Происшествие в апрелевке как пример внедрения протестантского духа в храмах рпц.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В конце мая мне позвонил Алексей Пузаков и сообщил: «Композитор Андрей Микита пишет ораторию на семь песен Бориса Гребенщикова. Будет петь Московский синодальный хор, Патриарший хор Храма Христа Спасителя и греческий хор со святой горы Афон. Премьеру планируем в Большом зале Консерватории в ноябре». Я не поверила ни единому слову, поскольку мне казалось, что все это не осуществимо – невероятно трудно организовать приезд греческого хора, очень сложно найти средства, до ноября не так много времени, чтобы написать ораторию. Но невероятное, вопреки моим предположениям, все-таки произошло, и 20 ноября в Большом зале Московской консерватории прозвучит премьера оратории «Семь песен о Боге» Андрея Микиты на стихи Бориса Гребенщикова.

Комментируют предстоящее событие люди, без которых бы проект никогда не увидел жизнь:

лидер группы «Аквариум:

Я поздравляю всех с завершением огромной работы! Могу только сказать, что для меня это – большая и совершенно неожиданная честь.

Композитор Андрей Микита

Я остановился на жанре оратории, потому что ее средства позволяют заострить внимание на важных и ключевых моментах текста в отличие от песни, где задано состояние, настроение, но нет возможности остановиться на деталях. Оратория – это, прежде всего, хор и симфонический оркестр. Хор – самый древний музыкальный инструмент. Симфонический оркестр – венец четырехвекового развития европейской музыки. Оратория «Семь песен о Боге» – синтез традиции и современной культуры. Одна из целей моей работы – показать, что современная классическая музыка может быть доступной для восприятия и воздействовать на слушателя так же, как музыка Чайковского или Бетховена.

Поэзия и музыка Гребенщикова – уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева. Многие тексты Гребенщикова напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Самый яркий пример – песня «Серебро Господа моего», которая является вариацией на шестую строфу 11-го псалма: «Словеса Господня – словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею» (Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное). В оратории эта песня играет важную роль. Это «тихая кульминация» произведения.

Я очень надеюсь, что после прослушивания оратории «Семь песен о Боге» многим людям христианские ценности могут стать ближе.

регент Московского Синодального хора, заслуженный артист России

«…Но словно бы что-то не так,

Словно бы блеклы цвета,

Словно бы нам опять не хватает Тебя…» – для меня это ключевые слова из песни Бориса Гребенщикова «Серебро Господа моего», ставшие отправной смысловой точкой в нашем проекте «Семь песен о Боге».

Одним из качеств художника, творца, музыканта является чуткость к тому что «витает в воздухе». По моим ощущениям, главной тональностью современного творческого процесса является «кризис смыслов» и богооставленность – как в Книге Иова – «…я зову, но Ты не слышишь…». Действительно, где кризис, там и внутренняя пустота. Это, на мой взгляд, выражается сегодня и в крайней трудности поиска современного стилистического языка в искусстве, и выдавливании, вымучивании из себя хоть какой-нибудь мысли, или новаторской идеи. Получается: «…а мы все поем о себе, о чем же нам петь еще…».

Нам с композитором Андреем Микитой в момент этого «кризиса смыслов», захотелось спеть о Боге. И этой «песни» посодействовал случай, который важно не упустить. В юбилейный год «Аквариума» мы, неожиданно для себя, приняли участие в проекте портала Лента.ру. В конце Великого поста, прямо перед Пасхой вышла в свет наша “классическая” с точки зрения принадлежности к музыкальному языку и стилю, версия песни БГ «Сокол», в записи которой принял участие Московский Синодальный хор и Российский национальный оркестр.

Эта работа стала для меня попыткой поиска «смыслов» в современном творчестве, словно бы стуком в таинственную дверь – как удары литавр в композиции. За «Соколом» вслед полетели еще идеи, которые к сегодняшнему дню выстроились в ораторию «Семь песен о Боге».

Сказано – «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам». Наверное, «кризис» сегодня заключается не в отсутствии «Света», а в нежелании «открыть глаза» – ведь без этого остается петь только про внутреннюю темноту и пустоту, – страдать самому и ранить других. На это мы вместе с Апостолом и Борисом Гребенщиковым повторяем: Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы…

Правмир попросил прокомментировать предстоящее событие священников, которым интересно и близко творчество группы «Аквариум».

Игумен Сергий (Рыбко)

настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы:

Все, что прославляет Господа – хорошо. Создатели данного произведения к этому и стремятся – и Борис как автор текстов, и Андрей Микита – композитор и автор идеи. Это люди, которые задумываются о Боге, и подвигают людей обратиться к Богу через свое творчество.

Если бы в моей советской молодости состоялся такой концерт, я бы нашел возможность на него попасть – просто потому, что религия допускается на сцену, это был бы еще один шажок к Богу.

Когда мне было 17 лет, шел 1977-й год, я попал на кинопремьеру «Легенда о Тиле». Это обычный советский фильм, но там есть эпизод разговора со Христом в пустыне – этот эпизод меня потряс. Евангелие я к тому времени уже прочел. Я не был еще верующим человеком, хотя и атеистом меня уже нельзя было назвать, я был ищущим человеком. Этот фильм для меня стал еще одним шагом на пути обретения веры.

Также с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда». Дерево познается по плодам. Я не знаю ни одного человека, которого бы данная рок-опера оттолкнула от Бога, а пришли очень многие. Особенно у нас в России. Люди, которые ее создавали, возможно, не были точны в догматах, но важен результат. Они относились к Христу с уважением, и это уважение смогли передать через свое произведение.

