Святая равноапостольная мария магдалина описание. День памяти святой равноапостольной Марии Магдалины

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Мария Магдалина: биография

Мария Магдалина – последовательница , упоминаемая как в католицизме, так и в православии и протестантизме. Ее именем называют приюты для падших женщин, с ней отождествляют образ кающегося грешника, а молитвы, обращенные к иконе Магдалины, даруют смирение, смелость, помощь в гонениях и вразумлениях иноверцев. Мария традиционно считается покровительницей социальных работников, проповедников и учителей. Также Мария Магдалина была излюбленным объектом у художников эпохи Возрождения.

Детство и юность

Биография Магдалины полна загадок и тайн, потому что единственный источник, указывающий на реальность жития легендарной последовательницы Иисуса Христа, это евангельский текст. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Мария Магдалина исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Информации о детстве и юности этой героини практически нет. Имя сторонницы мессии упоминается только в некоторых источниках – в Евангелии от Луки, где при повествовании о бытии Сына Божьего упоминается чудодейственное исцеление от бесов, а также в других трех рукописях - Иоанна, Матфея и Марка - имя женщины можно встретить лишь в нескольких эпизодах.

Равноапостольная Мария Магдалина родилась в израильском городе Магдала, располагающемся на берегу Геннисаретского озера, что в северной части Святой Земли.

О том, в какой семье росла и воспитывалась Мария, и кем были ее родители, остается только гадать, потому что священные писания об этом умалчивают. Хотя западноевропейские легенды гласят, что ее родителей звали Сир и Евхария, но другие источники указывают, что Магдалина была сиротой и работала на рынке.

Стоит обратить внимание на имя ученицы Иисуса Христа. Мария происходит от древнееврейского языка, а христианская традиция переводит это имя как «госпожа». Согласно традиционным библейским представлениям, так звали мать Иисуса Христа, в честь которой называли и другие почитаемые христианские фигуры. А прозвище Магдалина имеет географические корни и означает «уроженка города Мигдал-Эль».


Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании

Топоним буквально расшифровывается как «башня», и на это есть свои причины. Дело в том, что в средние века эти постройки являлись феодальным рыцарским символом, а, следовательно, этот благородный оттенок перенесся на личностные качества Магдалины, которая была наделена аристократическим характером.

Но бытует и другое предположение касаемо прозвища равноапостольной девы: в многотомном религиозном своде Талмуде есть выражение «magadella», которое в переводе с иврита означает «завивающая волосы».

Встреча с Иисусом Христом

Исходя из Священного Писания, можно предположить, что первая встреча Иисуса Христа и Марии Магдалины произошла в доме фарисея Симона, где произошло помазание Спасителя миром. Миропомазание – это таинство, в котором верующему, вместе со специально приготовленным освященным маслом, передаются дары Святого Духа.


По сказанию, женщина, явившаяся Христу, поливала из алавастрового сосуда голову Иисуса, а также омыла Его ноги слезами и волосами головы своей отерла. Судя по четырем Евангелиям, ученики Иисуса были недовольны тем, что пришедшая гостья нерационально тратила дорогое масло, которое можно было продать, а вырученные деньги раздать нищим. Также фарисей заметил, что прикасающаяся к Христу была грешницей, но Иисус, сопоставив негостеприимность Симона и старания Марии, сказал:

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Но некоторые предполагают, что встреча Магдалины и Иисуса произошла раньше, чем в доме Симона. Христос сказал, что «возлюбила много», то есть Его самого, таким образом, можно предположить, что, возможно, Мария была в числе следовавших за мессией в Иерусалим. После прощения Магдалина стала числиться у Христа лучшей ученицей, но Марии не было среди 12 апостолов на картине «Тайна Вечеря».

Магдалина стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием, причем мессия доверял этой женщине даже самые сокровенные тайны, из-за чего Магдалина снискала нелюбовь учеников Христа, которые требовали убрать деву из Его окружения.


По сказанию, эта женщина была единственной, кто не покинул Спасителя, когда того арестовали, тогда как Петр, самый преданный из апостолов, трижды отрекся от своего предводителя после заключения оного под стражу.

