Упражнения на развитие креативного мышления. Развитие творческого мышления

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Упражнения для развития творческого мышления,

Памяти, сообразительности и интеллекта

В этой книге помещено множество новейших тестов, которые помогут вам развить ваш интеллект. Самые разнообразные головоломки и тесты охватывают такие сферы интеллекта, как творческое мышление, логическое мышление, сообразительность и память. Здесь вы найдете подсказки, а также ответы на задания.

Введение

Немного о человеческом мозге

Творческое мышление

Память Головоломки Сообразительность

Тестирование интеллекта

Подсказки

Введение

Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания; мозг формирует нашу речь, навыки, мысли, чувства, и в то же время именно этой частью своего тела мы, вероятно, больше всего склонны пренебрегать.

Это замысловатое сплетение нервов и нервных окончаний, орган, возникший за сотни лет эволюции, каким-то образом умеет управлять всеми системами нашего тела, в то же время обрабатывая мощный поток новой информации и приобретая новые навыки.

Многие люди воспринимают свой мозг как нечто само собой разумеющееся. Они совершенно искренне считают, что умственные способности даются от рождения и что для их улучшения ничего нельзя сделать. Эта книга ставит своей целью наглядно продемонстрировать, что это не так и что ваш умственный потенциал можно значительно увеличить, а мозг использовать в полной мере.

Гимнасты, например, оттачивают свое мастерство постоянными тренировками. Мы же приводим упражнения для ума, выполняя которые, можно натренировать свой мозг подобно тому, как тренируются мышцы.



Мы не собирались писать учебник о строении мозга и его работе, однако порой очень важно понимать, как устроен мозг. Поэтому мы посвятили его устройству несколько страниц во второй главе

«Немного о человеческом мозге». В оставшейся части книги вы найдете большое количество занимательных задач и упражнений на все основные области умственной деятельности: творческое мышление, память, логическое мышление, сообразительность и интеллект. Упражнения подобраны и представлены так, чтобы занятия приносили вам удовольствие.

Исследуя новые области, интересуясь неизвестным, занимаясь самообразованием, можно расширить


горизонты своего разума. Мы надеемся, что эта книга станет своего рода отправной точкой на этом пути.

Творческое мышление

Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое

(правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то - художника, а кто-то - спортсмена. Так, юный Моцарт

начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860-1961), которую еще называют Бабуля Мозес, - американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым.

Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех молодых людей. Однако это не всегда оказывается возможным. Часто в наш век узкой специализации какой-то один талант человека направляется в русло определенной профессиональной деятельности, а все остальные скрытые таланты молодости затухают, не получая развития. Однако каждый из нас при помощи новых занятий на досуге или новых увлечений может задействовать потенциал своего мозга, который часто используется крайне незначительно.

Многие из нас достаточно хорошо «оснащены» для реализации этого потенциала: ведь наш мозг получил и обработал за время нашей жизни огромное количество информации. В музыке, например, существует импровизация - искусство создавать произведение непосредственно в процессе его исполнения. Чтобы научиться импровизировать, музыкант сначала должен овладеть азами того стиля, в котором он собирается играть. Овладев общепринятыми нормами стиля, музыкант как бы накапливает в


голове библиотеку действенных аккордовых последовательностей и мелодий, которые и становятся отправной точкой для импровизации. Эти резервы памяти увязывают его музыку с культурным наследием, однако у него всегда есть возможность и для спонтанного творчества.

ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.

Например:

Ответ:

Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.


Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.

2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты

Ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.

3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».

Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.

(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.

(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.

(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.

(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.

(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек


бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.

4. Ребус - это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус - латинское слово, означает дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.

Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого мышления.

1. Медведь (то есть Мед в Е дь)

2. Неправильное поведение (венидепое - это анаграмма слова «поведение»)

3. Косточка

4. Краткий гласный (гласи. - краткая форма от гласный)

В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель - проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.

5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, - они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, - это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).


6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном качестве.

За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.

Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.

1 ....................

2...................

3....................

4..................

5....................

6....................

7....................

8....................

9....................

10...................

11....................

12...................

7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, - их можно увидеть на обоях или на кафеле.

Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.

Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.


8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло что-нибудь узнаваемое.

На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.

