Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах. Министерство образования и науки россиской федерации Уровень развития общества творческих сил

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

обычай общество социальный духовный

Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Общество - это не только совокупность людей. Общество - это сложная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, связанных между собой. Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Существуют различные понятия значения слова «общество»:

Общество - это исторический этап развития человечества (первобытное общество, феодальное общество);

Общество - это человечество в целом - в его историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли, совокупность всех народов;

Общество - это круг людей, объединённый общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество книголюбов, педагогическое общество).

Общество - это совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей, всеобщая связь людей между собой.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

В структуре общества выделяют следующие сферы:

Экономическая - отношения в процессе материального производства;

Социальная - взаимодействие классов, социальных слоев и групп;

Политическая - деятельность государственных организаций, политических партий;

Духовная - мораль, религия, искусство, философия. Деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

Слово «культура» от латинского «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура - это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способности человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (античной культуры), конкретных обществ, народностей и наций (культура Мая), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле «культура» - это сфера духовной жизни людей.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в процессе жизни общества, образуют духовную культуру. Такими формами общественного сознания являются нравственное (моральное), научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Духовные потребности - это состояние людей, побуждающее их к сознанию, познанию, освоению духовных ценностей, к деятельности в сфере жизни в обществе.

В рамках духовной жизни формируются отдельные элементы, которые составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы поведения, законы, обычаи, традиции, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Идеология (от идея и …логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержаться цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Понятие идеология изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси.

Идеология - это система идей, ценностных ориентаций, в которых находят своё выражение фундаментальные, стратегические интересы наций, классов, народа, страны.

Рассмотрим взаимодействие идеологии и культуры.

Идеология является необходимым элементом культуры политического общества. Идеология - это важнейший элемент духовной культуры общества и лежит в основе материальной культуры общества. Задачи идеологии часто реализуются через культуру, она является важным критерием, подтверждающим или опровергающим, актуальность действующей идеологии. Если рассмотреть духовную жизнь в России, с начала XX века по начало XXI века, мы увидим, что идеология существенно влияет на развитие культуры.

Идеология как степень социальных отношений и идеалов определяет задачи развития общества. Идеология - это стержень духовной жизни общества. Какова идеология, такова в целом духовная жизнь, а значит культура. Общество без идеологии - это стихийное развитие культуры. Самостоятельное прогрессивное развитие культуры без идеологии невозможно, ибо она даёт не целостное, не эффективное развитие общества, а стихийное, беспорядочное. Идеология всегда направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Каждый класс, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создаёт свою самоутверждающую идеологию.

Исходя из выше сказанного, я соглашаюсь с утверждением, что культура общества это и есть его идеология.

В различных областях жизнедеятельности людей изучает множество наук — история, этнография, археология, социология, этика, эстетика, религиоведение.

Каждая из них дает свой образ культуры. Философский анализ культуры позволяет получить представление об этом многогранном феномене в наиболее целостном и обобщенном виде.

Но какими бы многообразными не были определения культуры, все они согласны в одном: термин "" подчеркивает собственно человеческое, а не биологическое существование. Мир культуры не есть следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование своего бытия.

Поэтому мы можем определить понятие культуры как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура является результатом совокупной деятельности людей и процессом сохранения, производства, распространения и потребления созданного . Человек и культура взаимно развивают друг друга. Культура невозможна без человека, он является творцом или субъектом культуры. Но и человеку от природы дан только организм, обладающий определенными задатками. И только под воздействием культуры (усвоение языка, приобщение к имеющимся в обществе ценностям, овладение трудовыми навыками) проявляются собственно человеческие, личностные качества и возникает созидающий субъект.

Человек не рождается социальным существом, а становится таковым в процессе деятельности. Образование и воспитание есть не что иное, как овладение культурой, процесс ее передачи от одного поколения к другому.

Процесс социализации личности сопровождается процессом ее индивидуализации. Культура здесь предстает сложной системой, вбирающей все противоречия общества. Эти противоречия явились причиной формирования пессимистического взгляда на культуру у целого ряда философов. Первым подобную точку зрения сформулировал еще в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что культура создана для подавления и порабощения человека. Частная собственность делает людей неравными, а, значит, несчастными, порождает зависть, злобу и конкуренцию, а лучшие задатки человека подавляются обществом.

Позже формируются концепции контркультуры, основателем и вдохновителем которых является Ф. Ницше . Он отрицает необходимость существования единой системы ценностей в обществе. Человек волен выбрать для себя любые ценности, не согласуясь при этом с мнением общества и других людей. Афоризмы Ницше намеренно по смыслу взаимоисключают друг друга, показывая тем самым, что противоположные истины могут быть обоснованы и в равной степени имеют право на существование. Сверхчеловек в состоянии отбросить культурные запреты, все, что мешает ему жить, он сам творит себе закон. В русской литературе ярким представителем контркультуры является тургеневский Базаров, отрицающий все общественные традиции и нормы. Базарова иногда упрекают в том, что он призывает отказаться от старого мира, ничего не предлагая взамен. Но для представителей контркультуры характерно именно стремление разрушить любую систему ценностей, а нелогичным было бы навязать вместо нее другую.

