Высший церковный совет русской православной церкви. Глава V

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС - церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета.

В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

В состав ВЦС, возглавляемого, как и Свящ. Синод, Святейшим Патриархом, входило в соответствии с определением Собора «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» 15 членов, в т. ч. 3 архиерея из состава Свящ. Синода, к-рые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместного Собора на 3-летний межсоборный срок 1 монах из монастырских иноков, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. В ВЦС из числа клириков могли быть избраны пресвитеры, диаконы и псаломщики, а также лица, не участвовавшие в Соборе, в случае их согласия. Вместе с членами ВЦС избирались также в равном числе заместители, к-рые должны были в межсоборный период заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов ВЦС в порядке очереди, определяющейся количеством голосов, поданных на Соборе при избрании заместителей членов ВЦС. При этом выбывшими признавались (помимо скончавшихся) также те члены ВЦС, к-рые больше месяца не посещали заседаний без уважительной причины.

Дела в ВЦС решались общим согласием или большинством голосов, при этом в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. В соответствии с соборным определением никто из присутствовавших не мог отказаться от голосования. В определении Собора содержалось положение о том, что если Патриарх признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, то он может заявить протест на том же заседании, затем его необходимо изложить в письменном виде и передать в 3-дневный срок. По истечении 7 дней со времени подачи протеста дело вновь должно было рассматриваться ВЦС. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение ближайшего Поместного Собора либо Патриарх действует по своему усмотрению. Но принятое им т. о. решение выносится на рассмотрение очередного или чрезвычайного Поместного Собора, от к-рого и зависит окончательное разрешение вопроса. При этом такое право предоставлено было исключительно Патриарху, но не замещающим его по тем или иным обстоятельствам иерархам в качестве председательствующих на заседаниях ВЦС.

Избрание членов ВЦС состоялось 8 дек. 1917 г. Выдвинуто было 77 кандидатов из белого духовенства, 17 из числа монашествующих и 104 мирянина. Членами ВЦС Собор избрал от монашествующих архим. Виссариона, получившего 220 голосов; от клириков из белого духовенства - протопресвитеров Георгия Шавельского (204 голоса) и Николая Любимова (170 голосов), протоиереев Александра Санковского (216 голосов), Алексия Станиславского (199 голосов), псаломщика Александра Куляшева (170 голосов); от мирян - профессоров С. Н. Булгакова (210 голосов), И. М. Громогласова (169 голосов) и П. Д. Лапина (152 голоса), кн. Е. Н. Трубецкого (156 голосов), А. В. Карташёва (173 голоса) и С. М. Раевского (161 голос). Заместителями членов ВЦС были избраны архим. Алексий (Житецкий), протоиереи Петр Миртов , Павел Лахостский , Павел Соколов, Константин Агеев и свящ. Сергий Верховский, профессора П. П. Кудрявцев , И. И. Соколов , Л. И. Писарев , кн. Г. Н. Трубецкой , П. И. Астров. В соответствии с соборным определением 3 члена ВЦС из числа архиереев не избирались Собором, а делегировались Свящ. Синодом из собственного состава.

В последние годы заседания ВЦС проводились нерегулярно и далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных гражданской войной и гонениями на Церковь. Заседания Синода, а также «соединенные присутствия» органов Высшего церковного управления под председательством Патриарха проходили в основном в патриаршей резиденции на Троицком подворье. ВЦС проводил заседания в епархиальном доме, где также размещалась канцелярия Высшего церковного управления. За годы гражданской войны большинство членов ВЦС выбыло по разным причинам. Так, на совместном заседании Свящ. Синода и ВЦС, состоявшемся 20 нояб. 1920 г. под председательством Святейшего Патриарха свт. Тихона , когда принято было исключительно важное постановление о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности Высшего церковного управления, ВЦС представлен был помимо председателя и делегированных Синодом епископов митр. Владимирского Сергия (Страгородского) , митр. Крутицкого Евсевия (Никольского) и архиеп. Гродненского Михаила (Ермакова) лишь 3 членами: протопресв. Н. Любимовым, прот. А. Станиславским и А. Куляшевым.

В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока утрачены были полномочия членов ВЦС, избранных на 3 года, равно как и членов Свящ. Синода, большинство к-рых выбыло уже ранее этого срока. Свт. Тихон, однако, и после этого созывал заседания Свящ. Синода и ВЦС, в к-рых участвовало лишь меньшинство членов этих органов Высшего церковного управления. После ареста свт. Тихона 9 мая 1922 г. ВЦС не созывался.

