Внеклассные мероприятия по русскому языку. Внеклассные занятия по русскому языку

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой игры выступают в роли сотрудников газеты. Это редакторы, журналисты, наборщики и т.д. В игре представлены отделы "Отдел информации", "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел по культуре". Все сотрудники газеты выполняли задания главного редактора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Заседание редакционного совета газеты «Русский язык в школе»

(внеклассное мероприятие по русскому языку провела учитель русского языка МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ» Кулявцева С.А)

В игре принимают участие учащиеся 6-11 классов.

Оборудование: таблички: на столе учителя – «Главный редактор», на столах учеников – «Отдел информации», «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел по культуре; на доске - слова: газета, пресса, типография, наборщик, корректор, журналист.

И эпиграф: Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык!

Ход внеклассного мероприятия.

Главный редактор: Сегодня у нас необычное занятие, которое пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Русский язык в школе». Уважаемые коллеги, откройте ваши блокноты и приготовьтесь к работе. Результативность работы ваших отделов будет оценивать жюри (представляет). Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и зарабатывать как можно больше баллов для своих отделов.

А начнем мы свою работу с знакомства и ознакомительной беседы на тему: «Пресса. Журналистика. Газета».

1. Знакомство.

Сегодня в работе нашего заседания принимают участие 4 отдела: отдел новостей, отдел писем, отдел информации, отдел по культуре. Но все эти отделы состоят из журналистов, которые имеют имена. Я предлагаю всем представиться в стихотворной форме, сочинить двустишие, которое будет начинаться словами: «Меня зовут…» (все сотрудники по очереди представляются).

2. Ознакомительная беседа на тему: «Пресса. Журналистика. Газета»

Слово предоставляется «Отделу информации».

  1. Слово «Газета» пришло к нам из итальянского языка – так называлась мелкая монета, которую покупатели платили за прочтение газеты, после чего её возвращали продавцу.
  2. Пресса – этим словом называют всю массовую периодическую печать. Типография – полиграфическое предприятие, где производится набор и печатание различных изданий.
  3. Наборщик – рабочий типографии, специалист по типографскому набору. Раньше наборщик собирал из металлических букв строчку за строчкой в специальные формы, с которых потом печаталась газета. Сейчас эта работа в современных типографиях делается на компьютере.
  4. Корректор – это работник издательства, редакции, типографии, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки.
  5. Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными, увлекательными. Материалы для газет собирают журналисты. Это очень активные и изобретательные люди.

Главный редактор. Спасибо за информацию. Сегодня вы все побываете в роли журналистов, наборщиков и корректоров. И мы начинаем с вами работать.

1 задание. «Наборщик»

Вы наборщики, вам нужно из букв слова «журналистика» составить как можно больше других слов. Слова должны быть именами существительными единственного числа, нарицательными. Вам дается 5 минут. Играет один из участников отдела. За каждое правильное слово 1 балл.

2 задание «Соберите слова».

Соедините слова, взяв 1 слово из первого столбика, второе слово из другого столбика, и у вас должно получиться новое слово. За каждое правильное слово 1 балл.

Сено

овод

Сено-вал

Банк

ежи

Банк-рот

Стол

рот

Стол-яр

Зал

глас

Зал-ежи

Свет

он

Свет-ёлка

Яр

вал

Яр- марка

Воз

очки

Воз-глас

Газ

ёлка

Газ-он

Гриб

марка

Гриб-очки

Хор

яр

Хор-овод

3 задание. «Письмо в редакцию»

В нашу редакцию пришло письмо. Но письмо непростое. Оно с секретом. Вам нужно в тексте письма найти 9 названий животных и птиц. За каждое найденное слово 1 балл.

Вечер на даче.

Вечер. Сижу на крылечке со своим щенком. Марь над лесом поднимается, ту ман густ ой, сыро. Скучно. Вижу - лю стра у с оседа зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зов ут Ка/питон ом, он – повар, любит пироги печь. Обрадовался он мне.

Может, приготовишь мака для пирога?

Мака, Ка кого? Он где? – говорю.

Вон там, где ма сло н а сто ле, в банке! Да побыстрей, уж е в печку пора ставить.

Хорош получился у нас пирог! Все соседи собра лис ь к чаю.

(мангуст, страус, утка, питон, макака, слон, лев, уж, лис).

