Святой мартин в православии. Святитель мартин исповедник, папа римский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В изложении святителя Димитрия Ростовского

По кончине римского папы Феодора его место по единогласному избранию занял блаженный Мартин 1 . В это время на Востоке в Греции царствовал Констанс 2 , сын царя Константина и внук Ираклия; в те годы греческие цари еще владели древним Римом и в Западной части империи имели поэтому своих наместников. На Востоке тогда всё более и более распространялась ересь монофелитов, т.е. единовольников, признававших в Господе нашем Иисусе Христе единую волю и единое хотение 3 . Эта ересь возникла из предшествовавшей ей ереси Евтихия, хульно утверждавшего существование во Христе Иисусе только одного естества вопреки православному учению, исповедывающему в воплотившемся Господе нашем Иисусе Христе два естества и две воли, два хотения и действа; у каждого естества своя воля, свое хотение и свое действо в едином Лице Христовом: Господь Иисус Христос не может быть разделяем на два лица, но познается в двух лицах без их смешения.

Родоначальниками ереси были патриархи: александрийский Кир и цареградский Сергий; им в распространении ереси содействовал и дед царя Констанса Ираклий. По смерти Сергия патриархом константинопольским был сделан Пирр, а после него Павел, - оба еретика монофелиты. По совету Павла царь Констанс написал книжку, содержавшую в себе еретическое учение монофелитов и названную им "типос"; он разослал ее повсюду, повелевая содержать согласное с ней вероучение относительно Лица Господа нашего Иисуса Христа. Многие из православных, не разделявших ереси, за свое сопротивление нечестивому повелению царя подверглись изгнанию или побоям или даже смерти; к числу их принадлежит преподобный Максим Исповедник, как это подробно изложено в его житии 4 , и святой папа Мартин, о котором сейчас наша речь. Тотчас, по занятии им престола римского папы, царь прислал ему исполненную еретического учения книжку, желая, чтобы новопоставленный папа согласился с его ересью и подтвердил ее на соборе. Но блаженный Мартин отверг ее, говоря:

Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от Евангельского и Апостольского учения и святоотеческого предания.

Затем он послал к цареградскому патриарху Павлу с некоторыми честными мужами из церковного причта письмо, в котором с любовью увещевал его не творить раздора в единстве церковном, не сеять еретических плевел среди пшеницы благочестивой веры, а напротив убеждать царя оставить противное церкви. учение. Патриарх же Павел не только не послушался блаженного Мартина, но и посланников его, предав бесчестным побоям, отправил в заточение на границы империи. Тогда святой Мартин, следуя совету бывшего в то время в Риме аввы 5 Хрисополитанского преподобного Максима, составил из ста пяти западных епископов поместный собор и предложил ему на рассмотрение заблуждение Кира, Сергия, Пирра и Павла вместе с книгой царя "Типос"; собор предал ересь анафеме и издал ко всем православным послание, утверждая их в православии, изъясняя всю пагубность ереси и повелевая остерегаться ее самым тщательным образом 6 . Услыхав о таком поступке со стороны святого Мартина царь пришел в сильнейший гнев: он послал в Рим в качестве своего наместника одного военачальника по имени Олимпия, чтобы он захватил папу Мартина. Но Олимпий, прибыв в Рим, принужден был отказаться от мысли открыто взять папу, потому что он застал еще указанный собор, на который собралось множество епископов и народа, так что город был переполнен духовными и мирскими лицами; поэтому Олимпий подучил одного воина убить как бы нечаянно святого Мартина в церкви. Когда же воин со спрятанным под одеждою острым мечем приблизился в церкви к папе, намереваясь убить его, то вдруг неожиданно ослеп: ибо Господь не дающий "жезла нечестивых над жребием праведных" 7 (Пс.124:3), не допустил убийцу поднять мучительскую руку на Своего верного раба. Видя, что Сам Господь хранит Своего служителя, Олимпий оставил папу в покое и удалился в Сицилию, где и умер в битве против сарацин. Царь же, следуя внушениям патриарха Павла, послал в Рим другого наместника, тоже военачальника, по имени Феодора и прозванного Каллиопой. Ему было поручено взять святого Мартина, ложно обвинив предварительно папу в том, что будто бы он, желая начать войну против царя, сносится с сарацинами, побуждая их к восстанию и что будто бы он неправильно содержит преданную отцами веру и хулит Пречистую Богородицу.

