Статус собора повысился. Три причины, по которым в россии плодятся патриаршие подворья Что такое подворье в старину

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

XII. Монастыри

1. Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.

2. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея.

В порядке, установленном законодательством соответствующей страны, монастырь может быть зарегистрирован как юридическое лицо.

3. Ставропигиальными монастыри провозглашаются решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с соблюдением канонической процедуры.

4. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.

5. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.

6. В случае выхода одного, нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права и не могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.

7. Зачисление в монастырь и увольнение из монастыря производится распоряжениями епархиального архиерея по представлению настоятеля (настоятельницы) или наместника.

8. Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, "Положения о монастырях и монашествующих" и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем.

9. Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

10. В случае принятия монастырем решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, монастырь лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности монастыря как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.


В последние годы многократно увеличилось число патриарших подворий и ставропигиальных приходов - но в чем хозяйственный и административный смысл этого, не говоря уж о духовном? В одной Москве «патриарших резиденций» - с десяток, некоторые расположены в не самых престижных местах вроде спальных окраин и кладбищ, а некоторые стоят так близко друг к другу, что можно пешком дойти за 10 минут.

Ставропигиальные храмы расплодились по трем основным причинам. Первая причина - это деньги.

Ставропигия означает подчинение напрямую патриарху. В обычном храме всеми доходами распоряжается настоятель. Если храм не требует ремонта, находится в крупном городе и епископ не тиранит, у такого настоятеля могут быть квартиры, дачи, дорогие иномарки и отпуска за рубежом. Проконтролировать настоятеля сложно, архиерей не знает точно, сколько денег на приходе, поэтому часто возникают конфликтные ситуации.

Если храм в деревне и/или руинах, не признан памятником архитектуры и не имеет перспектив в плане государственной поддержки и туризма, его настоятель будет нищим. Бедные храмы ставропигиальными не бывают. Системы выравнивания доходов в РПЦ нет, вместо нее - архиерейский произвол.

Так или иначе, собранные с прихожан и спонсоров деньги сначала оседают у настоятеля, потом у архиерея. В случае ставропигии деньги от настоятеля идут напрямую в кассу Патриархии в распоряжение патриарха. За эти деньги патриарх никому не отчитывается и тратит их по собственному усмотрению, например, на отдых в горячо любимых Альпах. В Москве, где правящий архиерей - это сам Кирилл, на первый план выходят две другие причины, о которых речь пойдет ниже.

Недавно митрополит Иларион (Алфеев) жаловался (http://tass.ru/obschestvo/5355311), что доходы приходов в последнее время упали вместе с доходами населения, поэтому для поддержания качества жизни патриарха Кирилла на прежнем уровне и нужно увеличивать число ставропигиальных храмов.

Вторая причина, по которой растет число ставропигиальных храмов, особенно в Москве, - чисто административная.

При естественном развитии событий община строит себе храм сама сообразно возможностям, а если нет общины, то нет и храма. В Москве все происходит наоборот: сначала на новом месте по «Программе 200» строится быстровозводимый храм, и только потом в него начинают ходить люди. Общины в ее классическом понимании там может не быть годами и десятилетиями, есть только здание, священник и прихожане без прав и обязанностей. Разница примерно как между точкой продажи фастфуда и клубом кулинаров.

Нарушение 17-й главы устава РПЦ, которой предусмотрены коллективная форма управления приходом, приходское собрание и приходской совет, никого не волнует. Фальсификация протоколов приходского совета - базовый навык любого настоятеля, а сами советы в подавляющем большинстве храмов существуют только на бумаге. Когда вы слышите про борьбу РПЦ с советской властью, это она и есть (шутка).

С патриаршими подворьями дела обстоят еще проще, там даже по уставу нет никаких приходских советов и актив не нужен. Для современного духовенства это очень удобная схема, потому что доходы те же, а хлопот куда меньше - службу отслужил, деньги из свечного ящика забрал и свободен.

Третья причина - чисто психологическая. Немыслимое прежде количество патриарших подворий - это воплощение управленческой мечты патриарха Кирилла, который всем без исключения хочет править самолично.