Попытка возобновить деятельность ВЦС была предпринята в 1924 г. в связи с переговорами с одним из обновленческих лидеров Владимиром Красницким о преодолении раскола. Красницкий приехал в Москву из Петрограда в марте 1924 г. и в течение 6 недель вел переговоры с Патриархом свт. Тихоном и его ближайшими помощниками. 19 мая по окончании переговоров он подал заявление на имя Патриарха с просьбой о принятии его вместе с «собратьями» в молитвенно-каноническое общение и о благословении «потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора» (цит. по: Шишкин А . А . Сущность и крит. оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970. С. 254).

21 мая Святейший Патриарх Тихон и Временный Патриарший Синод вынесли постановление об образовании на срок впредь до созыва очередного Поместного Собора нового, расширенного Синода и ВЦС, в к-рый наряду со священнослужителями и с мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Этим указом членами ВЦС были назначены митрополиты Уральский Тихон (Оболенский) , Тверской Серафим (Александров) , Крутицкий Петр (Полянский) , «протопресвитер» Владимир Красницкий, протоиереи Александр Смирнов, Иоанн Артоболевский, Василий Виноградов, Димитрий Боголюбов, Николай Братановский, Вячеслав Немов, Василий Архангельский, архим. Анемподист (Алексеев), миряне Александр Рахманов и Василий Белоликов. Достигнута была и договоренность о созыве Собора с участием обновленцев из числа сторонников Красницкого. 29 мая 1924 г. появилось воззвание о подготовке 2-го Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев.

Во время переговоров Красницкий требовал сохранить за ним звание «протопресвитера», полученное в расколе, и предоставить ему должность зам. председателя ВЦС. Поведение Красницкого вызвало возмущение у сотрудников Патриарха. Еп. Венедикт (Плотников) , управляющий Петроградской епархией, заявил, что он категорически отказывается принять в общение Красницкого. Митр. Казанский и Свияжский сщмч. Кирилл (Смирнов) , вернувшийся в Москву из ссылки, в беседе с Патриархом не одобрил достигнутой договоренности. После этого позиция патриаршего Синода на продолжавшихся переговорах с Красницким стала более жесткой: ему отказали в должности зам. председателя ВЦС и поставили главным условием воссоединения и созыва Собора публичное покаяние и переосвящение обновленческих храмов. Для Красницкого это требование оказалось неприемлемым, и переговоры прекратились. В интервью корреспонденту «Известий» Патриарх объяснил прекращение переговоров об образовании ВЦС отсутствием помещения для работы, а несколько ранее (1 июля) он распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа. Резолюцией, положенной 9 июля 1924 г. на адресе елисаветградского духовенства Патриарху, он объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным. С тех пор ВЦС в РПЦ никогда более не образовывался.

Ист.: Деяния Второго всезарубежного Собора. Белград, 1939; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни. П., 1947. М., 1994п; Вениамин (Федченков), митр . На рубеже двух эпох. М., 1994; Акты свт. Тихона. С. 91-93, 101-102, 103, 109, 111, 115, 116, 118, 125, 127, 129, 158, 165, 169, 177, 192, 193, 215, 318, 325; Собор, 1918. Деяния. Т. 5. С. 3-5, 60-115, 117-124, 295-304, 325-334, 360-367, 370-374; Там же. Определения. С. 7-11, 13-16.

Лит.: Троицкий С . В . О неправде карловацкого раскола. П., 1960; Johannes Chrysostomus (Blaschkewitz), hierom . Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. Münch., 1965-1968. 3 Bde; Стратонов И . А . Рус. церк. смута (1921-1931) // Из истории Христ. Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172. (МИЦ; 5); Цыпин В ., прот . Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996

Прот. Владислав Цыпин

В специальном материале, посвященном современному состоянию церкви, БГ изучил разные аспекты жизни РПЦ - от экономики приходов и православного искусства до быта священников и внутрицерковного инакомыслия. А кроме того, опросив экспертов, составил краткую блок-схему устройства РПЦ - с основными героями, институциями, группировками и меценатами

Патриарх

Глава Русской православной церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» (но с точки зрения христианского богословия глава церкви - Христос, а патриарх - предстоятель). Его имя поминается во время главного православного богослужения, литургии, во всех храмах РПЦ. Патриарх де-юре подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам: он «первый среди равных» епископов и управляет только Московской епархией. Де-факто же церковная власть очень сильно централизована.

