Выбор профессии: "внутренне осиротеть". Литература для педагогов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания.

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что возникает все более сильная потребность в разработке качественно новых подходов, связанных с повышением активности личности на этапе профориентации, обеспечении возможностей самореализации личности в динамично меняющемся мире.

Задача профориентации - формирование психологической готовности молодого человека к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии. Сегодня существует множество популярных методик по самодиагностике при выборе профессии, тесты, советы, рекомендации. Для занятий по профориентации со школьниками разработаны беседы, игры, конкурсы, викторины

Пособия дают возможность ознакомиться с профессиями и занятиями, существующими в обществе, с проблемами духовного роста, социального взросления. Но в полной мере повлиять на выбор будущей профессии, помочь в профессиональном самоопределении, они могут молодым людям, имеющим определенные способности, склонности, достижения в той или иной области учебной деятельности, поддержку и помощь со стороны родителей.

В современной школе с переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению ведется целенаправленная подготовка школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Ядром реформы системы образования является профильное обучение. Необходимость первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки является общепризнанной. Происходит формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, выявление интересов, проверка возможностей подростка

Цели такой подготовки и обучения - " формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности" .

Авторы справедливо отмечают, что именно в 9 классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии.

Личностное самоопределение зависит от самого человека, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных или неблагоприятных условий). Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой и осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев выделяют этапы постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда.

  • Первый - эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.
  • Второй - I- III(IV) классы - пропедевтический, в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям.
  • Третий - IV (V) - VII классы - поисково-зондирующий - формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с с выбором профессии и своего места в обществе.
  • Четвертый - VIII - IX классы - (профильная ориентация) - период развития профессионального самопознания - сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования.

У детей, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей " выпал" полностью первый этап, в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. Это означает, что отсутствуют необходимые для успешного протекания второго этапа условия.

Большинство воспитанников детских домов в возрасте 14 - 16 лет имеют социально-педагогическую запущенность, низкий интеллект, проблемы медико - социального характера. Такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, неуверенность в себе, недостаток воли, агрессивность характеризуют многих выпускников детских домов. Инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - все это характеризует детей, воспитывающихся в интернатных заведениях.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, нуждах которого заботится государство. Узкий мир образовательного заведения, где воспитываются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей влияет на формирование жизненных ценностей, путей достижения жизненных целей. Часто воспитанники имеют очень общее представление об обычной жизни, в том числе не только бытовой, социальной, но и профессиональной, что свидетельствует о социальной незрелости. Имеющийся скудный опыт взаимодействия с социумом, другими людьми и самим собой не может происходить беспроблемно.

Для качественной реализации программы профориентации необходимо проведение целенаправленной работы в детских домах по трудовой подготовке воспитанников, а для этого необходима организация столярных, швейных и других мастерских..

Важным и значимым является формирование у воспитанников мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией.

Однако чаще всего выпускники детских домов не только не имеют возможности выбрать профессию и место обучения, которые им нравятся, но и не ориентированы на те профессии, которые им предстоит освоить. Недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, отсутствие мотивации к труду типичные трудности при проведении профориентационной работы с воспитанниками детского дома. У детей, которые не могут объективно оценивать свои профессиональные возможности, взросление которых проходит вне семьи, в условиях общежития, необходимо особенно кропотливо формировать реалистичный уровень притязаний.

У воспитанников нет внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника сиротского учреждения.

Предпрофильное обучение является фактором социализации детей - сирот. Анализ выбранных учащимися 9-х классов элективных курсов позволяет сделать вывод о том, что они не связаны с будущей профессией, позволяют подготовиться к сдаче ЕГЭ. Собеседование с выпускниками подтвердило выводы авторов о том, что состояние выпускников интернатных учреждение чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью, неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Старшеклассники выразили беспокойство по поводу трудностей в общении в новом коллективе сверстников, возможного непонимания со стороны преподавателей. Боязнь самостоятельной жизни выпускниками непосредственно связывается с возможным нарушением их прав, трудностями в защите своих интересов. Предстоящее проживание в общежитии вызывает отрицательные эмоции и является крайне нежелательным для выпускников. [Прил. 4]

Фактором, который определяет выбор учебного заведения и будущей профессии, является обучение по программе коррекционной школы. Получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы перед выпускниками автоматически закрывает двери многих профессиональных учебных заведений, а получение ряда профессий - делает невозможным. Несмотря на то, что заключения ПМПК определяют дальнейшее обучение детей по программе VIII вида, кроме медицинского диагноза причинами неуспеваемости детей являлись педагогическая запущенность, отсутствие условий в семье для полноценного развития детей, контроля со стороны родителей.

