Герберт Гувер (Herbert Hoover). Биография

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Чрезвычайность ситуации в Соединенных Штатах в годы кризиса еще более усугублялась политикой «твердого индивидуализма» республиканской администрации, проводимой президентом Г. Гувером, избранным в 1929 г. Герберт Кларк Гувер (Herbert Clark Hoover) - 31-й президент США. Президент США со 4 марта 1929-го по 4 марта 1933 года.

Гувер и деятели его кабинета утверждали, что кризисные явления в экономике должны преодолеваться не усилиями правительства, а взаимодействиями бизнеса и других экономических групп во имя достижения «национального единства». Президент убеждал представителей бизнеса не свертывать производство, не увольнять рабочих и сохранять прежний уровень заработной платы. Со своей стороны Гувер добился от руководства Американской федерации труда официального отказа от стачек на период кризиса. Однако призывы президента большого отклика не имели.

Гуверовская администрация категорически отвергала любые предложения о государственной помощи безработным и особенно о введении системы социального страхования. Эти функции возлагались на частную благотворительность. Только в июне 1932 г. в обстановке избирательной кампании был принят закон о выделении 300 млн. дол. для непосредственной помощи безработным и 322 млн. дол. на займы штатам для организации общественных работ. Но эти проекты реализовывались крайне медленно: до конца 1932 г. было использовано только 30 млн. дол.

Осенью 1931 г. президент Гувер выступил с инициативой создания Национальной кредитной корпорации с капиталом в 500 млн. дол., который предполагалось собрать за счет добровольных взносов банковских групп. Однако банкиры не намеревались расходовать средства на помощь банкротам.

Тогда на спасение крупных финансовых учреждений были брошены государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон о создании Реконструктивной финансовой корпорации с капиталом в 2 млрд. дол. Вся эта сумма в течение года была распределена в форме субсидий и займов банкам, страховым и ипотечным компаниям, железнодорожным фирмам и другим корпоративным объединениям.

Таким образом, вмешательство правительство Гувера принимало форму не государственного регулирования экономики, а государственного субсидирования крупного корпоративного бизнеса. В сфере социальной политики, в сфере материальной помощи трудящимся республиканская администрация не предприняла практически ничего.

В такой чрезвычайно сложной обстановке в Соединенных Штатах развернулась волна массовых движений протеста. Важным событием социальной борьбы в США стал поход ветеранов первой мировой войны на Вашингтон летом 1932 г. В столице собралось около 25 тыс. ветеранов и членов их семей, которые настойчиво требовали помощи.

Движениями социального протеста было охвачено и фермерство. Средством борьбы стал бойкот, т. е. организованный отказ фермеров от продажи сельскохозяйственной продукции с целью добиться повышения цен. В августе - сентябре 1932 г. в штатах Среднего Запада развернулись массовые фермерские забастовки. Зимой 1932-1933 гг. в различных районах страны развернулось сопротивление принудительной распродаже фермерской собственности за неуплату долгов и налогов.

Традиционно Гувера принято обвинять как президента, не сумевшего предложить эффективной стратегии выхода из ситуации, наподобие Нового курса его преемника Рузвельта. Многие историки, однако, считают, что Гуверу просто не повезло: на пике кризиса никакие меры не помогали, и самый деятельный президент наткнулся бы на границы своих полномочий, а реформы Рузвельта были осуществлены и стали эффективными, когда низшая точка депрессии была уже позади. Кроме того, Рузвельт продолжил и значительно усилил ряд мер, предпринятых ещё администрацией Гувера

С самого начала экономического кризиса, в 1929 г. президент Гувер провел ряд деловых встреч с лидерами делового круга. Он убеждал представителей крупного бизнеса не прибегать к узкоэгоистическим мерам, не свертывать производство, не увольнять рабочих и сохранять прежний уровень зарплат. Со своей стороны он добился от лидеров АФТ официального отказа от стачек на период кризиса во имя достижения «национального единства».

Президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твердого индивидуализма», решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более введении федеральной системы страхования. В лучшем случае деятели республиканской администрации соглашались с тем, что в экстраординарных условиях кризиса для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов, обычно же они возлагали эти функции исключительно на частную благотворительность. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ.

