Министерства Российской Федерации в XIX веке. Мвд в первой половине xix века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Министерская система управления в России возникла 200 лет назад. Ее создание завершило процесс модернизации государственной машины, начатый еще Петром I. В Своде законов Российской империи был провозглашен главный принцип российской государственности Нового времени: «Империя Российская управляется в твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих». Несмотря на реформы 1860-х годов, приблизившие Россию к современному правовому государству, и введение конституционных учреждений в 1905 году, Российская империя вплоть до 1917 года во многом оставалась все тем же «регулярным государством».

В 1802 году были учреждены министерства: Военно-сухопутных сил, Военно-морских сил, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения, Юстиции, а также Государственное казначейство (на правах министерства). В соответствии с законом от 17 августа 1810 года о разделении государственных дел по министерствам полиция была выделена в самостоятельное ведомство, было упразднено Министерство коммерции, а его функции переданы Министерству финансов и Министерству внутренних дел. Создание в 1837 году нового Министерства государственных имуществ было вызвано необходимостью упорядочить управление государственными крестьянами, и означало попытку правительства приступить к решению крестьянского вопроса. В дальнейшем это ведомство эволюционировало в сторону перехода от управления государственными землями, лесами и другими имуществами к попечительству над сельским хозяйством. Отсюда и его переименование в 1893 году в Министерство земледелия и государственных имуществ, а в 1915-м - в Министерство земледелия. В 1826 году многочисленные учреждения придворного ведомства были объединены в Министерство императорского двора. Введение придворного управления в общую систему министерств означало, с одной стороны, торжество унификации всех центральных государственных учреждений, а с другой – включение обслуживания нужд двора в систему управления империей, что вносило определенную противоречивость в облик легального, дистанцированного от чисто династических функций государства. Лишь в 1905 году появилось отдельное Министерство торговли и промышленности.

Министр занимал свой пост в силу личного доверия императора и оставлял его, утратив это доверие. Должность министра относилась ко 2-3-му классу и чаще всего была венцом карьеры сановника. При отставке министр, как правило, становился членом Государственного совета, а нередко получал в знак особого благоволения графский титул. Перестав быть министром, государственный деятель утрачивал большую часть влияния на деятельность исполнительной власти и тем самым устранялся от активных властных функций. Но в качестве члена Государственного совета, председателя одного из его департаментов или председателя Государственного совета он сохранял существенное влияние на процесс подготовки законодательства. Впрочем, случаи, когда министр после пребывания в отставке становился министром в другом ведомстве, были не столь уж редкими.

Для высшей бюрократии Российской империи в дореформенное время характерен относительно низкий уровень специализации, «своеобразный бюрократический дилетантизм», по выражению Н. П. Ерошкина. Около 70 процентов высших руководителей МВД того времени ранее служили в Министерстве иностранных дел, Министерстве юстиции и даже в Министерстве финансов. Примерно 60 процентов сановников Министерства юстиции начинали карьеру в Министерстве иностранных дел, МВД, Министерстве народного просвещения. Недостатком сложившейся системы назначения на министерские посты было то, что министры сравнительно редко проходили службу на низовых должностях в том ведомстве, которое они возглавляли. Шепелев так же обращает внимание на недостаточную квалификацию чиновников 1-4 рангов. Законом от 3 мая 1871г. Производство в первый классный чин обуславливалось сдачей экзамена за курс уездного училища. Уровень знаний дававшихся этими училищами, мог удовлетворить лишь требованием службы на самых низких должностях. Однако последующая выслуга чинов открывала путь наверх.

К концу ХIХ - началу ХХ века картина изменилась. Среди министров и товарищей министров гражданского ведомства бывшие военные составляли не более 15 процентов, а среди директоров департаментов – около 3. Более 85 процентов высших сановников имели высшее образование. Среди министров около 60 процентов окончили университеты, 15 - Училище правоведения, 14 - Александровский лицей. Почти половина бывших военных также получила высшее (академическое) военное образование. Но степень специализации образования оставалась не очень высокой. Выпускники университетов и лицеисты (не говоря уже о правоведах), как правило, имели гуманитарное (главным образом юридическое) образование. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, окончившие физико-математические факультеты, составляли исключение. Вплоть до 1917 года в России не было ни одного министра финансов со специальным экономическим образованием. А министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, изучавший после окончания Лицея сельское хозяйство в Земледельческом институте, стал единственным министром в этом ведомстве, получившим специальную подготовку. Во главе же Министерства путей сообщения, как правило, стояли лица с инженерным образованием, а одни из наиболее успешных руководителей этого ведомства - князь М. И. Хилков, окончивший Пажеский корпус, специально изучал железнодорожное дело за границей, начав с простого рабочего.

Сроки пребывания министров в должности были различными в зависимости от ведомства и исторической эпохи. За неполных 23 года царствования Александра I произошло 42 назначения министров, то есть одно назначение происходило каждые полгода. Гораздо более стабильным в этом смысле было царствование Николая I. Министры менялись в среднем раз в 1,4 года. За 26 лет царствования Александра II, начавшегося с постепенной замены всех министров предыдущего царствования, произошло 29 назначений министров, в среднем раз в 0,9 года. Самым «непостоянным» был, пожалуй, Николай II. При нем произошло 62 смены министров, или в среднем каждые 0,4 года по новому назначению.

Должность министра обеспечивалась жалованьем, особыми суммами на представительство и казенным домом с обслугой. Но открытая жизнь в столице требовала столь значительных расходов, что многим министрам, не обладавшим состоянием и не умевшим использовать возможности, которые их должность давала для получения «безгрешных доходов», периодически приходилось обращаться к императору за пособиями или арендой. Так, например, П. А. Валуев, министр внутренних дел, а позднее - государственных имуществ, будучи человеком небогатым, постоянно нуждался. С трудом сводил концы с концами и военный министр А. Ф. Редигер. При отставке пенсия назначалась министрам по особым указаниям императора, нередко в размере ранее получаемого ими жалованья. Согласно штатам министерств, опубликованным в ноябре 1802г., содержание министра составляло 12 тыс. руб. в год плюс казенная квартира. Если она не предоставлялась, то в наем отпускалось еще 1200 руб. Штатное расписание сохранялось до 50-х годов, содержание было не для всех министров одинаково. Так, министр финансов П. Ф. Брок получал содержание 12 тыс. руб., а министр уделов Л. А. Перовский помимо этого еще 11 142 руб. дополнительных сумм. Министр иностранных дел К. В. Нессерольде получал жалования 8921 руб., столовых – 6862 руб., жалования из «кабинета», «пенсион», а всего 16 977 руб. Согласно «Сведениям о должностях всех классов, положенных в составе министерств финансов и внутренних дел и в подведомственных им установлениях» на 1884г., министр финансов «по высочайшему повелению» - получал 18 тыс. руб. и на казенную квартиру. Однако эти штатные оклады не всегда соблюдались. Так, в 1878 г. министр финансов М. Х. Рейтерн получал не 18 тыс. руб., а 23 тыс. руб., а в 1902г. С. Ю. Витте получал 22 тыс. руб. (из них 18 тыс. руб. содержания и 4 тыс. руб. «аренды»). Столько же примерно получали и другие министры.

Следовательно, содержание министров на протяжении 19 в. увеличилось примерно вдвое и определялось не только штатным расписанием, сколько конкретным лицом, занимавшим эту должность.