Юноши и девушки, понимая каким препятствием для них в получении желаемой профессии, является обучение в коррекционной школе, обращаются с просьбой устроить их для получения более перспективной профессии, хотя для этого требуется получение документа об окончании основной школы. Три выпускницы 2008 года были приняты в виде исключения в профессиональный лицей.

Анализ устройства выпускников и получения ими профессий за 10 лет существования детского дома позволил составить диаграммы и сделать определенные выводы. Значительная часть воспитанников обучалась по программе коррекционной школы, что составило 61% выпускников. [Прил.2]

Возможность обучения в профессиональных училищах по профессии мастер строительных работ (каменщик, штукатур - моляр) дает получение документа об окончании 9 классов коррекционной школы (39 человек) [Прил. 1]

Далее профессии распределились следующим образом: портной (11) , автослесарь (6), продавец (6), педагогический колледж (2) Ни один выпускник не поступил в высшее учебное заведение. В 2009 году единственная выпускница 11 класса планирует поступление в педагогический колледж в районном центре. Из девяти выпускников 9-х классов 5 человек учатся в основной школе, лишь один из них намерен продолжить обучение в 10 классе. Подростки осознают недостаточный уровень своих знаний, способностей, говорят о возможных трудностях сдачи ЕГЭ.

Поскольку значительная часть воспитанников прибыли в детский дом из Енисейского района, в г. Енисейске учатся или работают их старшие братья и сестры, понятно их желание получать профессию именно в учебных заведениях этого города. Несмотря на то, что в г. Лесосибирске ПУ № 14 принимает юношей, закончивших 9 классов коррекционной школы, предоставляет общежитие, обучались в нем за 10 лет 11 человек. [Прил. 3]

В решении проблем дальнейшего обучения выпускников детских домов недопустим формальный подход, безразличие к судьбам детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большой контраст между условиями проживания в детском доме и затем в общежитии учебного заведения вызывает неприятие, нежелание там жить, а значит - и учиться.

Отдельными проблемами является дальнейшее обучение выпускников детских домов в профессиональном заведении, посещение ими учебных занятий, соблюдения правил проживания в общежитии. Поиски легких путей получения материальных благ приводят к совершению правонарушений со всеми вытекающими последствиями, что осложняет получение профессии, успешность в дальнейшей жизни.

Экономический и финансовый кризис ухудшил материальное и социальное положение многих россиян. Последствия кризиса повлияют на судьбы многих выпускников школ, профессиональных учебных заведений. Особенно тяжело отразится современная экономическая ситуация в стране на судьбах, будущем, профессиональной деятельности детей, вышедших из стен детских домов. В большинстве случаев они лишены моральной, материальной поддержки родителей, поддержки со стороны старших братьев, сестер и других родственников.

От социально-психологической, педагогической и моральной поддержки теми, кто рядом с выпускниками, от созданных условий для успешной адаптации и социализации в обществе во многом зависит их будущее.

Список использованной литературы.

1. Акулова О.В. "Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. тряпициной, - СП б, 2005

2. Володина Ю. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей - сирот. (Программа сопровождения в условиях предпрофильной подготовки) Социальная педагогика, 2008 № 4

3. Ю. Орсаг, О. ПаншинаВоспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, юношеского возраста в период их социально-профессиональной адаптации (из опыта работы детского дома) Социальная педагогика, 2006 № 4

4. Овчинников А. Профессиональное самоопределение - эффективное средство социализации детей-сирот. Социальная педагогика. 2008 №4

5. Психологические особенности профориентационной работы с инвалидами. Методическое пособие. Красноярск 2002.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.

