Новокузнецкая семинария. Кузбасская духовная семинария

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В Новокузнецке протоиерей Александр Пивоваров был настоятелем Спасо-Преображенского собора с 1 октября 1993 года.

Бесценен его вклад в дело возрождения Православия в Кузбассе и в России. Его подвижническими трудами и молитвами был возрожден Спасо-Преображенский собор и укреплялось Второе Новокузнецкое благочиние.

За тринадцать лет он не только отреставрировал и благоукрасил собор - один из древнейших храмов Сибири, но и открыл Новокузнецкое Духовное училище, а также пятнадцать новых приходов.

Организация училища была полностью возложена на него, и с этим послушанием отец Александр справился блестяще. Все эти годы он трудился в нем в качестве проректора.

На сайте Кузбасской Православной Духовной семинарии описывается летопись духовной школы: читать.

Хотелось бы вспомнить, с чего все начиналось.

А начиналась духовное просвещение в Новокузнецке в 1993 году с воскресной школы при Спасо-Преображенском соборе.

Из воспоминаний Лидии Константиновны Ломтиной

Отец Александр открыл воскресную школу... Мне опять очень повезло. Я вместе с Г.А. Ветровой и Л.А. Никоновой оказалась в числе первых учителей этой необыкновенной школы. Работали мы в ДК Алюминщиков. Условия были хорошие, детей много. Но надо было видеть, как отец Александр вел свой предмет «Закон Божий». Каждого ребенка погладит, возьмет за руку, усадит. Как горели детские глазки, когда он рассказывал им библейские истории. Такое впечатление, что дети даже не за знанием приходили к нему на урок, а «ловить благодать Духа Святого», что источал отец Александр.

(Источник: Отец Александр: воспоминания о митрофорном протоиерее Александре Ивановиче Пивоварове / Гл. ред. — Карышев К.Л. — Новокузнецк: Сретение, 2008. — 248 с.)

Из воспоминаний Любови Никоновой

С трудом поднимался тогда из руин Спасо-Преображенский собор в нашем городе Новокузнецке. 28 августа 1993 года открылась при соборе детская воскресная школа, которую возглавляла регент хора Спасо-Преображенского собора Галина Алексеевна Ветрова. Меня пригласили туда читать спецкурс «Православие и литература». Занятия школы проходили в ДК «Алюминщик».

У нас не было преподавателя Закона Божия. Все батюшки были заняты, перегружены. И мы с Галиной Алексеевной молились, чтобы Господь послал нам законоучителя.

В октябре 1993 года законоучитель действительно появился в нашей школе. Им оказался… протоиерей Александр Пивоваров, новый настоятель Спасо-Преображенского собора.

И началась захватывающая совместная просветительская работа. Вместе с детьми приходили на уроки и их родители или бабушки и дедушки.

А в возрождавшемся соборе отец Александр организовал чтения Священного Писания для всех желающих. Мы ходили на эти чтения, как на праздник. Все были томимы «духовной жаждой», стремились к христианской любви и истине, к богопознанию и богообщению. Становилась доступной Библия. В махине развалин Спасо-Преображенского собора, наперекор мертвенному холоду обнаженных кирпичей, вопреки сквознякам, веющим в сумеречных пустотах, ежедневно совершались богослужения. По воскресеньям, после утреннего богослужения, народ оставался с отцом Александром постигать Священное Писание.

Сидели обычно на досках в Иоанновском приделе. В оживающей церковной громаде держался запах промозглой сырости: ни цветы, ни ладан, ни воск тающих «от лица огня» свечей, не могли сразу залечить следов недавнего страшного запустения. Обстановка напоминала катакомбы первых христиан.

Но мы были счастливы: отец Александр читал и толковал Писание проникновенно, вокруг него светились молитвенным восторгом глаза собравшихся; религиозное чистосердечие, как прозрачное лекарство, наполняло многострадальный собор по самые своды.

… И это всегда была интонационно богатая речь. Необыкновенно выразительно звучал в его устах церковно-славянский язык. При чтении отцом Александром евангельских текстов, различных акафистов и канонов открывалась духовная красота, смысловая глубина и музыкальность церковно-славянской письменной речи. Он любил язык нашего православного богослужения и этой любовью делал его понятным для всех участников служб.

