Святитель григорий двоеслов, папа римский (†604).

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Григорий I Великий – первый папа Средневековья

Благодаря таким выдающимся деятелям, как папа Григорий I Великий (590–604 гг.), который стал последним папой античного мира и первым папой средневековья, Церковь во времена варварства и всеобщего упадка не только не разрушилась, но и добилась важных для себя результатов. С правлением Григория I связывают начало католицизма как особого направления в христианстве. Григорий Великий, Отец Западной церкви, первым унаследовал императорский титул Великого Понтифика, который до наших дней носят папы Римские.

К началу его правления Рим опустел. В 579 г. город разграбили лангобарды, во время войны остготов с византийцами Рим шесть раз был взят и разграблен готами. Рассказывают, что вождь готов Тoтила перебил значительную часть населения, а остальных жителей вывел из города, так что в бывшей «столице мира» целых сорок дней бродили одни только волки. Григорий сравнивал «вечный» и «священный» Рим с обессиленным орлом, у которого выщипаны перья и подрезаны крылья. Население города уменьшилось с полутора миллионов до тридцати-сорока тысяч человек.

К этому времени папский престол в Риме стал достоянием нескольких аристократических родов. Сам Григорий I также был аристократом из древнего рода Анициев, из которого вышли папа Феликс II (483–492), Боэций и, по преданию, св. Бенедикт. Отказавшись от блестящей карьеры префекта Рима, Григорий основал семь монастырей, стал монахом, принял сан диакона-кардинала. Он был представителем папы в Византии, под власть которой попали Рим и вся Италия, а также ближайшим помощником папы Пелагия II. Будущий понтифик имел не только блестящее образование аристократа, но и большой опыт в делах управления, политики и дипломатии. В 590 г. всем римским народом он был избран папой, хотя всячески старался от этого уклониться. За свое необычайно деятельное и благотворное для Церкви правление Григорий I удостоился титула Великий.

Образование национальных германских церквей в то время грозило распадом Западного христианства. Григорий I добивался строгого подчинения всей церковной иерархии папе. Он продолжил линию Льва I, утверждая светскую власть папства и его универсальную политическую роль. При Григории I впервые в истории папства выдвигается идея служения Вселенской церкви в противовес примату византийского императора и патриарха. Однако его политика встречала сопротивление последних, как и вражду римской аристократии. Патриарх Иоанн IV Постник в это время получил от императора власть над всей Церковью и титул Вселенского патриарха, а Константинопольская церковь была объявлена «главой всех прочих». Недовольный этим патриарх Александрии в противовес предложил Григорию принять титул «Вселенского папы». Но Григорий поступил мудрее: он стал смиренно именовать себя «раб рабов Божьих» (servus servorum Dei ) и этими словами подписывал все свои документы. Таковы и сегодня последние слова титула папы.

При Григории I духовенство постепенно превращается в замкнутую касту. Выборщиками папы практически становятся римская аристократия и высшее духовенство, среди которого выдвигаются кардиналы (от лат. cardo - основа, опора). Вплоть до XI в. так называли священников 25 главнейших римских церквей и еще нескольких епископских соборов в Милане, Равенне и немецких городах. В дальнейшем число кардиналов увеличивается, и складывается кардинальский корпус.

Римлянин не только по рождению, но и по духу, бывший префект Рима, хорошо изучивший римскую бюрократию, Григорий I построил управление, опираясь на папский чиновничий аппарат – курию. Римская курия и сегодня управляет делами Католической церкви во всем мире. К тому же папам принадлежала судебная власть не только в Риме, но, как патриархам Запада, также над Западными церквами. Еще большее значение имело сосредоточение в руках Церкви огромных земельных богатств, которые объединялись в папскую вотчину. Под управлением пап оказалось «наследие Святого Петра» – Patrimonium Sancti Petri , которое складывалось из «дарений Св. Петру» и переходило папам как его наследникам. Развал центральной римской системы управления привел к тому, что власть в городах перешла к епископам, а в провинциях – к крупным землевладельцам. Папы выступают как предводители итальянской земельной аристократии. Отдавая свои земли под защиту Церкви, аристократия становится ее вассалом, и к концу VI в. папа стал самым крупным сюзереном Италии. Экономическое могущество определяло политическую роль пап. Из писем Григория известно, что он тратил огромные деньги на оборону Рима от лангобардов и выкуп пленников, и с горечью называл себя «императорским казначеем».