7. Г. Резапкина. Уроки выбора профессии. Школьный психолог. 2006 № 14

8. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов. ч. 2. Методическое пособие из серии "Библиотека профконсультанта". Агентство труда и занятости населения администрации Красноярского края, ГУ Центр Занятости населения города Енисейска

9. Сборник профориентационных игр и сценариев мероприятий (Из опыта профконсультантов ЦЗН) Красноярск. 2005

10. Справочное издание "Образование и карьера. Поступай правильно!" ООО ИГ "Красноярская пресса"

11. Селевко П..К. Найди свой путь: Учебное пособие предпрофильного обучения. - м. народное образование. НИИ школьных технологий, 2006.

12. Н.В. Тутубалина. Твоя будущая профессия: сборник тезисов по профессиональной ориентации./ Н.В. Тутубалина - Изд. 2-е - Ростов н\ Д: " Феникс". 2006.

13. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. Материалы курса "Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении" педагогический университет "Первое сентября". 2006.

14. Шашмуратова Н. Трудовая социализация воспитанников Серменевского детского дома. Социальная педагогика. 2007, №4

Каждый год, чем ближе выпускные экзамены, тем больше нервничают родители и волнуются будущие выпускники школ — куда идти дальше? Выбор профессии родителями — что может быть естественнее в такой ситуации? И преимущества такого подхода в данном вопросе вроде бы как очевидны.

  1. Родители имеют больше жизненного опыта.
  2. Лучше знают жизнь.
  3. Родители плохого не посоветуют/не пожелают.
  4. Родители лучше знают своих детей.
  5. В конце концов, кто за это все будет платить? В большинстве случаев тоже родители.

А теперь давайте разберем эту тему «по косточкам».

Влияние родителей на выбор профессии

Начнем с того, что родители бывают разные. Некоторым вообще не важно, какую профессию выберет их ребенок, другим же наоборот это супер-важно. И то и другое — явный перегиб, поэтому эти две категории родителей мы рассматривать не будем. Хотя о тех родителях, для кого тема супер важна, мы поговорим как-нибудь в другой раз в другой статье, потому что тема достаточно емкая, и требует отдельного разговора.

Что можно сказать родителям о выборе профессии детьми

Безусловно, вы желаете своему ребенку только добра и плохого не посоветуете. И безусловно, у вас больше жизненного опыта и различных поучительных историй о правильных и неправильных жизненных выборах. И даже соглашусь с тем, что вы искренне думаете, что вы знаете своих детей лучше, чем кто бы то ни было, включая самих ваших детей. НО

  • опыт у вас ваш, и советы вы даете исходя из вашего опыта, ваших знаний и представлений о жизни, которые могут совсем не подходить к вашему ребенку, даже если этот ребенок тоже ваш;
  • очень часто на ваш выбор профессии для вашего ребенка влияют ваши собственные предпочтения, ваши собственные убеждения, ваши собственные взгляды на то, что престижно и что не престижно, что даст хороший заработок, а что нет, и т.п.;
  • может быть еще хуже — что-то типа: «Вон у МарьВанны соседки (из нашего отдела, у подруги и пр.) дочка закончила «калинарный техникум», в столовку поваром устроилась — и сама сыта, и домой еще по целой сумке продуктов приносит! Чем не жисть?!»
  • жизнь меняется так быстро, что опыт и взгляды на жизнь 20-30 летней давности уже слегка начали обрастать мхом;
  • ну и еще один фактор — родители чаще всего знают два генеральных направления, первое — это куда точно не надо , и второе — куда было бы не плохо, все остальные варианты не рассматриваются.

Прошу прощения, если невольно задела чьи-то чувства. Если у вас все совсем не так — я искренне рада за вас и ваших детей.

Помощь родителей в выборе профессии

Если родители не обладают специальными знаниями по профориентации, то помощь заключается в том, чтобы организовать консультацию вашего ребенка у специалиста, который поможет ему выбрать подходящую профессию. Собственно на этом шаге, активная роль родителей в выборе профессии ребенка может закончиться.