4 задание «Вспомни пословицу».

Из каждой пары слов нужно составить пословицу. За каждую пословицу 1 балл.

Коса - камень

Нашла коса на камень

Лес - дрова

Дело - мастер

Дело мастера боится

Шило - мешок

Шила в мешке не утаишь

Язык - дело

Не спеши языком, торопись делом

Труд - лень

Труд человека кормит, лень портит

Кататься - возить

Любишь кататься, люби и саночки возить

Семь - один

Семь раз отмерь, один отрежь

Время - час

Делу время, потехе час

Свет - тьма

Ученье – свет, а неученье - тьма

5 задание «Кто больше»

Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык. За каждый правильный фразеологизм 1 балл.

Варианты ответов:

Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идет кругом, сломя голову…

Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа…

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, как бельмо на глазу, смотреть чужими глазами..

Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут..

Зуб – зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, иметь зуб (на кого-либо),в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо);

Язык – язык без костей, острый на язык, тянут за язык, злые языки, язык проглотить, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, язык до Киева доведет, не сходит с языка…

6 задание «Перевертыши»

Назовите существительные, которые читаются одинаково как справа налево, так и слева направо. Кто больше за 1 минуту найдет таких слов. За каждый верный ответ 1 балл.

Примерные ответы: казак, кабак, доход, довод, комок, заказ, топот и др.)

7. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги работы каждого отдела.


Внеклассное занятие по русскому языку.

Тема : Страна Словария .

Цели: расширение знаний детей о значении слов в речи;

развитие воображения, словарного запаса, внимания, умения логически мыслить;

воспитание любви к русскому языку.

Оборудование : шары с буквами, карточки, иллюстрации животных, цифры,

таблички, листочки со слогами, плакат:

« Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Ход занятия.

1. Исполняется песня «Чему учат в школе».

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Орфограммы выявлять,

На вопросы отвечать

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

Про глагол и про тире

Части речи в голове

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

В книгах правила учить,

Чтоб потом их применить

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.

2. Ученики читают четверостишия.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Учитель .

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга, после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Сегодня мы проводим внеклассное занятие в форме соревнования двух команд и узнаем лучших знатоков русского языка.

Итак, встречаем команды «Дружная семейка» и «Веселые ребята».

Приветствие команд.

1 команда. Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

Будем отвечать, играть.

2 команда. Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3. Конкурс «В гости к гласным».

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Учитель.

На доске 10 шаров с буквами. Здесь гласные и согласные. Составьте из этих букв слова, в которых должно быть не менее двух гласных букв.

С А М Е Н Л П Р О Т

(Село, сало, смена, сера, пора, роса, нора, рота, сено, масло, море и так далее.)

Болельщики отгадывают ребусы.

4. Конкурс «В гости к согласным».

Замените в словах одну согласную так, чтобы вместо данных слов получились новые слова.

Например: свет – цвет.

Фара, игра, крыса, лев, кочка, чайка. (Пара, икра, крыша лес, кошка, чашка.)

5.Конкурс «Собери слова»

Под ольхой среди ветвей

Серый еж созвал гостей.

Но внезапно за бугром

Громкий, громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Раз, два, три, четыре, пять

Помогите их собрать!

Необходимо парами составить слова из слогов.

мед ка бел са

бар тел ли яц

дя ведь за сук

(Медведь, заяц, дятел, барсук, белка, лиса.)

6. Конкурс «Наоборот».

Подберите антонимы – слова противоположные по смыслу.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (Зима).

Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я враг,

А деревьям … (Друг).

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…(Плач).

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок… (Высоко).

7. Игра «Зоопарк». (Животные под номерами).

В зоопарк вчера пошли,

А зверей всех увезли.

Поэтому экскурсия будет такая, я называю слова – действия предметов (глаголы), а вы определяете, какое это животное и показываете номер, который ему присвоен.

1.Каркает, летает, ворует все блестящее. (Сорока – под номером 3).

2Шипит, ползает, извивается. (Змея – под номером 5).

3.Хрюкает, чавкает, валяется. (Свинья – под номером 1).

4.Мяукает, вылизывает, лакает. (Кошка – под номером 2).

5.Блеет, бодается, дает молоко. (Коза – под номером 4).

