Праздник Крещения Господня. Справка

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:




Каждый православный человек должен знать, какого числа отмечается крещение. Ежегодно 19 января христианский народ празднует великий праздник Крещение Иисуса Христа. Дата этого дня и в 2019 году остается неизменной. Что касается времени, то дата все время разная.

  • Освещение воды
  • Другие традиции
  • Ныряние в прорубь

Освещение воды

Накануне праздника, вечером 18 января в храмах начинаются службы. Если есть желание следовать православным традициям и ощущать всю благодать светлого праздника, то следует обязательно сходить на службу. Служба начинается в вечернее время и переходит в утренний период. После окончания литургии начинается обряд освящения воды.

После этого обряда каждый прихожанин может набрать себе святой целительной воды. Не надо набирать как можно больше жидкости, достаточно взять с собой небольшую бутылочку, наполнить ее, а по приходу домой разбавить освещенной водой обычную воду из-под крана.

Известно, что вода способна заряжаться окружающей ее энергией, поэтому при добавлении святой воды к обычной ее свойства не теряются. Многие исследователи подтверждают тот факт, что в ночь с 18 на 19 января структура воды становится более упорядоченной. В храмах освещение воды проходит не только накануне праздника, но и в день крещения, поэтому за святой водой можно прийти и 19-ого числа.




Другие традиции

Помимо освещения воды, которую можно и нужно использовать для приема внутрь и для приготовления пищи, также освещаются и водоемы. Существует традиция: в день крещения окунаться в водоем. Поскольку праздник проходит в зимнее время, на замерзших от холода водоемах прорубают прорубь в виде креста, и, по окончанию службы, священник выходит на улицу, дабы освятить купальню. Окунаться надо только в освященную купальню, иначе обряд потеряет свой смысл.

Священник читает молитву над водоемом, а затем трижды окунает в него свой крест. После этой процедуры каждый желающий, по очереди может совершить обряд купания. Церковь не принуждает выполнять этот обряд, это сугубо личное дело каждого прихожанина. Те, кто не готов окунуться в водоем в зимнее время может просто умыть лицо водой из освященного источника.

Считается, что после купания в день крещения душа человека избавляется от грехов, очищается от всего плохого и тягостного. Те, кто ежегодно выполняют этот обряд, говорят, что после купания чувствуют себя заново рожденным, внутри появляется легкость, будто и вправду святая вода забрала все плохое.

Ныряние в прорубь

Многие решаются окунаться в прорубь, чтобы проверит свою силу духа. Но, решившись на этот подвиг, следует учесть, что день крещения славится своими морозами. Недаром в народе говорят: «скоро наступят крещенские морозы». Также существует поверье, что если после купания человек заболевает, значит у него много грехов, которые «выходят» вместе с болезнью.




Если есть желание совершить обряд купания в проруби, то следует заранее узнать, когда и в какое время следует окунаться в прорубь. В большинстве храмов водоемы освещаются утром 19 января, только после этого можно приступать к купанию.

В день крещения в 2019 году купаться можно и в ночь с 18 на 19 января. Многие храмы завершают службы уже к полуночи, а затем, всем приходом отправляются на заранее прорубленную прорубь, чтобы осветить источник и начать выполнять обряд. Следует соблюдать крайнюю осторожность при ночном купании, местность должна быть обязательно подсвеченной. Также есть риск поскользнуться на льду и упасть, так что лучше прихватить с собой тапочки с устойчивой к скольжению подошвой.

Обычно, купальни открыты до 4 утра, а затем их вновь открывают 19 января в дневное время с часа дня до 6 вечера.

В каждом храме служба начинается в разное время, поэтому, перед праздником следует уточнить у настоятеля храма, в который планируется поход, в котором часу они начинают службу. Как правило, служба начинается около 23:00 18 января, но чтобы не пропустить ничего важного, лучше уточнить время. С полным списком православных праздников и постов можете ознакомиться в нашей .

Конечно, верить в Крещение Господне в 2019 году это дело личного характера. Однако хочется заметить, что не зря такой день передается из поколения в поколение. Причем соблюдаются все традиции и обряды православного народа.