Мне кажется, что нельзя так прямолинейно осуждать президента Гувера и его администрацию. Во-первых, мировой экономический кризис был беспрецедентным в истории капиталистического мира. А следствием этого стали два явления: 1) республиканцы сразу не осознали того, что происходило на их глазах, они думали, что это просто временная «заминка» в развитии американского капитализма. Поэтому бороться с этим они пытались старыми методами, методами старых экономических школ (либеральная школа Адама Смита и т.д.). Также сыграли неблаговидную роль стереотипы мышления: с самого детства людям внушали мысль о том, что американская система капитализма будет всегда процветать, что «твердый индивидуализм» - это все для страны. На основе этого республиканцы и говорили: индивидуализм спасет бизнесс и государство. 2) Говорят, что большое видится на расстоянии. И я думаю, что именно на расстоянии, т.е. через какой-то минимальный промежуток времени, можно было в полной мере понять, что же произошло, каковы причины и следствия произошедшего. Поэтому-то Ф. Рузвельту и удалось хотя бы отчасти вывести страну из кризиса, т.к. он мог оценивать ситуацию, чего нельзя было сделать во время самого кризиса. А что у него получилось, это уже зависело от него самого и его личных качеств.

Гувер являлся сторонником индивидуалистического рыночного хозяйства. И республиканское правительство какое-то время не прибегало к государственному регулированию. Однако уже в 1929 г. были приняты срочные меры к активизации ФРС (Федеральная резервная система) и существенному удешевлению кредита, в декабре того же года президент провел через конгресс очередное снижение налогов на доходы корпораций. В июне 1930 г. вступил в силу новый тарифный закон Хоули - Смита, еще раз увеличивший размеры импортных пошлин и ставший поистине апогеем протекционизма. Таким образом, экономическая политика президентства Гувера в первые же месяцы кризиса была далека от принципов политики laissez-faire (невмешательства государства в экономические дела).

Осенью 1931 г. в связи с резким ухудшением хозяйственной конъюнктуры и участившимися крахами крупных банков правительство было вынуждено еще более отступить от канонов «твердого индивидуализма». Г. Гувер выступил с предложением создать Национальную кредитную корпорацию с капиталом в 500 млн. долл., который предполагалось собрать путем добровольных взносов банковских групп. Когда же оказалось, что владельцы крупнейших банков не намерены расходовать средства на помощь своим коллегам, попавшим в беду, на спасение монополий, оказавшихся перед угрозой краха, были брошены крупные государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон об основании Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Всего за один год РФК распределила субсидий и займов на 2 млрд. долл.

Деятельность этой организации свидетельствовала о том, что в период кризиса 1929 - 1933 гг. в США вновь началось усиление государственно-монополистических тенденций. Однако пока у власти находилась республиканская администрация, эти тенденции обнаруживались лишь эпизодически, а главное, они проявлялись в форме государственного субсидирования, а не в форме непосредственного государственного регулирования. Они не распространялись на сферу социальных отношений.

В аграрном секторе также были предприняты некоторые меры. В 1929 г. было создано Федеральное фермерское управление, которое начало скупку сельскохозяйственных товаров, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. Таким образом правительство пыталось вывести из кризиса аграрный сектор. К середине 1931 г. на правительственных складах скопились огромные запасы пшеницы и хлопка. Операции этой организации принесли немалые выгоды верхушке крупного фермерства и особенно монополистическим посредническим компаниям, в распоряжении которых находились основные запасы продукции. Однако сосредоточение крупных товарных запасов без надежды на выгодный сбыт оказывало крайне неблагоприятное влияние на рынок. Когда же во второй половине 1931 г. фермерское управление прекратило закупки и начало распродажу своих собственных запасов, это привело к полной дезорганизации сельскохозяйственного рынка и к еще большему ухудшению положения основной массы фермерства.

В период кризиса наблюдалось резкое обострение социальной активности людей. Рабочие, фермеры, студенты, женщины, просто неработающая молодежь, афроамериканцы - вот далеко не полный список участников этих движений. Рабочие заявляли о себе путем стачек. Всего за 1930 - 1932 гг. в стране бастовало около 850 тыс. рабочих. После некоторого спада стачечное движение возобновило свою деятельность со второй половины 1933 г.

Еще более интенсивно развивалось в этот период движение безработных. Что интересно, что именно Коммунистическая партия взяла в свои руки организацию масс, хотя в то время она насчитывала не более десятков тыс. членов. За время «великой депрессии» усилились социалистические воззрения людей на волне безработицы, нищеты. Рядовые американцы разочаровывались в капиталистической идеологии, которая пока не смогла помочь им. В июле 1930 г. прошел первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал Национальный совет безработных, который объединил деятельность советов безработных на местах. Летом же 1930 г. Коммунистическая партия предложила законопроект о социальном страховании, получивший название «рабочего билля». Он предусматривал выплату пособий по безработице, старости или болезни в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Эти требования нашли отклик у людей, т.к. выражали желания большого количества людей.

