Соловки — Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря. Георгий Георгиевич Кожокарь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

БЕСЕДА

У КАЖДОГО КРЕСТА СВОЯ СУДЬБА

27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В 1992 году на Соловках мне довелось участвовать в установке первого после советской власти Поклонного креста. Это происходило у подножия Секирной горы в присутствии и по благословению нашего Святейшего Патриарха. Нашу группу собрали в спешке за считанные минуты прямо у ворот монастыря, где я по случаю оказался, а возглавил её Георгий Георгиевич Кожокарь, тот самый человек, который этот 7-метровый крест и изготовил. Но тогда я об этом так и не узнал. А познакомиться с Георгием Кожокарем, 55-летним руководителем соловецкой кресторезной мастерской на Сельдяном мысу, мне довелось лишь минувшим летом.

Выбор

– Вы помните те дни 1992-го?

– Конечно. Тогда совершилось незабываемое возвращение на Соловки мощей истинных хозяев этой земли – преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Перед этим торжеством отец Иосиф, наместник монастыря, предложил мне изготовить крест, чтобы затем установить его под Секирной горой, в том месте, где пострадало очень много людей. У архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы взяли благословение, чтобы сделать крест по размерам того, что упавшим лежал на острове Анзер. То есть тем самым как бы совершалось воспреемство от традиции древних соловецких крестов – к современным, новым. И мы изготовили копию, единственно что изменив, так это текст на кресте: написали, что он посвящён новомученикам и исповедникам Российским.

Это был первый крест, установленный нами и первый после революции здесь. Хотя нет… Первым был крест, установленный на кладбище организацией «Мемориал». Правда, он не имел имён божественных, а ведь крест без них – как икона, на которой изображён святой, но не написано, кто именно. В этом плане есть вопрос. Но крест есть крест.

– А что предшествовало в вашей жизни установке креста под Секирной горой? Как вы попали на Соловки?

– На Соловки я переехал из Молдавии в 1989-м. Нас поселили на территории монастыря, который в ту пору готовили под гостиничный комплекс, единственный на Севере такого масштаба. Интересно, что, когда потом освободилась квартира и нас переселили сюда, в здание бывшей биологической станции, в келью, где мы жили, вселился отец Герман – он тоже приехал из Молдавии.

– Сюда, на Соловки, вас закинула судьба или выбор был сделан сознательно?

– Сознательно. Моя специальность – архитектор. К тому времени объёмным проектированием я занимался уже 10 лет, участвовал в разных конкурсах, проектах, а все отпуска мы с женой проводили на Севере, ездили с рюкзачками – где ночь застанет – от храма к храму, снимали, зарисовывали. Север нас покорил и своей природой, и людьми, и деревянной архитектурой – здесь мы подпитывались красотой. В моём понимании работа архитектора состоит не только в том, чтобы создавать современные здания, но и в постижении мудрой простоты древних строителей.

– Тогда же и возникла идея создания кресторезной мастерской?

– Нет, позже. Интерес к крестам возник в 1989–90-х годах. Тогда я решил обмерять кресты, которые сохранились на Соловецком архипелаге. С экспедицией из четырёх человек мы тогда нашли около 30 крестов, учитывали и упавшие, и стоящие. А с 1992 года, когда в монастыре появился постоянный наместник отец Иосиф, началась работа в мастерской.

Сила живого креста

– Я удивлён, что, несмотря на многолетнее варварство советской власти на Соловках, вы всё-таки смогли найти здесь столько крестов в начале 90-х…

– Состояние их было самое разное: подрубленные и поцарапанные, обожжённые, подгнившие, упавшие…

– И, обнаружив эти кресты, вы решили их восстановить?

– Конечно, это первое желание. Но дело в том, что у креста есть своя мистическая жизнь. Крест ставится не просто так, а по определённому поводу, именно на данном месте. Ставя его, люди вкладывали в это определённые смыслы. Мы – люди другого времени, другого опыта. И вот мы приходим и видим: стоит крест, на нём, может быть, уже не разобрать текст, он уже ветхий, в него стреляли, его жгли – но пусть он стоит. Ведь жизнь его не окончена. Господь послал ему тяготы, и он претерпевал, в принципе, так же, как и православный человек, – над ним совершали те же действия. И если крест вынуть и перенести – произойдёт как бы нарушение его личной жизни. Это моё мнение.

– То есть вы отвергаете музейный подход?

– Встреча человека с крестом в помещении, предназначенном для хранения тысяч всяких информаций, – это, я считаю, совершенно не то. Люди поставили крест, теперь их нет, а крест остался. Я пришёл, увидел его, помолился, задумался, но должен же и другой кто-то прийти и увидеть. Вот в чём смысл. Даже если крест упал, я считаю, пусть он остаётся на месте, потому что сила креста от этого не исчезает. Другое дело, если мы можем понять, почему здесь был поставлен этот крест, и можем изготовить подобный или другой – неважно, – и с пониманием, со значением снимем один крест и установим на его месте другой, тогда это возможно и правильно.

Но духовно сегодня нам открыто не так много, в этом смысле мы ещё очень слабы. Сегодняшний наш уровень показывает то, что творится ныне на Соловках: такого унижения эта святая земля не испытывала даже во время нахождения здесь лагеря, тогда почитание святынь было большим. Тогда, по-видимому, среди руководителей оставалась толика благоговения, потому и не всё здесь разрушили. В отличие от тех, кто распоряжается здесь сегодня.