Любую площадку, беседу, встречу, он использовал для христианской проповеди, даже если перед ним было всего два или три слушателя. Потом они, кстати, быстро «прирастали» гораздо большим числом заинтересованных людей.

Из воспоминаний Галины Алексеевны Ветровой

… В 1994 году отец Александр готовился к открытию Духовного училища. Нужна была база, помещение, где можно было бы разместить училище. Было известно, что пустует здание бывшего детского сада, которое принадлежало КМК. В городе состоялось совещание на уровне городской и областной администрации, на котором присутствовали губернатор М.Кислюк и владыка Софроний. Решался вопрос о передаче помещения Духовному училищу. В повестку дня входила экскурсия по собору. Отец Александр поручил мне собрать детский хор на втором, еще не действующем этаже собора и сказал: «Как только представители собрания будут подниматься на второй этаж, вы сразу начните петь».

И вот я выстроила хор, стоим, ждем. В незаклеенные окна разрушенного храма дует ветер, стены голые, разбитые… Пономарь дал мне знак, что идут, и дети запели. Спели мы несколько церковных песнопений, после чего со стороны присутствующих посыпались добрые слова благодарности и восхищения.

Позже батюшка мне рассказал, что до посещения собора на собрании в администрации говорить о передаче помещения под Духовное училище никто не хотел. А после того, как послушали поющих молитвы детей, все присутствующие проголосовали «ЗА» единогласно. Хороший батюшка был стратег, все просчитал… И я рада, что могла помочь ему и послужить большому делу.

Итак, помещение есть! Но будут ли ученики? Отец Александр дает объявление через газету, телевидение и другие средства информации, в котором были названы день и время записи желающих поступить в духовное училище. Это еще не экзамены, а только предварительное прослушивание, собеседование.

Отец Александр поручил это дело мне и Любови Алексеевне Никоновой. Был сентябрь 1994 года. Мы с Любовью Алексеевной просидели весь день на Энтузиастов, 19, но молитвами батюшки желающие учиться шли, записывались. Их было больше, чем теперь — чувствовался религиозный подъем. Я проверяла их музыкальные способности, а Любовь Алексеевна вела собеседование. Составили список, отдали батюшке. Теперь он владел информацией, кого предстоит учить. Встал следующий вопрос — кто будет учить студентов? Из Тобольска приехали Ангелина Александровна и Сергей Борисович Толстокулаковы, привезли учебные планы, программы, необходимую литературу — у них ранее уже был наработан опыт преподавания на регентско-псаломщическом отделении.

После осмотра классов состоялся наш первый педсовет, на котором присутствовало пять человек: отец Александр, Ангелина Александровна, Сергей Борисович, Любовь Алексеевна Никонова и я.

Ангелина Александровна познакомила нас с учебным планом, то есть, какие предметы должны изучаться в Духовном училище. Подбор педагогических кадров для регентского отделения батюшка поручил мне еще до приезда Ангелины Александровны. Сказал: «Ты местный житель, город знаешь, людей знаешь…».

Тогда же на педсовете мною был предложен предполагаемый состав преподавателей. Для пастырского отделения преподавателей подбирал сам отец Александр.

Назначен был день вступительных экзаменов, педсовет шел своим чередом. Вдруг резко открылась форточка и подул ветер. Я сказала, что этот ветер перемен подул. Батюшка часто шутил сам и принимал шутки других. Все делал легко, без напряжения, не показывал вида, если болел, и никогда не жаловался. Для регентского отделения нужны были музыкальные инструменты. Батюшка просил везде, где можно, и ему жертвовали. Мне довелось поехать с ним к заведующей районным отделом культуры Т.И. Цукановой. Она приняла нас у себя на квартире, угостила чаем. Никто не мог сказать батюшке слово: «НЕТ», наверное, потому что он сам никогда не говорил этого слова. Бывало, обратится к нему кто-нибудь с какой-либо просьбой, а он, если чувствует, что человеку не надо то, что он просит, опустит голову и промолчит или кивнет: мол, ладно, видно будет. Помолится, и все само собой как-то разрешалось.