В целом большинство министров в дореформенное время не пользовались репутацией явных взяточников и казнокрадов, а немногие исключения (С. С. Уваров, П. А. Клейнмихель и др.) становились предметом общественного осуждения. В основном молва приписывала министрам самодурство или некомпетентность, взятки же и расхищение казны считались принадлежностью более мелких чиновников. В пореформенное время обвинения министров в коррумпированности также были нечастыми. За исключением министра финансов А. А. Абазы, использовавшего известную ему по службе информацию для успешной биржевой игры, и министра путей сообщения А. К. Кривошеина, допускавшего служебные злоупотребления, остальных общественное мнение обвиняло в карьеризме, беспринципности, самодурстве, протекционизме, невежестве, но не во взяточничестве.

Многие министры занимались делами дома, куда к ним приходили с докладами чиновники. Именно дом министра, казенный дом, и был тем «парадным подъездом», который стал символом бюрократической власти. Появление таких министров в здании министерства было чрезвычайным событием. Облик здания министерства свидетельствовал о порядках в данном ведомстве. Так, например, запущенное здание «зеленого ведомства» - Министерства земледелия и государственных имуществ, называемого так по цвету петлиц на мундирах чиновников этого министерства, говорило внимательному наблюдателю о нераспорядительности и непрактичности министра А. С. Ермолова не меньше, чем его неудачи в получении ассигнований на развитие сельского хозяйства.

Главной привилегией и главным атрибутом министерской власти были регулярные личные доклады императору. В зависимости от значения министерства и роли, которую играл тот или иной министр эти доклады были ежедневными или более редкими, но не реже, чем раз в неделю. Во время доклада министр представлял императору проекты высочайших указов и повелений. Практика личных докладов сохранилась вплоть до 1917 года.

Таким образом, роль министров в государственном аппарате очень высока. Однако на посты министров не всегда назначались, деятельные люди, заинтересованные в своей сфере. Чаще всего недостатком являлся низкий уровень специализации, образование по другой специальности, зачастую министры начинали свою карьеру в других министерствах и департаментах. В их руках министров было сосредоточено огромное влияние на деятельность исполнительной и чаще всего, законодательной власти.



МИНИСТЕРСТВА

в России (от лат. ministro - служу, управляю) - господствовавшая в 19 в. - нач. 20 в. форма организации высших органов гос. управления, основанная на принципе единоначалия. К М. были приравнены действовавшие самостоятельно гл. управления (во главе с главноуправляющими). Правами министров (единоначалие) пользовался ряд гос. деятелей еще в 17 в. (А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын), номинально же должность министра появилась при Павле I (в 1797 - министр уделов, в 1800 - министр коммерции). Вопрос о замене коллежской системы управления (см. Коллегии) министерской возник с воцарением Александра I. В Негласном комитете высказывались пожелания о создании системы М., к-рые, руководствуясь указаниями императора, осуществляли бы согласованную политику. Манифестом 8 сент. 1802 были учреждены 8 первых М.: иностр. дел, внутр. дел, воен.-сухопутных сил, воен.-морских сил, финансов, коммерции, нар. просвещения, юстиции, а также действовавшее на особых основаниях Гос. казначейство. Последнее лишь в 1810 существовало как самостоят. ведомство; до этого и позже было фактически структурной частью М. финансов, а в 1821 окончательно включено в его состав. Сохранился как центр. учреждение созданный в 1797 Департамент уделов. Существовавшие ранее коллегии первоначально не были ликвидированы; они были включены в М., сохранив организац. самостоятельность и лишь подчиняясь министру. С сер. 1803 коллегии постепенно реорганизуются в департаменты и др. подразделения М. В 1809 было образовано Гл. управление водяных и сухопутных сообщений. Законы 25 июля и 17 авг. 1810 о разделении гос. дел по М. уточнили функции М., гл. обр. финансов и внутр. дел. Из М. внутр. дел были выделены М. полиции и Гл. управление духовных дел разных вероисповеданий (в 1819 и 1832 они снова вошли в М. внутр. дел). Тогда же М. коммерции было ликвидировано, а его функции переданы М. финансов. В 1811 было образовано Гл. управление ревизии гос. счетов (в 1836 реорганизовано в Гос. контроль). Министры по должности были чл. Комитета министров и Государственного совета (с 1810), а также должны были присутствовать в Сенате. Помимо императора, согласно Манифесту 1802, М. были подведомственны Сенату и К-ту министров, но их взаимоотношения не были четко определены.

25 июня 1811 было опубликовано "Общее учреждение министерств", разработанное М. М. Сперанским с учетом опыта первых лет деятельности М. и задуманное как часть большого проекта гос. преобразования, не получившего, однако, осуществления. Закрепляя сложившуюся систему М. и приравненных к ним центр. учреждений, "Общее учреждение М." вместе с тем определило внутр. организацию, порядок деятельности и права М. Министерства возглавлялись министрами, назначаемыми и увольняемыми царем. Министр имел одного пли неск. товарищей (заместителей), осуществлявших управление опред. частями М. В состав каждого М. входили департаменты (управления, отделы), ведавшие определ. комплексом вопросов. Департаменты делились на отделения (экспедиции), а отделения на столы. Для ведения дел, касающихся М. в целом, особо важных и не относящихся к компетенции ни одного из департаментов, в составе М. существовали канцелярии министров (иногда именовавшиеся департаментами общих дел). Для рассмотрения спец. вопросов создавались к-ты и комиссии. В ряде М. существовали и др. учреждения ("особенные установления"): чертежные, статистич. органы и т. п. В М., состоявших из неск. департаментов, создавались советы министров (входили товарищи министра, директора департаментов и др. специально назначаемые лица), действовавшие под председательством министра или его товарища. По закону вся полнота власти в М. принадлежала министру, даже директора департаментов пользовались правом самостоят. решения лишь сравнительно незначительных текущих дел. Др. чиновники рассматривались как технич. исполнители. На практике, однако, вследствие ультра-бюрократич. организации М. начальники отделений и столоначальники играли значит. роль при решении даже крупных вопросов.

"Общим учреждением М." был установлен сохранившийся до 1917 порядок делопроизводства М. (в условиях большой централизации управления, обстоятельность фиксации событий в док-тах, стабильность форм док-тов и четкая система делопроизводства делают архивные фонды М. важнейшим и сравнительно полным источником по истории России 19 - нач. 20 вв.). Министры обязывались представлять императору ежегодные отчеты о деятельности М. (с 1802 через Сенат, с 1810 - через Гос. совет, с 1827 в К-т министров или непосредственно царю). Однако отчеты представлялись нерегулярно, в конце 19 в. их представление почти прекратилось.

Влияние Сената на деятельность М. было незначительным. Министры не имели права устанавливать новые или отменять существующие узаконения; при необходимости законодат. решений, а также в ряде др. случаев, особенно связанных с толкованием законов, они обязаны были входить с представлениями в Гос. совет. На практике же изданием разл. предписаний и разъяснений М. оказали существенное влияние на действующее законодательство. Чтобы обойти Гос. совет, министры широко использовали К-т министров, решения к-рого, утвержденные царем, получали силу закона. Большое значение получили личные доклады министров императору. Важнейшие гос. вопросы часто получали решение по резолюции царя на докладе министра в обход и Гос. совета, и К-та министров. Система таких докладов способствовала усилению личного влияния министров на царя.