9. У одного фермера на земельном участке растет 11 деревьев (Т). У него есть 22 коровы, и ему нужно разделить свои угодья на 11 отдельных загонов так, чтобы в каждый поместить по 2 коровы и чтобы у них было по одному дереву для защиты от солнца. Как ему разделить свою землю, используя как можно меньше заборов, и так, чтобы в каждом загоне было бы по одному дереву?


10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.

Это довольно трудное задание, - на странице 106 дана подсказка.

11. Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого - стимулировать творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу.

Стоит поразмыслить вот о чем: может ли этот подарок вообще быть мне вручен, при условии, что он должен быть сюрпризом? Я знаю, что мне не станут дарить его в пятницу. Пятница - это последний день, в который можно сделать этот подарок. Следовательно, сюрприза тогда не получится. Значит, подарок можно вручить мне в четверг. Но тогда четверг становится последним днем, когда они могут сделать мне сюрприз, следовательно, и в этот день подарок для меня сюрпризом не будет и, значит, мне его в этот день не подарят. Если логически рассуждать таким же образом дальше, то ни один день недели, включая понедельник, не подходит. И тогда остается прийти к выводу, что подарок мне так и не сделают. Есть ли еще какие-нибудь пути решения этого парадокса?

Сначала, когда мы читаем этот парадокс, аргументы кажутся по меньшей мере странными. Однако он, как и все парадоксы, придуман для того, чтобы вводить в заблуждение, и чем больше думаешь о нем, тем труднее сохранять ясность мышления.

12. Эти головоломки призваны проверить уровень творческого мышления в задачах, где нужно правильно разрезать объект и сложить части так, чтобы получилась другая геометрическая фигура. С каждой задачей уровень сложности повышается.

(1). Вырежьте из картона шестиугольник и разрежьте его так, как показано на рисунке. Сложите получившиеся части так, чтобы получился квадрат.

(2). Разрежьте звезду и сложите полученные части в шестиугольник.


(3). Сделайте еще два разреза такой же длины, как и сделанные раньше, чтобы получилось пять частей. Из полученных частей составьте равносторонний треугольник.

(4). Разрежьте квадрат на пять частей так, чтобы можно было сложить восьмиугольник. (На странице

106 мы даем подсказку для этой задачи.)

(5). Разрежьте крест на пять частей и составьте из них квадрат.

Память

Память - это способность мозга хранить информацию и отыскивать ее. Именно благодаря этой способности нашего мозга мы способны мыслить и обучаться.

Хотя механизмы памяти еще не исследованы до конца, абсолютно точно известно, что чем чаще мы пользуемся памятью, тем лучше она работает.

Психологи выделяют четыре механизма памяти: припоминание, поверхностное вспоминание, узнавание и повторное заучивание. Названия первых трех механизмов говорят сами за себя, а четвертый состоит в том, что, когда нужно выучить материал, с которым мы когда-то уже сталкивались, процесс запоминания протекает проще, чем в том случае, когда мы имеем дело с совершенно новым

материалом.

Память делится на: непосредственную (сенсорную), краткосрочную и долгосрочную.

Сенсорная память запоминает ежесекундные события, например шумы или передвижения других людей, и запечатлевает это в виде картинок. Многое из того, что она запоминает, не представляет интереса и быстро забывается.

Краткосрочная память хранит воспоминания, например, о том, где, когда и с кем нужно встретиться в ближайшем будущем, что и к какому времени нужно сделать.

Долгосрочная память запоминает такие вещи, как номера телефонов, имена людей, адреса, планы на лето, а также воспоминания из давнего прошлого, например из детства.

О том, как именно мозг хранит информацию, мы знаем не слишком много. Некоторые ученые


считают, что воспоминания хранятся лишь в определенных отделах мозга, другие - что для хранения воспоминаний используется весь мозг. Считается, что для каждого вида запоминания, краткосрочного и долгосрочного, существуют собственные механизмы и что, если информация не перейдет из краткосрочной памяти в долгосрочную, она будет безвозвратно утеряна.

Разные отделы мозга осуществляют различные функции памяти. Изучение животных позволяет предположить, что в осуществлении двигательной памяти, по всей видимости, участвуют гиппокамп и таламус, а в осуществлении эмоциональной памяти - миндалина и таламус.