Так, с 1 октября 1994 года начались занятия в духовном училище. Первый год его существования был особенным. Во всем чувствовалась благодать, радость общения, совместной молитвы, общей трапезы. Все делалось по благословению батюшки…

Из воспоминаний протоиерея Владимира Пивоварова

Осенью 1993 года, когда я был уже на четвертом курсе, отец переехал в Новокузнецк и принял полуразрушенный Спасо-Преображенский собор. В это время в разговорах по телефону со мной он часто говорил о том, что желает видеть нас с сестрой Ангелиной в Новокузнецке, что надеется в следующем 1994 году открыть в этом городе Духовное училище с пастырским и регентским отделением, а нас видит своими помощниками в этой работе.

28 сентября владыка Софроний издал Указ об открытии Новокузнецкого Православного Духовного училища, в котором были обозначены должности владыки как Ректора, отца Александра — проректора, моя — инспектора, сестры — зав. регентским отделением. Отец не только нашел здание, но и поставил это училище полностью на баланс полуразрушенного еще Спасо-Преображенского собора. Это были подвижнические годы. Много миссионерских проектов по больницам, зонам, селам, в СМИ, концертов, изданий книг, дисков, нот, открытий новых храмов, и часто все это держалось на голом энтузиазме. Отец был полностью поглощен службой, работой, и все старались подражать ему в ревности.

Особенно трудные были первые три года жизни училища. Было тяжело строить собор и полностью обеспечивать духовную школу. Зарплаты были почти самые низкие в епархии, но все горели, вдохновляемые личным примером отца.

Из воспоминаний Сергея Борисовича Толстокулакова

Если, описывая биографию отца Александра, не указывать конкретно место очередного его служения в городах Томск, Тобольск, Новокузнецк и пр., то можно очень легко повториться в фактах восстановления очередного храма, выражениях «работал восемнадцать часов в сутки», «работал на износ», «подготовил столько-то молодых людей к пастырскому служению», «столько-то возвратил из сект в лоно православной церкви» и т.д. А сколько он душ человеческих обратил к Богу? Кто это сможет вообще сосчитать?

Период Красноярска похож на период Новосибирска. «Томск» похож на «Тобольск». «Тобольск» похож на «Новокузнецк». Не говоря уже о том, что начало восстановления Тобольской семинарии и основание Новокузнецкого училища во многом просто идентичны. Идентичны тем, что, как говорят строители, весь «нулевой цикл» строительства обеих духовных школ, самый тяжелый, реально лег и в Новокузнецке, и в далеком суровом Тобольске на плечи протоиерея Александра Пивоварова.

Все строители знают, что после «нулевого цикла» — фундамента и первого этажа — уже не так трудно и дорого строить остальные этажи любого здания. А если эту «стройку» первые восемь лет, как в Новокузнецке, финансирует лишь один собор, который сам нуждается в восстановлении, в реставрации?! В котором нет поначалу ни административного здания, ни столовой, ни гаражей, ни нормального туалета? И этот собор должен содержать духовное училище! Хочется, чтобы читатели задумались об этом и наглядно все это представили. Очень хочется!

Да, как похожи начало Тобольской семинарии и начало Новокузнецкого Духовного училища! Правда, учащиеся Новокузнецкого училища уже, слава Богу, не спали под двумя матрацами, спасаясь от лютого холода, и не таскали на свирепом морозе тяжелые бревна, как их предшественники по учебе в Тобольске. В Новокузнецке учащиеся регентского класса уже не сидели на уроках в шубах, грея свои руки у электрообогревателей, поставленных на каждом столе...

Слава Богу, в Новокузнецке уже никто не поджигал здание, плеснув, возможно для гарантии, бензина, когда уснул у входа утомленный учащийся-вахтер (помнится, звали его Виктор, учился он на регентском отделении), как это было в Тобольске... Быть может, в этом и все отличия? В Новокузнецке был тот же сумасшедший ритм жизни, какие-то полуфантастические планы о духовном учебном заведении, хотя годы отца Александра уже давали о себе знать, опять очередной прекраснейший собор... А еще конференции, диски, печатные издания, просветительские концерты хора собора (за первые пять лет их было более ста), фестивали... Кто реально и материально явился их вдохновителем и организатором? Коллектив работников Спасо-Преображенского собора во главе с его настоятелем протоиереем Александром Пивоваровым…

Из воспоминаний Галины Ивановны Кушнир, администратора НПДУ

… Было очень трудно в период становления Духовного училища. Нужно было укреплять материальную базу, доставать продукты для питания учащихся, находить благотворителей, которые могли бы материально поддержать училище. Иногда мы унывали, а батюшка, укрепляя нас, говорил:

— Маловеры, если Господу угодно училище, то оно будет стоять. Надо молиться и во всем полагаться на волю Божию. Тогда и помощь не замедлит.