Безусловно, многие могут сказать — не у всех есть возможность попасть на тестирование и грамотную профессиональную консультацию у специалиста по профориентации. Кто-то живет в маленьком городе или в поселке, где просто нет такой услуги для населения.

Тут можно сказать только одно — хвала Небесам, интернет доступен практически везде и много услуг можно оплатить и получить, что называется, не вставая с дивана.

Эмпирическое наблюдение влияния родителей на выбор профессии детьми говорит о том, что чаще всего это влияние сводится либо к лозунгу «Делай как я»,то есть предлагается идти по стопам родителей в выборе профессии. Либо к тому, что «У меня не получилось стать музыкантом, художником, врачом — давай хоть ты в люди выбьешься».

И как-то сам собой возникает закономерный вопрос.

Выбор профессии задача выпускника, или его родителей?

Вопрос отнюдь не риторический. Часто родители берут на себя роль «вершителей судеб», забывая, что осуществлять этот выбор придется их детям. И жить с этим тоже придется уже взрослым людям, которые когда-то были их маленькими детьми. Ведь если задуматься, то от выбора профессии зависит не только то, что они будут делать на своем рабочем месте, и сколько им за это будут платить.

Но так же от этого будет зависеть, как они будут чувствовать себя на своем рабочем месте, от этого так же будет зависеть круг их общения, состояние их здоровья и многие другие важные в жизни каждого человека вещи.

Осталось упомянуть еще об одной категории людей, каким-либо образом оказывающих непосредственное влияние на выбор профессии выпускниками школ. Это учителя.

Взаимодействие педагогов с родителями по выбору профессии

Очень хорошо, если это взаимодействие есть. Но тут тоже есть одно большое НО. Педагог в первую очередь оценивает способности ученика по его предмету, и в какой-то степени может оценивать психологические особенности этого ученика. Но учителя далеко не всегда знают, как их ученики ведут себя на других уроках, или вне школьных стен, где над учениками не давлеют школьные правила, порядки и ограничения.

Родители со своей стороны могут оценивать способности своих детей исходя из своих наблюдений за ними дома, в привычной для детей обстановке, возможно, они так же могут знать о том, какие отношения у их детей складываются с друзьями в неформальной обстановке, где нет таких жестких правил как в школе, и таких традиций и ритуалов как дома в семье.

Маленькая заметка на полях: часто ли вы встречали родителей, которые объективно оценивают своих детей?

И очень хорошо, если педагоги найдут общий язык с родителями и сопоставив ту информацию, которую дают им родители и свои собственные наблюдения и помогут или подскажут что-то родителям относительно будущей профессии учеников.

Что делать, если выпускник за все время обучения в школе ни к чему особого интереса не проявлял

По всем предметам имел примерно одинаковую успеваемость, ни в детском ни в подростковом возрасте ничем не увлекался? На консультациях по профориентации тоже особой ясности не появляется, или диапазон предлагаемых профессий настолько широк, что в переводе на бытовой русский язык это могло бы звучать примерно так: «А иди ты, парень, …. куда захочешь».

Уже ни для кого не секрет, что таких детей становится все больше. И старшее поколение часто сетует на то, что молодежь «нонче не та, что давеча» — ничего им не надо, ничего не интересно, делать ничего не хотят и пр. Такому положению вещей есть много причин. Перечислять и рассматривать их в рамках этой статьи я не стану.

Во-первых я не все эти причины знаю, и не уверена в том, что есть хотя бы один специалист на Земле, который знает абсолютно все эти причины. Во-вторых — только одно перечисление с кратким описанием займет не мало места. В-третьих — далеко не все из них стоит тут упоминать, и т.д.

Тут я упомяну вскользь только одну из таких причин. Думаю, что это будет вам не безинтересно, коль скоро вы вообще попали на сайт эзотерической тематики и дочитали мой опус до этого места. Причина эта заключается в том, что, в прямом смысле этого слова «так звезды встали». Что это такое, и что с этим можно сделать. Ответ может дать астролог или астропсихолог.