«Семь песен о Боге» – более классическая вещь, нежели рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Подобные вещи уже создавались, но Борис Гребенщиков для многих – противоречивая фигура, – то его в буддизме обвиняют, то в индуизме, то в нью-эйдже. Это несправедливое развешивание ярлыков. Я Бориса знаю лично. Он хороший русский поэт, интеллигентный, образованный, вызывающий уважение. Может быть, он идет к Православию извилистыми путями – прямыми путями к Богу вряд ли кто-то пришел. Я считаю, чем более извилист путь, тем крепче вера. Человек, который выстрадал все это, сумеет привести к Богу людей и рассказать им о Боге так, как никто другой. Борис – православный христианин, его увлечение Востоком – это вчерашний день. У тех, кто его ругает, просто устаревшая информация. Да, он интересовался философией и культурой Востока. Но никогда ничего не практиковал из языческих культов. Недавно Борис выступил в Московской духовной академии, посетил святую гору Афон в составе делегации МДА, там несколько раз общался со старцем Ефремом. Мы неоднократно беседовали с ним после поездки на Афон. Я его спросил, можно ли сравнить старца Ефрема с восточными гуру, на что он мне ответил, что никакого сравнения – в отце Ефреме видна подлинная духовность, его уважает братия, он воспитал плеяду истинных монахов. А восточный гуру Саи Баба, с которым общался Борис, по его словам, просто медийная фигура, не более того.

У меня есть письмо Бориса, я не имею права его кому-либо показывать, потому что оно очень личное, но в этом письме он отзывается о Церкви с большим уважением. В отличие от многих наших интеллигентов, он никогда не хулил ни Церковь, ни Патриарха. Борис понимает, что Церковь – это люди: сложные, простые, ищущие, интересующиеся – разные.

Он причащается, исповедуется, у него есть духовник – достаточно ревностный батюшка. Борис посещает храм, ездит по монастырям. А сколько людей через свою музыку он к Богу привел – чуть не больше, чем рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Ведь такая рок-опера была одна, а творчество Гребенщикова очень многообразно. Нападки на него поверхностны, просто люди не могут вместить его личность – ведь всегда проще судить, чем понять.

Христианство давно отражается в искусстве – в кино, в популярной музыке, в поэзии, это естественный процесс – художник пишет о наболевшем, о том, что его волнует. Пускай околоцерковные или вовсе неверующие люди в Консерватории о Боге подумают – что же здесь плохого? Если человек прислушался, что-то ему запало в душу – уже хорошо. Возможно, завтра они пойдут в храм.

Иеромонах Димитрий (Першин)

председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы:

Данная оратория – это синтез песен и музыки. Именно песен в их смыслах и мелодиях – и музыки, переплетающей эти смыслы и мелодии в единое надпесенное небо надежды и любви. Попробуем расслышать эти смыслы, исходя из текстов и памятуя об их песенном звучании, с тем, чтобы и музыка стала нам понятнее в премьерный «обещанный день».

Собственно, об этом поет Борис Гребенщиков:

И кажется, что там впереди
Что-то непременно для нас,
Но сколько ни идешь,
Отсюда никуда не уйти.
Едва ли я вернусь сюда еще один раз.

(«Еще один раз»)

Его месседж – это благовестие о странном создании, живущем в нас, – о душе. Мы не равны себе самим, мы больше своих инстинктов и рефлексов. И если наш внутренний мир загроможден холодильниками и гамбургерами, если мы пользуемся окружающими точно так же, как они манипулируют нами, возникает конфликт между тем жалким душераздирающим зрелищем, в каковое нас превратила массовая культура потребления, и той тихой радостью, войти в которую нас призывает Господь.

Господи, я твой, я ничей другой,
Кроме тебя здесь никого нет

(«Обещанный день»)

С этого узнавания в себе – творения, а в Творце – Собеседника, и начинается жизнь души. А дальше – плач, омывающий небо. Внутренне все мы чаем перемен, мы все устали от самих себя, нам скучно в своих правдах и резонах. Отсюда – слезы растождествления и надежды:

Если долго плакать
Возле мутных стекол,
Высоко в небе
Появится сокол.

(«Сокол»)

Наконец, после смерти и воскресения – в огне перемен сгорает ветхий человек и возрождается новый – мы обретаем смысл жизни в том, чтобы отдавать и приходить на помощь, быть настоящими и творить, превосходя себя в любви. Об этом – «Дубровский»:

Из лесу выходит старик –
А глядишь – он совсем не старик,
А напротив – совсем молодой
Красавец Дубровский

Проснись, моя Кострома, не спи Саратов и Тверь
Не век же нам мыкать беду и плакать о хлебе
Дубровский берет ероплан, Дубровский взлетает наверх
И летает над грешной землей, и пишет на небе:

Не плачь, Маша, я здесь,
Не плачь, солнце взойдет;
Не прячь от Бога глаза,
А то как он найдет нас?
Небесный град Иерусалим
Горит сквозь холод и лед,
И вот он стоит вокруг нас,
И ждет нас, и ждет нас…

И тогда неприметным образом наступает «день радости», в котором нет никакой тьмы, поскольку Бог есть свет.

Что ж, остается надеяться, что в день премьеры эта радость нас посетит.

Священник Антоний Шугалей

клирик Ильинской Церкви, г. Апрелевка Наро-Фоминского района:

В контексте появления оратории “Семь песен о Боге” хочется отметить важную деталь. Подобные проекты создают для нас – христиан – отличную площадку для дискуссий и диалога с внешним миром о действительно важных аспектах духовной жизни, о встрече с Богом, о любви и радости. Не использовать эту площадку в нашем положении, когда весь круг интересов связанных с церковью ограничивается святой водой, благодатным огнем, свечками и записками, было бы просто преступлением.