Достигнув Рима, наместник открыто перед всеми обвинил папу в указанных преступлениях. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы:

Никогда я, - говорил он, - не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую, заключил он свое оправдание, не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо.

Наместник же царя, не слушая оправданий папы, по прежнему утверждал справедливость высказанных обвинений и даже присоединил еще новое, - неправильное будто бы занятие святым Мартином папского престола. И в одну ночь тайно при содействии воинов он взял папу, свел его на пристань и оттуда в лодке отправил на остров Наксий, находившийся среди далеких островов, известных под именем Цикладских 8 . На этом острове святой Мартин пробыл целый год, терпя голод и другие лишения в самом необходимом для жизни. Если же кто из благочестивых жителей острова, сожалея изгнанного папу, приносил ему что-нибудь для облегчения его нужды, то стража не допускала приходивших до узника и силою отбирала себе у приносивших их дары; вместе с тем она укоряла последних, говоря:

Если кто из вас любит его и жалеет, тот враг отечеству, ибо изгнанный еретик, противник Богу и возмутитель греко-римского государства.

И много оскорблений причиняла святому Мартину стража, подвергая его брани и издевательствам. Но он, ослабевая телесными силами от ежедневных оскорблений, лишений и прилучившейся ему болезни, всё-таки не терял твердости душевной, все перенося с благодарностью ради Бога. По истечении года, со времени поселения на острове, святой Мартин был отвезен в Византию 9 .

Корабль достиг Византии осенью и рано утром остановился на пристани Евфимия, близ Архандии. Тотчас святого, уже сильно разболевшегося, начали беспокоить посланцы от царя и патриарха; лишенные всякого сострадания они целый день с утра до вечера бесчестили столь чесного архиерея Божия, всячески злословя и понося его. При наступлении вечера пришел со множеством воинов патриарший нотарий 10 Саголива; взяв святого Мартина с корабля, они положили его на носилки (вследствие болезни он не мог уже ходить) и снесли на один двор, называемый прандиариа; здесь они заперли святого Мартина в темную и тесную комнату и тщательно стерегли, наблюдая, чтобы никто из городских жителей не узнал об его местопребывании. В этом узилище святой пробыл девяносто три дня, не имея возможности ни с кем побеседовать. Затем святого Мартина отнесли в дом сакеллария 11 , где собрались сенаторы 12 ; когда его внесли туда, то один из старейших сенаторов с криком приказал святому Мартину встать с носилок, на которых он был принесен в собрание; один из несших слуг сказал, что папа не может встать, так как сильно болен; но сенатор, не обращая внимания на болезнь святого Мартина, с гневом опять велел ему встать, приказав его в виду слабости сил поддерживать. Тогда святой Мартин, поднявшись, стал посредине, поддерживаемый по бокам; встали и нарочно призванные заранее подученные лжесвидетели, возводя на святого Мартина вышеизложенные несправедливые обвинения, присоединяя к ним и другие; в доказательство справедливости своих слов они клялись святым Евангелием. Когда же святой Мартин, не умея говорить по гречески, начал оправдываться чрез переводчика, то собрание не только не слушало его, но и прямо запрещало ему говорить; переводчика же оскорбляли бранными словами. Видя это, святой Мартин сказал:

Господу известно, насколько великое благодеяние окажете вы мне, если предадите меня вскоре смерти чрез какую либо казнь.

