Тропарь честному кресту. Ад отпускает того, кого алчно поглотил

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тропарь Животворящему Кресту, то есть песнопение праздника Крестовоздвижения - одна из самых известных молитв. Его часто исполняют в храмах, он входит и в чин водосвятного молебна, и в утреннее молитвенное правило. Но между тем, у этого тропаря драматичная судьба. В силу исторических обстоятельств его текст претерпел изменения. Причём, в богослужебном обиходе утвердились два варианта молитвы.

Вот как звучит первый:

«Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Второй вариант содержит уточнение: «победы православным христианам на сопротивныя даруя…». И тот, и другой текст являются равно допустимыми. Как правило, в одном храме придерживаются какого-то одного варианта.

В этой молитве Церковь просит, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие, силу побеждать всех нарушителей безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Но дело в том, что до весны тысяча девятьсот семнадцатого года тропарь Животворящему кресту звучал совсем по-другому.

Раньше он назывался: «Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество», и текст его был следующим: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое; победы Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу, на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После отречения Николая Второго новые власти потребовали пересмотреть текст молитвы. Синод Русской Православной Церкви впервые столкнулся с таким вызовом, поэтому пошёл на уступки, строчки про императора заменили на благословение Временного правительства.
После Октябрьского переворота молитва за власть, открыто провозглашавшую атеистические взгляды, была невозможна.

Между тем, молитва за Царя и Отечество составляла смысловое ядро всей службы Воздвижения. Ведь событие, лежащее в основе праздника, обретение Честного Креста Господня, произошло благодаря личной вере и политической воле императора Константина Великого.

Он в одиночку остановил привычный ход государственной машины Римской империи: прекратил более чем двухсотлетнее преследование христиан, начал строить законодательство на основе христианской этики, открыто прославил победоносную силу Креста Господня. Константин жил Христом и верой.

В молитвах ко Кресту Церковь напоминает о том, что в центре любого государства должен быть Христос. Она открыто говорит о своём идеале общественно-политического устройства - симфонии, то есть согласии, соработничестве Церкви и государства. Так в кондаке Крестовоздвижения, кратком гимне праздника, Церковь просит: «Тезоименитому Твоему новому жительству» - то есть «Твоему новому государству, носящему Твоё имя» «щедроты Твоя даруй, Христе Боже».

Существует мнение, его, в частности, поддерживал святитель Иоанн, епископ Шанхайский, что в домашнем молитвенном правиле допустимо произносить первоначальный вариант тропаря Кресту. Святитель считал, что это молитва за благоверных царей грядущих эпох.


Предуведомление.
Я не филолог и не дочь филолога. Я не проводила никакого специального исследования. Я просто разговаривала с людьми. И слушала, и спрашивала, и удивлялась, и радовалась. На любопытные особенности восприятия некоторых богослужебных текстов наткнулась случайно. До этого мне в голову не приходило поинтересоваться тем, о чем именно сердце молится в этот момент, какой образ создается. Моя выборка заведомо нерепрезентативная, ведь со мной далеко не всякий человек готов говорить, особенно доверительно. Я поделилась этим наблюдениями с некоторым людьми. Теперь по их совету делаю эту заметку доступной более широкому кругу.
Буду рада, если кто-то еще отзовется и поделится своим:) Прочие факты взяты из открытых интернет-источников.

Тропарь Кресту.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным
христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим
жительство.

Тропарь Кресту был написан св. Косьмой Маиумским . Св. Косьма, еп. Маиумский (в Финикии), известен еще под именем Иерусалимского или Агиополита, так как долгое время вместе с Иоанном Дамаскиным провел в Иерусалимской Лавре св. Саввы. Они были очень дружны; такая близкая дружба редко бывает даже между кровными братьями. Это был 8й век, время иконоборчества. Доподлинно неизвестно, дожил ли св. Косьма до 7го Вселенского собора, утвердившего иконопочитание в 787 году. Св. Косьме принадлежит множество канонов на разные праздники. К слову говоря, он вместе со св. Иоанном Дамаскиным писал каноны на великие праздники так, что каноны одного дополняли каноны другого; один давал внутренний смысл события, другой же повествовал о его внешних особенностях. Но это отдельный разговор.