Другим важным событием социальных движений стал поход ветеранов первой мировой войны летом 1932 г. Бывшие солдаты потребовали выплаты бонуса, т.е. компенсации за их службу в армии во время военных действий. В июне 1932 г. в Вашингтоне собралось по разным оценкам около 25 тыс. ветеранов и членов их семей. Палата представителей решила удовлетворить их требования. По настоянию президента сенат отверг билль о выплате бонуса. Это всколыхнуло движение ветеранов - они стали требовать еще и введения системы социального страхования. Тогда по приказу Гувера войска разогнали ветеранов. Участников похода разогнали, а их лагерь сожгли.

Наряду с коммунистами в движении безработных приняли участие Социалистическая партия и левая оппозиционная группа в рядах АФТ, оформившаяся в 1929 г. в Конференцию за прогрессивное рабочее действие.

К социальному движению нужно еще добавить активную деятельность фермерства, которое боролось против принудительной распродажи ферм за неуплату долгов и налогов. Это имело место особенно в конце 1932 - начале 1933 г. Активную роль в этой борьбе играла Лига объединенных фермеров, руководимая коммунистами. На Юге с 1931 г. действовал Союз кропперов-издольщиков (арендаторов земли в США, главным образом в южных штатах, в то время среди них было много бывших рабов).

Молодежь проявила также исключительную активность. В основном ее борьба сосредоточилась вокруг закона о молодежи, который был внесен в конгресс, но так и не был принят. Центром молодежного движения стал Конгресс американской молодежи, в котором руководящую роль играл Коммунистический союз молодежи.

В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа демократической партии содержала в себе программу так называемого «нового курса» и, что немаловажно, обещание отменить «сухой закон», действовавший тогда в США. Поэтому некоторые политические аналитики того времени просто делили республиканцев и демократов на «сухих» и «мокрых». К тому же у демократов было большое поле для критики, что помогло им одержать победу на выборах 1932 г. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и всего лишь 59 выборщиков. Демократы получили также большинство в обеих палатах конгресса. После 12-летнего перерыва власть снова оказалась в их руках.

Герберт Кларк Гувер

Бывший американский президент Гувер (в центре) и
посол США в Германии Вильсон (справа) обещают Шахту
финансово-экономическую поддержку Германии. Берлин, 1938 г.

Гувер (Hoover) Герберт Кларк (1874-1964). В 1919-1923 гг. - руководитель "Американской администрации помощи" (АРА). В 1921-1928 гг. - министр торговли США. В 1929-1933 гг. - президент США.

+ + +

Гувер (Hoover) Герберт Кларк (10.8. 1874, Уэст-Бранч, штат Айова, - 20.10. 1964, Нью-Йорк), государственный деятель США , крупный промышленник. По специальности горный инженер. Был пайщиком и директором предприятий во многих странах, в том числе в царской России . В 1919-1923 возглавлял Американскую администрацию помощи (АРА). В 1921-28 министр торговли. В 1929-33 президент США (от Республиканской партии). Пребывание Гувера на посту президента совпало с мировым экономическим кризисом, который с особой силой поразил США. Во время кризиса правительство Гувера, оказывая помощь "большому бизнесу", не предпринимало мер для облегчения положения трудящихся. Внешняя политика Гувера, способствовавшая восстановлению военно-промышленного потенциала Германии и поощрявшая японскую агрессию на Дальнем Востоке, преследовала цель в дальнейшем направить Германию и Японию против СССР . В 1938 посетил фашистскую Германию и встретился с Гитлером ; приветствовал Мюнхенское соглашение 1938. После 2-й мировой войны 1939-1945 годов неоднократно выезжал за границу со специальными миссиями по поручению правительства.