8. Игра «Пройди по лесенке».

Чтобы пройти по лесенке, надо вписать в клеточки имена существительные в Именительном падеже.

ж - - (жар, жир,

ж - - - - - жираф, жучок,

ж - - - - - - железо, журнал,

ж - - - - - - - журавль, жалость,

ж - - - - - - - - животное,

ж - - - - - - - - - жаворонок.)

9. Игра для болельщиков «Вертолина».

Сколько слов в этом колесе?

(доска, око,

коса, сок,

сад, Ока, ода.)

10. Конкурс «Кто быстрее соберет предложение!»

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Вы листочки соберите,

Предложение сложите!

БЕ ЛЕС НА РЕ ШЕ ТЕ

ГИ БО ГАТ СТВО --

Почему лес надо беречь?

Аукцион: «Что дает нам лес?»

11.Подведение итогов и награждение победителей .

Лингвистический турнир 1 -4 классы.

Цель: прививать интерес к русскому языку;

убедить в том, что велик он и богат;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Оборудование: караоке, тексты, обрывки слов, высказывание.

Ход турнира.

Чтение стихотворения детьми по 2 строчки:

Грамматика, грамматика-

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

И приставки, и частицы-

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Все : Будь внимательным и только

Все запомнишь, все поймешь.

Ведущий : Здравствуйте! Сегодня мы с вами проводим лингвистический турнир среди учащихся начальных классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, насколько интересен, велик и богат наш русский язык.

Итак, начнем наш турнир дружной, веселой песней «Если добрый ты».

Ведущий: Для подведения итогов нашего турнира необходимо выбрать компетентное жюри. (Выбор членов жюри и занятие ими определенного места под аплодисменты.)

Ведущий: Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

Приветствие команд.

Ведущий: Второй тур. Разминка.

Назови одним словом:

Болтливый человек – (болтун). Ленивый человек – (лентяй).

Храбрый человек – (храбрец). Богатый человек – (богач)

Мудрый человек – (мудрец). Грубый человек – (грубиян).

Сильный человек – (силач). Веселый человек – (весельчак).

Какой частью речи являются новые слова?

Ведущий: Третий тур.

Этот тур потребует от вас внимательности. Вам надо за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов , которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

кар га род хо ро ше

о лек даш ки ле зонт

де ран тив жи ри дарь

ма ти ный аг зяй метр

ка жур зин го ли ном

кол го на ка ло ство

Какой частью речи являются данные слова? Докажите!

Болельщикам: Замените предложение одним словом , мы часто произносим их

ласково в форме дразнилок.

1). Человек, который часто и много кушает. (Обжора).

2). Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока).

3). Кто рано ложиться и поздно встает? (Соня).

4). Задиристый, драчливый человек. (Задира. Забияка).

5). Как называют того, кто любит лукавить? (Хитрюга).

Ведущий: Четвертый тур.

« Кто в лесу живет?»

Поочередно вспомните и назовите сказки, в которых одно из действующих

лиц медведь .

Ведущий: Пятый тур.

Из букв слова грамматика нужно составить как можно больше новых

слов . (Грамм, кит, гамма, рак, кара, рама, атака, маг и другие).

Болельщикам: Кто помнит, что такое антонимы? Да это слова противоположные по

смыслу. Я говорю слово, а вы находите и говорите антоним к нему .

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый,

верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, темный, белый, мокрый,

громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый,

Ведущий: Тур шестой.

«Конкурс грамотеев». Необходимо найти и исправить ошибки в тексте.

Что такое за акном?

Сразу в доме пасвитлело!

Это снек лижыт кавром

Самый первый, самый белый!

(Команды по очереди находят ошибки и объясняют их).

Ведущий: Пришла пора сразиться капитанам.

Расшифруйте слова и найдите лишнее из них.

Ж Ы И Л (лыжи) А Н С К И (санки)

К Ь И О Н К (коньки) Н О Л С (слон).

Ведущий: Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но пора расставаться. Мне

остается поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем турнире,

за хорошее знание русского языка.

Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

Награждение проигравшей команды. Поздравление и награждение

победителей .

Турнир "Знатоки русского языка"

Цель: Расширить знания учащихся о языке.

Задачи: проверить знания учащихся по русскому языку; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать у них любовь и уважение к русскому языку как языку межнационального общения.