Благодаря Кириллу мода подчинять себе наиболее доходные церковные объекты распространяется и на епархиальных архиереев. В последние годы именно архиереи становятся настоятелями значимых монастырей и храмов своей епархии, замыкая на себя все основные финансовые потоки.

Резюме: ставропигия - это кормушка Его Святешейства и удобный способ быстро открыть храм без заморочек. Патриарху Кириллу все время «нужно больше золота» (https://youtu.be/P-vlit3Pz-Q), поэтому их число растет.

ПОДВОРЬЕ

ПОДВОРЬЕ

1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.

2. Постоялый двор.

3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПОДВОРЬЕ" в других словарях:

    Подворье - (Антоновка,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Пятидесятой Армии 6 А, Антоновка, Россия … Каталог отелей

    Ср. заезжий, постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница; в Москве много постоялых дворов сохранили старое названье подворья. | Дом со всем простором и ухожами купца, заводчика, для наезду, для стоянки своих обозов, для… … Толковый словарь Даля

    См … Словарь синонимов

    Подворье - (Великие Луки,Россия) Категория отеля: Адрес: Шоссе Москва Рига 467 км, Великие Луки, Росс … Каталог отелей

    ПОДВОРЬЕ, я, род. мн. рий, ср. 1. То же, что постоялый двор (устар.). Остановиться на п. 2. Гостиница, преимущ. для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею или монастырю. Архиерейское п. 3. Двор и огород, хозяйство при… … Толковый словарь Ожегова

    подворье - подворье, род. мн. подворий (неправильно подворьев) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    подворье - Заезжий дом с надворными хозяйственными постройками в городах дореволюционной России, принадлежащий иногороднему лицу или монастырю и предназначенный для временного пребывания людей и хранения товаров [Терминологический словарь по строительству… … Справочник технического переводчика

    - … Википедия

    подворье - ПОДВОРЬЕ1, я, ср Комплекс сооружений (храм, жилые и подсобные строения), принадлежащих вместе с территорией, на которой они расположены, церковной организации или монастырю, находящийся вдали от него. Разговор запрыгал в разные стороны про старые … Толковый словарь русских существительных

    Подворье - территория, как правило, в крупном городе (часто в столице), принадлежащая монастырю и находящаяся вне его. Сам монастырь может быть в сельской местности, за границей и т.д. Фактически подворье – это маленькая самостоятельная обитель,… … Православие. Словарь-справочник

Книги

  • Холюшино подворье , Борис Екимов , Борис Екимов - автор нескольких книг, его рассказы часто печатаются в московских журналах и газетах. Один из этих рассказов - "Холюшино подворье" - вызвал оживленныеспоры читателей и… Издатель: Советский писатель. Москва ,
  • У Троицы на Самотеке… Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве , Коллектив авторов , Издание рассказывает о подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о его прошлом и нынешнем состоянии и о том, каким это примечательное место предстанет, если будет нато Божие благоволение, в… Издатель:

Наиболее распространён институт подворий монастырских . Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви , деятельность такого подворья регламентируется уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея , что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии , то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье. Подворья ведут сбор пожертвований и доходов в пользу монастыря.

Также имеют распространение подворья архиерейские , в Русской Православной Церкви - в первую очередь патриаршие . На год протоиерей Михаил Михайлов , настоятель патриаршего подворья при Московском храме святителя Иннокентия в Бескудникове , так описывал отличие устройства патриаршего подворья от обычного прихода :

"Если обычная приходская община имеет Приходское собрание и Совет, то Патриаршее подворье находится в непосредственном подчинении Патриарха. Мы это слышим из песнопений: "Святейший Владыко, благослови", "Испола эти деспота". Настоятель Патриаршего подворья является человеком, который блюдет порядок в приходе и занимается управлением церковной жизни. Также в подворье должен быть завхоз-староста, который отвечает за хозяйственную деятельность. [...] Статус Патриаршего подворья подразумевает то, что настоятель лично Патриархом поставлен во главу прихода, и то, что настоятель лично перед Его Святейшеством несет ответственность " .