+ + +

Гувер (Hoover), Герберт Кларк (р. 10. VIII. 1874) - государственный и политический деятель США. Родился в Уэст-Бранч (штат Айова). Накануне 1-й мировой войны был пайщиком и директором предприятий во многих странах. В 1919-1923 годы возглавлял «Американскую администрацию помощи» («АРА»). В 1921-1928 годы - министр торговли. Как кандидат Республиканской партии в 1928 году был избран президентом США (1929-1933). Во время мирового кризиса 1929-1933 годов оказывал огромную помощь монополиям, в то время как для облегчения положения миллионов американцев, пострадавших от кризиса, не было принято никаких мер. Внешняя политика Гувера преследовала цели восстановления военно-промышленного потенциала Германии (предложенный Гувером и вступивший в силу 15 июля 1931 года мораторий по международным платежам и пр.) и поощрения японской агрессии в Китае с тем, чтобы в дальнейшем направить Германию и Японию против СССР. Гувер был сторонником Мюнхенского соглашения 1938 года и мюнхенской политики. После 2-й мировой войны неоднократно выезжал за границу с миссиями по поручению президента, оказывал поддержку реакционным силам, в частности в Юго-Восточной Европе.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Гувер, Герберт Кларк (р. 1874) - президент США (1929-33), крупный промышленник. С 1895 до 1913 годы Гувер работал инженером в горной и металлургической промышленности и на железных дорогах Австралии, Индии, Южной Африки, Китая и Сибири. Был пайщиком и директором предприятий в Кыштыме на Иртыше и в Русско-Азиатском акционерном обществе. Выдвинулся в 1914 году, организовав комитет по репатриации нескольких тысяч американцев, которые были застигнуты в Европе войной. Политическая карьера Гувера началась в связи с организацией им в первую мировую войну продовольственной помощи сначала Бельгии, а после заключения перемирия и другим странам (см. Гувера комиссия). В 1917 году Гувер стал во главе военно-продовольственного ведомства в США, в 1921-1928 годы был министром торговли при президентах Гардинге и Кулидже.

На президентских выборах 1928 года Гувер был избран как кандидат республиканской партии, под лозунгом "просперити" (процветания), но в первый же год его президентства в США начался жесточайший экономический кризис 1929-1933 годов. Гувер пытался восстановить свою популярность среди избирателей внешнеполитическими мероприятиями. В 1930 году государственный секретарь Стимсон по поручению Гувер подписал, вопреки протесту адмиралов США, Лондонское морское соглашение, по которому паритет линейных флотов Англии и Америки был распространён и на военные корабли других типов. В июне 1931 года в связи с обострением финансового кризиса в Европе Гувер предложил мораторий на один год по репарациям и международным государственным долгам с тем, чтобы облегчить взносы по частным займам. Заключительным эпизодом внешней политики Гувера явилась так называемая "гуверовская бомба" в Женеве. В июне 1932 году, через несколько дней после выставления кандидатуры Гувера на второй срок в президенты США, американская делегация на конференции по разоружению внесла предложение о сокращении вооружений всего мира на одну треть и о полной ликвидации бомбардировочной авиации, танков, тяжёлых орудий и всех средств химической войны. Это предложение было вызвано тем, что вооружение США намного отставало от уровня вооружения других великих держав. Кроме того, Гувер рассчитывал таким путём привлечь на свою сторону избирателей, среди которых в то время были сильны пацифистские настроения. Это, однако, не помогло Гуверу, и на выборах 1932 года он потерпел поражение, уступив место Франклину Д. Рузвельту. В течение ряда последующих лет Гувер зарекомендовал себя противником политики Рузвельта. По мере приближения второй мировой войны активность Гувера сосредоточилась на вопросах внешней политики. Внешнеполитическая концепция Гувера сводилась к стремлению примирить Гитлера с Англией и Францией и направить агрессию фашистской Германии на восток, а японцев примирить с Америкой и толкнуть на запад, т. е. также против СССР. В 1938 году Гувер посетил Гитлера и с тех пор выступал в качестве одного из самых активных "умиротворителей" в США. В 1942 году Гувер опубликовал вместе с бывшим дипломатом Гибсоном книгу "Проблемы прочного мира", в которой, предвидя неизбежность поражения гитлеровских армий, заблаговременно выступал в защиту Германии. После окончания второй мировой войны Гувер по поручению президента Трумэна посетил ряд европейских стран в целях организации американской продовольственной помощи Европе. Как и в период деятельности АРА (...), эта помощь должна была содействовать расширению экономических и политических позиций США на европейском континенте. В частности Гувер пытался поддержать реакционные элементы в Юго-Восточной Европе.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Далее читайте:

Исторические лица США (указатель имен).

Президенты США (указатель имен).

США в ХХ веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Memoirs, v. 1-3, N. Y., 1952.

Литература:

Очерки новой и новейшей истории США, т. 2, М., 1960;

Sabath A. J., Why do mr Hoover and his friends..., (Wash.), 1947;

Wolff H., Herbert Hoover, public servant and leader of the loyal opposition, N. Y., 1956.

