). Эти и другие аналогичные публикации не содержали какой-либо конфликтности, что должно было сформировать у читателей позитивное восприятие действительности.

Вот типичный для этого времени пример - фотоинформация, появившаяся в газете «Советская Россия». На снимке - Валерий Градских, рабочий Верхнесергинского долотного завода. У него открытое лицо, широкая добрая улыбка, на плечо небрежно накинут пиджак с правительственными наградами. «Освоив несколько смежных профессий, - отмечается в подписи к снимку, - он еще два года назад завершил личное пятилетнее задание и сейчас близок к тому, чтобы выполнить вторую пятилетку. За свою работу В. Градских награжден награжден орденом Трудового Красного Знамени. Таких, как передовик производства коммунист В. Градских, на заводе немало. Коллектив предприятия два с половиной года удерживает первенство в соревновании среди родственных заводов страны» .

Отметим содержательные особенности типичной информации, находившие место во многих журналистских текстах периода застоя. Во-первых, в соответствии с уже укоренившейся в советское время традицией героями репортажей и корреспонденций становились чаще всего типичные представители нашего общества - рабочие, передовики пятилетки, новаторы производства. (Люди, занятые интеллектуальным, а тем более индивидуальным трудом значительно реже пользовались вниманием журналистов.) Во-вторых, самими героями, как правило, становились члены партии или ВЛКСМ, имевшие правительственные награды и тем самым являвшиеся примером для подражания. Сопоставление результатов труда отдельного человека и трудового коллектива - подобно тому как это представлено в приведенной выше заметке - было неотъемлемой чертой журналистских материалов. В-третьих, личная жизнь героя, его неформальное восприятие окружающего мира чаще всего отходили на второй план как не имевшие прямого отношения к трудовому почину или достигнутому рекорду.

Таким образом, в СМИ этого времени укоренялся целый ряд содержательных стереотипов, делающих многие публикации похожими друг на друга. Происходила мягкая «подмена» действительности: в угоду политическим требованиям дня образ человека выглядел приглаженным, а порой даже искаженным. Это, в свою очередь, влияло на структуру и композицию самой информации.

Казенный характер героя в СМИ обсуждался в партийных документах того времени. Так, в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979) отмечалось, что в журналистских материалах находит место склонность к словесной трескотне, всякого рода пропагандистским штампам, механическое повторение общих истин вместо их творческого осмысления . Однако дальше констатации ситуации, сложившейся в журналистике, дело не шло: стереотипы в показе повседневной жизни оказывались по-прежнему живучими, транслируемыми из одних СМИ в другие. Это суживало раскрытие тем, делало описание жизни героев банальным, малоинтересным.

Рассмотрим пример типичного репортажа из газеты «Труд» застойного времени. Публикация под заголовком «Каждый день - тысяча тонн угля» расказывает о трудовых буднях одной из шахт Донбасса. Прославленные бригады Николая Проскуры и Николая Чиркуна соревнуются за лучшее использование новой горной техники, из месяца в месяц наращивая производственные темпы. Автор репортажа вовлекает читателя в суть события, неспешно раскрывая перед ним картину повседневного и вместе с тем героического труда. Это достигается, в частности, посредством возвышенной тональности повествования, использования эмоционально окрашенной лексики.

«Главный инженер В.И. Полтавец замечает:

Обе бригады трудятся отлично. Каждая ежесуточно выдает на-

гора по тысяче и больше тонн топлива. Такое пока еще не часто

встретишь в Донбассе.

Уверенно движется по лаве снизу вверх комбайн. Николай Про-

скура и Евгений Гачек внимательно следят за работой машины.

Бригадир кивает комбайнеру:

Женя! Прибавь скорость. Здесь можно.

И машина послушно убыстряет бег».

В заключении репортажа отмечается, что «герои шахтерского края свой ударный труд... посвящают 54-й годовщине Октября» .

Вся композиция материала направлена на то, чтобы показать людей, способных всецело отдать себя на пользу родине, мыслящих исключительно глобальными категориями и пренебрегающих при этом личными интересами. Проявила себя приемственность содержания журналистских текстов, существующая на протяжении всех лет советской власти. Схожий сценарий и язык были присуши в эти годы многим авторским материалам, появлявшимся в прессе за подписями рабочих и инженеров различных предприятий. Эти выступления чаще всего готовились сотрудниками редакций, а чужие подписи под ними подтверждали действенность ленинского принципа об организаторской роли СМИ.

В угоду выполнения политических требований дня СМИ создавали образы, не всегда соответствовавшие реальности. Например, советский шахтер, рассказывая со страниц газеты о делах своего коллектива, мог с легкостью рассуждать... о враждебной политике британского правительства по отношению к горнякам, а сталевар, давая интервью по Всесоюзному радио по поводу результатов работы своей бригады, высказывать одобрение по поводу недавнего гневного выступления Фиделя Кастро в адрес американских империалистов.

В проблемно-аналитических материалах, претендующих на развернутость авторского восприятия, также обнаруживался ярко выраженный схематизм. Это подтверждалось определенным набором фактов, стилем их изложения, прямолинейными представлениями авторов о том, кто прав и кто виноват.

