Экономические реформы в период правления ельцина. Либеральные реформы Гайдара и их последствия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Для возрождения экономики, находившейся в упадке после (из-за — ?) распада СССР, новым правительством во главе с Ельциным было принято решение вывести её на рыночные рельсы (в какой-то мере это было продолжение курса Горбачёва).

Отчасти подобное решение можно считать политическим ходом, выводившим Россию на мировой экономический рынок, не допуская отставания от таких государств, как США или Германия. Вопрос лишь в месте и специализации. Впрочем, опыт СССР подсказывал, что проще всего начать с природных ресурсов — так и поступили, и, увы, в конечном итоге этим и ограничились.

Внутри страны, отказавшись от государственного регулирования цен, государство предоставило относительную свободу действий предпринимателям, впрочем, побочным эффектом распада СССР была гиперинфляция, и доходы быстро обесценивались.

Но реформирование было необходимо, оно было первой ступенью формирования свободного рынка и частного предпринимательства, залогом иностранных инвестиций и новых технологий.

Монополизация рынка и отсутствие финансирования малого и среднего бизнеса были печальным наследством эпохи застоя.

Гайдар, оглядываясь на опыт преуспевающей Америки, предложил ряд реформ, основанных на упрощении ведения малого и среднего бизнеса, а также на финансовых вливаниях со стороны частных лиц путём продажи им госсобственности. На тендерной основе предполагалась продажа или сдача в аренду различных объектов тяжелой и лёгкой промышленности.

Гайдар проводил политику : либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. По идее она должна была вывести страну из экономического кризиса, но на практике во многих странах этот подход приводил к разгулу олигархии, авторитаризму вплоть до тоталитаризма.

Сегодня задаются резонные вопросы: почему, зная последствия и негатив шоковой терапии, её решились проводить у нас? Куда спешили? Почему не пошли по пути постепенного перехода к рынку?

Сам Егор Тимурович утверждает что всё делалось ради двух целей: избежать голода (вполне реального на то время) и не допустить гражданской войны.

Альтернативой Гайдару была программа 500 дней Явлинского (на самом деле — Шаталина): экономика должна была быть децентрализированной, но не предусматривались источники финансирования местных бюджетов в регионах, частное предпринимательство должно развиваться, но никаких стартовых капиталов даже на кредитных условиях не предоставлялось. Плюсом программы Явлинского было, по крайней мере задекларированное, возложение проблем перехода к рынку прежде всего на государство, а не на простых граждан.

Проблемой было и полное отсутствие экономической грамотности граждан: — этому подтверждение. Это мало изменилось и через 25 лет.

По мнению Гайдара, должна была обеспечить непрерывные потоки инвестиций в госбюджет, но она имела один большой минус. Если предприятие приватизировано, то правительство не имеет контроля над его товарооборотом и уровнем доходов. Если не останется ни одного государственного предприятия, то у страны не будет мощного рычага воздействия на экономику – контроля цен. Оно не сможет регулировать уровень производства и количество предложения, ведь отрасли индустрии вместе с фабриками и заводами, а также большой частью земельных участков сосредоточены у частных лиц, большинство из которых – монополисты.

Угрозы дефолта вынуждали правительство искать новые финансовые инвестиции. Приватизация госпредприятий поддерживалась многими политиками, в т.ч. Чубайсом, который считал её экстренным, но действенным способом оживления экономики, но и здесь есть скрытая отсылка на выгоду запада: кто сможет купить предприятие в период глубокого финансового кризиса, кроме зарубежных инвесторов? Новое государство с ещё несформированными отраслями экономики было хорошим плацдармом для ведения иностранными инвесторами полного контроля над рынком.

С другой стороны: необходимо было создавать собственника. Своего, российского. Если ни у кого нет средств, то как раздавать предприятия. Раздали своим (это оценочное суждение, личное мнение автора, не более того). Это по-крупному, в остальном: бывшие партийщики меняли власть на капитал. Часто — бестолково: покупался завод, закрывался и резался на металлолом: так быстрее можно было получить прибыль.

В 91 году команда Гайдара приняла решение ориентироваться на иностранные инвестиции, а внутренние инвестиции в рублях запретить (интерпретация ): для этого сделали запредельную ставку в рублях, чтобы рублёвые кредиты пожирали всю прибыль.

Позитивной чертой новой рыночной экономики была либерализация цен. Если раньше госстандарт определял качество продукции, количество единиц того или иного товара, то теперь исключительно спрос диктовал предложение, а не наоборот.

Мнение: в 90-е деньги было заработать легко. Те кто был обучен — делали это без всяких проблем. Лучше всего стартовали военные, спортсмены и комсомольцы: эти три категории оказались наиболее подготовленными.

Не обошлось без влияния импорта: рынок наполнился новыми товарами, которые ранее не были на полках магазинов, и качество привозных вещей было на порядок выше ввиду отсталости индустрии молодого российского государства, которое, ввиду наличия более важных политических проблем, вроде конфликтов в Чечне, не уделяло внимания производственному сектору экономики.

Ликвидация товарного дефицита была чертой некоего видимого благополучия, ведь повторение истории с пустыми магазинными полками могло повести еле успокоившийся народ на новые бунты.

Реформирование было необходимо, оно было первой ступенью формирования свободного рынка и частного предпринимательства, введения иностранных инвестиций и новых технологий. Мы прошли этот путь, не все, для большинства он оказался слишком сложным. Тем более у нас оснований — изучать это время и не повторять прежних ошибок.