С середины VI в. исчез институт консулов, а сенат, вероятно, прекратил существование. Управление Римом естественно перешло к папам. С тех пор как в 568 г. лангобарды создали свое королевство в Италии и Византия не могла защищать ее, единственной политической властью здесь становятся папы. Папа Григорий выступает как посредник между византийцами и лангобардами, успешно ведет с ними переговоры и таким образом утверждает политическую самостоятельность Западной церкви. Реально императорскую власть осуществлял в глазах населения и лангобардов Римский папа, формально признавая верховенство Византии.

Григорий I заложил основы будущего единого Церковного государства. Его ядром стали папские владения на территории Рима, Романьи и Пенталолиса (Пятиградья). Доходы от них позволили папе расширить благотворительность. Возникла Церковная служба милосердия. Папа защищает римское население, содержит солдат, откупается от нападений варваров. Рост экономического могущества Церкви послужил основой ее претензий на светскую власть.

Дух миссионерства, изначально заложенный в христианской проповеди, со времен папы Григория и до наших дней остается отличительной чертой католицизма. Идеалы и Устав бенедиктинского монашества был широко внедрен им для обращения язычников. Для миссионеров он перевел на латинский язык труды восточных монахов, но главное – популяризировал Августина. Крещение англосаксов, лангобардов и вестготов также является его заслугой.

Григорий, подобно Августину, трактует Церковь как единственно обладательницу благодати, возвышая духовенство над мирянами. Положения Августина «вне Церкви нет спасения» и «кто не признает Церковь своей матерью, не признает Христа своим отцом», Григорий толкует в том смысле, что только Церковь может избавить простых верующих от «несчастной необходимости грешить», и потому ей принадлежит главенствующее место в мире. Земная власть должна служить небесной. Эти положения будут развиты папами в средние века с целью подчинения всего христианского мира главенству Церкви и создания «христианской республики». Однако пока Григорий, как политический правитель, вынужден был подчиняться Византии, которая была его единственной опорой в борьбе с лангобардами. Выражением его покорности было обращение «благочестивейший» в письмах к императору.

Григорий I провел реформу литургии. Обновление мессы отражено в Sacramentarium Gregorianum , сочинении, редактором, если не автором которого он был. Предметом особых забот папы был культ. Особенно Григорий любил грандиозные религиозные процессии. Позже возникла легенда, что участники одной из них во главе с папой в зачумленном тогда Риме видели ангела над мавзолеем Адриана, влагающего меч в ножны в знак того, что гнев Божий прошел и чума отступила, и он получил название замка Святого Ангела.

Григорий Великий был замечательным писателем. Его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» (593–594) – это первый западный Патерик с житиями святых, размышлениями о бессмертии души. В «Диалогах» впервые изложено учение о чистилище. Рассказы о загробной жизни положили начало «жанру видений» в средневековой литературе, венец которых – «Божественная комедия» Данте. «Диалоги» способствовали усилению культа святых мучеников и их мощей. Рим, издавна бывший местом паломничества, славился обилием реликвий, и папа очень заботился об их сохранении. Известно, что когда византийская императрица попросила у Григория часть мощей апостола Павла, то, кроме назидательного ответа, получила лоскут от покрова его гробницы, кольцо от цепи св. Петра и кусок железной решетки, на которой был сожжен св. Лаврентий. Сам папа и создавшиеся вокруг него легенды стали темой многих прозаических и поэтических произведений, например поэмы немецкого миннезингера конца XII в. Гартмана фон Ауэ «Григорий на камне». Многие ситуации «Диалогов» будут повторены в «Золотой легенде» Якопо Ворагинского в XIII в., в житиях святых Франциска и Бернарда. Античную мифологию папа полностью вытесняет библейскими легендами. В житии св. Григория, написанном римским диаконом Иоанном, говорится, что папа запретил клирикам читать языческих писателей. Сам Григорий в своих произведениях ссылается только на Библию и говорит: «Одними устами нельзя восхвалять Христа и Юпитера». О нем сложилось мнение как о яром враге античной культуры. Ныне Церковь утверждает, что появившиеся в XII в. легенды о сожжении им Палатинской библиотеки, разрушении языческой скульптуры и храмов лишены исторической достоверности.