После этого святого вывели вон и посадили, так как он не мог стоять, на особо устроенном для подобных случаев возвышении, находившемся на площади, где обычно собиралось много народа. Царь тайно наблюдал за ним из одной верхней комнаты своего дворца и послал к нему сакеллария; последний, приблизившись к святому Мартину, с угрозою сказал ему:

Вот ты оставил Бога и Бог оставил тебя.

Сказав это, он обратился к народу, приказывая проклинать святого Мартина, и окружавшая толпа начала громко кричать:

Анафема папе Мартину.

Те же из присутствовавших, которые знали совершенную невинность папы, уходили от этого зрелища с печальным лицом и полными слёз глазами. После этого сакелларий сказал начальнику претории 13 :

Возьми его и рассеки на части, ибо он не достоин жизни.

Тотчас спекулаторы 14 схватили святого, сняли с него верхнюю одежду, а нижнюю разодрали пополам; надев тяжелые железные цепи на шею и всё тело святого Мартина, они поволокли его через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, говорили, качая головою:

Где Бог его? Где содержимое им вероучение?

Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию. А преподобный испытывал двойное страдание: он страдал телом от болезни, тяжелых уз и ударов влекущих его мучителей и в то же время страдал душою, от обнажения и бесчестных насмешек перенося стыд и сердечную боль. Придя в преторию спекуляторы повлекли связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступени последней святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу - Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно ко святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов 15 Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей и велел ему передать их святому Мартину со словами:

Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть.

Услыша это преподобный Мартин вздохнул от всего сердца: пожелание не соответствовало его чаянием, ибо святой Мартин, испытывая страдание за свое православие, желал скорее умереть; тотчас с преподобного были сняты оковы.

Утром царь пошел навестить смертельно больного патриарха Павла и рассказал ему всё происшедшее с папой Мартином. Павел отворотился к стене и сказал, тяжело вздохнув:

Горе мне, и еще новое деяние для моего осуждения.

Царь спросил:

Что это значит?

Разве малое, государь, злодеяние, отвечал Павел, заставлять папу переносить подобные страдания?

И он молил царя, заклиная его, чтобы он прекратил дальнейшее издевательство над папой. Спустя восемь дней, уже по смерти Павла, царь послал ко святому Мартину в Диомидову темницу нотария Демосфена в сопровождении других нарочито отряженных мужей. Они, войдя в темницу, сказали:

Наш царь говорит тебе: вот ты после такой славы находишься в таком бесчестии, но в этом никто не виноват кроме тебя самого.

Святой Мартин ничего не отвечал им на это; возведя очи к небу он сказал: "благодарение и слава за всё единому Царю бессмертному".

Посланные стали спрашивать святого Мартина о предшественнике Павла патриархе Пирре, - по своей ли воле последний пришел в Рим и отрекся здесь от монофелитской ереси, и как принял его в общение с церковью папа Феодор, после которого занял престол святой Мартин. Святой Мартин рассказал им подробно о патриархе Пирре, как он, по своей воле, придя в Рим, подал письменное отречение от своей ереси, к которой, впрочем, он опять возвратился, - и как он был принят папой Феодором с подобающею его епископскому сану честью, получая средства для прожития. Святой Мартин заключил свою речь следующим обращением к посланным от царя:

Я в ваших руках, - делайте со мною, что хотите и что попустит вам Бог, но будьте уверены, что если бы вы меня даже рассекли на части, то и тогда я не буду в общении с константинопольскою церковью, доколе она не оставит своего еретического заблуждения; испытайте на деле справедливость моих слов, и вы увидите, сколь велика благодать Господа в Его рабах.

Выслушав ответ святого Мартина, посольство возвратилось к царю, удивляясь величию и крепости душевной святого, не боящегося мук и самой смерти. Спустя восемьдесят пять дней ко святому Мартину пришел в темницу нотарий Саголива и сказал ему: "мне приказано взять тебя отсюда в свой дом, откуда ты будешь отправлен в некоторое место".

Святой Мартин спросил:

Куда же меня пошлют, в какое именно место?

