Церковь о болезнях. Православный взгляд на причины болезней

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МЕДИЦИНЕ. «Читая врачебные книги или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления. Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь. Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым; но занимайся им, как рукоделием для (пользы) братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим, и сохранишься молитвами святых» (прп. авва Дорофей) «Врача приглашать во время недугов ничто не препятствует. Бог провидел, что будет нужда во врачевательном искусстве, и благоволил, чтоб оно наконец составилось на основании опытов человеческих; для того наперед дал бытие и врачевствам в ряду творений. Впрочем не на них должно полагать надежду уврачевания, но на истинного нашего Врача и Спасителя, Иисуса Христа» (Блж. Диадох) «К отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал Господь врачебные средства людям мирским... потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу» (прп. Макарий Египетский)

Святитель Василий Великий о медицине: «Как всякое пособие искусств медицина против немощей естества даровано нам от Бога, например: земледелие потому, что само собою произрастающее из земли недостаточно к удовлетворению наших потребностей; ткацкое же искусство, а подобно и зодчество потому, что необходимо употребление покровов для благоприличия и ради вредоносности воздуха; так и врачебное искусство. Поелику всем возмущаемое тело наше подвержено многоразличным повреждениям и совне приключающимся, и зарождаемым внутри принятою пищею, приводится в изнеможение и излишествами, и недостатками, то распоряжающий всею нашею жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от излишнего и восполнять недостаточное. Как если бы мы жили еще в раю сладости, то не имели бы нужды в земледельческих изобретениях и трудах; так если бы не подвержены были страданиям по дарованию, какое сообщено нам при сотворении и сохранялось нами до падения, то не нуждались бы в пособиях врачебного искусства к своему облегчению. Но как по изгнании нашем в место сие, после того, как сказано: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), в облегчение горестных последствий проклятия, долговременным опытом и многими трудами над землею составили мы искусство земледелия, потому что Бог даровал нам смышленость и способность постигнуть сие искусство, так, поелику повелено нам опять возвратиться в землю, из которой взяты, и поелику сопряжены мы с болезненною плотию, которая за грех осуждена на истление, и чрез это подверглись сим немощам, то дана нам и помощь врачебного искусства, хотя в некоторой мере оказываемая страждущим болезнями. Ибо не сами собой прозябли травы, полезные при той или другой болезни, но, очевидно, по воле Создавшего произведены с целью служить к нашей пользе. Поэтому свойства, заключающиеся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, - все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие. Но что изысканно, излишне и требует долгих трудов, и как бы всю жизнь нашу обращает в попечение о плоти, то должно быть запрещено христианам. И надобно стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством, чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые им пособия во славу Божию и в образец попечения о душе» «Скотское было бы несмыслие надеяться получить себе здоровье единственно от рук врача, чему, как видим, подвергаются иные жалкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством» «...Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский о медицине: «...Докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля» «...На лекарей не серчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит» «...Если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха» «...Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих» «Все от Бога; Он попускает поболеть, и Он же окружил нас способами врачевательными» «Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит; но это очень смело дерзновенно. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий - ох! - будет в вину, уместно же только одно благодарное радование...» «Кто не чувствует мужества стерпеть болезнь... то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей»

Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних - болезнями и помыслами (Преп. Амвросий Олтинский).

Грех не душу только поражает, но и тело В иных случаях это весьма очевидно, в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая Уже то одно, что гpex наводит мрак и туту, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной нс исповедуется и нe причастится Св.Тайн, и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал (Свят. Феофан Затворник).

Авва Даниил говорил: по той мере, как цветет тело, истощается душа, и по мере истощения тела, процветает душа (Патерик Афонский).

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения (Преп. Амвросий Оптинский).

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит: враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу, и сколько пользы принес бы и себе, и другим ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляй, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию. Мало-помалу при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого. Доведши до чего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел расстроить. (Невидимая Брань).

Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее? (Невидимая Брань).

Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек: а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее; ибо насколько «внешний наш человек тлеет», настолько «внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16). (Преп. Серафим Саровский).

Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он, - и только одно находил в нем, то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости, но с благодарностию переносил болезнь свою, - и посему Бог принял его». (Патерик Афонский).

Пришел как-то к игумену Антонию один больной ногами и говорит: батюшка, у меня ноги болят, - не могу класть поклоны, и это меня смущает. Отец Антоний ответил ему: да уж в Писании сказано: сыне, даждь ми сердце, а не ноги. (Преп. Амвросий Оптинский).
К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает. (Преп. Амвросий Оптинский).

Некоторая женщина, имея болезнь в груди, называемую рак, и слышавши об авве Лонгине, искала случая встретиться с ним. Он жил в девяти милях от Александрии к западу. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море, и, увидевши его, женщина говорит ему: «авва, где живет раб Божий авва Лонгин!», не зная, что это он сам. Он же сказал: «чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что же тебе нужно?» Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе».

Женщина ушла, поверивши слову, и скоро была исцелена.

Когда же рассказала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин. (Патерик Афонский).

НЕ УБИЙ. Убивают, между прочим, и врачи от неведения своего болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному, хлеба голодному. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Брат спросил авву Арсения: есть некоторые добрые люди, - почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною? - Потому, - отвечал старец, - чтобы мы, как бы солию осолившись здесь, отошли туда чистыми. (Патерик Афонский).

Один из приходских священников сделался болен, и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверзстую книгу, в которой были записаны все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, - и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением. (Свят. Игнатий Брянчанинов. «Слово о смерти»).

Еще говорила (блаженная Синклитикия): много у диавола острых орудий. Когда не победил он душу бедностию, приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями - расточает на нее похвалы и славу. Не побежден здравием человек, - тело его поражает болезнями. Ибо не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу. Но всякий раз, когда поражается тело твое или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, - если ты грешник, то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду и «не пренебрегай» настоящими (наказаниями) (Евр. 12, 5), но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117, 18). Ты железо, - и огонь очистит твою ржавчину. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, - и чрез огонь сделался чище. (…) Лишаемся ли мы очей - перенесем это без отягощения; ибо через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами. Оглохли ли мы. Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? - Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу со врагом. Немощь одержит все тело? Но от сего напротив возрастает здравие по внутреннему человеку. (Патерик Афонский).

Милостив Господь! В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову. А то при полном здоровье, особенно молодым, какая только пустошь не приходит в голову. (Преп. Амвросий Оптинский).

Церковь и медицина

Дорогие наши медицинские работники Урала! Вы собрались на свой Первый съезд в непростое время, отмеченное испытаниями и переменами, тяжелыми общественными недугами и войнами. Вы посвятили свою жизнь благородному делу служения больным, немощным и страждущим

Церковь и медицина

И падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары… (Мф. 2, 11) История медицины неразрывно связана с незапамятных времен с историей религии.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более. Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется». Из письменных наставлений преподобного Серафима Саровского.

«Тело есть раб души, а душа - царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает святитель Василий Великий: "Откуда недуг? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех". Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более.
Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: "Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется" (2 Кор. 4, 16)».

Из письменных наставлений преподобного Серафима Саровского

«Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхает, как скоро он распускается, и - облаку, которое рассеивается и не оставляет следа; что наши дни исчезают, как тень; что наше тело сохнет, подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание, что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет именно в ту минуту, когда человек думает, что до сего часа еще очень долго.
О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным, зарождаться в нас.
Терпеть или не терпеть в страдании, однако ж не миновать того, и нетерпением страдания не отвратить, которое Промысл Божий нам определил. А от нетерпения не иное что, как вред и пагуба последует. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговременной находятся болезни, или которые долговременно сидят в темнице; так они к тому бедствию терпением привыкли, что аки бы не чувствовали того. Скорбь терпение соделовает (Рим. 5, 3). Напротив того, нетерпением умножается болезнь...»

