Памятные даты после смерти человека. Что можно и нельзя делать в течение года после смерти близкого человека

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

После физической смерти человек остаётся в памяти родственников и близких людей. Поэтому в день его кончины они собираются, чтобы вместе вспоминать его. При этом существуют определённые правила, которые стали традициями. Это произнесение проникновенных слов, чтение стихов и молитв. Об этом и будет рассказано в статье.

О некоторых традициях поминовения

  • Поминовение (или поминки) представляет собой ряд ритуальных действий, позволяющих поддерживать память об умерших. В основном организацией поминальных дней занимаются родственники. Если таких не осталось - то друзья или другие близкие люди.
  • Обычно поминальные традиции опираются на те или иные верования - язычество, мусульманство, индуизм. Поэтому у разных народов они различны. У русских правила поминовения тесно связаны с христианской верой. Иногда смешиваются ритуалы, взятые из разных религиозных направлений и местных обычаев. Часто на этой основе создаются определённые обряды.
  • В русской христианской традиции существует ряд основных правил, отступление от которых происходит редко. Например, заупокойные и другие молитвы читаются в церкви только в том случае, если умерший был крещён по православному обряду. А также в храмах не молятся за тех, кто самостоятельно свёл счёты с жизнью, проповедовал еретические верования.

Поминальные даты

  • Православные христиане устраивают поминки непосредственно после похорон.
  • В ближайшее время после кончины поминают усопших трижды: первый раз - на третий день после кончины; второй раз - на девятый; третий раз - на сороковой.
  • Впоследствии поминки устраиваются каждый год в день смерти.

Поминки после похорон и на год смерти

Значение поминальных дней

Поминание в каждый из указанных дней имеет свой особый смысл, связанный с событиями христианской истории.

Третий день

Поминальная трапеза на третий день совершается в связи с вознесением на небо Иисуса Христа на третий день после его распятия. Воскресение из мёртвых и переход к вечной жизнь является основной доктриной христианского учения. Согласно церковному преданию, после смерти человеческая душа «скитается» до того, как высшими силами будет определено, куда она направится до Страшного суда - в рай или в ад. Первые три дня душа усопшего ещё находится на земле, посещая места своей жизни в телесной оболочке и людей, с которыми человек был связан.

Девятый день

На девятый день поминки совершаются как чествование ангелов , которые просят Бога о помиловании души усопшего. В это время душа умершего человека облетает райские обители, знакомясь с формами иной жизни. На девятый день на поминки приглашаются ближайшие родственники. Вблизи стола, за которым они обедают, ставится фотография покойного. Рядом с ней ставится наполненный водкой стакан, на него кладётся кусочек хлеба. Нужно отметить, что обычай ставить стакан берёт корни в языческих верованиях. Для истинных христиан он неприемлем.

Сороковой день

После девяти дней , душе представляются картины мучений грешников, отбывающих посмертное наказание в аду. Это продолжается по сороковой день. В этот день Всевышним окончательно определяется, куда будет отправлена душа покойного. На поминки на сороковой день приглашаются все желающие, а также те, кто отсутствовал на похоронах.

Как проводить помины в годовщину смерти

Вот некоторые правила, соблюдаемые на поминках в годовщину смерти .

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Согласно христианскому учению, чтение молитв о душах усопших является долгом живых . Благодаря этому, участь грешников облегчается. Именно на вознесение прошений Всевышнему о прощении грехов умерших направлено чтение заупокойных молитв в церкви. Заказать панихиду можно не только в годовщину смерти, но и в другие дни.

В храмах для таких молитв существуют специальные виды служб:

  1. Поминовение покойных во время Божественной - главного христианского богослужения.
  2. Панихиды.
  3. Литии.
  4. Чтение Псалтири.

Как поминают во время Литургии

Этот вид поминовения является наиболее значимым. Упоминание имён умерших совершается:

Один из выдающихся знатоков церковного устава святитель Афанасий (в миру - Сахаров) отмечает, что чтение поминальных молитв во время проскомидии и после освящения святых даров является самым важным. Он говорит, что такие молитвы, хотя и негласные, по своей силе и действенности не могут сравниться ни с какими другими молитвами и даже подвигами в память усопших.