Но Саголива не отвечал на этот вопрос. Тогда святой Мартин сказал:

Оставьте меня в темнице до того времени, когда нужно будет отправить.

Нотарий ушел. При солнечном заходе папа сказал находившимся с ним вместе узникам:

Подойдите, братия, и дадим друг другу последнее целование: тотчас придет за мною посланец для взятия меня отсюда.

Все с плачем прощались с ним, но святой Мартин, выражая на лице своем радость, говорил им:

Не плачьте, но радуйтесь - видите я радуюсь, что иду на страдание за православие.

После этого снова пришел упомянутой нотарий, который и взял святого из темницы; все присутствовавшие неутешно рыдали, сожалея о разлуке с преподобным. Святой Мартин был посажен на корабль и отправлен в заточение в Херсон 16 ; здесь его морили голодом, лишали всего необходимого, так что через два года он отошел ко Господу 17 . Честное тело его было погребено вне города Херсона в храме Пресвятой Богородицы, именуемой Влахернской. Скоро гробница его стала привлекать множество народа: самые разнообразные и многочисленные исцеления получали болящие по молитвам святого и благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом, слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Это было в 649 г.

2 С 642 г. по 668 г.

3 Монофизиты - единоестественники были еретики, учившие об одной Божественной природе в Господе Иисусе Христе, - о полном слиянии в Иисусе Христе Божественной и человеческой природы с поглощением последней первою; иначе эта ересь называется евтихианством от имени константинопольского архимандрита Евтихия, который первый заявил это учение и положил начало монофизитским спорам. Впервые эта ересь была осуждена на поместном константинопольском соборе (448 г.), причем Евтихий был низложен; председательствовавший на соборе константинопольский патриарх Флавиан сообщил об его постановлениях римскому папе святому Льву Великоиу. Последний согласился на осуждение Евтихия и написал послание, в котором изложил православное учение о соединении в Иисусе Христе двух естеств. Между тем Евтихий нашел поддержку в императоре Феодосии II и александрийском патриархе Диоскоре. Созванный императором собор в Ефесе (449 г.), за свои беззаконные действия известный в истории под именем "разбойничьего", осудил патриарха Флавиана и оправдал Евтихия. Присутствовавший на соборе папский посол диакон Иларий заявил несогласие с постановлением собора и бежал в Рим, где папа немедленно объявил Диоскора отлученным от церкви, а постановления ефесского собора недействительными; Диоскор в свою очередь анафематствовал в Александрии папу Льва. Окончательно вопрос о соединении двух естеств в Господе Иисусе Христе был решен по смерти императора Феодосия II (450 г.). Императрица Пульхерия и соправитель Маркиан выступили против еретиков; в 451 г. был созван четвертый (халкидонский) весленский собор, который низложил патриарха Диоскора и так определил догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств: "последующе божественным отцам, все единогласно поучаем исповедывать... единого и того же Христа, Сына, Господа единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого... не на два лица рассекаемого, но единого в того же Сына и единородного Бога Слова". Решение халкидонского собора не было принято в Египте, Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине. В этих странах еретики монофизиты существуют еще и теперь; общее число их достигает 5000,000: сирийских монофизитов или иаковитов 600,000, армян грегориан 280,000, коптов около 300,000 в абиссинцев более 2000,000. Монофелитство или единовольническая ересь возникла в начале VII в. под влиянием стремления византийских правителей присоединить к церкви широко распространившееся монофизитство: раздоры между православными и монофизитами были не только церковным, но и государственным бедствием. Монофизитские епископы, главным образом Кир, епископ Фазиса в Колхиде, подали императору Ираклию (611- 641) мысль, что соединение между ними и православными может состояться если православная церковь признает во Христе Иисусе единую волю, едино действие. В 633 г. стараниями императора и Кира, сделанного патриархом александрийским, удалось устроить единение между египетскими монофизитами и православными; к этому единению примкнули почти все восточные и греческие епископы с константинопольским патриархом Сергием во главе. Против подобного незаконного соглашения открыто выступил любимый ученик александрийского патриарха Иоанна Милостивого монах Софроний, доказывая, что учение о единоволии есть тоже монофизитство или признание в Господе Иисусе Христе единой Божественной природы, ибо если едина природа, то, естественно, едина и воля. Сделавшись в 634 г. патриархом Иерусалимским, он еще с большею ревностью защищал православие: он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство. Желая положить конец распрям император Ираклий в 638 г. издал, составленное патриархом Сергием, "изложение веры" (эктесис), где содержалось православное учение о двух естествах во Иисусе Христе и запрещалось говорить о Его волях, хотя в тоже время добавлялось, что православная вера требует признания одной воли. После издания "изложения веры" горячим защитником православия выступил константинопольский монах Максим Исповедник, который с успехом действовал против монофелитов в северной Африке и Риме. Преемник Ираклия Констанс II, желая уничтожить, еще более возбудивший раздор эктесис или "изложение веры", в 648 г. издал "типос" - образец веры, где запрещал говорить как об одной, так и о двух волях, заставляя верить согласно бывших пяти вселенским соборам. Но "типос" не положил конца спорам, как видим из данного жития. Наконец, император Константин Пагонат (668-886) созвал в Константинополе шестой (трулльский) вселенский собор, на котором монофелитство было осуждено как ересь и определено, что во Христе Иисусе должно исповедывать два действие, две воли, причем человеческая следует и подчиняется во всем воле Божеской, не уничтожаясь чрез это. Остатки монофелитов сохранились до настоящего времени в виде секты маронитов. Сначала они нашли убежище (с 680 г.) на Ливанских горах; во время крестовых походов (1182 г.) учение монофелитов проникло на Запад, в Европу, но, благодаря деятельности пап, не нашло многих последователей, хотя продолжалось до 1736 г., когда еврейские монофелиты присоединились к католической церкви. На Востоке в Сирии (в округе Кесраван) они существуют до сих пор.