Реформы эпохи Ельцина - комплекс масштабных социально-экономических преобразований, направленных на радикальное переустройство сфер жизнедеятельности и институтов российского государства. Центральное место занимали реформы экономического сектора, главной целью которых был переход от плановой экономики к рыночной.

Либеральные реформы Гайдара и их последствия

В ноябре 1991 года Б. Н. Ельцин сформировал новое правительство во главе с самим собой. Фактически правительством руководил первый вице-премьер Г. Э. Бурбулис. Ключевое положение в нём также занимал вице-премьер и министр экономики и финансов Е. Т. Гайдар. Важнейшие посты в правительстве достались представителям группы молодых квалифицированных экономистов, сложившейся в 1980-х годах вокруг Гайдара: П. Авен (министерство внешнеэкономических связей), А. Нечаев (глава экономического блока министерства Гайдара), А. Шохин, А. Чубайс (глава Госкомимущества).

Сам Ельцин назвал главными целями правительства переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической цивилизации. Предполагалось, что Россия перейдёт к рыночной экономике в кратчайшие сроки, подвергшись так называемой «шоковой терапии». Правительственная программа содержала такие меры, как отпуск цен, введение свободной торговли и приватизация. Альтернативу предлагал Г. А. Явлинский, автор программы «500 дней». Он считал, что сначала необходимо стабилизировать экономическую ситуацию в стране, а уже потом проводить рыночные реформы.

С января 1992 года отменялось плановое управление экономикой, снимались основные ограничения на рост заработной платы, предприниматели получили свободу осуществления внешнеэкономической деятельности. Указ президента РФ о либерализации цен и реорганизации торговли наделил предприятия правом самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, правом самостоятельного сбыта и приобретения продукции и сырья. Главным новшеством была ликвидация централизованного ценообразования: свободными стали 80 % оптовых и 90 % розничных цен. Была создана рыночная инфраструктура: появились фондовые и товарные биржи, банковская система, валютный рынок. В основе реформ Гайдара лежала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление государственного вмешательства в экономику, на первоочередное реформирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, ликвидацию дефицита бюджета, укрепление рубля. На то, чтобы стабилизировать экономику, реформаторы отвели три года.

Стабилизационная политика правительства предполагала также ряд мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Были резко сокращены государственные расходы, приложены усилия для конвертируемости рубля, в частности, был установлен свободный курс российской валюты на основе спроса и предложения. Рынок постепенно наполнялся товарами, деньги обрели цену, стали исчезать очереди в магазинах.

В процессе реализации реформ правительство Гайдара столкнулось с множеством сложностей. Ситуация усугублялась политической нестабильностью в стране: с самого начала работу правительства критиковал Верховный Совет, отвергавший все предлагаемые министрами законопроекты. Директора предприятий, две трети которых, по экспертным оценкам были непригодны для рыночной экономики и обречены на банкротство, тоже вставали в оппозицию правительству. В защиту последнего периодически высказывался президент Ельцин, и это помогало спасать положение - глава государства в ту пору пользовался большим авторитетом. Летом 1992 года Ельцин пошёл на уступки части промышленников: в состав правительства были включены представители ВПК и ТЭК, а от немедленного перехода несостоятельных предприятий к банкротству пришлось отказаться.

Многое из того, что было задумано командой Гайдара, сразу пошло не по плану. Так, изначально цены предполагалось отпустить только к лету 1992 года, но в результате это было сделано ещё в январе. Не удалось провести запланированную денежную реформу, предполагавшую введение новой валюты - российского рубля (виной тому было давление со стороны руководителей других республик бывшего СССР). Настоящей «шоковой терапии», по оценкам многих экономистов, в России так и не произошло, поскольку радикальные либеральные реформы были не до конца продуманными, а на практике сопровождались компромиссами и реализовывались не в полной мере. Не удалось довести до конца внутреннюю и внешнюю либерализацию цен, а разработанная правительством программа приватизации оказалось недостаточно эффективной. Вопреки прогнозам, что цены повысятся в пять раз, те выросли более чем в сто раз. По денежным накоплениям граждан был нанесён колоссальный удар, что спровоцировало огромное недовольство населения. Весной 1992 года правительству пришлось поднять заработную плату, но вслед за этим снова произошёл рост цен - шанс добиться рыночного равновесия, сдерживающего инфляцию, был провален.

В конце 1992 года Съезд народных депутатов добился отставки Гайдара с поста премьер-министра, его сменил В. С. Черномырдин. В новый кабинет вошли представители нескольких политических сил - и демократы, и коммунисты. В сентябре 1993 года в правительство вернулся Гайдар как министр экономики и вице-премьер, что позволило продолжить преобразования. В течение осени 1993 года была проведена либерализация сельскохозяйственного сектора, прекратилось государственное финансирование народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. В итоге темпы инфляции снизились, дефицит бюджета - сократился. Уже в декабре 1993 года Гайдар и Б. Фёдоров покинули правительство, но Черномырдин, тем не менее, не стал полностью отказываться от политики денежной стабилизации. Некоторое время уровень инфляции продолжал снижаться, но осенью 1994 года, вследствие нажима на правительство со стороны промышленного и аграрного лобби, инфляция ускорилась. 11 октября курс рубля упал на 27 %, этот день вошёл в историю как «чёрный вторник». После этого первым вице-премьером был назначен экономист-рыночник А. Б. Чубайс.

Несмотря на многочисленные негативные стороны реформ правительства Гайдара - Ельцина, они принесли и ряд положительных результатов. В России сложился рынок, экономика страны избежала полного банкротства и возвратила доверие зарубежных партнёров, население было спасено от реальной угрозы голода.