Как Формула Души может подсказать подходящую профессию

Формула Души — одно из направлений астропсихологии. О том, что можно узнать о человеке по Формуле Души, и чем могут быть полезны эти знания в реальной жизни я напишу в самое ближайшее время. А пока могу сказать, что примерно с 70 годов прошлого столетия стало все больше рождаться детей, которые с детства ни к чему особого интереса не проявляют, либо этот интерес очень быстро угасает.

Что там в небе случилось я не знаю, могу только констатировать это как данность. И у многих людей в Формуле Души до 20, хотя мне встречались даже такие люди, у которых и до 50 лет нет ни одной планеты ни в одном знаке, можно сказать, что у них образуется своеобразный вакуум в формуле души, точнее — в карте рождения. Все планеты «столпились» во второй части жизни, когда получать образование, что-то кардинально менять в своей жизни уже далеко не каждому под силу. Хотя есть и такие люди, которые отважились на такой шаг, и достигли весьма впечатляющих результатов.

Но это единицы, и они скорее редкое исключение, чем общее правило. И этому есть множество причин, и, пожалуй самая главная из них — это сложившаяся в обществе тенденция устанавливать возрастной ценз при приеме на работу и на учебу в ВУЗах и пр. учебных заведениях, основанная на мифах/бреднях/заблуждениях о том, что после 40 лет человек не способен обучаться и работать по новой профессии.

Чем в этом случае может помочь консультация астропсихолога

Если вы обратитесь за консультаций к астропсихологу — он поможет выбрать ту профессию/вид деятельности, наиболее подходящие условия, в которых человеку будет работать комфортнее всего (а следовательно дольше сохранять физическое и эмоциональное здоровье), а так же будет ему лучше работать по найму, или организовать свой собственный бизнес и много других дополнительных нюансов на тему профессии и условий будущей профессиональной деятельности.

Например, по картинке, расположенной выше можно сказать, что этот человек прирожденный лидер, у него несомненно, есть потенциал для того, чтобы стать хорошим стратегом, управленцем высокого уровня, кроме этого, у него великолепный потенциал для научно-исследовательской деятельности, а так же он сможет стать весьма приличным врачом в области женского и/или детского здоровья. Можно определить профессию еще более конкретно, но это уже другая тема, которой я тоже обязательно коснусь более детально и подробно в самое ближайшее время.

А сейчас я хочу рассказать вам совсем о другом аспекте жизни и будущего этого нашего героя. В данном конкретном случае мы как раз имеем возможность наблюдать, что у этого человека с рождения и, примерно, до 35 лет находится как раз тот самый вакуум. Чем это данному конкретному человеку может грозить? (Кстати, этот человек — индиго посвященный.)

Если в его детстве или хотя бы в подростковом возрасте не встретится какой-то очень увлеченный наукой (в нашем случае — математикой, физикой, компьютерными технологиями) человек, или человек с сильной волей, направленной в мирное русло. и не вовлечет его в круг своих интересов, то в лучшем случае он просто будет жить до 35 лет как кабачок на грядке, умеющий играть в продвинутые компьютерные игрушки, а в худшем — встанет на путь серьезного криминала.

И к тому времени, когда он начнет понимать, чем ему хочется заниматься в жизни, он наломает уже столько дров, что вопрос выбора профессии может стать уже не актуальным.

Порой бывает очень грустно, когда обращаются на консультацию люди в возрасте 40 +-, которые как-то хотят поменять свою жизнь, потому что уже невмоготу жить по старому, ходить на постылую работу, общаться с совсем неинтересными им людьми и ждать выхода на пенсию. И на консультации вдруг выясняется, что у них великолепные способности к совсем другим видам деятельности.

Я уже не говорю о том, что если бы эти люди занимались тем, к чему они самой Вселенной «предназначены», то это было бы совсем другое качество жизни, совсем другой уровень дохода, совсем другие перспективы. Конечно и в 40 можно коренным образом поменять свою жизнь и добиться в ней успеха. Но будем честны перед собой — у многих ли хватит на это смелости? А сил? А выдержать косые взгляды и покручивание пальцем у виска себе в след со стороны своего близкого и прочего окружения?

