Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.
Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Государство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;
Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;
Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;
Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;
Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.
Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;
Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.
В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа:традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публичной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную». Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с прошлым.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином «реальная конституция», восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства». Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.
Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.
Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».
1. понятие, признаки, теории возникновения гос-ва.
2. функции гос-ва.
3. формы правления.
4. форма территориального устройства.
ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Сущность государства
Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Вшироком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.
Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "королевство", "республика", "империя" и др. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом, с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.
Признаки государства
Большинство современных авторов считают, что государство - это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.
Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением.
Так же признаками государства являются:
1. Принуждение. Никто не может произвольно принимать решения о своем существовании вне государства, о неподчинении государственной власти. Принадлежность к государству является общественно необходимым, вынужденным (“Родину не выбирают”) и регулируется государственным и международным правом.
С точки зрения последнего, апатритизм (безгосударственность) рассматривается как нежелательное и ненормальное явление. Следует иметь в виду, что произвольное решение государственной властью о лишении гражданства какого-либо человека так же является нарушением международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.
2. Право на применение насилия – легитимное насилие. Рассматривается многими как ключевой признак государства. М. Вебер писал по этому поводу: “Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области претендует на монополию легитимного физического насилия”.
Следует иметь ввиду, что цель легитимного насилия со стороны государства – в обеспечении порядка, в ограждении общества и граждан от произвольных действий отдельных индивидов (групп), наносящих вред обществу и гражданину.
Легитимизация насилия обеспечивается тем, что оно может применяться только:
центральной властью;
теми, кому дано такое право;
строго в рамках закона;
для наведения и поддержания порядка в обществе.
3. Суверенитет (верховная власть). Суверенитет – независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики.
Таким образом, понятие государственного суверенитета имеет внешнее и внутреннее измерение.
С точки зрения внешнего измерения, суверенитет означает невмешательство в дела государства всех других государств, уважение его самостоятельности, сохранение целостности.
С точки зрения внутреннего измерения суверенитет означает, что государство располагает высшей властью по отношению к внутренним субъектам и лучше всего конкретизируется следующим признаком государства – всеобщностью.
4. Всеобщность. Государство охватывает своим влиянием людей, находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств.
Иными словами, граждане других государств обязаны подчиняться законам того государства, на территории которого они находятся.
5. Право. Выступает обязательным атрибутом государства. Любое государство действует в рамках установленного правопорядка. Право дает легитимацию всем действиям государства, в том числе и по применению насилия. Система права определяет порядок и технику деятельности государства, порядок регулирования отношений и сосуществование граждан, организаций, учреждений и т.д.
Правовым документом №1 в государстве является конституция, которую не случайно называют основным законом государства.
Конституция определяет:
основные принципы деятельности государства;
структуру государства;
организацию органов власти и их полномочия;
характер взаимоотношений между государством и обществом, государством и личностью.
В Российской Федерации действует Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. в результате всеобщего голосования.
6. Публичная власть. Каждое государство имеет разветвленную систему органов и учреждений государственной власти. К числу основных из них относятся:
представительно-законодательные;
исполнительно-руководящие;
судебные;
государственного контроля и прокуратуры;
бюрократия (администрация).
Бюрократия, понимаемая в данном случае как особый слой людей, специализирующийся на управлении государством, – обязательное явление в государстве. Задача общества заключается в том, чтобы найти способы контроля над деятельностью бюрократии, не дать ей превратиться в замкнутую касту, живущую за счет общества и манкирующую своими обязанностями перед государством.
7. Территория. Каждое государство “привязано” к определенной территории, отделяется границами от территории других государств. Кроме того, во внутренних границах государство имеет определенное административно-территориальное устройство.
8. Народ, населяющий территорию данного государства. Исторически сложившаяся национальная или многонациональная общность людей, на которую распространяется право и политическая власть государства.
9. Налоги. Обязательный атрибут любого государства. Только оно имеет право устанавливать и собирать налоги. Через налоги демонстрируется суверенитет (высшая власть) и всеобщность государства. Это сильный способ контроля за гражданами и показатель влияния государства. Налоги используются государством:
на выполнение своих функций, социальных в первую очередь.
10. Денежная единица. Каждое государство имеет свою денежную единицу. Только оно имеет право на эмиссию (выпуск) денег. Это дает возможность государству контролировать экономическую систему общества.
11. Государственная символика. В число важнейших символов государства входят государственный герб, флаг, гимн. Герб и флаг – официальные отличительные знаки государства, описание которых устанавливается законом. Они являются символом суверенитета государства. Государственный герб изображается на флагах, печатях и монетах. Государственный флаг представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или другими эмблемами, знаками. Государственный гимн – торжественная песня (мотив), прославляющая данное государство.