Приватизация

25 декабря 1990 года в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в стране разрешалась индивидуальная предпринимательская деятельность. На практике это означало выкуп государственных предприятий по низким ценам. Такой возможностью располагали, прежде всего, их директора. Ещё до начала рыночных реформ они получили в полное владение сотни тысяч государственных предприятий. Во второй половине 1992 года, с началом «народной» приватизации в России, правительство оказалось в трудной ситуации: надо было срочно взять под контроль проведённую номенклатурой спонтанную приватизацию. В августе того же года президент подписал указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Стоимость всех российских предприятий на начало 1990-х годов была суммирована и поделена на число жителей страны. Всем россиянам, включая детей, было дано право получить один приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью в 10 тысяч рублей. Власти предполагали, что люди будут вкладывать ваучеры в акции приватизированных предприятий и получать дивиденды. На деле этого не произошло, поскольку экономика страны не достигла ожидаемого роста.

Первый этап приватизации завершился быстрым переделом государственной собственности и становлением реальных основ рыночной экономики. В России появилась социальная прослойка акционеров (около 40 миллионов человек). Возникли тысячи крупных страховых, инвестиционных, пенсионных компаний, коммерческие банки. Параллельно с приватизацией крупных предприятий шла «малая приватизация»: с аукциона продавались предприятия сферы обслуживания, магазины. К началу 1996 года почти 85 % их было приватизировано. Негосударственный сектор завоевал доминирующее положение в экономике России.

Аграрная реформа

В конце 1990 года Съезд народных депутатов принял законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». В стране началась аграрная реформа, главной задачей которой стало реформирование колхозов и совхозов и развитие фермерских хозяйств. Крестьяне получили право выходить из колхозов и совхозов со своей долей земли. 27 декабря 1991 года президент подписал указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», призванный ускорить развитие фермерства в деревне. Были созданы районные фонды распределения земель, а колхозы и совхозы подлежали реорганизации в двухмесячный срок. К середине 1993 года число фермерских хозяйств в России достигло 270 тысяч, правда, в последующие годы его рост прекратился.

Главной причиной медленных темпов аграрной реформы была неурегулированность земельных отношений. До октябрьских событий 1993 года Верховный Совет последовательно препятствовал восстановлению частной собственности на землю, и только 27 октября 1993 года президентским указом «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» была разрешена частная собственность на землю. Теперь её можно было продавать и использовать в качестве залога. Ограничения было всего три: нельзя было менять сельскохозяйственное назначение земли, землёй не могли владеть иностранцы, земли нельзя было иметь больше, чем это определялось в том или ином регионе. Весной 1994 года правительство вынесло на рассмотрение в Государственную Думу свой проект Земельного кодекса. Сначала он не получил поддержки депутатов, но после внесения пункта о том, что земля может находиться в частной собственности, но без права продажи, нижняя палата парламента, а затем и Совет Федерации, приняли его. На итоговый вариант кодекса наложил вето президент Ельцин - в получившейся редакции Земельный кодекс противоречил Конституции, которая разрешала частную собственность на землю.

К середине 1990-х годов положение в сельском хозяйстве стало меняться в лучшую сторону. Сельскохозяйственный сектор стал адаптироваться к рыночным условиям, выросли валовый сбор и доля в структуре посевных площадей льна, сахарной свёклы и подсолнечника. Выросла урожайность, произошло расширение посевов. Позитивную динамику развития сельского хозяйства прервал глубокий экономический кризис, с которым Россия столкнулась в 1998 году.

Военная реформа

В наследство от распавшегося СССР России достался один из крупнейших ВПК мира. Россия унаследовала около 85 % советских вооружённых сил. Военная реформа в стране была объявлена в 1992 году, сразу после создания Российской армии. Её основным направлением была демилитаризация экономики, что не вполне соответствовало реалиям того времени: оборонно-промышленный комплекс нуждался в полном переустройстве. Расходы на оборону страны резко сократились, но численность вооружённых сил продолжала оставаться на прежнем уровне. В результате снизилась боеспособность армии, все виды вооружённых сил, за исключением Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), оказались в критическом состоянии. Единая система ПВО прекратила своё существование, поскольку самые мощные группировки радиотехнических и зенитно-ракетных войск, а также истребительной авиации находились в странах СНГ, в приграничных зонах бывшего СССР.

Необходимость военной реформы подтвердили неудачи российских войск в первой чеченской войне (1994-1996). Стало очевидным, что в рядах вооружённых сил, помимо падения боеспособности, нарастает социальная напряжённость, выражающаяся в уклонении от призыва, дедовщине, случаях дезертирства. 16 мая 1996 года, в канун президентских выборов, Б. Н. Ельцин издал указ «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава вооружённых сил и других войск РФ на профессиональной основе». Первоочередной задачей предстоящей военной реформы стало не повышение профессионализма вооружённых сил, а их сокращение и взятие курса на комплектование армии и флота добровольцами по контракту.

Летом 1997 года власти страны окончательно определились со стратегией военной реформы. Главным направлением стало сокращение численности вооружённых сил. 16 июля 1997 года президент подписал указ «О первоочередных мерах по реформированию Вооружённых сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». В 1997-1998 годах вооружённые силы были сокращены на 500 тысяч человек. В течение 1997 года была утверждена концепция национальной безопасности России, началось реформирование армии и флота, МВД, Федеральной пограничной службы, МЧС.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, власти России предприняли первые шаги по созданию новой системы национальной обороны.