Известно, что Мария Магдалина присутствовала при казни Иисуса Христа вместе с Его матерью, сестрой матери и Марией Клеоповой. Последовательница Сына Божьего стояла возле Христа, разделяя великие материнские страдания Богородицы. Когда сердце Спасителя перестало биться, Мария оплакивала Спасителя, а далее сопровождала тело Иисуса к высеченному Иосифом гробу в скале.


Византийская литература указывает, что после распятия Мария Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в древний город Эфес, к Иоанну Богослову, и помогала ему в трудах. Кстати, именно Евангелие от Иоанна содержит больше всего сведений о жизни Магдалины.

По легенде Мария Магдалина вернулась через сутки после смерти Христа в ту пещеру, чтобы показать свою преданность Спасителю, умастив Его тело ароматическими маслами и миром. Но, когда соратница Иисуса подошла к скалистой горе, она обнаружила, что камень, закрывающий вход в пещеру, сдвинут с места, а сама пещера пуста.


Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Иисуса Христа.

Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина подняла глаза и увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника и попросила указать, где находится могила учителя. Но, когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Исходя из евангельских сводов, Иисус ответил Марии:

«Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Христианство

По библейским сказаниям, святая дева стала последовательницей Иисуса Христа после исцеления от злых духов и покаяния в грехах, поэтому у многих почитателей христианских традиций сложилось представление о том, что Мария Магдалина была великой блудницей и грешницей.

Такое отожествление Марии с безымянной евангельской женщиной, омывшей ноги Спасителя, можно встретить в католической традиции, однако о блуде последовательницы Христа не говорится ни в Минеи, ни в ее акафисте. Таким образом, в католицизме Магдалина принимает вид бывшей блудницы, а итальянский живописец сумел передать эмоции женщины в своей картине «Кающаяся Мария Магдалина».

Согласно католицизму, Мария Магдалина была представительницей древнейшей профессии, а встретив Сына Божьего, она отказалась от своего ремесла и стала его последовательницей.

Стоит отметить, что православные писания говорят только про одержимость Магдалины бесами, отрицая ее разгульное прошлое. Но жизнь Марии была несладкой, потому что дева не была замужем и не имела детей. В те времена на таких женщин смотрели подозрительно, и, чтобы защитить себя от приставаний мужчин, Марии приходилось притворяться одержимой.


В православной традиции Мария Магдалина предстает как равноапостольная святая мироносица (в протестантизме – исключительно как святая мироносица). Она сделала неоспоримый вклад в дело проповеди. Мария распространяла весть об Иисусе в Италии и однажды посетила языческого предводителя Тиберия.

Женщина протянула ему в подарок куриное яйцо, за неимением другой вещи, и сказала «Христос Воскресе!». Тиберий заявил, что воскрешение так же невозможно, как и то, что подаренное яйцо станет алого цвета. Однако яйцо стало кроваво-красным. Так родилась пасхальная традиция.


Считается, что соратница Христа много трудилась в Риме, о чем свидетельствует книга Нового Завета, в которой хранятся своды посланий святого апостола Павла.

Что касается католицизма, то говорится, что вторую часть жизни Мария Магдалина провела в пустыне, где вела аскетичный образ жизни и каждый день каялась в грехах. Одежда святой девы истлела, поэтому наготу женщины прикрывали длинные волосы, а саму Марию возносили на небеса ангелы, дабы исцелять ее изнеможенное старое тело. Но стоит сказать, что этот сюжет заимствован из описания бытия христианской святой Марии Египетской, считающейся покровительницей исповедующихся женщин.

Любовные теории

Личная жизнь Марии Магдалины окутана ореолом тайны, поэтому неудивительно, что среди историков появляются различные любовные теории о равноапостольной святой. Например, некоторые считают, что Мария Магдалина была супругой Иоанна Богослова, тогда как другие уверены, что мироносица была женою Иисуса Христа, потому что эта женщина играет значимую роль чуть ли не в самом важном эпизоде Нового Завета.

Так как представители церкви старались избавиться от непарадных книг, известий о том, кем была возлюбленная Иисуса, практически нет, да и бытует предположение, что строки о семейной жизни мессии в Новом Завете были вырезаны специально.


Но большинство ученых склоняются в пользу Магдалины. В Евангелии показателен эпизод, когда ученики Сына Божьего приревновали Иисуса к Магдалине из-за поцелуя в губы.