Системы является государство. Причем это рассказывается в безапелляционном тоне, и многие не задумываются, почему же всё именно так. Так давайте же рассмотрим, почему рассматривается государство как основной институт политической системы.
Общая информация
Государство является историческим явлением. им не обладало. Тогда же не было и никакой Такое положение дел сформировалось из-за того, что в этом не было нужды. Все возникающие противоречия решались, как правило, авторитетом, общественным мнением и грубой силой. Но, по мере развития общества, нужно было создавать определённый механизм, который смог бы адекватно и однозначно решать споры и вести общие дела. Осуществление этого функционала без наличия соответствующих органов управления было невозможно. Вот на этом этапе и было установлено, что основной институт политической системы - это государство. Конечно, сейчас это выглядит понятно, а тогда данное понимание только формировалось. Как же происходил этот процесс?
Развитие понимания ситуации
Сейчас уверено говорят, что основным институтом является государство. Но как к этому выводу пришло человечество? Первоначально происходили процессы структуры. Они значительным образом ускорились, когда появилось Возникали новые, ранее не существовавшие социальные группы (позже названные слоями и классами). Каждая из них имела свои специфические потребности и интересы. Выделилась частная собственность. Появилась надобность в том, чтобы был создан эффективный механизм взаимоотношений между разными общественными группами, а также сформировались принципы защиты и сохранения частной и коллективной собственности у своих владельцев. Эти обстоятельства (а также ряд других) и привели к тому, что возникла такая регулирующая и охранительная структура общества.
Вот почему государство является основным институтом политической системы, объединяющим общество. Существует целый ряд аспектов и нюансов, с оговоркой на которые необходимо делать подобные заявления. В чем же они заключаются?
Разбираемся в нюансах
Почему же статус основного института в политической системе закрепился за государством, а не за церковью, политической партией или общественными организациями? Ведь религии существовали ещё во времена первобытного строя. Это можно пояснить рядом причин.
Самая первая - это то, что общество делегирует определённому государству основные властные полномочия и функцию. Так, у него есть главные рычаги (политические, экономические, военные) влияния на общество. Государство является обладателем всей полноты власти на какой-то определённой территории. Также ему принадлежит исключительное право на издание законов и иных нормативных актов, что обязательны для выполнения всем населением. Кроме этого, только государство имеет право на применение силы. Видите, как много у него возможностей? Поэтому и считается, что основным институтом политической системы является именно государство. То есть это не субъективное мнение отдельного человека, а умозаключение многих людей, которое базируется на реальных фактах. Ведь, например, церковники могут подговорить отдельных людей что-то сделать, но действовать с подобным успехом в рамках всего государства - это свыше их возможностей. Нет, конечно, можно вспомнить и о городе-государстве Ватикане, но оно существует исключительно потому, что его разрешила Италия.
Функции
Чем же занимается государство? Какую роль оно исполняет в современном обществе? Для этого существует разделение на виды государственных функций:
- Внутренние. Сюда относят экономическую, социальную, культурно-образовательную и правовую функции. Следует отметить, что в различной литературе кроме перечисленных можно встретить ещё ряд других. Как пример можно привести защиту конституционного строя, экологическую функцию и так далее.
- Внешние. Сюда относят защиту общества от внешних врагов и построение цивилизованных отношений с иными государствами.
Функции выполняются посредством системы органов. Она ещё называется Для большей специализации и эффективности деятельности работает система разделения власти. Наиболее популярной является выделение законодательной, исполнительной, а также судебной ветвей. Хотя некоторые люди говорят об ещё одной составляющей - средствах массовой информации. Юридически это неверно. Про их властные функции можно говорить только в переносном смысле. Они непосредственно не входят во властную структуру. Они не могут принимать решения, законы и постановления, которые будут обязательны для всех граждан. Но СМИ могут иметь сильное психологическое и моральное воздействие на общество и сознание людей.
Процесс эволюции
Мы знаем, что основным институтом политической системы является государство. Но оно же не появилось в современном виде сразу, а развивалось постепенно. Но интерес для нас представляет не только и не столько прошлое, сколько будущее. Можно встретить измышления о том, что со временем государство «отомрёт» за ненадобностью. Несмотря на то что про такие прогнозы выносятся из столетия в столетие, пока до этого момента человечество ещё не дошло. Попытки организовать что-то подобное (марксизм и СССР) не увенчались успехом. Наоборот, сейчас можно говорить только о том, что осуществляется всё большая дифференциация (расслоение) общества, растёт количество задач, к которым привлекается государство и так далее. Также возникают различные проблемы, которые требуют решения. Поэтому и сейчас основным институтом политической системы является государство.