Сделать крест музейным экспонатом нетрудно, но лишь с ростом нашего духовного самосознания, с пониманием значения и силы креста в нашей жизни мы найдём возможность сохранить его на более длительное время, как это делали раньше. Человечество накопило огромный опыт сохранения святынь, он более древний, чем любая музейная организация, существующая на земле. В отношении крестов – раньше строили вокруг них часовню или же открытый продуваемый навес – и так сохраняли их.

– В поездках по России нередко попадаются недавно изготовленные кресты у дорог – корявые, непропорциональные: то косая перекладина великовата, то основа не в меру длинна… А посмотришь старинные кресты – гармония почти всегда идеальна. Что это – профессионализм утерян или что-то в христианской жизни ныне сбилось?

– Гармоничность креста в том, что он сделан под тело Спасителя – Богочеловека. Поэтому и пропорции должны быть совершенны. Есть такой крест, который был изготовлен по благословению Патриарха Никона под пропорции креста Спасителя на Голгофе, он хранится в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках. Но трудно изготовить правильный гармоничный крест человеку, не имеющему внутри себя чувства меры. Вкус воспитывает среда. То, что мы видим сейчас, – представление о кресте современного человека. В древности, когда человек жил гармонично в природе и в обществе, с иерархией ценностей, с пониманием, что всё есть творение Божие, и среда была особенной. Представьте, в XVI веке вы оказываетесь на ярмарке, где всё, от ложек и расчёсок до упряжи, воспитывает в человеке вкус и меру... При этом нельзя забывать, что любой крест, даже не очень гармоничный, – святыня. Нельзя только делать его совершенно необычной формы.

– Как вы относитесь к крестам, которые у нас не признавали староверы, называя их «крыжами латынскими»?

– Есть две формы креста – одна повторяет пропорции креста, на котором был распят Христос, а другая форма – она бывает самой разной – только напоминает об этом кресте. Православная традиция почитает все кресты, которые существуют на земле, и все они для нас имеют значение. А так ведь можно не признавать и «правильные» кресты только из-за надписей на них. Будет ли надпись «IНЦI», Иисус Назорей Царь Иудейский, или «Царь Славы» – это не вопрос богословия креста, потому, по Писанию, правильно и то и другое. Это вопрос лишь страстей человеческих. Христос Себя распял, умертвил страсти на кресте, а мы будем свои страсти на крест возносить?

Традиции

– Какие кресты традиционны для Соловков?

– Поморье – это особая среда, здесь особое общение человека с природой, здесь всё суровей и, наверное, поэтому традиция благодарить Бога, обращаться к Нему перед какими-то испытаниями здесь крестовая. Ставили обетные кресты главным образом миряне. Ещё были поклонные кресты, которые ставили как монахи на месте своих подвигов, так и миряне на перекрёстках, на горках. Кресты ставили в памятных местах – в память о каком-либо событии. Другая местная особенность – установка навигационных крестов, использовавшихся как ориентиры, их было издалека видно, и верхний рог нижней косой перекладины такого креста указывал на север.

– В чём особенность соловецких крестов?

– Соловецкий крест вобрал в себя все поморские традиции, но в богословском плане они более строги. Я разделяю их на две традиции: народную и чисто монастырскую. Часто кресты устанавливали обетники: например, попадал рыбак в шторм и давал обет перед Богом, что за избавление от смерти поставит крест. Вырезали на них обычно текст, что крест сей поставлен, например, сыном Иоанна Петром в таком-то году. Но больше было крестов, что устанавливали монахи. На них резчиками наносились имена божественные, то есть тексты о том, что Христа распяли на горе Голгофа, что здесь место лобное и др. Монастырская традиция богословски более ёмкая.

– Вы говорите о надписях, а изображения?

– Наш Преображенский монастырь имеет корни исихастские, основанные на глубоком молитвенном делании, а исихастская традиция объёмные изображения не то чтобы отвергала, но не применяла. Потому что изображение Спасителя в объёме отвлекает от молитвы, к тому же в объёме зачастую невольно передаются черты знакомых людей, близких. Поэтому в традициях именно Соловецкого монастыря так называемые аскетические кресты только с именами Божьими. Среди изобразительных моментов лишь терновый венец, глава Адама, а также – схематично – солнце и луна. А если вы увидите крест с изображением распятого Спасителя, значит, его делали где-то в другом месте. Кресторезные мастерские существовали и в Троице-Сергиевой лавре, и в Кирилло-Белозерском монастыре…

Центр ставрографии

– Что из себя представляет ваша мастерская, сколько в ней человек?

– Сейчас, в июле, я один работаю, но скоро подъедут трое помощников, будут мне помогать в летние месяцы. А работа всё время ведётся. Она вначале состоит из проектирования (на это уходит основное время), изготовления документации и нанесения на крест изображения. Брёвна сами мы не заготавливаем – пользуемся тем, что нам пожертвуют. В основном это сосна, кедр. Дерево полежит, даст трещины, после чего заносим его в помещение, здесь оно ещё полежит, и мы начинаем работать с ним. Но кресторезная мастерская – это и своего рода ставрографический центр, здесь сосредоточено огромное количество материала по крестам, наверное, нигде в России такого материала нет, а если нет в России, то нет и нигде в мире. Накопленный за 18 лет материал сейчас систематизируется.

