В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.
Определимся с понятиями
Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.
Зачем обществу политика?
Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:
- определение основных целей и направлений развития;
- организация работы общества по их достижению;
- распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
- выявление и согласование интересов субъектов процесса;
- разработка норм поведения и их внедрение;
- обеспечение безопасности (любого рода);
- приобщение людей к процессам управления;
- контроль.
Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.
Политическая система
Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:
- нормативную;
- институциональную;
- коммуникативную;
- культурно-идеологическую.
Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.
Институциональная подсистема
Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.
Государство
Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.
Коммуникативная подсистема
Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.
Культурно-идеологическая подсистема
На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.
Нормативная подсистема
Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.
Политика и сферы жизни общества
Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.
Введение
Слово «политология» (наука о политике) является собственно русским образованием; оно образовано по аналогии с такими названиями, как «социология», «биология», «филология». Как и все аналогичные названия, слово «политология» состоит из двух частей: первая часть обозначает объект этой науки, то есть политику, вторая часть («-логия») может быть переведена как «знание, наука». В других странах эта же наука называется иначе (например, «политическая наука», «политическая социология», «наука о политике»).
Объектом политологии является политика. Политология изучает общественные отношения между разнообразными группами общества, а также власть. Именно эти аспекты отражает понятие политики.
Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.
Исторически первой формой познания политики была ее религино-мифолгическая трактовка, в основе которой лежали представления о божественном происхождении политической власти и существующих в обществе порядков.
В середине первого тысячелетия до нашей эры ей на смену пришла философско-этическая форма. Этой форме присуще рассматривать политику в единстве с этикой, поскольку предполагалось, что политика должна отвечать интересам людей, быть нравственной.
Мир политики представляет собой особую форму жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государством и государственным устройством. Он включает те институты, принципы, нормы, которые обеспечивают жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. Мир политики – это и государство, и государственные институты, и политическая система общества. Кроме того, он включает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов. К миру политики относятся государственно-правовые, партийная, избирательная системы, механизмы принятия решений, политические процессы и отношения, политическая культура и т.д.
Наиболее важными в политической жизни любого общества являются проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества; конституирования (конституционного оформления и закрепления) власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем; отношения людей с институтами власти; механизмы обеспечения единства жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества; процессы политической социализации (становления человека полноправным субъектом политических отношений в обществе).
Целью данной контрольной работы является анализ политики как науки и ее роль в жизни современного общества. Задачи работы – определение и выявление границы политики в обществе, показать структуру и функции политики, рассмотреть взаимоотношения политики и морали.
1. Политика и ее роль в жизни современного общества
Понятие «политическое» и соответственно в связанные с ним понятия «мир политического», «политическая сфера». Это понятие восходит к древнегреческому слову polis (город-государство) и производным от него politika (конституция), politikos (гражданин, государственный деятель). Словом polis обозначалась вся многообразная – экономическая, духовная, политическая – жизнь античного общества, или публичная сфера, как ее часто называют. Иначе говоря, государство отождествлялось с обществом, в рамках которого осуществляется совместная человеческая жизнь во всех ее формах и проявлениях.
Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а в связи с другими международными общественными и государственными образованиями. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты. По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. В свою очередь внешняя политика в определенных условиях активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в ее характер существенные коррективы.
Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Экономическая политика – совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную политику и т.д. Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечению непосредственно их жизнедеятельности. В свою очередь, социальная политика может подразделяться: на распределительную, пенсионную, жилищную, в области здравоохранения, демографического развития и т.д. Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика, объектом которой являются национальные отношения.
Политика в политической сфере направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной власти. Она включает в себя политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений.
Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Она также может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации и т.п.
По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая, эти виды политики отражают возможности обществ, характер и социальную направленность развития.
Общество представляет собой сложную социально-дифференцированную систему. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы и нации со своими многообразными потребностями и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления создаются государственные органы, политические партии, общественнополитические и профессиональные организации. Они выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием классификации политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство.
Современное государство – сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, материальными и техническими ресурсами. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством.
Государственная политика занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе. Как вид деятельности она рассматривается на нескольких уровнях – местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение жильем, строительство и эксплуатация школ, больниц, управление муниципальной собственностью. Второй, региональный, уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности Различных социальных групп, направленных на комплексное развитие всего региона. Центральное место в политике государства занимает третий, общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определять приоритеты в политике по отношению к различным социальны1м группам и слоям, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую очередь создают условия для функционирования в оптимальном режиме социальной сферы. И наконец, последний, международный уровень приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты, создание благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития общества.