Также в те времена незамужняя женщина не имела права сопровождать странников в дороге, в отличие от жены одного из них. Помимо прочего, ученые ссылаются на факт того, что после воскрешения Христос явился именно Марии, а не своим ученикам. Да и к тому же мужчины, не имевшие супруги, считались странным явлением, поэтому неженатый Иисус вряд ли смог бы стать пророком и учителем.

Смерть

В православии Мария Магдалина умерла тихо и спокойно, скончалась женщина в Эфесе, а ее мощи были перенесены в константинопольский монастырь Святого Лазаря.

По версии другой ветви христианского течения, в то время, пока Мария была отшельницей в пустыне, ее причастил случайно забредший в те края священник, который сначала смутился нагим видом женщины. По католичеству, останки равноапостольной святой хранятся в храме Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, в Провансе.


В память о Марии Магдалине было написано множество красочных картин и снято документальных фильмов. Примечательно, что на полотнах ученица Христа изображается в отдельных сценах крайне редко, тогда как зачастую ее можно увидеть в образе мироносицы, с сосудом благовоний.

Память

  • 1565 – картина «Кающаяся Мария Магдалина» ()
  • 1861 – стихотворение «Мария Магдалина» (Николай Огарев)
  • 1923 - цикл стихотворений «Магдалина» ()
  • 1970 – рок-опера «Иисус Христос супер-звезда» (Эндрю Ллойд Вебер)
  • 1985 – песня «Maria Magdalena» ()
  • 2017 – фильм «Мария Магдалина» (Гарт Дэвис)

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.


Художник: А.А. Иванов

Образы библейских святых встречаются на страницах многих литературных произведений - древних и современных.

Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Марии Магдалине и романе польского писателя Густава Даниловского «Мария Магдалина».

В Евангелии от Луки и от Марка говорится, что Мария Магдалина, родом из галилейского города Магдала, была одной из верных учениц Христа. Она присутствовала на Голгофе во время казни Иисуса, была свидетельницей погребения своего Учителя и первой увидела воскресшего Христа. Это то, что известно о Марии Магдалине из Библии. В Православии она почитается как одна из святых жен-мироносиц.

В католической традиции Марию Магдалину принято отождествлять той самой безымянной блудницей из Евангелия, о которой Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень».

Известный польский писатель конца 19 начала 20 века Густав Даниловский в своем романе «Мария Магдалина» тоже придерживается этой версии.

ДАНИЛОВСКИЙ:

На опустевшей, залитой солнцем площади остались только Иисус и дрожавшая, как тростинка, Мария. Остолбенев, не понимая, что произошло, сквозь слёзы, застилавшие её глаза, она видела, как в тумане, его сияющие торжеством, горевшие ещё огнём вдохновения глаза и услыхала как бы доносившийся издалека мелодичный голос:

- Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя?

- Никто, господин! - ответила она сквозь сжимавшие её горло рыдания.

- Никто? - повторил Иисус. - И я не осуждаю тебя. Возьми, покрой свои растерзанные одежды. - Он набросил ей на плечи свой плащ и добавил мягким голосом, прозвеневшим нежным аккордом в её сердце:

- Иди и впредь не греши!

За много веков образ Марии Магдалине, верной ученицы и спутницы Иисуса Христа, трактовался по-разному.

Согласно католической традиции (а ей следует и польский романист Густав Даниловский) Мария была сестрой Лазаря и Марфы, принимавших Иисуса Христа в своем доме в Вифании.

Католики отожествляют Марию Магдалину с евангельской безымянной грешницей, омывшей благовонным миром ноги Христу в доме Симона фарисея.

Эта сцена есть и в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина».

ДАНИЛОВСКИЙ:

Подняв лицо, Иисус смотрел прямо перед собой, и Марии казалось, что он видит её и улыбкой своей призывает её к себе.

Как вихрь, ворвалась Мария в комнату и с криком: «Спаситель!» упала к его ногам. Роскошные руки в золотых запястьях охватили его колени, прекрасная голова склонилась к глиняному полу.

Удивление охватило всех, и вдруг чудный, одуряющий запах наполнил комнату; Мария вылила розовый бальзам на ноги Иисуса, сорвала со своей головы сетку и заревом распустившихся волос, вздрагивая от переполнявших её грудь рыданий, стала вытирать ими усталые ноги Иисуса.