Позиции ницшеанской философии по проблемам культуры, общества и человека были развиты в работах немецких и французских экзистенциалистов. Так, М. Хайдеггер выступил против диктатуры безликости современного буржуазного общества, против подчинения человека вещам. Ж.-П. Сартр отрицает любую возможность общественного прогресса, подчеркивая, что при этом не меняется сам человек, вынужденный лишь приспосабливаться к обстоятельствам. Человек должен сам выбирать свои поступки, ориентируясь на свой собственный внутренний мир. А. Камю писал, что в мире нет никаких нравственных правил и законов, мир абсурден и хаотичен. Поэтому человеку нужно принять жизнь как игру и прожить ее, играя по собственным правилам.

Философия психоанализа также разрабатывает проблему влияния культуры на человека. З. Фрейд подчеркивал, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от неврозов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями и потребностями личности и предписывающими определенное поведение нормами и запретами культуры. Один из последователей Фрейда Э. Фромм обращает внимание на то, что современный человек всегда стоит перед выбором: иметь или быть? Человек либо раскрывает свое внутреннее достоинство, либо превращается в частицу рыночных отношений и тогда содержанием его жизни становится обладание вещами и деньгами — этими неподлинными атрибутами бытия. Главная же потребность человека — быть самим собой, — подавляется буржуазной цивилизацией.

Критиканами современной культуры являются также философы Франкфуртской школы (виднейший представитель Г. Маркузе), предлагающие начать борьбу за свободу со всеобщего отрицания. На практике эти идеи, по мнению Маркузе, могут осуществить люди, находящиеся на обочине общества, неинтегрированные в систему общественных отношений — и деклассированные элементы. Концепция всеобщего отрицания была в 60-70 гг. широко подхвачена молодежью Запада, что заставило правительства ряда стран создать министерства по делам молодежи, обеспечивающие бесконфликтную адаптацию молодых людей к существующей культурной среде.

Сугубо позитивная оценка современной культуры давалась только представителями технической интеллигенции, связывающей проблемы культуры с успехами в области материально-технического обеспечения человечества (выразителями подобных взглядов являются У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон). Однако ХХ в. поставил вопросы о целях научно-технического прогресса и пределах его роста, о ядерной и экологической угрозе и других глобальных проблемах современности. Материальный комфорт не делает человека более счастливым, а стремление к комфорту, как показывает история, является скорее признаком упадка общества, чем его расцвета. В первую очередь человек нуждается в возможности выжить на своей планете и реализовать себя как личность.

Так что же такое культура? Это способ мышления и жизнедеятельности народа. Это созданные народом материальные и духовные ценности. Это совокупность отношений людей друг к другу и природе. Это своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории. Одновременно это лучшие достижения всего человечества — сокровища мировой культуры.

Типология культуры

В современной философии существует множество концепций типологии культуры и ряд принципов анализа этих типологий.

Так, типологии культур можно условно разделить на три группы .

Ряд мыслителей в той или иной мере отрицают существование мировой культуры как единого целого и не признают наличия универсальных законов существования и развития культур, а также смысла в истории не только человечества как целого, но и в истории отдельных народов. Ярким представителем данного направления является К. Поппер, утверждающий, что все попытки ученых найти те или иные точки, объединяющие людей в одно целое, несостоятельны. “Единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни”.

Немецкий мыслитель М. Вебер также полагает, что не существует каких бы то ни было закономерностей развития культуры, материалистических или духовных, и никакая концепция культурного развития не в состоянии поэтому прогнозировать будущее.

То есть в данном случае мы говорит о философских концепциях, отрицающих саму возможность создания типологии культур.

Цивилизационный подход к типологии культур. Суть концепции в самом общем виде заключается в том, что человеческая история представляет совокупность не связанных друг с другом цивилизаций. В то же время законы, определяющие развитие этих цивилизаций, существуют. Смысл общечеловеческой истории представители подобных концепций отрицают.

Так, О. Шпенглер доказывал, что культура — это замкнутая система ценностей и взаимовлияние культур сказывается на них отрицательно . Смысла и прогресса в существовании человека и культуры ровно столько, сколько его в жизни бабочки.

Шпенглер выделил восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (апполоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура майя. Шпенглер отмечал зарождение русско-сибирской культуры. Каждая культура, завершив свой жизненный цикл, умирает, перейдя на стадию цивилизации.