По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать на стратегическую и тактическую. Сущностью стратегической политики является выбор наиболее значимых целей, приоритетов развития общества. Практическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Стратегическая и тактическая политика, как правило, характеризует все сферы политики.
1.1. Понятие политики
Таким образом, политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию и усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
Политика и экономика
Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими интересами общества. Там, где экономика превалировала над политикой, не было жестких потрясений, общенациональных кризисов, перераставших в революцию.
В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно. В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов выступает за полную независимость экономики от политики, государства, считая такой подход непременным условием возрождения России. Представляется весьма спорным такое утверждение.
Понятие о политике, являющееся общепринятым в рамках политологии, следует отличать от значений этого слова, которые отражаются при его нетерминологическом употреблении. В русском языке слово «политика» имеет несколько значений:
1. политическая жизнь общества в целом;
2. борьба за власть;
3. управление государством.
По мере исторического прогресса понятие политики усложнялось, трансформировалось и приобретало новые оттенки. Приблизительно до XVII века политику рассматривали как общественное управление подданными, целью которого является объединение граждан и достижение максимального блага как для граждан, так и для государства в целом. При этом политика понималась как система этических норм, которые регулируют политическое взаимодействие между обществом в целом и его группами, а также между различными группами. С точки зрения мыслителей того времени, данные нормы также помогают установить социальное согласие и тем самым сохранить общество и государство в его целостности.
Начиная примерно с XVIII века внимание исследователей начало смещаться на средства политики. Государственная власть начинает рассматриваться как совокупность политических институтов, разного рода ресурсов (например, военных, материальных), политических и правовых ценностей. Именно такой подход сделал возможным четкое и обоснованное выделение законодательной, исполнительной и судебной властей, а также других субъектов политической жизни.
В этот же период постепенно формируется представление о политике как отношениях, связанных с властью: власть начинает рассматриваться как ценность, которую стремятся сохранить определенные группы и к обладанию которой стремятся другие группы. Такой подход позволил очень четко отделить отношения, относящиеся к политической сфере, от всех остальных.
Хотя политическая сфера интересовала ученых с древнейших времен, политология как самостоятельная наука оформилась лишь на рубеже XIX – XX веков. Современный этап в развитии науки о политике, который начался в первой половине XX века, характеризуется наличием большого количества разнообразных подходов к данной сфере жизни общества. Этот процесс начался в Америке, где появилась первая кафедра политических наук, а затем – и первая политологическая ассоциация. На мировом уровне политология закрепилась в 1948 году, когда появилась Международная ассоциация политической науки.
Цель политики – обеспечить достижение целей общества. А это, естественно, предполагает мобилизацию ресурсов, которые необходимы для этого, а также организацию людей. Нужно помнить, что эти цели следует рассматривать в широком смысле. И действительно, хотя перед обществом возникают определенные конкретные задачи, связанные с конкретной ситуацией (например, ситуацией войны с другим государством), у любого общества есть также цели, к которым оно должно стремиться постоянно. Например, такой целью является сохранение целостности общества и его упорядоченности, организованности. Понятно, что для достижения этой цели общество должно постоянно совершать определенные действия, поскольку речь идет не об установлении организации, а о ее поддержании на определенном уровне.
Политическая организация общества – это, естественно, государство. Однако сводить политическую жизнь только к государственной жизни было бы неправильным. Действительно, все политические партии общественные движения, как и отдельные люди, активно участвующие в политической жизни общества, стремятся получить власть. Эта власть может быть как очень широкой (распространяться, например, на все общество), так и узкой (распространяться только на небольшую часть общества или на узки е сферы его жизни). А любая власть в современном обществе принадлежит государству.
Понятие субъекта политики
Под субъектом политики понимают источник целенаправленной политической активности. Способность людей объединяться естественна, по этой причине они создают более или менее обширные группы: так обычно легче добиться своих целей. Совершая те или иные действия, которые имеют значение с точки зрения политической сферы общества, они действуют либо от своего имени, либо от имени объединения, к которому они принадлежат. Именно в этом заключается различие между индивидуальным и коллективным субъектом политики.
К индивидуальным субъектам политики относятся отдельные личности, к коллективным – политические партии, государство и неполитическое объединения, участвующие в политической жизни общества или оказывающие на нее какое-то влияние.
1. Политические партии представляют собой объединения людей, создаваемые непосредственно для достижения политических целей. Это основные субъекты политики.