В окт. 1905, под влиянием революции, царизм декларировал ответственность М. перед Государственной думой. Но фактически М. остались в полном подчинении императору. Тогда же была предпринята попытка укрепить "единство" деятельности министров (замена К-та министров Советом министров). Но, исключая общую клас. направленность, согласованность в деятельности М. продолжала отсутствовать.

При Николае I, вследствие активизации деятельности Собственной его имп. величества канцелярии, значение М. в системе центр. органов гос. управления временно несколько снизилось. То же произошло и в годы 1-й мировой войны, с созданием системы т. н. "особых совещаний" и др. органов по руководству воен. экономикой.

Сеть М. в течение св. 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Наиболее значит. изменения ее в 1-й пол. 19 в. связаны с образованием объединенного М. духовных дел и нар. просвещения (1817-24), созданием в 1826 M. имп. двора (с 1893 - и уделов) и М. гос. имуществ (1837). М. имп. двора включило Департамент уделов; ему же были подведомственны имп. Эрмитаж, Академия художеств, Русский музей, Дирекция имп. театров, Археол. комиссия. В 1852-56 из М. имп. двора временно выделилось особое М. уделов. Министр двора был поставлен вне контроля Сената и др. высших органов власти, подчиняясь исключительно царю. При образовании М. гос. имуществ (МГИ) ему было передано управление гос. имуществами (землями, оброчными статьями, лесами) и казенными крестьянами, до 1837 сосредоточенное в ведении М. финансов. В 1848-56 и 1874-81 в ведении МГИ было также гос. коннозаводство, а в 1873-1905 - горное дело (в частности, казенные и частные горные з-ды). В 1881 заведование гос. коннозаводством было выделено в самостоят. гл. управление. В качестве самостоят. ведомств в 1865-68 и 1880-81 действовало М. почт и телеграфов, а в 1902-05 - Гл. управление торг. мореплавания и портов. С сент. 1916 по февр. 1917 на правах М. действовало Гл. управление гос. здравоохранения. Частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного М. в другое. Развитие структуры центр. управления значительно отставало от потребностей жизни страны. Только в 1905 было создано М. торговля и пром-сти, включившее учреждения, ранее находившиеся в ведомстве М. финансов и МГИ. Реорганизация старых и образование новых М., как и передача департаментов из одного М. в другое, в большинстве случаев были подчинены задачам усиления борьбы с революц. движением, бюрократич. соображениям, а также необходимости создать новую должность для члена царской фамилии или чиновного фаворита.

После Февр. революции 1917 система царских М. была сохранена. 1 (14) марта в М. были назначены комиссары из членов Гос. думы, а 2 (15) марта - министры Временного правительства, к-рые 4 (17) марта приступили к обязанностям. Ликвидировано было лишь М. имп. двора и уделов. Реорганизации также подверглись органы политич. сыска МВД (см. Департамент полиции). В мае и авг. 1917 Врем. пр-вом было образовано 5 новых М.: труда, почт и телеграфов, продовольствия, гос. призрения, исповеданий. Принципы внутренней организации царских М. были сохранены.

Окт. социалистич. революция ликвидировала все М. 25 окт. (7 нояб.) 1917 они были захвачены Красной гвардией и революц. войсками. Большинство министров было арестовано. В обращениях Петроградского ВРК и 2-го Всеросс. съезда Советов Врем. пр-во объявлялось низложенным. Вся власть перешла в руки Советов. 26 окт. (8 нояб.) съезд принял постановление об образовании рабочего и крестьянского пр-ва и организации новых высших органов гос. управления - нар. комиссариатов (см. Народные комиссариаты и министерства в СССР).

Перечень министерств и главных управлений в России (1802 - октябрь 1917). Список министров и главноуправляющих 1

М. внутр. дел (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Кочубей В. П. (8.IX.1802 - 24.XI.1807), Куракин А. Б. (24.XI.1807 - 31.III.1810), Козодавлев О. П. (31.III.1810 - 24.VII.1819), Голицын А. Н. (3.VIII.1819 - 4.XI.1819), Кочубей В. П. (4.XI.1819 - 28.VI.1823), Кампенгаузен Б. Б. (28.VI.1823 - 29.VIII.1823), Ланской В. C. (29.VIII.1823 - 19.IV.1828).

Закревский А. А. (19.IV.1828 - 19.XI.1831), Блудов Д. Н. (12.II.1832 - 15.II.1839). Строганов А. Г. (10.III.1839 - 23.IX.1841),Перовский Л. А. (23.IX.1841 - 30.VIII.1852), Бибиков Д. Г. (30.VIII.1852 - 20.VIII.1855), Ланской С. С. (20.VIII.1855 - 23.IV.1861), Валуев П. А. (23.IV.1861 - 9.III.1868), Тимашев А. Е. (9.III.1868 - 27.XI.1878), Маков Л. С. (27.XI.1878 - 6.VIII.1880), Лорис-Меликов М. Т. (6.VIII.1880 - 4.V.1881), Игнатьев Н. П. (4.V.1881 - 30.V.1882), Толстой Д. А. (30.V.1882 - 25.IV.1889), Дурново И. Н. (28.IV.1889 - 15.X.1895), Горемыкин И. Л. (15.Х.1895 - 20.X.1899), Сипягин Д. С. (20.X.1899 - 2.IV.1902), Плеве В. К. (4.IV.1902 - 15.VII.1904), Святополк-Мирскип П. Д. (26.VIII.1904 - 18.I.1905), Булыгин А. Г. (20.I.1905 - 22.Х.1905), Дурново П. Н. (23.X.1905 - 22.IV.1906), Столыпин П. A. (26.IV.1906 - 5.IX.1911), Макаров А. А. (20.IX.1911 - 16.XII.1912), Маклаков Н. A. (16.XII.1912 - 5.VI.1915), Щербатов Н. Б. (5.VI.1915 - 26.IX.1915), Хвостов А. Н. (26.IX.1915 - 3.III.1916), Штюрмер Б. В. (3.III.1916 - 7.VII.1916), Хвостов А. А. (7.VII.1916 - 16.IX.1916), Протопопов А. Д. (16.IX.1916 - 28.II(13.III).1917), Львов Г. Е. (2(15).III.1917 - 7(20).VII.1917), Церетели И. Г. (10(23).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Авксентьев Н. Д. (25.VII(7.VIII).1917 - 2(15).IX.1917), Никитин А. М. (4(17).IХ.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. иностранных дел (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Воронцов А. Р. (8.IX.1802 - 16.I.1804), Чарторыйский А. А. (16.I.1804 - 17.VI.1806), Будберг А. Я. (17.VI.1806 - 30.VIII.1807), Румянцев Н. П. (30.VIII.1807 - 1.VIII.1814), Нессельроде К. В. (10.VIII.1814 - 15.IV.1856), Горчаков А. М. (15.IV.1856 - 28.III.1882), Гирс Н. К. (28.III.1882 - 14.I.1895), Лобанов-Ростовский А. Б. (26.II.1895 - 18.VIII.1890), Шишкин Н. П. (19.VIII.1896 - 1.I.1897), Муравьев М. H. (1.I.1897 - 8.VI.1900), Ламздорф В. Н. (9.VI.1900 - 28.IV.1906), Извольский А. П. (28.IV.1906 - 14.IX.1910), Сазонов С. Д. (4.IX.1910 - 7.VII.1916), Штюрмер Б. В. (7.VII.1916 - 10.XI.1916), Покровский Н. H. (30.XI.1916 - 2(15).III.1917), Милюков П. Н. (2(15).III.1917 - 2(15).V/5(18).V.1917), Терещенко М. И. (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. военно-сухопутных сил; с 17.XII.1815 - Военное М. (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Вязьмитинов С. К. (8.IX.1802 - 13.I.1808), Аракчеев А. А. (13.I.1808 - 1.I.1810), Барклай-де-Толли М. Б. (20.I.1810 - 24.VIII.1812), Горчаков А. И. (24.VIII.1812 - 12.XII.1815), Коновницын П. П. (12.XII.1815 - 6.V.1819), Меллер-Закомельский П. И. (6.V.1819 - 14.III.1823), Татищев А. И. (14.III.1823 - 26.VIII.1827), Чернышев А. И. (26.VIII.1827 - 26.VIII.1852), Долгоруков В. А. (26.VIII.1852 - 17.IV.1856), Сухозанет Н. О. (17.IV.1856 - 16.V.1861), Милютин Д. А. (16.V.1861 - 21.V.1881), Ванновский П. С. (22.V.1881 - 1.I.1898), Куропаткин А. Н. (1.I.1898 - 7.II.1904), Сахаров В. В. (11.III.1904 - 21.VI.1905), Редигер А. Ф. (21.VI.1905 - 11.III.1909), Сухомлинов В. А. (11.III.1909 - 13.VI.1915), Поливанов А. А. (13.VI.1915 - 15.III.1916), Шуваев Д. С. (15.III.1916 - 3.I.1917), Беляев М. А. (3.I.1917 - 28.II(13.III).1917), Гучков А. И. (2(15).III.1917 - 30.IV(13.V)/5(18).V.1917), Керенский А. Ф. (5(18).V.1917 - 30.VIII(12.IX).1917), Верховский А. И. (30.VIII(12.IX).1917 - 20.X(3.XI).1917).