Показательна в этом отношении корреспонденция «Поссорился с профкомом» - также из газеты «Труд». Речь в ней идет о конфликте между профкомом и директором кирпичного завода. Журналист легко вторгается во внутризаводскую ситуацию, рассуждая о ней в назидательном, не терпящим возражения тоне.

«Задуматься бы Г. В. Гайнуллину над всеми этими знаками неуважения и недоверия к нему со стороны коллектива, - пишет автор, - попытаться бы найти общий язык с рабочими и его профсоюзным комитетом, но он остается непреклонным. Остается предположить, что директору объяснят: преступать закон нельзя. И поступят с ним по закону» .

Менторский тон был присущ многим материалам того времени. Журналисты учили руководителей предприятий и хозяйств, как руководить коллективами, строить объекты, обрабатывать землю. Борясь за истину, они выступали вершителями судеб людей, выполняли задачи пропагандистов и агитаторов. Объективность информации, складывающаяся из совокупности мнений всех участников того или иного конфликта, зачастую подменялась дидактическими наставлениями.

Журналистике застойного времени, как впрочем и в прежние годы, была присуща упрощенность в оценке фактов и явлений. Желая видеть своих героев в положительном свете, она во многом идеализировала их, не замечая ирреальности создаваемых ситуаций.

Обратился к очерку «Деревенские мастеровые » В. Дроботова, опубликованному в «Советской России» (1975). Вот образы директора совхоза Козырькова и столяра Комарова, в совхоз приехавшего некоторое время назад погостить к дочери. Козырьков - волевой, инициативный руководитель. Комаров - тоже хороший специалист, но нерешителен, вдобавок частенько выпивает.

«Комаров был приглашен к директору. Вошел в кабинет и с порога взял знакомую ноту: “Каюсь, Владимир Николаевич. Слабохарактерный я...”

Не кайся, Василий Тимофеевич, слышал, - поморщился директор. - Садись и слушай меня. Вчера на партийном собрании рассматривался план социального развития совхоза, - спокойно и по-

деловому продолжал Владимир Николаевич. - Нам надо много строить: жилье, дома, комнаты отдыха для доярок, магазин, столовую. Подрядим трест, но и кроме работы много. Рамы поставить, в теплицах столярка разрушилась, на фермах скамеек нет. Думаю, сами осилим. Так ведь?

  • - Не знаю. Хотя, конечно, если взяться.
  • - Вот и берись.
  • - Как, то есть, берись? Я тут причем?
  • - Не веришь в самого себя? - усмехнулся директор. - Ты же первоклассный столяр, не надоело разменивать по копейкам свою профессиональную гордость?

И произошел крутой поворот...»

Таким образом, после разговора с руководителем герой очерка стремительно меняется, становясь неравнодушным к общественному делу и болея за конечный результат. Могло ли быть такое в реальной ситуации? Вряд ли. Однако в угоду этой цели создается определенная моодель поведения героя очерка, имеющая мало общего с реальностью.

Схожих примеров, лакирующих реальность, можно насчитать в СМИ тех лет множество. Влекомые благородной целью, журналисты стремились с помощью подобных примеров воспитывать свою аудиторию. Получалось красиво, но не всегда убедительно.

Поверхностное восприятие действительности посредством СМИ объяснялось воздействием идеологии. Герои непременно наделялись определенными идейно-политическими качествами, дабы служить примером во всем.

Схематизма не могли избежать даже известные журналисты, отличавшиеся хорошим знанием жизни, чутким отношением к описываемым фактам. Это заметно на примере творчества обозревателя «Правды» Веры Ткаченко. В отличие от многих коллег по журналистскому цеху того времени, она не была склонна к морализаторству и по манере письма напоминала Татьяну Тэсс.

«Нельзя холодным сердцем и равнодушной рукой писать о людях, - говорила В. Ткаченко. - Лишь то, что пережито тобою, автором, что согрето твоим дыханием и теплом твоей крови, что выстрадано не только на бумаге, но и в душе - только в этом случае корреспонденция или очерк тронет читательское сердце и вызовет ответную волну сопереживания» .

важными для автора являются официально признанные идеалы - приверженность героев революционной идее, их членство в КПСС, уверенность в торжестве социализма в мире. В. Ткаченко воспринимает любого из своих положительных героев, как одного из многих, способного к самореализации только при поддержке трудового коллектива. Таковы, например, герои очерка «Отец и сын» отец и сын Буренковы - председатели двух соседних колхозов, добивающиеся отличных результатов в работе.

История возникновения и развитая журналистики и средств массовой информации – каналов ее доставки потребителям – показывает, что сильнейшее воздействие на нее всегда оказывал экономический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. Значение этого влияния становится ясным при рассмотрении места и роли журналистики в системе экономики.

В самом деле, ее роль как элемента этой системы определяется уже тем, что журналистика представляет собой одну из разновидностей производства.