Панихида

В переводе с греческого языка панихида буквально означает ночную службу . Это название применяется для моления по усопшим в связи с тем, что по своей структуре она похожа на одну из частей всенощного бдения. А ещё и потому что древние христиане совершали службы в ночное время. Это было вынужденным явлением, так как они подвергались непрестанным гонениям. Панихида является одним из самых распространённых служений, заказываемых для того, чтобы поминать умерших родственников в день годовщины смерти. Панихиды, кроме храма, совершаются и на дому, и на могиле. На ней можно молиться как об одном, так и о нескольких покойниках.

Лития

Неусыпаемая псалтирь

  • Это молитва читается беспрерывно на протяжении нескольких суток. Обычно её заказывают в монастырях, где монахи читают её сидя, сменяя друг друга. Псалтирь - это сборник древних псалмов, написанных в основном библейским царём Давидом. Они имеют великую силу и считаются великой милостью для усопших душ. По прочтении Неусыпаемой псалтири грешные души очищаются, побеждают демонов и поднимаются из адского пламени.
  • С древних времён Неусыпаемую псалтирь, как и другие молитвы, на поминках родственников читают и дома. Для этого существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. Чтобы молитвы могли возыметь действие, правила должны выполняться с большой точностью. Родственника заранее договариваются о том, в каком порядке они будут читать Неусыпаемую псалтирь.

Как правильно заказывать поминовение в церкви

Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Правила чтения псалтири на годовщину смерти выглядят так .

  1. Объединившись в группу, родственники прочитывают Неусыпаемую псалтирь целиком в продолжение одних суток.
  2. Придя к себе домой, каждый из них читает одну из двадцати частей псалтири, называемую кафизмой (что значит сидя), упоминая всех, кто также участвует в обряде. Это создаёт ощущение единства всех молящихся в это время за душу усопшего.
  3. На следующий день вариант чтения каждым родственником у себя дома повторяется, но уже с чтением другой части псалтыри.
  4. Всего молитвы нужно повторить не менее сорока раз.

В заключение нужно сказать о том, что перед тем, как начать поминки за столом, нужно подобрать соответствующие слова на годовщину смерти , чтобы не обидеть родственников и память покойного. Иногда собравшиеся читают поминальные стихи на годовщину смерти. Лучше, если они будут содержать тёплые чувства в отношении усопшего, а не только выражать горечь утраты.

Каждый из нас рано или поздно сталкивается со смертью близких ему людей, уход в мир иной которых бывает разным: вследствие длительной болезни, автомобильной аварии, убийства, несчастного случая и даже самоубийства. Смерть неизбежна для всех нас. Тем не менее, не нужно впадать в депрессию, узнав о смерти близкого. Единственное, что мы можем сделать – это помочь ему правильно перейти в другой мир. Большинство того, что мы знаем или слышим от кого-то о том, о поминовении усопших – это ложь либо исковерканная правда. Для того, чтобы разобраться в этом непростом вопросе, обратимся к учению православной веры.

Многие люди задаются такими вопросами: «Как правильно поминать усопших?», «Как помянуть умершего?», «Чем поминают?» Все вопросы имеют одинаковый смысл. И ответ находится в этой статье.

Фраза «поминовение усопших» у многих ассоциируется с раздачей сладостей, разливом спиртных напитков за поминальным столом и с посещением церкви, в которой за усопшего необходимо поставить свечку. Это заблуждение с оттенками истины.

Прежде чем рассказать о правильности поминовения усопшего, начнём с того, как правильно похоронить умершего. Обычно люди, не ходящие в храм и не знающие норм похорон, устраивают похороны по языческим канонам, даже сами не подозревая об этом. «Все же так хоронят, значит так положено», — утверждают многие.