С древности Григорий Великий был известен на Руси, где получил имя «Двоеслов» (от «Диалогов») и стал одним из самых популярных в России Римских пап, поскольку многие его тексты были переведены и включены в самые знаменитые средневековые сборники – Прологи, Четьи минеи, затем «Великое зерцало», «Золотой бисер» и др.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

ВЕЛИКИЙ ГРИГОРИЙ. О святой человек! Добродетельный папа! Народы, падите ниц! Шестьдесят шестого папу, носящего имя Григорий, можно назвать даже не полузверем, а вполне законченным зверем. Все необходимые для этого качества были налицо!Именно он изобрел знаменитое

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как император Карл Великий и римский папа Адриан I насаждали христианство среди саксов? Карл Великий (742–814) считал себя опорой христианства и свои походы против соседних языческих народов мотивировал интересами насаждения «истинной веры», их покорение трактовал как

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

В связи с чем папа Григорий IX запретил пилигримам посещать Святую землю? Император Священной Римской империи Фридрих II во время своей коронации в 1220 году подтвердил данный им ранее торжественный обет совершить крестовый поход в Палестину, причем пообещал быть в Малой

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Глава 16 ПЕРВЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПАПА РИМСКИЙ Посвящение Григория I в епископы римские является водоразделом между древней и средневековой историей Церкви. Однако не надо забывать, что всякая периодизация истории искусственна и ее цель - разделить историю, направляемую

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ (Gregorius I Magnus) в русской тради­ции - Григорий Двоеслов (ок. 540, Рим, - 12. 3. 604, там же), предста­витель поздней латинской патристики. Принадлежал к старому се­натскому роду, в 572-3 гг. префект г. Рима, позднее монах; папа римский в 590-604. Из

Из книги Единство Империи и разделения христиан автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Карл Великий и христианская империя Средневековья Стремление пап к созданию Западного христианского единства исторически совпадало с целью Карла Великого (742–814) – создать универсальную западную монархию, поскольку католицизм был связующим звеном между

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Лев XIII – первый папа современного мира Граф Винченцо Джоакино Печчи, ставший папой Львом XIII (1878–1903), был тем самым молодым архиепископом Перуджи, который в 1849 г. просил папу Пия IX составить перечень ересей своего времени и осудить их. Но прошли годы, и этот пророк

Из книги Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом автора Ларше Жан-Клод

Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО Отвоевание Италии войсками Юстиниана было длительным и кровавым, и в результате его страна была разорена. Среди многих разрушенных городов сильно пострадал и сам Рим. Взятый имперским генералом Велисарием (536),

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ ДВОЕСЛОВ свт., папа Римский (540–604), последний из западных отцов Церкви. Род. в Риме, в старинной аристократич. семье. С юных лет стремился к аскетич. жизни, но по настоянию родных занял пост сенатора и префекта. При первой возможности отказался от имущества

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Святитель Григорий Великий Последнее замечание Максима Исповедника действительно и для подобных выражений папы святого Григория Великого (почти современника преподобного Максима), например, когда тот утверждает, что Святой Дух есть Дух Одного и Другого (utrorum) .

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Из книги Восстановление Римской империи [Реформаторы Церкви и претенденты на власть] автора Хизер Питер

Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, и папа Римский Лев Великий о ереси Евтихия (Г. И.

Из книги Очерки по истории Вселенской Православной Церкви автора Дворкин Александр Леонидович

Поучение 1-е. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский (При каких условиях милостыня не бывает угодна Богу?) I. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатного и благочестивого римского семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную

Из книги автора

Из книги автора

XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Болотов; Chadwick; Previte-Orton; Walker.1. Обратимся к такой уже упоминавшейся нами тенденции в западном христианстве, как развитие идеи папского верховенства в Риме.Несомненно, что к первой половине

Григорий I.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3-604.III.12 римлянин.

Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540 - 604), папа Римский с 590. Способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Память в Православной церкви 12 (25) марта, в Католической - 3 сентября.