Прежде всего, это разновидность духовного производства. Оно многим отличается от материального производства. Эти отличия проявляются и в сфере журналистики. И производитель здесь – журналист – пользуется своими специфическими средствами производства, орудиями журналистского труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деятельности, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социальная информация – все, что касается жизни людей, что интересует человека, – получаемая из разных источников. Тем более специфична продукция этого производства –журналистская информация. Она представляет собой социальную информацию, обработанную особым образом – с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него. Эта обработка производится в редакциях СМИ, откуда ее направляют читателям, телезрителям и радиослушателям.

Журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять информационную потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара.

Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать нужную им информацию и покупать ее носители. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями. Начинается процесс обмена между ними, в ходе которого обе стороны удовлетворяют свои потребности. Потребитель информации, покупая ее, получает сведения, знания и оценки, помогающие ему ориентироваться в действительности. Производитель информации – журналист – также удовлетворяет свои потребности. Продавая свой товар, он получает не только деньги, но и компенсацию в другой форме – возможность духовного, идеологического воздействия, влияния на читателя, телезрителя, радиослушателя. Возможна и иная форма компенсации труда журналиста в результате этого рыночного обмена – приобретение им известности как автора, признание его профессионального мастерства. Вместе с журналистом денежную компенсацию получает учредитель и владелец средства массовой информации, опубликовавшего произведение автора. Одновременно и он приобретает возможность оказывать воздействие на покупателей информации, сосредоточенной в его издании. Влияние, связанное с журналистской информацией, также оказывается товаром, имеющим огромную ценность для представителей некоторых общественных групп – политиков, властных структур и др.


Как любой товар, журналистская информация выходит на рынок в виде определенной товарной единицы. Чаще всего ею становится номер газеты или журнала, приобретаемый читателем. Иногда товарной единицей может быть полуфабрикат будущей публикации, которая войдет в один из номеров, – текст заметки, репортажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция. На телевидении и радио товарной единицей выступает программа в целом или отдельный сюжет. А информационное агентство предлагает свою продукцию на рынке в форме других товарных единиц – бюллетеня, вестника, новостной ленты. Но в любом случае это должно быть законченное цельное произведение – продукция, имеющая свою потребительную стоимость.

Учредители СМИ достигнут успеха, если учтут правовые и экономические предпосылки их деятельности. Правовые предпосылки включают регистрацию нового СМИ. За выдачу свидетельства о регистрации взимается регистрационный сбор, размер которого зависит от типа и специализации СМИ. Кроме того, учредитель нового аудиовизуального СМИ обязан получить лицензию на вещание. [ Гуревич С.М.Экономика отечественных СМИ]

Введение

Все мы каждый день испытываем огромную потребность в поиске новой дополнительной информации. Журналистика взяла на себя ответственность регулярно доносить эту информацию до аудитории и, по-моему, неплохо справляется с взятой на себя задачей. Теперь, услышав слово «информация» - мы понимаем «журналистика», и уже два этих понятия почти неотделимы друг от друга, в связи с этим возник один общий термин «журналистская информация».

Объектом нашего исследования является журналистская информация, предметом - функции журналистской информации.

Цель - выявление функций журналистской информации.

1. Дать определение понятию журналистской информации.

2. Выявить функции журналистской информации.

3. Проанализировать функции журналистской информации.

Структура курсового исследования: состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и приложений.

В ходе нашего исследования мы проанализировали журналы «Эксперт», потому что это серьезное и деловое издание и «Огонек» - как одно из самых популярных и общенациональных журналов. В течение 2007 полугодия в каждом номере обоих журналов мы отслеживали рубрику «культура»: «Эксперт» с января - июнь и «Огонёк» с июля - декабрь.

Основными авторами, на чьи труды и мнения мы опиралась на протяжении всей курсовой работы, выступают: учебное пособие профессора МГУ Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», В.Л Цвика «Введение в журналистику».

Роль журналистской информации

Способы функционирования журналистики

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание - все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вступая в новую, современную, информационную эру увеличился интерес и потребность в овладении дополнительных знаний, отсюда рост значения СМИ. С.Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики. «Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта - социальной структуры внутри общества - агитационно-пропагандистская и организаторская; для третьего - личности - ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции. Учитывая то, какую роль изначально несет с собой журналистская информация, необходимо рассмотреть подробнее все «пространство функций». Исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В.И. Ленина: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. А однажды преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что их преподавательским составом было решено взять за основу лишь две функции - информационную и воспитательную.

В.Л. Цвик отказывается от партийно-советской прессы, где главными функциями являются: пропагандистская, агитационная и организаторская. В своих трудах за основу всех функций он берет информационну ю, термин «пропагандистской» функции у него заменяется на социально-педагогическую , отдельно выделяет функцию социального управления , непосредственно-огранизаторскую , вытекающую из организаторской, за развлекательную функцию выявляет - рекреативную , культурно-просветительскую , перетекающую из рекреативной и интегративную , как важнейшую функцию, которую выделяют многие исследователи.

Как мы видим, в современной журналистике каждый исследователь дает миру свое представление об общественных функциях СМИ, поэтому мы решили «подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации».