Исследования также показали, что двигательные навыки «запоминаются» обособленно от интеллектуальных.

Когда мы что-то видим или мысленно представляем себе, это воспоминание сохраняется в нашем мозге в виде картинки, наподобие негатива, и его можно вызывать в памяти снова и снова. Так

«фотографируются» все эпизоды нашей жизни, хотя многие из этих «снимков» оказываются для нас ненужными. Иногда даже самые незначительные события могут оставить глубокий след в памяти и вызываться из памяти в мгновение ока.

Однако все ученые без исключения сходятся в одном: хотя наши воспоминания исправить нельзя, саму память можно улучшить: тренировать ее, больше учить наизусть, повторять то, что некогда было выучено, заново учить то, что было забыто. Существуют особые техники мнемонического запоминания, то есть запоминания, основанного на ассоциациях, и многие другие методики.

Тесты, которые мы представляем вашему вниманию, направлены не только на то, чтобы проверить вашу память, но и на то, чтобы развивать ее и учиться концентрировать внимание на изучаемом предмете.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПАМЯТИ

1. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 2 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

2. За 20 секунд рассмотрите данные фигуры, подождите 3 минуты, затем перейдите на страницу 36 и ответьте на вопросы.

3. На изучение этих фигур вам дается две минуты. Затем сразу же начинайте отвечать на вопросы на странице 36.

4. Благодаря этому упражнению вы сможете проверить, можете ли вы запоминать слова парами, используя ассоциации. На то, чтобы изучить 12 пар слов, вам дается 15 минут. Мысленно свяжите между собой эти пары слов какими-нибудь ассоциациями. Затем ответьте на вопросы на странице 36.


СЫР ЩЕТКА ЯБЛОКО ТЕЛЕФОН


МИННОЕ ПОЛЕ ХЛОПОК


ДЕРЕВО НАРУЧНИКИ


ЛЮТИК ПОРТФЕЛЬ


ВОДА КНИГА


ПОЧТА ШАРИК


ПОЛЕ ШИП ЯХТА СТУЛ


ВАЗА ИГЛА ВЕТРЯК ПЕСОК


КИРПИЧ ЗЕБРА


5. Изучите фигуры за 15 секунд, затем сразу же ответьте на вопросы на странице 38.

6. Рассмотрите рисунок за 2 минуты и ответьте на вопросы на странице 38.

7. В вашем распоряжении 20 секунд, за которые вы должны рассмотреть этот рисунок; затем ответьте на вопросы на странице 39.

8. Попытайтесь запомнить следующий текст за 60 секунд. Подождите еще 60 секунд, не глядя на текст, и ответьте на вопросы на странице 39.

В молитве «Отче наш» - 66 слов. В Геттисбергской речи Авраама Линкольна - 286 слов. В Декларации независимости - 1322 слова, а в Государственном законе о продаже капусты - 26911 слов.

Газета «Нэшнл рввью».

9. За 90 секунд рассмотрите и изучите данный рисунок. Подождите 2 минуты и ответьте на вопросы,

приведенные на странице 40.


10. У вас есть минута на то, чтобы изучить данную таблицу с цифрами; по истечении минуты ответьте на вопросы на странице 40.

11. Перед вами 20 предметов из повседневного быта. Постарайтесь запомнить как можно больше предметов за 3 минуты; затем откройте страницу 40 и ответьте на вопросы.

12. Попытайтесь запомнить как можно больше из этих пятидесяти слов. По истечении 5 минут откройте страницу 41 и ответьте на вопросы.

ЖИВОТНОЕ ПТИЦА ФРУКТ ОВОЩ МОНЕТА Лама Галка Виноград Брюква Рубль Морж Зяблик Апельсин Свекла Пиастр Слон Синица Груша Морковь Злотый Корова Ткачик Слива Горох Марка Рысь Ласточка Яблоко Огурец Лира

Головоломки

Головоломки не только занимательны, но и полезны; кроме того, они отлично развивают мышление. Самые лучшие головоломки - это задачи, не требующие специальных знаний, то есть такие, которые любой человек может решить при помощи не специальных формул, а собственного интеллектуального потенциала. Возьмем такую задачу:

Вы написали четыре письма и надписали четыре конверта для них. Письма в конверты вы вкладываете наугад. Каков процент вероятности, что только три письма оказались в своих конвертах?