Первым распространённым заблуждением являются венки. Дело в том, что во времена правления царей о венках никто не знал, люди несли на похороны исключительно живые цветы. Венки появились уже после прихода советской безбожной власти. Когда один молодой человек по имени Андрей во время клинической смерти побывал на том свете (см. фильм «В гостях у вечности»), то его потрясло в особенности то, что он видел в аду: многие люди висели на венках. Венки в данном случае были подобием петли на шее. Ангелы ему объяснили: «Когда родственники пусть даже с большой любовью выбирают венки и кладут их на могилу, они сами даже не подозревают о том, что этими действиями они обрекают своего умершего близкого человека на невыносимые страдания. Чем больше венков – тем больше петель на шее у души умершего на том свете».

Второе заблуждение – это поминальный стол со спиртным. Знайте: чем больше выпито спиртного (особенно водки), тем пагубнее для души умершего. В православии есть выражение: «Кто спиртным поминает, тот вечных мучений умершему желает». Лучше всего для умершего – это пожертвование еды для бездомных и малоимущих людей, приглашение в свой дом близких вам людей и угощения для них, но без спиртного.

Третье заблуждение – это сладости. Многие почему-то думают, что после смерти умершего необходимо раздавать конфеты и печенье соседям. От сладкого умершему хуже не будет, в отличие от спиртного, но и лучше тоже. «Почему не сладостями, ведь все так делают?» — спросите вы. Дело в том, что сладости, как и спиртное относятся к продуктам чревоугодия. И если вы даёте сладости за умершего родственника, то тем самым толкаете людей на этот грех чревоугодия.

Лучше всего — сесть в кругу родственников за столом, угостить их сытной пищей, и вспомнить все те хорошие качества характера, которыми обладал умерший. А также раздать еду соседям и прохожим. Идеальным вариантом будет, если вы дадите именно тому человеку, который нуждается в пище вследствие финансовых проблем. Это будет как ваша милостыня за умершего.

Четвёртое заблуждение – похоронная музыка. Наверняка вам приходилось слышать похоронную музыку, от которой сразу бежали мурашки по кожеи хотелось закрыть уши, только б её не слышать. Тем не менее, некоторые прибегают к услугам похоронных оркестров. Прозорливые святые, которые могли видеть то, чего не под силу обычному человеку, утверждали, что под похоронную музыку слетаются бесы и начинают радостно танцевать. Это объясняет то, что заказывая на похороны оркестр мы не прощаемся со скорбью с близким человеком, а лишь угождаем бесам, устраивая для них дискотеку.

«Так как же правильно провести человека на тот свет?» , — спросите вы. Всё намного проще, чем кажется. В поминовении усопших нужно полагаться на Библию и на учения святых. В православных храмах продаются книги с подробным описанием о том, как нужно хоронить и поминать своих близких. В основу этой статьи положены православные правила о поминовении (специально для тех, кто не имеет возможности купить такую литературу).

Когда человек умирает, то первые три дня его душа находится на Земле и ходит там, где хочет. Чаще всего душа умершего находится рядом со своим телом. Родственникам в этот период нужно быть особенно внимательными к своим ощущениям и мыслям, ведь именно посредством мыслей душа умершего может общаться с нами. Бывает так, что внезапно мы начинаем переживать какие-то эмоции, это мы начинаем чувствовать то, что чувствует сейчас умерший. То же самое касается мыслей. Будьте предельно внимательны к каждой пришедшей мысли.

Затем душа умершего должна идти к Богу на поклон, но в поднебесье её встречают бесы, которые не пропускают душу и устраивают для неё мытарства по всем грехам. Многие застревают там по грехам детства, которых уже не помнят. Дело в том, что до семилетнего возраста душа человека безгрешна, это младенцы.Начиная с 7-ми лет бесы ведут отчёт по каждому греху и записывают их в свои хартии. Во время крещения человеку даётся ангел-хранитель, который оберегает его и записывает все его хорошие дела. После смерти душу умершего судят по этим спискам. Для того, чтобы пройти мытарства человеку во время земной жизни необходимо исповедываться и причащаться, ведь на исповеди сгорают все грехи. Но! Для того,чтобы сгорели все забытые грехи, в частности грехи детства, необходимо собороваться. Соборование нужно проходить раз в год, исповедываться можно хоть каждый день. А вот причащаться не чаще 8-ми раз год, так как по своим грехам люди не достойны причащаться чаще 8-ми раз в год. Исключение составляют дети до 7-ми лет и беременные женщины.