Т. о. мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций в трудах профессора Е.П. Прохорова, потому что у него дано наиболее понятное и точное толкование понятий каждой из функций. Он исходит из различных конечных результатов, сформировались следующие группы функций: идеологическая, культурно-образовательная, рекреативная, непосредственно-организаторская, рекламно-справочная и коммуникативная. Их мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте.

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

  • различную типологию видов информации;
  • специфику информации по видам человеческой деятельности;
  • специфику информации в зависимости от способа передачи и восприятия;
  • специфику восприятия визуальной информации;
  • специфику восприятия вербальной информации;

уметь

  • использовать в журналистской практике различные свойства информации;
  • использовать в журналистской практике преимущества одного вида информации перед другими;
  • учитывать в журналистской практике различия в восприятии аудиторией различных видов информации;
  • соединять вместе коммуникационные преимущества различных видов информации в процессе коммуникации;

владеть

  • навыками использования различных видов информации в зависимости от ее свойств и потребностей аудитории;
  • приемами, подчеркивающими преимущества одного вида информации перед другими.

Ключевые слова: виды информации: вербальная, визуальная; канал передачи; аудиовизуальная информация; СМИ; аудитория; каналы восприятия.

Перейдем к рассмотрению существующих видов информации. В теории и практике журналистского творчества сегодня приняты следующие варианты классификации информации.

Первый вариант: по способам восприятия. Соответственно информация может быть визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной, вкусовой. Что соответствует пяти органам чувств любого полноценного человеческого индивидуума. Однако заметим, что современная система СМИ использует по преимуществу только визуальный и аудиальный каналы распространения информации. Эксперименты с глянцевыми изданиями, повышающими качество бумаги и снабжающие отдельные выпуски модных журналов минифлаконами с пробными духами, не в счет.

Второй вариант: по формам представления. Информация может выпускаться вовне в виде текстов, чисел, графических изображений (рисунков, схем, карт), звучащей музыки. Кроме того, для коммуникации может быть использована комбинированная информация.

Третий вариант: по общественному значению. Тогда можно характеризовать информацию по устойчивым понятиям: «массовая», «обыденная», «общественно-политическая», «эстетическая», «специальная» (научная, техническая, управленческая, производственная).

Рассмотрим первый вариант классификации информации. Обратим внимание на особенности, характеризующие те самые два вида информации (аудиальный и визуальный), которые являются основными в деятельности СМИ и журналистской практике. Они связаны со способом восприятия и соответственно адекватными способами сбора, обработки и подготовки первичной информации. Заметим сразу же, что есть и третий, гибридный вид информации по способу восприятия. В теории его принято именовать «аудиовизуальный». Исторически именно он стал первым видом информации, потому что даже при чтении газетной или журнальной полосы читатель так или иначе аудирует тот текст (вслух или про себя), который он видит своими глазами. Здесь можно говорить о скрытом аудиовизуальном характере представляемой в печатных СМИ информации. Однако доминирующим, конечно, является визуальный характер восприятия текстовой, графической и фотоиллюстративной информации.

Читатель воспринимает печатные СМИ, а также то, что он видит на дисплее компьютера, мобильника, иного гаджета, исключительно с помощью собственного зрения. Стало быть, все те визуальные характеристики, которые присущи любому предмету или явлению, могут быть использованы журналистом (или фотокорреспондентом, или бильд-редактором, оформляющим газеты и журналы) для усиления воздействия на потенциальную аудиторию, привлечения внимания как к самому текстовому материалу, так и к сопровождающим его фото, рисункам, схемам, иным видам инфографики. Опытные сотрудники редакций печатных СМИ знают, что воздействует на публику даже иная гарнитура шрифта, которым набирают заголовок статьи и ее лид.

Точно так же они укажут любому начинающему журналисту на то, каким образом лучше располагать материал на газетной или журнальной полосе конкретного формата, т.е. важно не только содержание журналистского материала, но и его оформление. В данном случае - композиция газетной полосы. Она тоже несет в себе визуальную информацию. Читатель видит, какой материал находится в «подвале», т.е. внизу полосы, какой - вынесен на «чердак», т.е. открывает полосу. Тем самым фактически указывается на предлагаемую публике приоритетность чтения того или иного текста.

Точно так же, понятно, что если вы берете в руки номер журнала, то прежде всего обратите внимание на те анонсы материалов, которые вынесены на обложку, т.е. вы снова подвергаетесь целенаправленному воздействию визуальной информации, которая «провоцирует» интерес потенциального потребителя информации к будущему тексту, расположенному «внутри» издания.

Огромную роль в визуализации информации играют фотографии, которые в современных печатных СМИ из выразительного средства, иллюстрирующего тот или иной текст, стали вполне осознанными элементами комплексного воздействия на аудиторию всей полосы печатного издания, или конкретного материала в частности. Достаточно вспомнить то, какие фотографии в течение нескольких лет на рубеже XX-XXI вв. публиковала редакция газеты «КоммерсантЪ». Обычно это были портретные фото крупных и известных бизнесменов, «захваченных» объективом в некий интимный момент отправления бытовых человеческих функций, что придавало таким фото едва ли не характер насмешки. Тем более что подобные фотографии размещались традиционно на первой полосе газеты и сопровождались вполне серьезными аналитическими материалами, посвященными бизнесу «героя» опубликованного фото. Так на практике реализовывалась концепция информационных стандартов данного издания, сформулированная еще в 1990-х гг. кинокритиком Александром Тимофеевским: «Нас ничто не волнует, но все интересует». Проще говоря, фотографии конкурентов становились своеобразным фактором дискредитации тех, кто соперничал с хозяевами газеты в тех или иных сферах получения доходов. Лишь с приходом Алишера Усманова в качестве нового хозяина ИД «КоммерсантЪ» подобная практика была отменена.