Роман Густава Даниловского «Мария Магдалина», впервые опубликованный в 1912 году во Львове, рассказывает о духовном перерождении Марии из Магдалы после встречи с Христом.

Центральным эпизодом романа является момент, когда Мария Магдалина хлопочет перед Понтием Пилатом об освобождении Христа и защищает Учителя от фарисеев:

ДАНИЛОВСКИЙ:

- Господин, - начала Мария, - я не слыхала, что говорили они, но уверена, что они клеветали на него. Они ненавидят его, потому что он обличает их фальшь и лицемерие. Сами погрязшие в пороках, они не могут вынести того, что на нём нет ни одного позорного пятна. Господин, он воскресил из мёртвых брата моего, вернул девичество сердцу моему… Многих бесноватых и беспамятных излечил, падших ободрил, печальным вернул веселие, заблудившимся в сложных делах мира сего указал праведный путь.

С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».


Святая покровительница носящих
имя МАРИЯ -
Святая равноапостольная
Мария Магдалина

Святая равноапостольная Мария Магдалина
одна из жён-мироносиц, которая следовала
за Христом. За всю историю Православной
Церкви только шесть женщин были прославлены
в лике святых как равноапостольные, то есть
равные апостолам по своим трудам, обратившие
в христианство целые народы. В их числе Святая равноапостольная Мария Магдалина. Она первой
принесла Благую Весть апостолам о Его
Воскресении, став, таким образом, апостолом для
апостолов, которые в тот скорбный час оставили
своего Учителя, и потому причислена к лику
равноапостольных. Мария Магдалина становится
первой, среди жён мироносиц – несущих миро.
Молитва перед ее иконой помогает получить
прощение семи смертных грехов, защиту от
искушений, от чар колдовства. Молитва перед
иконой Святой равноапостольной Марии
Магдалины обладает свойствами избавления от
разного рода душевных заболеваний и
исполнится во всей своей мере, и по вере, и
любви нашей дастся нам.


Житие святой Марии Магдалины

На иконах Мария Магдалина изображена с сосудом в руке, которое наполнено благовонным маслом - миро.
«Миро – особое ароматическое благовонное масло, которое по восточному обычаю возливалось на тела усопшего человека. Это был один из иудейских погребальных обрядов. Таким образом человека готовили к погребению». Она становится первой среди жён-мироносиц – несущих миро. За всю историю Православной Церкви только шесть женщин были прославлены в лике святых как равноапостольные, то есть равные апостолам по своим трудам, обратившие в христианство целые народы. В их числе святая равноапостольная Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена, просветительница Грузии Нина и княгиня Ольга.

В Палестине, в цветущей Галилее, откуда родом был и Господь наш Иисус Христос – потому и звали Его также Галилеянином, на берегу Генисаретского озера между городами Капернаумом и Тивериадой в древние времена находился богатый город Магдала. Город не исчез с лица земли, он сохранился на территории современного Израиля и называется Мигдаль. Святая Мария Магдалина получила свое прозвание по названию города – среди славных жен, упоминаемых в Евангелии, многие носили имя Мария, как и Матерь Божия. Оттого для различия им давали имена либо по имени колена, откуда они произошли, либо по названию места, откуда были родом.

О первом периоде жизни святой Марии Магдалины нам ничего неизвестно до момента ее исцеления от семи бесов Иисусом Христом (Лк. 8; 2) "Семь бесов" святой Марии Магдалины – это только попущение Богом ее страданий от бесовских чар, которые возникли даже не по грехам родителей или ее собственным. Но на этом примере Он явил для всех прочих чудо исцеления Марии Магдалины как действие силы и милости Божьей, совершаемых через Его Мессию. В каком-то смысле она имела данные ей страдания за смертные грехи как мученица и стала живым свидетельством единства Бога-Отца и Бога-Сына, действующих Святым Духом.

А сама она без этих глубоких страданий и исцеления от них, возможно, не испытала бы такого высокого чувства любви и благодарности к Христу и осталась бы посреди многих сочувствующих Ему, дивящихся Его чудесам, но без горения, без полного самопожертвования. Не возникло бы в ней такой самоотверженной любви к Господу, такой бескомпромиссной веры в естественность Его чудес, а значит, и в Него как в Мессию, столько веков ожидаемого миром. Не была бы она одарена Богом величайшей честью – став женой-мироносицей, возвестить миру о Воскресении Господа, и не стали бы ее слова «Христос воскрес! Воистину воскрес!» теми святыми и бесконечно радостными словами, которыми мы приветствуем друг друга в течение всей Светлой Пасхальной седмицы.