На первый взгляд задача кажется очень трудной, но это только в том случае, если мы будем искать для ее решения специальные формулы. Но здесь они не нужны, и каждый может путем простейших логических размышлений найти правильный ответ.

Ответ: вероятность того, что только три письма окажутся в нужных конвертах, равна нулю, Если три письма из четырех оказались в своих конвертах, остается только одно письмо и один конверт для него, и в этот конверт, следовательно, также попадет нужное письмо.

Конечно, между задачами и головоломками существует известное различие. Головоломка имеет автора и решение, которое ему известно. Например, если вы спросите, какое число на 35 меньше, чем оно само, умноженное на шесть, или, например, предложите кому-нибудь переставить буквы в словах

«раб» и «луна» и получить название города, это будет головоломкой.

Задачи же возникают в процессе нашей жизни. Их не придумывают ради них самих, и, конечно, у них не бывает изначально известных кому-либо решений. Правильного ответа у них нет, - есть лишь множество различных решений, одни из которых лучше, а другие хуже.

Одним людям больше нравится решать задачи, а другим - головоломки. Решение задач имеет практическую пользу для жизни; решая же головоломки, мы тренируем свой мозг, учимся мыслить, и это, возможно, окажется полезным и в жизни, когда нам действительно придется решать реальные проблемы.

В этом разделе мы поместили 50 головоломок на различные виды мышления; самые трудные из них


мы снабдили подсказками. В конце книги приведены ответы на все задачи с подробными объяснениями.

Прежде чем приступить к задачам, ознакомьтесь с двумя головоломками, которые мы предлагаем в качестве примера, чтобы показать, как нужно мыслить, чтобы решать такие задачи.

Пример 1

Моя жена обычно уходит с работы в 16.30 вечера, заходит в магазин и успевает на пятичасовую электричку, которая приезжает в наш городок ровно в 17.30. Каждый день я на машине приезжаю на станцию к 17.30, чтобы встретить жену. На прошлой неделе она освободилась на 5 минут раньше, чем обычно, и решила сразу же, не заходя в магазин, ехать на вокзал. Поэтому она успела на поезд, который отправлялся в 16.30, и на нашей станции она была уже в 17.00. Меня еще не было, и она пошла домой пешком. Я выехал за ней из дома в обычное время, встретил ее по дороге, и мы приехали домой на 12 минут раньше обычного. Вопрос: сколько времени моя жена прошла пешком, прежде чем я ее встретил?

Ответ: 24 минуты

Объяснение: Для решения этой задачи существует два простых пути.

1. Моя жена оказалась на нашей станции на 30 минут раньше. В итоге мы сэкономили 12 минут. Тридцать минус двенадцать дает нам восемнадцать минут. Если к 18 минутам добавить половину сэкономленного нами времени - 6 минут, получится 24 минуты.

2. Можно вычесть половину сэкономленного времени, 6 минут, из общей разницы времени, 30

минут, = 24 минуты.

Тем не менее, даже если вы не знаете этих формул, такую задачу можно решить путем простых логических размышлений. Я всегда выезжаю из дома в одно и то же время, и мы знаем, что я выезжаю раньше 17.30. Раз мы сэкономили 12 минут, значит, именно это время я трачу обычно, чтобы добраться до станции от того места, где я встретил мою жену, и вернуться обратно, - ведь именно это расстояние мне не пришлось преодолевать. Значит, чтобы доехать от того места, где я встретил свою жену, до станции, я трачу 6 минут и обратно еще 6 минут. Стало быть, я встретил мою жену на 6 минут раньше, чем обычно, то есть в 17.24. Следовательно, она шла пешком от станции ровно 24 минуты.

Пример 2

У женщины двое детей. Какова вероятность, что оба ребенка - мальчики?

Объяснение: Простая формула для решения этой задачи 50 х 50 = 2500, то есть 25 %. Однако эту формулу можно вывести и самостоятельно, путем логических размышлений. Давайте нарисуем такую схему:

Теперь перемножьте числа, следуя по стрелкам, где получаются мальчики.

50 х 50 = 2500, или 25 %.

Если мы захотим узнать вероятность того, что дети - мальчик и девочка, нужно умножить вероятность тех вариантов, где получаются мальчик и девочка. Поскольку таких вариантов два, нужно умножить в обоих случаях и сложить результаты.

