h
ТехнологЦчеёкре отставание СССР, разложениепартаппарата, ДуЩвннйЩрЩЩІ"
общества в конце 1970-х -: накале
- Кризис социа.шзма «Чехословакші-ШШг. ДШлбШІІШНгШі гё.
Beod\doeeniekkx-eouek e Афганистан #1979 г:
-- ¦¦¦ - = ЖгЩкі
: Гонка водруЖекицх и угроза ядерной
катастрофы
S.
б.
fiokiZhtka "uUfktp"M ГО.В. АїШШова
Деятельность К. У Черненко
- Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.
- экономике; политике;
- международных отношениях.
- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.
Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис.
- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
- началось "прирастание" аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
- произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов ("цеховиков"); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.
- В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее "благополучных" социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.
- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
- новое руководство провозгласило своей целью построение "социализма с человеческим лицом и начало реформы;
- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство "навести порядок", подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в "социалистический лагерь".
- Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979- 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.
- Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:
- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
- большинство капитатистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
- президент США Р. Рейган провозгласил СССР "империей зла" и- объявил о создании в будущем "космического щита" - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа "звездных войн");
- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.
Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.
- После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано "хлопковое дело", по которому в крупных хищениях хлопка бьши обвинены рад высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.
- Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Ус- тинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР "перестройки" и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.
Еще по теме Вопрос 82. Нарастание системного кризиса тоталитарного социализма в 1970 - 1980-е гг:
- 63. Особенности развитиягосударственного механизма в условиях нарастания кризиса социализма (вторая пол. 60-х - нач. 80-х гг.)
1. Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.
Кризис назревал в:
- экономике;
- политике;
- международных отношениях.
Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг. были:
- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.
В 1960 - 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 - 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 - 50 лет.
Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:
- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
- произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.
2. В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.
- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».
В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.
3. Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 - 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.
4. Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:
- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа «звездных войн’);
- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.
Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.
Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.
5. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.
6. Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Устинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.
Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.
В начале 1980-х гг. в международных отношениях требовались новые подходы, учитывающие реальности ядерного века. Однако развитие отношений между СССР и США - двумя сверхдержавами пошло по пути подрыва достижений предшествующего десятилетия разрядки международной напряженности. В результате обе страны оказались вовлеченными в опасную и дорогостоящую гонку вооружений. Руководство СССР допустило ряд крупнейших внешнеполитических просчетов, отвечая на вызов противоположной стороны увеличением численности армии, расширением производства танков, ракет, самолетов, авианосцев. Установление и поддержание военно-стратегического паритета с США дорого обошлось советским людям, существенно отразилось на социально-экономическом развитии Советского Союза. Правда, многие граждане искренне заявляли, что они ничего не пожалеют для обеспечения безопасности страны. Серьезный удар разрядке был нанесен вводом советских войск в Афганистан и их участием в военных действиях. Это непродуманное решение было принято втайне от народа, узким кругом политического руководства СССР во главе с Л. И. Брежневым. Во всем мире это событие расценили как агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Резко осудил советское вторжение в Афганистан и академик А. Д. Сахаров. Афганские события положили начало обострению отношений между СССР и США. Это выражалось в постоянных взаимных обвинениях, в демонстративных азддях (отказ американской, а затем и советской стороны от участия в Олимпийских играх соответственно в Москве и Лос-Анджелесе). В течение трех лет (1981-1983) действия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать размещению в Европе американских ракет. Эту акцию советские руководители воспринимали как попытку США нарушить установленные ОСВ-2 уровни вооружений и„ следовательно, стратегическое равновесие. Расширяя сферу своего влияния. Советский Союз оказывал помощь различным государствам, в том числе на Ближнем Востоке и в Африке, принимая на себя все новые обязательства. В той или иной форме он участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, снабжал оружием прогрессивные с точки зрения советского руководства режимы в Иране, Ливии и ряде других стран. К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной. Требовались новые подходы во всей внешнеполитической деятельности нашей страны.
42. Перестройка в ссср. Попытки обновления и реформирования политической системы
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества - от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность - объективное освещение всех сторон жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май-июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства - Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. - Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали возникать различные партии и общественные движения.
Система образования в СССР в 1960-е -1980-е гг.
Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых преимуществ обнаружено не было, в 1966 г. было принято постановление о возврате к 10-летнему сроку обучения и переходу на новое содержание образования. Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Школьников стали знакомить с основами ядерной физики и атомной энергетики, химическими технологиями, расширился круг математических знаний и т.д.
Новые учебные программы были направлены на развитие умственных сил детей, их способности и возможности к обобщениям. Переход на новое содержание обучения стимулировал методическое творчество учителей, которые работали над совершенствованием урока.
70-80-е гг. XX в. в СССР характеризуются общим экономическим кризисом, кризисом коммунистической идеологии и началом этнических и межнациональных конфликтов. Эти факторы негативно отразились на развитии образования. Бюрократизация, унификация, тотальная идеологическая индоктринация, линия на уравнительное обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей игнорировались. Востребованными в экономике оказались люди низкой квалификации.
В 80-е гг. XX в. было предпринято реформирование всех звеньев системы образования, проходившее с установкой на то, чтобы «...все ценное, добытое трудом нескольких поколений педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержащее испытание временем должно быть бережно сохранено и активно использовано». Реформа школы 1984 г. в СССР была направлена на слияние общего и профессионального среднего образования, профессионализацию общеобразовательной школы, усиление единообразия в системе профтехобразования через создание средних профтехнических училищ. С целью всеобщей профессиональной подготовки была расширена сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались одной из рабочих профессий. Кроме того, в советской школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения, в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Однако реализация реформы столкнулась с серьезнейшими трудностями.
В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Росло противоречие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к образованию, асоциальном поведении детей и подростков и т.д.
В этот же период начал ощущаться и идеологический кризис социализма. Идеалы коммунистического воспитания перестали соответствовать реальным устремлениям людей. В конце 80-х гг. сформировались целые общественные движения (демократические, религиозные, этнические, неофашистские, неокоммунистические и т.д.), опиравшиеся на различные нравственные ценности. Школа в таких условиях уже не могла заниматься идеологической пропагандой.
| | следующая лекция ==> | |
Внешняя политика СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.
Отношения с социалистическими странами. В 1964-1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.