M. морских сил; с 17.XII.1815 - Морское М. (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917) - Министры: Мордвинов Н. С. (8.IX.1802 - 28.XII.1802), Чичагов П. В. (31.XII.1802 - 28.XI.1811), Траверсе И. И. (28.XI.1811 - 24.III.1828), Моллер А. В. (24.III.1828 - 5.II.1836), Меншиков А. С. (5.II.1836 - 23.II.1855), Врангель Ф. П. (18.V.1855 - 27.VII.1857), Метлин Н. P. (27.VII.1857 - 19.IX.1860), Краббе Н. К. (19.IX.1860 - 3.I.1876), Лесовскнй С. С. (12.I.1876 - 23.VI.1880), Пещуров А. А. (23.VI.1880 - 11.I.1882), Шестаков И. А. (11.I.1882 - 21.XI.1888), Чихачув Н. M. (28.XI.1888 - 13.VII.1896), Тыртов П. П. (13.VII.1896 - 4.III.1903), Авелан Ф. К. (10.III.1903 - 29.VI.1905), Бирилев А. А. (29.VI.1905 - 11.I.1907), Диков И. М. (11.I.1907 - 8.I.1909), Воеводский С. А. (8.I.1909 - 18.III.1911), Григорович И. К. (19.III.1911 - 28.II(13.III).1917), Гучков А. И. (2(15).III.1917 - 30.IV(13.V)/5(18).V.1917), Керенский А. Ф. (5(18).V.1917 - 30.VIII(12.IX).1917), Вердеревский Д. Н. (30.VIII(12.IX).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. финансов (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Васильев А. И. (8.IX.1802 - 15.VIII.1807), Голубцов Ф. А. (26.VIII.1807 - 1.I.1810), Гурьев Д. А. (1.I.1810 - 22.IV.1823), Канкрин Е. Ф. (22.IV.1823 - I. V.1844), Вронченко Ф. П. (1.V.1844 - 6.IV.1852), Брок П. Ф. (9.IV.1852 - 23.III.1858), Княжевич А. М. (23.III.1858 - 23.I.1862), Рейтерн М. X. (23.I.1862 - 7.VII.1878), Грейг С. А. (7.VII.1878 - 27.X.1880), Абаза А. А. (27.X.1880 - 6.V.1881), Бунге Н. X. (6.V.1881 - 31.XII.1886), Вышнеградский И. А. (1.I.1887 - 30.VIII.1892), Витте С. Ю. (30.VIII.1892 - 16.VIII.1903), Плеске Э. Д. (16.VIII.1903 - 4.II.1904), Коковцов В. Н. (5.II.1904 - 24.X.1905), Шипов И. П. (28.Х.1905 - 24.IV.1906), Коковцов В. Н. (26.IV.1906 - 30.I.1914), Барк П. Л. (30.I.1914 - 28.II(13.III).1917), Терещенко М. И. (2(15).III.1917 - 5(18).V.1917), Шингарев А. И. (5(18).V.1917 - 2(15).VII/4(17).VII.1917), Хрущов А. Г. (упр.) (11(24).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Некрасов Н. В. (25.VII(7.VIII).1917 - 31.VIII(13.IX).1917), Бернацкий М. В. (2(15).IX.1917 - 25.Х(7.XI).1917). M. юстиции (8.IX.1802 - 25.X(7.XI).1917). Министры: Державин Г. Р. (8.IX.1802 - 7.X.1803), Лопухин П. В. (8.Х.1803 - 1.I.1810), Дмитриев И. И. (1.I.1810 - 30.VIII.1814), Трощинский Д. П. (30.VIII.1814 - 25.VIII.1817), Лобанов-Ростовский Д. И. (25.VIII.1817 - 18.Х.1827), Долгорукий А. А. (18.Х.1827 - 20.IX.1829), Дашков Д. В. (20.IX.1829 - 14.II.1839), Блудов Д. Н. (15.II.1839 - 31.XII.1839), Панин В. Н. (31.XII.1839 - 21.Х.1862), Замятнин Д. Н. (21.X.1862 - 18.IV.1867), Урусов С. Н. (18.IV.1867 - 15.X.1867), Пален К. И. (15.X.1867 - 30.V.1878), Набоков Д. H. (30.V.1878 - 6.XI.1885), Манасеин Н. А. (6.XI.1885 - 1.I.1894), Муравьев Н. В. (1.I.1894 - 14.I.1905), Манухин С. С. (21.I.1905 - 16.XII.1905), Акимов М. Г. (16.XII.1905 - 24.IV.1906), Щегловитов И. Г. (24.IV.1906 - 6.VII.1915), Хвостов А. А. (6.VII.1915 - 7.VII.1916), Макаров А. А. (7.VII.1916 - 20.XII.1916), Добровольский Н. А. (20.XII.1916 - 28.II(13.III).1917), Керенский А. Ф. (2(15)III.1917 - 5(18).V.1917), Перевераев П. Н. (5(18).V.1917 - 6(19).VII.1917), Ефремов И. Н. (10(23).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Зарудный А. С. (25.VII(7.VIII).1917 - 2(15).IX.1917), Демьянов А. А. (упр.) (3(16).IX.1917 - 25.IХ(8. X).1917), Малянтович П. Н. (25.IХ(8.Х).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. народного просвещения (с 24.Х.1817 по 15.V.1824 - М. духовных дел и народного просвещения) (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Завадовский П. В. (8.IX.1802 - 11.IV.1810), Разумовский А. К. (11.IV.1810 - 10.VIII.1816), Голицын А. Н. (10.VIII.1816 - 15.V.1824), Шишков А. C. (15.V.1824 - 25.IV.1828), Ливен К. А. (25.IV.1828 - 18.III.1833), Уваров С. С. (21.III.1833 - 20.X.1849), Ширинский-Шихматов П. А. (20.Х.1849 - 7.IV.1853), Норов А. С. (7.IV.1853 - 23.III.1858), Ковалевский Е. П. (23.III.1858 - 28.VI.1861), Путятин Е. В. (28.VI.1861 - 25.XII.1861), Головнин А. В. (25.XII.1861 - 14.IV.1866), Толстой Д. А. (14.IV.1866 - 24.IV.1880), Сабуров А. А. (24.IV.1880 - 24.III.1881), Николаи А. П. (24.III.1881 - 16.III.1882), Делянов И. Д. (16.III.1882 - 29.XII.1897), Боголепов Н. П. (12.II.1898 - 2.III.1901), Ванновский П. С. (24.III.1901 - 11.IV.1902), Зенгер Г. Э. (11.IV.1902 - 23.I.1904), Глазов В. Г. (10.IV.1904 - 18.Х.1905), Толстой И. И. (31.X.1905 - 24.IV.1906), Кауфман П. М. (24.IV.1906 - 1.I.1908), Шварц А. Н. (1.I.1908 - 25.IX.1910), Кассо Л. А. (25.IX.1910 - 26.XI.1914), Игнатьев П. Н. (9.I.1915 - 27.XII.1916), Кульчицкий Н. К. (27.XII.1916 - 28.II(13.III).1917), Мануйлов А. A. (2(15).III.1917 - 2(15).VII/4(17).VII.1917), Ольденбург С. Ф. (25.VII(7.VIII).1917 - 27.VIII(9.IХ)/31.VIII(13.IX).1917), Салазкин С. С. (упр. с 4(17).IX.1917, мин-р 8(21).IX.1917 - 25.X(7.XI).1917).