Уничтожал памятники античной культуры

Григорий I, или Григорий Великий (Magnus) (ок. 540-11.III. 604), - римский папа с 590 года. Боролся за укрепление папской власти в Италии. Большое внимание уделил организации хозяйства на папских землях (патримониях) с целью поднять их доходность. Расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англо-саксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, объявил за собой исключительное право верховной апелляционной инстанции для всей Западной церкви. Начиная с Григория I усиливаются претензии пап на мировое господство. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку; реформировал церковное песнопение. Был врагом светских знаний и уничтожал памятники античной культуры.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: J. P. Migne, P. L., V. 75-78.

Литература: Корелин М. С., Важнейшие моменты в истории средневекового папства, СПБ. 1901; Clausier E., S. Gregoire, v. 1-2, P., 1887-91; Dudden F. H., Gregory the Great, v. 1-2, L., 1905; Wolfsgruber C., Gregor der Grosse, Saulgrau, 1897; Sharkey N., Saint Gregory the Great"s concept of papal power, Washington, 1950.

Святой

Григорий Великий, папа римский (ск. 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский постриг. По поручению папы Пелагия св. Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет, изучая греческий язык и читая произведения св. отцов. После смерти Пелагия св. Григорий был единодушно избран его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих народов. Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и если в Риме находили на улице умершего нищего, то он считал себя виновным в его смерти. Св. Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем.

Отец Церкви

Григорий I Великий (Gregorius Magnus) (ок. 540, Рим - 604, там же) - папа Римский в 590-604, отец Церкви. Происходил из знатного рода, администратор, управлявший не только владениями Римской церкви, но и Римом с округой. Способствовал обращению в ортодоксальную христианскую веру вестготов в Испании. Отправил к англосаксам миссию Августина, первого архиепископа Кентерберийского. От его обширной переписки сохранилось 866 посланий. Ему принадлежат следующие труды: Моралии на Книгу пророка Иова (ок. 579-591), Пастырское правило (ок. 591), Гомилии на Книгу пророка Иезекииля (ок. 591/592), Гомилии на Евангелия (ок. 593), Диалоги о жизни святых италийских отцов (593-594), Толкования на Песнь песней (595-598), Толкования на Первую книгу царств (595-598, пересмотрена в 599-604). В основе теологии Григория Великого, известного в Восточной церкви под именем Григория Двоеслова (за знаменитые в Средние века «Диалоги», т.е. «Двоесловия»), - гл. о. идеи Августина, а также Кассиана и Амвросия Медиоланского, которые он сделал доступными не искушенным в богословии христианам. Идеальная модель христианской жизни представлялась ему в виде подвижного равновесия созерцательной (любовь к Богу) и действенной (любовь к ближнему) ее сторон.

В. Б. Прозоров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 556.