И действительно, вскоре находились добрые люди, которые жертвовали училищу талоны на уголь, их уже можно было обменять на продукты.

Новое помещение под училище (на «Белых домах») мы получили в разрухе. Я недоумевала, как это можно поднять? С чего начинать? Переезжать на окраину города не хотелось. Пока мы ломали голову, как да что, батюшка уехал в Подмосковье и занял там должность директора православной гимназии.

За то, что батюшка согласился временно осуществлять общее и духовное руководство подмосковной школой, оттуда каждый месяц на счет духовного училища поступала внушительная сумма денег, которая и шла на восстановление здания.

Поставили окна, двери, произвели монтаж водопроводной и отопительной систем. Появилась сантехника, и помещения стали пригодны для учебы.

Из слова Высокопреосвященнейшего Софрония, сказанного на отпевании протоиерея Александра Пивоварова

… 10 выпусков протоиерей Александр выпустил из Училища! Он создал его. Получил в аренду здание под училище, где воспитывались наши священнослужители и регенты.

И храм Христа Спасителя, который сейчас в Орджоникидзевском районе не закончен, ведь твоя инициатива была. Ты даже по образцу храма Христа Спасителя рисовал макет и мне показывал и убеждал, что это надо сделать, с чем я конечно, бесспорно согласился. Училище укреплялось, выпуски увеличивались, и ты добился получить от Владимира Георгиевича Лаврика целое здание ПТУ для того, чтобы можно было учить больше молодежи.

За годы служения в Кузбассе отец Александр неоднократно представлялся к высоким церковным и светским орденам.

В 1997 году управляющий Кемеровской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний (Будько) представил протоиерея Александра Пивоварова к высокой Патриаршей награде — праву служения Божественной литургии при открытых Царских вратах до «Отче наш…».

Из последних наград ему были вручены медаль «За веру и добро» и медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса».

Благочинного второго Новокузнецкого округа протоиерея Александра Пивоварова высоко ценили и глубоко уважали губернатор Кузбасса А. Г. Тулеев и глава Новокузнецка С. Д. Мартин.

В своем прощальном слове глава Новокузнецка Сергей Дмитриевич Мартин выразил искреннее сожаление по поводу внезапной смерти отца Александра, так как он потерял ревностного помощника в воспитательной, образовательной, социальной деятельности.

Сергей Дмитриевич назвал отца Александра священником не просто приходского масштаба, и даже не городского, а областного. Можно добавить, что и сибирского. Ведь батюшка служил в храмах Красноярска, Томска, Новосибирска, Прокопьевска, Ачинска, Енисейска, Колывани, Тобольска, Омска, Новокузнецка. И в каждом из этих городов остались воспоминания о нем, запечатленные в храмах и сердцах.

Кузбасская Православная Духовная семинария

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Освящение Пермской Духовной семинарии

    Православная Духовная Академия и Семинария (ч.6)

Субтитры

История

Кузбасская семинария была основана 23 октября 1994 года как единственное в Кузнецком крае духовное училище .

Учебное заведение открылось по благословению приснопамятного архиепископа Софрония (Будько) , который стал ее ректором. Огромную роль в основании училища сыграл протоиерей Александр Пивоваров – первый проректор духовной школы, на которого были возложены труды по ее организации и материальному обеспечению

Первоначально духовное училище располагалось на первом этаже жилого дома в центре Новокузнецка по ул. Энтузиастов, д.19. В новоприобретенном здании, помимо мужских и женских жилых помещений, были устроены домовая церковь , библиотека, медкабинет и трапезная, здесь же проходили и учебные занятия.

Первые студенты пастырского отделения занимались по двухгодичной системе обучения, а воспитанницы регентского – по трехгодичной. Вскоре после увеличения количества студентов, для их проживания было приобретено несколько квартир в городе.