Использованные материалы

  • Устав Русской Православной Церкви , XVII, 9; XIX, 4.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • "«Истории еще предстоит оценить время, когда Святейший Патриарх Алексий II был на Патриаршем престоле…» Настоятель протоиерей Михаил Михайлов о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II" [беседовала Елена Миронова], сайт Московского Иннокентьевского храма в Бескудникове, январь 2009:

ПОДВОРЬЕ - цер-ков-ное уч-ре-ж-де-ние, яв-ляю-щее-ся пред-ста-ви-тель-ст-вом од-но-го цер-ков-но-го со-об-ще-ст-ва (или отдельного ар-хие-рея) на ка-но-нической тер-ри-то-рии другого цер-ков-но-го со-об-ще-ст-ва (например, пред-ста-ви-тель-ст-во По-ме-ст-ной церк-ви на ка-но-нической тер-ри-то-рии другой По-ме-ст-ной цер-к-ви , пред-ста-ви-тель-ст-во епар-хии в другой епар-хии, пред-ста-ви-тель-ст-во мо-на-сты-ря).

В Рос-сии Подворье пер-во-на-чаль-но на-зы-вал-сяпо-стоя-лый двор для при-ез-жав-ших в сто-ли-цу или другой круп-ный го-род ино-стран-ных послов или ар-хие-ре-ев. Подворье пред-став-ля-ет собой ис-клю-че-ние из пре-имущественно тер-ри-то-ри-аль-но-го прин-ци-па раз-ме-же-ва-ния по-ме-ст-ных церк-вей, сво-его ро-да ана-ло-гию по-ня-тию экс-тер-ри-то-ри-аль-но-сти в ме-ж-ду-народном пра-ве. Подворье обыч-но вклю-ча-ет храм, зе-мель-ный уча-сток, в за-ви-си-мо-сти от ти-па - так-же ар-хие-рей-ский дом,мо-на-ше-ские ке-льи, иные жи-лые и хо-зяйственные строе-ния.

Подворья по-ме-ст-ных церк-вей бе-рут на-ча-ло из древ-ней прак-ти-ки пред-ста-ви-тель-ст-ва на вре-мен-ной или по-сто-ян-ной ос-но-ве од-них по-ме-ст-ных церк-вей на тер-ри-то-рии дру-гих для со-дей-ст-вия ка-но-ническому об-ще-нию че-рез по-слан-ни-ков - апок-ри-сиа-ри-ев (греческий &psili;αποϰρισι&oxia;αριος) или ле-га-тов . В слу-чае по-сто-ян-но-го пред-ста-ви-тель-ст-ва по-слан-ни-ки не-ред-ко пре-бы-ва-ли в мо-на-сты-ре - ме-то-хе (греческий μετ&oxia;οχιον), ко-то-рый на-хо-дил-ся в ка-но-нической вла-сти Церк-ви, на-пра-вив-шей сво-их пред-ста-ви-те-лей. В эпо-ху ос-ман-ско-го вла-ды-че-ст-ва (с XV-XVI веков) восточные пат-ри-ар-ха-ты уч-ре-ж-да-ли свои подворья при других церк-вах, осо-бен-но час-то - в Рос-сии для сбо-ра де-неж-ной по-мо-щи. Подворья слу-жат так-же ме-стом раз-ме-ще-ния па-лом-ни-ков. Подворья на-хо-дят-ся в юрис-дик-ции уч-ре-див-шей их По-ме-ст-ной церк-ви, од-на-ко за-ви-сят и от Церк-ви, на ка-но-нической тер-ри-то-рии ко-то-рой они раз-ме-ще-ны; например при рас-хо-ж-де-нии бо-го-слу-жеб-но-го ка-лен-да-ря в подворье упот-реб-ля-ет-ся ме-ст-ный ка-лен-дар-ный стиль. Эле-мен-ты двой-ной юрис-дик-ции подворья вы-ра-жа-ют-ся в том, что за бо-го-слу-же-ни-ем в хра-ме подворья воз-но-сят-ся име-на пред-стоя-те-лей обе-их церк-вей. Ны-не в Мо-ск-ве на-хо-дят-ся подворья Алек-сан-д-рий-ско-го, Ан-ти-охий-ско-го, Ие-ру-са-лим-ско-го, Серб-ско-го и Бол-гар-ско-го пат-ри-ар-ха-тов, Пра-во-слав-ной церк-ви Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии и Пра-во-слав-ной церк-ви в Аме-ри-ке. На ос-но-ве вза-им-но-сти РПЦ име-ет воз-глав-ляе-мые её пред-ста-ви-те-ля-ми подворья при этих же церк-вах.

