Архиепископ евстафий александровский и юрьев польский. Епископ Евстафий: биография

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

То-то я смотрю, что вдруг мне начали "сыпаться" комментарии в тему трех с лишнем летней давности - . Ну, например, такие:
"Верните его нам в Читу!!! Без него мы осиротели.Для каждого у него были либо доброе слово либо взгляд наполненной такоооой любовью! Здоровья Вам, дорогой Владыко Евстафий и терпения! Мы Вас очень ЛЮБИМ!!!"

"Судья Вам Бог, За то что клевещите на Владыку!!!"

"Что-то сами Вы, отец Филипп, не захотели остаться в Чите? Не захотели помощь Владыке поднять Читинскую Епархию из ничего.... Больной бабушкой прикрылись. А тебе "подливаете масло в огонь", трясете какую-то грязь. Помогаете подонкам травить престарелого человека. Это не делает Вам чести. Ваша старость тоже не за горами. Чем похвастаетесь???"

Я в недоумении. Что это вдруг стали вспоминать эту тему, которая давно уж в архив ушла?... Оказывается, дело в сегодняшнем решении Священного Синода:

Не скрою, я в прошлом молился о том, чтобы это произошло. В последние годы вообще позабыл про архиепископа, молиться уже перестал. И тут, оказывается, что Бог, все-таки, услышал молитвы и мои, и многих других, кому архиерей успел попить крови в бытность управляющим Читинской епархией.
В моем случае я вовремя оттуда уехал и отделался весьма легко, только краем глаза застав тот тоталитаризм и формировавшийся культ личности епископа, который затем навел террор на всё духовенство, без преувеличения. Да, по сравнению со многими теперешними епископами, вымогающими последние деньги с приходов, он тогда, несомненно, выигрывал в глазах многих людей. Я и сам сначала доверился ему, решив остаться в епархии уже после того, как получил от предыдущего еп. Иннокентия отпускную грамоту, которой решил не воспользоваться, и остался дальше служить при новом архиерее. Он выглядел тогда вполне симпатично, таким молитвенником, рассудительным почти старцем. А потом постепенно начала атмосфера меняться. Недоумения накапливались, вопросы множились, и даже иной раз задавал себе вопросы: что вообще происходит и куда мы заплываем!? Это был 2001 год, весьма задолго до того, как многие нынешние читатели, например, портала "Ахилла", начали открыто выражать свои мысли о , например.
В моем случае это было одно из самых острых разочарований в служителях во время пребывания в церковной среде. Я перестал после этого верить архиереям в принципе. И научил меня этому еп. Евстафий, он был первым, кто развеял бывшие до того иллюзии насчет тех, кто попадает в эту среду. В которой, конечно, есть и приятные исключения, но в общем лишь подтверждающие правило. Конечно, ему не отмерилось так, как он мерил своим подчиненным. Это просто уход "на пенсию", где почитательницы-обожательницы владыки будут иметь беспрепятственную возможность его навещать.


до 3 февраля 2013 года - епископ
до 10 октября 2009 - епископ Читинский и Забайкальский 30 января 2000 года - 30 мая 2014 Избрание: 29 декабря 1999 года Предшественник: Иннокентий (Васильев) ;
Вадим (Лазебный) (в/у) Преемник: Владимир (Самохин) Имя при рождении: Евдокимов Евгений Владимирович Рождение: 1 ноября (1951-11-01 ) (67 лет)
село Калтасы , Башкортостан Принятие священного сана: 4 января 1981 года Принятие монашества: 4 декабря 1980 года Епископская хиротония: 30 января 2000 года Награды:

Архиепископ Евстафий (в миру - Евгений Владимирович Евдокимов ; 1 ноября , село Калтасы , Башкирская АССР) - архиерей Русской православной церкви , архиепископ Александровский и Юрьев-Польский .

Биография

Окончил среднюю школу, служил в армии. В 1974 году поступил в Московскую духовную семинарию , затем - в Московскую духовную академию , которую окончил в 1981 году со степенью кандидата богословия.

Архиерейство

27 декабря 2000 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «Временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в Автономном Районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, возложить на епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в координации с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата» .

После выделения решением Священного синода от 10 октября 2009 года из состава Читинской епархии самостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии епископу Евстафию определено иметь титул Читинский и Краснокаменский.

3 февраля 2013 года, в неделю 35-ю по Пятидесятнице, перед началом второго дня работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий был возведён в сан архиепископа.

30 мая 2014 года Священным Синодом назначен архиепископом Александровским и Юрьев-Польским .

Критика

В 2006 году епископом Евстафием был запрещён в священнослужении о. Сергий Таратухин за признание Михаила Ходорковского политзаключенным и на этом основании отказавшимся освятить административное здание колонии в Краснокаменске , в которой предприниматель отбывал срок заключения.

Награды

Церковные Светские

Напишите отзыв о статье "Евстафий (Евдокимов)"

Примечания

Ссылки

  • на официальном сайте Московского патриархата.
  • в Энциклопедии Забайкалья .

Отрывок, характеризующий Евстафий (Евдокимов)

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов)

Семинаристом он распространял православную литературу и очень ЛИЧНО рисковал, приводил студентов Московского университета к Вере. Став Епископом он один на встрече епископата с президентом Путиным поднял вопрос о китайской экспансии в Сибире. Открытых писем Патриарху он не пишет, а свято и достойно совершает своё служение Богу, Церкви и России.

ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович) – епископ Читинский и Забайкальский. Родился 1 ноября 1951 года в Башкирской АССР. Окончил среднюю школу, служил в армии, после демобилизации поступил в 1974 году в Московскую духовную семинарию, затем в Академию, которую окончил в 1981 г. В 1980 году в Свято-Троице-Сергиевой лавре (г. Сергиев Посад) принял монашество. В 1982 году стал священником (иеромонахом). В 1984 году был направлен в Москву на восстановление Свято-Данилова мужского монастыря. В 1988 году был направлен в качестве духовника и строителя во вновь открытый в городе Ярославле Толгский мужской монастырь. В 1991 году назначен наместником открытого в том же году в городе Ростове Великом Ярославской области Спасо-Иаковлева Димитриева мужского монастыря. 29 декабря 1999 года был назначен епископом Читинским и Забайкальским. 30 января 2000 года был рукоположен во епископа. 14 февраля 2000 года прибыл в город Читу.

Владыка Евстафий
Решением Священного Синода от 28-29 декабря 1999 г. наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря архимандрит Евстафий назначен епископом Читинским и Забайкальским. Это была уже вторая попытка его епископской хиротонии. Первый раз он вышел на Синод при Патриархе Пимене и на вопрос об отношении к экуменизму сказал: "Это главная ересь ХХ века". 29-30 января в кафедральном Московском Богоявленском соборе состоялась хиротония архимандрита Евстафия во епископа Читинского и Забайкальского. Посвящение архимандрита Евстафия во епископа было совершено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архиереев: Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, Сергия, митрополита Солнечногорского, Питирима, митрополита Волоколамского и Юрьевского, викария Московской епархии, Евсевия, архиепископа Псковского и Великолуцкого, Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, Саввы, епископа Красногорского, викария Московской епархии, Алексия, епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

При наречении во епископа Читинского и Забайкальского, совершившемся за всенощным бдением 29 января архимандрит Евстафий сказал:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Преосвященные архипастыри, Святители Церкви Божией! В определении Вашего Святейшества и Священного Синода быть мне епископом я вижу волю Божию, без которой ничего не совершается в мире, поэтому смиренно приемлю великий жребий служению Богу и людям и ничего вопреки глаголю. Если бы мне позволено было поступать по движению моего сердца, я молил бы «да мимо идет от меня чаша сия» (Мфю26, 39), но когда умолкла в душе моей первая буря «помышлений сумнительных» и испытав совесть перед Богом, чувствую, что я был чужд желаний высших почестей.

В смущении и трепете предстою я сейчас перед Вами. От этого высокого служения уклонялись и святитель Иоанн Златоуст, и святитель Григорий Богослов, и великий печальник земли Русской – преподобный Сергий.

Не могу скрыть от Вас внутреннего волнения и страха, которые «обуревают смиренную мою душу» от сознания своего недостоинства и того, как много ждет от епископа Святая Церковь. Смогу ли, как того требует Господь, быть солью земли и светом мира (Мф.5, 13-14).

Знаю, по Священному Писанию и святым отцам, что епископ должен иметь глубокую и горячую веру, самоотверженную любовь к Богу и людям, кротость, воздержание, умеренную строгость, житейскую мудрость, дар слова и еще много других достоинств.

Не буду здесь говорить о чувствах своей греховности и личного недостоинства, которые сознаю и глубоко переживаю, и которые ведомы Богу. Верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», дарует мне в хиротонии то, чего – недостает.

С детских лет познал я, что «помощь моя от Господа, сотворившаго небо и землю» (Пс. 120, 2). Мысленно возвращаясь в далекие дни юности, вижу, что «Господь пасет мя» (Пс. 22,1), что Он, Всемилостивый, привел меня в Московские духовные школы и сподобил отложить «житейского обычая шатание» в обители Живоначальной Троицы и у раки преподобного Сергия облечься в ангельский образ.

С полной отдачей самого себя нес я послушания и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Свято-Даниловой обители, и в Толгском монастыре, и в Спасо-Яковлевом Димитриевом монастыре.

С глубокой грустью оставляю я последнее послушание. Почти девять лет Господь судил мне быть наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Всеми моими чувствами и мыслями я принадлежу этой святой обители и у мощей святителей Димитрия и Иакова, преподобного Авраамия Ростовских чудотворцев, блаженно почивающих в обители, мыслил остаться до конца своих дней, ибо знаю «от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47-48). Но час мой пробил, и я при всем своем сознании, что не достиг того, чтобы быть призванным, должен идти за Тем, Кто призывает меня.

Утешаю себя надеждой на всегдашний покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство преподобных Сергия Радонежского и Даниила Московского, всех Ростовских святых. Прибегаю к молитвам святых Сибири и Дальнего Востока, наипаче к святителю Иннокентию (Вениаминову), чтобы помогли управлять мне Богом данной Читинской паствой.

Благодарю Вас, Святейший Владыко, за то высокое доверие, которое Вы оказали мне, избрав меня епископом Русской Православной Церкви. Прошу Вас, Святейший Владыко, всех Вас, святители Христовы, вознесите Ваши святые молитвы о моем недостоинстве, чтобы Господь освятил и укрепил меня Духом Своим Святым, чтобы в своем служении Церкви не стал бы я соблазном и виновником гибели верных, но смог бы в день судный сказать: «Вот, я и дети, которых Ты мне дал, Господи» (Евр. 2, 13). Аминь».

На наречение архимандрита Евстафия в Богоявленском соборе приехало много чад его духовных, богомольцев, знавших его и по служению в Троице-Сергиевой Лавре, и по Даниловскому монастырю, по Толгской обители, и по Спасо-Яковлевскому монастырю. Молились в храме и читинцы, проживающие в Москве, но происходящие из Забайкалья. После наречения, по выходе архимандрита Евстафия из храма, продираясь сквозь огромную толпу, желающих взять благословение у него, читинцы поздравляли Евстафия, с любовью рассказывая о своей родине, теплыми словами поддерживали пастыря и говорили об огромной жажде русских людей в Забайкалье приобщения к Православию и о том, что его очень ждут в далекой Чите.