Тропарь Кресту может петься немного по-разному.
В дореволюционных молитвословах мы находим этот тропарь, который с конца 1894-го до начала 1917 года читался так:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Современные греки, несмотря на упразднение в 1974 году Элладского королевства, сохраняют византийский текст этого тропаря:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы (благоверным) царем над варварами даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Почему такая разница с тем текстом, который мы знаем теперь? А дело вот в чем. В исходном тексте тропаря выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и историческое указание на знамение Креста на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. Греческий текст, называющий царских врагов варварами, можно истолковать и так, что они не только военные враги, но и враги той культуры, которую несет в себе и защищает христианская Империя. После 1917 года, когда царя не стало, тропарь стали петь со словами "победы православным христианом","победы христианом". И даже иногда просто "победы на сопротивныя даруя".
Посмотрим на греческий текст тропаря.
Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου,
νίκας τοῖς Βασιλεύσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος
καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
Начало тропаря взято из Пс. 27, 9, самый конец: "Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!".
Предыдущий стих псалма "Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего". Св. Косьма очень красиво вписал новые слова в существующий контекст. «Спаси, Господи, люди Твоя». Люди (laon) — народ, войско, армия, население, собрание, это и подданные Империи, и члены Церкви. В псалме речь идет о народе Божьем, Израиле.
Достояние (kleronomian) — наследие (удел, доля), наследование.
Жительство (politeuma) — общество, государство, образ правления, граждане, подданные.
Интересно, что даже у людей, которые читали не один раз перевод с греческого, восприятие смысла тропаря через церковно-славянскую традицию существенно отличается от того образа, который рисуется в греческом, если он взят без оглядки на церковно-славянский. На ЦСЯ тропарь звучит намного более новозаветно, аскетически и без политики, за счет "сопротивных", которые воспринимаются скорее как бесы, нечистые духи, а не как враги государства, плоть и кровь. На греческом в качестве врагов - варвары. Даже если это понимать в расширительном смысле, как варварство, то всё равно государственный, культурный, исторический аспект перевешивает. А в ЦСЯ переводе, как в иконе Распятия, этот смысл остается, но тенью, а не основной краской. Поэтому перевод с греческого скорее даст исходный имперский смысловой оттенок:
"победы правителям над варварами даруя и Твоё сохраняя Крестом Твоим государство".
А если не переводить, опираясь на словарные значения, но попытаться построить не перевод, а слепок, отпечаток того восприятия, который так неожиданно для меня всплыл в многочисленных беседах последнего времени, то это может выглядеть как-то так:
" Победы христианам на брани даруя и Твою сохраняя Крестом Твоим державу", где брань - невидимая брань, больше духовная, а не сражение с конкретными врагами православного государства. Поскольку брань наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. А держава - не сколько государство или гражданское общество, не империя, даже совпадающая по внешней границе с церковной средой, сколько жительство Бога, т.е. Церковь.
Это всё, что я хотела сказать. Можно обсуждать, насколько промыслительно или произвольно такое восприятие, можно возражать, что это очень частная психологическая особенность или думать о том, как проверить его в большем масштабе.
Меня же крайне поразил один вопрос, который прямо следует из моего маленького открытия.
Может ли Церковь перерасти то, что некогда было написано, и духом писать уже немного другие смыслы в тех же по виду словах?

Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья Олейникова Таисия Степановна

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Т^рестом Твоим жительство.

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Молитва животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Из книги Правила поведения в церкви автора Звонарева Агафья Тихоновна

Молитва Животворящему Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Тропарь Кресту и молитва за отечество Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Молитва Честному Кресту в час беды Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Молитва Кресту Господню О Крест Господень, бесов изгони, От тёмных сил спаси и сохрани, И от нечистого навеки нас отринь. Да будет воля Господа.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Тропарь креста и молитва за Отечество Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы святей Твоей Церкви на сопротивныя даруя; и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.Посем кратко принеси молитву о здравии и спасении отца твоего духовного, родителей

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Краткая молитва Честному и Животворящему Кресту Читайте эту краткую молитву, когда вас посещают сомнения в собственных силах, или вы чувствуете, как кто-то вольно или невольно вредит вам.Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Тропарь и молитва святому Тропарь, глас 4 Пра?вило ве?ры и о?браз кро?тости, воздержа?ния учи?теля яви? тя ста?ду твоему?, я?же веще?й и?стина: сего? ра?ди стяжа?л еси? смире?нием высо?кая, нището?ю бога?тая, о?тче священнонача?льниче Нико?лае, моли? Христа? Бо?га спасти?ся душа?м

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

Тропарь и молитва преподобному Тропарь, глас 4 От ю?ности Христа? возлюби?л еси?, блаже?нне, и Тому? еди?ному рабо?тати пла?менне вожделе?в, непреста?нною моли?твою и трудо?м в пусты?ни подвиза?лся еси?, умиле?нным же се?рдцем любо?вь Христо?ву стяжа?в, избра?нник возлю?блен

Из книги автора

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги автора

Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежит от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих:

Из книги автора

Молитва Честному и Животворящему Кресту Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом сим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраздняя, и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами.