Реформы и общество

Слом старой социально-экономической системы и зарождение рыночной экономики в России в корне изменили социальные условия жизни населения. Государство потеряло способность нести затраты на бесплатное образование и медицину. Снизилась доступность для населения транспортных услуг и медицинского обслуживания, закрылись учреждения отдыха и досуга. Повысились цены на услуги предприятий общепита, парикмахерских и других предприятий сферы услуг. К 1994 году реальные доходы в стране уменьшились примерно в два раза. Из 148 млн россиян около 32 млн, то есть более 24 %, оказались за чертой бедности. Это способствовало падению уровня жизни и, соответственно, сокращению средней её продолжительности. В 1992-1995 годах абсолютная убыль населения составила 2,7 млн человек. По мере адаптации граждан России к новым социально-экономическим условиям, во второй половине десятилетия демографические показатели улучшились, а падение уровня жизни замедлилось.

Не желая оставаться безработными, многие люди, не занятые на производстве, стали искать альтернативные способы заработать на жизнь. Россияне стали осваивать разрешённую правительством Гайдара уличную частную торговлю, совершать кратковременные поездки заграницу для закупки товаров с последующей продажей на российских рынках (таких людей называли «челноками»). Постепенно вытесняя отечественного производителя, на российский рынок проникали в большом количестве заграничные, прежде дефицитные, товары: продукты питания, бытовая техника, одежда и обувь. Правда, касалось это в основном крупных городов.

Негативными последствиями реформ были рост числа бездомных и беженцев, а также возрастание влияние криминальных структур. Катастрофических масштабов достигла экономическая преступность, участились заказные убийства.

С именем первого президента России связано много неоднозначных по своей значимости событий в истории нашей страны. С Борисом Ельциным ассоциируется перестройка и экономики и политического строя – появление демократических основ современного российского государства.

Обладая двенадцатью рабочими специальностями, Ельцин проявил себя как политический деятель. Поднявшись по партийной карьерной лестнице, он не просто вышел из рядов Коммунистической партии Советского Союза. Обвинив политику партии в консерватизме, Ельцин возглавил демократическую оппозицию.

С учётом состояния экономики страны, политической внутренней и внешней политики того периода, нельзя однозначно говорить о том, что деятельность первого российского президента имеет только негативные стороны.

Позитивные стороны политики первого президента России

Положительные демократические преобразования в сфере экономики проявились:

  • В увеличении количества бизнесменов.
  • В проведении приватизации.
  • В появлении новых банков.
  • В появлении новых сфер деятельности.

Российские граждане получили возможность работать не на кого-то, а на себя лично. Появилось множество предпринимателей в разных сферах экономики.

О положительных конституционных и политических изменениях можно судить по:

  • Свободе слова, отмене цензуры и контроля за деятельностью творческих людей.
  • Парламентским выборам, обеспечивающим избирательное право граждан.
  • Появлению многопартийной системы.
  • Импичменту, закреплённому законодательством.

Как пример демократических свобод для граждан России — появление возможности выезжать за границу без особых препятствий.

Активная деятельность первого президента России для улучшения международных отношений проявлялась в его личных встречах с мировыми лидерами. Были налажены доброжелательные взаимоотношения со странами Америки и Европы. Более уважительное отношение к России сменило страх перед СССР.

Проводя глобальные реформы во всех сферах жизни государства, Ельцин смог избежать гражданской войны – это основной плюс политики президента.

Негативные стороны политики первого президента

Значимая для России эпоха Ельцина многими оценивается как революционное событие. Проводимые реформы были больше экспериментальными, являлись постоянной угрозой голода и дефицита.

Реформы в сфере экономики привели:

  • К появлению и росту безработицы, одна из причин которой – повсеместные сокращения рабочих мест и закрытие производственных и прочих учреждений.
  • К дефолту – обесцениванию рубля, о котором президент был извещён, но который он не признавал.
  • К резкому снижению уровня жизни россиян, даже имеющих работу, но не получающих вовремя заработную плату.

Вышедшая в 1993 году Конституция не решала проблем внутренней политической ситуации. Законы не соблюдались. Это можно проследить на примере процветания коррупции, которой почти не наблюдалось до эпохи Ельцина в Советском Союзе.

Сомнения в справедливости демократических выборов появились у народа после повторного назначения Ельцина президентом в 1996 году.

Возможности легкого заработка породили «финансовые пирамиды». Ухудшили обстановку в стране процветающий бандитизм и рэкет, от которых граждан не защищали даже правоохранительные органы. Более того, работники правоохранительных органов сами нарушали законы.

Объявленная свобода слова тесно пересеклась с заказными убийствами и убийствами на политической основе. Деятели искусства, журналисты, свободномыслящие граждане не были защищены от нападок и убийств. В эпоху Ельцина погибли от рук бандитов и наёмных убийц многие известные в стране люди. Как пример, можно говорить о Владе Листьеве – телерепортёре, ведущем политические расследования. В бандитские группировки шла молодёжь и те, кто попал в число безработных.

Беспредел и без исходность – обычные явления в жизни россиян того времени. Как результат этой ситуации – расстрел парламента в 1993 году.

Наблюдался массовый бег из России людей творческих и обладающих огромными интеллектуальными способностями. «Отток мозгов», сравнимый с эмиграцией послереволюционного времени начала 20 века.