Те же самые функции реализуют в печатных СМИ и графические иллюстрации (схемы, чертежи, диаграммы и т.п.), которые в прежней журналистской отечественной практике XX в. встречались крайне редко. Чаще всего подобные графические элементы были характерны для специальных технических изданий. В общественно-политических медиа они практически не использовались, так как считались носителями информации, которую в избытке не требовалось сообщать аудитории. Однако увеличение количества, качества и скорости информационных потоков на рубеже двух столетий привело к необходимости активизировать и ресурс графических иллюстраций, который в ряде случаев экономит печатные площади, усиливает наглядность иллюстративности, повышает градус эмоционального воздействия на того читателя, который берет в руки газету или журнал. Например, долгий рассказ о том, как менялся курс рубля по отношению к доллару или евро в течение прошедшего года, гораздо выгоднее заменить диаграммой изменений валютных колебаний в графической схеме, где горизонтальная ось х будет иллюстрировать хронологическую характеристику, а вертикальная ось у отражать количественные колебания курса рубля по отношению к выбранной для иллюстрации иностранной валюте.

Подобные графические схемы активно используют деловые печатные издания (например, газета «Ведомости»), а также субъекты электронного вещания, которые специализируются на бизнес-информации (например, канал РБК). Понятно, что подобный иллюстративный ресурс не может быть востребован в практике радиожурналистов. Однако если учесть, что в настоящее время радиовещатели активно осваивают сетевое пространство, в котором создают собственные поддерживающие сайты, то можно утверждать, что у такого аудиомедиа, как радио, появилась теоретическая возможность визуализировать собственную звуковую информацию. Чем многие радиостанции с радостью пользуются (например, «Эхо Москвы»), подключая к воздействию на свою целевую аудиторию не только статическую инфографику, но видеофайлы с записью выступлений в эфире собственных ведущих и приходящих в эфир гостей станции.

До сих пор мы вели разговор исключительно о статической визуальной информации, которую используют в своей профессиональной деятельности журналисты. Это, так сказать, первая подгруппа данного типа информации, которая характерна, как мы убедились, для печатных медиа и сетевых ресурсов. Второй (условно) подгруппой визуальной информации, использование которой особенно актуально в нынешних технологически- организационных условиях, является динамическая визуальная информация. К ней могут быть отнесены: кадры теле- и видеосъемок любых событий, персон, происшествий, массовых мероприятий или акций и т.п.; кинокадры, фиксирующие аналогичный эвентуальный ряд; анимационное схематичное изображение того события, факта, происшествия, акции, которые не смогли или не успели зафиксировать.

Стоит отметить и в то же время предостеречь начинающих журналистов от слишком частого обращения к динамическим видеоматериалам, которые заимствуются нынче из неофициальных источников - различных сетевых ресурсов, home video , записей видеорегистраторов и камер наружного и внутреннего видеонаблюдения. Столь популярные источники невольного журналистского видеообогащения таят в себе несколько серьезных для профессиональной и деловой репутации СМИ, их работников, «подводных камней». Ниже о них и пойдет речь.

Ситуация конвергенции различных средств массовой коммуникации в современной медийной практике в начале нынешнего века из проблемной превратилась в прагмагически-операционную. Если на первоначальном этапе проникновения и распространения интернета в нашей стране в 1990-х гг. речь шла о его использовании как некоего вспомогательного источника коммуникации и информации, то со сменой десятилетия и столетия стала очевидной возрастающую роль Всемирной сети в функционировании СМИ. Наиболее наглядные примеры негативного влияния мы видим в отношениях телевидения и интернета.

Телевидение - это средство массовой информации, тогда как интернет есть коммуникационная информационная среда, выступающая периодически в качестве средства массовой коммуникации. В поле нашего теоретического интереса оказались лишь наиболее очевидные примеры из эфирной практики, которые указывают на обозначаемую проблематику.

Важно понимать, что интернет-видео может иметь совершенно разное техническое, технологическое и ситуативное происхождение. Одно дело, когда нам показывают записи с видеокамер наружного наблюдения, как это было в случае со взрывом на железнодорожном вокзале Волгограда в декабре 2013 г. И совсем другое дело - многочисленные кадры, полученные с мобильных телефонов во время падения метеорита в Челябинске в марте 2013 г. Разнообразие подобных источников интернет-видео порождает и вариативность в их использовании путем комбинирования, перемонтажа, соответствующего вмешательства непосредственно в наглядный «текст» видеоизображения. Очевидно также и то, что классифицировать данный вид видеоиллюстраций можно по следующим параметрам: продолжительность съемки, место съемки (плейер или внутри помещения), наличие или отсутствие людей в кадре, четкость изображения, освещенность объекта съемки. Словом, с помощью всех тех параметров, которые характеризуют сами телевизионные кадры.