Оборудование: загадки, скороговорки, картинки, карточки.

Ход игры

Учитель: Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Посмотрели на меня, улыбнулись, и с хорошим настроением принимаемся за игру.

I команда "Знатоки"

Девиз команды: " Учиться надо веселло, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться."

II команда "Умники"

Девиз команды: " На уроке не шуметь, время даром не терять, нужно многому учиться- это в жизни пригодиться."

Ученица -ведущая: Друзья, на конкурсе наш весёлый сегодня все мы собрались. Мы очень ждали этой встречи, мы посторались, как могли. Пусть быстрей кипит работа, сильней соревнование. Успех решает не борьба, а только наши знания.

"Разминка"

Вопросы для I команды: Вопросы для II команды:

1. Как называется наша область? 1. Президент РК

2. Сколько тебе лет? 2. Самое прекрасное слова на земле

3. Кто твой друг? (мама)

4. Самая маленькая птичка в мире? 3. Самая красивая птица (лебедь)

(колибри) 4. Лесной доктор (дятел)

5. Столица России? (Москва) 5. Что делаешь на уроке рисования?

6. На какой улице находится наша 6. Как называются все буквы русского

школа?(Мустафа Шокай) языка (алфавит)

7. Какая из нот не нужна для 7. Символ Астаны (Байтерек)

компота (соль) 8. Сколько букв в русском алфавите?

8. Желанный гость Нового Года? (33)

9. Пятый день недели? (пятница) (Иртыш)

10. Большая комната в доме? (Зал)

" Кроссвордный турнир "

Решите кроссворд.

Игра " Кто больше составит слов? "

Учитель: Бежала лиса, своим пушистым хвостом вильнула и все слава перепутала. Недаром говорят про лису: "Хвостом вильнет, все следы заметет". В этой игре выйгрывает тот, кто больше составит слов. (окно, кино, мороз, лыжи, море, ножи, груши, утки, ежи)

Игра " Кто что делает?"

Учитель бросает кубик ученику и называет профессию, а ученик отвечает, что делает человек этой профессии.

Для I команды Для II команды

Стройтель? (строит дома) Врач? (лечит людей)

Учитель? (учить детей) Певец? (поет0

Шофер? (водит машину) Космонавт? (работает в космосе)

Доярка (доит коров) Чабан (пасет овец)

Тракторист (пошет землю) Художник? (рисует)

Продавец? (продает) Банкир? (считает деньги)

Тестовые задания

Для I команды

1. Назови страну

А) Астана Б) Украина в) Атырау Г) Уральск

2. Сколько в сутках часов?

А) 20 Б) 24 В) 12 Г) 22

3. Какое из этих растений является фруктом?

А) яблоко Б) картофель В) капуста Г) чеснок

4. Как называется первый весений цветок?

А) роза Б) фиалка В) тюльпан Г) подснежник

Для II команды

1. Сколько месяцев в году?

А) 11 Б) 12 В) 13 Г) 10

2. Какой месяц год кончает?

А) январь Б) декабрь В) февраль Г) март

3. Где не надо рисовать?

А) в тетрадке Б) в книге В) в альбоме Г) на асфальте

4. Какой из этих продуктов не делают из молока?

А) сыр Б) творог В) сметана Г) конфеты

Игра "Составь слова "

Прочитайте слова по стрелочкам.

Скороговорки

Скворцы и синицы- Целый день цыпленок Цып

Веселые птицы. Возле курицы сидит.

Игра "Большая буква"

Если назову слова, которые пишутся с большой буквы, хлопните в ладоши один раз, а если с маленькой (строчкой) - топните ногой один раз.

Вася, собака, буратино, черепаха, Китай, медведь, Карлсон, Тузик, воробей, Ира, Король, Ульба, Костя, кошка, тигр, Золушка, Матроскин, Алатау, река, Америка.

Загадки Кто правильно отгадает?

1. Кто зимой холодный,

Бродит злой голодный (волк)

2. Пушистой маленькой хозяйке морозы не страшны

Есть у нее на ветках сушеные грибы (белка)

3. Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, кур крадет. (лиса)

4. Хозяин лесной

Снежной зимой

Под вьюжный вой спит в избе снеговой (медведь)

5. Глазищи, усищи,

Когтищи, хвостище

А моется всех чище (кот)

6. Хвост с узорами

Сапоги со шпорами

Песни распевает

Время считает (петух)

Что лишнее? Кто лишний?