М. коммерции (8.IX.1802 - 25.VII.1810). Министр: Румянцев Н. П. (8.IX.1802 - 25.VII.1810).

Главное управление водяных и сухопутных сообщений; с 25.VII.1810 - Главное управление путей сообщения; с 29.IX.1832 - Главное управление путей сообщения и публичных зданий; с 23.VI.1865 - М. путей сообщения (20.XI.1809 - 25.Х(7.XI).1917). Главноуправляющие и министры: принц Ольденбургский Г. (20.XI.1809 - 15.XII.1812), Деволант Ф. П. (15.XII.1812 - 30.XI.1818), Бетанкур А. А. (1.IV.1819 - 2.VIII.1822), герцог Вюртембергский А. (20.IX.1822 - 22.VI.1833), Толь К. Ф. (1.Х.1833 - 23.IV.1842), Клейнмихель П. А. (11.VIII.1842 - 15.Х.1855), Чевкин К. В. (15.X.1855 - 11.Х.1862), Мельников П. П. (11.X.1862 - 20.IV.1869), Бобринский В. А. (20.IV.1869 - 2.IX.1871), Бобринский А. П. (2.IX.1871 - 10.VII.1874), Посьет К. Н. (10.VII.1874 - 7.XI.1888), Паукер Г. Е. (7.XI.1888 - 29.III.1889), Гюббенет А. Я. (30.III.1889 - 17.I.1892), Витте С. Ю. (15.II.1892 - 30.VIII.1892),Кривошеин А. К. (30.VIII.1892 - 16.XII.1894), Хилков М. И. (4.I.1895 - 25.Х.1905), Немешаев К. С. (28.X.1905 - 24.IV.1906), Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус Н. К. (25.IV.1906 - 29.I.1909), Рухлов С. В. (29.I.1909 - 27.X.1915), Трепов А. Ф. (30.X.1915 - 27.XII.1916), Кригер-Войновский Э. Б. (28.XII.1916 - 28.II(13.III).1917), Некрасов Н. В. (2(15).III.1917 - 4(17).VII.1917), Тахтамышев Г. С. (упр.11(24).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Юренев П. П. (25.VII(7.VIII).1917 - 27.VIII(9.IX)/31.VIII(13.IX).1917), Ливеровский А. B. (упр. с 31.VIII(13.IX).1917, мин-р 25.IХ(8.Х).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. полиции (25.VII.1810 - 4.XI.1819). Министры: Балашов А. Д. (25.VII.1810 - 28.III.1812), Вязмитинов С. К. (28.III.1812 - 15.Х.1819), Балашов А. Д. (15.X.1819 - 4.XI.1819).

Главное управление духовных дел разных вероисповеданий (25.VII.1810 - 24.X.1817). Главное управление иностранных веро- исповеданий (15.V.1824 - 2.II.1832). Главноуправляющие: Голицын А. Н. (25.VII.1810 - 24.Х.1817), Шишков А. С. (15.V.1824 - 25.IV.1828), Блудов Д. Н. (25.IV.1828 - 2.II.1832).

Главное управление ревизии государственных счетов, с 30. XII.1836 - Государственный контроль (28.I.1811 - 25.X(7.XI).1917). Гос. контролеры: Кампенгауаен Б. Б. (28.I.1811 - 11.IX.1823), Хитрово А. З. (3.III.1827 2 - 21.II.1854), Кушелев-Безбородко А. Г. (13.III.1854 - 6.IV.1855), Анненков Н. H. (17.IV.1855 - 6.XII.1862), Татаринов В. А. (1.I.1863 - 13.II.1871), Абаза А. A. (17.II.1871 - 1.I.1874), Грейг С. А. (1.I.1874 - 7.VII.1878), Сельский Д. M. (7.VII.1878 - 11.VII.1889), Филиппов Т. И. (26.VII.1889 - 30.XI.1899), Лобко П. Л. (5.XII.1899 - 26.Х.1905), Философов Д. А. (28.Х.1905 - 24.IV.1906), Шванебах П. X. (24.IV.1906 - 13.VI.1907), Харитонов П. А. (12.IX.1907 - 25.I.1916), Покровский Н. H. (25.I.1916 - 30.XI.1916), Федосьев С. Г. (30.XI.1916 - 28.II(13.III).1917), Годнев И. В. (2(15).III.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Кокошкнн Ф. Ф. (25.VII(7.VIII).1917 - 27.VIII(9.IX)/31.VIII(13.IX).1917), Смирнов С. А. (25.IХ(6.Х).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. императорского двора; с 1893 - М. императорского двора и уделов (22.VIII.1826 - 28.II(13.III.1917). Министры: Волконский П. М. (22.VIII.1826 - 27.VIII.1852), Адлерберг В. Ф. (30.VIII.1852 - 17.IV.1870), Адлерберг А. В. (17.IV.1870 - 17.VIII.1881), Воронцов-Дашков И. И. (17.VIII.1881 - 6.V.1897), Фредерикс В. Б. (6.V.1897 - 28.II(13.III).1917).