На другой день, 30 января, на Божественной Литургии храм был полон приехавших из Ростова, Ярославля, Ижевска, Москвы и Подмосковья. Все усердно и благоговейно молились единой молитвой, с трепетом внимая каждому слову, произнесенному Святейшим Патриархом, сослужащим ему архипастырям и архимандритом Евстафием. «Аксиос!» - слышался голос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. « Аксиос, аксиос, аксиос!» - вторили архиереи в алтаре храма. «Аксиос, аксиос, аксиос» - неслось сверху храма, где у сводов расположен соборный хор. «Аксиос!» - звучало в душе каждого горячо и слезно молящегося. И вот из алтаря вышел новопоставленный епископ Русской Православной Церкви Евстафий. Большинство приехавших помолиться на хиротонии архимандрита Евстафия причащались Святых тайн. По окончании богослужения все архиереи во главе со Святейшим вышли из алтаря на середину храма, где рядом с ними предстал их новый собрат епископ Евстафий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при вручении архипастырского жезла епископу Читинскому и Забайкальскому Евстафию произнес Слово:

«Преосвященный Епископ Евстафий, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш! Всеблагим Промыслом Божиим, избранием и утверждением Нашим и Святейшего Синода, определено тебе быть епископом Русской Православной Церкви в Богоспасаемом граде Чите.

Ныне по чину Святой Церкви, через таинственное возложение святительских рук соприсутствующих здесь епископов, ты удостоился архиерейской благодати.

Теперь ты, собрат наш, ожидаешь от нас братского наставления в путь твоего предстоящего епископского служения.

С юных лет ты возлюбил Господа и последовал за Ним. В Лавре Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, ты приобщился к лику иночествующих и в вертограде духовного просвещения – Московских Духовных школах – ты был усердным воспитанником, заботился о своем духовном и нравственном совершенствовании в духе преданности Святой Православной Церкви и Отечеству. Несколько лет в своей жизни ты руководствовался наставлениями архиепископа Евлогия, в то время наместника возрождаемого Данилова монастыря, вместе с ним имея попечение о возращении древней святой обители былого благолепия.

Когда пришла пора возрождать и другие святыни нашего Отечества, тебе выпал жребий трудиться сначала в Толгском монастыре, а затем в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, где ты возрастал от силы в силу.

Мы знаем, какой печальный вид имел этот монастырь, когда на тебя была возложена забота о нем. Плодами твоего неусыпного попечения стало восстановление обители, строгий уставной чин ее богослужений, добрый дух среди иноческой братии.

Все это позволяет нам надеяться, что в епископстве своем ты будешь «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15).

Блюди духовное богатство апостольского и святоотеческого предания, поступай так, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины». (1 Тим. 3, 15).

Сохраняя и утверждая неразрывную связь православной духовной традиции будь строгим блюстителем законов и постановлений церковных, прилагая их во всей силе в собственной жизни, требуя настойчиво и от других неукоснительного их исполнения.

В своем новом и ответственном служении прежде всего любовь к пастве. Господь наш Иисус Христос Своим апостолам, а в их лице и всем приемникам их служения – дал заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф.18, 10). Добрый пастырь, по слову Спасителя, должен душу свою положить за каждого из них (Ин. 10, 11).

Но не только любовью, иногда и строгостью, должен руководствоваться архипастырь. На нас лежит ответственность следить, чтобы пастыри творили дело Господне не с небрежением (Иер. 48, 10), а с ревностью и благоговением, чтобы они своим поведением не оскорбляли святость своего служения и не соблазняли благочестивый народ, желающий видеть в пастыре образец благочестия.

Паси Божие стадо, «надзирая за ним, - по апостолу, не принужденно, но охотно и богоугодно, из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 2-3).

Ты исповедал вчера в своем слове при наречении, что тебя устрашает высота и ответственность архипастырского служения. Этот священный трепет объемлет каждого новопоставляемого епископа.

Всем пастырям Церкви Христовой нужно возлагать все упование свое не на свои силы и труды, а на Бога, соделывающего великая и славная в наших немощах (2 Кор. 12, 9), тем необходимее подобное смиренное сознание для тебя, по важности предстоящего тебе архиерейского служения.

«Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54, 23).

«Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11,2) да управят тебя и вразумят на пути твоего архипастырского делания.

«Будь верен до смерти» своему служению и даст Господь «тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

Молитвы и благословения дивного сонма Ярославско-Ростовских святых, молитвы святителей Иннокентия Иркутского, Иннокентия Московского, других подвижников веры и благочестия Сибири и Дального Востока – да сопутствуют тебе в твоем служении и трудах.

Епархия, вручаемая тебе, расположена на Дальнем Востоке, который подвергся страшному разрушению в годы господства атеизма и борьбы с религией. Милостию Божией и трудами твоего предшественника по кафедре, в годы возрождения церковной жизни многое сделано, но тебе предстоит продолжить устроение епархиальной и приходской жизни, помогая жителям региона их духовному возрастанию.

Твоя хиротония совершена в дни эпохального юбилея – 2000-летия пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю тебя с благодатью архиерейства, молитвенно желаю щедрой помощи Божией в окормлении чад церковных и тех, кто ищет дорогу к храму и к Богу, обретает эту дорогу, возвращается к вечным, непреходящим духовным ценностям христианской веры и Святого Евангелия, которое Господь оставил нам.

Прими сей жезл как знак твоего священноначалия и знамение дарованной тебе силы Божией.

А теперь взойди и с любовью преподай свое первое архипастырское благословение здесь присутствующим верным людям, благоговейно и усердно молившимся о тебе во время твоей хиротонии».