Русскую церковь не всегда возглавлял патриарх: его не было с крещения Руси в 988 году до 1589 года (управлялась митрополитами Киевскими и Московскими), с 1721 до 1917 года (управлялась «Ведомством православного исповедания» - Синодом во главе с обер-прокурором) и с 1925 до 1943 года.

Священный синод занимается кадровыми вопросами - в том числе избранием новых епископов и перемещением их из епархии в епархию, а также утверждением состава так называемых патриарших комиссий, занимающихся канонизацией святых, делами монашества и проч. Именно от имени Синода осуществляется главная церковная реформа патриарха Кирилла - разукрупнение епархий: епархии делятся на более мелкие - считается, что так ими легче управлять, а епископы становятся ближе к народу и к духовенству.

Синод cозывается несколько раз в год и состоит из полутора десятков митрополитов и епископов. Двое из них - управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион - считаются самыми влиятельными людьми в патриархии. Глава Синода - патриарх.

Коллегиальный высший орган управления церковью. В нем представлены все слои церковного народа - делегаты от епископата, белого духовенства, монахов обоих полов и мирян. Поместным собор называется, чтобы отличить его от Вселенского, на котором должны собираться делегаты от всех шестнадцати православных церквей мира для решения общеправославных вопросов (однако Вселенский собор не проводился с XIV века). Считалось (и было закреплено в уставе церкви), что именно поместным соборам принадлежит высшая власть в РПЦ, фактически же за прошедшее столетие собор созывался только для выборов нового патриарха. Эта практика была окончательно узаконена в новой редакции устава РПЦ, принятой в феврале 2013 года.

Разница не просто формальная: идея Поместного собора - в том, что в церковь входят люди разных званий; хотя они и не равны друг другу, но церковью становятся только вместе. Эту идею принято называть соборностью, подчеркивая, что такова природа именно православной церкви, в отличие от католической с ее жесткой иерархией. Сегодня эта идея все менее популярна.

Съезд всех епископов Русской церкви, который проходит не реже чем раз в четыре года. Именно Архиерейский собор решает все главные церковные вопросы. За три года патриаршества Кирилла число архиереев увеличилось примерно на треть - сегодня их около 300. Работа собора начинается с доклада патриарха - это всегда самая полная (в том числе и статистическая) информация о состоянии дел в церкви. На заседаниях, кроме архиереев и узкого круга сотрудников патриархии, не присутствует никто.

Новый совещательный орган, создание которого стало одним из символов реформ патриарха Кирилла. По задумке - крайне демократический: в него входят эксперты-специалисты из разных областей церковной жизни - епископы, священники и миряне. Есть даже несколько женщин. Состоит из президиума и 13 тематических комиссий. В Межсоборном присутствии готовят проекты документов, которые потом обсуждаются в открытом доступе (в том числе в специальном сообществе в «Живом журнале»).

За четыре года работы самые громкие дискуссии разгорелись вокруг документов о церковнославянском и русском языке богослужения и положения о монашестве, которое посягало на устройство жизни монашеских общин.

Новый, довольно загадочный орган церковного управления, создан в 2011 году в ходе реформ патриарха Кирилла. Это своего рода церковный кабинет министров: в него входят все руководители синодальных отделов, комитетов и комиссий, возглавляет ВЦС патриарх. Единственный орган высшего церковного управления (кроме Поместного собора), в работе которого принимают участие миряне. На заседания ВЦС не допускается никто, кроме членов совета, его решения никогда не публикуются и строго засекречены, узнать о ВЦС хоть что-нибудь можно только из официальных новостей на сайте патриархии. Единственное публичное решение ВЦС - заявление после оглашения приговора Pussy Riot, в котором церковь дистанцировалась от решения суда.