Заключение
Следует отметить, что нет единогласного мнения о роли государства в процессе развития общества. Также сложно достичь и единой точки зрения о том, когда же конкретно впервые оно стало основным политическим институтом. В качестве аргументации различные исследователи приводят самую разнообразную информацию, начиная от простых и небольших государств древности, заканчивая уже сформировавшимся в Средневековье положением - разделением на страны.
Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть реализуется посредством установления законов, управления, суда. Ещё в "Политике" Аристотель различал законодательную, исполнительную и судебную деятельность учреждений. Сегодня демократическая политическая система основывается на механизме разделения властей, механизме баланса интересов и политических противовесов.Соединение властей не допустимо. Так, соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь людей окажется жертвой произвола. Соединение трёх властей означает деспотизм.
В нашей стране до недавнего времени трудно было выделить компоненты законодательной, исполнительной и судебной власти. Все они были стянуты в один узел, где наибольшая концентрация приходилась на исполнительную компоненту. Законодательная ветвь власти не имела. Суть законов извращалась подзаконными актами. Суды находились в зависимости от телефонного права, не пользовались авторитетом. Кроме того, все нити государственной власти были стянуты к аппарату партии, а роль законов выполняли совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Сегодняшняя политическая реформа призвана обеспечить разделение властей и создание системы "сдержек и противовесов", гарантирующих от злоупотребления властью. Но сегодня в стране нет твёрдой законности, устойчивого правопорядка. Во многом сохраняется политико-правовая ситуация по Гиляровскому: "В России две напасти: Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти!" .
Другая важнейшая проблема - проблема делегирования власти. Поскольку все властвовать не могут, этим правом обладает только часть людей, социального слоя общества, группы, постольку стоит вопрос о делегировании власти.
Вначале рассмотрим процесс делегирования власти "наверх", когда один субъект власти передаёт часть управления другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам. Этот вопрос сегодня актуален в нашей стране в связи с решением проблемы полномочий местных администраций субъектов Российской Федерации. Возникает проблема: есть риск, что делегированная власть может быть обращена против нижнего звена структуры? Опасность такая есть. Возникновение культов, диктатур, тоталитарных режимов тому пример. В своё время М.Бакунин, П.Кропоткин, Р.Михельс, М.Вебер основательно разработали эту проблему. Историческим примером подобного является структура власти, сложившаяся в нашей стране после 1917 года, когда партия большевиков из политической организации фактически переродилась в орган государственной власти, не терпящий оппозиции. У руля управления десятилетиями стояли одни и те же люди, которые проводили политику, отражавшую интересы тех кому делегирована власть, а не тех, кто её делегировал.
Как происходит процесс делегирования власти "вниз"? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию "вниз", оставаясь по-прежнему обладателем большей властью. Это выгодно для центральной власти, но есть и риск, так как субъект власти нижнего уровня зачастую стремится выйти из под опёки центра и диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в этой ситуации становится зависимым от решений и суждений нижних эшелонов власти и утрачивает постепенно возможность управлять. Какой же выход из положения? Делегирование объёма полномочий "вниз" должно иметь всегда определённую границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти субъектом, но и расстройство всех государственных дел, потеря самостоятельности и единства страны. Государственная власть не есть нечто застывшее, неизменное. С развитием общества она приобретает более развитые формы.
Каким же образом осуществляется власть? В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:
процесс принятия политических решений и б) процесс проведения в жизнь принятых политических решений. Эти два аспекта процесса реализации политической власти взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении политического курса, принятии дополнительных решений. При этом надо иметь ввиду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:
политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений. Если закон, указ, постановление приняты, то их необходимо воплотить в жизнь, чтобы не возникло сомнений в твёрдости политической власти;
способность политического руководства к мобилизации необходимых материальных, человеческих ресурсов для реализации принятых решений;
обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений;
способность политического руководства нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений .
Одним из важнейших средств воздействия на процесс принятия и реализации политических решений являются группы давления - это организованные группы, ставящие своей задачей достижение какой-либо цели, для реализации которой они должны осуществить давление на политические институты (различные экономические объединения, ассоциации, группы представляющие интересы ВПК, группы национальные, религиозные, мафиозные и т.д.). Значительная часть из них активно сотрудничает и контактирует с политическими партиями, различными ведомствами иностранных государств. Цель групп давления - всеми доступными средствами побудить суьбъектов политики к выгодному для них действию, навязывание к исполнению нужного политического им решения. При этом они используют всевозможные средства вплоть до криминогенных. Особое место в политическом процессе занимает такая группа давления как лобби - мощный механизм воздействия на органы государственной власти, неформальный институт политической системы. Основной целью лобби является давление на законодательный процесс посредством давления на депутатов, вынуждая их принимать нужные для себя законопроекты, политические решения.