Одной из самых страшных последствий реформ президента являлось объявление войны в Чечне . Ни антивоенные заявления, ни митинги против войны не повлияли на решение Ельцина ввести войска в Чеченскую республику, в результате которого были тысячи погибших.

Военные действия показали полную бездарность командования, деморализованность и скудность оснащения армии. Репутация президента была испорчена, он показал свою неспособность действовать в критической обстановке.

Внутриполитическая ситуация обострялась обесцениванием рубля в 1998 году, падением цен на нефть на международном рынке. В мае 1998 года шахтёрами была объявлена «рельсовая война». Были предъявлены требования о роспуске правительства, Госдумы и отставки Ельцина. После дефолта, правительство объявило Россию банкротом.

Из-за экономического и политического кризисов, продолжающихся длительное время, Россия 90-х стала не конкурентно способной на международной экономической арене.

Как можно оценить политику первого резидента России?

Нет однозначной оценки не только политики в целом, но и отдельных её моментов. Так, развал Советского Союза, воспринимается не всеми как негативный результат деятельности Ельцина.

Первый президент и его команда понимали необходимость реформирования всех областей внутренней и внешней политики. Но выбранный ими неудачный курс ещё более обострил экономический кризис. Сломав всё имеющееся, Ельцин не смог организовать правильно и результативно деятельность государства во всех сферах.

Есть мнение, что россияне не были готовы получить свободу, данную им президентом, поэтому и правительство президента не смогли качественно и результативно реализовать реформы.

Политика первого президента была переломным и необходимым моментом на пути становления России как демократического государства.

II.ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (родился 1931, с. Бутка Свердловской обл.) - государственный, партийный и общественный деятель, первый Президент России. В 1955 окончил строительный факультет Уральского политехнического института. Работал строителем, освоив за год 12 рабочих специальностей. Был начальником участка, главным инженером, начальником управления. В 1961 вступил в КПСС. В 1968 Ельцин перешел на парт. работу, возглавив отдел строительства обкома партии. В 1975 стал секретарем, а на следующий год первым секретарем Свердловского обкома КПСС. В апреле. 1985г. Ельцина назначили зав. отделом ЦК КПСС. Через два месяца он стал секретарем ЦК КПСС и первым секретарем МГК КПСС, а в 1986 и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1987 Е. разошелся с М.С. Горбачевым по коренным вопросам проводившейся полит, и экономической реформы, что особенно ярко проявилось на Окт. пленуме 1987. Снятый со своего поста, Е. был назначен на пост министра - зам. председателя Госкомитета по строительству, и возглавил демократическую оппозицию. В 1990 на последнем, XXVIII съезде КПСС Е. демонстративно вышел из партии. Конфронтация между Председателем Верховного Совета СССР Горбачевым, стремившимся сохранить равновесие между демократами и консерваторами, и Председателем Верховного Совета России Е., лидером сторонников решительного продолжения реформ, усилилась настолько, что парализовала конструктивную деятельность в стране. 12 июня 1991 Е. на всеобщих выборах был избран Президентом России. Путч 19 - 21 августа 1991 (ГКЧП), попытавшийся восстановить рушащуюся административно-командную систему, привел к запрету КПСС и распаду СССР. В дек. 1991 президенты России, Украины и Белоруссии провозгласили образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В 1996 Е. был переизбран на второй срок. Е. - автор кн. "Исповедь на заданную тему" (М., 1990) и "Записки президента" (М., 1994). БОРИС Николаевич появился в Москве, когда Политбюро ЦК КПСС брежневской закваски безнадежно состарилось. Некая ниспадающая дуга советской власти "Брежнев - Андропов - Черненко" закончилась приходом перестроечника М. Горбачева. У Михаила Сергеевича еще оставались и материальные и кадровые ресурсы обновить советский социализм. У Б. Ельцина таких резервов уже не было. Было совершенно ясно, что будущее России - в кромешной мгле с остановкой промышленности, голодом, сепаратизмом регионов. Властолюбивого Бориса Николаевича это не испугало. Он затеял игру в обещания - лишь бы пережить лихие годы, а там - посмотрим. Татарстану обещал суверенитет, молодежи - светлое будущее, военным - оружие.

Основными положениями этой реформы были:

· Либерализация (отпуск) цен, свобода торговли.

Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой « рыночной выучке». С другой – это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция, прирост которой составлял около 20% в месяц.

· Приватизация (передача государственной собственности в частные руки)

Ваучерная приватизация была названа её идеологом и реализатором, А. Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого начала довольно скептически относился к идее приватизации. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались о том, что народ правильно воспринимал идею и практику приватизации и потому она проходит без социальных эксцессов. Но думается, что большинство граждан отнеслись к операции просто равнодушно, заведомо зная, что в рыночной экономике собственником не может быть народ. В самом деле, слишком странной выглядела бы «народная частная собственность», на основе которой страна двинулась к рынку. В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими.

2.Земельная реформа

Также была обречена на провал. Передача земли в частные руки приводила к тому, что люди, работавшие на земле, но не имевшие начального капитала попросту разорялись.

3.Реформирование политической системы России. Становление новой политической системы.

Декабрь 1992 г. - март 1998г.-В.С.Черномырдин во главе правительства РФ.

21 сентября 1993г. – прекращение полномочий Съезда народных депутатов и Верховного совета. Указ президента Б.Н. Ельцина “О поэтапной конституционной реформе”

В результате этих действий полностью прекратили свое существование органы советской власти.

Апрель-август 1998 года – Сергей Кириенко во главе правительства РФ.

Май-август 1999- Премьер – министром становится Сергей Степашин.