– Думаю, для многих читателей будет неожиданностью узнать, что в кресторезном деле много значат математика и расчёт.

– Не дай Бог допустить просчёт. Вот сейчас я запроектировал крест 20-метровый, он посвящён 400-летию рода Романовых, династии, которая несла несколько веков крест России и последний царь которой взошёл на мученическую голгофу. Это огромнейшее архитектурное сооружение с подходом, лестницей, часовней и пр. Столб креста я предлагаю сделать составным – из трёх цельных брёвен, и нужно определённым способом ориентировать само бревно, чтобы ствол креста являлся также несущей конструкцией, как мачта корабля.

– Насколько я понимаю, ваша деятельность уже давно не ограничивается Соловками. Минувшим летом крест, изготовленный в вашей мастерской, был доставлен в Бутово, место массовых расстрелов под Москвой.

– Да, вот сейчас делается 10-метровый крест, подобный бутовскому, для установки на Валааме. 24 сентября, на перенесение мощей Сергия и Германа, он, даст Бог, будет установлен на входе в монастырскую бухту рядом с Никольским скитом. Кстати, на Валааме уже установлен один наш крест. В Норвегии три наших креста: один восстановлен по фотографиям 20-х годов прошлого века у входа на кладбище русских поморов, второй – намогильный, а третий – поклонный крест с надписями, дар нашей братии городу Вадсё. В Измаиле установлен наш крест на том месте, где произошёл перелом в войне благодаря тому, что войсковой священник в армии Суворова, взяв крест, поднял воинов в атаку и погиб. Есть кресты в Москве, Санкт-Петербурге, Царском Селе …

– Почему одни кресты больше, другие меньше, чем тут вы руководствуетесь?

– Мы определяемся тут совместно с заказчиком, и стараемся, чтобы размер креста был соразмерен почитанию того, чему он посвящён. Это ни в коем случае не вопрос самовыражения строителя или количества денег у попечителя, ещё чего-то.

Соловецкое море работы

– Случалось ли, что вандалы покушались на крест, установленный вами?

– Я думал прежде, что такое невозможно. Но потом случилось: подрубили топором крест в Исаково. Что тут скажешь? Это страшно для близких и родных этого человека, но более всего это опасно для души самого вандала.

Это, однако, не говорит о том, будто я считаю наши кресты установленными на века. Не надо стараться делать ничего вечного. Меня ругают, что я не покрываю кресты защитными составами: как же так, столько труда! А зачем этим заниматься? Крест – это не тот предмет, который надо защищать. Это должно быть естественное дерево, не покрытое никакими отравами, чтобы можно было приложиться к нему. Но главное – крест должен стоять временно, чтобы другое поколение видело, как он разрушается, проявляло заботу о нём и ставило свои кресты. Так продолжается и обновляется жизнь. Чего проще, казалось бы, поставил крест из нержавеющей стали и забыл. А деревянный крест подгнивает, значит, нужен за ним уход. Значит, рядом должен быть человек, и в нём должна быть жива память крестная.

– Вы считаете, у мастерской большое будущее?

– По тому, сколько на Соловках установлено крестов, можно мерить, насколько Россия за все эти годы смогла подняться. И то, что сейчас их не наберётся трёх десятков, показывает, как много перед нами ещё работы. После установки первого креста, о котором мы говорили вначале, я спросил отца Иоанна (Крестьянкина), как долго мне заниматься изготовлением крестов. Он переспросил: «Так-так, а сколько, говоришь, крестов на Соловках было?» «Три тысячи». – «Вот когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать». Так что впереди ещё много трудов.

Беседовал Игорь ИВАНОВ
Фото автора

Нет во всей Центральной России места более трагичной истории, чем поляна в подмосковном лесу близ деревни Дрожжино, получившая в середине 30-х годов XX века название «Бутовский полигон». Здесь, наряду с аналогичным полигоном в Коммунарке и тюрьмой особого режима в Суханово , в период с 8 августа 1937 года по 19 сентября 1938 было расстреляно 20 762 человека: священников, крестьян и рабочих.

Пик сталинского «большого террора» пришелся на 1937-1938 года и менее чем за два года по всей стране без суда и следствия были убиты около 700 000 человек - из них подавляющее большинство были специалистами различных областей науки и промышленности, культуры и искусства - цвет русского общества.

После нового постановления правительства от 31 июля 1937 года “Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов” в тюрьмах Москвы начались массовые расстрелы и столичные кладбища перестали справляться с огромным потоком захоронений. Тогда правительство распорядилось сделать в ближнем Подмосковье два полигона-спецобъекта: «Бутовский» и «Коммунарка». В Коммунарку привозили так называемых «политических» - неугодных офицеров Красной армии и членов партийного аппарата, представителей дворянства, инженеров, работников культуры и искусства. В Бутово по ночам на грузовых машинах с надписью «хлеб» везли простых крестьян, рабочих, представителей духовенства, бывших белогвардейцев и прочих «антисоветских элементов». После расстрела тела бросали в глубокие и широкие рвы, общая длина которых составляла порядка 900 метров. Родственникам казненных ничего не сообщалось - им оставалось только строить домыслы, но догадаться об истинной причине исчезновения близких было несложно.