Герберт Кларк Гувер был первым президентом, чья родина лежала западнее Миссисипи. Для будущего президента у него было необычное и интересное профессиональное развитие, и перед въездом в Белый дом, что было редкостью, он не занимал выборной должности.

Гувер родился 10 августа 1874 года в Вест Бранче, Айова. Его отец был кузнецом и торговал землеобрабатывающими орудиями. Два обстоятельства отложились в памяти молодого Гувера: религиозное воспитание как квакера, которому он был позднее обязан своими гуманными и пацифистскими взглядами, и ранняя смерть родителей, которая смолоду заставила его заботиться о себе. С 1891 по 1895 годы Гувер изучал геологию в только что открывшемся университете в Стэнфорде. Там он познакомился со своей будущей женой Лу Генри, в то время первой студенткой женского пола этого университета, изучавшей геологию. Они поженились в 1899 году. Миссис Гувер была умеренной защитницей прав женщин, которая как первая леди особенно выступала за женский спорт и поддерживала организацию девочек-скаутов.

По окончании учебы Гувер почти двадцать лет был преуспевающим инженером горного дела и коммерсантом за границей, имея главное бюро в Лондоне, и скоро стал интернационально известным экспертом горнорудного дела. Мировая война 1914 года застала его в Лондоне. С этого времени он посвятил себя гуманным задачам, сначала организации помощи Бельгии, после войны - продовольственной помощи для разрушенной войной Европы, включая и помощь Советской России, пострадавшей от голода.

Президент Вильсон после вступления Америки в войну передал Гуверу в 1917 году управление продовольствием, которым он эффективно руководил в интересах обеспечения страны и союзников. После войны Гувер поддерживал Вильсона в его желании вступить в Лигу Наций. В 1920 году, когда окончательно вернулся из-за границы, он стал возможным республиканским кандидатом на пост президента, и реформистские силы обеих партий боролись за него. В 1921 году Гардинг назначил его министром торговли. На этом посту он беспримерно трудился в духе одобряемой им неформальной, добровольной кооперации правительства и делового мира. Теперь Гувер был современным консерватором, политиком центра, который выступал за "американский индивидуализм", за сохранение либеральной демократии и капиталистических институтов в своей стране. Как министр торговли он развивал статистику и хозяйственный анализ, исследование рынка и промышленности, а также обмен информации внутри делового мира. Он выступал за кооперацию между предпринимателями и профсоюзами, за активную политику против безработицы и за развитие жилищного строительства, строительства дорог и воздушного сообщения. Все это должно было достигаться не столько государственным принуждением, сколько добровольным совместным трудом частных предпринимателей.

После отказа Кулиджа от участия в выборах Гувер смог выставить себя в качестве кандидата. Предвыборной борьбе между ним и демократом Альфредом Е. Смитом, губернатором Нью-Йорка и католиком, не хватало больших вопросов. Гувер сделал своей предвыборной темой процветание и возвестил для страны скорый конец бедности: "курица в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже". В результате Гувер победил 6 ноября 1928 года с преимуществом в 6 миллионов голосов и еще более убедительным преимуществом в выборной коллегии. В Конгрессе снова усилилось республиканское большинство.

Гувер, присягнувший 4 марта 1929 года, был первым президентом из элиты менеджеров своей страны, одаренный организатор, администратор и технократ. До осени 1929 года у него были хорошие отношения с общественностью. Его политическая концепция прежде всего предусматривала административное обновление, попытку управлять экономикой посредством неофициального взаимодействия правительства и руководителей экономики. В его кабинет и в правительственные органы, как это было принято в "республиканскую эру", входили многие важные промышленники и банкиры. Министром иностранных дел стал опытный республиканский политик и дипломат Генри Л. Стимсон.

Внутренняя политика Гувера была посвящена сначала расширению национальных парков и уходу за лесами, улучшению условий жизни индейцев, проведению "сухого закона", реорганизации тюрем и координации действий национальных благотворительных и социальных служб. Изменения в этих областях были, однако, скромными.

Позже подчинившим себе все событием администрации Гувера стала начавшаяся в октябре 1929 года в Америке "Великая депрессия". Американское промышленное производство к 1932 году упало до уровня 1913, а внешняя торговля даже до уровня 1905 года. В зените кризиса зимой 1932-33 годов почти каждый четвертый рабочий был без работы. Драматически обострился кризис у фермеров. Гувер стал пленником событий, он долго не понимал масштабов экономической разрухи и социальной нужды. Его политика по преодолению кризиса полагалась, в основном, на самоисцеляющие силы капиталистической экономики. Он отклонял правительственный контроль экономики и политику расходов для финансирования федеральных социальных программ. Тяжелейшей ошибкой было одобрение Гувером таможенного закона от июля 1930 года, который рекордными ставками таможенной пошлины оказал катастрофическое воздействие на мировую торговлю. Только в конце 1930 года администрация Гувера начала переходить к антикризисным мероприятиям и лишь в январе 1932 года после создания финансовой корпорации по восстановлению действия стали более активными и широкомасштабными.