У церкви есть своя судебная система, состоит она из судов трех инстанций: епархиального суда, Общецерковного суда и суда Архиерейского собора. Она занимается вопросами, которые не входят в компетенцию светского правосудия, то есть определяет, влечет ли проступок священника канонические последствия. Так, священник, даже по неосторожности совершивший убийство (например, в ДТП), может быть оправдан светским судом, но должен будет снять с себя сан. Впрочем, в большинстве случаев до суда дело не доходит: прещения (наказания) к клирикам применяет правящий архиерей. Но если священник не согласен с наказанием, то может обратиться в Общецерковный суд. Как проходят эти суды, неизвестно: заседания всегда закрытые, ход заседания и аргументы сторон, как правило, не обнародуются, хотя решения всегда публикуются. Нередко в тяжбе архиерея со священником суд становится на сторону священника.

При Алексии II возглавлял Управление делами Московской патриархии, был главным соперником митрополита Кирилла на выборах патриарха. Ходят слухи о том, что Администрация президента ставила именно на Климента и что его связи в кругах, близких Путину, остаются. После поражения получил в управление издательский совет патриархии. При нем был введен обязательный гриф издательского совета для книг, продающихся в церковных лавках и через церковные сети распространения. То есть де-факто была введена цензура, к тому же оплачиваемая, так как издатели платят совету за рецензирование своих книг.

Церковное министерство финансов под руководством епископа Подольского Тихона (Зайцева); абсолютно непрозрачная институция. Тихон известен тем, что создал систему тарифной сетки взносов, которые храмы отчисляют в патриархию в зависимости от их статуса. Главное же детище епископа - так называемая программа «200 храмов» по ударному возведению двухсот храмов в Москве. Восемь из них уже построено, в ближайших планах значится еще 15. Под эту программу бывший первый заммэра Москвы Владимир Ресин был назначен советником Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства.

Фактически - министерство специального духовного образования: ведает духовными семинариями и академиями. Руководит учебным комитетом архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии. Комитет пытается договориться с государством об аккредитации духовных школ как вузов и переходе на Болонскую систему - процесс идет непросто. Недавняя внутрицерковная инспекция показала, что из 36 семинарий только 6 в состоянии стать полноценными вузами. При этом патриарх Кирилл, придя к власти, запретил рукополагать в священники кандидатов, не окончивших семинарию. Также в РПЦ есть несколько вузов для мирян. Самый известный из них - Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где учатся на филологов, историков, богословов, социологов, искусствоведов, педагогов и т.д.

19 лет проработал в ведомстве митрополита Кирилла, а до этого - у митрополита Питирима в издательском отделе. Занимался преимущественно межхристианскими отношениями и экуменизмом, регулярно ездил в загранкомандировки и был вхож в самые разнообразные церковные и политические круги мира. В 2009 году, после ревностного участия в избирательной кампании патриарха Кирилла, получил в распоряжение новый синодальный отдел - по взаимоотношениям церкви и общества. Многие ждали, что Чаплина сразу сделают епископом, однако этого не случилось даже спустя 4 года. Чаплин покровительствует разным общественным и церковно-общественным группам, начиная от Союза православных женщин и заканчивая байкерами. Регулярно делает скандальные заявления в СМИ.

Управляющий делами - одна из самых статусных должностей в Русской православной церкви. Два патриарха - Пимен и Алексий II - и один глава автономной церкви - митрополит Киевский Владимир (Сабодан) - были перед своим избранием управляющими делами. Однако предыдущему управделами, митрополиту Клименту, должность не помогла занять патриаршую кафедру. Сегодня Управлением делами руководит митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, а его заместителем и руководителем контрольно-аналитической службы стал архимандрит Савва (Тутунов), которого журналисты называют инквизитором. Именно в ведомство отца Саввы стекаются доносы и сигналы о неблагополучии в приходах. Новость о том, что в епархию едет делегация во главе с архимандритом, вызывает на местах трепет. Архимандрит Савва вырос в Париже, учился математике в Университете Париж-Юг и был пострижен в монахи. Потом приехал в Россию учиться в духовной академии, был замечен и к 34 годам сделал стремительную церковную карьеру. Входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и подготовке документов, регулирующих управление церковью.

Главный в РПЦ по благотворительности. Еще в 1990-е руководил социальной работой в Московской епархии, создал сестричество, училище сестер милосердия. Был настоятелем храма Cвятого царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При Кирилле стал епископом и возглавил Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. В его ведении находятся церковные больницы, богадельни, программы помощи наркозависимым и многое другое. Прославился его отдел во время пожаров 2010 года, когда на его базе был развернут московский штаб сбора помощи погорельцам и добровольцам, работавшим на тушении.