Это явление культурного порядка, а христианство всегда встречалось с человеком в культуре и через культуру. Нам необходимо вспомнить, что культура может быть нашим другом в деле проповеди.

Творчество и поэзия Гребенщикова это яркий пример современной культуры, причем пример очень удачный во многих отношениях, ибо его поэзия лишена того популизма и привкуса фальши, который часто пронизывает творчество эпохи постмодерна. Тексты песен Гребенщикова выдают в нем человека глубоко знакомого с культурой православного христианства, живо интересующегося мировой культурой и другими религиозными традициями.

Особенно важно, на мой взгляд, то обстоятельство, что тексты – продолжение поиска, порождение личного духовного опыта. Это позволяет вплотную подойти к действительно важным темам духовной жизни и отойти от ритуально-магических интересов большинства.

Появление оратории это замечательный культурный повод, который дает нам возможность спровоцировать диалог с внешним миром о Боге, истине, духе. Остается надеяться, что этот диалог будет действительно культурным.

Протоиерей Алексей Уминский

настоятель храма Святой Троицы в Хохлах , телеведущий, член редсовета журнала « Альфа и Омега »:

Православный композитор, христианин, увидел и в текстах и в музыке нашего, не побоюсь этого слова, великого современника материал для какого-то переосмысления – и написал музыкальное произведение. Каким оно будет? Получится – не получится, будет ли искусственным, надуманным, или превратится в настоящее произведение искусства – покажет время. Но подвергать сомнению право композитора говорить мы не можем. К тому же, человек осмысляет себя в рамках христианской культуры, и рассматривает свое произведение, в том числе, как проповедь Христа, проповедь христианства. Мне кажется, стоит сначала послушать, а потом оценивать. Ведь творчество Бориса Гребенщикова уже вписано в культуру современной России и навсегда в ней останется.

Протоиерей Максим Козлов

профессор Московской духовной академии и семинарии, первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, настоятель Патриаршего подворья - храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве:

Событие, которое произойдет в Московской Консерватории 20 ноября этого года, мне видится и знаковым и значимым. Знаковым – потому что в нем есть выражение некой общехристианской, общецерковной традиции – принятие в церковную или околоцерковную культуру того светлого и позитивного, что есть в культуре внешнего мира. В каком-то смысле, на мой взгляд, это продолжение того, о чем писал святитель Василий Великий в своем известном творении «К юношам – о том, как пользоваться языческими книгами». Святитель Василий не делал из Гомера христианина, но объяснял, как христианин может читать Гомера, Гесиода или трагиков, и при этом не только повышать свой общекультурный уровень, но и извлекать из этого духовную пользу.

Второе, о чем в этой связи хочется сказать, – каждый настоящий творец, если он одарен от Бога талантом, в акте творчества становится больше собственной личности. Это почти банальное утверждение, но не будем о нем забывать в данном случае. Я думаю, что и по отношению к Борису Гребенщикову, творчество которого я нежно люблю, мы должны признать – то, что БГ пытается формулировать вербально в области философии, мировоззрения, религиозных взглядов и его музыкально-певческое творчество – вещи разного порядка. Второе уже никуда не денется из отечественной культуры последней трети ХХ – нач. ХХI века, а сказанные по разным поводам Борисом Борисовичем слова, скорее всего, забудутся. Я думаю, что он и сам забыл большую часть из того, о чем говорил в разных интервью.

Мне бы хотелось сделать только одно предупреждение – давайте ни в негативном ни в позитивном смысле не будем делать из Гребенщикова религиозного учителя. Давайте просто порадуемся талантливой музыке, воспринятой другим, не менее талантливым композитором Андреем Микитой, исполненной совершенно не рядовыми отечественными коллективами. Просто примем это, как нечастую по нашим временам попытку явить нам факт христианской культуры – не подделки, не реплики того, что было сделано в 18-19 или даже в 17 столетии, а истинной христианской культуры. Все или не все согласятся с этим музыкальным языком и с таким способом выражения – дело уже в каком-то смысле вторичное. Главное, мы встречаемся с настоящей попыткой людей, которые доказали свое право называться художниками в самом значительном смысле этого слова.

Билеты можно приобрести в кассах Московской Консерватории и в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Б.Ордынке, 20

В настоящее время можно встретить молодых, недавно рукоположенных священников, имеющих весьма необычный для православного пастыря внешний облик: коротко постриженных, гладко выбритых. Такие священники часто служат в фелонях греческого покроя, а некоторые даже и с обручальным кольцом на правой руке. Своим подчеркнуто нетрадиционным внешним видом, являющимся знаковым сигналом для посвященных: «свой – чужой», они как бы пытаются подчеркнуть своё отличие от традиционного православного духовенства, «закостеневшего» в отживших литургических формах и старомодном и «совковом» внешнем облике «попа-требоисполнителя»: «несть, якоже прочии человецы» (Лк. 18,11). Эта дань духу мiра сего во внешнем обличии «просвещенного» пастыря «нового типа» времен перестройки в Церкви характеризует именно священников модернистского, реформаторско-обновленческого направления, воспитанных на трудах отцов-модернистов: А.Шмемана, Н.Афанасьева, А.Меня...

Всё это вписывается в обновленческую концепцию обмiрщения Церкви, размывания границ между церковно-сакральным и секулярно-мирским, размывания православной духовности, на которой зиждилась на протяжении тысячелетия церковность русских верующих людей.