Из книги автора

Молитва иная Честному и Животворящему Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в

Все-таки еще раз хочу вернуться к своей любимой теме. Про дореволюционное богослужение, в частности про тропарь Святому и Животворящему Кресту. Тем более, что в эти осенние дни 95 лет назад проходили заседания того самого поместного собора , который в частности занимался и его редакцией. Всем известно, что деятельность этого собора вызывает резко противоположные оценки: от "иконы святых отцов поместного собора 1917-18 годов " , до "обезглавленного собора, как порождения зла" . Не будем вдаваться в крайности, но рассмотрим некоторые моменты из его деятельности.
15 ноября крестьянин тверской губернии М. Е. Никонов (между прочим через своего правящего архиерея - Серафима Чичагова) прислал в адрес собора письмо, в котором в частности говорится следующее:
«[...] Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвёл великий соблазн... В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. [...] Православный русский народ уверен, что Святейший Собор в интересах Святой матери нашей церкви, отечества и Батюшки Царя, самозванцев и всех изменников, поругавшихся над присягой, предаст анафеме и проклятию с их сатанинской идеей революции . И Святейший Собор укажет своей пастве, кто должен взять кормило правления в великом Государстве. [...] Не простая же комедия совершаемый акт Священного Коронования и помазания Святым миром царей наших в Успенском Соборе [Московского Кремля], принимавших от Бога власть управлять народом и Тому Единому отдавать ответ, но никак не конституции или какому-то парламенту».
Оканчивалось это послание словами: «Всё вышеизложенное, что здесь написал, не моё только личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я».

Такие письма обычно не доходили до собора, но тут получилось по-другому. Письмо это было принято к рассмотрению через пару дней после выборов патриарха Тихона Белавина , которые состоялись как раз почти в эти дни - в ноябре, 18 числа (н.с.) - и послужило началом дискуссии о царской присяге. Которая, кстати так ничем и не кончилась. То есть собор так и не дал ответ на вопрос: не попали ли мы под клятвопреступление, нарушив присягу Царю Николаю Александровичу. Как развивалась эта дискуссия подробно рассказывает популярный сейчас историк Михаил Бабкин . Посмотрите, если интересно, .
Я бы хотел остановиться на другом. Сейчас вот, даже среди умеренных русских патриотов, часто восхищаются: Святой патриарх Тихон, Святые новомученики Российские! Простой русский крестьянин говорит им: "поступком Синода (а там был и Тихон Белавин , и Владимир Богоявленский, и другие "святые" ) многие здравомыслящие люди введены в заблуждение"! Почему "преосвященные пошли навстречу революции"?

При чем проходит полгода, а преосвященные все не вразумляются! На своих заседаниях они как ни в чем не бывало спокойно ссылаются, мол, на то, что якобы царь сам "отрекся" от престола. Типа царю надоело царствовать? Или крыша у него поехала на станции Дно? Да все прекрасно знали, что на этой паскудной станции к нему приперлась делегация Исполнительного Комитета Государственной Думы , с которой эти самые преосвященные накануне постановили "войти в сношение" . И пришли, по-видимому, не чайку попить. И синодалам, скорее всего, было известно об их намерениях, раз они уже к ним "клинья подбивали". Говорят, что некоторые из них еще с начала года перестали даже на проскомидии частичку за Царя вынимать...
Так вот и получили мы "куцый" тропарь, как и множество иных литургических перлов. Благодаря великой богословской мысли "святых отцов поместного собора 1917-18 годов". Великие богословы и грамотеи наверное даже толком и не вникали в то, что делали. "Спаси, Господи, люди твоя (Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου ) и благослови достояние Твое (καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου )", - первая мысль заканчивается. Далее идет фраза со следующими ключевыми словами: δωρούμενος (производное от глагола "давать", а значит предполагающее существительное, отвечающее на вопрос "кому?" ). И κατὰ βαρβάρων (про варваров, думаю и так всем все понятно). Итак, кому?
У греков тоже сейчас проблемы с монархией. Они тянутся у них с переменным успехом еще с 1830 года. Однако никому и в голову не приходило убрать "Василевса". Правда, за его неимением, так как у них давно уже нет никакой династической преемственности, поют во множественном числе: τοῖς Βασιλεύσι . То есть, всем благоверным царям (василевсам). Но как можно было додуматься нашим умникам убрать ключевое существительное-дополнение? Сначала, в феврале, они, правда его не убрали, а заменили на "Благоверному временному правительству". Которое, конечно, не принесло победы ни на внешних фронтах, ни на внутренних. Теперь же, после его падения в ноябре, его тоже вычеркнули. Это, получилось типа: νίκας τо οὐδένi , то-есть "победы никому ". Ну, никому, так никому. Обойдемся без победы. До сих пор обходимся!