После 1938 года бушующие по всей стране аресты и расстрелы пошли на спад, как и советская промышленность, оставшаяся практически без специалистов. Правительство СССР во главе со Сталиным спохватились и даже начали вести репрессии против «троек» НКВД, якобы казнивших слишком много невинных людей. Нашли и «козла отпущения» - наркома внутренних дел СССР Ежова Н.И., обвинив его во всех бедах и затем расстреляв, но было уже слишком поздно - стране в прямом смысле угрожал голод.

Бутовский спецобъект продолжал использоваться для захоронения заключенных, казненных в московских тюрьмах, но на самом полигоне расстрелы больше не велись. Вместо этого буквально сразу за забором построили дом отдыха для старших офицеров НКВД: Берия и его соратники по выходным здесь выпивали и закусывали черной икрой - в нескольких метрах от останков тысяч невинных жертв.

Даже после прочтения этих строк нашему современнику сложно представить, что все эти события действительно имели место не только на бумаге, но и в реальной жизни наших родителей, дедушек и бабушек. Трудно поверить, глядя на современную Москву и Подмосковье, что всего несколько десятилетий назад, ровно здесь же, где мы сейчас живем достаточно мирно и свободно, сами выбираем свой жизненный путь и решаем на каком море отдохнуть летом, могли происходить подобные ужасы - вот уж действительно все познается в сравнении. И если мы не властны изменить страшные страницы прошлого, то в наших силах не совершать ошибок в будущем и достойно почтить память предков.

После распада СССР вплоть до 1995 года Бутовский полигон находился под охраной войск госбезопасности, велось расследование и изучение огромного архива личных дел убитых, на основе которых впоследствии была создана «Книга памяти». В 1994 году родственники погибших установили поклонный крест у одной из братских могил, а через год неподалеку был заложен небольшой деревянный храм.

В последующие годы на Бутовском полигоне был создан большой мемориальный комплекс, а имена жертв навеки высечены в камне.

Построили и новый большой храм, освященный в 2007 году в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В притворе храма была устроена экспозиция, где и сейчас, словно в Освенциме, можно увидеть многочисленные личные вещи убитых: очки, обувь, книги, узелки. Эти предметы лучше всех письменных свидетельств открывают перед посетителями страницы нашей истории.

Гуляя вокруг красивого храма и любуясь его остроконечными шатрами с золочеными маковками, сложно не обратить внимание на огромный деревянный крест, установленный на возвышении чуть поодаль. Серая от дождей и вьюг древесина креста покрыта прекрасным резным узором, каждый элемент которого словно хочет нам что-то сказать.

Этот Большой Поклонный крест посвящен прославлению подвига святых Новомучеников и Исповедников Российских и увековечению памяти всех пострадавших в годы репрессий. Он был освящен на Соловках 25 июля и установлен на Бутовском полигоне 7 августа 2007 года, в память 70-летней годовщины начала массовых казней 1937-1938 годов. Крест создан в кресторезной мастерской Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря под руководством мастера Георгия Кожокаря, по образу традиционных крестов Русского Севера. Такой крест является раскрытой книгой, но для того, чтобы услышать его послание, нужно понять многочисленные символы и знаки. Он - икона и молитвослов одновременно, памятник прошлого и свидетель нашего покаяния.

Высота креста составляет 12,5 метров, а ширина 7,5 метров. Подобно Голгофскому кресту он является «трисоставным». Вертикальная перекладина изготовлена из сибирского кедра, горизонтальная из карельской сосны, а косая перекладина - из кипариса. Копье и трость выполнены из соловецкой сосны.

Интересна история водружения креста на Бутовском полигоне. Кто-то может подумать, что столь массивный крест доставили в Подмосковье по частям, а затем собрали, но это было не так. Крест попал в Подмосковье по воде, в результате одного из самых больших в истории водных крестных ходов, соединивший Соловецкие острова и Бутовский полигон - «две русские Голгофы».

Поклонный крест прошел на корабле по водам Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского и канала имени Москвы - по водным системам, созданным ценой нечеловеческого труда, а нередко и жизни многих тысяч заключенных. Таким образом крест стал памятником не только пострадавшим на Соловках и Бутовском полигоне, но и всем жертвам советских репрессий в разных частях нашей страны.

Координаты полигона: 55°31"58"N 37°35"43"E


Уникальный центр изучения Креста

Еще сто лет назад побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами - обетными, поклонными, памятными. Жизнь поморов всегда была наполнена трудностями и опасностями, и каждый крест означал уникальную историю своего появления. На одних только Соловецких островах таких деревянных крестов насчитывалось более трех тысяч. Сюда добирались с большими трудностями и риском для жизни, с молитвой и обещаниями Богу. И обеты воплощались в крестах.

В 20-х годах прошлого столетия символы христианства уничтожались беспощадно. Проводились специальные акции по сжиганию крестов, поставленных нашими предками. А на Соловках в начале 20-х, по воспоминаниям очевидцев, костер, пожирающий собранные со всего архипелага кресты, полыхал четыре дня подряд. Происходило это на мысу бухты Благополучия, как раз напротив монастыря.

Прошло несколько десятилетий, и именно на этом месте начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и создаются кресты. В этом году ей исполняется десять лет, почти столько же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь. По специальности он архитектор, поэтому не удивительно, что его заинтересовала в первую очередь не практическая сторона - изготовление крестов, а научная. А как православный верующий Георгий изучает Крест Господень и с богословской точки зрения. Все это делает кресторезную мастерскую Соловецкого монастыря уникальным Центром изучения Креста. Пожалуй, второй такой же нет пока во всем православном мире.