Реформы в литургической практике – это главное отличие таких пастырей нетрадиционной внешней ориентации, ведь Дух творит себе формы . Ярким представителем нового поколения подобных молодых священников-модернистов является иерей Антоний Шугалей .

В сети Интернет выложено видео чудовищного концертного выступления подмосковного аналога PussyRiot 8 мая 2016 г. на амвоне храма св. пророка Илии (г. Апрелевка Наро-Фомиского района Московской области). Вдохновитель сего «миссионерского» действа – протестантствующий священник Антоний Шугалей .

Служит нетрадиционный иерей Антоний также нетрадиционно: с обручальным кольцом на правой руке.

В традициях нашей Церкви перед хиротонией (таинство рукоположения) ставленник снимает обручальное кольцо и больше его не носит. Объяснить это можно тем, что человек возводится на новую ступень: он символически обручается с Церковью. Когда совершается таинство брака, мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя с Крестом и Евангелием. Когда же совершается таинство священства, ставленника трижды обводят вокруг Святого Престола. Его венчают с Церковью. И эти великие узы становятся сильнее брачных уз. Поэтому перед совершением таинства рукоположения будущий священник снимает обручальное кольцо и кладет его на престол в знак того, что его жизнь отныне принадлежит только Богу: он обручен отныне Церкви Христовой. Именно поэтому по церковным канонам человек, ставший священником, будучи неженатым, не имеет права жениться после принятия сана. После рукоположения семья священника мистически расширяется до всех прихожан, доверенных ему архиереем и Богом. И новым обручальным кольцом для священника-пастыря является отныне наперсный крест. И как Христос является Женихом церковным, так и священник теперь имеет другую невесту – Церковь, другую семью – вверенных ему духовных чад, за которых он будет обязан дать отчет Самому Господу Богу.

В проповедях из уст священника Антония Шугалея часто звучит много соблазнительных, чисто протестантских высказываний, в частности, критические взгляды относительно необходимости поста и соблюдения традиционного православного благочестия. Практически все учащиеся занятий священника Шугалея не посещают богослужений. Многие прихожане покинули Ильинский храм.

Приводим отрывок из обращения прихожан Ильинского храма г. Апрелевка благочинному Наро-Фоминского церковного округа Московской Епархии протоиерею Олегу Митрову.

Ваше Высокопреподобие о. Олег!

Просим Вас разрешить наши недоумения, связанные с действиями священника нашего храма иерея Антония Шугалея, которые заключаются в следующем:

8 мая с.г. иерей Антоний организовал выступление хора «Гауда», художественным руководителем которого он является, в стенах Ильинского храма. В ходе этого выступления, вульгарно одетые женщины, стоя спиной к Святому Алтарю, исполняли песни, сопровождая их неприличными телодвижениями и выкриками. Считаем подобные вступления недопустимыми, поскольку они являются кощунством. Репертуар хора состоит из композиций по большей части эстрадного, протестантского и др. не православных репертуаров. Считаем недопустимым привнесение чуждой духовности в православный приход. Просим Вас запретить подобные выступления на территории Ильинского храма.

Видеосюжет об этом выступлении был показан по НТК и размещен в сети «Интернет». В титрах следовало указание, что передача подготовлена НТК при поддержке Наро-Фоминского благочиния. Таким образом, у телезрителя создается впечатление, что линия проводимая иереем Антонием выражает позицию нашего благочиния.

Своим поведением в храме иерей Антоний осуществляет систематическую ломку православной традиции и норм благочестия. Например, он позволяет себе в летнее время заходить в храм в коротких штанах, а в зимнее время – в головном уборе. Своим духовным чадам-женщинам он благословляет присутствовать на богослужениях, и даже приступать к Святой Чаше, с непокрытой головой. Подобное поведение может быть терпимо лишь со стороны людей, делающих первые шаги в Церкви. Систематическое же насаждение подобных норм поведения со стороны православного священника крайне смущают прихожан храма. Прихожанам скорбно, что наш приход уже прозвали «безплаточниками». …

Крайнее недоумение вызывает поведение иерея Антония во время богослужений. Он и здесь стремится к нетрадиционным действиям. Самим внешним видом и формой священнического облачения иерей Антоний проявляет свои нетрадиционные для Русской Церкви симпатии. Вслух читаются тайные молитвы на литургии. При совместном служении с настоятелем по воскресным и праздничным дням во время Евхаристического канона иерей Антоний регулярно покидает храм (к примеру, иные священники в этот важнейший момент богослужения, напротив, оставляют исповедь и входят в Святой Алтарь). …Но самым удивительным является то, что он, не имея на то никаких прав, позволяет себе служение с открытыми Царскими Вратами.

При близком общении с прихожанами, находящимися под духовным руководством священника Антония выясняется, что некоторые из них высказывают совершенно не православные взгляды. Например, не признают чудес, описанных в житиях святых, признавая их за выдумки. Считают, неправильными молитвословия «Пресвятая Богородица, спаси нас!», поскольку Спасителем может быть только Христос. Не признают духовную пользу паломничеств по Святым местам. Не признают духовного авторитета святых и апостолов, считая их наставления пережитками прошлого. Все это, по нашему мнению, является прямым следствием духовного влияния иерея Антония. Считаем необходимым оградить паству от подобного влияния. …

* * *

Редакция «Благодатного Огня» попросила диакона Илью Маслова , старшего аналитика Аналитического центра свт. Василия Великого, прокомментировать кощунственный «концертно-миссионерский» перфоманс 8 мая 2016 г. на амвоне Ильинского храма г. Апрелевка.

После «миссионерских» экспериментов наши храмы нужно переосвящать!