До 2 миллиардов долларов было предоставлено для государственных субсидий в экономику. В июле 1932 года правительство выделило отдельным штатам 300 миллионов долларов для оказания помощи и пособий. На предложенные Конгрессом широкие реформы, как, например, введение национальных пособий по безработице, Гувер в 1932 году наложил свое вето. Однако он подтвердил своей подписью закон Норриса-Ла Гуардиа в пользу профсоюзов. Как оказалось, жесткая позиция президента перед лицом всеобщей нужды быстро способствовала потере авторитета Гувера у общественности. Чрезвычайно непопулярным было его решение в июле 1932 года прогнать с помощью военной силы несколько тысяч ветеранов войны из Вашингтона, где они устроили демонстрацию за предварительную выплату возмещения ущерба и расположились лагерем недалеко от Капитолия.

Внешняя политика Гувера также в значительной степени была отмечена воздействиями кризиса мировой экономики и ухудшившейся международной позицией США. Еще до начала кризиса в июне 1929 года план Янга при активном участии США предпринял пересмотр немецких репарационных выплат. Выплаты репараций и военных долгов сорвались в результате кризиса. Мораторием, названным его именем, Гувер в июне 1931 года пытался сдержать коллапс отсрочкой всех международных правительственных долгов на один год. На деле с тех пор были надолго приостановлены выплаты репараций и военных долгов.

Гувер принципиально продолжал внешнеполитический курс своих обоих предшественников. Он также твердо придерживался неучастия в Лиге Наций и непризнания СССР. В его миропонимании в странное соединение вступили националистическое самосознание, чувство международной ответственности, вера в превосходство "белых народов" и желание уберечь страну от новой войны. Гувер верил в международную кооперацию без принуждения, в мирную международную систему, основанную на власти общественного мнения. У него была глубокая неприязнь к войне и разорительной гонке вооружений.

Гувер старался улучшить отношения с Латинской Америкой, разрушить недоверие к "колоссу на севере", отбросить интервенционные притязания и империалистические жесты запугивания и развивать экономическое и культурное сотрудничество. Кризис перечеркнул, правда, эти намерения, однако к концу его президентства был осуществлен вывод американских войск из Никарагуа и подготовлен вывод с Гаити. В вопросе разоружения Гувер достиг на Лондонской конференции 1930 года вместе с Англией и Францией компромисса, который Предусматривал верхний предел тоннажа для крейсеров, эсминцев и подводных лодок, но существовал недолго. Широкомасштабное предложение Гувера по разоружению на Женевской конференции 1932 года, которое бы полностью запретило оружие нападения и на треть сократило бы национальные вооруженные силы, осталось в области благих намерений. На нарушение договора японцами во время "Маньчжурского кризиса" 1931- 32 годов Гувер и Стимсон отреагировали 7 января 1932 года названной их именами доктриной, которая подтверждала непризнание Соединенными Штатами японских завоеваний или сделок в Китае, достигнутых насилием. Экономическими акциями против Японии, на которых настаивал Стимсон, Гувер ничего не приобрел. В сравнении с поставленными Гувером задачами его внешняя политика в кризисные годы несмотря на все усилия осталась нерезультативной. Так же мало она могла помешать дальнейшему ухудшению международной позиции страны.

Осенью 1932 года перед предстоящими выборами президента авторитет Гувера достиг низшей точки. Однако республиканцы выдвинули его, так как у них не было альтернативы для Гувера. Демократы выставили кандидатом губернатора-реформатора Нью-Йорка Франклина Д. Рузвельта. Ввиду изменившейся вследствие кризиса расстановки политических сил и неэффективности его антикризисных мероприятий Гувер потерпел на выборах тяжелое личное поражение. Конгресс теперь опять был в руках демократов. Разочарованный и одинокий Гувер покинул пост президента 4 марта 1933 года.