2. Люди также могут становиться субъектами политики. Это обусловлено тем, что даже если субъектом политики является партия, организация или другое объединение, все равно люди оказываются задействованы в политическую активность, поскольку любая общность состоит из людей.
3. Политическим субъектом, который по своей значимости вполне сравним с политическими партиями, является государство. По своей значимости для политической сферы общества государство невозможно недооценить, поскольку наряду с политическими партиями оно играет в ней ведущую роль. Именно государство является основным гарантом сохранения в обществе демократических ценностей, поскольку оно устанавливает правила, по которым должны действовать все политические силы. Кроме того, на государстве лежат обязанности по реализации решений, принятых либо на основании всенародного голосования (референдума), либо в результате работы людей, избранных народом (президента и депутатов парламента).
4. Объединения людей, отличающиеся от политических партий, также могут выступать в качестве субъектов политики. Например, нация может выступать в качестве политического субъекта, если она будет преследовать какие-то политические цели. Она складывается независимо от желаний людей, хотя принадлежность к ней всегда должна осознаваться. Нация представляет собой данность, поскольку человек принадлежит к ней от рождения. Партия же всегда является результатом осознанного, намеренного объединения людей.
В отличие от партий, неполитические объединения создаются по каким-то иным соображениям или же вообще не имеют специальной организации. Субъектами политики они становятся лишь потому, что интересы и цели, для достижения которых была создана данная организация, оказываются нереализуемыми без активного участия в политической жизни.
Обязательным признаком политического субъекта является осознанность. Иногда случается, что человек или группа людей не осознают политической значимости их действий.
Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.
Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).
По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.
По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);
По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).
Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.
Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам.
Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемониям и т.п. «Горизонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).
1.2. Структура и функции политики
До настоящего момента мы говорили о политике вообще, то есть без учета тех особенностей, которые могут характеризовать политическую активность в зависимости от конкретных условий, целей, сфер и т.д. Однако политика – это многогранное явление, которое может иметь многочисленные разновидности.
С точки зрения целей, которые преследует политика, принято говорить о тактической политике, которая решает текущие задачи, а следовательно, не ориентирована на долгосрочную перспективу, и о стратегической политике, которая, наоборот, направлена на решение долгосрочных задача следовательно, более тесно связана с теми приоритетными направлениями развития, которые ставит перед собой общество.
Очевидно, что между стратегической и тактической политикой не должно быть разрыва. Оптимальным как для государства, так и для каждого гражданина является такое положение, когда все решения тактического уровня, то есть связанные с решением текущих задач, согласуются со стратегическим уровнем, то есть основными приоритетами государства, и наоборот, стратегические решения не препятствуют достижению текущих целей. Конечно, это состояние вряд ли в полной мере достижимо, однако любой политик, тем более политик крупного масштаба, должен стремиться к этому.
По сфере распространения выделяют две разновидности политики. Во-первых, это внутренняя политика, которая занимается регулированием отношений между гражданами и их группами внутри государства. Во-вторых, это внешняя политика, которая связана с регулированием отношений государства с другими государствами и их объединениями.
С точки зрения охвата политической властью тех или иных регионов можно предложить следующую классификацию видов политики:
1. глобальная политика, которая занимается решением вопросов, имеющих универсальное мировое значение то есть вопросов, значение которых не ограничивается регионом, группой государств и т.д.;
2. международная политика, которая решает вопросы взаимоотношений государств между собой;
3. государственная (общегосударственная) политика, которая занимается регулированием жизни в отдельном государстве, в отдельном обществе;
4. региональная политика, направленная на регулирование жизни в отдельном регионе - на достаточно крупной территории, которая в рамках государства обладает относительной самостоятельностью (например, в области или федеральном округе в Российской Федерации, в штате в США и т.д.);
5. местная политика, которая занимается решением вопросов, имеющих местное значение (например, в рамках города, села, района).
Между этими видами политики существуют достаточно тесные связи. Дело в том, что на разных уровнях действуют разные субъекты, права которых более или менее четко определены. Так, например, государство, а точнее, верховная власть, передает право решения большинства вопросов местного и регионального значения соответствующим субъектам власти, оставляя за собой право лишь принимать решения, которые касаются данного субъекта и в то же время имеют общегосударственное значение.
С другой стороны, субъекты местной и региональной политики практически не могут оказывать существенного влияния на международную и глобальную политику, поскольку ей занимается государство. Естественно, отстаивая собственные интересы, субъекты местной и региональной политики могут влиять на государство и склонять его к тем или иным решениям, однако в этом случае их влияние на международную и глобальную политику остается в целом косвенным; скорее, этот пример указывает на тот факт, что уровни политики не существуют изолированно и что при принятии того или иного решения на международном уровне необходимо учитывать интересы субъектов других уровней.