Все кресты, выходящие из-под инструмента мастеров, разные. Огромные поклонные (до 9 метров) и маленькие - нательные, напрестольные кресты и кресты-иконы, украшенные ажурной резьбой и символическими надписями на многих языках, в том числе и древних. Больших крестов, изготовленных в соловецкой кресторезной мастерской, уже пятнадцать - они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот разошлось по всему православному миру. Есть соловецкий крест и у Святейшего Патриарха, и у президента Путина, и у Владыки Тихона, и у многих значительных духовных и политических лиц.

О своем “детище” Георгий Георгиевич рассказывает очень интересно и увлеченно:

Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.
Когда я в конце 80-х годов приехал на Соловки и начал работать в Соловецком музее, то обратил внимание, что тема крестов, как ни странно, тут совсем не разработана. Я предложил найти все оставшиеся поклонные и обетные кресты на островах архипелага, обозначить их, исследовать. Была организована экспедиция, мы шли от креста кресту, фотофиксировали, снимали кальки с них в натуральную величину - для этого придумали специальное сооружение, которое устанавливали рядом с изучаемым крестом. Впрочем, кресты были в разном состоянии и положении. В вертикальном, наклонном и горизонтальном, а также вообще в разбросанном. Представьте себе: пестрый ягодник, и в нем - замшелый кусочек старинного дерева с надписью “Царь Славы”. Мы аккуратно доставали обломки креста, фиксировали. В результате экспедиции появились подробные описания тридцати крестов Соловецкого архипелага и графические листы, изображающие эти кресты.

Впечатляют истории установления некоторых крестов. Так, на Анзере у святого источника стоит крест, установленный 24 октября (по старому стилю) 1917 года - в день свершения революции. Знаменательно, что он выкрашен в красный цвет. Как ни странно, крест сохранился до наших дней, хотя во время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) на Анзере был изолятор. На Анзере же сохранился колоссальный 11-метровый крест, установленный ровно 100 лет назад, в 1903 году. А еще мы там нашли небольшой поклонный крест, установленный заключенными в 1933 году, 3 мая. Это ведь подвиг - в такое время и в таком месте поставить крест!

Изучая этот христианский знак, мы пришли к выводу, что соловецкий крест - особенный. На нем мы не видим изображения распятого Иисуса Христа, а только тексты - имена Божии. Такие кресты называются аскетическими, голгофскими, вселенскими, богоименными, тричастными и т.д. Неподготовленному человеку так просто и не прочесть, что написано на кресте: столько тут знаков и сокращений. Можно даже говорить о тайнописи, которая для посвященных несет глубокий богословский и философский смысл. Крест - это ключ к пониманию Ветхого и Нового Заветов.

Десять лет назад, по благословению старца Иоанна (Крестьянкина), я занялся созданием этой мастерской. Архимандрит Иосиф, наместник Соловецкого монастыря, очень поддержал это начинание. Здесь мы изучаем и осмысливаем изображение креста в его различных видах - в первую очередь православного креста, но и вселенского тоже. И делаем кресты по образу и подобию тех крестов, которые создавались в древности.

В нашу мастерскую приезжают поработать люди со всей страны, самых разных профессий и специальностей: не только резчики, реставраторы, но и журналисты, священнослужители, физики, математики, музыканты, керамисты. Они у нас живут и помогают. Конечно, каждый в меру своих умений и возможностей. Некоторые сперва опилки подметают, а некоторые выполняют действительно сложную работу. Узнают о нас по интернету, или просто от тех, кто уже побывал тут. А приходят познакомиться с нашей работой ежегодно тысячи людей. Я считаю, что наша мастерская создавалась всем православным миром, потому что у нас много благотворителей и жертвователей, тех, кто вносил свою лепту в работу кресторезной.

Первый крест был установлен у подножия Секирной горы, в дни перенесения мощей Соловецких преподобных в 1992 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. Этот крест - копия креста с горы Вербокольской, что на острове Анзер. Именно с этого креста и пошла наша серьезная работа по изучению и осмыслению крестов.

В мастерской крест изучается не только в его богословском, но и в историческом, археологическом и ставрографическом значении, охватываются все виды изображения креста (дерево, металл, керамика.) Исследуются древние традиции изображения креста в золотном шитье. Данное рукоделие воспроизводится на основе современных материалов (ниток и тканей). Работа это очень тонкая и кропотливая. Одна икона-крест создается много месяцев, замысловатую букву надписи, по признанию нашей мастерицы, можно вышивать целый день. Для такой работы нужен особый настрой, и это благодатный труд.

Иоанн (Крестьянкин), старец Псково-Печерского монастыря, проявляет внимание к деятельности мастерской, всегда интересуется, как у нас дела, духовно поддерживает. Как-то я поинтересовался у батюшки, как долго мне предстоит заниматься резьбой крестов на Соловках. Старец сказал: “ Так-так, а сколько, ты говоришь, там крестов было?” Я отвечаю: “Три тысячи”. “Ну вот, - говорит, - когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать”.

Так что работы у нас еще много.

Валентина Музыкина

Столяров Вячеслав Павлович - научный редактор Издательского Совета Соловецкой обители, заведующий Сектором исследований Соловецкого архипелага и Беломорья Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.