А.Тойнби обосновал концепцию развития человечества как круговорота локальных цивилизаций. Тойнби вначале выделил 21 отдельную, замкнутую цивилизацию, затем сократил это число до 13. Все цивилизации, по мнению Тойнби, равноценны и проходят одни и те же стадии развития — возникновение, рост, надлом и разложение. Вселенная постоянно задает вопросы цивилизации, и пока та в состоянии отвечать на эти вопросы, она существует. К таким вопросам сегодня, бесспорно, можно отнести проблему сохранения жизни на нашей планете. Погибают цивилизации в агонии, войнах и революциях, чем причиняют немало беспокойства другим народам. В ХХ в., считает Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная.

Монистические концепции доказывают, что история культуры представляет собой единый закономерный процесс, в котором имеют место и смысл истории, и материальный и духовный прогресс всего человечества.

Например, Гегель обосновал концепцию развития культуры как закономерного процесса, в котором культура каждого народа и этапы ее развития представляют закономерную ступень совершенствования человеческого духа. История культуры, являясь воплощением мирового духа, развивается во времени, на каждом этапе своего развития преследуя определенную цель. Общей же целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу — это свобода человека в гражданском обществе.

Монистическую концепцию культурного развития отстаивает, уже с материалистических позиций, марксизм, исследующий наиболее общие закономерности развития человеческого общества. Предметом исторического материализма выступают всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые как целостные, противоречивые и взаимозависимые. Марксизм призывает познать законы развития и использовать полученные знания на пользу человечества.

К. Ясперс является создателем оригинальной концепции “осевого времени”, охватившего период от 800 до 200 гг. до н.э. Культура этого времени духовно изменила человека.

Ясперс делил культуры на три типа:

Культура “осевых народов” . Эта культура как бы вторично родилась в осевое время, продолжив свою предыдущую историю. Именно она заложила основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К ней Ясперс относил китайскую, индийскую, иранскую, иудейскую и греческую культуры.

Культуры, не затронутые осевым временем и оставшиеся внутренне чуждыми ему, несмотря на одновременность с ним. К ним Ясперс относил египетскую и вавилонскую культуры, которые, несмотря на свои огромные успехи, не смогли переродиться и в дальнейшем стали жертвами внешних сил.

Культура этого типа делит народы на те, основой формирования которых был мир, возникший в результате осевого времени (македонцы и римляне) и последующие народы и те, которые остались в стороне от развития, то есть первобытные народы.

Гегель выделял три исторических типа культуры как три фазы развития абсолютного духа: восточная, греко-римская и германская (европейская) культуры. Целью истории, по Гегелю, является развитие свободы. Критерием культур поэтому является принцип осознания свободы. “Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен; греческий и римский мир знал, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны”.

Ницше также выделял три типа культуры: брамическая (индийская), эллинская и христианская. Последняя, в условиях которой мы живем, породила, по мнению Ницше, рабскую психологию, покорность, боязнь борьбы и изменений, доктринерскую мораль, косность, всеобщую серость, психологию "толпы". Здесь в качестве критерия типологии культур выступает человеческая оригинальность, индивидуальность, независимость.

Философская культура

Философская культура представляет собой способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний, овладение опытом философского осмысления действительности, приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Эта сфера культуры связана с рефлексией отношений человека и мира, человека и других людей, а также отношения к себе как к объекту исследования и существует в виде философских концепций, школ, произведений философов. Специализированный уровень культуры представлен трудами специалистов-философов, обыденный уровень — здравым смыслом и народной мудростью — афоризмами, пословицами и поговорками.

Из всех сфер культуры философская культура менее всего нуждается в социальных организациях, хотя существуют связи между философами и действуют философские школы. Зачастую философская культура зависит от национальной специфики, которая определяет традиционный круг проблем философии и подходы к их решению. Прямая связь философии с другими сферами культуры отсутствует, но можно говорить об опосредованном ее влиянии на религию, нравственность, право и науку.

Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 2. Культура-возделывание, воспитание образование, развитие, почитание-исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.


Подходы к пониманию культуры Технологический. Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Деятельностный. Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. Ценностный. Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношений людей.








Виды культуры: Мировая и национальная. Материальная – связана с производством и освоение м предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека. Духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.






Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека Раскрывает смыслообразующие идеи. Способствует самопознанию. Помогает самоутверждаться. Формирует ценностные ориентации. Удовлетворяет потребности в самосознании. Приводит к самореализации.


Задание Какие признаки культуры выделяет автор? Приведите любые три аргумента, которыми автор доказывает, что культура присуща только человеку Докажите с помощью трех примеров, иллюстрирующих преемственность в развитии культуры, справедливость утверждения «культура не рождается на пустом месте» Ряд ученых рассматривает культуру как связующее звено между природой и обществом. Приведите три аргумента в поддержку этого мнения.