М. государственных имуществ; с 21.III.1894 - М. земледелия и государственных имуществ; с 6.V.1905 - Главное управление землеуст- ройства и земледелия; с 26.X.1915 - М. земледелия (26.XII.1837 - 25.Х(7.XI).1917). Министры и главноуправляющие: Киселев П. Д. (27.XII.1837 - 11.VII.1856), Шереметев В. А. (30.VIII.1856 - 17.IV.1857), Муравьев М. Н. (17.IV.1857 - 1.I.1862), Зеленой А. А. (1.I.1862 - 16.IV.1872), Валуев П. A. (16.IV.1872 - 25.XII.1879), Ливен А. А. (25.XII.1879 - 25.III.1881), Игнатьев Н. П. (25.III.1881 - 4.V.1881), Островский М. Н. (4.V.1881 - 1.I.1893), Ермолов А. С. (28.III.1893 - 6.V.1905), Шванебах П. X. (31.V.1905 - 26.X.1905), Кутлер Н. Н. (28.X.1905 - 4.II.1906), Никольский А. П. (27.II.1906 - 24. IV.1906), Стишинский А. С. (24.IV.1906 - 8.VII.1906), Васильчиков Б. А. (27.VII.1906 - 21.V.1908), Кривошеин А. В. (21.V.1908 - 26.Х.1915), Наумов А. Н. (10.XI.1915 - 21.VII.1916), Бобринский А. А. (21.VII.1916 - 14.XI.1916), Риттих А. А. (14.XI.1916 - 28.II(13.III).1917), Шингарев А. И. (2(15).III.1917 - 5(18).V.1917), Чернов В. М. (5(18).V.1917 - 28.VIII(10.IX).1917), Вихляев П. А. (упр. 28.VIII(10.IX).1917 - 3(16).X.1917), Маслов С. Л. (3(16).X.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. уделов (30.VIII.1852 - 9.XI.1856). Министр: Перовский Л. А. (30.VIII.1852 - 9.XI.1856).

М. почт и телеграфов (15.VI.1865 - 9.III.1868 и 6.VIII.1880 - 16.III.1881). Министры: Толстой И. М. (25.VI.1865 - 21.IX.1867), Тимашев А. Е. (14.XII.1867 - 9.III.1868), Маков Л. С. (6.VIII.1880 - 16.III.1881).

Главное управление государст- венного коннозаводства (1.VI.1881 - 25.Х(7.XI).1917). Главноуправляющие: Воронцов-Дашков И. И. (1.VI.1881 - 6.V.1897), вел. кн. Дмитрий Константинович (25.V.1897 - 13.XI.1905), Зданович А. И. (22.XI.1905 - 28.XI.1912), Щербатов Н. Б. (1.I.1913 - 5.VI.1915), Стахович П. А. (28.VII.1915 - 28.II(13.III).1917).

Главное управление торгового мореплавания и портов (7.XI.1902 - 27.Х.1905). Главноуправляющий: вел. кн. Александр Михайлович (7.XI.1902 - 27.X.1905).

М. торговли и промышленности (27.X.1905 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Тимирязев В. И. (28.X.1905 - 18.II.1906), Федоров М. М. (18.II.1906 - 4.V.1906), Философов Д. А. (27.VII.1906 - 6.XII.1907), Шипов И. П. (23.I.1908 - 13.I.1909), Тимирязев В. И. (14.I.1909 - 5.XI.1909), Тимашев С. И. (5.XI.1909 - 17.II.1915), Шаховской В. Н. (18.II.1915 - 28.II.(13.III).1917), Коновалов А. И. (2(15).III.1917 - 27.V(9.VI).1917), Степанов В. А. (упр. 27.V(9.VI).1917 - 4(17).VII.1917), Прокопович С. Н. (25.VII(7.VIII).1917 - 25.IХ(8.Х).1917), Коновалов А. И. (25.IX(8.X).1917 - 25.IX(7.XI).1917).

Главное управление гос. здравоохранения (1.IX.1916 - 22.II(7.III).1917). Главноуправляющий: Рейн Г. Е. (1.IX.1916 - 22.II(7.III).1917).

М. труда (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Скобелев М. И. (5(18).V.1917 - 2(15).IX.1917), Гвоздев К. А. (2(15).IX.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. почт и телеграфов (Врем. пр-ва) (6(19).V.1917 - 25.X(7.XI).1917). Министры: Церетели И. Г. (5(18).V.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Никитин А. M. (25.VII(7.VIII). 1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. продовольствия (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Пешехонов А. В. (5(18).V.1917 - 31.VIII(13.IX).1917), Прокопович С. Н. (16(29).IX.1917 - 25.X(7.XI).1917).

M. государственного призрения (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Шаховской Д. И. (5(18).V.1917 - 2(15).VII/4(17).VII.1917), Барышников А. А. (упр.10(23).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Ефремов И. H. (25.VII(7.VIII).1917 - 24.IX(7.X).1917), Кишкин Н. M. (25.IX(8.X).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

M. вероисповеданий (5(18).VIII.1917 - 25.X(7.XI).1917). Министр: Карташев А. В. (5(18).VIII.1917 - 25. Х(7.XI).1917).

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (См. Справочный том, ч.1, с.109, 548 - 52); 1 - 3 ПСЗ; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960 (библ.); Очерк истории Мин-ва иностр. дел. 1802-1902, СПБ, 1902; Столетие Воен. мин-ва (1802-1902 гг.), т. 1-13, СПБ, 1902-14; Огородников С. Ф., Историч. обзор, развития и деятельности Морского мин-ва за 100 лет его существования (1802-1902), СПБ, 1902; Мин-во внутр. дел. 1802-1902, СПБ, 1902; Краткий очерк деятельности МВД со времени гос. переворота по 1 июля 1917 г., П., 1917; Мин-во финансов. 1802-1902, ч. 1-2, СПБ, 1902; Мин-во финансов. 1904-13, (СПБ, 1914); Рождественский С. В., Историч. обзор деятельности Мин-ва нар. просвещения. (1802-1902), СПБ, 1902; Мин-во юстиции за сто лет. 1802-1902, СПБ, 1902; Краткий историч. очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования 1798-1898, СПБ, 1898; Обзор деятельности Мин-ва путей сообщения за десятилетие 1895-1904 гг., СПБ, 1906; Краткий очерк развития нашей ж.-д. сети за 10-летие 1904-13 гг., СПБ, 1914; Госконтроль. 1811-1911, (СПБ, 1911); Обзор деятельности Мин-ва имп. двора и уделов (1881-1894 гг.), ч. 1-2 и приложения, СПБ, 1901; История уделов за 100-летие их существования, т. 1-3, СПБ, 1901-1902; С.-х. ведомство за 75 лет его деятельности (1837-1912 гг.), П., 1914; Историч. обозрение 50-летней деятельности Мин-ва гос. имуществ. 1837-1887, ч. 1-5, СПБ, 1888.

Л. Е. Шепелев. Ленинград.

1 Составлен по данным юбилейных изданий дореволюц. М. (см. список лит-ры), "Правительственного вестника", "Вестника Временного правительства", мат-лов ЦГИА СССР (в случае несовпадения сведений в различных изданиях предпочтение отдавалось трем последним из названных источников). Вслед за фамилиями указаны даты нахождения данного лица в должности министра (или исполняющего обязанности министра), а также управляющего М. (для 1917 последнее оговаривается). В нек-рых случаях для 1917 указаны двойные даты: дата решения об отставке и дата ее юридич. оформления (напр., 2 (15). V/5(18).V.1917).