Мы надеемся, что наши примеры хорошо иллюстрируют, как нужно решать такие задачи, и что они помогут вам мыслить в нужном ключе. Главное - помнить, что иногда существует несколько путей, ведущих к одному и тому же правильному ответу.

Головоломки

1. В данном ряду слов переместите одно слово так, чтобы последовательность была в алфавитном порядке.

Сообразительность

Сообразительность - это способность думать быстро и реагировать в определенных ситуациях инстинктивно. Все задания в этой главе - на быстроту мышления, и очень важно уложиться в отведенное время, причем вам придется не только быстро соображать, но и суметь сохранить хладнокровие в условиях, когда время ограничено.

К решению теста на время обычно прибегают, когда хотят проверить способность человека успешно решать определенное количество проблем в условиях нехватки времени. Противоположностью таких тестов являются тесты на выносливость ума, в которых сложность задач постепенно повышается, но при этом испытуемый не ограничивается во времени.

Задания нашего теста сами по себе не особенно трудны, но когда они даются в совокупности и на их решение отпускается лишь определенное количество времени, мозгу нужно суметь приспособиться, чтобы развить гибкость ума и сосредоточенность в такой степени, которая обеспечит высокий итоговый балл.

ТЕСТЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1. У вас есть 25 минут для ответа на 10 вопросов, сложность которых будет постепенно повышаться.

(1). Какая буква находится двумя клетками ниже буквы, которая находится слева от буквы, которая находится тремя клетками выше буквы У?

(2). Какая буква находится над той буквой, что правее буквы, которая на две клетки ниже той буквы,

которая находится слева от буквы М?

(3). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, которая тремя клетками выше той буквы,


которая расположена сразу над той буквой, которая находится слева от буквы Я?

(4). Какая буква находится во второй клетке правее той буквы, которая стоит точно посередине между буквами Д и X?

(5). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей слева от буквы, стоящей тремя клетками ниже буквы, находящейся двумя клетками правее буквы Е?

(6). Какая буква стоит под буквой, находящейся посередине между буквой, стоящей под буквой Ж, и буквой, находящейся над У?

(7). Какая буква стоит тремя клетками правее буквы, находящейся под буквой, расположенной двумя клетками правее той буквы, которая стоит на две клетки ниже буквы Я?

(8). Какая буква находится двумя клетками выше буквы, стоящей справа от буквы, находящейся ниже той буквы, которая двумя клетками левее буквы Ф?

(9). Какая буква находится двумя клетками левее буквы, стоящей под той буквой, которая двумя клетками правее буквы, находящейся посередине между буквой, стоящей слева от буквы Ц, и буквой, находящейся двумя клетками левее буквы Н?

(10). Какая буква стоит двумя клетками правее буквы, находящейся тремя клетками выше буквы,

стоящей слева от той буквы, которая находится над буквой, стоящей тремя клетками левее буквы Я?

2. В каждой строчке с числами пропускайте повторяющиеся цифры, а остальные записывайте в обратном порядке. У вас есть 6 минут на выполнение этого задания.

Например: 4723869764 = 9832

а) 9482374827981

и) 98243159752168

к) 29374271824781

л) 1974384569172

г) 14631296847235

м) 861932825786243

д) 921638427952

н) 728361751692483

е) 746983471892

о) 6379132758462

ж) 1524693521725

п) 9832176854721638

з) 743892176521387

3. В этом задании вы должны будете найти в каждой последовательности лишнюю фигуру. На выполнение этого задания вам отводится 20 минут.

Например: (рисунок)

Фигура С является лишней, поскольку это единственная фигура с прямыми сторонами, а у всех других фигур в ряду стороны закруглены.


(9)


Эти последовательности цифр перегруппируйте таким образом, чтобы сначала шли все четные числа в порядке возрастания, а затем все нечетные в порядке убывания. У вас есть 4 минуты на выполнение этого задания.

Например: 76524 = 24675

5. Это задание должно проверить вашу способность оперировать словами и умение заполнить таблицу в виде кроссворда. Вы должны разместить все слова в данном кроссворде: на это задание дается 30 минут. Три слова уже находятся на своих местах. (В кроссворде стоят: по горизонтали 20 - ДОЛ, 22 - ЛУК, по вертикали 18 - ЭРА.)