Это все к тому, что рано или поздно каждый человек «просыпается» и понимает, какая профессия ему подошла бы лучше всех остальных, но это пробуждение может наступить и в 40 и в 60… НО если в 20 кто-то подсказал, куда идти, чтобы когда в твои 40 ты «проснешься» у тебя уже было бы соответствующее образование и опыт, и тогда ты рванешь ввысь, со скоростью ракеты, и не смотря на свои 40 добьешься всего, чего тебе хочется.

А если родители дадут себе труд выяснить таланты и способности своего ребенка в первые месяцы после рождения, и будут развивать эти способности и таланты с первых месяцев жизни своего ребенка, через игрушки, игры, кружки, студии — какого успеха в жизни сможет достичь ваш ребенок!

P.S. Разумеется астропсихология — не панацея от всех бед. Но это, на сегодняшний день, один из немногих методов, подтвердивших свое право голоса многими столетиями своего существования.

Безусловно найдутся люди, которые скажут, что фигня вся эта ваша астропсихология с астрологией, поразвелось тут всяких «спецов» и «проффи» как собак нерезаных. Но опять же — давайте будем честны пред собой — есть Учителя, Врачи, Повара, Портные, Парикмахеры и т.д., которых принято называть Мастер своего Дела, или Врач от Бога, Учитель от Бога, а есть ленивые, бездарные «подмастерья», называющие себя «профессионалами» без зазрения совести.

Так же и среди астрологов, астропсихологов, предсказателей, гадалок есть те, кто от Бога, а есть те, кто рядом мимо проходили…

Получить дополнительную информацию в таком важном деле, как выбор профессии, никогда не помешает.

В любом случае, не зависимо от того, будете вы выбирать профессию с помощью астропсихологии, или как-то еще, я искренне желаю вам и вашим детям сделать самый верный и самый удачный выбор.

С уважением к вам и к вашим взглядам

Наталия Ваммас

С уважением к вашим взглядам и вашим ценностям,
Наталия Ваммас.

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Формирование воли обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки - дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены - им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено - старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное - сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра - нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация - это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет - ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии - повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно - от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей - так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией - качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест - кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение - хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае - за него. Проверять - по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис - очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей - расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе - один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе - все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов - себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому - или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина

Любому подростку трудно принять такое важное решение, но особенно тяжело оно дается сиротам из детских домов и коррекционных школ. Как правильно выстроить свое будущее, может ли выпускник определиться без помощи взрослых – эти и другие вопросы обсудили участники «круглого стола» в пресс-центре «Комсомольской правды»: руководители профессиональных лицеев и детских домов, специалисты службы занятости и министерства образования и науки края.

Одно из самых важных решений в жизни – выбор профессии – человеку приходится принимать в очень юном возрасте. И зачастую определяющими становятся не желания, мечты и амбиции, а совсем другие, более прозаические причины: материальное положение, невозможность переезда в другой город, семейные обстоятельства. Проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов и коррекционных школ, еще больше. Вот только некоторые из них: перечень профессий и учебных заведений, где они могут их получить – ограничен. Кому-то мешают проблемы со здоровьем, кому-то – отсутствие общежитий.

Общую тенденцию подтверждают и отдельные примеры. Гость «круглого стола» 20-летняя Галя Русак сейчас учится в лицее №33 на швею, и она рассказывает:

Я не собиралась идти на эту профессию, так получилось. Сейчас доучиваюсь последний год, одновременно хожу в вечернюю школу, а потом буду поступать на повара-кондитера – я с самого начала этого хотела. И только потом пойду работать.

Надежде Терентьевой 18, и ее тоже отправили на швею, и тоже – мимо цели:

Вместе с Галей пойду на повара-кондитера.

Эти девочки искренне намерены работать, они еще не знают, что российские законы позволяют сиротам бездельничать и получать пособие размером более 20 тысяч. Такая поддержка поощряет иждивенческое настроение – и это тоже большая проблема: учиться не хочу – и отчислить сироту невозможно, работать не пойду – дайте пособие.

Это правда, - подтверждают Галя и Надя. – Таких очень много.