Многое из того, что делал Ельцин, он делал впервые за последние более чем 70 лет. Я считаю, что невозможно недооценить роль человека, который положил начало этим демократическим реформам, который посвятил свою жизнь борьбе за демократию в России. Ельцин смог сосредоточить в своих руках немалую власть и смог также (что еще важнее и сложнее) ею распоряжаться. С приходом Ельцина к власти, в России началась новая эпоха; он сумел провести страну, находящуюся в крайне тяжелом и опасном положении, по пути как можно минимальных потерь. Конечно, времена его пребывания президентом не назовешь «золотым веком», но все же его огромную роль в развитии и восстановлении России, как сильного и могущественного государства нельзя отрицать.

Список использованной литературы:

· А.В. Ушаков, И.С. Розенталь, Г.В. Клюкова, И.М. Островский

“Отечественная история XX век.”

Москва 1996г.

· В.А. Поцелуев

“История России XX столетия”

Москва, 1997 г.

· Валерий Джалагония

“Феномен Горбачева”-журнал “Эхо планеты” №12, 2001 год

· Татьяна Нетреба, Андрей Угланов.

“Черно-белый Ельцин” – АиФ №5 2001 год

Глава «правительства реформаторов», до президентства обещавший суверенитет регионам и оружие военным. За годы управления страной Борис Ельцин предложил такие изменения, последствия которых российское общество будет еще долго хвалить и проклинать, а надо бы проанализировать.

Реформы правительства Ельцина сегодня

Борис Ельцин имел «корочки» на двенадцать рабочих специальностей, но пошел на партийную работу. Восстал против консерватизма КПСС и вышел из партии, заняв место в верхушке демократической оппозиции. Президент, через месяц после выборов которого грянул путч, хотел окончательно выбить ресурсы административно-командной экономики, но привел страну к дефолту.

Почти синонимом дефолта сегодня является имя Бориса Ельцина. Другие прочные ассоциации: рэкет и «малиновые пиджаки», нищета и безработица, жесточайшая первая Чеченская кампания и эмиграция, нелепые публичные выступления президента и полный крах авторитета России в мире. А также провалившиеся экономические и политические реформы Ельцина. Однако тут не все так однозначно, вовсе не все попытки Ельцина направить страну по положительному вектору остались безуспешными. Делать это предстояло на новых, четко не сформулированных и потому многим непонятных до сего дня идеологических позициях и при шаткой экономике. Спорные преобразования, но не всецело негативные. Плюсы и минусы реформ Ельцина ныне еще яснее, чем в девяностые.

Новые реформы для новой страны: положительное

Новую Россию ельцинского периода характеризуют несколько преимуществ, обычно их не подвергают сомнению, хотя в оценке их качества согласованности у критиков меньше. Однако назовем им:

  • Ельцинскую Россию приветствовали европейцы и американцы. Борис Ельцин часто встречался с политиками и главами государств, демонстрируя полную готовность соглашаться с ними и изо всех сил строить в России рыночную экономику. Некоторые этот пункт наверняка перенесли бы в следующую часть статьи - про минусы, но в девяностые наша страна едва ли могла себе позволить обострение международных отношений, хотя настоящей дружбы - экономической и политической - добиться не удалось.
  • В стране нет цензуры, и за представителями творческих профессий больше не следят. Нет контроля ни в культурной сфере, ни в СМИ. Провозгласили свободу слова.
  • Приватизация. Россияне становятся собственниками квартир и предприятий в знак уверенного движения к демократии. До сих пор спорят при перечислении пунктов положительного влияния на рыночные реформы Ельцина.
  • Свобода выбора власти началась с Бориса Ельцина.
  • Появляется много банков, особенно мелких. Но они обслуживали в основном интересы нового класса - новых русских, а также собственников заводов и компаний.
  • Политические реформы Ельцина с демократическим курсом: многопартийная система, разрешение импичмента и парламентские выборы.
  • Налоговая реформа в России 1991 года - первый этап, закладываются основы налоговой системы.
  • Железный занавес рухнул окончательно - границы открыты.
  • Итак, не все положительные пункты являются абсолютно таковыми. Некоторые тогда вызывали сомнения.

    Новые реформы для новой страны: отрицательное

    Разрушая Советский Союз, инициаторы вряд ли представляли, что же будет потом. Отказавшись от плановой экономики, они будто любое планирование считали пережитком Советов. Недальновидность такой почти романтической позиции скоро плохо скажется на населении и государственной системе. Возможно, и пользы не было составлять планы дольше, чем на месяц. Как позже признается известная «пятерка» экономического блока начала девяностых, работали именно так. Проблемы в основном не прогнозировали, а пытались решить. Задачи не ставили, чаще становились заложниками условий, которые создавали эти задачи.