Возглавляет Синодальный информационный отдел (СИНФО), нечто среднее между пресс-службой церкви (у патриарха есть личная пресс-служба) и Администрацией президента. Легойда - единственный «пиджачник» в Высшем церковном совете и среди руководителей синодальных отделов (так в церкви называют мирян, затесавшихся на высокие церковные должности). До того как возглавить СИНФО, работал завкафедрой международной журналистики МГИМО и больше 10 лет издавал православный глянцевый журнал «Фома». СИНФО занимается церковным пиаром и готовит специально для патриарха мониторинг СМИ и блогов. Кроме того, ведомство Легойды проводит в регионах тренинги для церковных журналистов и работников епархиальных пресс-служб.

Митрополит Иларион считается одним из наиболее близких к патриарху Кириллу и влиятельных архиереев. Он из интеллигентной московской семьи, учился в Московской консерватории, Духовной академии, стажировался в Оксфорде. Богослов, телеведущий, руководитель Общецерковной аспирантуры и докторантуры, композитор: основанный им Синодальный хор (руководитель - школьный друг митрополита) исполняет его произведения по всему миру. Возглавляемый Иларионом ОВЦС - это «церковный МИД», который занимается контактами с другими православными и христианскими церквями, а также межрелигиозными отношениями. Им всегда руководили самые амбициозные и известные архиереи. Будущий патриарх Кирилл возглавлял ОВЦС 20 лет - с 1989-го по 2009-й.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

наместник Сретенского монастыря

В больших городах играет значительную роль в церковной жизни. Часть этой интеллигенции - члены или дети членов нелегальных церковных общин, существовавших в советское время. Во многом именно они обеспечивают преемственность традиционных форм церковной жизни. Православный Свято-Тихоновский университет, одно из крупнейших православных учебных заведений в мире, был создан в начале 1990-х одним из таких интеллигентских кругов. Но сегодня интеллигенция последовательно критикует ту становящуюся де-факто официальной идеологию, которую можно назвать православно-патриотической. Церковная интеллигенция чувствует себя отторгнутой и невостребованной, хотя некоторые ее представители работают в Межсоборном присутствии.

Настоятель храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной, напротив Кремля. Когда-то начинал алтарником у Александра Меня, потом стал духовным чадом знаменитого старца Иоанна Крестьянкина; несколько лет был настоятелем деревенского храма в Курской области, куда к нему ездила московская интеллигенция. Известность получил в качестве духовника Светланы Медведевой, которая задолго до того, как стать первой леди, начала ходить в Софийский храм. Старостой в приходе отца Владимира работает актриса Екатерина Васильева, а сын Васильевой и драматурга Михаила Рощина Дмитрий служит священником в другом храме, где настоятелем также числится Волгин. Одна из самых ревностных прихожанок - жена Ивана Охлобыстина Оксана с детьми. Несмотря на богемный состав прихода, протоиерей Владимир Волгин слывет чуть ли не самым строгим духовником Москвы. Его приход полон многодетных семей.

Один из самых влиятельных белых священников (не монахов) в Русской церкви. Очень популярен среди паствы: сборники его проповедей в виде книг, аудио- и видеозаписей расходятся с 1990-х годов миллионными тиражами. Один из самых популярных православных комментаторов в СМИ. Ведет свой видеоблог и передачу на православном телеканале «Спас». Один из главных выразителей православно-патриотической идеологии. При патриархе Алексии протоиерея Димитрия в шутку называли «настоятель всея Москвы», потому что он был настоятелем одновременно восьми храмов. Он же произносил прощальное слово на отпевании патриарха Алексия. При Кирилле у него забрали один из крупных храмов - Святителя Николая в Заяицком - и в марте 2013 года освободили от должности председателя Синодального отдела по связям с вооруженными силами, которым он руководил с самого его основания в 2000 году, отвечая за введение в армии института капелланов. Главный борец с абортами и контрацепцией; гордится, что у него на приходе рождаемость «как в Бангладеш».

Прихожане церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, которая находится напротив храма Христа Спасителя, между Домом на набережной и «Красным Октябрем», создавшие новый милитаристский православный стиль. Крепкие мужики в берцах и майках «Православие или смерть». Крайние консерваторы, выступают против ИНН, биометрических паспортов, ювенальной юстиции и современного искусства. Почитают неканонизированных святых, в том числе погибшего в Чечне солдата Евгения Родионова.