5 Отец, слово еврейское.

6 Этот собор был в год вступления святого Мартина на папский престол, т.е. в 649 г.

7 Т. е. Господь, допуская временное торжество нечестивых над праведными, окончательную победу всегда дарует благочестивым.

8 Острова эти, числом 60, находятся в Эгейском море.

9 Нынешний Константинополь.

10 Секретарь патриарха.

11 Сакелларий - высший церковный сановник, стоявший во главе особого совета, управлявшего константинопольскими монастырями, заведывавшего монастырским, хозяйством и наблюдавшего за жизнью монахов.

12 Сенатор - высший государственный сановник.

13 Претория - присутственное место, где главным образом решались судебные дела и приводили в исполнение постановление по ним. Претор - высший судья в древнем Риме; позднее круг обязанностей их расширился.

14 Спекулятор - помощник претора, исполнитель его приказаний.

15 Евнух - оскопленный слуга, которому поручался надзор за женами; первоначально обычай иметь таких слуг с этою целью возник в Малой Азии; евнухи известны в древнем Риме. В Византии, придворный быт который сложился под влиянием Востока, были также евнухи; поставленные в возможность действовать на властителей через их жен, евнухи приобретали иногда сильное влияние на ход государственных дел, поэтому должность начальника евнухов была почетной.

16 Мыс на западном берегу Крыма; здесь в V в. до Г. Хр. Херсонес; в нескольких верстах от Севастополя видны развалины этого города.

27 апреля (14 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 3-й (святых жен-мироносиц) седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, сем из которых известны по именам, а также празднование в честь двух почитаемых православных святынь. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Мартин Исповедник, Папа Римский . Один из самых почитаемых в Православном мире Первосвятителей Западной Церкви того периода, когда Ветхий Рим еще не отделился от Вселенской Церкви, но напротив, последовательно отстаивал чистоту Истинной веры. Одним из таковых столпов Православия на Западе был Святитель Мартин, занимавший Римский престол в середине VII столетия 649-655 годах от Рождества Христова).