Но даже если сирота или неблагополучный подросток определился с выбором, и поступил в профессиональный лицей или училище, там ими просто некому заниматься: в детском доме один педагог на пять воспитанников, в училищах - на 50. А безнадзорность часто ведет к криминалу, наркомании и алкоголизму. Преодолевшим все эти сомнительные соблазны судьба уже заготовила новый удар: на работу устроиться практически невозможно, а тем, кто нашел место, – платят мизер в 4-6 тысяч рублей в месяц.

Приходите, двери открыты!

Знакомство школьников края с профессиями, что называется, поставлено на поток: и в школах, и в службе занятости, и в специально созданных профориентационных центрах выпускникам и учащимся старших классов предлагают и тестирование, и консультации – все бесплатно, в любое время. Но все же особую роль играет пример сверстников и возможность сделать что-то своими руками.

За год до выпуска мы начинаем своих детей возить по училищам, и в гости, и для обучения, – чтобы они убедились, подходит им эта профессия или нет, - говорит директор Красноярского детского дома «Самоцветы» Людмила Сотникова .

У нас для каждой специальности есть мастер-класс, и цель та же – «примерка» профессии, - добавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Канского лицея №12 Людмила Остова.

Выбор профессии мы проводим с помощью медико-педагогического консилиума и сводим в единое целое «хочу» и «могу». Такая работа начинается с седьмого класса, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Сосновоборского детского дома Светлана Филькина. – К сожалению, для детей с ограниченными возможностями перечень учебных заведений и специальностей невелик.

Мы готовим детей к профессии совместно с машиностроительным лицеем – на базе наших учебных заведений создана экспериментальная площадка федерального значения, - рассказывает директор Красноярской коррекционной школы-интерната VIII вида №5 Елена Клочкова . – Два года дети учатся и в школе, и в лицее. В итоге они получают документ об образовании государственного образца (в обычных коррекционных школах их не выдают), профессию и социальную адаптацию – дети с ограниченными возможностями становятся обычными.

Кстати, сирот в этом лицее совсем немного: 36 из 734.

Стереотип, что в училище идут неспособные и неуспешные, нам очень мешает, - говорит социальный педагог Красноярского машиностроительного лицея Татьяна Фигуровская. – Именно поэтому мы всех приглашаем посмотреть, как у нас хорошо. И многие из тех, кто в школе был незаметен, у нас раскрывают свои способности. Здесь много говорили о профориентационной работе, и она безусловно нужна, чтобы предотвратить то, что произошло с Галей и Надей: хотели стать кондитерами, а учатся на швей. Однако в последний год появились тревожные сигналы: результаты проведенного нами анкетирования показали, что уже 25% детей готовы учиться близко к дому – о каком выборе профессии тут можно говорить?

Мы регулярно проводим дни открытых дверей, кстати, ближайший – 1 апреля, - добавляет заместитель директора по воспитательной работе Красноярского машиностроительного лицея Елена Некрасова . – Их особенность в том, что своим опытом делятся наши учащиеся: посмотри на меня, я уже умею это делать, и у тебя получится. Кроме того, у нас есть много клубов и секций, в которых занимаются дети со всего района – и так, через рэп и паркур, они потом приходят к нам получать профессию.

Чехарда бюджетов

Еще одна проблема, которая препятствует выбору рабочей профессии, – наличие или отсутствие общежитий. Иногородние дети, скорей всего, не поедут учиться туда, где для них нет койко-места, а для сирот проблема жилья становится определяющей. Казалось бы, решение лежит на поверхности: они могли бы остаться в детском доме, а на учебу ездить на автобусе, как это делают все «домашние» студенты. И самому подростку привычней, и в детдоме не против, и государству, казалось бы, все равно, где именно будут потрачены деньги на содержание сироты. Оказывается, не все равно: средства распределяются по разным ведомствам. К такой чехарде бюджетов добавляются еще и региональные проблемы.