Святитель Тихон Задонский

«Болезнь есть вразумление нам Божие, и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узришь славу Божию (см.: Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (см.: 2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, - и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе.
(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, - как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, - и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище».

Преподобные Варсонофий и Иоанн

«Все от Бога, - и благое и скорбное, но одно - по благоволению, другое - по домостроительству, третье - по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (см.:1 Кор. 11, 32). В сем разуме - несть зло во граде еже Господь не сотвори (см.: Ам. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, то есть попускает их свободе творити неподобная (см.: Рим. 1, 28)».

Преподобный Ефрем Сирин

  • Дмитрий Александрович, скажите, почему один человек склонен к неврозам, а другой – нет?

    С математической точностью я, конечно, на этот вопрос не отвечу. Об одном могу сказать с уверенностью. Невротические расстройства свойственны расстроенной грехами душе. Именно они дезорганизуют волю, выводят эмоции и воображение из-под контроля сознания. Проще говоря, разум человека, его воля и чувства становятся подобны лебедю, раку и щуке из известной басни: каждый тянет в свою сторону, нет гармонии, в то время как все должно быть в соподчинении. Разуму подчиняется воля, а воле - чувства.
  • Жизнь дана нам Господом

    Аборт – это убийство ребенка во чреве матери. К великой скорби, миллионы нерожденных детишек по всему миру умерщвляются в материнской утробе. Этот факт не укладывается в голове. Умертвляются дети самими матерями! По их желанию или с их согласия. И цифры абортов, к великому сожалению, не только не снижаются, а даже растут. Сегодня встречаются девочки 13-14 лет, которые уже совершили этот страшный грех. 13 октября 2016 года западные СМИ сообщили о сенсационном открытии европейских ученых: сердце человека «стучит» ранее, чем на 16-й день после зачатия, пишет сайт «Русские матери». Ранее в науке бытовало мнение, что сердце ребенка начинает биться, как минимум, на неделю позже. В три месяца врачи перестают называть малыша зародышем. Это уже сформированный плод, которому осталось только вырасти и созреть. Я не забуду, как один старенький священник уговаривал молодую женщину не делать аборт. По щекам у батюшки текли слезы. Он говорил ей про грех детоубийства, и еще много-много о чем. Когда у старца кончились «аргументы», то он воскликнул: «А может в твоей утробе святой, а может это кормилец твой в старости. Опомнись! Жизнь дана нам Господом!»…

Фоторепортажи

Фоторассказы о важных мероприятиях, интересных встречах, паломнических путешествиях.

Святые отцы о болезнях и болеющих

Тело есть раб души, а душа – царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.

Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: «Откуда недуг? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех». Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более.

Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее; ибо, поколику внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16)».

Из письменных наставлений

преп. Серафима Саровского

Во время болезни мы чувствуем, что жизнь человеческая подобна цветку, который почти тотчас засыхает, как скоро он распускается, и – облаку, которое рассеивается и не оставляет следа; что наши дни исчезают, как тень; что наше тело сохнет, подобно траве полевой, что жизнь самого крепкого человека есть только дыхание, что с каждым дыханием она сокращается, и что биение его пульса, подобно ударам маятника, приближает его к последнему часу, который почти всегда бьет именно в ту минуту, когда человек думает, что до сего часа еще очень долго.

О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль предотвращает гнилость рыбы или мяса, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не попускает страстям, червям душевным, зарождаться в нас.

Терпеть, или не терпеть в страдании, однако ж не миновать того, и нетерпением страдания не отвратить, которое Промысл Божий нам определил. А от нетерпения не иное что, как вред и пагуба последует. Терпением облегчается всякое страдание. Посмотри на тех, которые в долговременной находятся болезни, или которые долговременно сидят в темнице; так они к тому бедствию терпением привыкли, что аки бы не чувствовали того. Скорбь бо терпение соделывает (Рим. 5, 3). Напротив того, нетерпением умножается болезнь…

Свт. Тихон Задонский

Страх за тело бывает в людях столь силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. Но когда на страх за тело проникает страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня.