Учащиеся духовной школы проходили богослужебную практику по воскресным и праздничным дням в Спасо-Преображенском соборе Новокузнецка, а в будние дни – в семинарском храме в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , небесных покровителей духовной школы. Совместно с певцами собора из лучших певцов училища был организован сводный хор во главе с Ангелиной Александровной Толстокулаковой, который вел культурно-просветительскую деятельность, давая многочисленные концерты по разным городам Кемеровской области . Только за первые пять лет хор исполнил сотни концертов по всему Кузбассу.

В 2000 году из музыкально одаренных воспитанников училища был создан мужской хор, организатором и руководителем которого стал преподаватель училища священник Сергий Гудков. Учащиеся выступали на городских концертах и фестивалях в различных городах Кемеровской области и за ее пределами – в Новосибирске, Барнауле, Томке, Тобольске, удостаиваясь множества почетных грамот, премий и благодарственных писем и постепенно завоевывая авторитет серьезного духовного музыкального коллектива.

В 2000/2001 учебном году период обучения на пастырском отделении увеличился до трех лет, а в 2001/2002 – до четырех. Училище росло стремительными темпами: количество студентов увеличивалось с каждым годом и стены духовной школы уже с трудом вмещали всех. Это явилось причиной переезда в 2003 году в отдельное четырехэтажное здание по адресу ул. Зыряновская, д.97, где духовная школа располагается и по сей день.

На первом этаже нового здания, еще прежде переезда, был устроен храм святых апостолов Петра и Павла, покровителей духовного училища, настоятелем которого в 2000 году стал священник Николай Бурдин, тогда же назаченный проректором училища. Также в 2000 году рядом с новым зданием началось строительство храма Рождества Христова, крупнейшего мемориала, созданного в память о 67 горняках, погибших на новокузнецкой шахте «Зыряновская».

В 2004 году ректор духовного училища архиепископ Софроний выступил на заседании Священного Синода с просьбой определить себе в помощь викарного епископа. 26 марта 2005 года состоялась хиротония проректора Сретенской семинарии игумена Амвросия (Ермакова) во епископа Прокопьевского, который в том же году принял бразды правления духовной школой.

17 июля 2006 года на Кузбасскую кафедру был избран епископ Аристарх (Смирнов) , он же стал новым ректором училища. В 2007 году по инициативе Его Преосвященства на заседании Священного Синода от 27 марта Новокузнецкое духовное училище было преобразовано в Новокузнецкую православную духовную семинарию со статусом высшего учебного заведения Русской Православной Церкви .

В декабре 2009 года в Новокузнецкой семинарии было создано православное молодежное движение «Призвание».

В 2012 году на должность первого проректора семинарии и настоятеля храма Рождества Христова был назначен кандидат богословия иерей Андрей Мояренко.

30 апреля 2012 года в НПДС была открыта творческая гостиная «Очаг». Ее участники пишут стихи и прозу, устраивают поэтические мероприятия областного масштаба, посещают различные вузы и музеи, организуют различные творческие акции.

В октябре 2012 года в связи с преобразованием Кемеровской епархии в Кузбасскую митрополию Новокузнецкая духовная школа была переименована в Кузбасскую православную духовную семинарию.

22 ноября 2012 года согласно решению Ученого совета КПДС в семинарии было создано три кафедры: библейско-богословских, церковно-практических и общегуманитарных дисциплин.

25 августа 2013 года, в день празднования Собора Кемеровских святых , совпадающий с главным светским праздником Кузбасса – Днем шахтёра , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма и нового здания семинарии. Тогда же Христорождественскому храму был присвоен статус собора.

Сегодня Кузбасская семинария – это высшее учебное заведение, техническое оснащение которого отвечает самым строгим требованиям современности.

В КПДС есть несколько компьютерных классов, сеть Wi-Fi, проекторы, аудиосистемы и другое необходимое для трансляции лекций и просмотра фильмов оборудование, современные системы кондиционирования, трапезная с новейшим оборудованием и многое другое. На уроках журналистики студенты обучаются фото- и видеосъемке, работе с видео- и аудиоматериалом.