Желающих получить архиерейское благословение от новопоставленного владыки был полон храм, несколько сотен человек, и всем подойти под благословение было невозможно. Стоящие впереди, поздравляя епископа Евстафия, смогли вручить ему цветы, остальные же передавали свои поздравления – поверх всех голов плыло к владыке Евстафию огромное количество цветов, где явно преобладали большие букеты белых роз. Храм был полон любви и духовной радости. При выходе из храма небольшое расстояние, отделяющее кафедральный собор от трапезной, владыку почти несли на руках, богомольцы окружили его плотным и огромным кольцом, в воздухе громко звучали поздравления тех, кто не мог подойти к епископу за благословением. Светлое и радостное лицо владыки было несколько смущено от такого взрыва проявления почитания и любви большого количества людей. Много теплых, сердечных слов было сказано владыке Евстафию на праздничной трапезе. Владыка Евсевий еще помнил епископа Евстафия по Воронежу, владыка Евлогий много лет окормлял будущего архипастыря, они поделились своими воспомнаниями о его духовном становлении. Необыкновенно тепло прозвучали слова председателя правительства Ярославской области В.А. Ковалева, сказавшего о значении новопоставленного епископа в возрождении обителей древней земли центральной России, и об исключительном уважении и любви людей, многих из которых епископ Евстафий привел к Церкви.

Евгений Евдокимов, будущий владыка Евстафий, родился в башкирском селе Калтасы, что на южном Урале в 1951 году в русской семье. Мать его была учительницей, отец – служащим. В семье были еще двое младших детей, Дмитрий и Галина. Храма поблизости не было (ближайший в 150 км), но первые начатки святой веры мальчик получил от своей бабушки Анны Кузьминичны. По просьбе бабушки он часто читал ей Святое Евангелие и Акафисты, которые были у нее на каждый день, тем самым в чуткое сердце ребенка вселялись вера во Всевышнего. Бабушка за год до своей смерти увидела своего любимого внука в сане священника, чему была несказанно рада. По окончании школы, Евгений год работал электриком на местном заводе в районном центре. По пути на вступительные экзамены в технологический институт в Воронеж, он заехал в Троице-Сергиеву Лавру. Это первое посещение Святой обители в 1969 году владыка Евстафий считает одним из главных моментов в своей духовной жизни. Обучаясь в Воронежском технологическом институте, он пришел в храм, где священником был будущий владыка Евсевий. После третьего посещения Троице-Сергиевской Лавры в 1971 году у Евгения зародилась мысль послужить Богу в иноческом звании. Узнав, что в духовную семинарию берут только после армии, он уходит служить. В армии он получил специальность радиста, и в звании сержанта ему доверили радиостанцию. Здесь, на радиостанции, а она была расположена в небольшом деревянном домике, он часто бывал один, что Евгений использовал для совершенствования духовных знаний, чтения молитв, серьезных раздумий о жизни временной и вечной. В конце службы в армии в 1974 году у него окончательно созрело желание поступить в семинарию. В том же году Евгений поступил в Московскую духовную семинарию. Поступление это он считает чудом, потому что он не имел рекомендации от архиерея или от священника, что являлось обязательным требованием для поступления в семинарию. Годы обучения в духовных школах, семинарии и Академии для владыки Евстафия – самые яркие и значительные страницы духовной жизни. Он регулярно посещал Лаврские богослужения, говел и часто причащался Святых Христовых Тайн, общаясь с иноками Лавры, духовно назидался. В течение нескольких лет нес академическое послушание иподиакона владыки ректора архиепископа Владимира (Сабодана). В конце III курса Академии поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. В 1980 году на праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм у мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе принял монашеский постриг с именем в честь святого великомученика Евстафия Плакиды. В 1981 году, 4 января, был рукоположен в сан иеродиакона. В этом же году иеродиакон Евстафий закончил Духовную Академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Учение прп. Симеона Нового Богослова о благодати». Из окончивших Духовную Академию вместе с епископом Евстафием сегодня уже четыре владыки: епископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), епископ Бронницкий Тихон (Емельянов), епископ Иркутский и Ангарский Вадим (Лазерный). В марте 1982 года иеродиакон Евстафий был рукоположен во иеромонаха, а через два года ко дню Святой Пасхи был возведен в сан игумена. Будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры нес послушание рухольного, помощника эконома, преподавателя заочного сектора Московской Духовной Семинарии и Академии, являясь профессорским стипендиатом. В 1984 году был направлен во вновь открывшийся Свято-Данилов монастырь в Москве. Стараниями отца Наместника архимандрита Евлогия (Смирнова) был переведен в братство Московской обители, где нес послушание ризничего и помощника наместника. В 1986 году награжден крестом с украшениями. В январе 1988 года был направлен наместником архимандритом Тихоном (Емельяновым) в командировку во вновь открывшийся в Ярославле Толгский женский монастырь в качестве строителя. Там игумену Евстафию пришлось быть и экономом, и духовником обители. В Толге игумен Евстафий встретил старца архимандрита Павла (Груздева). Восемь лет общения с ним многому научили игумена Евстафия, а главное – твердо верить в премудрый Промысл Божий. Отец Павел, прошедший большую жизненную и духовную школу, испытания 11 годами лагерей, имел дар прозорливости. Многое предсказал игумену Евстафию этот святой старец. Среди сбывшихся предсказаний есть и о его будущем архипастырском служении.

В мае 1991 года в ведение Ярославской епархии был передан Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом., куда игумен Евстафий был назначен наместником. 24 апреля 1994 года на праздник Входа Господня во Иерусалим по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия игумен Евстафий был возведен в сан архимандрита.