К началу XIX в. коллежская система перестала отвечать потребностям государственного управления. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата. В 1802 г. началось проведение министерской реформы. 8 сентября были образованы первые восемь министерств: военно-сухопутных сил (в 1808 г. переименовано в Военное министерство), морских сил (в 1815 г. переименовано в Морское министерство), иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министры назначались и смещались императором и несли ответственность только перед ним. Коллегии, вопреки расхожему мнению, не были упразднены, а расписаны между министерствами. Между министрами и коллегиями установились довольно сложные отношения. Министры не вмешивались в текущие дела коллегий и лишь наиболее важные дела разрешали под свою ответственность. Этот период сосуществования новых и старых учреждений был необходим для передачи опыта управления, форм делопроизводства и должен был обеспечить большую слаженность министерского аппарата.

Рис. 10. Система высшего и центрального управления в первой половине XIX в.

В 1810 г. в системе министерств произошли небольшие изменения: упраздняется Министерство коммерции (его функции перешли к Министерству финансов), создается Министерство полиции (выделилось из Министерства внутренних дел).

Значительную роль в становлении министерской системы управления сыграло «Общее учреждение министерств». Этот правовой акт, изданный 25 июня 1811 г., определил единообразие организации и делопроизводства министерств, взаимоотношения их структурных частей, порядок отношений министерств друг с другом и другими учреждениями (рис. 11).

Во главе министерства стоял министр. Его заместитель именовался товарищем министра. Основными структурными подразделениями министерства являлись департаменты, которые делились на отделения, а отделения - на столы (отделы). В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия: министр самостоятельно принимал решения и нес за них персональную ответственность; директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений - директорам департаментов, столоначальники - начальникам отделений. При министре функционировали канцелярия, занимавшаяся делопроизводством министерства, и совет, являвшийся совещательным органом. В совет министра входили: сам министр, его товарищ, руководители структурных подразделений министерства. С введением «Общего учреждения министерств» началось упразд­нение коллегий.


Система министерств носила более стабильный характер, чем ликвидированная коллежская система. Но и в ней происходили изменения. В 1817-1824 гг. функционировало Министерство духовных дел и народного просвещения, в 1819 г. было упразднено Министерство полиции, в 1826 г. возникло Министерство императорского двора и уделов, в 1837 г. - Министерство государственных имуществ. Кроме того, на правах самостоятельных центральных государственных учреждений действовало несколько главных управлений (Главное управление путей сообщения, Главное управление ревизии

Рис. 11. Структура министерства по «Общему учреждению министерств» (1811)

государственных счетов, Главное почтовое управление и др.).

Важнейшее место в системе министерств принадлежало Министерству внутренних дел. Первоначально в его ведении находились самые разнообразные дела: продовольственное и пожарное дело, казенная промышленность, больницы, богадельни, тюрьмы, состояние и строительство дорог, контроль за губернаторами и т.д. Но постепенно определяется основной профиль министерства - административно-полицейские и карательные функции. Особенностью министерской системы стало формирование ведомств - управленческой системы, состоящей из министерства и подчиненных ему местных отраслевых органов.

Одновременно с образованием министерств создается Комитет министров. В него по должности входили министры и главноуправляющие другими центральными органами, а также лица по усмотрению императора. На рассмотрение Комитета министров вносились дела, которые министры не могли решать из-за отсутствия соответствующих законов или из-за того, что они затрагивали интересы других ведомств. Комитет министров не являлся правительственным кабинетом, так как министры не были ответственны перед его председателем, а сам председатель Комитета министров, в отличие от министров, не имел права еженедельно­го доклада у императора.

Морское Министерство
1.Ззащита своих побережий и отражение вражеских атак из кораблей, построенных в России и купленных в других странах.

2. Исследования жизни российских и "южных" морей. Работы в этом направлении традиционно проводились под эгидой Императорской АН и Министерства Народного Просвещения. Вторая половина 19-го века была отмечена бурным развитием морских исследований, связанных целым комплексом причин:- Большой общественный интерес к жизни моря определялся естественнонаучным бумом, вызванным эволюционными идеями Чарльза Дарвина. - Интенсивное использование живых ресурсов в традиционных районах привело к их значительному уменьшению, что обусловило первый кризис мирового рыболовства 50-х - 60-х годов 19-го века.

Министерство юстиции
На него были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой..

Минестерство иностранных дел - политические сношения с иностранными правительствами, защита интересов российских подданных за границей и содействие иностранным подданным в России в удовлетворении их законных требований, охрана национальных интересов России и расширения экономических и торговых связей.

Министерство внутренних дел- было обязано заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. Министерству внутренних дел поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтового сообщения. МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли и др. Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась вся местная полиция. Через губернаторов министр внутренних дел руководил охраной общественного порядка и борьбой с преступностью.

В Военное министерство входило 7 главные управления: артиллерийское, инженерное, интендантское, военно-медицинское, военно-судное, военно-учебных заведений и управление казачьих войск.

Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако вскоре в структуре министерства финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры. Постепенно в компетенцию Министерства финансов были переданы практически все важнейшие вопросы, относящиеся к сфере управления хозяйством, подсчет всех государственных доходов и расходов.

Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями

В начале XIX века в условиях общего кризиса феодализма в стране нарастает социальная напряженность, обостряются внутренние противоречия. В этой ситуации царское правительство встало на путь лавирования. Особенно характерна такая политика для Александра I.

По его поручению М.М. Сперанский разработал проект государственных преобразований на началах либеральных реформ, весьма ограниченных и непоследовательных. Но эти начинания не нашли поддержки в дворянских кругах. Централизация государственной власти продолжалась Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел/Учебник для вузов. -- М. : NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. -- 336 с., с. 19.

Министерство внутренних дел впервые было создано в России на основании Манифеста Александра I от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств». За Министерством внутренних дел прочно закрепилась репутация важнейшего ведомства России.

Создание министерств как органов центрального управления, пришедших на смену коллегиям, введенным Петром I в 1717 году, стало очередным этапом развития российской государственности.

Восшествие на престол императора Александра I в марте 1801 года было воспринято большинством современников как вызывающее надежды на перемены в лучшую сторону событие. Его предшественник Павел I демонстративно подчеркивал, что он выше всех законов и волен даже не считаться с правами дворянства.

Поэтому Александр I в первые дни своего царствования объявил о восстановлении и соблюдении всех сословных прав и привилегий и декларировал свое уважение к законности. В планы императора входила подготовка новых основных законов, кодификация законодательства и реорганизация системы государственного управления. Последнее стало предметом активного обсуждения в так называемом Негласном комитете, созданном Александром I, в который входили его ближайшие друзья и единомышленники: В. Кочубей, П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский. Это были отлично образованные, имевшие опыт государственной деятельности молодые люди, хорошо знакомые с организацией правительственных учреждений европейских стран.

Члены Негласного комитета отмечали, что министерства существуют в абсолютистской Австрии и Пруссии, конституционной монархии Англии, республиканской Франции, а потому и в России по примеру большей части европейских государств могут быть образованы министерства, точно определена область действия каждого из них.

Аргументируя необходимость создания министерств, члены Комитета и привлеченные к его деятельности некоторые ученые ссылались и на имевшийся российский опыт. Образование министерств было не только модернизацией системы государственного управления, но и выражением стремления к реформированию внутренней политики. Великая французская революция, за событиями которой внимательно следили в России, наполеоновские войны, рост промышленности, торговли приводили к усложнению общественной жизни, ускорению ее темпов, что вызывало необходимость совершенствования системы государственного управления.