Святая равноапостольная Мария Магдалина среди прочих благочестивых жен, последовавших за Христом после исцеления, была первой и самой ревностной. Она была и при Распятии Его (Мф. 27; 39-40, Мрк. 15; 29-30), наблюдая среди прочих, как среди ясного неба грянул гром, как надвое разодралось небо, а было это в полдень, по еврейскому исчислению времени – в шестом часу, и длилась эта Божественная буря до часа девятого – то есть до трех часов дня. И все, кто видел, пришли в ужас, разбежалась стража, а когда все, кто знал Его, затем приблизились к Кресту, среди них первыми были скорбящая о единственном Своем Первенце Богоматерь и она, Мария Магдалина (Мф. 27; 56, Мк. 15; 40). И это было тогда, когда Его, предав самой страшной и мучительной казни.

Она сопровождала Тело Его вместе со святыми Иосифом Аримафейским и Никодимом до места Его погребения и видела, где Его положили (Мф. 27; 61, Мк. 15; 47). И не в силах перенести бесчестия, которое Ему нанесли, она покупает дорогостоящие миро и ароматные масла, чтобы помазать Его, как велят положенные по обычаю почести, и так становится первой среди мироносиц – несущих миро. Затем же, рискуя жизнью, возможностью быть самой поруганной от ополчившихся на Него иудеев, святая Мария Магдалина одна – по Евангелию от Иоанна (Мф. 28:1; Мк. 16:1; Ин. 20:1), под покровом ночи идет к Гробу Его и видит камень отваленным.

По еврейскому обычаю, если вход в пещеру погребения запечатал камнем первосвященник, то никто уже не может его отвалить, да и камень – велик и тяжел. Но Марию Магдалину и прочих удалили от места погребения Его, ни о запечатании, ни о стражах она не знала. Знала только, что пещеру с гробом Иисуса запечатали камнем Йосиф Аримафейский и Никодим и что камень тот был большим и тяжелым. На что рассчитывали эти хрупкие женщины – очевидно, только на великую свою любовь, ревностную преданность Господу и непоколебимую веру, хотя и они спрашивали себя, кто же отвалит камень от гроба? И, подойдя первой же, Мария Магдалина, а вслед за ней и прочие жены, увидели, что камень отвален, а на Нем сидит Ангел Господень (Мк. 16:4; Ин. 20:1).


Огорченная и потрясенная тем, что ей не удастся оказать Спасителю последние почести, Мария Магдалина побежала к апостолам, из которых с ней к пещере пошли только Петр и Иоанн (Ин. 20; 2). Но и из них обоих, увидевших только аккуратно свитые пелены, лишь Иоанн поверил в Воскресение Его, но не произнес ни слова, а Петр отошел удивленный, все еще пребывая в сомнении (Лк. 24:12). Апостолы ушли, еще не зная, чем же разрешится случившееся, а Мария Магдалина вернулась ко входу в пещеру и скорбела, что кто-то взял Господа, а она не знает, кто… И когда, плача и скорбя, она наклонилась и заглянула в пещеру, то увидела там двоих Ангелов, сидящих у изголовья и у ног места, где Он был положен. Они спросили ее, о чем она плачет, и она ответила, что унесли ее Господа, а она не знает, куда и где Он теперь положен.

В это время Сам Спаситель является позади Марии Магдалины, и поначалу она не узнала Его (Ин. 20; 14) – видно, слишком тяжко было на душе, и слезы пеленой застилали ей глаза, да и Сам Он не сразу открыл ей Себя, как и апостолам, которые встретили Его по пути в Эммаус. Он задал ей тот же вопрос, что и Ангелы, – о чем она плачет, а она, приняв его за садовника, просила, чтобы, если Он вынес Его, отдал Его ей для воздания Ему всех почестей. Мария Магдалина даже не называет Его имени – настолько убеждена, что все Его знают, все должны быть также убеждены, как и она, что Он – Бог, и не знать Его невозможно.