Герберт Гувер, несмотря на преимущественно негативный итог деятельности его администрации, принадлежит к ярким личностям в политической жизни страны того времени. Новые исследования более справедливо оценивают общие достижения Гувера, чем старые клише, которые клеймили его как доктринера, консервативного идеолога и старомодного политика и взваливали на него ответственность за катастрофический масштаб большого кризиса. Если измерять политику Гувера как президента только по его провалу в экономическом кризисе, то упускается из виду, что и любой другой президент в "Великой депрессии" натолкнулся бы на границы своей власти. Не только будучи министром торговли в годы своей самой плодотворной политической деятельности, но и на посту президента Гувер проявил новаторские стороны и реформистские начала в своем политико-экономическом мышлении. Сегодня исследования не так строго, как раньше, проводят границы между скорее неформальным экономическим регулированием Гувера и обязательным экономическим регулированием согласно "новому курсу". При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его политики сегодня в Гувере видят выдающегося, способного, часто дальновидного политика своего времени.

После ухода из Белого дома Гувер прожил еще 31 год, дольше, чем любой другой экс-президент. Сначала он жил в Нью-Йорке в гостинице "Уолдорф-Астория" и резко критиковал политику "нового курса" (Речи об американском пути), который, по его мнению, приведет или к фашизму, или к социализму. Так же непоколебимо он отвергал в период между началом мировой войны и Перл-Харбором вступление в войну на стороне Великобритании, а с июня 1941 года в качестве союзника СССР. Сброс атомных бомб на японские крупные города в конце войны возмутил его "из-за убийства без разбора женщин и детей". При президенте Трумэне и Эйзенхауэре в период с 1946 по 1955 год Гувер еще раз исполнял правительственные поручения в качестве координатора американской организации продовольственной помощи для Европы и в качестве руководителя комиссии по реорганизации правительственного аппарата в Вашингтоне. Он не одобрил военное вмешательство его страны в Корее и Вьетнаме. Гувер умер 20 октября 1964 года в возрасте 90 лет в Нью-Йорке. Он был похоронен на своей родине в Вест Бранче, Айова, где с 1962 года находится библиотека имени президента Герберта Гувера.

Герберт Кларк Гувер был первым президентом, чья ро-дина лежала западнее Миссисипи. Для будущего прези-дента у него было необычное и интересное профессио-нальное развитие, и перед въездом в Белый дом, что было редкостью, он не занимал выборной должности,

Отец Гувера был кузнецом и торговал землеобрабтывающими орудиями. Два обстоятельства отложились в памяти молодого Гувера: религиозное воспитание как квакера, которому он был позднее обязан своими гуман-ными и пацифистскими взглядами, и ранняя смерть ро-дителей, которая смолоду заставила его заботиться о себе. С 1891 по 1895 гг. Гувер изучал геологию в только что открывшемся университете в Стэнфорде. Там он по-знакомился со своей будущей женой Лу Генри, в то время первой студенткой женского пола этого универси-тета, изучавшей геологию. Они поженились в 1899 году. Миссис Гувер была умеренной защитницей прав жен-щин, которая как первая леди особенно выступала за женский спорт и поддерживала организацию девочек-скаутов.

По окончании учебы Гувер почти двадцать лет был преуспевающим инженером горного дела и коммерсан-том за границей, имея главное бюро в Лондоне, и скоро стал интернационально известным экспертом горноруд-ного дела. Мировая война 1914 года застала его в Лон-доне. С этого времени он посвятил себя гуманным зада-чам, сначала организации помощи Бельгии, после войны - продовольственной помощи для разрушенной войной Европы, включая и помощь Советской России, постра-давшей от голода.

Внешняя политика Гувера также в значительной сте-пени была отмечена воздействиями кризиса мировой эко-номики и ухудшившейся международной позицией США. Еще до начала кризиса в июне 1929 года, план Янга при активном участии США предпринял пересмотр немец-ких репарационных выплат. Выплаты репараций и во-енных долгов сорвались в результате кризиса. Морато-рием, названным его именем, Гувер в июне 1931 года пытался сдержать коллапс отсрочкой всех международ-ных правительственных долгов на один год. На деле с тех пор были надолго приостановлены выплаты репараций и военных долгов.

Гувер принципиально продолжал внешнеполитичес-кий курс своих обоих предшественников. Он также твердо придерживался неучастия в Лиге Наций и непризнания СССР. В его миропонимании в странное соединение всту-пили националистическое самосознание, чувство между-народной ответственности, вера в превосходство «белых пародов» и желание уберечь страну от новой войны. Гувер верил в международную кооперацию без принуж-дения, в мирную международную систему, основанную на власти общественного мнения. У него была глубокая неприязнь к войне и разорительной гонке вооружений.