ИСКРА, ПОТОК, ОНАГР, КВАРК,


КАСКА, ОВАЛ, КРОНА, СТЕНА, СТАКАН, СКЛАД, РОТА, МЕТАЛЛ, АТЛЕТ, АВРАЛ, ОКЛАД, МАВР, ДОЛИНА, АЗОТ, АКРИЛ, БРЕД, СНАРЯД, ЛОКОН, ЛИРИКА, ВАЛИК, СИДОР, АРКАН, ТАБЛО, ОТАРА, ОКЕАН, МОРОЗ, АТОЛЛ, ФАЙЛ. БОЛОТО, ЯШМА, ТЕСТ,

6. Это задание выполняется на время. Оно состоит из 10 вопросов и призвано проверить ваше умение мыслить логически и считать в уме. Сами по себе вопросы нетрудны, но чтобы достичь хороших результатов, нужны смекалка и скорость, поскольку ваше время ограничено. У вас есть 15 минут на решение десяти заданий.

(1). Найдите две одинаковые фигуры.

(2). Если в полной бочке 90 литров воды, сколько литров останется в бочке, если мы выльем 60 %

всей воды?

(3). Объем куба - 1 м х 1 м х 50 см. Сколько таких кубов уместится в кубе объемом 4мхЗмхЗм?

(4). Чему равно произведение этих чисел? 1У8*2/з

(2). Наибольшего четного числа и наименьшего куба;

(3). Наименьшего простого и наибольшего нечетного чисел;

(4). Наименьшего квадрата и наименьшего четного числа;

(5). Наибольшего четного и наибольшего простого чисел;

(6). Наибольшего куба и наименьшего простого числа;

(7). Наименьшего квадрата и наименьшего куба;

(8). Наименьшего нечетного и наибольшего четного чисел;

(9). Наибольшего простого числа и наибольшего квадрата;

(10). Наибольшего нечетного числа и наибольшего куба.

Форма букв такова, что у них всегда есть некоторое количество незаконченных линий. Например:

В = 0 Р=1 Ю = 2 Е = 3 Х = 4

Найдите значение данных выражений. На это задание у вас 10 минут.

(1). Н + П = ? (6). Н:Л=?

(2). К-М = ? (7).ЯхД=?

(3).В + Г = ? (8). Е:У = ?

(4).АхС = ? (9).ФхО = ?

(5). Х-Б = ? (10).Т-Л = ?

9. Изучите этот кроссворд и ответьте на 10 вопросов. У вас есть 10 минут.


(1). Сколько в кроссворде букв Н?

(2). Сколько в кроссворде слов только с одной, но повторяющейся гласной?

(3). Сколько в кроссворде букв Е?

(4). Сколько здесь букв У?

(5). Сколько здесь слов из шести букв?

(6). Сколько в кроссворде географических названий?

(7). Сколько в кроссворде букв Ю?

(8). Сколько в кроссворде слов из десяти букв?

(9). Сколько здесь букв А?

(10). Сколько в кроссворде слов из пяти букв?

10. Перед вами - квадрат, в котором семь слов расположены в виде «улитки», закрученной внутрь квадрата, причем каждое следующее слово начинается с той же буквы, с которой началось предыдущее. Каждая буква здесь имеет две координаты. Например: буква С находится в квадратах Al, E7 и Ж6. Внимательно изучите «улитку» и ответьте на вопросы; на это вам дается 5 минут.

Напишите все координаты следующих 8 букв:


Тестирование интеллекта

Интеллект - это способность к обучению или пониманию, которая присуща всем людям. Одни люди обладают ею в большей степени, другие - в меньшей, однако у каждого человека в течение жизни эта способность сохраняется практически без изменений. Именно благодаря интеллекту мы способны правильно действовать и учиться на своих ошибках.

В психологии интеллект определяется как способность воспринимать знания и использовать их в других, принципиально новых ситуациях. В условиях тестирования можно определить, насколько успешно адаптируется человек к необычным ситуациям.

Любое тестирование, при котором мы пытаемся измерить интеллект, является тестом на определение коэффициента интеллекта, или тестом на IQ. Такие тесты обычно состоят из блоков постепенно усложняющихся задач, рассчитанных на среднестатистический уровень.