И только когда Он называет ее по имени, она узнает в Нем своего Учителя, и с этим именем на устах падает ниц перед Ним, а Он говорит ей, чтобы она не касалась Его, ибо он еще не взошел к Отцу, уча ее благоговению по отношению к тем Божественным изменениям, которые произошли с ним после Его дивного Воскресения. Но именно ей Он доверяет принести Его ученикам весть о восхождении Его к Отцу Его и, произнеся эти слова, становится невидимым, а обрадованная Мария Магдалина бежит к апостолам с возгласом «Христос воскрес!» (Ин. 20; 16-18). Она становится апостолом для апостолов Его, возвещая им о Его Воскресении, а они затем возвестят о том всему миру, потому святая Мария Магдалина причислена к лику равноапостольных святых.

Предания о дальнейшей жизни святой равноапостольной Марии Магдалины многообразны. Она сопровождала Богоматерь и апостолов в их апостольском служении на земных путях. Известно, что традиция обмениваться на Пасху крашенками – крашеными яйцами также пошла от исторического события, связанного с пребыванием святой Марии Магдалины в Риме при дворе императора Тиберия, когда она поднесла ему красное яйцо с теми же словами: «Христос воскрес!» и рассказала простым, прочувствованным языком о всей истории земной жизни Господа, о неправом суде над Ним, о страшных часах Распятия и знамении, бывшем при этом, свидетельствуя затем о Его чудесном Воскресении и Вознесении к Отцу.

Это была такая искренняя, проникнутая любовью к Господу проповедь, что Тиберий сам уверовал и едва не причислил Христа к сонму римских богов (!!!), чему, естественно, воспротивился Сенат. Тогда император издал указ, запрещающий оскорблять христиан и их веру, который немало способствовал дальнейшему распространению христианства, – и это тоже она из заслуг святой равноапостольной Марии Магдалины перед Господом.

Уйдя из Рима, святая равноапостольная Мария Магдалина удалилась в Ефес, где помогала святому евангелисту Иоанну Богослову, там же, по восточному преданию, скончалась. В IX веке при императоре Льве VI Философе ее мощи были принесены в Константинополь в храм монастыря святого Лазаря. Теперь же они разделены и разнесены между многими обителями и храмами восточной и западной церквей, и сведения о местонахождении частей ее мощей весьма разнообразны.


В Иерусалиме в Гефсиманском саду на горе Елеонской находится дивный по красоте монастырь святой Марии Магдалины , где главное строение – церковь, построенная в ее честь русским императором Александром III по совету архимандрита Иоанна Капустина.


Какое чудо произошло

Множество исцелений свершилось от молитв перед иконой ее. Чистая и горячая молитва перед образом святой способна защитить от искушений, от чар колдовства. Чудо, что простая женщина с простым даром в виде красного яйца склонила душу римского язычника, облеченного высокой властью, к вере истинной, чем весьма облегчила распространение христианства. Чудо для тех, в ком есть сомнение. Для тех, кто верит, как святая Мария Магдалина, в том чуда нет, ибо Богу возможно всё. И если будем об этом помнить, возлюбив Господа, то и молитва перед образом святой исполнится во всей своей мере и по вере и любви нашей дастся нам.


Как защищает икона

Евангелие благовествует, что святая равноапостольная Мария Магдалина последовала за Христом после того, как Он изгнал из нее семь бесов (Лк. 8; 2). Так и самой святой Марии Магдалине молятся об обращении в веру истинную тех, кто не уверовал. Молитва перед ней защищает и в случаях, когда надо оградить или избавить человека от дурных пристрастий и искушений, способных перейти в разрушительное для души и тела существование, – от наркомании, алкоголизма, распущенного образа жизни. Также молитва святой Марии Магдалине защищает от магических и колдовских воздействий. Она считается защитницей парикмахеров и работников аптек – фармацевтов, провизоров и т.д.


В чем помогает икона

Молитва перед иконой Святой равноапостольной Марии Магдалины обладает свойствами избавления от разного рода душевных заболеваний, а также вредных привычек, которые могут перейти в тягчайшие заболевания – наркоманию, алкоголизм. Те, в свою очередь, влекут за собой и тяжелые телесные болезни. Также перед ней молятся об обращении в веру Христову неверующих, чтобы душа их была спасена, о прощении семи смертных грехов, к ней приходят с покаянием в грехе аборта.


Как молиться перед иконой

Величание

Величаем тя, мироносице святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудилася еси во благовестии Христове.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.