Римский папа

Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) (Gregorius Magnus) - святой римский папа в 590-604 гг. Родился около 540 г. в знатной римской семье Анициев, умер в 604 г. С молодых лет отрицательно относился к светской науке и литературе, но старательно изучал труды отцов Западной Церкви св. Амвросия Медиоланского, блаж. Августина и блаж. Иеронима Стридонского. В 573 г. византийским императором Юстином II (565- 578) был назначен на должность префекта Рима, но тяготился мирской жизнью и после смерти своего отца, унаследовав его имущество, в 574 г. основал на эти средства 6 монастырей на Сицилии и 7-й в Риме, монахом которого сделался сам. В 577 г. стал диаконом, в 579-585 гг., исполняя волю римского папы Пелагия II (579-590), был апокрисиарием (папским послом) в Константинополе, где добился признания законности избрания Пелагия на престол римского первосвященника, но не смог получить помощь в борьбе Рима против лангобардов в Италии. Вернувшись на ро-дину, сделался аббатом своего монастыря, продолжал принимать участие в делах Церкви, а после смерти Пелагия II, в 590 г. клир и народ Рима, охваченного чумой, избрали его папой римским. На престоле Григорий I проявил себя выдающимся администратором, организовал оборону Рима и Южной Италии от вторжений лангобардов, с которыми в 592-593 гг. заключил мир без согласования с византийским наместником - равенн- ским экзархом. Окончательный мир с лангобардами империя заключила только в 599 г. Папа Григорий I укрепил влияние римского престола на Западе, в том числе в варварских королевствах, был вдохновителем христианизации Англии. Громадные доходы позволяли ему содержать большую администрацию, оказывать поддержку другим Церквям, влиять на политические отношения, основывать монастыри и благотворительные учреждения. Его попечением в Риме была создана школа пения. Все это способствовало укреплению авторитета папы римского и идеи о его главенстве во Вселенской Церкви. Григорий продолжал римскую политику борьбы с Константинополем за церковную власть в Иллирии, а также энергично протестовал против введения титула «Вселенского патриарха» для предстоятеля Константинопольской Церкви, считая, что это унижает достоинство других патриархов. Проявив себя выдающимся дипломатом («двоесловом»), он лестью и неумеренным славословием в адрес византийского узурпатора Фоки (602-610) добился от императора санкции на изъятие титула «вселенский» у константинопольского патриарха и признание Рима «главой всех Церквей» («caput omnium ecclesiarum»). Своими сочинениями Григорий оказал огромное влияние на развитие западной богословской мысли. Славу писателя ему принесли комментарии на библейские книги, сочинения «Пастырское наставление» и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов». Литературная деятельность Григория I знаменует окончательный разрыв с античной традицией, связь с которой еще сохранялась у представителей латинской патристики. Григорий также положил начало теологическому обоснованию учения о чистилище. Составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, принятый и в Православной Церкви. В католической традиции Григорий считается святым учителем Церкви; почитается как святой и на Востоке.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 259-260.

Понтифик

Святой Григорий I, Папа Римский Григорий Великий, Григорий Двоеслов (Gregorius Magnus, Gregorius Dialogus). Происхождение: Рим (Италия). Годы жизни: ок. 540 - 12 марта 604. Годы понтификата: 3 сентября 590 - 12 марта 604. Отец: Гордиан. Мать: Сильвия.

Григорий был рожден в аристократической семье, которой принадлежали дом на Целии и поместья где-то на юге полуострова. Он сделал блестящую гражданскую карьеру, дослужившись до звания префекта Рима, после чего ушел в бенедиктинский монастырь, им же самим и основанный. В 579 г. в составе папского посольства он отправился в Константинополь просить помощи у императора против лангобардов и прожил в столице шесть лет. Там он стал известен благодаря спору с патриархом Евтихием, написавшим трактат о вещественности всеобщего воскрешения. Результатом спора стало осуждение трактата императором. По возвращении в Рим Григорий был личным секретарем Пелагия II, а после его смерти был избран папой, став первым монахом, добившимся такой чести.

В конце VI в. в Италии сложилась тяжелая для папства политическая ситуация. Находясь в опасной близости от воинственных лангобардов, Григорий понимал, что ему не следует ждать помощи ни от императора, ни от экзарха Равенны. Летом 592 г. герцог Ариульф Сполетский подступил к стенам Рима, а Арихис Беневентский - к Неаполю, в котором тогда не было ни епископа, ни градоначальника, ни командира гарнизона. Григорий пошел на беспрецедентный шаг, взяв на себя управление городом, и стал готовить мирный договор с лангобардами. Тем самым он побудил экзарха Равенны Романа к активным действиям. Тот отбил у варваров Перуджу и пошел на Рим, где был встречен с императорскими почестями. Узнав об этом, Агилульф осадил Рим, но вскоре был вынужден отступить, очевидно, получив солидный откуп. Святой Престол нуждался в длительном мире между Византией и лангобардами. Посредницей в переговорах выступила королева Теоделинда, католичка. После года бесплодных переговоров Григорий попытался заключить сепаратный мир, чем вызвал гнев императора Маврикия. К счастью, и сам папа понимал ненадежность подобного договора, а потому попытки подписать его были прекращены. Тем временем отношения Григория и экзарха Романа продолжали обостряться. Однако в конце 596 или начале 597 г. тот умер, и новым экзархом был назначен Каллиник, толковый дипломат, благодаря усилиям которого в 599 г. удалось подписать мир с варварами. Два года спустя сам Каллиник спровоцировал лангобардов на возобновление боевых действий, за что был срочно отозван в Константинополь. Занявший его место Смарагд подтвердил условия договора, и до самой смерти Григория на полуострове сохранялся мир.