В эти времена Рим Новый - Константинополь - был поражен ересью монофелитства (умалявшего Вочеловечение Христа, но не отрицавшего Его Человеческую природу - подобно монофизитству, а утверждавшего, что у Христа была лишь одна воля - Божественная, не признавая, подобно Православию, Человеческой воли Спасителя). Дошло до того, что и Ромейский царь (Византийский император) Констанс и Константинопольский Патриарх Павел II были приверженцами монофелитства. При них был создан еретический "Образец веры" ("Типос"), который вероотступники пытались навязать Папе Римскому и всей Западной Церкви. Вот, как это описывается в Житии Святителя Мартина:

Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп…"

Несмотря на это чудо, явно свидетельствовавшее о правоте Святителя Мартина, через несколько лет император вновь потребовал доставить Римского Первосвятителя в Константинополь, сопровождая приказ ложными обвинениями в адрес Папы, будто тот вступил в сговор с сарацинами, хулит Пресвятую Богородицу, а Папский престол занял в нарушение церковных канонов:

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил Святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился Святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти". После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили..."

Когда еретичествующий Константинопольский Патриарх Павел узнал о страданиях Папы Мартина, он на время раскаялся и уговорил императора не казнить Святителя. Однако последний до последнего отказывался примириться с Патриархом, пока тот не оставит ересь, говоря: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". В итоге Папу Мартина сослали в Херсонес Таврический (на территорию нынешнего Крыма), где он вскоре отошел ко Господу в 655 году от Рождества Христова.

Храм святителя Мартина Исповедника в Москве. Фото: www.globallookpress.com

Впоследствии мощи Святителя были перенесены во вновь ставшим православным Константинополь (после того, как монофелитская ересь была осуждена на V Вселенском соборе 680 года от Рождества Христова), а затем - в Рим. Одним из важнейших символов почитания Святителя Мартина Исповедника в Русской Церкви является то, что один из самых величественных храмов центра Москвы, находящийся в Таганском районе столицы, посвящен именно этому великому святому.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий . Святые страдальцы Литовской Руси XIV столетия , принявшие мученические венцы в период правления отступившего от христианства князя-язычника Ольгерда в 1347 году от Рождества Христова. Символично, что эти святые не скрывали своего исповедания христианства, согласно церковным правилам, соблюдая посты и отказавшись от бритья бород.

Виленские мученики: Антоний, Иоанн, Евстафий. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Ардалион . Святой страдалец, погибший за твердое исповедание христианской веры при императоре-язычнике Максимиане Галерии, царствовавшем в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Несмотря на далекое от христианства актерское занятие ("лицедейство"), святой Ардалион сподобился от Господа мученического венца. Вот как это описывает Житие святого страдальца:

Однажды в цирке он играл роль христианина. Актер, по замыслу автора, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем согласиться отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа.

Правитель города пытался представить дело так, что святой Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру во Христа. Тогда правитель приказал бросить мученика на раскаленную сковороду. Так святой Ардалион удостоился мученического венца".

1000 Персидских мучеников и Азат скопец . Мученик Азат был придворным евнухом, особо приближенным к персидскому царю Сапору. Вместе с тысячью других христианских мучеников он был казнен за твердое исповедание Истинной веры в 344 году от Рождества Христова.

Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер . Православный священнослужитель, исповеднически пострадавший в годы советских богоборческих гонений, но умерший своей смертью в 1941 году от Рождества Христова. Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Виленская и Виленская Остробрамская иконы Божией Матери . Чудотворные образа Пресвятой Богородицы, чтимые в Русской Церкви православные святыни, явленные в разные годы на территории Литовской Руси.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в честь этих угодников Божиих, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Христос Воскресе!