Классификацию видов политики можно также провести с точки зрения сфер жизни общества и государства. Здесь можно выделить:
а) экономическую политику, которая связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами;
б) национальную политику, которая направлена на регулирование отношений между национальными группами и нациями;
в) социальную политику, связанную с регулированием отношений между гражданами и их группами по поводу тех статусов и ролей в обществе, на которые они претендуют;
г) государственно-административную политику, которая решает вопросы, связанные с регулированием отношений между гражданами и их группами в государственно-административной сфере;
д) культурную политику, направленную на регулирование отношений в сфере духовной жизни.
1.3. Границы политики в обществе
Важнейшей сферой деятельности людей является политика. Она является наиболее отчетливо наблюдаемой нами стороной общественной жизни, однако, эта видимость обманчива, так как скрывает множество менее очевидных процессов, относящихся к другим подсистемам (производственной, социальной, культурной и духовной), но оказывающих определенное воздействие на политическую сферу. Среди них – социальноэкономические, культурные, научные, образовательные, национальные, религиозные и другие факторы и явления, составляющие гражданское общество. Для того чтобы понять смысл происходящих в обществе политических процессов, необходимо иметь четкое представление о всех этих факторах. Поэтому интерес к политике, сути и содержанию политических отношений со стороны субъектов политической жизни четко прослеживается на протяжении всей истории человеческой цивилизации.
Политика есть такая форма взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления. С тех пор, как началось систематическое изучение политики (по существу со времени Аристотеля и Платона), предпринимаются все новые попытки ее определения, выяснения сущности и т.д. Имеется несколько подходов к объяснению политики. Ряд авторов определяют политику как деятельность, направленную на достижение гражданского согласия в обществе исключительно мирными средствами.
Классики современной политологии Г. Лассуэлл и А. Каплан в работе «Сила и общество» писали, что политика связана с формированием власти и объемом власти. Выделение категории «власть» вытекает из утверждения, что сфера политики охватывает не только деятельность государства, политической системы, но и области социальной жизни за их пределами.
При анализе политики как социального явления, следует исходить из двух несущих структур: власти и государства. Общественная власть существовала задолго до возникновения классов и государства. В период первобытнообщинного строя власть осуществляли все члены рода или племени, которые избирали старейшину. С усложнением социальной структуры и возникновением государства на смену моральному авторитету старейшины пришел авторитет публичной власти.
В современном обществе со сложной социальной дифференциацией, при наличии публичной власти в лице государства трудно найти явления и процессы, абсолютно «свободные» от политических реалий, поскольку большинство из них связаны с политическими властными отношениями. Другое дело, что мера «политичности» является разной. Наиболее ярко представлены политические отношения в области законодательной и исполнительной деятельности органов государственной власти, политических партий, общественно-политических движений, борющихся за власть. Политическое качество, его цель, формы проявления и характеристика процессов не остаются неизменными, а меняются в зависимости от отношения к проблеме власти, к субъектам политики. Субъектами политики являются: государство, политические партии, массовые общественно-политические организации, движения, конкретные личности (особенно это относится к государственным и партийным лидерам, руководителям общественно-политических движений и организаций).
Политику можно определить как отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти . Это понимание является наиболее распространенным, хотя и не единственным. Политика в этом смысле понимания – как явление: общественные отношения между разнообразными группами общества, а также власть.
Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В конституциях многих государств сформулированы еще не все права, предусмотренные Всеобщей декларацией.
Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии их реализации или вообще не имеют такого механизма.
Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права граждан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.
Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина:
Деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;
Деятельность правоохранительных органов – милиции (полиции), прокуратуры, судов, адвокатур и т.п.;
Деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в органах государственной власти разных уровней;
Деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как национальными, так и международными.
Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.
С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и ответственности. Политическая свобода есть часть свободы человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта политики ограничителем активности является его правовой статус, национальная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть абсолютно.
Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демократическом государстве.
Возможности политической свободы определяются также в немалой степени материальным достатком граждан, уровнем их образования и проч. Это неизбежные – пока существуют товарно-денежные отношения – издержки свободы и демократии.
Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется выполнением своего гражданского долга и требований закона.
1.4. Взаимоотношения политики и морали
Проблема истолкования взаимоотношения морали и политики является одной из сложных и малоразработанных проблем политологии. Эта проблема на протяжении многих столетий привлекает внимание мыслителей и политиков. Теоретическое и практическое решение ее в каждом конкретном случае нередко встречает большие трудности и ставит новые вопросы, имеющие большое жизненное значение.
Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, санкционированных и охраняемых общественным мнением, имеет первенство по отношению к политике. Она старше и долговечнее политики, более глубока по содержанию, более человечна, если можно так сказать. Она имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых обществах политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования. Достаточно вспомнить отставку президента США Р. Никсона, отставки многих министров, запятнавших себя с точки зрения нравственных правил поведения. Высокие нравственные требования, естественно, должны применяться и к политикам в России.
В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, совместимости моральных представлений о добре и зле и политической целесообразности; применимости моральных оценок к политическим действиям; вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству; использования моральных норм для целей политической демагогии и камуфляжа и т.п. Особое неприятие вызывают попытки некоторых политических лидеров использовать категории нравственности для обоснования или оправдания своих неблаговидных действий.
Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она как бы присутствует во всех проявлениях политики. К сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жесткие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть межа, переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, а не роботы. Люди несут в себе приобретенные за тысячелетия и от предков переданные законы и хотя бы элементарные нравственные правила.
Нравственные категории «благо», «добро», «зло», «справедливость», которыми оперирует политическое мышление, выражают, как правило, иное содержание, чем «добро» и «зло» в сознании моральном. Фигурируя в политическом мышлении, они несут скорее утилитаристские – практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно утилитарные польза или вред для различных социальных субъектов вследствие функционирования государства. Причем, как заметил Станислав Лем, всегда намного легче увлечь людей в сторону зла, нежели добра.
В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения морали и политики, ибо это позволяет при выборе главным образом способов политического достижения целей освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее рельефно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли. Главным в политике, по его словам, выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Цель оправдывает средства – этот известный постулат как нельзя лучше характеризует позицию этого мыслителя. Все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой целью. В государственной деятельности всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Обращаясь к Л. Медичи, Н. Макиавелли пишет: «Какими бы средствами ни овладевали Вы престолом, какие бы преступления ни довели Вас до цели, благословление божье будет над Вами». Макиавеллизм стал символом политического коварства.
История политических и этических учений, современные теоретические концепции и политическая практика позволяют выделить несколько основных вариантов взаимодействия между моралью и политикой.
1. Этическое обоснование политики, провозглашение первенства морали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики.
2. Развести мораль и политику, обосновать их автономию вплоть до полного разрыва между ними.
3. Дискуссии вокруг проблемы соотношения целей и средств в политике.
4. Обоснование права политики в необходимых случаях действовать, не согласуясь с нормами морали.
5. Оправдать аморализм политики, игнорирование ею морали.
6. Упор на взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга.
7. Нравственная оценка результатов политических решений и личности политических деятелей.
Заключение
Конкретное взаимодействие субъектов и объектов политики образует в каждый временной период определенное содержание политических отношений. Оно проявляется, с одной стороны, как определенная деятельность субъектов политики, их политическое поведение, а с другой, – как политический процесс.
Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например, шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.
Не все общественные явления имеют непосредственное отношение к политике, то есть являются собственно политическими явлениями, однако любое общественное явление может иметь значение с точки зрения политики. Так, например, в целом независимо от политики существуют такие сферы, как экономика, право и культура. Однако политическую сферу нельзя рассматривать в отрыве от этих сфер. Разве экономические интересы государства, отдельной группы внутри общества или даже отдельных граждан не могут оказывать влияние на их политическую активность? Понятно, что, например, желание «работать на себя», то есть быть предпринимателем, заставит человека голосовать за партии правого спектра, а голосование – это уже политический акт. Что касается права, То политическая жизнь регулируется целым рядом законодательных актов, главным из которых является Конституция. То же касается и культуры: традиции оказываются важным фактором, который определяет как действия субъектом политики, так и их восприятие «со стороны», их оценку другими людьми.
С другой стороны, политика влияет на другие сферы общественной жизни. Власть – это, кроме прочего, и возможность управлять жизнью общества и строить ее таким образом, как считает правильным тот, кто этой властью обладает. Конечно, любой политик не обладает абсолютной свободой, поскольку вынужден действовать по правилам, которые были созданы до него, но его влияние может быть очень значительным.
Существенные изменения, которые произошли в правовой сфере (например, официальное признание государством частной собственности и, как следствие, создание правовых актов, которые регулируют отношения людей по поводу собственности), также стали результатом политических изменений.