Несмотря на заметные деяния Григория как политика, историки папства больше ценят его как церковного деятеля. Папа Григорий первым стал использовать эпитет "раб рабов Божьих". Он не стремился подчеркнуть верховенство папы, но был полон сознания высокого значения "служения" Римского Епископа, которому "поручена забота о всей Церкви". При Григории была введена концепция Чистилища как места, где души умерших грешников очищаются от неискупленных при жизни грехов. Григорий развернул активную миссионерскую деятельность на западе. Вступив в переписку с Хильдебертом II, он заложил основу для союза с франками. Также он послал к бриттам Августина Кентерберийского, крестившего короля Кента. В Иллирии Григорий продолжил римскую политику, отстаивая перед Константинополем связь этой провинции с Римом. Как богослов, Григорий известен, прежде всего, благодаря четырем книгам "Диалогов", за которые получил на Востоке прозвище "Двоеслов", "Проповедям" и комментариям к Книге Иова. Сочинения Григория во многом определили догматику Средних Веков. Григорий реорганизовал формы латинской литургии и распространил церковное пение, которое по его имени названо григорианским. Он создал хоры певцов, которые должны были заменить часто неумелое пение диаконов во время богослужений. В сфере церковного управления Григорию не удалось всюду подчинить епископов папской власти. Для укрепления своего авторитета он использовал монахов-бенедиктинцев, устав которых сильно подчеркивал принцип послушания. В некоторых епархиях на епископских тронах оказались монахи, что было новшеством в практике западного христианства.

Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901;

Dagens CI. Saint Gregoire le Grand. Culture et experience chretiennes. P., 1977;

Straw Carole. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, 1988;

Markus Robert A. Gregory the Great and His World. Cambr., 1997.

Clausier E., S. Gregoire, v. 1-2, P., 1887-91;

Dudden F. H., Gregory the Great, v. 1-2, L., 1905;

Wolfsgruber C., Gregor der Grosse, Saulgrau, 1897;

Sharkey N., Saint Gregory the Great"s concept of papal power, Washington, 1950.

Григо́рий I Великий (Gregorius Magnus, в православной традиции Григорий Двоеслов) (около 540, Рим - 12 марта 604, там же) - римский папа (с 590), способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англосаксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, заявил о своем исключительном праве выступать верховной апелляционной инстанцией для всей западной церкви. Большое внимание он уделял организации хозяйства на папских землях («патримоний Петра») с целью поднять их доходность. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Он враждебно относился к светскому образованию, уничтожил многие античные литературные памятники. Память Григория Великого в православной церкви отмечается 12 (25) марта, в католической церкви - 3 сентября.