Целительная вода, которая набрана именно в этот период времени способна исцелять людей от многих коварных и не простых недугов, которые мучали их многие годы. Еще издавна люди начали набирать и крестить воду. Конечно, такой обряд совершается самим «Батюшкой», который при этом читает молитву.

Крещение в 2019 году проводится точно так же как и в предыдущие годы и имеет свои традиции. Например, многим известно, что перед таким важным праздником хозяева в доме рисуют над входными дверьми и оконными рамами крестики, которые в свою очередь оберегают жилье от злой, нечистой силы.

Так же крещенский мороз не помеха для похода в полночь за целебной водой, которую набирают в водоемах, речках или проруби. Хотя на сегодня российский народ предпочитает набирать такую воду именно при церкви, истинно веря в ее чудотворную силу. Люди собираются на службу, после чего в небольшие емкости набирают целебную жидкость.

Крещение является важным праздником в жизни многих людей. Именно поэтому некоторые из них соблюдают традиции. Например, считается, что в это время нельзя ничего одалживать, особенно деньги. Потому что иначе человек будет испытывать нужду целый год.




В России многие православные чтят традиции своего народа, поэтому в такой важный день ничего не выносят из дома. Считается, что, таким образом, они вынесут счастье и достаток, а вот произвести подсчет «добра» или денег, наоборот поможет приумножить капитал в будущем времени.

Когда будет Крещение Господне известно, а так же необходимо знать, что в этот день нельзя ругаться и спорить, иначе содеянные дела приведут к беде. Так же в доме не выметают при отъезде в этот день членов семьи, иначе человек обратно может не вернуться.

По христианским традициям крещенный в такой день человек проживет долгую и счастливую жизнь. Поэтому многие родители стараются крестить своих младенцев именно на Крещение Господне. Добрые дела, проделанные в это время, сулят благополучие и дальнейшую прибыль.

Крещение 2019 года, какого числа интересует многих, потому что каждый хочет избавить свой дом от негатива и не доброй силы. Ведь богоявление по преданию произошло свыше, поэтому люди искренне верят в чудотворные силы Господа.




Как известно в Крещение, многие люди, желая очистить свое тело и душу ныряют в прорубь. Конечно, в летний период желающих стало бы больше. Однако «Крещенские морозы» не отпугивают верующих людей своей суровостью. Причем считается что если после этого человек заболел, то это только для того чтобы избавиться от нечисти поселившейся в его теле, а вместе с болезнью злой дух покинет тело этого человека.

Существует еще множество разных традиций русского народа, но самая главная заключается в том, что именно в период Крещения необходимо набрать святой воды и обрызгать все углы в доме. Не обязательно набирать много жидкости можно взять немного и разбавить обыкновенной водой из крана. Таким образом, жидкости получится столько, сколько нужно.



Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие - как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Мы расскажем об истории церковного праздника Крещение 2019, когда и как купаться в проруби зимой, традициях, приметах и смысле праздника.

Когда праздник Крещение Господне

Крещение Господне или, как его еще называют, Святое Богоявление – один из самых старинных христианских праздников, завершающий Рождественские святки. Вечером, 18 января, начинается крещенский Сочельник. Для верующих в православие крестьян, праздник Крещение — один из 12 больших религиозных праздников

Это праздник, когда 30-летний Иисус крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Он обосновал одно из главных церковных таинств, через которое человек рождается заново во Христе. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.

Как и на Рождество, в крещенский Сочельник за столом собирается вся семья. Подаются лишь постные блюда. Праздник крещение господне наступает 19 января.

Вереницы верующих тянуться в храмы или к водоемам за святой водой, окунуться в купели или в проруби, чтобы смыть грехи.

В этот день даже вода из под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.

Крещение, как и любой религиозный праздник, отмечается не только верующими людьми. Многие в этот день просто так «за компанию» идут, чтобы искупаться в проруби, накрывают праздничный стол и запасаются святой водой.