Крест, как священный символ давнего, Животворящего Креста, на котором совершилось распятие Господне, является изначальным объектом поклонения христиан. Символическое, центральное место креста в православной духовной культуре отражается в Пасхальной молитве (Часы святы Пасхи):
Воскресение Христово видевше, // поклонимся Святому Господу Иисусу, // Единому Безгрешному. // Кресту Твоему поклоняемся, Христе, // и святое воскресение Твое поем и славим: //Ты бо ecи Бог наш, // разве Тебе иного не знаем, // имя Твое именуем. // Приидите вси вернии, // поклонимся святому Христову Воскресению: // се бо прииде Крестом радость всему миру. // Всегда благословяще Господа, // поем воскресение Его: // распятие бо претерпев, // смертию смерть разруши.

Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и центральной части островов.

В 1429 году первоначальники Соловецкие, преподобные Савватий и Герман, после долгого морского путешествия, "на третий день достигли... острова Соловецкого... И вышли на берег, и поставили шатер свой, и воодрузили крест на месте том, где пристали к острову". И лишь после воодружения креста пустынники стали строить себе постоянные кельи . Другой подвижник Соловецкий, преподобный Елеазар, ища уединения осенью 1616 года добрался на утлой лодочке до пустынных берегов Анзера, выбрал себе место для проживания "и ту абие крест постави, по времени же келию згромаждь" . Водружение креста на пустынной, необжитой еще земле было первоочередным и важнейшим делом. Об этом в первую очередь заботились подвижники еще до сооружения жилища.
У Креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель Православному миру. Крест был опорой и защитой в духовной брани против нечистой силы и врагов христианства. "Спаси, Господи, люди Твоя, // и благослови достояние Твое, // победы на сопротивныя даруя, // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство", - возносился иноками тропарь Кресту и молитва за Отечество.

Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII - началу XIX веков сложилась определенная ставрография Соловецкого Поклонного Креста. Один из типичных соловецких крестов, ныне утраченный, был зафиксирован историком П. К. Казариновым в 1934 году . На его лицевой (западной) части вырезаны круглые клейма-монограммы с титлами:

вершина опоры креста — /W/ или /0 WH/ — Сущий;
малая перекладина — /ЦРЪ/ /СВЫ/ — Царь Славы;
промежуток между малой и большой перекладинами (на опоре креста) — /INЦI/ — Иисус Назаретяин Царь Иудейский;
большая перекладина креста — /IC/ /ХСЪ/ /СНЪ/ /БЖIЙ/ — Иисус Христос Сын Божий;
средняя часть опоры креста — /К/ /Т/ — Копие, Трость;
/М/ /Л/ — Место Лобное;
/Р/ /Б/ — Раю Бысть (Раб Божий);
/Г/ /Г/ — Гора Голгофа;
подножие креста — /NI/ /КА/ — Победитель;
нижняя часть опоры — /Г/ /А/ — Глава Адама;
изображение черепа;
кладка из валунов, укреплявших крест, символизировала Голгофу.
Иногда на большой перекладине вырезался текст молитвы: /КТПВCВТС/ — «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».

Высота Поклонных Крестов достигала 7-9 метров. Часто крест дополнялся копием (слева) и тростью (справа). Обычно для устойчивости и сохранности опора креста устанавливалась в сруб. Вершина креста защищалась кровлей с причелинами.
Функции креста в символическом пространстве Соловецкого архипелага были удивительно многообразны. Крест, являвшийся для христиан духовным символом, становился на Соловках вполне материальным, путеводным знаком спасения. Жизнь Соловецкого монастыря, со всех сторон окруженного Белым морем, была тесно связана с мореплаванием. Многометровые приметные кресты по берегам архипелага являлись навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Системы приметных крестов обозначали вход в гавань Благополучия у стен Соловецкой обители, располагались в Троицкой губе острова Анзер, стояли по берегам губы Долгой.
Мореходство на Беломорье было весьма опасным. Сильные шторма, изменчивые течения, подводные мели и камни-корги были причиной частых крушений морских судов. Соловки, располагавшиеся в самом центре Онежского залива, для поморов-мореплавателей обычно служили промежуточной стоянкой на пути до Архангельска или районов морского промысла в Баренцевом море (у Мурмана, Груманта и Новой Земли), желанным местом отдыха по возвращении, а в случае кораблекрушения - и единственной надеждой на спасение.

Купцы и промышленники перед дальними плаваниями посещали Соловецкий монастырь и возносили молитвы о благополучном путешествии. На доске большого деревянного креста Фаворской часовни (о. Большая Муксалма) прежде была надпись: "О, преблаженный и честной крест Господень: тебе поклоняемся, православные, и величаем, радующиеся о божественном возвышении твоем. Но яко победительное и оружие непобедимое, огради и покрой твоею благодатию от всякого злоключения, преплывающих сию морскую пучину. На кресте пригвоздитися изволенный, за грехи всего мира, Господи Иисусе Христос! Умоляю тебя пред величеством славы Твоея! Подай и мне руку, в море сем плавающему, якоже подал еси апостолу Петру утопающему. Прими меня, кающегося, яко же принял еси разбойника, блудницу, Павла, и да не потопит меня буря водная. Аще бо и согрешив, но от Православной Церкви в раскольничьи заблуждения не отступив, даруй мне кончину живота моего христианскую, мирну, причастную Святых Твоих Тайн, Тела и Крови, очищающих грехи наша. В час смертный и день судный помилуй мя, Господи! Молитвами пречисты владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии и Преподобных и богомольных отец наших Зосимы, Савватия и Германа и прочих соловецких чудотворцев и сокровенных угодников, на сей горе подвигавшихся и моего Ангела Хранителя помилуй, помилуй, аминь" .