Владыке Евстафию нет еще и 50 лет, но какой значительный духовный путь прошел он. Получив начатки духовного пути в Троице-Сергиевой обители, известной своими древними духовными традициями, заложенными в XIV веке преподобным Сергием Радонежским, он был у истоков возрождения Русской Православной Церкви, восстановлении трех знаменитых русских обителей, в прошлом светильников благочестия и святости. Почти с первых дней участвовал в восстановлении Данилова монастыря, первой обители, возрожденной в советское время, в начальный период восстановления обители на Толге. В Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь он пришел уже с огромным духовным и строительным опытом и здесь его талант пастыря, строителя, эконома был максимально применен.

Первую Божественную Литургию в Спасо-Яковлевском монастыре игумен Евстафий служил в Димитриевском храме 16 мая 1991 года на праздник Вознесения Господня. Впереди были работы по восстановлению богослужебной жизни обители. Через три недели, перед праздником Всех святых в земле Ростовской и Ярославской просиявших, игумен Евстафий организовывает перенос крестным ходом святых мощей святителя Димитрия из фондов музея в обитель. Уже этот крестный ход, возглавляемый владыкой Платоном, Богоспасаемому граду Ростову напомнил, что он всю свою историю был духовным центром Руси, последние десятилетия об этом в городе свидетельствовали многочисленные храмы, закрытые в 1920-е годы, а теперь улицы города были освящены молитвами. Это был первый городской крестный ход, показавший городу, что здесь вновь зажила монашеская обитель.

Во время первой же службы игумен Евстафий вышел из алтаря и учил прихожан как надо складывать персты и как возлагать на себя крест, в следующий раз учил как храмом надо петь «Отче наш…». И это в древней православной земле, древнем епархиальном центре, каким является Ростов Великий!

Все, кто хоть раз побывал на службе архимандрита Евстафия, знает, что он являет собой пример молитвы неустанной, бодрой, высокой и одухотворенной. Владыка Евстафий показал красоту церковного богослужения. Он дал нам прихожанам поучение веры и жизни собственным примером, строгой и чистой жизни, неутомимого труженика во славу Божию. В Ростове быстро узнали и полюбили батюшку Евстафия. В городе сегодня много разрушенных зданий-особняков, говорящих и своими развалинами о наличии в прошлом порядка и состоятельности ростовцев. И если бы не было в городе Яковлевской обители можно бы прийти в уныние. Возрождающийся Спасо-Яковлевский монастырь с его напряженной духовной жизнью, с особой красотой богослужений, примером строгостью монашеской жизни, а главное деятельной любовью ко Господу отца наместника зажег в сердцах многих людей священный огонь веры и покаяния, отрадной надежды на спасение. Своей жизнью Яковлевский монастырь внес порядок, мир, чистоту в русскую душу, в русскую жизнь. И уже никто из нас не мыслит жизни без Церкви, без Яковлевского монастыря, и в этом огромная заслуга отца наместника, который всей своей подвижнической жизнью, духовной, молитвенной и хозяйственной проповедует веру Христову. Его деятельная любовь ко Господу возгорается в сердцах, приходящих в храм, и все стремятся помочь обители. Мы все знаем, что владыка очень строг, но это особая строгость, она пронизана всепрощающей и всепокрывающей любовью владыки к каждому приходящему в храм. Внимательнось и чуткость отца наместника испытал каждый, вошедший в обитель, даже случайно, будь то высокопоставленный чин или бедная старушка. Его ревностная и деятельная любовь к обители, к богослужениям определила жизнь многих. Его отеческая забота, мудрость советов, его сила молитвы защищали многих от житейских и других невзгод.

Огромные хозяйственные работы предстояли ему в возрождаемой обители. Место новое, ни техники, ни знакомых, ни связей – одно упование на Божию помощь. Первым насельникам монастыря, а их было четверо, выделили в детском садике маленькую комнатушку, проходную к туалету. Но и в этой комнате они бывали лишь несколько часов ночного сна, остальное время – самые тяжелые первостепенные работы в обители. Не сразу появились помощники, а мерзость запустения в огромном монастырском ансамбле была исключительная. Вот один показательный пример. В настоятельском корпусе несколько десятилетий был детский сад. Канализация была повреждена, и все человеческие отходы смывалась в подвал, благо был он глубокий. Отец наместник в болотных сапогах в течение нескольких дней совковой лопатой и ведрами вычерпывал всю зловонную грязь, накопленную за десятилетия. И так было во всем.

С первого дня был установлен строгий монастырский Устав, день начинался с братского молебна в 5 часов утра: Литургия, хозяйственные работы, Всенощная и опять работы до глубокой ночи. Когда игумен Евстафий вошел в Яковлевскую обитель, на ее территории жили 17 семей, был расположен детский сад и музей. Везде была мерзость запустения. С помощью Божией, молитвами и трудами архимандрита Евстафия с братией, многочисленными паломниками, богомольцами монастырь сегодня восстановлен.

Первые монашеские обеты в возрождающемся монастыре были принесены весной 1993 года. Сегодняшний наместник Ростовского Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов) именно тогда был пострижен в мантию. Сегодня в обители 12 человек братии и 10 послушников.

В 1997 году 25 августа привезена из Москвы Ватопедская икона Пресвятой Богородицы, чудотворный образ Спасо-Яковлевской Димитриевой обители, келейная икона святителя Димитрия. С этого года в обители установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы 25 августа.