И как это обычно бывает, люди вносят в каждый религиозный праздник народные традиции. Появляются различные приметы, которым люди доверяют, и которые они исполняют точно так, как церковные обряды. Все эти традиции со временем укореняются и становятся неотделимыми друг от друга.

Какой смысл несет в себе церковный праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя.

Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы - это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете - вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить.

В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Крещение — история праздника

19 января отмечают Крещение Господне. История праздника начинается со времен крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время таинства крещения с небес сошел Дух Святой. В честь явления Господа в полноте Святой Троицы праздник принято называть Святым Богоявлением.

Бог Отец провозглашал слова с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение», Сын крестился на земле, Дух Святой явился в виде голубя. В этот день Иисус Христос начал служить людям и проповедовать. С той поры вода считается символом очищения. На праздник совершается крестный ход, в христианских церквях, на реках, озерах совершают обряд водосвятия. Считается, кто трижды окунется в иорданскую воду в проруби, тот весь год болеть не будет.

Если оглянуться назад на Крещение, история праздника Богоявления – крещения господня, провела достаточно четкую черту между ветхим и новым заветом. Иван Златоуст писал: « Явление Господне не в тот день, когда он родился, а в тот день, когда он крестился». Крещение, это пожалуй, самое первое событие в публичной деятельности Иисуса Христа. Именно после него к Христу присоединились его первые ученики.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

В наши дни праздник крещение в некоторых местах приобрел языческий характер. Люди, далекие от православной религии, относятся к святой воде как к некому оберегу. Более того, в сочельник, вместо строго поста, кушают всякие яства и распивают спиртные напитки, что в принципе недопустимо для православного христианина.

Согласно словам апостола Павла: «Благодать, которую нам даровал Бог, и приобщение к святыне, должны бережно храниться как можно дольше, что бы могли продолжать духовно расти».

Святой водой, взятой на Крещение, можно окроплять жилище. Окропляют щепотью руки, совершая крестообразные движения, начиная с правой стороны от входных дверей, двигаясь по часовой стрелке.

Как отмечают православные Крещение Господне

Празднование Крещения Господня (19 января) начинается накануне — 18 января. Этот день называется Крещенский Сочельник, а также Голодная Кутья. По аналогии с Рождественским Сочельником, в день перед праздником Крещения Господня необходимо соблюдать строгий пост. Также накануне праздника Богоявления православные готовили постную кутью.

Праздничный ужин в Крещенский Сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Кутья, коливо, канун - ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса — сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья.

Важным событием Крещения Господня и Богоявления является водосвятие. На реке или на озере, во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая Иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие совершают омовение в освященной воде.


Купание на Крещение 2019 — когда и как правильно

Люди не боятся холода, поскольку купание на Крещение — это символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Праздника Богоявления верующие ждут с нетерпением, и когда Крещение Господне наступает, православные обязательно посещают церковь, чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир.

Когда купаются в проруби на Крещение

18 января православные верующие отмечают Крещенский сочельник, канун Богоявления, или Крещения. Во всех церквях совершается «великое освящение воды». Согласно церковным канонам, в Крещенский сочельник верующий человек должен прийти в церковь, отстоять службу, поставить свечку, набрать освященной воды.

Но окунаться в ледяную воду никто не требует, особенно если человек к этому не готов. Прорубь, сделанную для водоосвящения и купания на Крещение, называют также иорданью.

Инновационный стимулятор роста растений!

Увеличение всхожести семян на 50% всего за одно применение. Отзывы покупателей: Светлана, 52 года. Просто невероятное удобрение. Много слышали о нем, но когда попробовали, удивились сами и удивили соседей. На помидорных кустах выросло от 90 до 140 штук помидор. О цукини и огурцах говорить не стоит: урожай собирали тачками. Дачей занимаемся всю жизнь, и никогда не было такого урожая....

Нет жестких правил, как надо купаться (окунаться) в проруби на Крещение. Как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!».

На Руси издревле считается, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов.

Вода — живая материя. Она имеет способность изменять свою структуру под воздействием на нее источника информации. Потому с какими мыслями к ней подойдешь, то и получишь. Чтобы окунуться в холодную воду, специальной подготовки не требуется. Человеческое тело приспособлено испытывать частое воздействие холода. Необходим только настрой.