    Неудачные преобразования и последствия реформ Ельцина:

  • Война в Чечне. Россия слабела на глазах, этим воспользовались националисты в регионах. В Чеченской республике провозгласили независимую Ичкерию, начались этнические чистки русских. Ельцин отправляет войска в Чечню. Это вызвало раскол в парламенте. Егор Гайдар, возглавлявший партию «Демократический выбор России», с партийцами объявил протест, но на решение повлиять не мог. У Ельцина появилась новая линия оппозиции, демократическая. В Москве проводились антивоенные митинги, СМИ пестрели заявлениями против войны. Большая трагедия, конечно же, разгоралась не в правительстве и парламенте, а в Грозном, Гудермесе, Аргуне и других населенных пунктах. Скудное оснащение войск, состоящих в основном из срочников, бездарное командование и деморализованная армия. Называют разные данные о потерях, от 4 до 14 000 погибших. Война в Чечне, или как ее назвали установление конституционного порядка в Чеченской республике, уязвила репутацию Ельцина, как правителя, способного действовать в критической ситуации, и лишила его политических дивидендов, полученных на заре новой России.
  • Высокая криминализация, разгул бандитизма, коррупция и рэкет. Рыночные реформы Ельцина провозгласили свободу собственности, и некоторые понимали ее как индульгенцию на использование права сильного. В российских городах появляются бандитские группировки, которые, не боясь никого и ничего, захватывали бизнес, убивали конкурентов и противников, несогласных и свидетелей преступлений. Правоохранители часто не вмешивались в разборки, известны случаи участия милиции в криминале. Нередко в банды шли безработные, в основном молодежь, попавшая под сокращение, а также желавшие легко нажиться. Началась эпоха заказных убийств.
  • Безработица и задержка заработной платы месяцами, массовые сокращения на производствах и ликвидация заводов. Особенно пострадали сельское хозяйство и промышленность. Последствия реформ Ельцина эти области ощущают на себе до сих пор.
  • Дефолт - основной недостаток ельцинских реформ. Эксперты экономики говорят, что избежать обесценивания рубля было возможно, если бы не ранее принятые решения президента или санкционированные им в экономике и социальной сфере. Россияне обнищали.
  • США и другие «друзья» новой России перестают считаться с интересами страны.
  • Конституционная реформа Ельцина была многообещающа, но по факту и на деле почти не работала. Законы не боролись с рэкетом и коррупцией. Среднестатистический россиянин превращался в «маленького человека», как в романах классиков. Пессимистические настроения народа усиливались и не сулили Ельцину кредита доверия.
  • Люди начали уезжать из страны - в поисках работы, безопасности или профессиональных перспектив. Уезжает множество специалистов и ученых. Еще одна потеря вследствие преобразований.
  • Сегодня в оценке плодотворности реформ Бориса Ельцина выделяют две точки зрения. Одни говорят, что «сотрясение» России в 90-х дало ей стабильность нулевых. Противники считают, что двухтысячные спасло правительство, пришедшее на смену, а кризисы - последствия реформ Ельцина и реформаторов иже с ним.

    Рыночная экономика - новый курс России

    Начало реформ Ельцина стартовало с переустройства экономики. Постсоветская эпоха началась под знаком рынка. Борис Ельцин, едва приняв страну, повел ее назад - к капитализму, от которого отреклась победившая революция в 1917 г. Кстати, интересна природа опасения финансового блока правительства Ельцина о сегодняшнем возврате плановой экономики. Реформаторы 90-х считают губительным обращение к экономическому опыту Советов. Правда, внятных обоснований позиции сформулировать не могут.

    Итак, Борис Ельцин направляет Россию к рынку, и эту главную реформу одобряет Запад.

    Новое правительство возглавляет Ельцин, но схемы экономических преобразований он поручает тридцатипятилетнему Егору Гайдару. К нему примыкают другие младореформаторы: тридцатишестилетние Анатолий Чубайс и Петр Авен, тридцатидевятилетний Александр Шохин и тридцативосьмилетний Андрей Нечаев. Их прозвали «гарвардские мальчики». Гарвард они не оканчивали, но изучили западную экономическую теорию.

    Как проверяли теорию

    Борис Ельцин запретил младореформаторам лезть в политику, но дал полную свободу в попытках построить экономику. Гайдар с коллегами начинают применять теорию на практике с либерализации цен. Наполнить прилавки решили, дав волю ценообразованию, чтобы таким образом достичь баланса спроса и предложения. Все были против идеи Гайдара, кроме Ельцина. И с первого января 1992 года все начинают стоить так, как выгодно продавцу. Цены взлетели на некоторые товары в десятки раз.

    Реальные доходы населения упали наполовину, и все это на фоне растущей безработицы. Правительству оставалось либо платить дотации, либо вводить карточную систему. Но бюджет развалился и «карточки» не было возможности поддержать. Да и народ не одобрил бы. Оставили ситуацию в покое, продолжая объяснять тогда и сейчас, что либерализация цен - болезненная процедура, но единственно возможная в реалиях девяностых.

    В магазинах появились «диковинные» для советских людей продукты и товары, но купить их было не на что. Денег хватало только на самое необходимое. Вводят «прожиточный минимум» и на помощь призывают свободу торговли.

    Либерализация торговли

    Продают почти все. Ларьки, уличные ряды с торгующими бабушками, множество вещевых и авторынков. Челноками становятся ученые и артисты.

    Но большая выручка была доступна «продавцам» нефти, газа и цветных металлов. Причем разница между высокими мировыми ценами и низкими внутренними обещала прибыль в тысячу процентов. За активы в «лихие девяностые» боролись с оружием и бандами. Из-за отсутствия эффективно работающих государственных институтов начинают делить рынок всеми доступными методами. Позже реформаторы скажут, что не могли предвидеть такую силу криминализации, считая, что дальше мелких маргинальных разборок бизнесмены не пойдут. Но бизнес обзаводился «крышей», наличностью и активами, зачастую демонстративно пренебрегая законом.

    В это время появляются «новые русские». Они обогащались за минуты, когда доходы обычных людей едва поспевали за расходами.