Григорий родился в знатной и богатой римской семье Анициев, получил хорошее образование, ориентиром в его духовной жизни были сочинения отцов церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского. В 573 году византийский император Юстин II назначил его префектом Рима - главой городской администрации, но уже в 574 году, Григорий избрал для себя монашеский удел, основал монастырь Святого Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме. Кроме того он основал шесть обителей в своих поместьях на Сицилии. Будучи последователем Бенедикта Нурсийского, в основанных им обителях Григорий ввел бенедиктинский устав. Позднее он написал биографию Бенедикта Нурсийского. В 579 году папа Пелагий II рукоположил Григория в дьяконы и направил его своим представителем при дворе византийского императора в Константинополь. Григорий добился признания легитимности папской власти со стороны императора, но ему не удалось получить военную помощь против угрожающих Риму лангобардов.
Около 585 года Григорий вернулся в Рим и стал аббатом основанного им монастыря. В 590 году Рим охватила эпидемия чумы, и на место скончавшегося папы Пелагия II был избран Григорий. По преданию, он отказывался от столь высокого поста, пытался бежать из города, но римляне были начеку и буквально заставили Григория принять папскую тиару. При Григории окончательно оформилась «патримония Петра», папские владения находились в основном в Средней и Южной Италии, а также в Далмации, Галлии, Северной Африке. Вникая в мелочи хозяйственной жизни, Григорий Великий стремился объединить свои земли, сделать их доходными, учредил строгий контроль за церковной жизнью. Значительные доходы позволяли папе содержать большую администрацию, помогать местным церквам, основывать монастыри, проводить благотворительные акции, влиять на политическую жизнь Европы.
Сам Григорий признавался, что не знает, считать ли себя церковным епископом или светским государем. В 591 году он направил помощь византийскому наместнику для борьбы с герцогом Сполето Ариульфом, заботился о защите Неаполя от нападения беневентского герцога Арихиса. В 592 году он заключил мир с Ариульфом, после возобновления войны равеннским экзархом, вынужден был откупаться от двинувшегося на Рим войска сполетского герцога. В 599 году Григорий Великий способствовал заключению мира между византийским императором и лангобардами, добился их обращению из арианства в католичество.
В 595 году Григорий назначил равеннским архиепископом, своего друга, римского пресвитера Мариниана, который, однако, стал оспаривать право папы вмешиваться в дела местных церквей. Григорию приходилось считаться с самостоятельностью местных церквей, в частности ему не удалось изменить порядок избрания примаса африканской церкви. В ряде случаев он освящал своим благословением свершившиеся события. Так, узнав об обращении вестготского короля Реккареда в католичество, он послал севильскому епископу Леандру паллиум (знак отличия, свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками); по соглашению с франкским королем Хильдебертом утвердил арльского епископа Вигилия своим викарием; в 601 году назначил архиепископом Кентерберийским (примасом английской церкви) Августина Кентерберийского . Утверждая первенство римского престола, Григорий Великий избегал безапелляционности своих предшественников, подчеркивал, что все епископы равны, а папа - лишь «раб рабов Бога». В то же время он отвергал притязания константинопольского патриарха на титул вселенского, поддерживал стремление иллирийской церкви перейти под покровительство римской церкви.
Григорий Великий был незаурядным церковным писателем, в его творчестве окончательно оформился латинский житийный жанр . Его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» стали одной из самых популярных книг в средние века. От названия этой книги происходит и его русское прозвище - Двоеслов. Действие «Диалогов» в основном происходит в Италии, их герои - часто современники автора, книга полна описанием чудес, творимых святыми; ее простой язык, яркие и живые образы, подробные описания обстановки и ситуаций вселяли веру в реальность чудес. Многие эпизоды книги не оставляют сомнений, что Григорий рассчитывал с ее помощью укрепить позиции католической церкви в среде варваров-завоевателей Италии. Тотчас по окончании «Диалоги» были посланы недавно принявшей католичество королеве лангобардов Теоделинде. Проповеди Григория носят характер назидательных бесед, в них отсутствует пафос; сам он предпочитал записывать проповеди, так как от природы имел слабый голос. Его «Беседы на Евангелия» почти целиком были включены в «Гомилиарий» Павла Диакона, составленный по настоянию Карла Великого, и стали руководящими образцами для составления проповедей. В середине 8 века «Диалоги» Григория Великого были переведены на греческий язык римским папой Захарием, а в 8-10 веках - на церковнославянский язык, чем объясняется популярность Григория в славянских странах и на Руси, в частности. Сохранилось около 850 его писем, которые являются источником истории политической и культурной жизни Италии 6 века. Одним из деяний папы стала реформа литургии и церковного пения, отбор, канонизация текстов и напевов (григорианское пение, григорианские хоралы). Сведения о жизни и деятельности Григория Великого содержатся в «Церковной истории франков» его современника Григория Турского, в «Церковной истории англов» Беды Досточтимого» (7 век), в жизнеописании историка Павла Диакона (8 век).

3 сентября - 12 марта Церковь Римско-католическая церковь Предшественник Пелагий II Преемник Сабиниан Рождение ок.
Рим , Италия Смерть 12 марта (0604-03-12 )
Рим , Италия Похоронен
  • собор Святого Петра
Династия Аниции Отец Гордиан Мать Сильвия Лик святости
  • святитель (в православии )
  • Учитель Церкви (в католичестве )
День памяти Григорий I на Викискладе

Происхождение

Согласно преданию, Григорий родился около 540 году в знатной и богатой сенаторской семье Анициев , представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его дедом был, вероятно, римский епископ Феликс III (II) ( -), папа Агапит I ( -) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия , после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.