Политика оказывает значительное влияние и на социальную сферу общественной жизни. Например, с помощью политических средств осуществляется воздействие на формирование социально-классовой структуры общества (развитие фермерства, индивидуальных хозяйств, предпринимательства приведет к появлению новых классовых общностей, а также социально-демографической структуры общества – миграционные процессы, расселение населения, его плотность и воспроизводство (проблема Севера).
Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на духовную сферу и такие ее элементы, как образование, воспитание, культуру. Это осуществляется, во-первых, путем социализации и воспитания подрастающего поколения. Речь идет об адаптации человека к условиям общественной жизни. Во-вторых, выработкой и утверждением системы ценностей, выступающих в качестве ориентиров и установок в деятельности личности и социальных общностей. В-третьих, выработкой эталонов действий, поведения и их реализации в различных ситуациях политической жизни.
Итак, политика как сложное, многогранное социальное явление оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений. Рациональная, демократическая политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармоническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного согласия.
Библиографический список
1. Азаров, Н. И. Политическое сознание [Текст] / Н. И. Азаров // Мораль и политика. – М.: [б. и.]. 1996.
2. Борисенков, А.А. Сущность и структура политической жизни [Текст] / А. А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 2. С. 176 – 188.
3. Гаджиев, К. С. Политическая наука [Текст] / К. С. Гаджиев. – М.: [б. и.]. 1995.
4. Дегтярев, А. А. Основы политической теории [Текст] / А. А. Дегтярев. – М.: [б. и.]. 1998.
5. Основы политологии [Текст] / под ред. Ю. А. Ежова, В. Ф. Костюкевича. – М.: [б. и.]. 1995.
6. Пугачев, В. П. Введение в политологию [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Пугачев, Соловьев А. И. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 447 с.
7. Политология [Текст]: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: [б. и.]. 1997.
8. Политология [Текст]: учебное пособие / В. А. Барсамов, Г. С. Андрияш, и др. / под ред. Б. И. Кретова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 304 с.
9. Краснов, П. И. Сдаем политологию [Текст] / П. И. Краснов // Для среднего профессионального образования. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 128 с.
1. Власть. Роль политики в жизни общества.
Власть - право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Источники власти:
Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Самый примитивный источник власти - применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства).
К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Право является социальным источником власти , прежде всего право собственности.
Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов.
Слово «политика» греческого происхождения, переводится как искусство управления государством .Политика - деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.
Выделяют следующие виды власти:
Законодательная (парламент)
Исполнительная (правительство)
Судебная (суды)
В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)
Роль политики в жизни общества
Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе . Идеальная модель «правового государства» - признание населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности .
На практике, власть достигается и с использованием, в той или иной мере, силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население .
Авторитарная власть разделяет общество на немногих, отдающих приказы и большинство, эти приказы принимающее. Отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения не воспитывают и не могут воспитать личность в свободе - это может сделать только участие во всех областях жизни, самоуправление.
2. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
На этот вопрос существует, как минимум, две точки зрения:
1. Наиболее распространен следующий подход: Наука и образование в последние 100 лет развиваются стремительными темпами. Часто говорят, что «коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосредственную производительную силу общества ». Особых успехов достигла технология производства сплавов металлов, полимерных материалов, полупроводников и цифровой техники, а также кибернетика (на ней основана компьютерная техника) и другие фундаментальные науки (математика, физика, химия). Что и сделало возможным производство названных высокотехнологичных изделий.
Данный скачок в развитии науки стал возможен благодаря новым подходам в образовании, в частности, его глубокой специализации, внедрению эффективных методик обучения и контроля знаний. Часто приводится мнение, что объем информации в современном обществе удваивается каждые 2 года.
Интернет делает образование общедоступным.
2. Другой подход отмечает, что рост производства товаров сопровождается дальнейшим ухудшением качества жизни населения, если принимать во внимание:
загрязнение окружающей среды и продуктов питания (бытовые отходы, нефтепродукты, ядохимикаты, отходы ядерных электростанций);
неблагоприятную среду обитания в мегаполисах (высокий уровень шума, загазованность атмосферы, нарушение естественных биоритмов организма и всего уклада жизни);
сокращение площади местообитаний для большинства видов животных и растений, что приводит к снижению продуктивности естественных экосистем и вымиранию видов.
Это свидетельствует об одностороннем развитии науки, поставленной на службу крупным промышленным корпорациям с целью извлечения максимальной прибыли путём роста производства и потребления. Общественные науки не указывают пути преодоления сложившейся ситуации, а пытаются оправдать существующий порядок.
Таким образом, наука сегодня не способна решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом.
3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?