Если же вы хотите, чтобы душа умершего близкого вам человека без преград прошла мытарства, то необходимо до 40-ка дней читать Псалмы: каждый день по 2-5 Псалмов, там и вычитаете все. После тех Псалмов, где написано: «Слава», необходимо произносить: «Слава Отцу и сыну, и святому духу, аминь. Господи, упокой душу раба Божьего/рабы Божьей (имя), прости ему/ей все грехи вольные не невольные и даруй ему/ей Царствие Небесное». Во время прочтения вами Псалмов, грехи с умершего слетают, как листья с деревьев.

После 40-ка дней решается судьба души: определяется для неё место – в раю или в аду. Подробнее про ад можно прочесть .

Если мы любим своих близких, то при их жизни стараемся дарить им подарки, помогать в чём-то, обнимать, целовать, тем самым проявляя свою любовь. Если любимый нами человек умирает, то проявить свою любовь к нему мы можем одним единственным способом – это панихиды. Они проходят каждый раз после утренних служб. На панихиду нужно заранее купить продукты. Обязательно: хлеб или что-то печёное (но не сладкое!) и фрукты. Остальное по вашим возможностям. Обычно приносят муку, крупу, растительное масло. Категорически нельзя: спиртное и сладкое. Также для панихиды нужна записка с именами всех тех усопших, за кого вы хотите помолиться. Записка пишется не в произвольной форме, имеется специальная форма, которая есть в любой церкви. Продукты кладёте на стол для панихид, рядом записку или там, где вам скажут. Продукты – это ваша милостыня за ваших усопших. На панихиде желательно и вам присутствовать, она длится всего минут 15. Дело в том, что во время панихид души умерших приходят в храм и становятся рядом с нами, в этот момент священник молится за них, а они за вас.

Есть также такие панихиды, которые имеют огромное значение для умерших, ведь сила их в 10 раз сильнее, нежели обычные панихиды. Это панихиды в родительские субботы и в поминальные субботы. Слово «родительские» не имеют ничего общего с родителями. Это такое название. Таких суббот в году несколько и каждый год по разным числам. О том, когда ближайшая родительская или поминальная суббота будет – узнавайте в церкви либо купите церковный календарь, где такие субботы помечены чёрным крестиком и внизу есть сноска о данной субботе.

Они длятся не 15 минут, а всю службу! Души умерших в эти особенные субботы приходят в храм и ждут нас. Если мы приходим, они ликуют и молятся за нас. Если мы не приходим, они испытывают сильную тоску и опустошение.

Также есть ещё один особый поминальный день, приходится он на Радоницу, это случается раз в год — на девятый день после Пасхи. Многие после Пасхи поминают умерших ровно через неделю и называют это по-разному: «проводы», «гробки». На самом деле души умерших приходят к нам именно на Радоницу, в этот день они обычно бывают возле своей могилы, где ждут нас. Если мы не имеет возможности посетить кладбище в этот день, то души умерших ждут нас в церкви, также бывают в наших квартирах. В этот день необходимо более усиленно молиться за них, подавать на панихиду в церкви и думать о них, им в этот день этого очень хочется.

Бывает так, что человек внезапно умер. За такого человека необходимо читать специальную молитву по случаю внезапной смерти.

За самоубийц можно молиться только дома, в церкви за них не молятся. Тем не менее, Бог милостив и отвёл для самоубийц один день в году, когда в церкви разрешается молиться за самоубийц: это поминальная суббота накануне Троицы. В эту поминальную субботу совершается панихида за всех умерших, включая самоубийц.

Знайте, что молитва за самоубийцу — есть подвиг. Попросите благословение у священника на домашние молитвы за самоубийц, исповедуйтесь, причаститесь и приступайте. Если ваше здоровье резко ухудшится либо заболеет ребёнок — прекращайте молитвы, иначе дальше будет ещё хуже.