Церковные бюджеты на всех уровнях держатся на пожертвованиях благотворителей. Это самая закрытая сторона церковной жизни.

Крупные (и публичные) церковные спонсоры

Владелец компании «Ваш финансовый попечитель» и агрохолдинга «Русское молоко». Спонсирует строительство храмов, выставки иконописи и пр. Сотрудников заставляет слушать курсы православной культуры, велел всем замужним и женатым работникам обвенчаться. Освятил на территории своего предприятия часовню в честь Ивана Грозного, которого в Русской церкви не канонизировали и не собираются.

Президент ОАО «РЖД» - председатель попечительского совета Фонда святого Андрея Первозванного (ФАП), который финансировал принесение в Россию мощей святой великой княгини Елизаветы Федоровны, десницы Иоанна Крестителя, мощей апостола Луки и пояса Пресвятой Богородицы. ФАП также оплачивает поездки випов за благодатным огнем в Иерусалим, программу возрождения Марфо-Мариинской обители в Москве, на его средства построены несколько храмов во имя святого Александра Нев-ского на границах России.

Основатель инвестиционного фонда Marshall Capital и основной миноритарий «Ростелекома». Созданный им Фонд святителя Василия Великого финансирует московские и подмосковные храмы, реставрацию монастырей, оплатил ремонт здания ОВЦС. Главное детище фонда - гимназия Василия Великого, элитное учебное заведение в подмосковной деревне Зайцево, стоимость обучения в которой составляет 450 тысяч рублей в год.

Вадим Якунин и Леонид Севастьянов

Председатель совета директоров фармкомпании «Протек» и член совета директоров этого ОАО основали Фонд святителя Григория Богослова. Фонд содержит синодальный хор, общецерковную аспирантуру, финансирует некоторые проекты ОВЦС (преимущественно заграничные поездки митрополита Илариона), организует выставки икон в разных странах. На балансе фонда - православная гимназия в Муроме и программа возрождения святынь Ростова Великого.

Ранее неизвестная церковной общественности молодежь, которая использует радикальные формы публичных манифестаций (перформансы, акции) для «защиты православия». Некоторые священники, в том числе и протоиерей Всеволод Чаплин, весьма благосклонно относятся к агрессивному активизму. И даже налеты на офис партии «Яблоко» и Дарвиновский музей не вызывали однозначного осуждения со стороны официальных церковных властей. Лидер активистов - Дмитрий «Энтео» Цорионов.

В 1990-х - начале 2000-х был самым ярким и успешным церковным миссионером, ездил с лекциями о православии по всей стране, организовывал диспуты, участвовал в ток-шоу на телевидении. Написал несколько богословских работ, в частности - о разоблачении учения Рерихов. Больше 15 лет преподает на философском факультете МГУ, на его лекциях обычно негде сесть. Зимой 2008–2009 годов активно агитировал за избрание митрополита Кирилла патриархом, писал разоблачительные статьи о его главном конкуренте на выборах - митрополите Клименте. За это после избрания патриарх наградил его почетным саном протодиакона и дал поручение написать учебник «Основы православной культуры» для 4–5-х классов школ. Именно учебник Кураева рекомендован Министерством образования как основное пособие по курсу ОПК. Однако в 2012 году протодиакон стал все чаще расходиться с позицией церковных чиновников. В частности, сразу после выступления Pussy Riot в храме Христа Спасителя призвал «накормить их блинами» и отпустить с миром; в ходе суда неоднократно напоминал о милосердии. После этого стали говорить о том, что Кураев впал в немилость. Присутствие его в СМИ существенно сократилось, но блог в ЖЖ остается самым популярным блогом священнослужителя.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Считается одним из лидеров церковных либералов (несмотря на традиционность и даже консервативность богословских взглядов). Отчасти это связано с составом прихода: интеллигенция, художники, музыканты. Но во многом - с выступлениями отца Алексия в СМИ. В 2011 году он опубликовал на сайте «Православие и мир» текст «Немолчащая церковь» о приоритете нравственного начала в отношениях церкви с народом и государством, предсказав проблемы, с которыми церковь столкнулась в следующие годы. После этой статьи развернулась дискуссия о месте интеллигенции в церкви. Главным оппонентом отца Алексия выступил протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что интеллигенция - это евангельские фарисеи.