И когда находишься в болезни, скажи: «блажен сподобившийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь». Ибо недуги посылает Бог для здравия души.

Св. Авва Исаак Сирин

Прошу тебя, сын мой, терпи и благодари за преткновения, случающиеся в болезни, по слову сказавшего: «Все, елико аще нанесено ти будет, приими за благо» (Сир. 2, 3), чтобы намерение Промысла исполнилось на тебе, сын мой, так как Ему благоугодно. Итак, будь мужествен, укрепляйся о Господе и (уповай) на Его попечение о тебе.

Бог с тобой!

Из посланий св. Аввы Дорофея

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

Св. Иоанн Лествичник

Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в какую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от всякой страсти, и для других причин… Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию в наказание!» Когда вспомнишь, что прежде не всегда поминал Бога, говори: «Слава Тебе, Господи, что Ты дал мне повод и науку почаще вспоминать о Тебе!» Когда придет на мысль, что если бы была здорова, то иное и не доброе сделала бы, говори: «Слава Тебе, Господи, что не допускаешь меня до греха», и так все… Так и благодушествуй!

За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь, да даст вам Господь благодушно перенесть болезнь, и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали, и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества себе к благодушному терпению, в минуты отяжеления страданий, ищите, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем – «многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест произвольный или непроизвольный.

Ангел Хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от ней самой зависит, а не потому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие дело.

Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас; а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.

Есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Из писем свт. Феофана Затворника

Болезнь есть вразумление нам Божие, и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узришь славу Божию (Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, – и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе.

(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, – как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, – и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со Святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище.

Свв. Варсонофий и Иоанн

Все от Бога, – и благое и скорбное, но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32). В сем разуме – несть зло во граде еже Господь не сотвори (Амос. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, т. е. попускает их свободе творити неподобная (Рим. 1, 28).

Св. Ефрем Сирин

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближним, и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.

Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким образом расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.

Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления, и оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.

Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.

От всех таких искушений избавляется легко, кто имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устрояться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того, чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай.

Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового человека дела добрые идут с промежутками. Почему желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?

Св. Никодим Святогорец

Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной и, прежде всего, к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее».

Можно ли лечиться у докторов и принимать лекарства?

«Греха в этом никакого нет; потому что все от Господа Бога,- и лечебные средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая при том, что все зависит от Всеблагого и Всемогущего Бога, который Един, ихже хощет, живит или мертвит.

Преп. Амвросий Оптинский

От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, – и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь; терпи, благодари; за вольные сласти в юности – невольные болезни в старости.

Страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 20-23). Вот где источник зла в человеке – в сердце!

Св. Иоанн Кронштадтский

Авва Пимен Великий говорил: «Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно; когда болен и благодарит Бога; когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех одно делание».

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Смеющиеся святые Рассказывают о трех удивительных святых. Они двигались от одного города к другому и смеялись. Обычно они останавливались на рыночной площади и смеялись раскатистым глубоким смехом. Их животы тряслись и слезы катились из глаз. Это было так заразительно,

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Святые отцы о страхе Страх есть лишение твердой надежды.Преподобный Исаак Сирин* * *Но страх, говорят наши противники, есть смущение, взволнованное состояние души. Так, но не всякое душевное смятение есть страх. Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Святые отцы о курении Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом

Из книги Любовь: от заката до рассвета. Воскресение чувств автора Толстая Наталья

Отцы и дети Принято считать, что разлуку с детьми не в силах переносить только матери да бабушки-тетки, а мужчинам (то есть отцам) никакие дети и не надобны вовсе; не болит сердце у пап по поводу чадушек, оставленных со злодейкой-женою на одной жилплощади в туманном «вчера».