IQ и означает коэффициент интеллекта. Коэффициент, в свою очередь, это результат деления одной величины на другую. Обычно принято считать, что коэффициент интеллекта является наследуемой характеристикой и что у взрослых людей с возрастом он практически не изменяется. Приблизительно до 13 лет интеллект бурно развивается, от 13 до 18 лет замечается некоторое замедление темпов развития, а после 18 лет крупных изменений не наблюдается.

При измерении коэффициента интеллекта у ребенка ему предлагается пройти стандартный тест на интеллект, причем для каждого возраста уровень выполнения теста и счет будут разными. Если 10- летний ребенок выполняет задание на уровень 12-летнего ребенка, его IQ рассчитывается вот так:

Тестирование интеллекта

Этот метод, однако, неприменим для взрослых: их IQ оценивают относительно среднего балла - ста процентов. Их результаты располагаются либо выше, либо ниже этой нормы, в соответствии с заранее известной системой подсчета баллов, причем распределение IQ (среди населения) имеет на графике вид довольно постоянной итоговой кривой (?).

Несмотря на то, что IQ - это наследственный фактор, не изменяющийся в течение жизни, показатели прохождения теста на IQ могут быть улучшены. Именно эту цель мы и преследуем в этой и других подобных книгах.

Тесты на IQ обычно составляются и применяются с учетом того, что тестируемые ничего не знают о методах тестирования вообще и очень мало знают о том, на каких методах строятся вопросы в подобных тестах. Поэтому если человек имеет представление о том, какие вопросы ему могут задать, и если он представляет себе, как подходить к решению тестовых задач, его результаты будут намного выше.

Порою творческий подход в личной или профессиональной жизни необходим как глоток свежего воздуха. Но к сожалению, не все люди умеют креативно мыслить. Многих оригинальные идеи посещают редко. Как развить креативность? И возможно ли это?

Каждый наделён творческим потенциалом, мы с ним рождаемся. Это способность нашего мозга, которую можно разбудить.


Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

10 книг для развития креативности

2. Эдвард де Боно - «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон - «Кради как художник»

4. Натали Ратковски - «Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод - «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина - «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. 🙂

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Известный психолог Маслоу сказал, что креативность присуща всем людям, но она теряется из-за воздействия установленных норм поведения и мышления в обществе.

Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.

В английском языке есть отличное выражение, точно передающее понятие креативности. Оно переводится как – «мыслить вне рамок». В то же время фильм «Матрица» показывает человеку, что рамки существуют лишь в его голове.

Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:

  • Чтение вывесок с конца к началу, что иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные;
  • При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть, действия будут происходить в обратном порядке;
  • В свободную минутку можно заняться придумыванием разнообразных имен, путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв;
  • Хорошо на развитие мышления влияет рисование, особенно, всяких несуществующих вещей, существ;
  • Пока никто не видит, можно пописать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами;
  • Отлично помогают развиваться попытки сочетать на первый взгляд несочетаемые слова;
  • Также вы можете взять любое слово и представить его в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать;
  • К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение;
  • Можно также один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление .

Путем исследований обнаружено, что креативность можно развивать в любом возрасте, в отличии от памяти. Кроме того, выделены два типа людей: у одних креативное мышление максимально развито еще в юношеском возрасте, а другие увеличивают его уровень постепенно, достигая максимума в средние года.

Упражнения и способы повысить креативность

Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

  • Нужно взять любую книгу, а еще лучше словарь, и случайным образом выбрать два слова. А затем следует поразмышлять, что есть общего между этими словами. Причем отговорка – да совсем ничего – не принимается. Связь можно найти везде. И чем необычнее она и невероятнее, тем лучше.
  • Второй способ развития мышления связан с проектированием. Попросите знакомого придумать 10 любых слов существительных. Запишите их. Эти слова являются обязательными условиями, которые должны быть выполнены при проектировании дома. Важно не умение чертить или рисовать. Важно придумать, как воплотить в архитектуре и дизайне совершенно любые слова, например, курица или ботинок.
  • Еще один эффективный способ настроен на развитие ассоциативного мышления. Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко. Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
  • Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
  • Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

Компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

Творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

Мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»