Что же касается "православных христиан", как это сейчас придумали, то об этом я уже упоминал в статье про . Не православных христиан дело воевать с варварами. Для этого Бог и поставляет им православных царей. Так было, и, даст Бог, так и будет! Аминь!!
П. С. А кто-нибудь знает, кто автор тропаря Воздвижению Креста, и какой текст был в самой первоначальной греческой редакции?

Крест Христов, надежда христиан,
путеводитель заблуждающихся,
пристань носимых бурей, победа в битвах,
вселенной безопасность, болящих врач,
мертвых воскресение, помилуй нас.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое Славим!

Мы поклоняемся Кресту Господню, страданию Христову и славе Церкви. С самого начала в Превечном Совете Творец неба и земли связал Себя с немощью и наготой страждущего на кресте человека.

Крест - сокровенное место славы Божией. Что бы в мире ни происходило, мы не должны отчаиваться. Эта жизнь должна быть исцелена и спасена, если наш Бог - Бог страдающего мира.

После отпадения от Бога мир исполнен страданий. По мере приближения конца времён масштабы этих страданий неизмеримо возрастают.

В то время как мир отдаёт все свои силы, чтобы избежать любой ценой страданий и смерти, мы, христиане, знаем, что через страдания и смерть мы становимся близкими Богу. Разумеется, это не означает, что мы ищем страданий. Их в избытке даёт жизнь на каждый день.

Но мы не участвуем в безплодных усилиях мира, пытающегося обмануть смерть и страдания. Мы от Христа, от Креста Его научаемся не тому, как избежать страданий, а как страдать, чтобы эти страдания стали высшим содержанием нашей жизни.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие - через Крест Христов и через наш крест. И мы должны войти в них так, чтобы они стали для нас высшим смыслом и высшей радостью.

Поэтому мы призываемся сегодня учиться всем урокам страданий, которые преподаёт нам жизнь. И учить этому наших детей с самого раннего возраста - а не тому, чтобы они всё более и более становились, по выражению отца Серафима Роуза, поколением «мне» - теми, кто ищет сиюминутного успеха и немедленного наслаждения.

Людям нужно мужественно говорить о страданиях и смерти, которые им предстоят, чтобы они не страшились принимать их. Потому что наступают времена, когда страдания будут непереносимыми, если не будем мы со Христом.

У каждого из нас - свои страдания. Если мы начнём говорить, что нужно для счастья, то выяснится, что одному необходимо здоровье, другому - чтобы у него устроился брак, третьему - чтобы работа была получше, у четвёртого - более глубокие страдания. И все люди без исключения, сознавая или не особенно глубоко сознавая, мучаются грехами, которые они совершили. При этом почти каждый хотел бы поменяться своим крестом с крестом другого, естественно, преуменьшая его.

Если бы мы только могли видеть значение креста тех, кто рядом с нами! Тогда бы мы действительно могли участвовать в страданиях этих людей и помогать им. Посмотрите на Крест Христов. Что это за Крест? Это Крест, в котором кресты всех людей, каждого из нас. Он берёт на Себя наш крест для того, чтобы нам предложить Свой. Чтобы мы могли с Ним разделить Его страдания и Его славу. Мы не увидим Воскресения Христова, не пройдя через страдания и смерть.

У воскресения и смерти - общий взаимный интерес. Наша жизнь не может избавиться от зла - только Воскресением Христовым, только Пасхой. Только переходом, который мы должны совершить из состояния греха в состояние покаяния и молитвы. И в состояние благодати - к Кресту Христову и Его Воскресению.

Мы переживаем страшные времена, когда Церковь возводится на Голгофу. Благословенные времена нашего спасения. Но победа, которую Христос одержал на Кресте над диаволом, над миром и плотью, должна быть воспринята Церковью, усвоена каждым из нас.

Вконтакте

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»