КУЛЬТУРА

(от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определённой исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Педагогический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЛЬТУРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЛЬТУРА в Словаре Аналитической психологии:
    (Culture; Kultur) — у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. е. некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, …
  • КУЛЬТУРА в Новейшем философском словаре:
    (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства …
  • КУЛЬТУРА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    399633, Липецкой, …
  • КУЛЬТУРА
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУГ …
  • КУЛЬТУРА в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОВАЯ - см. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА …
  • КУЛЬТУРА в Высказываниях известных людей:
  • КУЛЬТУРА в Словаре Одно предложение, определения:
    - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль …
  • КУЛЬТУРА в Афоризмах и умных мыслях:
    это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль …
  • КУЛЬТУРА в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - определение человека, взятого с точки зрения его всеобщности, важнейшая сторона воспроизведенной деятельности, общества, человеческой истории. К. - концентрированный, организованный …
  • КУЛЬТУРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. cultura - возделывание воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный …
  • КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и …
  • КУЛЬТУРА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный …
  • КУЛЬТУРА
    [от латинского cultura возделывание, обрабатывание] 1) в широком смысле все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, …
  • КУЛЬТУРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном от-ношениях. Материальная к. История культуры. К. древних народов.||Ср. ЦИВИЛИЗАЦИЯ …
  • КУЛЬТУРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что …
  • КУЛЬТУРА
    КУЛЬТ́УРА ТКАНИ (эксплантация), длит. сохранение и выращивание в спец. питат. средах клеток, тканей, небольших органов или их частей, выделенных из …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА РЕЧИ, соответствие индивид. речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА МИКРООРГАНИЗМОВ, совокупность жизнеспособных микроорганизмов преим. одного вида, выращенных на определ. питат. среде. Используется для размножения микробов, их хранения, изучения …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ, см. Археологическая культура …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "КУЛЬТ́УРА", общерос. телеканал в составе Всерос. гос. телерадиовещат. компании (ВГТРК). Осн. в 1997, Москва. Образоват., муз. и театр. передачи, фильмы …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "КУЛЬТ́УРА", ежедн. обществ.-полит. газета, с 1929 (назв. менялось, до 1992 "Сов. культура"). Учредители (1998) - Фонд "Демократия" и редакция газ. …
  • КУЛЬТУРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЛЬТ́УРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфич. для …
  • КУЛЬТУРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    культу"ра, культу"ры, культу"ры, культу"р, культу"ре, культу"рам, культу"ру, культу"ры, культу"рой, культу"рою, культу"рами, культу"ре, …
  • КУЛЬТУРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; совокупность таких достижений в определенную эпоху у какого-л. народа. …
  • КУЛЬТУРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ее - в …
  • КУЛЬТУРА в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. culture) 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную …
  • КУЛЬТУРА в Словаре иностранных выражений:
    [лат. culture] 1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и …
  • КУЛЬТУРА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • КУЛЬТУРА в Словаре русского языка Ожегова:
    разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного Spec К. льна. К. шелкопряда. культура высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение К. производства. …

следует, что скорость определяется электромеханической характеристикой

Из формулы видно, что увеличение тока приводит к снижению скорости вращения. Уменьшение скорости вращения приводит к снижению ЭДС, пока падение напряжения на внутреннем сопротивлении и ЭДС не уравновесят входное напряжение.

Тема № 1 Введение. Раз­ви­тие и ста­нов­ле­ние тео­рии куль­ту­ро­ло­гии. Культура как общественное явление.

1. Наука культурология.

Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.

Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.

Культурология заняла место базисной дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин, Ю.Лотман и др.

Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.

Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

2. Понятие культуры.

Понятие «Культура» – центральное в культурологии.

В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.).

Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.

В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.

Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.

В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;

1) уровень общего состояния ума;

2) уровень интеллектуального развития целого общества;

3) совокупность художественно-творческой деятельности;

4) способ жизни материального и духовного плана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.

3. Функции культуры.

Культура – многофункциональная система:

1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;

2) познавательная;

3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;

4) образовательная;

5) воспитательная;

6) коммуникативная (общение);

7) нормативная (регулятивная);

8) психологическая разрядка.

4. Структура культуры.

Структурными единицами культуры являются материальная и духовная культуры.

Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.

Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.

Формы духовной культуры:

1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой.

В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:

Тотемизм – поклонение животному миру.

Фетишизм – поклонение неживой природе.

Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.

Язычество – многобожие.

2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.

3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.

4) Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.

5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.

6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.

5. Массовая и элитарная культуры.

Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Оно должно иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.

Элитарная культура – культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»