Давайте за самубийц голубям хлеб и семечки. Это самое безопасное для вашего здоровья действие.

Если человека убили, то убийца берёт на себя большую часть грехов убитого им человека. Это значит, что тот, кого убили, за многие свои грехи отвечать не будет, за них будет отвечать убийца плюс за грех убийства.

Подведя итог написанному, скажу лишь то, что в рай идут единицы, в ад толпами. Это страшно. Для того, чтобы мы и наши близкие не оказались в аду, необходимо жить по Божьим заповедям. Исповедаться, причащаться и собороваться, также важно правильно провожать в последний путь умершего, дабы своими молитвами и молитвами церкви помочь ему избежать ада.

Бывает так, что вымолить человека можно и до 40-ка дней, а бывает и 50 лет человек находится в аду, а затем родственники всё-таки вымаливают его. Наша любовь помноженная на силу молитвы творит чудеса!

P.S. Ответы на самые распростанённые вопросы:
1. Поминают ли в день рождения? И в день рождения, и в день смерти поминают! Но только нужно поминать немного раньше: за день-два до этой даты.

2. Можно ли поминать раньше? Даже не можно, а только раньше поминают. Наверняка вы слышали о том, что живых можно и позже поздравить, а вот умершего вспомнить и помянуть следует раньше? И это не просто слова.

3. Как поминать на 9 день? Усопших поминают раньше, т.е. поминовение 9-го дня смерти приходится на 8-ой. Если вы до этого не заказывали в церкви сорокоуст о поминовении, то обязательно закажите, также раздайте нищим и нуждающимся людям милостыню: продукты, вещи. Нельзя спиртное и сладости, всё остальное можно. Ещё как милостыня подойдёт давать корм птицам. Дали и сказали: «помяни, Господи душу раба/рабы Божьего/Божьей (имя)».

4. Как правильно поминать 40 дней? Если вы внимательно читали данную статью, то обратили внимание на то, что до 40-ка дней родственникам необходимо вычитать все Псалмы. Также до 40-ка дней в церкви необходимо было заказать сорокоуст о поминовении, обычно это делается до 9-ти дней, чтобы душе было легче до 40-ка дней проходить мытарства и чтобы она не металась и не беспокоилась от того, что о ней все забыли. Дело в том, что если мы не приходим в церковь, не молимся там за умерших, не подаём сорокоусты и панихиды, то душа считает, что её игнорируют и её забыли. Также до 40-ка дней необходимо произвести в церкви панихиду с запечатанием земли. Для этого вам необходимо взять с могилы усопшего горсть земли, только длмой не заносите! Сразу в храм! Но только вы заранее должны предупредить священника о том, что хотите подать на панихиду до 40-ка дней. И обязательно возьмите продукты. Какие можно и какие нельзя — в этой статье выше написано.

5. Как поминать годовщину? Как и все поминальные дни, годовщина поминается раньше: на день-два раньше. Обязательно в церкви подайте на панихиду. О тонкостях панихид написано в этой статье выше. Таже нищим раздайте продукты, птицам на улице давайте хлеб или крупу.

И не забывайте дома молиться за своих умерших. Всё это очень поможет вашим близким, которых вы любите и хотите помочь.

Православное поминовение усопших в первую очередь подразумевает молитву. И уже только после этого поминальный стол. Безусловно, сами похороны, 9 и 40 день – это не менее значимые мероприятия, на которые приглашают всех родственников, близких друзей, просто знакомых и коллег с работы. Однако в 1 год можно этого не делать, а провести день в молитве среди самых родных людей в семейном кругу. Также через год после печального события принято посещать кладбище.

Как провести поминки на 1 год?

Если человек при жизни был крещеным, ему заказывают заупокойное поминовение на Литургии. Молитва – это огромная помощь для людей, покинувших этот мир. Ведь по большому счету покойник не нуждается ни в памятнике, ни в шикарной трапезе, единственное, что может сделать близкий человек для его души - это читать молитвы и вспоминать его хорошие поступки.