Молоток, ножницы, машина, топор, игла.

Шофер, летчик, машинист, медведь, чабан, доярка.

Трамвай, троллейбус, компьютер, автобус, машина.

Папа, мама, дочь, сын, бабушка, врач, дедушка.

Учитель: Какой весенний праздник наступает? (8 марта)

Давайте все споем детскую песню " Пусть всегда будет солнце!"

Музыка А. Островского Слова Л. Ошанина

Ученик: Дорогие учителя, вы пришли к нам на урок, не судите уж так строго, коль понравился урок. Мы готовились усердно. прилагая все силы. Ведь вы сами нас учили грамотными быть везде. Вот настал момент прощанья- будет краткой наша речь.

Говорим мы: "До свиданья, до новых интересных встреч".

Учитель: Вот закончилась игра. Ребята, вы молодцы, хорошо подготовились к нашему конкурсу. На табло, жюри, взгляните и итог нам подведите.

После окончания игры проводится церемония награждения.

Факультативное занятие по русскому языку во 2 классе

«Знакомство с фразеологизмами»

Цель: расширение кругозора учащихся; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.

УУД:

    Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

Задачи :

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Оргмомент

    Постановка темы и целей занятия

Сегодня наше занятие мы начнём с жеребьевки, после чего распределимся по командам (по цвету букв). Прошу подойти всех к столу (12 человек) и взять карточку определенного цвета. На карточке написана буква, назовите каждый свою. (фразеологизм). Какое слово у нас получилось? (фразеологизм) -от гр.phrasis – выражение + logos –учение

- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? (после высказываний детей записать цель на доске)

Ребята, слово это нерусское.

Где можно узнать лексическое значение этого слова? Где мы вообще можем получить нужную нам информацию? Из каких источников? (ответы детей)

А давайте мы узнаем значение слова «Ф» из разных источников. Первая группа найдёт значение слова в словаре , вторая – спросит у взрослых , сегодня у нас много гостей, которые с радостью нам помогут, а третья – найдёт значение в интернете.

Что же такое Ф? какой источник нам дал самое точное определение? (словарь)

Поэтому у каждой группы на парте лежит фразеологический словарь школьника.

    Изучение нового материала

    Работа со словарём

Сегодня мы с вами:

    Узнаем значение некоторых фразеологизмов

    Будем учиться употреблять и находить в речи фразеологизмы

    Познакомиться с фразеологизмами – синонимами и фразеологизмами – антонимами

    Узнаем происхождение некоторых фразеологизмов

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. С фразеологизмами мы встречались на уроках русского языка и решали олимпиадные задания. В жизни, в литературных произведениях мы постоянно сталкиваемся с фразеологизмами.

2) Работа со стихотворением (поиск фразеологизмов)

Сейчас внимательно послушайте шуточное и немного поучительное стихотворение. Постарайтесь запомнить все фразеологизмы, которые услышите и попробуйте их объяснить.

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Какие Ф вы услышали? Что они означают? Обсудите значение каждого Ф в группах.

Повесил нос – стал грустным, расстроился

Краснеет до корней волос – стало стыдно

Готов сквозь землю провалиться – стало стыдно

Бить баклуши – бездельничать, лентяйничать

3) Знакомство с исконно русскими фразеологизмами (игра «город Мастеров»)

Откуда же к нам пришли фразеологизмы? Как вы думаете?

Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает народный характер. Смысл многих фразеологизмов связан с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Многие фразеологизмы были созданыв устной речилюдей различных профессий. Например,

- В речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)

Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологические обороты (на интер. доске - подбери рисунок профессии: портной, повар, доктор)

    на один покрой;

    трещать по швам;

    семь раз отмерь, один отрежь;

    шито белыми нитками. (Портной) )

    калачом не заманишь;

    заварить кашу;

    толочь воду в ступе; (Повар)

    подсластить пилюлю;

    как рукой сняло;

    затаить дыхание (Доктор)

Это исконно русские фразеологизмы. А есть фразеологизмы заимствованные.

Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков:

На сон грядущий (перед сном),

Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).