Креативные современные «проповедники» часто обвиняют нас, консервативное большинство Русской Православной Церкви, в нагнетании апокалиптических настроений. Хочу сказать сразу, что этому способствуют только они сами, потому что не только своими словами, но и действиями побуждают задуматься о пределах долготерпения Божиего.

Прошедший 8 мая в Ильинском храме г. Апрелевка воскресный «концерт на амвоне», до сих пор так и не получивший должного информационного освещения и дисциплинарного разбирательства, говорит только о том, что наша многообещающая современная миссия на приходах («молодёжка», как ее называют в церковном быту) перешла очень важный духовный рубеж. От вульгарной популистской бездарности к вопиющему кощунству!

Всем известны многочисленные факты глумления над православными храмами в период безбожных гонений 1920-30 гг. и в хрущевские времена, когда закрытые церкви использовались как клубы и на месте снесенных устраивались танцплощадки. Тогдашние священники-исповедники шли на смерть, лишь бы не допустить поругания дома Божьего. После подобного осквернения здесь уже не могло больше совершаться Божественной Евхаристии и передаваемые Московской Патриархии в 1990-е годы храмы повторно освящались.

В 2012 г. после плясок Pussy Riot в Храме Христа Спасителя тысячи верующих по благословению Святейшего Патриарха Кирилла пришли принять участие в молитвенном стоянии за веру – по сути покаяться за то, что своими грехами (в первую очередь, теплохладностью своей) допустили поругание главного храма страны. Вспомним, на чем настаивали мы, православные, тогда. Мы говорили: это в первую очередь – кощунство, а потом уже все остальное – политическая провокация, постмодернистский перформанс, уголовное преступление или просто патология. А наши либеральные подпевалы – «широкие христиане», рупором которых выступил звездный протодиакон Кураев, орали на все лады, что у «девочек» просто «репертуар» не совсем удачный был, и надо бы их, наоборот, накормить блинами, напоить медовухой и включить в миссионерскую программу РПЦ. Тогда, как мне казалось, наши синодалы и высокие патриархийные чиновники, которые пиарили и двигали «перестройку в Церковь», должны были увидеть очевидную вещь: «агрессивное миссионерство» тождественно кощунству. Рок-проповеди на стадионах закончились «панк-молебном» блудливых девиц.

Проект миссии в стиле «православные, будем крутыми и современными!» провалился. Мы имели справедливые надежды на то, что отцы-«молодёжники» проведут «работу над ошибками». Однако, оказалось, что этого никто не делает. Концерт в Ильинском храме Апрелевки – это подмосковный аналог Pussy Riot.

Претензий к эстетическому и музыкальному вкусу вдохновителя сего мероприятия – священнику Антонию Шугалею – у меня лично нет и быть не может. Если человек не видит, насколько глупо, вульгарно и пошло смотрятся дрыгающиеся «матушки», в том числе и пожилого возраста, с красными ленточками в волосах и пионерских фартуках, то какие представления он вообще имеет о красоте? Если о. Антоний считает, что фальшивые завывания его приходских «звезд» хоть чем-то напоминают Л. Армстронга, то батюшке вообще не следует экспериментировать с музыкой – ни с современной, ни с классической.

Но главное не в этом. Убогость и нелепость многочисленных «православных акций» не видна только самим организаторам этих бесчинств. Главное и самое ужасное в том, что о. Антоний Шугалей, зараженный протестантским духом, видимо, в Библейском Богословском институте и умело манипулирующий сознанием своих прихожанок, инициировал кощунство перед Алтарем. На амвоне, где верным преподается Тело и Кровь Христовы, звучали не слова молитв, не пастырское слово, а шлягер « Let my people go!», сопровождаемый подтанцовкой простоволосых теток. Следующий шаг – пригласить Кураева с «девочками» и спеть всем вместе.

Если говорить совсем серьезно, то я как православный священнослужитель свидетельствую, что в таком оскверненном храме по канонам не полагается больше ни служить, ни причащаться . Прихожанам Ильинского храма и всем неравнодушным следует обратиться к Управляющему Московской епархией митрополиту Ювеналию и просить совершить переосвящение храма . А также необходимо добиваться официального разъяснения от епархиального управления об отношении к подобным «миссионерским» экспериментам. Зададим вопрос: чем « Let my people go!» на амвоне церкви г. Апрелевка лучше песенки «Богородица, Путина прогони!» на амвоне кафедрального собора Москвы? Может быть, пора стать последовательными?

http://www.blagogon.ru/digest/736/

Пожалуй, нет в христианстве более противоречивого явления, чем взгляд на брак, отношения между мужчиной и женщиной и их место в духовной реальности Царства Божия. Достаточной определенности в учении о браке мы не имеем. С одной стороны Церковь выделяет брак в особое таинство, чего например, не произошло с монашеством, с другой стороны у многих святых отцов идеальным браком считается то, что с точки зрения современного человека браком назвать сложно. Ближе к современности также отмечается критический взгляд на брак и половые отношения.

Святитель Димитрий Ростовский в «Алфавите духовном» пишет: «Самое лучшее мирское житие по плоти нельзя сравнить с чистым Ангельским, целомудренным житием…. Обрати внимание, какое утешение приносит плотская любовь и сласть: кратковременная сласть, а потом тяжесть, кратковременная похоть, а потом мерзость, кратковременная красота, а потом гной, кратковременная потеха, а потом скорбь. …человек плотски рождается в жизнь от жены, и когда опять безсловесно соединяется с нею, умирает душою для Бога. Поэтому, будучи рожден от плотского, греховного соединения, не вдавайся опять в греховное, плотское смешение».