Заказать Литургию в церкви можно вечером за день до поминок или утром в этот же день. Кроме всего прочего, поминают усопшего и за трапезой. В этот день принято готовить различные блюда: это обязательно суп, второе, и по желанию родственников готовятся любимые блюда покойного. Не забывают о блинах, киселе и выпечке.

В день поминовения смерти усопшего обязательно следует посетить его могилу. При необходимости там наводят порядок: подкрашивают , сажают цветы, хвою (лучше всего приживается туя, она не растет вширь и не пускает корни, а растет только вверх). Если на могиле стоял временный памятник, то именно в год после смерти его заменяют постоянным.

Поминальная трапеза на поминках на 1 год

Разумеется, хозяева хотят угостить приглашенных людей повкуснее, но не стоит забывать и о православных постах. Так, если поминки пришлись на день поста, следует исключить запрещенные продукты и подавать на стол только те блюда, которые разрешены к трапезе.

За столом необходимо вспоминать усопшего, его хорошие дела и черты характера. Не стоит превращать поминальный стол в «пьяное сборище». Ведь слово «поминки» возникло от слова «вспоминать».

Первое блюдо, которое подают на поминальный стол - это кутья. Она представляет собой вареную рисовую или пшеничную крупу с медом и изюмом. Во время вкушения блюда думают об усопшем. Такая пища считается символом воскрешения, по традиции ее можно окропить святой водой.

Следующие блюда на поминальном столе, а именно суп, второе, могут быть любыми, в зависимости от вкусовых предпочтений усопшего или хозяев. Это может быть обычный куриный суп с лапшой или наваристый борщ, гуляш с макаронами или холодец, фаршированный перец или плов, лишь бы мясные блюда не были запрещены постом. В качестве выпечки можно подавать пирог с начинкой или блины.

Следует отметить, что дни поминовения необходимо встречать в хорошем расположении духа, быть в настроении и не обижаться на усопшего за то, что он покинул этот мир. Более того, правильным считается раздавать на поминки милостыню и одежду или другие вещи усопшего нуждающимся.

Источники:

  • Сайт "Православие"

Поминки - это довольно сложная похоронная традиция, встречающаяся у большинства культур. В день поминок происходит угощение, как память об умершем, причем как в день похорон, так и в определенные дни позже.

У некоторых народностей, на могилу возлагаются жертвоприношения, употребляемые после в пищу. Другие обычаи гласят о проведение на месте тризны (воинских забав). Эта традиция была распространена среди славянских и германских племен, у древних . В других местах, умершего провожали траурными шествиями и плачем.

У нас распространен христианский обычай проведения . По православному канону проводить надо трижды: в день похорон, на девятый день, а также на сороковой. Заключаются они в поминальной трапезе. Такой же обычай есть во многих . Смысл этого ритуала очень глубок. Веря в бессмертие души, люди приближение умершего к Богу, при этом параллельно отдавая дань уважения ему как хорошему . Недаром принято или говорить об умершем хорошо, или вовсе не говорить.

В процесс поминок входят и молитвы о покинувшем земной мир человеке. Вообще, все действия на подобных ритуалах имеют глубокий смысл, даже меню трапезы подобранно не случайно.

Так как же проводить поминки?


  1. Перед началом трапезы необходимо прочитать молитву «Отче Наш». Это необходимый минимум, так как желательно совершить литию и пропеть 90-й псалом (для этого приглашают так называемых «певчих»). В процессе поминок необходимо вспоминать умершего, причем, только его положительные качества и поступки, запрещены нецензурные , смех, шутки, пьянство.

  2. Меню нежелательно делать насыщенным. Даже наоборот – необходимы скромность и простота, так как обилие блюд не идет на пользу самому процессу ритуала. Первым блюдом, без которого не обойтись, является так называемая кутья - каша из цельного зерна пшена, или риса, заправленная медом и изюмом. Причем ее надо окропить святой водой, или

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»