Например, краевым законом определено: в учреждениях начального и среднего профессионального образования бесплатно кормят только малообеспеченных. Но для этого нужно принести справку. И если маме с папой не до ребенка, то уже тем более – не до справки. А без документа питание не положено, - говорит главный специалист отдела начального и среднего профессионального образования и воспитания министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Кондратюк . - Между тем из 18 тысяч учащихся техникумов и училищ треть являются малообеспеченными, плюс чуть более трех тысяч сирот, около тысячи находящихся в социально опасной ситуации – в итоге 70% нуждаются в бесплатном питании, и почти всем им требуется повышенное внимание педагогов и психологов.

Но самые сложные дети - те, что приходят из реабилитационных центров, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе канского лицея №12 Людмила Остова. – У них нет привычки ни к учебе, ни к нормальной жизни, ситуация складывается тупиковая: в детском доме им делать нечего – продолжать обучение в 10-11 классах они не могут, и нам с ними работать сложно – штатное расписание не позволяет взять для них воспитателей.

Специалистам понятно и то, что даже самых трудных, даже с самыми скромными возможностями детей нельзя изолировать в специально созданных учебных заведениях.

Мы, к счастью, ушли от системы интернатов, в которых дети и жили, и учились. Теперь они больше общаются, лучше адаптируются к новым условиям, - говорит уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Комович , которая все высказанные пожелания и проблемы записывает – информация из первых уст пригодится для выработки новых законов края, направленных на защиту прав детей.

В социальном плане, мы уверены, у наших выпускников проблем не будет, - подтверждает социальный педагог детского дома-лицея им. Совмена Валентина Ненашкина. – Они учатся в разных школах, ходят в кружки и секции, выпускники занимаются на подготовительных курсах – Хазрет Меджидович оплатил всем довузовскую подготовку. Все старшие дети у нас живут в блоках на двоих – привыкают к самостоятельной жизни, сами следят за порядком. И хотя наш детский дом, как один из двух негосударственных в крае, дает выпускникам хорошие шансы стать успешными, без проблем не обходится. В частности, я согласна с коллегами – трудностей с выбором профессии много, и нас они тоже касаются в полной мере. Вроде бы учебных заведений достаточно, а общежитий нет - где жить? У себя оставить мы не можем – финансирование на них уже не идет. В этом году в нашем детском доме будут первые выпускники, 12 человек: 10 собираются в вузы, 2 - в колледжи, еще семи выпускникам 9-го класса нужно будет определиться с выбором начального или среднего профессионального образования. Может, нашим детям будет сложнее в жизни – они привыкли к хорошим условиям, может, наоборот, полученный багаж знаний и навыков удержит их на правильном пути.

Что выбрать: 20 тысяч или 5?

Но самая сложная проблема, по общему мнению участников «круглого стола», - трудоустройство. Кризис, выбросивший на рынок труда квалифицированных взрослых работников, окончательно перекрыл кислород специалистам с дипломом, но без стажа.

На решение проблемы трудоустройства выпускников (абсолютно всех, вставших на учет в службе занятости) направлена новая краевая программа «Стажер», которой могут воспользоваться 800 человек в год: полгода за работу им будет платить государство, также предусмотрены и средства на оплату труда наставника. Таким образом, программа выгодна и работодателям (не надо платить начинающему неопытному специалисту), и наставникам (дополнительный доход), и выпускникам учебных заведений (приобретение опыта).

Особая ситуация на рынке труда сложилась у сирот. Начиная профессиональную карьеру, они получают обычно около пяти тысяч в месяц, а тем, кто стоит на учете в центре занятости как безработный, положено пособие более 20 тысяч. Правда, всего полгода – потом надо все же начинать работать. Или снова учиться. Понятно, почему сироты не хотят трудиться: разницу между 5-ю и 20-ю тысячами увидит даже ребенок. То, что сироту надо поддержать материально, согласились все участники «круглого стола». Но нельзя давать деньги просто так – это тоже очевидно. Хорошо бы давать ту же сумму, но только тем, кто устроился на работу – но для этого нужно менять законодательство.

А пока из 1766 сирот края в возрасте до 23 лет, которые в 2009 году обратились в службу занятости, трудоустроены только 210. Еще 140 направлены на переобучение, а остальные получают пособие, - говорит начальник отдела материальной поддержки и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края Наталья Пассажинская.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»