Что же происходит с организмом человека при соприкосновения с холодной водой? Например, при зимнем купании в проруби?

  1. Погружаясь в ледяную воду с головой, вода мгновенно пробуждает центральную нервную часть головного мозга, а мозг исцеляет организм.
  2. Кратковременное воздействие низких и сверхнизких температур воспринимается организмом как положительный стресс: снимает воспаление, боль, отек, спазм.
  3. Наше тело окутывает воздух, теплопроводность которого в 28 раз меньше теплопроводности воды. В этом и состоит фокус закаливания холодной водой. А во время короткой пробежки по снегу (например, до проруби и обратно) охлаждается только 10% поверхности тела.
  4. Холодная вода высвобождает глубинные силы организма, температура тела после соприкосновения с ней достигает 40º, при которой гибнут вирусы, микробы и больные клетки.

Системное моржевание способствует оздоровлению организма, а вот погружение в прорубь один раз в году — сильнейший стресс для организма.


Как правильно купаться в проруби

Окунаться (купаться) следует в специально оборудованных прорубях у берега, желательно вблизи спасательных станций, под присмотром спасателей.

Такие проруби специально оборудуют на реках в больших городах в преддверии Праздника Крещения для массового купания граждан. О нахождения таких мест информируют население через средства массовой информации.

Перед купанием в проруби необходимо разогреть тело, сделав разминку, пробежку.

К проруби необходимо подходить в удобной, нескользкой и легкоснимаемой обуви, чтобы предотвратить потери чувствительности ног. Лучше использовать ботинки или шерстяные носки для того, чтобы дойти до проруби. Возможно использование специальных резиновых тапочек, которые также защищают ноги от острых камней и соли, а также не дадут скользить на льду.

Идя к проруби, помните, что дорожка может быть скользкой. Идите медленно и внимательно.

Проследите за тем, чтобы лестница для спуска в воду была устойчивой. По крайней мере, для подстраховки необходимо опустить в воду край прочной толстой веревки с узлами, с тем, чтобы пловцы могли с ее помощью выйти из воды.

Противоположный конец веревки должен быть надежно закреплен на берегу.

Окунаться лучше всего по шею, не замочив голову, чтобы избежать рефлекторного сужения сосудов головного мозга; Никогда не ныряйте в прорубь вперед головой. Прыжки в воду и погружение в воду с головой не рекомендуются, так как это увеличивает потерю температуры и может привести шоку от холода.

При входе в воду первый раз старайтесь быстро достигнуть нужной Вам глубины, но не плавайте.
Помните, что холодная вода может вызвать совершенно нормальное безопасное учащенное дыхание. Как только Ваше тело приспособилось к холоду.

Не находиться в проруби более 1 минуты во избежание общего переохлаждения организма.

При опускании на дно в небольшой проруби опасность состоит еще и в следующем. Не все умеют опускаться вертикально.

Многие опускаются под углом, смещаясь в сторону кромки льда. При глубине 4 м смещение от начальной точки может достигнуть 1 - 1.5 м. При всплытии с закрытыми глазами в малой проруби можно «промахнуться» и удариться головой об лед.

Если с вами ребенок, слетите за ним во время его погружения в прорубь. Испугавшийся ребенок может легко забыть, что он умеет плавать.

Выйти из проруби не так просто. При выходе не держитесь непосредственно за поручни, используйте сухое полотенце, горсть снега с бровки проруби, можно зачерпнуть в пригоршни больше воды и опершись о поручни, быстро и энергично подняться.

После купания (окунания) разотрите себя и ребенка махровым полотенцем и наденьте сухую одежду.

Для укрепления иммунитета и возможности переохлаждения необходимо выпить горячий чай, лучше всего из ягод, фруктов и овощей из предварительно подготовленного термоса.

Противопоказания к купанию в проруби

Забудьте навсегда о проблемах с давлением!