Из книги Как придать своей жизни больше любви и смысла автора де Анджелис Барбара

ОТЦЫ И ДЕТИ Поговорим об отношении к близким. Бытует мнение, что сначала дело, а «свои» подождут. Это неверное утверждение. Говоря о позитивном мышлении и необходимости жить «здесь и сейчас», очень хотелось донести до тебя, уважаемый читатель, что СВОИ не подождут!Важно в

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Застывшие чувства и святые слезы Ну а теперь перейдем к той части обсуждения, в которой речь пойдет о чувствах и которая приведет вас, мужчин, в трепет. Потому что, для того чтобы испытать подлинный момент, будь то с любимым человеком, с ребенком или с самим собой, вам

Из книги АнтиЛох: не дайте себя провести автора Мерзлякова Елена

12. Молчание и святые места Нам необходимо обрести бога, а его нельзя найти в шуме и суете. Бог дружен с тишиной. Мать Тереза Зачастую именно в тишине и уединении вы находите свои самые значимые подлинные моменты. Тишина подпитывает душу и врачует сердце. Она создает

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Миф о душевных болезнях и пользе медицинского подхода в терапии Понятие о том, что эмоциональные нарушения по своей природе похожи на соматические заболевания, - еще один терапевтический миф. Я полагаю, что ни банальная, ни трагическая форма сценариев, будь то депрессия,

Из книги Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеления автора Ковалев Сергей

Глава четвертая, руководство для системных администраторов. Не святые сети плетут, не мудрецы их распутывают Тест для предварительной самодиагностики Эта часть теста поможет вам лучше понять собственные убеждения, представления, верования касательно окружающего вас

Из книги Мудрость психопатов [Чему можно научиться у безумных гениев и гениальных безумцев] автора Даттон Кевин

Глава 9. Отражение семейной динамики в болезнях: основные примеры семейных переплетений До сих пор мы говорили о разных вариантах того, как человек может быть вовлечен в судьбу своего предка. Семейные переплетения не только влияют на психологию и поведение членов семьи,

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

1.1. О болезнях и их излечении «Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» /К. Прутков/ «Искусство медицины заключается в том, чтобы развлекать пациента, пока природа занимается лечением

Из книги Антистресс в большом городе автора Царенко Наталья

Святые против мошенников Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим себе общество, несколько отличающееся от того, в котором мы живем: общество, где работнику платят наличными в конверте в конце каждой рабочей недели. А теперь представьте, что мы можем разделить

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Мужчины как отцы В своей книге «Мужчины как отцы» Хайнц Вальтер (Walter, 2002) проработал в историческом и критическом плане важную для этой темы литературу. Он учел в ней как данные, приводимые Фтенакисом (Fhtenakis, 1985), так и результаты исследований привязанности и эмпирического

Из книги автора

VII. Психоаналитическое учение о болезнях Только болезнь проверяет здоровье человека. И. В. Гёте.

Из книги автора

Что нас страшит в болезнях Болеть не любит никто… Однако простым словом «не любит» очень сложно полноценно описать весь спектр эмоций, которые вызывает у нас нездоровье.Гораздо правильней было бы сказать: «Болеть мы не любим и боимся». Именно страх перед болезнью –

ИЗРЕЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О БОЛЕЗНЯХ*

* Духовная брань. М, Паломник, 1993. С. 28-303.

Д ревних христиан враг искушал мучения ми, а нынешних – болезнями и помыслами.

Прп . Амвросий Оптинский

К ак лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.

Ч то больна, – не беда: грешным людям это – очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу.

Прп . Анатолий Оптинский

Б олезнь избавляет от многих душевных страстей. Апостол Павел говорит: ...если внешний наш человек... тлеет, то внутренний... обновляется.

(2 Кор . 4, 16)

Г рех не душу только поражает, но и те ло.

В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всег да от грехов и ради грехов. Грех соверша ется в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая.

Уже од но то, что грех наводит мрак и тугу (см. тужить – прим. А.П.) , должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – Источника жизни и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после гре ха. Это милость Божия, ожидающая покая ния и обращения.

Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей при мириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств.

Из вестно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, по ка больной не исповедуется и не причастит ся Святых Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

Свт. Феофан Затворник

Б олезнь для человека является милостью Божией.