    Из других языков - немецкого (на интер. доске)

смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо),

откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)

- французского (на интер. доске)

не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте),

с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху ).

(объяснить первые 2 Ф)

Р., значение каких Ф вы могли бы объяснить? (ответы ребят).

Ко многим фразеологизмам мы привыкли и считаем их своими.

Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения.

Давайте вернёмся к нашим исконно русским фразеологизмам

О том, как они зарождались нам расскажет УЧЕНИК 1.

Выражения спустя рукава и засучив рукава

В начале урока нам встретился фразеологизм «бить баклуши» он тоже исконно русский. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из рассказа УЧЕНИКА 2.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Как вы поняли, что такое баклуши? (это чурбанчики из липового дерева)

Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши.

Однако, ребята, существует ещё одна версия появления данного Ф.: , баклушами ещё называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами - вот это уж точно настоящее бездельничество.

Изучая эту тему, мы можем много узнать об истории русского народа, о костюмах, о традициях и играх.

    Первичное закрепление изученного материала

    Восстанови фразеологизм по рисунку

А сейчас мы немного поиграем.

У каждой группы на парте лежат файлы с карточками, на которых записаны фразеологизмы. После того, как на интерактивной доске появится фразеологизм в картинке, вы должны будите поднять карточку с верным фразеологическим оборотом.


Молодцы!

    Знакомство с фразеологизмами – синонимами и антонимами

На уроках русского языка мы с вами знакомились с понятиями «синонимы» и «антонимы»

Давайте вспомним, что такое синонимы? Антонимы?

Ребята, оказывается среди фразеологизмов тоже могут быть синонимы и антонимы.

- Рассмотрим пример фразеологических синонимов

В два счёта

В мгновение ока

Одна нога здесь, другая там

Во весь дух ОЧЕНЬ БЫСТРО

Во всю прыть

- Или пример фразеологических антонимов

Кот наплакал (очень мало) - Куры не клюют (очень много)

Как кошка с собакой (недружно) - Душа в душу (дружно)

- А теперь задание для самых внимательных

Давайте вместе укажем фразеологизмы – антонимы:

(задание выполняется коллективно, на школьной доске - выполняет один ученик)

Проверяем.

Жить как кошка с собакой Хоть отбавляй

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Спустя рукава

Вы прекрасно поработали! А теперь найдите в карточке №2 фразеологизмы-синонимы и соединитеих (проверяется задание устно).

Обменяйтесь заданиями и проверьте (ответ на доске).

Голову морочить

Держать ушки на макушке

Держать ухо востро

Летать в облаках

Сердце не на месте

Утереть нос

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Заткнуть за пояс

Кто справился с заданиями без ошибок?

Молодцы. Ну а кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, мы только начали знакомиться с фразеологизмами и впереди нас ждут новые занятия, посвященные этой теме.

5. Работа с творческим заданием.

Следующее задание для самых смекалистых, т.е. для вас, ребята! Здесь фразеологизмы разбиты на отдельные слова. Соберите их (ответы на доске).

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся (водить за нос, спустя рукава, белены объелся )

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть (зарубить на носу, крокодиловы слёзы, в бирюльки..играть _ ____________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом (засучив рукава, голова идёт кругом, на седьмом небе) _____________________________________________________________________________________________

Молодцы, справились с заданием!

А теперь посмотрите на доску. Каждой группе я предлагаю выдвинуть гипотезу о происхождении Ф, который подчёркнут. Первой -……, второй - …….. и третьей. Предположите, что он может означать.

6. Итог урока. Рефлексия.

На протяжении всего урока мы очень трудились, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

Расскажите о своей работе на занятии, используя фразеологизмы. Можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 или словарём.

Русский язык удивительный, интересный и увлекательный.

Я желаю вам удачи в изучении русского языка. Ни пуха, ни пера вам!

Дополнительный материал

1. Дидактическая игра

Отгадать загадки.

    Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

    Оказаться в неловком, глупом положении.

    Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

    Его вешают, приходя в уныние.

    Не цветы, а вянут.

Ответы:

    Медведь на ухо наступил.

    Сесть в калошу.

    Мухи не обидит.

    Вешать нос.

    Уши вянут.

2. Отработка навыка

Сейчас мы проведём подобную работу. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните их. Объясните, что они обозначают.