У Большинство современных лекарств от гипертонии не лечат, а лишь временно снижают высокое давление. Это уже неплохо, но больные вынуждены принимать препараты до конца жизни, подвергая свое здоровье нагрузке и опасности. Для исправления ситуации был разработан препарат, который лечит болезнь, а не симптомы.

Зимнее плавание противопоказано людям при следующих острых и хронических (в стадии обострения) заболеваниях:

  • воспалительные заболевания носоглотки, придаточных полостей носа, отиты;
  • сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки клапанов сердца, ишемическая болезнь сердца с
  • приступами стенокардии; перенесенный инфаркт миокарда, коронаро-кардиосклероз, гипертоническая болезнь II и III стадий);
  • центральной нервной системы (эпилепсия, последствия тяжелых травм черепа; склероз сосудов головного мозга в
  • выраженной стадии, сирингомиелия; энцефалит, арахноидит);
  • периферической нервной системы (невриты, полиневриты);
  • эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз);
  • органов зрения (глаукома, конъюнктивит);
  • органов дыхания (туберкулез легких — активный и в стадии осложнений, воспаление легких, бронхиальная астма, эмфизема);
  • мочеполовой системы (нефрит, цистит, воспаление придатков, воспаление предстательной железы);
  • желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, энтероколит, холецистит, гепатит);
  • кожно-венерические заболевания.

Что необходимо для купания в проруби в Крещение Господня

  • полотенце и махровый халат, комплект сухой одежды;
  • плавки или купальник, можно в белье;
  • тапочки, чтобы не поранить ноги, только чтобы не скользили при ходьбе по льду, лучше шерстяные носки, в них можно купаться, ботинки;
  • резиновая шапочка; сила воли и желание!

Видео: Крещение Господне — приметы и суеверия 19 января

Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников - Крещение. Отмечать Крещение начали даже раньше, чем Рождество Христово, письменные упоминания о нем находят в рукописях второго века. История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы - это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете - вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Как крестился Иисус Христос

Согласно библейским преданиям 6 января по старому стилю на реку Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос. В это же время там находился Иоанн Предтеча - пророк, которого послал для совершения столь важного обряда сам Господь Бог. Иоанн знал о том, что ему предстоит крещение сына Божьего, но долго не смел приступить к таинству, считая себя недостойным исполнителем столь важного дела. Иисус настоял на исполнении воли Бога Отца и зашел в воды Иордана.

Когда Иоанн начал крестить Бога Сына, над землей раздался громкий глас Отца, а на Иисуса спустился Дух Божий в виде голубя. Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.

Как отмечают Крещение православные христиане

Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник - строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В этот короткий пост разрешается есть только постные лепешки на конопляном масле, именуемые в народе сочень, и кутью. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.

Главное событие Крещение - освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает.

Крещенские купания в открытых водоемах - еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода в небытие коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку заново родиться и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».

К празднику готовят много вкусных угощений из мяса, меда и круп. Главными блюдами на крещенском столе были кресты из сладкого теста, оладьи и запеченный поросенок. Перед трапезой обязательно ели печенье-крестики и запивали их освященной водой. После этого лакомились оладьями с медом, а потом дегустировали все имеющиеся блюда. Считается, что в Крещение открываются небеса, поэтому все искренние молитвы обязательно сбываются.

Дохристианские традиции

Праздник Крещения совпадает с окончанием Святок - народных гуляний, берущих свое начало с языческих времен. Вечер 18 января - последний день, когда разрешается гадать на будущее. Особым интересом гадания всегда пользовались у молодых девушек, интересующихся замужеством. В ночь на Крещение и сейчас принято заглядывать в грядущие события, но нужно знать, что церковь этого не одобряет и прямого отношения крещенские гадания к церковному празднику Богоявления не имеют.

Празднуют не только в католическом и протестантском мире. В этот день, когда христиане Русской Православной Церкви еще только готовятся к встрече Рождества и впереди неделя строгого поста, в некоторых православных поместных церквях уже идут праздничные рождественские службы. С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно 4/5 от общего числа православных: вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона.