Чтобы воспользоваться правом на гарантийный ремонт, необходимо еще при покупке телевизора правильно оформить документы. Главное - сохранить кассовый чек , без которого гораздо сложнее доказать, что Вы приобрели товар именно в этом магазине (понадобятся свидетели и неизбежна длительная задержка). При наличии кассового чека, можно обратиться в магазин, после чего большинство солидных торговых точек в течение гарантийного срока, как правило, полугода, бесплатно ремонтируют изделие или заменяют на исправное.
Некоторые магазины, помельче, ограничивают свою ответственность более коротким периодом: для мелких покупок, таких как комнатная антенна или компьютерная мышь, до двух недель или 24 часов. Возможно, при ограниченных финансовых средствах, таких магазинов стоит избегать. В любом случае, необходимо оговорить при покупке, на какой срок гарантию дает именно магазин.
Предприятие-изготовитель зачастую дает более длительную гарантию. Например, фирма Genius на комплектующие для компьютера дает гарантию 3 года. В этом случае, после истечения гарантии, данной магазином, необходимо обращаться в указанные в документации сервисные центры, которые по договору с производителем осуществляют бесплатный гарантийный ремонт. В сервисном центре могут потребовать, чтобы в паспорте изделия стоял штамп магазина с датой продажи . Поэтому, при дорогих покупках следует внимательно относиться к оформлению этих записей.
Чтобы сдать телевизор в гарантийный ремонт в магазин или сервисный центр, обязательно нужно сохранить заводскую упаковку . Без этого могут возникнуть серьезные проблемы. Если магазин отказывается выполнять гарантийные обязательства, нужно подать письменную претензию, в которой подробно изложить обстоятельства дела и свои требования, приложить копию кассового чека.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель может:
потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар, имеющий недостаток.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (на практике реализовать трудно).
Претензия пишется в двух экземплярах, один передается руководству магазина, на втором секретарь или делопроизводитель ставит дату получения и расписывается, он остается у покупателя. С этой даты начинается отсчет времени (месяц), после чего можно обращаться в суд. Если магазин отказывается ставить отметку о получении претензии, ее следует послать по почте, обязательно заказным письмом с извещением о доставке . Тогда месяц будет отсчитываться с даты получения письма.
До обращения в суд полезно обратиться в общество по защите прав потребителей, в комиссию местной администрации, контролирующую качество товаров и услуг.
Билет № 3
Власть. Роль политики в жизни общества.
Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.
Виды власти:
1. По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.
2. По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.
3. По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная.
4. Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая.
Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство. Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако, государственная власть является стержнем политической власти.
Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства.
Функции политики - ее назначение и ее роль:
1. Организационная. Создает для общества организационные основания
2. Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними.
3. Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам.
4. Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть.
5. Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества.
Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
Наука, получая с помощью специальных методов достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества. Наука играет огромную роль в развитии научно-технического прогресса, способствует преобразованию природы и общественной жизни.
С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке» , становящейся ведущим фактором развития общественного производства. Вошедший в обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований ей и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-технического прогресса. В начале двадцатого века научных работников в мире насчитывалось около 100 тысяч человек, в конце века – 5 миллионов научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Мировая научная информация в двадцатом веке удваивалась за 10-15 лет, 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас сегодня, придуманы в двадцатом веке, а объем промышленного производства увеличился в 20 раз по сравнению с началом века. В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного результата, от появления нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука – прикладная наука – опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы получил дальнейшее развитие.
Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора, до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?
Для защиты своих прав Вы должны обратиться к закону «О защите прав потребителя», который говорит о том, что продавец обязан передать потребителю товар надлежащего качества. Надлежащее качество означает, что товар должен соответствовать стандарту, обычно предъявляемым требованиям или условиям договора. Покупая в магазине какой-либо товар, мы не должны оговаривать его качество в специальном договоре с магазином. Достаточно чтобы товар соответствовал стандарту.
В случае если купленный товар потребителем товар имеет недостаток, то у потребителя возникает право:
1. на безвозмездное устранение недостатка;
2. на замену товара;
3. на соразмерное уменьшение цены;
4. на расторжение договора купли-продажи.
Для технически сложных товаров право на замену возникает только при наличии в товаре существенного недостатка, то есть недостатка, делающего его непригодным для использования.