Когда день памяти святой

Празднование в честь святой равноапостольной Марии Магдалины совершается дважды в церковном году – в Неделю жен-мироносиц (третье воскресенье по Пасхе) и 22 июля/4 августа. Надо отметить, что этот день равно празднуется и в Римско-католической, и протестантской церквах, что говорит об особом межконфессиональном почитании этой замечательной святой.


Значение иконы

Пример жития святой равноапостольной Марии Магдалины – наставление нам, как велики могут и должны быть человеческая любовь и преданность, и вера в Бога – до конца, вопреки всему, даже видимой Его смерти, даже если ты остаешься один на один с неверующим миром, даже если все, кто вроде бы свято верил, отступился от Него. Она среди всех испытаний, способных поколебать самую на первый взгляд преданную веру, – без колебаний и сомнений исполняет главную Христову заповедь: возлюбить Господа всем сердцем своим. Той окончательной и бескомпромиссной любовью, в которой нет места сомнению (Мф. 22; 37-40, Мк. 12; 30-33). Эта любовь – образец для подражания для каждого христианина.



________________________________________________

Значение имени Мария

Значение имени Мария - "святая",
"госпожа", "любимая"
Происхождение – древнееврейское

Гороскоп имени Мария

*Знак Зодиака - Дева.
*Покровительствующая планета - Прозерпина.
*Талисман-камень - алмаз.
*Талисман-цвет - голубой, сизый.
*Талисман-растение - василек, береза, лилия
*Талисман-животное - голубка, голубь
*Наиболее удачный день - среда.
*Предрасположенность к таким чертам, как - самопожертвование, практичность, доброта, отзывчивость, справедливость, воля,нравственность, активность.

Мария Магдалина - преданная последовательница Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц, из которой Господь изгнал семь бесов и, которая после исцеления всюду следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления. По преданию, через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах.

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в городе Магдала, близ Капернаума, на берегу Геннисаретского озера, в Галилее, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Остатки древнего города уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель. По названию города равноапостольная Мария получила свое прозвание Магдалина, для отличия ее от прочих благочестивых жен, упоминаемых в Евангелии с именем Марии.

Мария Магдалина была истою галилеянкою. А галилеянин, галилеянка в проповеди и утверждении христианства означает очень много.


Карта Галилеи

Галилеянином звали Самого Христа Спасителя, так как Он с младенчества рос и жил и потом много проповедовал в Галилее. Галилеянами были все первозванные Апостолы Христовы, исключая одного только Иуду Искариота-предателя не галилеянина. Большинство из уверовавших в Господа сразу после Его Воскресения состояло из галилеян. Поэтому в начале всех последователей Христа Спасителя называли «галилеянами», поскольку галилеяне воспринимали и распространяли учение Христово ревностнее прочих иудеев. Галилеяне же также много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, как контрастно отличалась природа Галилеи от южной Палестины.


Галилея

В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной – бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Жители Галилеи охотно воспринимали идеи духа закона; у иудеев же иерусалимских господствовала одна рутинная внешность. Галилея стала родиною и колыбелью христианства; Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Однако ученых школ галилеяне не заводили и потому гордые книжники и фарисеи иудеи называли галилеян невежами и глупцами; за неясное, неотчетливое различение и произношение галилеянами некоторых еврейских гортанных букв, раввины иудейские не допускали их читать вслух молитвы от лица собрания и осмеивали их. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры, – были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге, – были откровенны, трудолюбивы, поэтичны и любили греческое мудрое образование. И Мария Магдалина проявила в своей жизни много прекрасных свойств своих родичей галилеян, первых и ревностнейших христиан.

О первом периоде жизни святой Марии Магдалины нам ничего неизвестно до момента ее исцеления от семи бесов Иисусом Христом (Лк. 8:2). Причина и обстоятельства возникновения этого ее несчастья неизвестны.

По мнению Отцов Православной Церкви, «семь бесов» святой Марии Магдалины – это только попущение Богом ее страданий от бесовских чар, которые возникли даже не по грехам родителей или ее собственным. Но на этом примере Он явил для всех прочих чудо исцеления Марии Магдалины как действие силы и милости Божьей, совершаемых через Его Мессию. А сама она без этих глубоких страданий и исцеления от них, возможно, не испытала бы такого высокого чувства любви и благодарности к Христу и осталась бы посреди многих сочувствующих Ему, дивящихся Его чудесам или полуформально исповедующих веру, но без горения, без полного самопожертвования.