Сотни обетных крестов устанавливались мореплавателями на Соловках "в благодарность" по окончании трудных морских путешествий. Скопления обетных крестов располагались у морских стоянок Анзера (мыс Капорский) и гавани Большого Заяцкого острова. Кресты устанавливались и в местах спасения мореплавателей, терпевших кораблекрушения. Очень часто поморские суда выбрасывало на мыс Колгуев острова Анзер.
Памятные кресты воздвигались в честь знаменательных событий. Сохранился Поклонный Крест 1812 года на месте обретения иконы чудотворной иконы Богородицы Корсунской (затем именованной Сосновской). Памятный крест (1702 г.) был установлен на пирамиде-останце у побережья Анзера в честь посещения Соловков Петром I.
Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. Оппозиция капища и православного креста создавала новое семантическое поле. В этом случае древнее капище теряло свой первоначальный сакральный смысл и становилось памятником христианской истории. Крест, возвышавшийся над капищем, наглядно демонстрировал торжество христианства над язычеством. Деревянные освятительные кресты сохранились на мысе Колгуев острова Анзер, над древним капищем на горе Сигнальной Большого Заяцкого острова были выложены каменные кресты.

В 1928-29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи крестов соловецких были уничтожены . Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря кресты. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках в 1990 г. после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г. по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена СЛОН был штрафной изолятор). В июле 1994 г. в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный Поклонный Крест у горы Голгофы на острове Анзер.
Знаменательное событие состоялось 3-4 февраля 2001 года. В Москве, на Соловецком подворье у храма великомученика Георгия в Ендове, был воздвигнут и освящен Святейшим Патриархом Алексием II еще один Соловецкий Поклонный Крест. Православный трехчастный крест с копием и тростью высотой около 9 м изготовлен в Соловецкой обители по древним монастырским и поморским образцам из соловецкого древа. Размах большой перекладины креста - 4 м. Кровля с причелинами завершается охлупнем, напоминающим форму ладьи - символа спасения. На свесе кровли - сквозные прорези: слева - солнце о двенадцати лучах - символ Иисуса Христа, справа - месяц - символ Пресвятой Богородицы. На причелинах вырезаны тексты оградительных молитв: "Огради нас, Господи...", "До воскреснет Бог...", "Непобедимая сила...". На лицевой части креста вырезаны традиционные клейма, с четырех сторон вертикальной части столпа приводятся выдержки из кондака Кресту Господню, творение прп. Григория Синаита.

Крест укреплен в сруб, заполненный валунами, привезенными из Соловков. На табличке у креста надпись:
"Поставлен сей Честный и Животворящий Крест Господень во имя Святыя Живоначальный Троицы, на поклонение православным христианам, в память о новомучениках и исповедниках Соловецких, в годину лютого гонения за веру и благочестие пострадавших благолосвением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Священноархимандрита Спасо-Преображенския Соловецкия обители, при Наместнике архимандрите Иосифе с братией, в лето 2001-е месяца февраля 4-го дня, изготовленный в обители преподобных отец Зосимы, Савватия и Германа в месте, идеже подвизася Святый священномученик и исповедник Российский Филипп, игумен Соловецкий, Митрополит Московский, всея Руси чудотворец, идеже пострада и прославися святый новомученик и исповедник Соловецкий Петр (Зверев), Архиепископ Воронежский, и с ним же сонм архиереев, иереев и монахов, братий и сестер и множество верных чад Русской Православной Церкви, их же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй и спаси нас. Аминь".

Величественный Поклонный Крест, по древней традиции, воздвигался вручную, всем миром, без использования современной техники. Он сегодня как бы ограждает территорию маленькой монашеской обители в самом центре столицы от вторжения современной цивилизации, противостоит "миру сему" - внешнему блеску респектабельных зданий банков и пятизвездочных отелей. Здесь, на Соловецком подворье, у стен древнего храма, каждый может оценить роль символики в общем восприятии исторического комплекса. Явление новой опорной точки духовно-символического пространства изменило семантику всей прилегающей территории. Частица Земли Соловецкой, олицетворяющая монашеские традиции и трагедию узников концлагеря, появилась на духовной карте столицы рядом с храмом небесного покровителя Москвы - великомученика Георгия. Именно сюда направляются теперь люди, желающие помянуть своих погибших в лихую годину сородичей. Интересно, что установленный на Лубянке Соловецкий камень значимым мемориальным символом так и не стал. Несмотря на церковные свечи, возжигаемые здесь, он притягивает, в основном, политизированное сообщество, а место это служит для проведения митингов.

Заключение

Прикасаясь к историческому наследию Соловков, человек внутренне прозревает, что это не только совокупность памятников или культурных ландшафтов. Контекст восприятия наследия Земли Соловецкой гораздо шире и не всегда поддается рациональному толкованию, о чем свидетельствуют впечатления многочисленных туристов и ученых (не говоря уже о паломниках). И это "неназванное", складывавшийся и шлифовавшийся веками "монастырский мир" тоже является нашим национальным достоянием и нуждается в охране.