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский , был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641-668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении. В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями († 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Иконописный подлинник

Святитель Мартин родился в городе Тудертума (Умбрия, Италия) в конце VI века. Он получил прекрасное образование, стал священником, а потом и представителем, «апокрисиарием» Римского Папы в Константинополе, столице Византийской империи. В 649 году после смерти Папы Феодора I (642-649) святой Мартин был избран на его место.

К этому моменту Церковь уже много лет боролась с ересью монофелитства , поддерживаемой императорской властью. Монофелиты утверждали, что у Богочеловека Христа не было человеческой воли, а была одна только божественная. Эта ересь подрывала саму основу христианской веры в том, что Бог подлинно стал человеком , исцелив тем самым всю падшую человеческую природу. По лжеучению монофелитов, выходило, что человеческая воля не воспринята Христом, не очищена соединением с Его божеством, а значит и не исцелена. Такое положение ставило под сомнение саму возможность спасения человека : если у верующего, в таинствах Церкви соединяющегося со Христом, остается прежняя падшая больная воля, то подлинная жизнь в единении с Богом для него остается невозможной.

Против этой ереси выступили многие выдающиеся православные богословы, самые известные из которых - святитель Софроний Иерусалимский и преподобный Максим Исповедник. Монофелитское лжеучение, однако, поддержала императорская власть, которой казалось, что оно станет неким компромиссом между православием и другой, еще более губительной монофизитской ересью , утверждавшей, что человеческая природа во Христе вообще полностью поглощена Его божественной природой. Монофизитскую ересь в то время исповедовала значительная часть населения Империи, и императорам (сначала Ираклию I (610-641), а потом Константу II (641-668)), казалось, что через монофелитство они смогут вернуть к церковному единству своих подданных-монофизитов.

Компромисс в вопросах истины, однако, всегда порождает только новую ложь и разделения. Так случилось и в Византии, возможно, и завоевание арабами значительной части Империи в 40-50-х годах VII века стало следствием еретической политики императорской власти, по крайней мере, многие византийцы воспринимали эти поражения именно как наказание Божие за отступничество от правой веры.

В конце концов, император Констант, вынужденный отказаться от открытой поддержки монофелитства, издал в 649 году указ, так называемый Типос, в котором вообще запрещалось обсуждать вопрос о двух волях во Христе. При этом Константинопольский Патриарх и прочие епископы, сторонники монофелитской ереси, незаконно поставленные императорской властью, остались на своих местах. На самом деле, этот указ был еще опасней для истинной веры, чем открытая поддержка ереси: заблуждающегося человека еще можно как-то переубедить, по крайней мере, могут быть какие-то оправдания его (может быть, невольных) заблуждений - религиозная же «всеядность» неизбежно порождает презрительное циничное отношение к истине, а значит и к самому Богу. Святой Мартин вступил на папский престол как раз в год подписания Типоса. Он не только отказался «политкорректно» прекратить защиту истинной веры и «толерантно» отнестись к еретикам-монофелитам, но и собрал в Риме Поместный Собор, который анафематствовал монофелитское лжеучение.

Подобный поступок привел в бешенство нечестивого императора. В то время Византия еще контролировала некоторую часть Италии, в том числе и область вокруг Рима, однако, власть Империи здесь была весьма шаткой ввиду непрекращающейся борьбы с варварским Лангобардским королевством, а с недавнего времени и с арабами. Поэтому император, опасаясь, что арест Мартина вызовет волнения в народе, искренне преданном своему епископу, поручил наместнику, экзарху Италии Олимпию организовать убийство святого. Олимпий, в свою очередь, возложил его исполнение на одного из своих офицеров, который, подойдя во время причастия к святой Чаше, должен был заколоть Мартина мечом. Однако, Господь не попустил совершиться этому кощунственному убийству. В момент приближения к Чаше злоумышленник ослеп и ничего не мог разглядеть. Это чудо поразило наместника и побудило его покаяться и примириться со святителем и даже открыть ему замысел византийского двора.