Гувер старался улучшить отношения с Латинской Аме-рикой, разрушить недоверие к «колоссу на севере», от-бросить интервенционные притязания и империалисти-ческие жесты запугивания и развивать экономическое и культурное сотрудничество. Кризис перечеркнул, прав-да, эти намерения, однако к концу его президентства был осуществлен вывод американских войск из Никара-гуа и подготовлен вывод с Гаити. В вопросе разоруже-ния, Гувер достиг на Лондонской конференции 1930 года вместе с Англией и Францией компромисса, который предусматривал верхний предел тоннажа для крейсеров, эсминцев и подводных лодок, но существовал недолго. Широкомасштабное предложение Гувера по разоруже-нию на Женевской конференции 1932 года, которое бы полностью запретило оружие нападения и на треть сократило бы национальные вооруженные силы, осталось в области благих намерений. На нарушение договора японцами во время «Маньчжурского кризиса» 1931 - 1932 гг. в Гувер и Стимсон отреагировали 7 января 1932 года названной их именами доктриной, которая под-тверждала непризнание Соединенными Штатами япон-ских завоеваний или сделок в Китае, достигнутых наси-лием. Экономическими акциями против Японии, на которых настаивал Стимсон, Гувер ничего не приобрел. В сравнении с поставленными Гувером задачами его внеш-няя политика, в кризисные годы, несмотря на все усилия, осталась нерезультативной. Так же мало она могла поме-щать дальнейшему ухудшению международной позиции страны.

Осенью 1932 года перед предстоящими выборами пре-зидента авторитет Гувера достиг низшей точки. Однако республиканцы выдвинули его, так как у них не было альтернативы для Гувера. Демократы выставили канди-датом губернатора-реформатора Нью-Йорка Франкли-на Д. Рузвельта . Ввиду изменившейся вследствие кризи-са расстановки политических сил и неэффективности его антикризисных мероприятий, Гувер потерпел на выборах тяжелое личное поражение. Конгресс теперь опять был в руках демократов. Разочарованный и одинокий Гувер покинул пост президента 4 марта 1933 года.

Герберт Гувер, несмотря на преимущественно негатив-ный итог деятельности его администрации, принадлежит к ярким личностям в политической жизни страны того времени. Новые исследования более справедливо оцени-вают общие достижения Гувера, чем старые клише, кото-рые клеймили его как доктринера, консервативного иде-олога и старомодного политика, взваливая на него ответственность за катастрофический масштаб большого кризиса. Если измерять политику Гувера как президента только по его провалу в экономическом кризисе, то упускается из виду, что и любой другой президент в «Великой депрессии » натолкнулся бы на границы своей власти. Не только будучи министром торговли, в годы своей самой плодотворной политической деятельности, но и на посту президента Гувер проявил новаторские стороны и реформистские начала в своем политико-эко-номическом мышлении. Сегодня исследования не так стро-го, как раньше, проводят границы между скорее нефор-мальным экономическим регулированием Гувера и обязательным экономическим регулированием согласно «новому курсу». При всех существующих разногласиях по поводу отдельных сторон его политики, сегодня в Гувере видят выдающегося, способного, часто дально-видного политика своего времени.

Библиотека имени президента Герберта Гувера

Покинув Белый дом , Гувер прожил еще 31 год, дольше, чем любой другой экс-президент. Сначала он жил в Нью-Йорке в гостинице «Уолдорф-Астория» и резко критиковал политику «нового курса» (Речи об американском пути), который, по его мнению, приведет или к фашизму, или к социализму. Так же непоколеби-мо он отвергал в период между началом мировой войны и Перл-Харбором, вступление в войну на стороне Велико-британии, а с июня 1941 года в качестве союзника СССР. Сброс атомных бомб на японские крупные города в кон-це войны возмутил его «из-за убийства без разбора женщин и детей». При президенте Трумэне и Эйзенхау-эре в период с 1946 по 1955 гг., Гувер еще раз исполнял правительственные поручения в качестве координатора американской организации продовольственной помощи для Европы и в качестве руководителя комиссии по ре-организации правительственного аппарата в Вашингто-не . Он не одобрил военное вмешательство его страны в Корее и Вьетнаме. Гувер умер 20 октября 1964 года в возрасте 90 лет в Нью-Йорке. Он был похоронен на своей родине в Вест Бранче (штат Айова), где с 1962 года находится библиотека имени президента Герберта Гувера.

При подготовке материала использовалась статья Петера Шефера "Администратор в кризисе".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»