О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. В молодости он изучал латинскую литературу, Священное Писание, творения Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, но со светскими науками не был знаком и не придавал им никакого значения в богословии. Занимая, различные церковные должности, создавал Творения, которыми восхищались последующие западные и восточные богословы. Историк конца VI века Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1). А Ильдефонс Толедский говорил, что он превосходил св. Киприана красноречием, Августина Блаженного - учёностью. В 574 года был избран префектом города Рима. Но светская жизнь была не по душе Григорию и после смерти своего отца Гордиана, оставшееся ему большое имение потратил на создание Святых обителей, больниц и странноприимных домов. В Сицилии он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь св. апостола Андрея и принял в нём иноческий постриг.

Посланник в Константинополе

Его созерцательная жизнь во спасение души была прервана в 579 года , когда папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь . Григория мучили противоречивые мысли, вызванные его страстным желанием остаться под сенью монастыря и в то же время послушно служить Церкви. Как продемонстрировала в своём исследовании Кэрол Строу, он нашёл возможную разрядку этого напряжения в том, что рассматривал земное поприще, вовлечённость в мирские дела как жертву послушания Богу, которая, подобно монашескому подвигу, совершенствовала человеческий дух. На этом пути праведного христианина поджидали большие опасности, среди которых он должен был стремиться к тому, чтобы сохранить благоразумие, добродетель и душевное равновесие - баланс между созерцательной и активной жизнью. Находясь в Константинополе, Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители св. Андрея, которым в часы досуга он изъяснял библейскую «Книгу Иова».

Как представитель Римской церкви он обращался к императору Тиберию II Константину , а затем Маврикию с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов , недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. Но византийские власти, ведя ожесточённые бои с персами на востоке, не могли воевать сразу на нескольких фронтах.

Избрание на Римский престол

Сочинения

Своими трудами Григорий Великий, чтимый Церковью как её учитель, в значительной степени сформировал новый христианский запад на месте разделённой империи, а его толкования библейских книг, проповеди («Моралии на Книгу Иова» , «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило» стали неотъемлемой частью западной христианской традиции. На русский язык были переведены следующие сочинения Григория Великого (в православной традиции известного как Григорий Двоеслов).

Папа Григорий I Великий родился в 540 году в Риме, в старинной римской семье, происходившей из патрициев. Григорий получил хорошее образование и сделал карьеру на городской службе в Риме, в 574 году он возглавлял городскую администрацию. Однако, достигнув светской власти, он решил стать монахом. После принятия этого решения, он распродает свое имущество и на вырученные деньги основывает монастыри. Источники сообщают, что Григорий I вел строгую аскетичную жизнь праведника.

Http://www.krugosvet.ru/images/1002676_PH04582.jpg

В 590 году папа Пелагий II послал его в качестве папского представителя в Константинополь. Каких то дипломатических успехов Григорий не достиг (военная помощь от императора так и не поступила) однако в Константинополе он прославился участием в богословских диспутах.

В 590 г., во время эпидемии чумы в Риме папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория I.

Согласно сообщению Григория Турского, папа Григорий I для избавления Рима от чумы призывал народ к покаянию, организовывал в городе молебны и крестные ходы. По преданию, во время одной из процессий над мавзолеем Адриана появился архангел Михаил,

Возглавивший Римскую церковь Григорий I был вынужден взять на себя заботу не только о Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он возглавил оборону города от лангобардов, разорив тем самым церковную казну (ему пришлось от них откупиться, чтобы сохранить город). В конце концов в 599 году был заключен мир с лангобардами.

Папа Григорий I укреплял церковную дисциплину, боролся с симонией, расширял благотворительность. Оставаясь монахом, он вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы.

Григорий I известен как богослов его труды «Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило» стали неотъемлемой частью западной христианской традиции.

В православной традиции он получил имя «Двоеслов». Это связано с названием одного из его трудов - «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника - редко вопрошающий (субдиакон Петр) и пространно отвечающий (Григорий). Само же название «Двоеслов» является неверным переводом греческого Διάλογος, что в оригинале означает «Беседа» (или «Диалог»).

Григорий I провел реформу монашества. Было принято особое законодательство, посвященное организации монастырей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»