Однако, покупателю недостаточно купить пригодный для использования товар. Очень важен вопрос, как долго он будет служить. Законом предусмотрено право изготовителя устанавливать на товары длительного пользования «срок службы». Если изготовитель не установил срок службы самостоятельно, то по закону он будет нести ответственность перед потребителем в течение 10 лет. Еще одно право изготовителя – установление на свой товар гарантийного срока. Если изготовитель не установил гарантийного срока, то по закону он будет равен 6 месяцам. Продавец, желающий привлечь покупателей, может увеличить гарантийный срок по сравнению с изготовителем, но ни в коем случае не уменьшать.
Покупатель вправе рассчитывать, что вред, причиненный ему некачественным товаром или недостоверной информацией, будет возмещен в полном объеме, причем как материальный ущерб, так и моральный. Сумму материального ущерба подсчитать легко, а размер морального вреда определяется в каждом конкретном случае судом. Продавец освобождается от ответственности (возмещения ущерба) только в случае непреодолимой силы и в случае нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, условий или хранения товара.
При покупке товара Вы должны взять чек, квитанцию, проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца. Любая покупка должна быть оформлена документально. Обязательно сохраняйте все чеки и квитанции.
Действенность закона и ваше грамотное потребительское поведение – гарантия возмещения ущерба.
Потребитель, который обращается в суд на основании Закона «О защите прав потребителей» освобождается от уплаты государственной пошлины.
В нашем случае: телевизор является сложной бытовой техникой, гарантия которого 3 года. Гарантийный срок не истек, и мы имеем полное право, при наличии необходимых документов, возместить ущерб по Закону «О защите прав потребителей».
Власть существует в любой более или менее организованной, устойчивой общности людей. Реализуясь в обществе, власть призвана служить ему, обеспечивая его целостность, организованность и надлежащее функционирование. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет, в первую очередь, права и свободы личности. Но власть может приобретать значение самостоятельной силы, быть причиной столкновения различных интересов. Таким образом, следует согласиться с распространенной точкой зрения, что в широком смысле слова под властью следует понимать способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-нибудь средства - авторитета, права, насилия.
Следует отметить, что, пронизывая все общественные отношения, власть приобретает различные характеристики в зависимости от объекта отношений. Существует множество классификаций (типологий) власти. Так, по степени институциализации выделяют правительственную, городскую, школьную и другие виды власти; по субъекту власти различают классовую, партийную, народную, президентскую, парламентскую; по режиму правления - демократическую, авторитарную, деспотическую и пр.; по правовому признаку - законную и незаконную, легальную и нелегальную; по количеству индивидов, принимающих ключевые решения, - коллективную (общественная, классовая, групповая) и личную (единоличная); по сфере существования (осуществления власти) - экономическую, политическую, идеологическую и т.д.
Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, нациями, индивидами, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию государственной власти. Политикой также называют деятельность, связанную с определением задач и функций государства. Слово «политика» имеет греческое происхождение и переводится как «искусство управления государством».
Политика играет важнейшую роль в развитии общества. От того, какую политику будет проводить государство, зависят способы, темпы решения стоящих перед обществом задач, то, каким образом целесообразно проводить национальную политику, как обезопасить граждан от угрозы терроризма и др.
Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть - это особый тип власти в обществе, реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Власть является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики, которую отличает от других сфер общества (экономической, социальной, духовной и т.д.) то, что власть служит ее основой и, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание - один из основных аспектов жизни общества. Поэтому вернее будет считать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.
Власть в обществе выполняет функции господства, руководства, регуляции, контроля, управления, координации, организации, мобилизации. Несомненно, основной функцией власти является управление определенной общностью людей с помощью организационных структур и различных способов духовного воздействия на членов этой общности.
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Идея власти тесно связана с государством, она как бы внутренне присуща ему. Власть - есть нечто структурное, безличное, способное выражать всеобщий интерес посредством каких-либо органов (институтов), в том числе и через государственные органы. Часто власть рассматривают не только как политическое господство, а прежде всего как систему государственных органов.
2. Люди, живущие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мо
бильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и
сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью
обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из
этих фактов?
Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосредственную производительную силу общества. Определяющими направлениями прогресса оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Возрастает использование компьютерной техники в производстве.
С распространением персональных компьютеров оказалось возможным выполнить основное критериальное условие информационного общества - ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех видов социально-бытового сервиса и общения людей.
Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образования - распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные изменения. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все более доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми информационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность интересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям постоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.
3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие дейст
вия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения
гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначенные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязывается обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изготовитель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок - то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.
Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?
Потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);
Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим пе
рерасчетом покупной цены;
Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
Потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расхо
дов на их исправление потребителем или третьим лицом;
Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за
товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить то
вар, имеющий недостаток.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.