Проведены планировочные работы территории монастыря (снят грунт около 1 метра, устроены по всей территории дренаж, ливневая канализация), посажен сад, разбит великолепный цветник, о красоте которого известно далеко за Ростовом. Благоустройство территории сделано по проекту ландшафтного архитектора Ярослава Волкова (г. Ярославль). Пруд перед монастырем очищен от загрязнений (в течение нескольких десятилетий рядом с прудом находился эмальцех, который отходы производства сбрасывал в пруд). Пруд осушили, сняли слой земли, затем наполнили водой и запустили карасей.

На месте святого источника, зарытого в годы советской власти, в 1996 г. была поставлена и освящена во имя святителя Иакова архиепископом Ярославским и ростовским Михеем часовня. Исследования проб воды этого источника показали, что вода относится к минеральным (хлоридно-сульфатной кальциево-натриевой воде) и может использоваться в качестве лечебно-столовой.

Сегодня обитель имеет монастырскую библиотеку, ризничную, иконописно-реставрационную мастерскую, швейную мастерскую (для пошива одежды братии), пекарню, просфорню, столярную мастерскую, мастерскую по ремонту транспорта, техники. Имеется баня, прачечная.

В округе многие сельскохозяйственные объединения прекратили свое существование, в обители – образцовое натуральное хозяйство: огород, теплица - 2,5 га, 20 га сенокоса, 10 га для посева ржи; 12 коров, 40 куриц. Монастырь имеет 2 гусеничных и 2 колесных трактора, экскаватор, 3 грузовых машины, 2 легковых.

Заменены кровля зданий, полностью заменены все окна, двери, частично полы, лестницы, стены заново оштукатурены и покрашены, заменена электропроводка, подведено тепло, вода, канализация. Каждый монах имеет отдельную келлию, послушники живут по 2 человека.

Дважды монастырь посещал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В престольные праздники обители служил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей.

Монастырь издал книгу: «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь» тиражом в 15 000, комплект открыток «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом» - 30 сюжетов с краткими комментариями. Изданы отдельные открытки с изображением святителя Димитрия и видами монастыря и настенный календарь тиражом 7000 на 1999 год с видами Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и указанием престольных праздников обители.

«Человеку православному, верующему в жизни ничего невозможного нет, все с помощью Божией совершить он может, преодолеть все трудности, все искушения» - часто любил повторять наместник обители.

Строгий монашеский Устав монастыря, молитвы отца наместника и братии быстро сделали обитель широко известной далеко за пределами Ярославской области. По молитвам святителей Иакова и Димитрия, молитвами и трудами отца наместника с братией и посильной помощью богомольцев Спасо-Яковлевская Димитриева обитель расцвела духовно, и снова стала «светом миру», «солью земли».

4 октября 1999 года, в день памяти обретения мощей святителя Димитрия Божественная литургия состоялась в Димитриевском храме при служении Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, и Петра, епископа Туровского и Мозырского. Им сослужили архимандрит из Троице-Сергиевой Лавры Афанасий (Алафинов), 38 лет находившийся в молитве у мощей преподобного Сергия Радонежского, игумен Борисо-Глебского монастыря Иоанн (Титов), иеромонах Троице-Сергиева Варницкого монастыря Силуан, священники Ростова, его окрестностей, а также священники Москвы протоиерей Александр Куликов и др., Ивановской епархии иеромонахи Гермоген, Климент и другие. К празднику благочестивые паломники из Ростова на Дону пожертвовали резную раку и сень из дерева бука для мощей святителя Димитрия

Прощание с новопоставленным владыкой Евстафием состоялось на праздник Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы 3 февраля. Божественную литургию служил архиепископ Ярославский и Ростовский Михей. Ему сослужили епископ Читинский Забайкальский Евстафий, священство Ростова и окрестностей, а также священники из Москвы и Подмосковья. После Божественной Литургии состоялось прощание владыки Евстафия с братией, прихожанами, обителью. Благодарственные слова за возрожденную обитель и добрые пожелания епископу Евстафию были сказаны владыкой Михеем. Прощаться приехали настоятельницы женских обителей Евстолия (Никольский монастырь Переславля-Залесского), Павла (Рождественский монастырь Ростова) с сестрами. Храм не вместил всех пришедших на последнюю службу владыки Евстафия.

В день отъезда владыки в Читу с раннего утра в обитель съезжались духовные чада из Москвы, Ярославля и других городов и весей. Владыка Евстафий благословил братию, поговорив с каждым насельником, а так же со многими прихожанами. Около 17 часов он с посохом вышел во двор обители и перед отправкой пригласил пришедших проводить его пройти в Яковлевский храм, где все вместе в коленопреклоненной молитве перед Ватопедским образом вместе с владыкой спели «Царица Моя преблагая…», любимую молитву владыки Евстафия, братии и всех прихожан обители. Владыка прочитал молитвы святителям Димитрию, Иакову и преподобному Авраамию. На прощание владыка сказал: «Еще раз, дорогие братья и сестры, всех вас сердечно благодарю за вашу любовь, за ваши молитвы, за ваше снисхождение и прошу вашего благословения на предстоящий труд…чтобы я мог достойно пойти порученное мне благословение…». В Ярославле его провожали, кроме многочисленных чад, паломников, представители администрации Ярославской области, глава администрации Ростова А.К. Руденко, заместитель его В.И. Пойколайнен, депутат областной Думы А.И. Сергеев и др. Ярославское отделения Северной железной дороги предоставило владыке Евстафию служебный вагон для проезда до Читы.