По мере экспоненциального роста, как числа пользователей Всемирной сети, так и количества используемых с ее помощью новостных и информационных ресурсов, стала очевидна проблема, которую можно лапидарно сформулировать следующим образом: важен не конкретный механизм конвергенции интернета с определенным медиумом (или каналом коммуникации), а содержание той коммуникации, которая становится возможной благодаря процессу взаимодействия, т.е. приоритетным становится не вопрос о том, как взаимодействуют субъекты подобного процесса, а анализ ситуации взаимодействия с позиции рассмотрения того, что «транслируют» традиционным СМИ интернет-источники. В этом смысле медиа отказываются от собственной природной информационной функции, переключаясь на репродукцию уже полученных сведений, фактов, цифр, комментариев и прочих видов и типов сообщений. Они выступают, таким образом, в виде пользователей Сети. Как не однажды отмечалось исследователями: «Всех пользователей Всемирной сети можно условно разделить на два лагеря: создающие, поглощающие» . Очевидно, что телевидение в интересующей нас ситуации является поглощающим видеоинформацию субъектом с тем, чтобы трансформировать ее в те эфирные формы доставки, которые привычны для его аудитории. Однако такой подход чреват вторичностью выдаваемых в эфир видсоиллюстраций.

Происходит двойная виртуализация эмпирической действительности. Первоначально ее видеоотражение попадает в интернет, а далее оно же воспроизводится в эфирном телеконтенте. При этом нет никакой гарантии, что видеоролик или элементарные фрагменты home video , выложенные в Сети, окажутся востребованными в массовом порядке. Тогда как сюжет, снятый на камеру телеоператором для выпуска новостей, практически гарантированно будет выпущен в эфир. Причем велика вероятность его повторения в различных выпусках (например, вечерний и утренний). Например, видео с хулиганствующими выходками некоего представителя «Правого сектора» (организация запрещена на территориии РФ), известного под кличкой «Сашко Билый», имеющее явно непрофессиональное происхождение и снятое с помощью подручных средств видеофиксации. Эти кадры, как минимум, более двух десятков раз демонстрировались в эфире телеканалов, входящих в медиахолдииг ВГТРК, в течение нескольких дней февраля 2014 г. Причем использовалось данное видео исключительно в информационных программах. Тогда как последующая активная демонстрация «хулиганского видео» на других каналах происходила исключительно в аналитических и публицистических программах.

Телевидение как сфера массовой коммуникации сегодня предоставляет возможность в силу собственных технологических возможностей обсчитывать то возможное количество зрителей, которые могли видеть данный сюжет.

В современных компьютерных технологиях возможность учета количественных показателей также существует. Например, в виде регистрации на сайте или подсчета видеопросмотров выложенного видеофрагмента. Но в отличие от телевидения Сеть не гарантирует того, что эти просмотры совершались одновременно. Характерно, что единицей измерения служит термин «просмотр», семантически указывающий на скоротечность процесса ознакомления с интересующим пользователя видеоматериалом. Можно сказать, что телевидение смотрят, а материалы в Сети просматривают.

В нынешней ситуации шоу-цивилизации, когда доминирующим является визуальный канал распространения информации, особенно заметно почти поголовное увлечение различными субъектами телевещания видеоконтентом, извлекаемым из недр Сети. Характерно, что используются не только видеоматериалы, но и фотографии, которые выкладываются в интернете. Результативность их воздействия известна. Причем фото могут касаться не только личной жизни публичных персон (например, Анастасии Волочковой), но и серьезных политических ситуаций. Достаточно сослаться на мнение Ваэля Гонима, одного из тех интернет-пользователей, который успешно воспользовался воздействующими возможностями WWW, чтобы организовать массовые движения протеста в Египте в 2010- 2011 гг., известные нынче как «арабская весна» (при этом сам В. Гоним находился в другой стране, вне Египта). «Между текстом с настоятельной просьбой сделать что-то, - анализирует В. Гоним коммуникативные возможности слова и изображения, и картинкой, которая доказывает, что это сделать возможно, большая разница. Тот, кто сказал, что “картинка стоит тысячи слов”, знал о чем говорит... Все, что документировано визуально есть свидетельство, предъявленное всему миру» .

То же самое можно сказать и о видеокадрах, которые выкладываются в Сети, а затем воспроизводятся (разумеется, с потерей качества изображения) в телеэфире, становясь частью легализованного и распространяемого в одностороннем порядке контента. Известен афоризм американского историка Даниэля Бурстина: «Ничто не существует реально, пока это не покажут по телевизору». В условиях нынешнего острого социального запроса на зрелищность всех без исключения медиа он приобретает характер лозунга текущего момента развития медийной системы и, прежде всего, тех СМИ, которые по своей онтологии опираются на визуальный канал распространения творимого ими контента.