  1. Высший Церковный Совет является исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде. В период междупатриаршества Высший Церковный Совет действует при Местоблюстителе и Священном Синоде.
  2. Высший Церковный Совет подчиняется и подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси (Местоблюстителю) и Священному Синоду.
  3. Высший Церковный Совет рассматривает:

а) вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви и церковных средств массовой информации;

б) вопросы взаимоотношений Церкви с государством, обществом, Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями и нехристианскими религиями;

в) вопросы церковного управления и хозяйствования;

г) иные вопросы, переданные на рассмотрение Высшего Церковного Совета Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем).

  1. В задачи Высшего Церковного Совета входит:

а) координация деятельности синодальных и иных общецерковных учреждений;

б) обсуждение текущих вопросов церковной жизни, требующих согласованных действий со стороны синодальных и иных общецерковных учреждений;

в) принятие мер к исполнению определений Поместных и Архиерейских Соборов, постановлений и определений Священного Синода, указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).

  1. Высший Церковный Совет:

а) заслушивает доклады руководителей или представителей синодальных и иных общецерковных учреждений о деятельности этих учреждений;

б) в пределах своей компетенции дает поручения синодальным учреждениям Русской Православной Церкви и контролирует их исполнение;

в) вносит предложения на рассмотрение Священного Синода или Межсоборного Присутствия.

  1. Высший Церковный Совет состоит из председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), членов Высшего Церковного Совета по должности, а также членов, назначенных Священным Синодом в порядке, установленном Положением о Высшем Церковном Совете.
  2. Членами Высшего Церковного Совета по должности являются руководители синодальных учреждений, перечисленных в статье 6 главы VIII настоящего Устава. В случае оставления ими должности они перестают быть членами Высшего Церковного Совета.
  3. Священный Синод может по представлению Патриарха Московского и всея Руси назначить членов Высшего Церковного Совета из числа руководителей подразделений Московской Патриархии, синодальных или иных общецерковных учреждений. Члены Высшего Церковного Совета, назначенные Священным Синодом, могут быть выведены из состава Высшего Церковного Совета на основании определения Священного Синода по представлению Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя).
  4. Порядок деятельности Высшего Церковного Совета определяется Положением о Высшем Церковном Совете, утверждаемым Священным Синодом.
Руководители Председатель http://www.izdatsovet.ru/

Издательский совет Русской православной церкви - один из Синодальных отделов Московского Патриархата ; в современном виде создан в 1994 году. В задачи Совета входит координация деятельности православных издательских организаций, оказание методической, правовой, организационной и иной помощи как церковным, так и светским издательствам . В состав Совета входит Коллегия по рецензированию и экспертной оценке, задачей которой является определение соответствия православному вероучению литературы, которая планируется к распространению в Церкви .

История

Современный Издательский совет Русской Православной Церкви явился правопреемником Издательского отдела Русской Православной Церкви, созданного в феврале 1945 года постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года. На данный отдел была возложена обязанность по выпуску церковных календарей, Священного Писания, богослужебной литературы, пособий для церковно- и священнослужителей и других книг, необходимых для церковной жизни. В 1956 году Издательский отдел впервые после 1917 года издал в стране Библию .

Изначально Отдел находился в помещениях Московской Патриархии. При митрополите Николае (Ярушевиче) ему были выделены помещения в Новодевичьем монастыре (в Лопухинском корпусе и при Успенском храме), а в период руководства Отделом митрополитом Питиримом (Нечаевым) для него было построено трёхэтажное здание на Погодинской улице (освящено 22 сентября 1981 года).

Издательские функции, которые раньше лежали на Отделе, решением Священного Синода от 22 февраля 1995 года были возложены на созданное Издательство Московской Патриархии. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 1999 года Издательскому совету был присвоен статус синодального отдела. Определением Архиерейского собора 2000 года на Совет были возложены дополнительные функции:

Издательскому Совету предписывается иметь попечение о богословском, научном, духовном и эстетическом уровне литературы, выпускаемой епархиями и иными каноническими церковными подразделениями, которые, в свою очередь, должны неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет.

Кроме этого Собор определил, что с Издательским советом должны согласовываться все издания богослужебной литературы.