Угрозы сохранению традиционного духовно-символического пространства могут идти с разных сторон. Безусловно, невосполнимый ущерб приносят разрушения опорных символических точек и историко-культурных памятников. Не меньшую опасность могут представлять вторжения на историческую территорию чужеродной символики, экспансия нетрадиционных видов деятельности, демонстрация поведения, нехарактерного для данного места. Причем, последствия этих действий не всегда осознаются. Такое положение характерно и для Соловков.
Международная группа экспертов , проводившая инспекционную поездку для оценки состояния Соловецкого историко-культурного комплекса, констатировала:
"Меры охраны наследия на Соловках при существующих механизмах их осуществления на национальном уровне неадекватны уровню значимости Соловков как объекта Всемирного наследия. В настоящее время наряду со вниманием, уделяемым реставрации нескольких отобранных архитектурных памятников, необходимо зафиксировать негативный, продолжающий усиливаться процесс деградации культурного ландшафта и всех его составляющих. Весь целостный культурный ландшафт с его архитектурными и инженерными сооружениями, угодьями, символикой, природными и историческими достопримечательностями, ландшафтными взаимосвязями должен находиться под охраной" .
"Современные ландшафты Соловков являют собой примеры преобразования земли усилиями Православной Церкви и Русского государства в различные времена и в соответствии с насущными нуждами, и при этом многие символические ассоциации в ландшафте проявляются через взаимосвязанную сеть приметных знаков и видимых на горизонте ориентиров" .
"Приоритетные права должны быть представлены монастырю как носителю культурной традиции, формировавшей культурный ландшафт и его ценности. При этом недопустимы действия, снижающие аутентичность и целостность ландшафта" .
Программу охраны материального наследия Соловков и перспективные планы развития Соловецкого музея-заповедника необходимо дополнить мерами по сохранению аутентичности духовно-символического пространства архипелага. Это пространство, наряду с историко-культурными памятниками и культурными ландшафтами, следует признать культурным достоянием России. Всякие действия, ведущие к вторжению на архипелаг чужеродной символики, равно как и разрабатываемые проекты развития здесь нетрадиционных для Соловецкого монастыря видов деятельности, должны быть ограничены. Только таким образом можно сохранить в полном объеме уникальное духовое, историко-культурное и природное наследие Соловецкого архипелага. Международная инспекционная поездка была предпринята по поручению совместной Норвежско-Российской группы по культурному наследию в период с 3 по 10 августа 1998 г. В состав группы экспертов входили: Г. Стовел, Монреальский университет, Канада; П. Аггер, Роскильдский университет, Дания; К. Шанке, Музей саами в Варангере, Норвегия; М. Кулешова, РосНИИ Наследия, Россия; Т. Семенова, РосНИИ Наследия, Россия.
Отчет о проведении мониторинга объекта Всемирного наследия «Соловецкий; историко-культурный комплекс» // Экология культуры. Информационный бюллетень. № 4 (17). Архангельск, 2000. С. 65
Там же. С. 44.
Там же. С. 64.

По благословению наместника архимандрита Порфирия (Шутова) Соловецкий монастырь начал производство нательных литых крестов. Художественное содержание крестов рождается на Соловках. По древним образцам их проекты разрабатываются в кресторезных мастерских монастыря. В соответствии с соловецкими эскизами кресты отливают затем в ювелирных мастерских города Костромы. В настоящее время изготавливается три вида таких крестов.

Первым появился крест якорной формы. Эта форма выбрана не случайно. В качестве тайного знака якорь использовали еще первые христиане; крест часто называют якорем нашего спасения. Якорь, чье предназначение сохранять судно от гибели, и по форме своей схож с крестом. Для монастыря, расположенного на острове посреди вод, этот морской символ особенно близок. Не зря многие паломники убеждены, что настоящий соловецкий крест – это крест именно якорной формы.

Вслед за ним стали изготавливать кресты, напоминающие по форме новгородские и псковские закладные кресты, а также Т-образные. Т-образный крест, иначе называемый «антониевский» или «Тау-крест», является одним из древнейших. Он известен еще с ветхозаветных времен. Кресты подобной формы также употреблялись для казни преступников в Римской империи. Эта буква считалась и символом, и самим изображением креста. Подобный крест носил на своих одеждах преподобный Антоний Великий.

Закладные кресты встраивались в стены древних каменных храмов. Эта форма напоминает о том, что монастырь возник и долгое время находился в новгородских землях. Верхняя закругленная часть креста крестообразно пересечена, поэтому он по своей форме схож и с т.н. солярными крестами.

На лицевой стороне всех крестов в центре изображен восьмиконечный «Голгофский» крест. Рядом с ним представлены надписи и изображения, раскрывающие богословский смысл креста. Здесь и имена Божии, и орудия страстей Господних, и гора Голгофа, и глава Адама и многие другие символы и монограммы. Но оборотной стороне представлен вписанный в крест текст: «Обители Соловецкой благословение», в центре которого монограмма «ICXC» и слово «Ника». Под крестом мачтовой вязью изображена часть молитвы «Да воскреснет Бог».

В планах монастыря создание новых видов крестов. Помимо этого будет налаживаться производство литых предметов обихода, украшений, фурнитуры с православной символикой. Возрождаемое литейное дело продолжает и развивает традиции древнего монастырского производства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»