Встречать владыку Евстафия в Чите пришло много народа. Кроме священнослужителей, православных, здесь было и телевидение (сюжет встречи епископа был показан по центральным телевизионным каналам), радио, правительство области и другие официальные лица. Теплые слова звучали на встрече, и смысл их был один, что владыку ждали, и приезду его все очень рады. Первую Божественную Литургию в Чите владыка Евстафий служил на праздник Сретения, а на другой день он уже полностью окунулся в решение проблем церковной жизни – с архитектором города они выбирали место для строительства кафедрального храма (прежний собор был разрушен в богоборческое время). Если в прежние годы епископ Евстафий участвовал в возрождении трех знаменитых обителей, то сейчас Господь распорядился так, что владыка должен возродить целую епархию, расположенную на огромной территории, в несколько раз превышающую Ярославскую область. Читинская епархия очень пострадала в богоборческое время, она была воссоздана три года назад. – владыке Евстафию предстоит заняться устроением епархиальной и приходской жизни, помогать русским людям в обретении Веры и приобщении их к Церкви, укреплять и поддерживать в трудностях и испытаниях.

12 лет служил в Ярославской епархии о. Евстафий, неся послушания в Толгской и Спасо-Яковлевской обителях, будучи епархиальным духовником и благочинным монастырей епархии. Не будет преувеличением сказать, что это был самый известный и уважаемый священник в Ярославской области. Сознавая, что посвящение его во епископы – высокая оценка деятельности о. Евстафия на благо Церкви, все же всем жаль, что он уехал, поэтому радость за владыку Евстафия соседствует с грустью, связанной с расставанием с ним Но он оставил в Ростове возрожденный Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, где все напоминает о ревностной любви бывшего отца наместника к этой святыне. В новом назначении епископа Евстафия усматривается Промысл Божий: теперь для нас Русская Православная Церковь не только центральная Россия, но и огромные пространства Дальнего Востока, где каждый день возносит к Господу свои горячие святительские молитвы владыка Евстафий не только за свою новую паству, но и за нас, которые помнят и любят его, и молятся за него.


Внимание! Если вы считаете, что темы с вашего форума не должны присутствовать в карусели тем или в карусели присутствует содержимое, нарушающее нормы общепринятой морали, либо действующего законодательства - напишите нам на [email protected]

12 ноября в газете «Александровский голос труда» была опубликована статья «Дезинфекция или любовь? Да не будет наша земля выжженной!». Но публикации предшествовала совершенно детективная история. За 3 дня до выхода в свет текст статьи был выкраден из газеты и бурно обсуждался в епархиальном управлении! – сообщает автор темы про местную епархию.