А вот один из современных учебников по догматическому богословию, который доныне употребляется в учебном процессе: «Брак в том виде, в каком мы его знаем теперь, появился лишь после грехопадения. Страстное рождение от семени по образу животных стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую был осужден человек…. Вместе с зачатием, соединенным с чувственным удовольствием, предавался и грех произволения, и немощь естества…. Жизнь человека начиналась неправедным удовольствием зачатия, этим зачатком развития страстей, и кончалась заслуженной смертью».

Однако нужно признать, что подобные взгляды, даже при всей их распространенности, не могут считаться церковной позицией. Еще в середине IV века Гангрский поместный собор постановил: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие: да будет под клятвою. Аще кто девствует, или воздерживается, удаляясь от брака, яко гнушающийся им, а не ради самыя доброты и святыни девства: да будет под клятвою. Аще кто из девствующих ради Господа, будет превозноситися над бракосочетавшимися: да будет под клятвою».Тем не менее в реальной церковной жизни данные постановления популярностью не пользуется. Причиной подобного положения многие исследователи считают влияние на святоотеческую мысль платонизма, в котором материя и все с ней связанное считались буквально темной, злой стороной бытия.

Сегодня жертвами этой непреодоленной ситуации зачастую становятся христианские супруги, попадающие в руки духовников, разделяющих подобные взгляды на брак и половые отношения. Данная проблема неоднократно озвучивалась на самом высоком церковном уровне.

Очевидно, что эта проблема не может решиться запретами и директивами; необходимо свежее и в то же время соответствующее духу Церкви богословское ее осмысление.

Нам кажется, что ключом к такому осмыслению может стать евхаристическая экклезиология. В самом деле, общеизвестные слова Спасителя: «и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19: 5) позволяют нам говорить о крайне важном понятии единосущия человечества. В понятии «одной плоти» мужа и жены мы можем прозреть тот самый «образ Божий», согласно которому сотворен человек, и который во всей полноте является нам в новозаветной триадологии – единую природу, существующую в ипостасях.

Важно, что воссоединение человечества в богоподобное единство во множестве ипостасей происходит именно в Церкви. Вспомним в связи с этим укорененное в церковной традиции именование семьи «малой церковью».

Церковь соединена Евхаристией, а главное основание этого единства – любовь. Христианская семья, соединенная любовью, находит основу своего единства в Евхаристии.

Причастники Тела и Крови Господней становятся в этом таинстве единым Телом Христовым. В таинстве брака муж и жена становятся «единой плотью».

На связь между браком и Евхаристией намекает уже евангельский рассказ о браке в Кане (Ин 2:1-11), который и читается при современном обряде венчания. Для супругов должно быть несомненной истиной, что именно при совместном участии в Таинстве Тела и Крови муж и жена, сохраняя свои ипостасные особенности, становятся одним, и здесь же обоживается их человеческая природа.

Важно отметить, что это центральное таинство христианства связано с осмыслением такого повседневного явления падшего мира, как принятие пищи. Значит и реальность половых отношений возможно рассматривать через подобную же призму.

В этой связи можно вспомнить и другую форму единения христиан в совместной трапезе – вечери любви – агапы.Половые отношения в христианском браке – это вечеря любви, агапа верующих супругов, в которой они, соединяясь друг с другом, соединяются и с Богом. Единение тел есть часть единения духа, песнь, в которой христианские супруги прославляют Творца, благодарственная молитва людей, становящихся в этом акте со-творцами.

Впрочем, мы здесь говорим не только о деторождении, которое часто хотят представить как единственную цель брака и половых отношений. Утверждать подобное все равно, что говорить, что христиане собирались на агапы только для того, чтобы покушать. Скорее здесь уместно говорить о творении нового человека, в котором восстанавливается «единая плоть» единосущного человечества.

Соединение полов воспевается в одной из самых возвышенных книг Библии – Песни Песней. Книга, которую многие святые отцы толкуют как символ взаимоотношений Христа и человеческой души, или Христа и Церкви, местами откровенно эротическая, особенно если увидеть за библейским символизмом первичный натуралистический смысл. Если в таких понятиях прилично говорить о взаимоотношениях Христе и Церкви, значит используемые образы достаточно возвышенны и глубоки для выражения этой тайны. Невозможно говорить о греховности сексуального общения, утверждая при том, что это же самое общение изображает божественную реальность.

Вспомним мысль, высказанную митрополитом Антонием (Сурожским) в одной из радиобесед: «Брак не есть просто способ размножения. Брак в своей основе является вершиной взаимоотношений двух существ, которые соединены любовью. Замечательно, что один из отцов Церкви, говорил, что телесное соединение мужа и жены можно сравнить только с соединением верующего со Христом в причащении Святых Таин». Нам не удалось найти, кого именно имел в виду митрополит Антоний; возможно даже, что эта мысль принадлежит ему самому и является своеобразным псевдоэпиграфом.

В заключение хочется отметить то особое отношение к браку, которое мы встречаем в Библии. Именно брак часто служит примером отношений Бога с ветхозаветным Израилем. Речи о нарушении верности и прелюбодеянии народа против Бога находи почти у всех пророков. Также и в устах Христа именно брак и брачная вечеря часто становятся тем символом, посредством которого Он доносит до слушателей непреходящую радость и торжество духа в Царстве Небесном.

Священное Писание пропитано Божественным эросом. Отношения Я и Ты Бога и человека, отношения Я и Ты мужчины и женщины отражают друг друга. Это реальность, подтверждаемая самим Творцом. Бог видит в вечной реальности Царства Небесного образ человеческого брака – значит, и мы можем видеть в человеческом браке реальность Его вечного Царства.