И если христианин примет как Бо гом посланное для пользы душевной и бла годушно будет терпеть болезненное свое со стояние, то он идет прямым путем в рай... Болезни – молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом – в виде хлеба – в печь и, наконец – на трапезу Божию.

Свт. Феофан Затворник

Б лагодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша – великий дар Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благо дарите – и спасена будет душа Ваша.

Старец Арсений Афонский

К огда же будут тебя безпокоить неудоб ства или болезненные страдания, или что- либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Священного Писания: Мно гими скорбями подобает нам внити в Царст вие Небесное.

Прп . Амвросий Оптинский

Б ог не требует от больного подвигов те лесных, а только терпения со смирением и благодарения.

Прп . Амвросий Оптинский

К огда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою и пе реносит...

Враг, зная, что таким образом он ут вердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении. И старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько поль зы принес бы и себе, и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и под .

Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, прово дит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление , что связан по рукам и ногам болезнию .

Мало-помалу, при частых повторени ях таких мыслей и движений в душе, жела ние переходит в недовольство и досадование .

Прежнее благодушное терпение, таким обра зом, расстраивается, и болезнь представляет ся уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто не приязненное делу спасения, и желание осво бодиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.

Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровле ния и, оставляя одно желание здоровья как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями , берет силу и переходит в ропотливость , и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.

Невидимая брань

Б ольной ли ты, или бедный, терпи.

Ни чего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться не прерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь доб ро или пребываешь в добре, если благодуш но терпишь, тогда как у здорового дела доб рые идут с промежутками.

Почему [поэтому], желая перемены своего положения, ты жела ешь променять лучшее на худшее.

Невидимая брань

Б ольной и бедный – не жалуйся и не роп щи на свою судьбу, на Бога и людей, не за видуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.

Один старец, страдавший водяною болезнию , говорил братиям , которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, мо литесь, чтобы не подвергся подобной болез ни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо насколько внешний наш человек ...тлеет, настолько внутренний...обновляется (2 Кор . 4, 16)

Прп . Серафим Саровский

О дин старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, ко торую бы делал он. И только одно находил в нем – то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милос ти. Но с благодарностию переносил болезнь свою, – и посему Бог принял его».

Патерик Афонский

В еликий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.

С тарец заболевшему своему другу вну шал: «Молиться надо чаще: "Господи! Даждь ми зде терпение, тамо отпущение"».

Е сли оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед ко торым теперешнее счастье – ничто.

В оистину, телесными болезнями душа приближается к Богу.

Свт. Григорий Богослов

П ришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть покло ны, и это меня смущает». О. Антоний отве тил ему: «Да уж в Писании сказано: сыне, даждь Ми сердце, а не нози ».

Прп . Амвросий Оптинский

Н екоторая женщина, имея болезнь в гру ди, называемую рак, и слышав об авве Лонгине , искала случая встретиться с ним.

Он жил в девяти милях от Александрии к запа ду. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море; и, увидев его, женщина говорит ему: «Авва , где живет раб Божий авва Лонгин ?» – не зная, что это он сам. Он же сказал: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, ибо он обманщик. Что же тебе нуж но?» Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: «Ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе». Женщина ушла, поверив слову, и скоро бы ла исцелена. Когда же рассказала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин .

Патерик Афонский

Н е убий.

Убивают, между прочим, и вра чи от неведения болезни больного, пропи сывая ему вредные лекарства.

Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить боль ного, коему необходима помощь врача.

Уби вают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть.

Убивают те, которые не подают в ско ром времени, по скупости или по другой не доброй причине, врачебного пособия больно му, хлеба голодному.

Б рат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди. Почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?»

«Потому, – отвечал старец, – чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми ».

Патерик Афонский

О дин из приходских священников сделал ся болен, и, приближаясь уже к кончине, уви дел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад.

Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с от вратительнейшим демоном, державшим от верстую книгу, в которой были записаны все грехи священника.