Учебный классы и классы индивидуальных занятий оснащены пианино, а большом актовом зале духовной школы стоит рояль. Почти ежедневно профессионалы своего дела проводят в Кузбасской семинарии занятия по вокалу, как индивидуальные, так и коллективные. Хор КПДС записывает диски с православными песнопениями, в том числе авторскими произведениями преподавателей духовной школы.

Студенты имеют возможность проводить свой досуг в семинарском спортзале. Кроме того, учащиеся посещают бассейн, играют в футбол, баскетбол, волейбол и прочие виды спорта, что нередко делает представителей семинарии призерами различных соревнований.

Творчество семинаристов уже не раз завоевывало сердца слушателей из Новокузнецка и других городов Сибири. Ежегодно в Кузбасской семинарии проводится множество чтений, вечеров памяти, поэтических встреч, где присутствуют самые известные сибирские поэты, некоторые из них остаются в КПДС ради общения с будущими священно- и церковнослужителями. Все это создает отличную базу для творческого развития и самореализации семинаристов.

Научная деятельность учащихся также разнообразна. Семинария проводит конференции по актуальным проблемам религиозного просвещения жителей региона, вопросам духовно-нравственного развития личности, роли и места религии в современном мире, а также ежегодные научные форумы, посвященные памяти святых новомучеников и исповедников ХХ века, творчеству Ф.М. Достоевского , а также темам, приуроченным к особым датам в жизни Церкви и Отечества.

Несколько раз в год студенты семинарии отправляются на научные конференции в Москву , Санкт-Петербург и Киев , участвуют в видеоконференциях, представляют свои работы на суд преподавателей и студентов учебных заведений Кемеровской области. Кузбасская семинария организует круглые столы и семинары, предоставляет свои площадки для различных мероприятий, участие в которых принимают представители вузов со всей Сибири.

Работу студентов в научной области курируют доктора и кандидаты как богословских, так и светских наук. Кроме того, ежегодно студенты семинарии встречаются с зарубежными профессорами, известными русскими богословами и светскими учеными.

Сейчас в Кузбасской семинарии открывается иконописная мастерская, что в свою очередь дает студентам возможность заняться иконописью и глубже почерпнуть знания об этом предмете.

Студенческое братство КПДС представляет собой большую и крепкую семью, члены которой посещают хоспис , больницы, детские дома, дома сирот и инвалидов, работают на телефоне доверия , помогают одиноким прихожанам.

Пастырское отделение КПДС, занимаясь подготовкой священно- и церковнослужителей, предоставляет студентам опытных духовных наставников, известных священников и одаренных руководителей.

Регентское отделение также создает все условия для плодотворной деятельности на ниве церковного пения: возможность учиться у профессионалов, пение в церковном хоре, опыт регентства, участие в концертах на лучших площадках Кузбасса.

Отделения семинарии

  • Пастырское (ведёт подготовку кандидатов в священнослужители)
  • Регентско-хоровое (готовит регентов и псаломщиков для церковных хоров)
  • Сектор заочного обучения для повышения уровня образования священнослужителей.

Кафедры

  • кафедра библейско-богословских дисциплин
  • кафедра церковно-практических дисциплин
  • кафедра общегуманитарных дисциплин

Примечания

Учебное заведение было открыто как духовное училище по инициативе первого управляющего приснопамятного , который был ее ректором в 1994-2006 гг., и трудами ныне покойного протоиерея Александра Пивоварова, благочинного церквей II-го Новокузнецкого округа и настоятеля Спасо-Преображенского собора г. Новокузнецка.

Небесные покровители духовной школы — святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Благодаря поддержке генерального директора ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» А.Ф. Кузнецова Преображенскому собору был передан под училище первый этаж жилого пятиэтажного здания, расположенного в центре Новокузнецка по ул. Энтузиастов, 19, в котором до этого располагался детский сад. В этом здании студенты обучались девять лет.

Все эти годы проректором училища был протоиерей Александр Пивоваров, на плечи которого и легли все заботы по организации учебного процесса и полному материальному обеспечению.

Первоначально духовная школа была открыта как двухгодичное учебное заведение. Занимались воспитанники в наспех оборудованных аудиториях, которые только со временем были обустроены для преподавания. На втором этаже этого дома было выкуплено несколько квартир для использования их в качестве студенческого общежития. Здесь же был и медкабинет, а напротив него располагались комнаты первого и второго курсов пастырского отделения. Богослужебную практику учащиеся проходили в Преображенском соборе.