С тех пор душа Марии Магдалины воспылала самою благодарною и преданною любовью к ее Спасителю Христу, и она уже навсегда присоединилась к Избавителю Своему, всюду следовала за Ним. Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8:1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа и видит камень отваленным от пещеры.

В страхе она поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово.

Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Видно, слишком тяжко было на душе, и слезы пеленой застилали ей глаза, да и Сам Он не сразу открыл ей Себя, как и апостолам, которые встретили Его по пути в Эммаус.

Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его». Мария Магдалина даже не называет Его имени – настолько убеждена, что все Его знают, все должны быть также убеждены, как и она, что Он – Бог, и не знать Его невозможно. Эта абсолютная, детская, беззаветная вера в Господа, полная и самоотверженная любовь к Нему не дает ей задуматься, как она, физически не слишком сильная, сможет унести Его Тело, хоть и изможденное трудами земной жизни, в одиночку. И только когда Он называет ее по имени, она узнает в Нем своего Учителя, и с этим именем на устах падает ниц перед Ним, а Он говорит ей, чтобы она не касалась Его, ибо он еще не взошел к Отцу, уча ее благоговению по отношению к тем Божественным изменениям, которые произошли с ним после Его дивного Воскресения.

Мария Магдалина и воскресший Иисус Христос

Но именно ей Он доверяет принести Его ученикам весть о восхождении Его к Отцу Его и, произнеся эти слова, становится невидимым, а обрадованная Мария Магдалина бежит к апостолам с радостной вестью: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам. Именно поэтому святая Мария Магдалина причислена к лику равноапостольных святых.

Святой Григорий Богослов находит в этом чудесную аллюзию: в Ветхом Завете от змия жена приняла искусительное смертное питье – сок в запретном плоде – и отдала его первому человеку. Жена же услышала Благую Весть в Новом Завете и возвестила об этом. Чья рука лишила человечество Вечности, та же – через века – принесла ему чашу Жизни. Предания о дальнейшей жизни святой равноапостольной Марии Магдалины многообразны. Она сопровождала Богоматерь и апостолов в их апостольском служении на земных путях. Известно, что традиция обмениваться на Пасху крашенками – крашеными яйцами также пошла от исторического события, связанного с пребыванием святой Марии Магдалины в Риме при дворе императора Тиберия, когда она поднесла ему красное яйцо с теми же словами: «Христос Воскрес!» и рассказала простым, прочувствованным языком о всей истории земной жизни Господа, о неправом суде над Ним, о страшных часах Распятия и знамении, бывшем при этом, свидетельствуя затем о Его чудесном Воскресении и Вознесении к Отцу.


Мария Магдалина у императора Тиберия

Это была такая искренняя, проникнутая любовью к Господу проповедь, что Тиберий сам уверовал и едва не причислил Христа к сонму римских богов (!!!), чему, естественно, воспротивился Сенат. Тогда император издал указ, запрещающий оскорблять христиан и их веру, который немало способствовал дальнейшему распространению христианства, – и это тоже она из заслуг святой равноапостольной Марии Магдалины перед Господом. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».

Поначалу пасхальные яйца красили в красный цвет, но со временем украшения стали богаче и ярче, и теперь пасхальные яйца стали не только частью пасхальной трапезы, что мы готовим к освящению в Великий четверг, но и предметом творчества – от народных деревянных крашенок до шедевров самых знатных ювелиров, к примеру, Фаберже.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

В XI веке при императоре Льве Философе (886 - 912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме, где в Гефсиманском саду на горе Елеонской находится дивный по красоте монастырь святой Марии Магдалины.


Вид на монастырь святой Марии Магдалины в Иерусалиме

Главный храм монастыря святой Марии Магдалины в Иерусалиме

Главное его строение – церковь, построенная в ее честь русским императором Александром III по совету архимандрита Иоанна Капустина. В 1934 году вокруг церкви возникла женская православная обитель, основанная двумя принявшими Православную веру англичанками – монахиней Марией (в миру – Барбара Робинсон) и Марфой (в миру – Алиса Спротт).

Тропарь, глас 1 : Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 3 : Предстоящи преславная у креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»