Между тем пришел дру гой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя ис пуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя. И что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповедани ем он изгладил из бесовской книги все гре хи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближ ним для назидания их, видение, запечатлен ное чудесным исцелением.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Е ще говорила (блаженная Синклитикия ): много у диавола острых орудий.

Когда не по бедил он душу бедностию , приносит богат ство к обольщению.

Не одолел ее обидами и поношениями – расточает на нее похвалы и славу.

Не побежден здравием человек – те ло его поражает болезнями. Ибо не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, пора жает человека тяжкими болезнями с тем, что бы чрез сие в нерадивых помрачить любовь к Богу.

Но всякий раз, когда поражается тело твое или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, – если ты грешник, то переноси это, воспоминая о бу дущем наказании, о вечном огне и казни по суду и не пренебрегай настоящими [наказани ями] (Евр . 12, 5). Но радуйся, что Бог посе тил тебя, и повторяй сие прекрасное изрече ние: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс . 117, 18). Ты – железо, и огонь очистит твою ржавчину.

Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и чрез огонь сделался чище. <...>

Лишаемся ли мы очей? – перенесем это без отягощения, ибо через это мы лишаемся ор ганов ненасытности и просвещаемся внут ренними очами.

Оглохли ли мы? – Будем благодарить Бога, что мы совершенно поте ряли суетный слух.

Руками ли ослабели? – Но мы имеем внутри себя руки, уготован ные на борьбу со врагом.

Немощь одержит все тело? – Но от сего , напротив, возраста ет здравие по внутреннему человеку.

Патерик Афонский

С тарец сказал: как воск несогретый и неумягченный не может принять наложенной на него печати, так и человек, если не бу дет искушен трудами и болезнями, не может принять силы Христовой. Посему-то Господь говорит божественному Павлу: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя соверша ется в немощи. И сам Апостол хвалится, го воря: И потому я гораздо охотнее буду хва литься своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор . 12, 9).

Патерик Афонский

С тарец сказал: «Не малодушествуй, ког да постигнет тебя недуг телесный. Ибо, ес ли угодно Господу, чтобы ты страдал телом, то кто ты, тяготящийся этим? Не Он ли пе чется о тебе во всем? Не Им ли ты живешь?

Итак, переноси болезнь и моли Его, да да рует тебе все на пользу, то есть по воле Его; сиди (в келье) с долготерпением, питаясь подаянием».

Патерик Афонский

О тец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы.

Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что «то» хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого.

Отец и мать изливают пред Бо гом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Гос подь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее . Только не по понятию про сящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой уми рает сын.

Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание , а де лание наперекор или предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовле ние к другой жизни, не может быть сомне ния, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут.

Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «Если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным».

Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Т воей».

Сет. Феофан Затворник

Н екто жил где-то далеко в пустыне.

За болели у него внутренности: легкие ли, или сердце, или печень, или все вместе. Боль, хоть умирай. Людской помощи неоткуда ожидать, прибег к Богу со всеусильною молитвою.

Ус лышал Господь. В одну ночь, заснув, видит он такое видение. Пришли два Ангела с но жами, разрезали его, вынули больные части, вычистили их, вымыли и чем-то смазали. Затем все положили на свое место, спрыснули чем-то, и - все срослось, как будто и разре зов не было.

Проснувшись, старец встал сов сем здоровым, как будто никогда не болел, новеньким, будто юноша во цвете сил.

Свт. Феофан Затворник

... Р авный вред душе в обоих случаях – и когда плоть непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных болезней изнурена, расслабле на и неподвижна.

Потому что душа при та ком состоянии тела не имеет времени возво дить взоры горе, но по всей необходимости бывает занята ощущением боли; и ослабевает, подавляемая злостраданием тела.

Вся жизнь да будет временем молитвы.

Свт. Василий Великий

З доровье есть дар Божий, – говорил прп . Се рафим Саровский , – но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болез ни нужны и нам, и нашим детям.

Б ывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

Н евозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только воз любим жить в добродетели.