Через четыре года после открытия в училище насчитывалось уже около 80 воспитанников. В 2000 году период обучения в училище увеличился до трех лет, а обучение велось по программе с целью присвоения ему статуса духовной семинарии. В том же году новокузнецкую духовную школу посетила комиссия Русской Православной Церкви во главе с .

Вскоре из музыкально одаренных воспитанников училища образовался мужской хор, организатором которого стал преподаватель училища священник Сергий Гудков.

Жилое помещение для третьего курса расположилось в бывшем читальном зале, а иногородние студенты проживали на частных квартирах по несколько человек. Некоторые такие квартиры находились в другом районе. Позже было приобретено жилье специально под общежитие училища.

В 2003 году училище переехало в четырехэтажное здание, расположенное в Орджоникидзевском районе города по ул. Зыряновская, 97.

Строительство этого здания началось еще в 1987 угольной компанией г. Новокузнецка «ОАО Кузнецкуголь» как учебного корпуса ГПТУ-50. Вскоре, в связи с экономическими трудностями угольной компании, строительные работы были прекращены на неопределенный срок.

20 марта 1999 года по просьбе управляющего епархией недостроенный каркас здания был передан в собственность Кемеровской епархии с перспективой обустройства в нем Новокузнецкого духовного училища.

Сразу после передачи на первом этаже были постелены деревянные полы, затянуты полиэтиленовой пленкой пустые оконные проемы, вставлены двери и побелены стены с потолками. На первом этаже здания был обустроен домовый храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Первым настоятелем семинарского прихода стал священник Георгий Пивоваров, которого вскоре сменил священник Николай Яким. В июне 2000 года на должность настоятеля был назначен митрофорный протоиерей Николай Бурдин, приехавший из . Он же был назначен проректором училища.

Новое здание требовало большого ремонта: вокруг был насыпан шлак уровнем до подоконника, оконные отверстия были пусты. По благословению ректора училища архиепископа Софрония организацией капитального ремонта здания с 2003 года занялся протоиерей Александр Пивоваров. По его представлению с декабря 2003 года на должность заместителя ректора по административно-хозяйственной части был назначен протоиерей Виктор Буглаков. Он же был назначен очередным настоятелем прихода.

2006-2007 учебный год для училища оказался наиболее насыщенным. В этот период на Кемеровскую кафедру был назначен , он же был назначен ректором семинарии. По его инициативе на заседании Священного Синода от 27 марта 2007 года Новокузнецкое духовное училище было преобразовано в Новокузнецкую духовную семинарию со статусом высшего ученого заведения Русской Православной Церкви.

В октябре 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новокузнецкая духовная семинария была переименована в Кузбасскую духовную семинарию.

23 августа 2012 года состоялось долгожданное событие — свои двери для прихожан распахнул новый , выстроенный рядом с семинарией как главный в области мемориал памяти погибших шахтеров.

25 августа 2013 года новое здание семинарии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сегодня Кузбасская духовная семинария имеет два отделения: пастырское и регентское.

Пастырское отделение готовит священно- и церковнослужителей. Срок обучения 5 лет. Принимаются только лица мужского пола в возрасте от 18 лет до 35 лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

На отделении изучается около 40 предметов. Особенно подробно преподаются богословские дисциплины. Из светских предметов даются знания по философии, истории России, риторике, педагогике и психологии. Помимо русского и церковнославянского языка изучаются английский, латинский и древнегреческий.

Регентское отделение готовит руководителей церковных хоров (малых и больших). Срок обучения — 3 года. При поступлении абитуриенту желательно иметь музыкальное образование.

Из специальных дисциплин преподаются: библейская история, катехизис, церковнославянский язык, Священное Писание Нового Завета, общая церковная история, история Русской Церкви, церковный устав, церковное пение, история церковного пения. А из музыкальных — элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, дирижирование, фортепиано, постановка голоса, хоровой класс, хороведение, хоровая аранжировка, анализ музыкальных форм.

В храме семинарии воспитанники проходят богослужебную практику.

В семинарии действуют три хора: смешанный, мужской и сводный.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»