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Три календаря

«Юлианский календарь. В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам. Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая “догоняет” длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки. Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь. Итак, в “старом” календаре каждые 128 лет накапливались “лишние” сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад. Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее – простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году». (Прот. Сергий Овсянников «Празднуем Пасху – какой календарь правильный?» http://www.archiepiskopia.be/ )

Точнее или правильнее?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года исчезнет из календаря полностью. Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи – праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета – лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

«На Московском Совещании 1948 г. было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем, и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Однако, руководствуясь принципом икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви в 1967 г. вынес постановление: “Имея в виду практику Древней Церкви, когда Восток и Запад (Рим и азийские епископы) праздновали Пасху по-разному, сохраняя полное молитвенно-каноническое общение между собой, принимая во внимание опыт Православной Финляндской Церкви и наших приходов в Голландии, а также исключительное положение прихожан храма Воскресения Христова среди инославного мира, разрешить православным прихожанам, проживающим в Швейцарии и находящимся в юрисдикции Московской Патриархии, совершать неподвижные праздники и праздники Пасхального круга по новому стилю”» (прот. Владислав Цыпин «Церковный календарь» // Церковное право. М., 2006 г.).

Так все же, почему?

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о календарной точности и церковной традиции

В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни - это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)

Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны.

Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир - с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время - с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет?

Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их - Вечность и время, Дух и материю - объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие - менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.

В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности - весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.

В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства.

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

В церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием Нового Года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae – первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Египетский календарь просуществовал в истории более 4 тысяч лет.

История появления Юлианского календаря

По Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 году и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским .

В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше – 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день.

Отцы I Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже.

При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным : в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны.

Следует отметить, что точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Так, начиная с 2101 года, Рождество Христово будут праздновать не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

Но, несмотря на это, и новый стиль имеет свои недостатки.

История появления Григорианского календаря

Все христиане праздновали Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Сторонниками календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII – при котором и была осуществлена реформа (1582 г.). Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов.

Папа Григорий XIII (1572-1585)

В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского Собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд.

Новый календарь разработал итальянский ученый, преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520-1576 гг.) и получил по имени папы название григорианский . В основе его лежит периодичность движения небесных светил. В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные.

За календарной реформой последовала реформа пасхальная, т.к. в новом календаре применение старой (Александрийской) пасхалии григорианского календаря сделалось невозможным. Отныне пасхальными «равноденствием» и «полнолунием» стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают.

Однако астрономические причины, выдвинутые папой Григорием XIII, являются далеко не главными. По откровенному признанию одного из представителей Рима, вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой. Последовавшая вскоре после календарной реформы Брестская уния – явное тому подтверждение. Григорианская реформа , установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные . В настоящее время часто католическая Пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е правило Апостольское; 1-е правило Антиохийского Собора). Таким образом, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора.

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован. Практически все университеты высказались за сохранение прежнего календаря. Через год после календарной реформы французский ученый Ж. Скалигер разработал систему унификации летоисчислений, в основу которой был заложен именно юлианский календарь. Этой системой до сих пор пользуются историки и астрономы.

Под угрозой отлучения все католические страны приняли новый календарь. Протестантские государства, поначалу резко выступив против григорианской реформы, однако постепенно перешли на новое летоисчисление.

Вслед за гражданскими властями григорианский календарь приняли и протестантские конфессии.

Реформа XVI века резко усложнила хронологические расчеты, нарушила взаимосвязь исторических событий. Вычисления в исторических и хронологических изысканиях приходится производить сначала по юлианскому календарю, а затем переводить на григорианский стиль. Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. Сегодня перевод на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться конвертером дат .

И в XIX веке несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. А американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835-1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов». Многие серьезные ученые и сегодня выдвигают предложения о возврате к юлианскому летоисчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

Переход на новый стиль в Советской России после революции 1917 года

В 1917 г. революция победила в России. Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный» . Россия была одной из последних в списке стран, принявших новую систему летоисчисления. Но пользоваться ею у нас начали примерно веком раньше. Как правило, в деловой и научной переписке с представителями иностранных государств, которые уже перешли на григорианский календарь. В России его называли «новым стилем», а прежний юлианский стал именоваться «старым стилем».