Я посмотрю, какая группа быстро и точно справится с заданием. (текст на доске и у каждой группе на листах)

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались,
уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров
одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь
морочит голову.
У братишки
слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была-
ни в сказке сказать, ни пером описать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перечень фразеологизмов

Белая ворона

Пропустить мимо ушей

Не покладая рук

Покраснеть до ушей

Медведь на ухо наступил

Развесить уши

Ушки на макушке

Медведь на ухо наступил

Навострить уши

Больной вопрос

Брать под свое крылышко

Браться за ум

Остаться с носом

Встретиться нос к носу

Бросаться в глаза

Валиться из рук

Вбивать в голову

Водить за нос

Высунув язык

Зарубить на носу

Лезть из кожи вон

Задирать нос

Изо всех сил

Ломать голову

ни свет, ни заря

плясать под чужую дудку

как с гуся вода

тянуть кота за хвост

вставлять палки в колёса

вешать нос

крокодиловы слёзы

спустя рукава

ни жив, ни мертв

как снег на голову

ни в зуб ногой

в час по чайной ложке

уши вянут

знать назубок

на седьмом небе

мухи не обидит

сесть в калошу

голова идет кругом

одним духом

сердце не на месте

держать ухо востро

сидеть, сложа руки

не ударить в грязь лицом

вкладывать душу

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите фразеологизмы-антонимы и соедините их.

Жить как кошка с собакой Спустя рукава

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Хоть отбавляй

ЗАДАНИЕ 2.

Найдите фразеологизмы-синонимы и соедините их.

Голову морочить

Летать в облаках

Держать ухо востро

Сердце не на месте

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Держать ушки на макушке

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Презентация предназначена для обучающихся 5 классов и представляет собой игру в виде квеста (или викторины). Позволяет в игровой форме проверить знания школьников по теме "Лексика"(по любой программе). Может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время. Презентация построены с помощью гиперссылок и триггеров. Представляет собой путешествие в поисках сокровищ пиратов (сокровища русского языка).

Ресурс включает в себя конспект и презентацию к внеурочному занятию по русскому языку в 4-5 классах. Разработка опирается на материал курса Д.З. Арсентьева "Родной язык - живоносный источник добра и любви". Во время работы обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности. Занятие позволяет обобщить и углубить знания, полученные детьми на уроках русского языка. Цель занятия: формирование уважительного отношения к родному языку.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Грамотеи» - интеллектуально-развлекательная игра, цель которой - актуализация знаний по различным разделам русского языка, развитие познавательного интереса, расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся. Элементы занимательности (загадки, кроссворд, шуточные задания) и яркая, красочная презентация способствуют повышению интереса школьников к предмету.
Методическая разработка поможет учителю в проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели.

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Игра "Лингвистическое путешествие»
Аннотация:
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Целевая аудитория:для 6 класса

Целевая аудитория: для 6 класса

Внеклассное занятие "Волшебный квадрат" можно провести на неделе русского языка и литературы. Учащиеся в ходе игры повторят и обобщат изученный материал по основным разделам русского языка. Игра развивает логическую и устную речь учащихся.
Игровое поле разделено на 36 секторов разного цвета, которые содержат вопросы основных разделов русского языка. В ходе игры учащиеся делятся на команды и по очереди выбирают сектор.

Целевая аудитория: для учителя

Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Были разные задания: составить слова, предложения, решить кроссворд, найти ошибки в текст. Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся. Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. Игровая форма позволила разнообразить виды деятельности учащихся, а применение мультимедийной презентации способствовало повышению интереса к изучаемому предмету.

Целевая аудитория: для 5 класса

Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой. В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальных текстах (словарях, специализированных учебниках и др.) да в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (берёт - берет)". А ведь игнорирование буквы Ё в текстах и документах затрудняет чтение и понимание прочитанного, искажает язык, снижает грамотность, создаёт массу проблем бюрократического характера.
Этот праздник поможет раскрыть некоторые проблемы буквы Ё и показать важность её использования.


Целевая аудитория: для 5 класса

Данная разработка может использоваться на заключительном уроке по теме "Причастие" или как внеклассное мероприятие по русскому языку. В ходе мероприятия ученики не только повторяют изученный материал, но и узнают много нового о частях речи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»