Б ывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Та инстве Покаяния и в совести своей прими риться с Богом.

Свт. Феофан Затворник

В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Б олезни наши большею частью происхо дят от грехов, почему лучшее средство к пре дупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

В се самые тяжкие скорби и несчастья пе реносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терза ния, мучения людей – сатана – пред лицом С амого Бога засвидетельствовал, что телес ные болезни невыносимее всех других не счастий, и что человек, мужественно и безро потно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой бо лезни.

Г осподь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, на конец, и приготовлением к смерти.

М ногие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает за прет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

К огда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо бо лезни и раны служат к истреблению похотений , а и пост, и земные поклоны предписа ны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Б олезни примиряют нас с Богом и вво дят снова в любовь Его.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Б ольному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спа сителя.

Т ерпение болезни Господь принимает вмес то поста и молитвы.

Б удучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да тво ри Иисусову молитву.

Прп . Анатолий Оптинский

О днако же в те часы, в кои идет в церк ви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь , если немощь одолева ет, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.

Свт. Феофан Затворник

Б удучи немощной, и правило, как мо жешь, так и исправляй, хоть в десять при емов. Когда голова нездорова, земных покло нов не клади.

Н е скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, а благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота и с благодаре нием терпим.

Старец Арсений Афонский

Г лавною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл . Истинный хрис тианин верует, что все случающееся с на ми в жизни делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему. И потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосер дию С воему Бог хочет временными скорбя ми заменить для него вечные; поражаемый скорбию , он говорит с праведным Давидом: Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Т воим.

Ч ем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей.

Блж . Иероним

Г осподь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколь ко из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спа сения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе.

Игумен Никон (Воробьев)

О блегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69-е правило).

Свт. Филарет, митрополит Московский

Б ывает, что некоторые больные употреб ляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по бо лезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действо вать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питатель ную и удобоваримую вашим желудком.

Б ывает иногда при болезни искушение. Прп . Симеон Новый Богослов говорит: «Ду ша не может освободиться от искушения ина че, как призывая Ии суса Христа и прибегая к духовному отцу».

В рачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.

Прп . Варсануфий Великий

Е сли ты болен, то пригласи опытного вра ча и воспользуйся предписанными им сред ствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.

Е сли находишься в долговременной бо лезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снару жи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, – и они терпят.

Свт. Тихон Задонский

Б ерегись, чтобы ненавистник добра не ув лек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Е сли же человек будет роптать на болез ни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (околдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средства ми пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновни ков (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее). Возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, а через это приведет душу такого чело века в мрак, отчаяние, безнадежие , желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего – диавола , внушающего ему все это и желаю щего погубить его.

Г осподь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участни ками С воих страданий; кто здесь не стра дал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, – ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и [ты] не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания по сылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди и не всегда понимают это.

С традания, если они озлобляют боляще го, не преображая его, не давая благотвор ной реакции [исправления и благодарения] – только сугубое зло.

С ледует упомянуть также о том, что свя тые отцы предлагают освящать принимаемое лекарство: так, преподобный Варсануфий Ве ликий рекомендовал одному ученику прини мать лекарство – розовое масло со святой во дой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно.

В болезни не желай себе смерти – это грешно.

К огда увидим болящего, то не будем ху до объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешить его.

П осещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.

П осещай болящих , да посетит Бог тебя.

Р авную награду получает больной и кто служит ему.

Прп . Пимен Многоболезненный

Е сть тяжелые больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомлен ной нервной системой и т.п.), которые тяго тятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вооб ще разговорами. Поэтому, прежде чем посе тить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему, будет ли приятно их по сещение болящему.

Х отя и доброе дело – иметь заботу о боль ных и посещать их, но надобно иметь рас суждение: где повреждается душевное устро ение ваше, то и без вас дело обойдется.

Г осподь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.

Свт. Димитрий Ростовский

С амая лучшая благодарность Богу за вы здоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в испол нении заповедей Его.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»