    Приватизация

    Когда в России запускали процесс «ваучерной приватизации», предполагали, что так советские предприятия обретут новых эффективных хозяев. Необходимость реформы списывали на «красных директоров». Так называли руководителей мощных предприятий, которые использовали свой статус как «кормушку» и втихую от государства работали по «серым» схемам сбыта.

    Ельцин и его правительство создавали класс собственников и провозглашали превосходство частной собственности над государственной. Громкие заявления о правах каждого на приобретение собственности по номинальной цене оказались в действительности фиктивными. Небольшую выгоду могли получить только трудившиеся на высокодоходных предприятиях, а таких было немного. К тому же, начинают проводить закрытые аукционы. Обещанных равных прав на государственную собственность не получилось.

    Все попытки стабилизировать ситуацию несли крах. «Павловская реформа» привела к обнулению вкладов. Попытались включить печатный станок, но это принесло больше вреда, чем пользы.

    Уход Гайдара, первые «пирамиды» и ГКО

    Все попытки добиться сокращения госдолга не имели успеха, добились лишь отсрочки платежа. Долги прощали Греции и Польше, но не слабой России. Экономический стресс усугублял и политический кризис. В декабре 1992 года народные депутаты требовали смены главы правительства. Позже Ельцин предлагает кандидатуру Виктора Черномырдина, допустившего вскоре много ошибок.

    В 1993 году начался обмен советских рублей на российские. Принимали только по 35 000 рублей и всего две недели. У отделений Сбербанка выстраивались очереди. Ельцин решает увеличить сумму до ста тысяч рублей и сроки - до конца года.

    Начинается эра финансовых «пирамид». Появляются «МММ», «Селенга», «Властелина» и другие помельче. Власти наблюдают за их деятельностью отстраненно, политической воли, чтобы вмешаться, не было, как и подходящего закона. Но позже объявят, что экономические реформы Ельцина во многом дискредитировали именно «пирамиды».

    Причем параллельно с «пирамидами» в России появляются государственные краткосрочные облигации, чтобы пополнить бюджет. Государство выпускало облигации и продавало их. Вырученные деньги делились на две части. Одна шла на покрытие бюджетного дефицита. На другую - через дочерние структуры Центробанка государство покупало свои же ГКО. Поначалу ГКО приносили деньги, но к началу девяноста восьмого года бюджетный дефицит будет просто огромен.

    Раздача госсобственности

    При приватизации мощные российские предприятия обошли этот процесс, формально оставшись государственными, но регулировались такие фирмы только директорами и, изредка, еще и узким кругом руководства. Началась «залоговая» приватизация, одобренная правительством, при которой предприятия выкупались на государственные деньги.

    Министерство финансов переводило деньги в банки, подконтрольные олигархам. Назначался «аукцион», победитель которого под залог акций предприятия предоставлял кредит государству, состоящий из его же средств. И когда государство не выплачивало кредит, акции оставались у нового владельца. В частные руки по таким «аукционам» ушло больше десяти предприятий, в том числе, «Норильский никель» и «Юкос». Михаил Ходорковский, например, заплатил за госкомпанию средствами депозита Минфина, который разместили у него экономисты.

    Дефолт и бунт шахтеров

    В 1998 году объявили о деноминировании рубля: тысяча рублей превратилась в один. В этот год до России докатился финансовый азиатский кризис, и резко упали цены на нефть до двенадцати долларов за баррель. Власти пытались держать рубль «на плаву», Центробанк пускал валюту и началась «рельсовая война». В мае шахтеры перекрывают железнодорожные пути и требуют отставки Бориса Ельцина, а также роспуска Госдумы и правительства. Требования вернуть шахты государству натыкаются на мнения о требуемой в угольной отрасли реструктуризации, с ликвидацией шахт и рабочих мест.

    В августе грянул дефолт, западные экономисты его предрекали, но в России президент с прогнозами не соглашался и публично заявлял, что дефолта не будет. Но он настал, государство объявило себя банкротом, правительство признало, что возможности держать рубль в валютном коридоре больше нет. Российский рубль упал в полтора раза, а банки перестали выдавать вклады. Сменялись премьеры: Кириенко, Примаков, Степашин, а потом Ельцин объявил, что он уходит с поста президента России.

    Итоги реформ Ельцина

    В имиджевом смысле основные реформы Ельцина стали абсолютным поражением. Особенно экономические реформы Ельцина. После капитуляции социалистической экономики Россия девяностых стала страной победившей наличности. Бизнес-элита создавала карманные банки, а правительство «подарило» заводы и предприятия, не получив никакой выгоды для бюджета.

    Правительство не проявляло ответственности за свой народ, который от реформы к реформе переживал шоковую терапию. Реформы больше походили на эксперименты, создавая постоянную угрозу дефицита и голода.

    Можно ли было строить новую Россию другими реформами - спорят до сих пор, как и о президентских возможностях и ресурсах Бориса Ельцина. Еще накануне выборов первым за него проголосовал бизнес. Дорогая и масштабная избирательная кампания «Голосуй, или проиграешь». Больше всего проигрывать не хотели бизнесмены, боявшиеся победы кандидата в президенты и соперника Ельцина коммуниста Геннадия Зюганова. Вероятнее всего, тогда бы пришлось вернуть все рыночные «достижения».

    Преобразования не привели Россию к прогрессу, а лишь замедлили развитие страны, очень больно ударив по экономике и почти каждой российской семье. Некоторые говорят, что все бы получилось, если бы не было попустительства со стороны власти на разрушающие страну процессы. Впрочем, это время прошло, и сейчас остается лишь анализировать прошлые ошибки, чтобы не допустить их повторения.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»