В настоящее время можно встретить молодых, недавно рукоположенных священников, имеющих весьма необычный для православного пастыря внешний облик: коротко постриженных, гладко выбритых. Такие священники часто служат в фелонях греческого покроя, а некоторые даже и с обручальным кольцом на правой руке. Своим подчеркнуто нетрадиционным внешним видом, являющимся знаковым сигналом для посвященных: «свой - чужой», они как бы пытаются подчеркнуть своё отличие от традиционного православного духовенства, «закостеневшего» в отживших литургических формах и старомодном и «совковом» внешнем облике «попа-требоисполнителя»: «несть, якоже прочии человецы» (Лк. 18,11). Эта дань духу мiра сего во внешнем обличии «просвещенного» пастыря «нового типа» времен перестройки в Церкви характеризует именно священников модернистского, реформаторско-обновленческого направления, воспитанных на трудах отцов-модернистов: А.Шмемана, Н.Афанасьева, А.Меня, пишет сайт «Благодатный Огонь ».

Всё это вписывается в обновленческую концепцию обмiрщения Церкви, размывания границ между церковно-сакральным и секулярно-мирским, размывания православной духовности, на которой зиждилась на протяжении тысячелетия церковность русских верующих людей.

Реформы в литургической практике - это главное отличие таких пастырей нетрадиционной внешней ориентации, ведь Дух творит себе формы. Ярким представителем нового поколения подобных молодых священников-модернистов является иерей Антоний Шугалей.

В сети Интернет выложено видео подмосковного аналога PussyRiot 8 мая 2016 г. на амвоне храма св. пророка Илии (г. Апрелевка Наро-Фомиского района Московской области). Вдохновитель сего «миссионерского» действа - протестантствующий священник Антоний Шугалей.

Служит нетрадиционный иерей Антоний также нетрадиционно: с обручальным кольцом на правой руке.

В традициях нашей Церкви перед хиротонией (таинство рукоположения) ставленник снимает обручальное кольцо и больше его не носит. Объяснить это можно тем, что человек возводится на новую ступень: он символически обручается с Церковью. Когда совершается таинство брака, мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя с Крестом и Евангелием. Когда же совершается таинство священства, ставленника трижды обводят вокруг Святого Престола. Его венчают с Церковью. И эти великие узы становятся сильнее брачных уз. Поэтому перед совершением таинства рукоположения будущий священник снимает обручальное кольцо и кладет его на престол в знак того, что его жизнь отныне принадлежит только Богу: он обручен отныне Церкви Христовой. Именно поэтому по церковным канонам человек, ставший священником, будучи неженатым, не имеет права жениться после принятия сана. После рукоположения семья священника мистически расширяется до всех прихожан, доверенных ему архиереем и Богом. И новым обручальным кольцом для священника-пастыря является отныне наперсный крест. И как Христос является Женихом церковным, так и священник теперь имеет другую невесту - Церковь, другую семью - вверенных ему духовных чад, за которых он будет обязан дать отчет Самому Господу Богу.

В проповедях из уст священника Антония Шугалея часто звучит много соблазнительных, чисто протестантских высказываний, в частности, критические взгляды относительно необходимости поста и соблюдения традиционного православного благочестия. Практически все учащиеся занятий священника Шугалея не посещают богослужений. Многие прихожане покинули Ильинский храм.

«Благодатный Огонь» приводит отрывок из обращения прихожан Ильинского храма г. Апрелевка благочинному Наро-Фоминского церковного округа Московской Епархии протоиерею Олегу Митрову.

«Ваше Высокопреподобие о. Олег!

Просим Вас разрешить наши недоумения, связанные с действиями священника нашего храма иерея Антония Шугалея, которые заключаются в следующем:

8 мая с.г. иерей Антоний организовал выступление хора "Гауда", художественным руководителем которого он является, в стенах Ильинского храма. В ходе этого выступления, вульгарно одетые женщины, стоя спиной к Святому Алтарю, исполняли песни, сопровождая их неприличными телодвижениями и выкриками. Считаем подобные вступления недопустимыми, поскольку они являются кощунством. Репертуар хора состоит из композиций по большей части эстрадного, протестантского и др. не православных репертуаров. Считаем недопустимым привнесение чуждой духовности в православный приход. Просим Вас запретить подобные выступления на территории Ильинского храма.

Видеосюжет об этом выступлении был показан по НТК и размещен в сети «Интернет». В титрах следовало указание, что передача подготовлена НТК при поддержке Наро-Фоминского благочиния. Таким образом, у телезрителя создается впечатление, что линия проводимая иереем Антонием выражает позицию нашего благочиния.

Своим поведением в храме иерей Антоний осуществляет систематическую ломку православной традиции и норм благочестия. Например, он позволяет себе в летнее время заходить в храм в коротких штанах, а в зимнее время - в головном уборе. Своим духовным чадам-женщинам он благословляет присутствовать на богослужениях, и даже приступать к Святой Чаше, с непокрытой головой. Подобное поведение может быть терпимо лишь со стороны людей, делающих первые шаги в Церкви. Систематическое же насаждение подобных норм поведения со стороны православного священника крайне смущают прихожан храма. Прихожанам скорбно, что наш приход уже прозвали "безплаточниками"…

Крайнее недоумение вызывает поведение иерея Антония во время богослужений. Он и здесь стремится к нетрадиционным действиям. Самим внешним видом и формой священнического облачения иерей Антоний проявляет свои нетрадиционные для Русской Церкви симпатии. Вслух читаются тайные молитвы на литургии. При совместном служении с настоятелем по воскресным и праздничным дням во время Евхаристического канона иерей Антоний регулярно покидает храм (к примеру, иные священники в этот важнейший момент богослужения, напротив, оставляют исповедь и входят в Святой Алтарь). …Но самым удивительным является то, что он, не имея на то никаких прав, позволяет себе служение с открытыми Царскими Вратами.