Советский «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»

Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. Затем Советское правительство потребовало это сделать и Русскую Православную Церковь. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством.

Попытка в 1923 г. перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Боле того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль, ГПУ был дан опять категорический отказ.

Одним из основных требований начальника «церковного» отдела ГПУ Евгения Тучкова было введение нового стиля в богослужебную жизнь. Введение нового стиля, по замыслу Тучкова, смогло бы внести серьезный раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих прочно ассоциировался с обновленчеством. Власти же аргументировали введение нового стиля в богослужение хозяйственными нуждами: многие рабочие отмечали церковные праздники по новому стилю официально и по старому неофициально, из-за этого имели место массовые прогулы. Как бы Советская власть не пыталась скомпрометировать Святейшего Патриарха Тихона, распространяя миф о том, что он был сторонником нового стиля и пытался ввести его в Церкви, Патриарх делал все для того, чтобы новый стиль фактически не был введен.

священномученик архиепископ Иларион (Троицкий)

Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого находятся ныне в Сретенском монастыре. Мужественное отстаивание юлианского календаря послужило одной из причин ареста и отправки в концлагерь священномученика Илариона (Троицкого) и, фактически, стоило ему жизни.

Разделение христиан на «старостильников» и «новостильников»

Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной реформой до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис , которого не без оснований подозревали в связях с масонством. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. Введение нового стиля сопровождалось грубым насилием над совестью верующих, как это было с монахами Валаамского монастыря в 20-е годы ХХ века.

Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис

11 Поместных Православных Церквей перешли на новоюлианский календарь , т.е. сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, но непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. Новоюлианский календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879 – 1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года).

Таким образом, с 20-х годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта . Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников». Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: Русская Православная Церковь сохранила прежний календарь . Вместе с Русской церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона (а это примерно 4/5 от общего числа православных).

Отношение Русской православной церкви к переходу на Григорианский календарь не так давно озвучил Святейший Патриарх Кирилл. Он сказал, что никакого перехода на григорианский календарь не будет.

О недостатках григорианского календаря

Календарный вопрос , в первую очередь, связан с празднованием Пасхи . «Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи - праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета - лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

Переход на григорианский календарь приводит к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями . Кроме того, введение григорианского календаря приводит к тому, что в годы, когда Пасха поздняя (когда светлое Христово Воскресенье попадает на 5 мая) Петровский пост исчезает из календаря полностью .

Григорианский календарь является достаточно точным и согласованным с природными явлениями — он связан с земными явлениями, климатическими временами года, что представляет собой главный аргумент сторонников григорианской пасхалии.

Однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д).

Еще одна особенность нового календаря в том, что он повторяется каждые 400 лет. Со временем юлианский и григорианский календари все больше расходятся. Примерно на сутки за столетие. Если разница между старым и новым стилями для 18 века составляла 11 суток, то для 20 века – уже 13 суток.

Об истинности юлианского календаря

В основе церковного календаря лежит жизнь нашего Спасителя Иисуса Христа. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение - это те события, из которых строится церковный год.

Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому первой отличительной особенностью церковного календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии.

Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Поэтому в церковных канонах есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней . Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.

В церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.

Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь . Отметим, что Благодатный огонь снисходит накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.

Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю .

В этот день освящается естество всех вод, поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой - Святыней , как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства .

Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее .

Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм . Во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.

Современные критики юлианского календаря говорят о неточности календаря как о его ошибке или несовершенстве. Однако они упускают тот очевидный факт, что ошибка не может создать гармонию, что из несовершенства не может произойти целый ряд временных циклов, составляющих необычайную по красоте среди других календарей картину времени.

Время — неуловимая субстанция, время — тайна, и как тайна оно может быть выражено и зафиксировано через символы. Юлианский календарь — это иконографическое выражение времени, это священная икона времени. Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же стремится построить Царство Божие здесь, на Земле.

По материалам православных изданий и журнала «Благодатный огонь»

Просмотрено (2280) раз

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»