Важное значение в технологии политической власти имеет дискреция - наделение конкретного исполнителя правомочиями толковать, интерпретировать законы и применять их в этом толковании, выдавая за живое творчество масс.
Основными критериями принадлежности человека к той или иной социальной группе являются его место в системе отношений владения-распоряжения и, соответственно, уровень доходов и качество жизни в целом. Критерии эти относительны, поскольку, к примеру, "новый средний класс" в России может быть соотносим лишь с некими "верхним" и "низшим" для данного общества и в данных условиях социальными слоями.
В советском обществе, как обществе административном, ключевым критерием стратификации был уровень выполняемых представителями различных социальных групп административно-распорядительных функций. В современной России к этому критерию добавился также показатель "размер собственности". На смену системе доходов, основанной на распределении, пришла система "абсолютного дохода", предполагающая получение в обмен на денежные ресурсы любых товаров и продуктов по реальной рыночной стоимости, а не из государственных закромов - по "блату", по должности или по сниженным привилегированным ценам. Уровень дохода и уровень жизни людей становятся, таким образом, ключевыми критериями их социального самочувствия и принадлежности к той или иной социальной группе.
Во всей совокупности старых и новых социальных групп можно выделить две основные "макрогруппы", связанные с распоряжением или владением двумя основными типами ресурсов - административно-политическими и собственно материальными, экономическими.
Динамика развития этих двух групп в России на протяжении последних 10 лет такова, что административно-политические группы постепенно слабеют, поскольку распорядительные функции становятся все менее значимыми, "старый политический класс" (администраторы) 2 частью размывается и сходит на нет, частью преобразуется и перетекает в "новый политический класс", а административные методы управления экономикой и обществом в целом постепенно уступают место рыночным, прежде всего - финансово-фискальным методам управления.
Соответственно, роль экономических групп и, особенно, групп новой экономики в настоящее время, наоборот, возрастает. Более того: развитие новых экономических структур опережает становление новых политических корпораций. Тезис основан на известной закономерности: люди сначала осознают свои материальные, экономические интересы, и только по мере развития общества дорастают до перевода этих интересов на политический язык.
Основным фактором развития политического процесса в современной России (в период с 1991-го по примерно 2010-2015 гг.) является складывающийся в стране РЫНОК: приватизация, развитие кредитного и фондового рынков, борьба за влияние и установление тех или иных правил на рынках ценных бумаг, недвижимости, земли и природных ресурсов. Учитывая это, а также сформулированную нами выше закономерность "опережающего развития новых экономических структур в сравнении с развитием новых политических корпораций", мы можем утверждать, что на обозначенном выше временнбм отрезке доминантными в совокупности "групп интересов", а
значит, и в политической системе в целом и будут группы, обладающие наибольшими материальными ресурсами. Разумеется, это пока еще не чисто экономические, а скорее, административно-экономические группы. Так, составной частью "групп интересов" топливно-энергетического комплекса страны являются соответствующие ведомства федерального правительства и департаменты местных администраций;
новые финансовые группы интегрированы в Минфин и Центробанк РФ, в комитеты и департаменты по управлению государственным имуществом и финансами всех уровней; а ведущие московские "группы интересов" не могли бы развивать финансовый, строительный и иные сектора столичной экономики, не составляй они единого целого с правительством Москвы.
Итак, говоря о группах, обладающих или распоряжающихся материальными ресурсами, мы можем выделить две основные подгруппы:
а) "новые экономические группы" -
прежде всего финансовые, финансово-торговые и финансово-промышленные группы;
б) "старые экономические группы" - в первую очередь, отраслевые группировки, группы руководителей постсоветских монополий (включая "естественные") и крупнейших не только государственных, но также приватизируемых или уже приватизированных промышленных концернов и компаний .
Функции социальных институтов:
1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);
2) социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);
3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля - органы власти);
4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);
Условия успешного функционирования социальных институтов:
1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,
3) деперсонализация действий,
4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.
Государству присуще все признаки и функции соц. институтов.
Функции Государства:
1.Обеспечение целостности и стабильности, военная, экономическая, безопасности;
2.Охрана конституции и права законности, гарантия прав и свобод;
3.Обеспечение условий для развития общественной жизни;
4.Регулирование общественных отношений на основе прав;
5.Координация интересов на основе компромисса;
6.Контроль с целью повышения эффективности управления;
7.Обеспечение национальных интересов в мировом сообществе.
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.
В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат - это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.
Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.
Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство - это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.