При близком общении с прихожанами, находящимися под духовным руководством священника Антония выясняется, что некоторые из них высказывают совершенно не православные взгляды. Например, не признают чудес, описанных в житиях святых, признавая их за выдумки. Считают неправильными молитвословия "Пресвятая Богородица, спаси нас!", поскольку Спасителем может быть только Христос. Не признают духовную пользу паломничеств по Святым местам. Не признают духовного авторитета святых и апостолов, считая их наставления пережитками прошлого. Все это, по нашему мнению, является прямым следствием духовного влияния иерея Антония. Считаем необходимым оградить паству от подобного влияния…».

Редакция «Благодатного Огня» попросила, старшего аналитика Аналитического центра свт. Василия Великого, прокомментировать кощунственный «концертно-миссионерский» перформанс 8 мая 2016 г. на амвоне Ильинского храма г. Апрелевка:

«Креативные современные "проповедники" часто обвиняют нас, консервативное большинство Русской Православной Церкви, в нагнетании апокалиптических настроений. Хочу сказать сразу, что этому способствуют только они сами, потому что не только своими словами, но и действиями побуждают задуматься о пределах долготерпения Божиего.

Прошедший 8 мая в Ильинском храме г. Апрелевка воскресный «концерт на амвоне», до сих пор так и не получивший должного информационного освещения и дисциплинарного разбирательства, говорит только о том, что наша многообещающая современная миссия на приходах ("молодёжка", как ее называют в церковном быту) перешла очень важный духовный рубеж. От вульгарной популистской бездарности к вопиющему кощунству!

Всем известны многочисленные факты глумления над православными храмами в период безбожных гонений 1920-30 гг. и в хрущевские времена, когда закрытые церкви использовались как клубы и на месте снесенных устраивались танцплощадки. Тогдашние священники-исповедники шли на смерть, лишь бы не допустить поругания дома Божьего. После подобного осквернения здесь уже не могло больше совершаться Божественной Евхаристии и передаваемые Московской Патриархии в 1990-е годы храмы повторно освящались.

В 2012 г. после плясок Pussy Riot в Храме Христа Спасителя тысячи верующих по благословению Святейшего Патриарха Кирилла пришли принять участие в молитвенном стоянии за веру - по сути покаяться за то, что своими грехами (в первую очередь, теплохладностью своей) допустили поругание главного храма страны. Вспомним, на чем настаивали мы, православные, тогда. Мы говорили: это в первую очередь - кощунство, а потом уже все остальное - политическая провокация, постмодернистский перформанс, уголовное преступление или просто патология. А наши либеральные подпевалы - "широкие христиане", рупором которых выступил звездный протодиакон Кураев, орали на все лады, что у "девочек" просто "репертуар" не совсем удачный был, и надо бы их, наоборот, накормить блинами, напоить медовухой и включить в миссионерскую программу РПЦ. Тогда, как мне казалось, наши синодалы и высокие патриархийные чиновники, которые пиарили и двигали "перестройку в Церковь", должны были увидеть очевидную вещь: "агрессивное миссионерство" тождественно кощунству. Рок-проповеди на стадионах закончились "панк-молебном" блудливых девиц.

Проект миссии в стиле "православные, будем крутыми и современными!" провалился. Мы имели справедливые надежды на то, что отцы-"молодёжники" проведут "работу над ошибками". Однако, оказалось, что этого никто не делает. Концерт в Ильинском храме Апрелевки - это подмосковный аналог Pussy Riot.

Претензий к эстетическому и музыкальному вкусу вдохновителя сего мероприятия - священнику Антонию Шугалею - у меня лично нет и быть не может. Если человек не видит, насколько глупо, вульгарно и пошло смотрятся дрыгающиеся "матушки", в том числе и пожилого возраста, с красными ленточками в волосах и пионерских фартуках, то какие представления он вообще имеет о красоте? Если о. Антоний считает, что фальшивые завывания его приходских "звезд" хоть чем-то напоминают Л. Армстронга, то батюшке вообще не следует экспериментировать с музыкой - ни с современной, ни с классической.

Но главное не в этом. Убогость и нелепость многочисленных "православных акций" не видна только самим организаторам этих бесчинств. Главное и самое ужасное в том, что о. Антоний Шугалей, зараженный протестантским духом, видимо, в Библейском Богословском институте и умело манипулирующий сознанием своих прихожанок, инициировал кощунство перед Алтарем. На амвоне, где верным преподается Тело и Кровь Христовы, звучали не слова молитв, не пастырское слово, а шлягер "Let my people go!", сопровождаемый подтанцовкой простоволосых теток. Следующий шаг - пригласить Кураева с "девочками" и спеть всем вместе.

Если говорить совсем серьезно, то я как православный священнослужитель свидетельствую, что в таком оскверненном храме по канонам не полагается больше ни служить, ни причащаться . Прихожанам Ильинского храма и всем неравнодушным следует обратиться к Управляющему Московской епархией митрополиту Ювеналию и просить совершить переосвящение храма . А также необходимо добиваться официального разъяснения от епархиального управления об отношении к подобным "миссионерским" экспериментам. Зададим вопрос: чем "Let my people go!" на амвоне церкви г. Апрелевка лучше песенки "Богородица, Путина прогони!" на амвоне кафедрального собора Москвы? Может быть, пора стать последовательными?»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»