Епар-хи-аль-ные подворья в гра-ни-цах од-ной По-ме-ст-ной церк-ви обыч-но уст-раи-ва-лись в го-ро-дах, где на-хо-ди-лись ка-фед-ры пред-стоя-те-лей по-ме-ст-ных церк-вей, ча-ще все-го в сто-ли-цах. По-доб-ные подворья су-ще-ст-во-ва-ли в Кон-стан-ти-но-по-ле, в Рос-сии - в Мо-ск-ве и Санкт-Пе-тер-бур-ге, ра-нее, ве-ро-ят-но, так-же и в Кие-ве, сто-ли-це Ки-ев-ской Ру-си. Например, в Мо-ск-ве име-лись Кру-тиц-кое под-во-рье, Ря-зан-ское, Вят-ское, Псков-ское, Ко-ло-мен-ское и другие епар-хи-аль-ные подворья; в Санкт-Пе-тер-бур-ге в си-но-даль-ную эпо-ху на-хо-ди-лись подворья ар-хие-ре-ев, яв-ляв-ших-ся чле-на-ми Свя-тей-ше-го Си-но-да или при-сут-ст-вую-щи-ми в Си-но-де.

Наи-бо-лее рас-про-стра-не-ны мо-на-стыр-ские подворья, су-ще-ст-во-вав-шие уже в ви-зантийское вре-мя; они вы-пол-ня-ют раз-ные функ-ции: спо-соб-ст-ву-ют раз-ви-тию па-лом-ни-че-ст-ва , со-би-ра-ют по-жерт-во-ва-ния для сво-их мо-на-сты-рей (осо-бен-но ко-гда те на-хо-дят-ся в уда-лён-ных и ма-ло-на-се-лён-ных мес-тах, а подворье - в городских цен-трах). Ино-гда подворье пред-став-ля-ет мо-на-стырь, не на-хо-дя-щий-ся в юрис-дик-ции той По-ме-ст-ной церк-ви, на ка-но-нической тер-ри-то-рии ко-то-рой оно от-кры-то (например, московское подворье Пан-те-леи-мо-но-ва мо-на-сты-ря, со-стоя-ще-го, как и другие мо-на-сты-ри на Афо-не, в юрис-дик-ции Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха-та). Дея-тель-ность мо-на-стыр-ско-го подворья рег-ла-мен-ти-ру-ет-ся ус-та-вом его мо-на-сты-ря. Подворье на-хо-дит-ся в юрис-дик-ции то-го же ар-хие-рея, что и мо-на-стырь. В слу-чае ес-ли подворье рас-по-ла-га-ет-ся на тер-ри-то-рии иной епар-хии, то за бо-го-слу-же-ни-ем в хра-ме подворья воз-но-сит-ся как имя епар-хи-аль-но-го ар-хие-рея, так и имя ар-хие-рея, на тер-рито-рии епар-хии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся под-во-рье.

В Русской пра-во-слав-ной церк-ви с 1990-х годов ста-тус пат-ри-ар-ших подворьев име-ют так-же отдельные при-хо-ды, управ-ле-ние ко-то-ры-ми осу-ще-ст-в-ля-ет на-зна-чен-ный пат-ри-ар-хом на-стоя-тель без фор-ми-ро-ва-ния при-ход-ско-го со-бра-ния и иных ор-га-нов при-ход-ско-го са-мо-управ-ле-ния. В этом от-но-ше-нии их ста-тус бли-зок к ста-ту-су подворья по-ме-ст-ных церк-вей, в ко-то-рых так-же не пре-ду-смат-ри-ва-ет-ся об-ра-зо-ва-ние ор-га-нов при-ход-ско-го са-мо-управ-ле-ния.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»