Имели значение и субъективные факторы проведения реформы управления. В истории России они всегда играли важную роль. Молодой император Александр I и его ближайшие друзья, по свидетельству современников, были полны надежд на возможность глубоких изменений в государственно-правовой сфере. Создание министерств рассматривалось как часть будущих реформ.

8 сентября 1802 года было образовано 8 министерств: военно- сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения и министерство внутренних дел.

В Манифесте об учреждении министерств подчеркивалась личная ответственность министра за состояние дел во вверенном ему ведомстве. "Министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами, под управлением его состоящими, быть сведущим о всех делах, которые в них производятся" http://traditio-ru.org/wiki/Манифест об учреждении Министерств. Министры имели право законодательной инициативы. Ежегодно они должны были представлять отчеты о деятельности министерства императору и в Сенат. Формально Сенат мог отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству. Но поскольку министры имели право личного доклада императору и часто исполняли его устные распоряжения или получали от него одобрение своих действий, то, как отмечал Н. М, Карамзин, словами:" я имел счастье докладывать об этом Его Величеству и получить от него разрешение…" министр слагал с себя всякую ответственность там же.

Основой для создания министерств стали существовавшие ранее коллегии, которые целиком или частью вошли в состав новых органов центрального управления. Каждое министерство получило так называемый Наказ, где определялись его задачи. Самым большим и многофункциональным стало министерство внутренних дел.

К обязанностям МВД были отнесены забота о повсеместном благосостоянии народа, о гражданском порядке и благоустройстве империи; в его ведении находились все отрасли государственной промышленности, кроме горной, построение и содержание всех общественных зданий в государстве, «отвращение недостатка в жизненных припасах и необходимых надобностях общежития» -- т. е. обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления.

МВД занималось торговлей (ярмарками), промыслами; наделением казенными землями; реализацией всех мер сначала по усилению крепостничества, а потом по освобождению: крестьян от крепостной зависимости; переселением (в том числе иностранными выходцами); содержанием и обустройством дорог, а также судоходством; медициной и ветеринарией по всей стране; статистикой; почтой; цензурой; обустройством и управлением присоединяемых территорий; приказами общественного призрения; реализацией городских, земских, рекрутских повинностей; взиманием податей и недоимок. Особо выделялись дела евреев и цыган, управление духовными делами других вероисповеданий (протестантство, ислам, иудаизм).

И только потом уже ставились задачи чисто полицейские: установление и поддержание спокойствия, борьба с беглыми и дезертирами, взятие под стражу и т. д.

По задачам, их характеру и объему МВД того времени существенно отличалось от современного.

Такое многообразие функций и задач выразилось в сосредоточении в МВД исполнения большого объема внутренних функций государства. В нем первоначально было образовано четыре основных структурных подразделения, так называемых экспедиций.

В компетенцию первой из них входило "заведывание делами народного продовольствия и соляной части", а третья - экспедиция государственного хозяйства - занималась вопросами "усовершенствования земледелия", управляла государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечивала переселение крестьян на новые земли, следила за состоянием дорог. В 1806 году обе эти экспедиции МВД были объединены. Четвертая экспедиция называлась "экспедицией общественного призрения". В ее ведении были больницы, "богоугодные заведения", содержание тюрем.

Управление полицией находилось в компетенции второй экспедиции. Она называлась "экспедицией спокойствия и благочиния" и состояла из двух отделений. На первое отделение возлагались сбор сведений о происшествиях, предотвращение "ложных слухов". В задачу сельской полиции входило и наблюдение за "повиновением крестьян законной власти", Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. В него также направлялись жалобы на полицию.

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. (В. П. Кочубей - единственный из всех министров удостоен чести быть изображенным на памятнике в честь тысячелетия России, открытом в Новгороде в 1862 году). Его заместителем стал также один из членов Негласного комитета и личный друг императора Александра I Павел Александрович Строганов. Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен ставший затем знаменитым государственным деятелем, "светило российской бюрократии" Михаил Михайлович Сперанский. Канцелярия МВД стала своеобразным штабом, в котором готовились проекты совершенствования деятельности, развития структуры, уточнения функций не только МВД, но и других министерств.

Для слежения за реорганизациями, происходившими в МВД, при канцелярии было создано "Общество дворян" из 10 человек, которое помимо связей с уездными и губернскими дворянскими собраниями должно было описывать историческое начало и перемены в каждой части министерства.

Одним из первых вопросов, которые пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, Они "не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов", что нередко приводило к реализации ими возможностей, имевшихся у полицейских для получения "небезгрешных доходов". По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи.

Заметным явлением общественно-политической, культурной жизни России в начале XIX века стало издание министерством внутренних дел в 1804-1809 гг. первого в истории страны официального периодического журнала. Он назывался "Санкт-Петербургский журнал". В его издании принимали участие министр внутренних дел В. П. Кочубей, М. М. Сперанский и даже сам император Александр I. В первом разделе журнала публиковались императорские указы, распоряжения Сената, министерств.

Большой общественный резонанс вызвала публикация в "Санкт-Петербургском журнале" отчетов министра внутренних дел о деятельности вверенного ему ведомства. Были обнародованы сведения о количестве умышленных убийств, самоубийств, "нечаянных смертей", т.е. произошедших в результате несчастных случаев, пожаров. Как с удивлением отмечал один из иностранных наблюдателей в России, впервые "публике раскрывались даже возмущения, вызванные неудовольствием крестьян". Во втором разделе журнала публиковались материалы об организации и деятельности государственных учреждений и, в частности, полиции, тюрем в зарубежных странах, а также статьи по вопросам права, экономики.

С 1809 по 1819 год МВД издавало официальную газету "Северная почта". Она выходила два раза в неделю и была важнейшим источником информации для большинства населения страны (особенно в период Отечественной войны 1812 года) о событиях, происходящих в России и за рубежом.

В 1806 году на основе обобщения и анализа деятельности министерства внутренних дел В. П. Кочубей и М. М. Сперанский подготовили проект его реорганизации, который был утвержден Александром I. Некоторые функции по руководству государственным хозяйством были переданы в другие министерства и ведомства. В состав МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и входивших в ниx отделений были образованы новые структурные подразделения, так называемые столы. В каждом отделении было несколько столов, руководимых столоначальниками.

Существенной реорганизации подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, получившая название экспедиции государственного благоустройства. Она состояла из двух отделений и пяти столов. Первый стол первого отделения занимался сбором сведений о всех происшествиях, преступлениях, о прибывающих из-за границы и выезжающих из страны, контролем за "благочинием публичных зрелищ и собраний". Второй стол следил за состоянием дорог и соблюдением порядка на них, устанавливал штаты городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем, контролировал доставку осужденных к местам отбытия наказания, а также участвовал в организации рекрутского набора в армию. Основной функцией третьего стола было назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников.

Во втором отделении экспедиции государственного благоустройства рассматривались жалобы на полицию.

Экспедиция государственного благоустройства была самой большой в министерстве внутренних дел. Более половины из 25 тысяч входящих в МВД документов и 16 тысяч исходящих из него относились к компетенции экспедиции государственного благоустройства. Определенная в 1806 году структура МВД и круг его задач оставались без изменений до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»