Руководители

  • 1945-1947 - патриарх Московский и всея Руси Алексий I
  • 1947-1960 - митрополит Николай (Ярушевич)
  • 1960-1963 - митрополит Никодим (Ротов)
  • 1963-1995 - митрополит Питирим (Нечаев)
  • 1995-2000 - епископ Тихон (Емельянов)
  • 2000-2009 - протоиерей Владимир Силовьев
  • с 2009 года - митрополит Климент (Капалин)

Деятельность по рецензированию изданий

В соответствии с решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года Издательскому совету было поручено обязательное рецензирование всех изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли.

На заседаниях Издательского совета было принято решение считать невозможным распространение следующих книг через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть, поскольку в них содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви.

  1. Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий. - Изд-во «Псалтирь», 2004.
  2. Ах, мама, маменька… - Изд-во «Приход», 2006.
  3. Иеромонах Трифон . Чудеса последнего времени. - Арзамас, 2003.
  4. Дорога к старцу. - СПб., 2004.
  5. По вере вашей да будет вам… - СПб., 2006.
  6. Приидите ко мне все труждающиеся… - СПб., 2006.
  7. Емельянова Л. Бог говорит избранникам своим… - СПб., 2006.
  1. Архимандрит Петр (Кучер) . Блюдите убо, како опасно ходите. Сборник статей и проповедей. - Боголюбово, 2006.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

    - … Википедия

    Священный синод Русской православной церкви (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

    Учебный комитет синодальное учреждение Русской Православной Церкви. В 1867 1918 годах существовал Учебный комитет при Святейшем Синоде. В своем нынешнем виде Учебный комитет был создан 4 апреля 1946 года, в один день с Отделом внешних… … Википедия

    Синодальные учреждения Русской православной церкви учрежден Русской православной церкви, действующие при Священном синоде. Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и… … Википедия

    Отдел религиозного образования и катехизации Адрес: 127051 г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2. Высоко Петровский монастырь. Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальные языки … Википедия

    СИНФО Адрес: 109004 г. Москва, Андреевская набережная, 2 Тип организации: синодальный отдел Мос … Википедия

    Издательский совет Русской православной церкви Адрес: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2 Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальный язык … Википедия

    Издательский совет Русской православной церкви Адрес: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2 Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальный язык: русский … Википедия

    Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству консультативный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его… … Википедия

Книги

  • Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры , Ведерников Анатолий Васильевич. Книга А. В. Ведерникова 171;Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры 187;представляет собой курс лекций по истории русской религиозной мысли, прочитанный автором в…

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
     Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
     В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В этот юбилейный год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
     Под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пятнадцатого Патриарха в истории Русской Православной Церкви , избранного в 1990 году, совершается всестороннее возрождение церковной жизни. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 132 (136 с учетом Японской Автономной Православной Церкви) епархии в различных государствах, более 26600 приходов, (из них в Россиии 12665). Пастырское служение осуществляют 175 архиереев, в том числе 132 епархиальных и 32 викарных; 11 архиереев находятся на покое. Действует 688 монастырей, (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ и в 2-х епархиях - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Также действуют церковно-приходские воскресные школы при большинстве приходов.
    
     Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
     Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
     Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
     Священный Синод , возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
     Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.
    
     Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения . К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
     Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют: Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья; Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в интернете; Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал "Церковь и время". С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
     Издательский совет Московского Патриархата - коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает "Журнал Московской Патриархии" и газету "Церковный вестник" - официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник "Богословские труды", официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Силовьев.
     Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Верейский Евгений.
     Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
     Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на общецерковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Московского (5-й Градской больницы). В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
     Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Председатель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
     Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырское окормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
     Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
    
     Русская Православная Церковь разделяется на Епархии - местные церкви , возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
     Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви , находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
     Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
     Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
     Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
    
     Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты . В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви . Их создание и определение их границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий). Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
    Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.
    Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви является Высокопреосвященный Даниил, Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Избрание Предстоятеля совершается Поместным Собором Японской Автономной Православной Церкви, состоящим из всех ее епископов и представителей клира и мирян, избранных на этот Собор. Кандидатура Предстоятеля утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви поминает Святейшего Патриарха за богослужениями.
    Китайская Автономная Православная Церковь в настоящее время состоит из нескольких общин православных верующих, не имеющих постоянного пастырского окормления. До проведения Собора Китайской Автономной Православной Церкви архипастырское попечение о ее приходах осуществляется Предстоятелем Русской Православной Церкви в соответствии с действующими канонами.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»