Интернет был изобретен еще тогда, когда телевидение явно доминировало в семействе традиционных СМИ. Функциональность же Сети была конституирована относительно недавно. Как отмечают исследователи, «всемирная паутина является интерактивной, персонально ориентированной, ипфоцептричиой, мгновенной, масштабируемой, гибкой, взаимосвязанной, экономичной» . Нас в этом перечне интересуют два свойства - инфоцентричность и мгновенность.

В первом случае ясно, что интернет является инструментом доступа к информации, которая существует в world wide web на момент обращения пользователя с соответствующим запросом. И если какой-либо информации поисковые системы не обнаружили в Сети, то очевидно, что подобная информация либо не выложена в нее, либо она не идентифицируется как востребованная под определенным углом рассмотрения. Поэтому гарантий наличия требуемых сведений или видеосвидетельств каких-либо конкретных событий для журналистов (как и для пользователей в широком смысле этого слова) не было и быть не может.

Что же касается скорости поиска, обнаружения и, главное, воспроизведения найденной информации, в том числе и в формате фотографий и видеороликов, то она явно уступает привычным журналистским способам работы с источниками новостей и сведений. Быстро - не значит хорошо, качественно и точно. Точность-то как раз Сеть в части размещенных в ней видеоматериалов гарантировать не может. Прежде всего, в силу традиционной анонимности как пользователей («поглощающие»), так и тех, кто фиксирует события окружающей его действительности на видео, аранжирует и размещает данные материалы в Сети («создающие»). В подавляющем числе случаев в информационных программах при использовании видео, заимствованного из Сети, автор не указывается. Определение времени и даты демонстрируемой съемки возможно только в том случае, если они автоматически фиксировались на дисплее видеокамеры (хотя эти цифры при современных технологиях достаточно легко можно «убрать» с экрана).

Нельзя не учитывать и фактор возможной неумышленной ошибки, элементарной дезинформации, заведомой лжи, когда при существующем доверии к источнику последний явно предпочитает скорость размещения информации, чем ее проверку на точность соответствия случившемуся и произошедшему.

Дезавуировать выпущенные на просторы Всемирной паутины сведения или материалы теоретически и технически возможно. Один из последних случаев связан с телеканалом «Дождь», затеявшим оскорбительный для многих опрос на тему блокады Ленинграда 27 января 2014 г. Един- ственнный вопрос был вывешен на сайте канала, но был убран с сайта буквально через несколько минут ввиду поднявшегося в Сети возмущения. Однако и этого времени хватило для того, чтобы в российском обществе развернулась яростная полемика по данному поводу.

Но на практике подобные ситуации, если и случались, то носили исключительно разовый характер. Они инициировались в подавляющем большинстве случаев исключительно теми, кто становился объектом подобной иифодеятелыюсти. Отсутствие точности в таких ситуациях оказывается оборотной, негативной стороной оперативности, с которой в интернете размещают видеоролики, фото или текстовые сообщения. Понятно также и то, что видеоролик не может длиться более нескольких минут. Дискретность восприятия, которая воспитывается общей глобализацией информационных процессов в мире, приучает пользователя знакомиться с новостями, или просматривать видеоматериалы в режиме «in brief» (англ. - «вкратце», «в двух словах»).

Краткость, идущая от первоначального источника информации в интернете, оказывается главным препятствием к адекватному восприятию новости или факта, а также визуализированного восприятия происходящего в реальности. Как афористично заметил французский коммуникативист Доминик Вольтон, «Время - главный враг Интернета» . Неслучайно в рекламных проспектах, продвигающих услуги различных провайдеров, практически всегда рядом со словом «интернет» используют прилагательное «скоростной». Принцип функционирования Сети в таком случае можно было сформулировать очень просто: «быстро, быстрее, еще быстрее». Краткость хронометража и объема размещаемых в Сети видеоматериалов тому в немалой степени способствует.

Их использование в практике работы каналов всех видов, типов и уровней стало настолько обыденнным и привычным, что воспринимается как некая профессиональная данность. Чаще всего такие видеоматериалы практически не подвергаются никакой обработке, редактуре. Можно сказать, что их воспроизведение носит фактически аутентичный характер. А некачественное изображение лишь усиливает эффект присутствия зрительской аудитории при событии, снятом либо на камеру мобильного телефона, либо па камеру наблюдения, либо на видеорегистратор. В последних двух случаях мы имеем дело с переориентированием функций используемых материалов. Вместо того, чтобы с их помощью осуществлять контроль, они становятся «исходным материалом» для создания сюжета, репортажа. Показателен в этом смысле трагический инцидент в связи со взрывом в московском аэропорту Домодедово, когда видеозапись с камер наблюдения в зале прилета оказалась в руках журналистов одного из федеральных телеканалов, и они поспешили выдать ее в эфир. Далее эта же запись фигурировала во всех без исключения выпусках новостей на других телеканалах. Иной видеоинформации документального характера о теракте никому получить не удалось. Показательно, что журналисты тщательно скрывали источник получения записи, но проговорились о том, что она была приобретена ими за деньги.