Олимпий, однако, недолго оставался на посту экзарха Италии. В 653 году он был убит во время похода против арабов. Перед этим наместник якобы составил заговор против императора, в который вовлек и свои войска. Сейчас трудно судить, насколько справедливы были эти обвинения (восстание ведь так и не состоялось), тем не менее, император использовал этот сомнительный случай для уже очевидной клеветы на святителя Мартина.

Новый экзарх Италии Феодор Каллиоп решился уже открыто арестовать святого, обвинив его в участии в заговоре Олимпия. Одновременно среди народа агентами наместника распространялись еще более нелепые слухи о вымышленных преступлениях Мартина: например, о том, что он якобы платил деньги арабам для того, чтобы они напали на Империю. К чести римских христиан, ни священнослужители, ни простой народ не поверили клевете и готовы были до конца защищать своего пастыря. Феодору пришлось тайно вывести святителя из города. Мартина отправили на остров Наксос, где его целый год продержали в тюрьме.

Святитель Мартин был тогда уже весьма пожилым человеком, кроме того непосредственно перед арестом у него обострилась давняя болезнь позвоночника. Длительным предварительным заключением император, очевидно, хотел сломить волю святого, чтобы на неправедном суде он оклеветал себя и отрекся от истинной веры. Позже, уже в Константинополе, с той же целью Констант приказал бросить почти умирающего старца в камеру к уголовным преступникам (во все времена распространенный способ унижения заключенных: так же поступали с арестованными священнослужителями во время советских гонений на Церковь). Однако все усилия мучителей святого оказались напрасны.

Святитель Мартин вел себя на суде поразительно мужественно. Он уже не мог самостоятельно стоять на ногах, чего требовали от него судьи, поэтому с обеих сторон его держали солдаты. Так само судебное заседание превратилось для святого в мучительную пытку. Тем не менее, он не только не потерял присутствия духа и ясности ума, но сумел смело и мудро отвечать своим гонителям. Так, когда префект Константинополя Троил спросил Мартина, почему он не остановил заговор Олимпия, святой остроумно ответил: «А почему же ты не остановил заговор Георгия и Валентина?» (Констант сам был узурпатором и пришел к власти в результате как раз этого восстания). Лжесвидетелей, которых было много собрано на судебное заседание, святитель попросил не подводить к присяге, чтобы их ложь перед людьми хотя бы не усугублялась клятвопреступлением перед Богом.

В конце концов, святой Мартин был неправедно осужден и приговорен к ссылке в Херсонес в Крыму, в то время «медвежьем углу» Византийской империи, и, собственно, всего цивилизованного мира. Там святитель и скончался 16 сентября 655 года. Таким образом, последние месяцы исповеднического подвига святителя Мартина прошли на южной окраине будущего Российского государства, поэтому Мартин Исповедник издавна особо почитался на Руси.

Мартин Исповедник родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I тогда священник Мартин был избран новым папой.

Церковь в те времена была раздираема ересью монофелитов, которая широко распространилась по империи. Монофелиты утверждали наличие у только одной - Божественной - воли. Горячие споры монофелитов с православными велись во всех слоях населения. Даже император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами этой ереси. Император выпустил еретический "Образец веры", насильно распространявшийся и обязательный для всего населения. В нем, в частности, запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот "Образец веры" дошел до Рима в 649 году. Святой Мартин, твердый защитник православия, созвал Поместный Собор в Риме, который осудил монофелитскую ересь. Мартин призвал отправил патриарха Павла вернуться к православному исповеданию. Разгневанный поступком папы Мартина император посылает военачальника, экзарха Равенны Олимпия привести Мартина на суд. Но тот, оказавшись в Риме, испугался количества духовенства и народа на Соборе, и подкупил воина, чтобы тот тайно убил папу-исповедника. Но убийца, приблизившись к Мартину, неожиданно потерял зрение. Испуганный Олимпий спешно уехал в Сицилию, где вскоре и был убит в сражении.

В 654 году император Констанс отправил к Папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи - арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года содержался святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: "Анафема!" Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констанс узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался в болезни 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»