***
ДЕЗИНФЕКЦИЯ ИЛИ ЛЮБОВЬ?

Сегодня, 4 ноября, праздник Пресвятой Богородицы – в честь Казанской иконы Божией Матери. Я пришла на Литургию в кафедральный собор Рождества Христова, прихожанкой которого являюсь уже около двадцати лет, и не узнала его. Он был совсем другим, но не внешне – а по духу, по внутренней атмосфере. Было такое странное чувство, будто я пришла домой, а там живут и хозяйничают новые люди, которых я не знаю и которые не знают меня. И новые священники во главе с владыкой Евстафием, и новые лица в иконной лавке взамен изгнанных, и новые прихожане. Впрочем, новых прихожан нет – есть прихожане других храмов, которые пришли сюда вслед за переведенными в собор из других церквей батюшками. Что же это? Прихожане есть, а прихода нет? Он раздроблен, распылен, в одночасье уничтожен?
Церковный приход – это община, которая складывается в каждом конкретном храме на протяжении многих лет. По сути, это семья со своей строгой иерархией во главе с настоятелем. Наша семья образовалась более двадцати лет назад, когда возрождался собор. Семья множилась, крепла, посредством воскресной приходской школы воспитывала и растила детей. По тем или иным причинам менялись настоятели, но каждый, кто приходил вновь, с уважением относился к сделанному предшественниками и приумножал их достижения. Общими усилиями поднимали мы храм – и он расцветал на глазах. Как радовались мы новому иконостасу, новому куполу с крестом, новому дому, где расположились трапезная и воскресная школа… Со слезами на глазах мы слушали проповеди наших батюшек, которые призывали нас к чистой жизни, вели к спасению души, прося Господа простить наши грехи. Словом, мы жили христианской жизнью, довольные тем, что можем приобщить к ней наших детей и внуков.
Когда мы узнали, что скоро у нас появится свой владыка, мы обрадовались. Мы любим нашего митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, всегда с благоговением встречаем его у нас – и он одаривает нас лаской и любовью. А теперь у нас будет свой владыка – и мы будем любить его, будем ему помогать, найдем в его лице доброго пастыря, с которым будет легче идти к Богу.
Архиепископ Александровский и Юрьев-Польский Евстафий прибыл к нам со своими приближенными нынешним летом. Среди церковного люда пошли разговоры о неблагоприятной обстановке в Читинской епархии, откуда был переведен владыка. «Поживем – увидим», - говорили мы, не придавая значения этим слухам.
Прошло несколько месяцев. Отовсюду слышится плач. Везде царят раздор, нестроения, сплетни. Ситуация стремительно развивается по «читинскому сценарию», где за несколько лет десятки священников без суда и следствия были запрещены в служении, а оставшиеся подвергались постоянной перетасовке, где большинство приходов были разорены, где директор воскресной школы была неожиданно и безвинно уволена и предана анафеме, где царила атмосфера угроз, расправы, доносов, где Православная Церковь была дискредитирована так, что почти опустела.
То же самое начало твориться у нас. Всего-то за пару месяцев произошел раскол на два лагеря: одни с недоумением и болью смотрят на происходящее, другие поют славу «великому молитвеннику». Откуда взяли, что он «великий», не знаю, наверное, молятся вместе с ним. Но каждому христианину известно, что результатом молитвы должны быть мир, покой, созидание, радость, а у нас разрушение, злость, сплетни: еще чуть-чуть – и мы сцепимся друг с другом и станем врагами.
Первой была уничтожена приходская школа собора, с амвона названная неполноценной. В ее помещении теперь оборудуется кабинет владыки. Но дело отнюдь не в том, что не хватает помещений. Страшная правда заключается в том, что за всем этим видится попытка разрушения Церкви изнутри под благовидными предлогами. К примеру, говорится, что школа вовсе не уничтожена, а благополучно перейдет в другое место – в помещение школы №3. Ложь. Это будет другая школа, она как раз готовится к открытию, но какой она будет, пока никто не знает. Но разве когда-то хоть что-то доброе и хорошее строилось на месте разрушения?
Как и в Читинской епархии, у нас тоже началась перетасовка священников. А ведь недаром еще приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II указывал, что недопустимо переводить священников с места на место, разрушая тем самым общину, отрывая паству от пастыря. Ведь христианская жизнь осуществляется через деятельность общин.
С приходом владыки и его свиты, мы узнали, что мы неграмотная «деревенщина», что все поголовно лишены Божией благодати, которую теперь нужно восстанавливать, что все находимся в прелести и требуем совершенствования по всем направлениям. Поэтому наши «дикие, невежественные» души будут подвержены дезинфекции посредством крестных ходов. Однако не странно ли, что владыка Евстафий называет крестные ходы таким неподходящимя для христианина словом, как «дезинфекция»?
А мы-то, «папуасы», считали, что крестные ходы – это молитвенный подвиг во славу Божию. И с какой радостью встречали всегда крестные ходы, приходившие к нам с чудотворными иконами Пресвятой Богородицы и святых, и с какой любовью и благоговением присоединялись к ним! Да, мы грешные люди, но мы скорбим, мы молим Господа помочь нам в очищении наших сердец, чтобы мы могли принять хоть искру Божественной Любви. Не надо делать из нас идиотов: мы знаем, что Бог – это Любовь. Мы видели ее во взгляде Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который не раз приезжал к нам. Мы ощущали ее в Дивееве, когда шли по Канавке Пресвятой Богородицы, где сам преподобный Серафим целил наши души. Наконец, мы живем в самом сердце России, рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, под молитвенной защитой преподобного Сергия Радонежского. У нас благодатные места: вокруг находится несколько старинных монастырей, в которых пребывают мощи святых. Мы знаем, что любовь – это не морализирование, а мужественное милосердие. Да, мы нуждаемся в очищении, но не в дезинфекции. «Дихлофос», конечно, сильное средство, но после него остается не чистота, а безжизненное, выжженное пространство. Мы нуждаемся в Пастыре, а не в дезинфекторе.
Не случайно один из читинских священников, пострадавших от произвола владыки, пишет нам: «Могу посочувствовать вашей ситуации. Надо бороться за Церковь, за доброе устройство епархиальной и приходской жизни. Здесь после Евстафия как выжженная земля. Поэтому держитесь, не сдавайтесь. Бог в помощь!».
Девять лет, как пишут читинцы на страницах интернета, они «плакали в подушку» и молили Господа избавить их от этой удушающей «дезинфекции», от авторитарного режима в епархии. Они жалуются на «неканонические действия епископа Евстафия, полный произвол по отношению к служащим священникам, политику разобщения, натравливание священников друг на друга, на непомерные сборы с приходов, на обнищание и бедственное положение духовенства епархии». Они свидетельствуют, что «на настоящий момент разорены все сильные приходы», что «деятельные, уважаемые и грамотные священники находятся под запретом (а это более половины всего духовенства епархии!)», что «в епархии сложилась и поддерживается атмосфера доносов, сплетен, а также угроз и открытого шантажа со стороны архиерея», что «священство затравлено и подавлено». Они предупреждают нас, что «сложность заключается в том, что извне все выглядит благополучно, а ситуацию изнутри знают только верующие», которые «боятся не только архиерея, но и друг друга», они сокрушаются, что в такой целенаправленно выстроенной атмосфере «слабые духом ломаются, теряют веру», что «много молодежи и интеллигенции ушли из Церкви». Один из священников признается, что в сложившейся ситуации есть и их вина: «Мы часто потакаем распущенности высших церковных сановников. Да еще наши бабушки-тетушки церковные своим подобострастием в это вклад вносят (для некоторых архиерей-то просто как Бог!). А еще разобщенность всеобщая, поповская в особенности, когда никто за гонимого не постоит, все по своим углам прячутся». А еще, добавим, ложно понимаемое смирение, а еще – приспособленчество, лесть, хождение по головам других!
Мольбы читинцев были услышаны. Теперь, по попущению Божию, испытание предстоит нам. Испытание нашей веры и нашей порядочности. Мы слишком падки на внешнее «благочестие» и легко попадаемся на крючок духовных подмен, забывая, что все ответы надо искать в Евангелии, которое учит, что «Бог есть Любовь». И наша верность Христу заключается отнюдь не в количестве крестных ходов, а в способности «кровь пролить за други своя», в способности к любви и милосердию.
Сегодня наше испытание заключается в том, чтобы защитить наших священников, которые сами не могут этого сделать в силу зависимости. Оно заключается в том, чтобы мы не разъединялись, а объединялись в защите своих приходов. Оставаясь в стороне от сложившейся нездоровой ситуации, предавая вчерашних наставников и друзей, участвуя в сплетнях, доносах, мы предаем Церковь. Это как раз тот случай, когда наша совесть призывает нас действовать, когда наш христианский долг – открыто говорить правду и называть вещи своими именами. Да, у нас могут отобрать помещение храма, но нас не смогут отлучить от Церкви, если мы будем верны Богу.
О. СЕМЕНОВА.
Газета «Александровский голос труда», №46, 12 ноября 2014 г.

Подробности можно узнать на читинском форуме в теме «Что происходит в Читинской епархии» (

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»