Краткость подобных видеозаписей, полученных порою нелегальным путем, также формирует парадоксальность их многократного использования. Ведь в телеэфире надо показывать «картинку», даже если она длится всего несколько секунд. Профессиональная журналистская ситуация в подобной ситуации обостряется тем, что такой краткий видеоряд зачастую оказывается единственным, который имеется в распоряжении редакции новостей. И более видеоматериалами журналисты того или иного телеканала не располагают. Вот тогда и начинается эфирная эксплуатация одного и того же видеоматериала, полученного из Сети. На большинстве телеканалов выпуски новостей выходят несколько раз в течение суток. Стоит учесть и традиционные видеоанонсы самых важных новостей, в которых также задействованы «краткие» видеокадры. В результате многократного повторения в эфире происходит их новостная амортизация, психологическое обесценивание. Чем больше их показывают на телеэкране, тем все больше нивелируется их смысловое и эмоциональное значение. Видеофакт не воспринимается как свидетельство, а трансформируется в некую визуальную эмблему, знак того или иного события. Из свежих российских примеров можно напомнить о видеокадрах, полученных с помощью камер наружного наблюдения, зафиксировавших момент взрыва на железнодорожном вокзале в Волгограде.

Аналогичный принцип воспроизведения видеоматериалов из Сети активно использовался и используется при освещении событий на Украине в связи с организацией протестного движения на Майдане Неза- лежности в Киеве в ноябре - декабре 2013 г., а также в январе 2014 г. При тщательном наблюдении за тем, какие материалы из интернета воспроизводились в эфире, нетрудно было заметить, что часто повторяются одни и те же планы, ракурсы съемки. Бросалась в глаза их кратковременность присутствия в эфире. Например, репортаж о первом разгоне Евромайдана изобиловал «нарезкой» коротких планов. А скандально известная беседа В. Кличко с полицейскими, заснятая на мобильный телефон и выложенная на ресурсе YouTube , вообще длилась несколько секунд. В подобной ситуации сложно не только идентифицировать те персоны, которые оказались в «поле зрения» камеры «мобильника», но и точно расслышать то, что они говорят, т.е. вместо четкого и однозначного видеосвидетельства о характере и содержании происходящего сначала пользователь интернета, а затем телезрители получают лишь некий мгновенный «образ» события с туманными символическими визуальными портретами их фигурантов. Чувствуя недостаточную доказательность подобных кратких видеозаписей представители украинской оппозиции для Мюнхенской международной конференции в начале февраля 2014 г. поспешили издать буклет на немецком (!) языке, в котором были подобраны соответствующие фотографии, якобы свидетельствующие о жестокости сил правопорядка, проявленной при разгоне протестующих.

Ясно, что подобная практика использования видеоматериалов из Сети, порождает серьезный соблазн для манипулирования массовым сознанием, для формирования общественного мнения, для возбуждения критического отношения к той или иной личности или событию. Не успев ничего толком рассмотреть на телеэкране, телезрители зачастую уже готовы рассуждать об увиденном и выносить свой жесткий вердикт относительно сути происходящего в реальности, трансформируемой дважды - в Сети и в телеэфире.

Факты о росте повсеместного использования профессионалами телевидения интернет-видеоматериалов должны насторожить начинающих практиков журналистики. Тем более, что в ряде западных стран подобные видеоматериалы из WWW приобрели уже статус документальных визуальных свидетельств. В нашей стране, несмотря на тотальное увлечение подобным источником видеоинформации, все еще сохраняется настороженное отношение к подобным материалам. И как здесь не вспомнить одну русскую пословицу, которую гак любил приводить к месту и не к месту президент США Рональд Рейган: «Доверяй, но проверяй».

Вернемся, тем не менее, к рассмотрению реальных свойств динамической визуальной информации, с которой приходится иметь дело современному журналисту. Если с теоретического языка перевести подобное определение на более прагматический уровень, то мы поймем, что речь идет о движущемся изображении. Однако оно может быть транслируемое массовой аудитории с помощью самых разных приспособлений: от сетевых коммуникаций до телевидения и кинематографа. Подобная динамическая визуальная информация может воспроизводится с больших плазменных экранах в мегаполисе, а может транслироваться с миниэкранов, установленных в общественном пространстве. Чаще всего подобные каналы распространения визуальной информации связаны с рекламой, агитацией и пропагандой, и к журналистской профессии они имеют лишь опосредованное отношение.

Кинематограф в отличие от первоначального этапа собственного развития сегодня может быть отнесен к разряду средства массовой информации весьма условно. Если раньше эту функцию экранного искусства реализовывали различные киножурналы и выпуски кинохроники, то с появлением телевидения, а следом - и интернета, деятельность данного аудиовизуального канала распространения информации практически сведена к нулю. Таким образом, когда мы рассматриваем динамическую визуальную информацию, то но умолчанию очевидно, что речь идет о такой сфере приложения профессиональных журналистских усилий, как телевидение.

  • Баранов А. Е. Интернет-психология. М., 2012. С. 45.
  • Гоним В. Революция 2.0: Документальный роман. СПб., 2012. С. 106.
  • Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: учебное пособие. Мм 2005.С. 16.
  • Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М., 2011. С. 14.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»