Что обозначает понятие человек. Человек понимается как деятельное культурно-историче­ское существо, т

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Тема 12. Человек:

индивид, личность, индивидуальность

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

Человек в психологии.

Так кто же такой ЧЕЛОВЕК?

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Так что, человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек"" используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

В практике психологии человека изучают в нескольких аспектах (см. Схема 1).

Схема 1. Изучение человека в психологии

1. Человек как индивид отражает биологическую сущность. Все мы, как и все живое – часть природы. В данном аспекте рассматривают то, что дано человеку от природы, что делает его принадлежным к человеческому роду, изучается человеческий организм, его строение и как это влияет на психику.

2. В то же время, человек – это всегда активное существо . Даже когда мы спим, отдельная часть нашего сознания не дремлет, продолжает переваривать воспринятую за день информацию. Да и человек всегда занимается какой-либо деятельностью, общается с другими людьми, размышляет, проявляет психическую активность (познавательную активность),

3. Третий аспект изучения человека связан с тем, что ребенок появляется на свет не изолированно, а сразу попадает в общество , которое тут же начинает предъявлять к нему свои требования. Начиная с того, что ребенку дают имя, и с детства учат: так можно поступать, а так нельзя, с рождения ребенок воспринимает социальные роли (сына, дочери, воспитанника детского сада, школьника и др.) и т. д. Это все относится к человеку как к личности – социальному существу.

4. И все выше перечисленное складывается в неповторимую индивидуальность каждого человека . Любой человек уникален. Каждый из вас уникален.

Но как соотносятся эти понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

Индивид и личность.

û Как вы думаете, что такое личность?

û Всякого ли человека можно назвать личностью?

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В связи с этим возникает вопрос об особенностях подхода к личности в психологии.

Важной задачей психологической науки ставится обнаружение психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.

Вы, конечно же, никогда не завали себе вопроса, чем индивид отличается от личности, поскольку эта тема вряд ли волновала вас хоть сколько-нибудь. Однако чем старше вы становитесь, тем серьезнее ваше отношение к миру… а может быть, вы просто услышали краем уха спор о том, кого же можно назвать личностью, а кого – нет? Как бы там ни было, вопрос поднят – значит, нужно выяснить ответ.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет малыша позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду.

Можно с уверенностью сказать, что вы – индивид. Как и ваши родители, и учителя, и тот высокий парень из соседнего дома, и красивая девушка с верхнего этажа… Однако младенец в коляске тоже является индивидом, так что гордиться вам особо нечем: это привилегия человека от рождения – быть не особью, подобно животным, а индивидом, и для того, чтобы попасть в эту категорию, нужно просто иметь руки, ноги, голову и все, что есть у человека (додумайте сам).

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид.

Индивид (от лат. неделимое) – это единичный представитель человеческого рода (вида homo sapiens), конкретный носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом (скелетно-мышечное строение, обеспечивающее возможность прямохождения, овладения речью, нервная система с определенным строением головного мозга и пр.). И вместе с тем в понятии «индивид» указывается и на то, что это единичное существо, отличное от других (индивидные признаки различны у людей – строение тела, цвет волос, особенности нервной системы и пр.).

Основные характеристики индивида:

Возрастно-половые:

Возраст и фаза жизни;

Половой диморфизм (мужской, женский пол);

Индивидуально-типические:

Конституционные свойства (особенности анатомии человека, строения тела);

Нейродинамические свойства (тип нервной системы, свойства мозга и пр.);

Цвет глаз, волос и пр.;

Биологические потребности (в еде, безопасности и т. д.);

Задатки;

Активность.

Высшая интеграция индивидных индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Как мы выяснили, индивидность связана прежде всего с природными образованиями, с организмом человека, его строением. Это то, что закладывается у человека во внутриутробном развитии. В целом природные, телесные свойства составляют предпосылку и условия развития его внутренних, психических качеств, присущих человеку. Например, определенное строение гортани и связок отвечает за то, что человек может говорить, а кто-то и прекрасно петь.

От индивида к личности.

û Ответьте, является ли новорожненный человек личностью? Можно ли говорить о личности жи­вотного?

Быть индивидом хотя и приятно (все-таки не особь, правильно? – уже хорошо), но не особенно почетно: надо же как-нибудь выделиться из общей массы вам подобных, но как это сделать? И что получится в результате? А вот это как раз ключевой вопрос! Индивид, то есть человек, который не желает делать все так, как другие, думает, чувствует и действует по-своему, не боится иметь собственную точку зрения, постепенно превращается… в личность ! То есть личность является индивидом, а вот индивид может не быть личностью – печальная, между прочем, картина.

Однажды Плакса, Озорник, Тихоня и Очкарик задумались – а что, собственно, выделяет их из толпы им подобных? В конце концов, таких школьников, как они, очень много, кое-кто из них даже внешне похож на эту четверку. Но ведь они же особенные, разве нет? «Наверное, я знаю, в чем дело – твердо заявил Очкарик. – Ты, Плакса, очень ранимая девочка, ты умеешь сопереживать другим, это хорошо. Ты, Озорник, мастер на всевозможные выдумки, и это прекрасно. Тихоня у нас очень добросовестная девочка, с любой работой справляется только так. Ну, а я… - Очкарик замялся, - я очень умный… и только попробуйте с этим не согласиться!!!»

û Подумайте, а чем вы выделяетесь из толпы себе подобных?

Являясь на свет как индивид, человек приобретает особе социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К. Марксом. Он определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств.

û Если дать описание личности человека в Древние времена, в средние времена в Западной Европе, в современные года в Северной Америки, Африке и России, эти характеристики будут одинаковыми? В чем будет их специфика?

Личностные особенности не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Личность рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Это социальная сущность человека.

Часто понятие личности разбивают на две категории: 1 ) личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личностью можно назвать конкретного человека, который является носителем сознания, способен к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строит определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Основные характеристики личности:

Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения, а также воля).

Опыт (знания, навыки, умения и привычки).

Индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

- Темперамент.

Способности.

Характер.

Мотивация и ценности.

Социальные потребности (в принятии человека и пр.).

Социальный статус и роли.

Сознательные цели.

Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Многие ученые (и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след.

û В этом контексте можно ли говорить о ЛИЧНОСТИ преступника?

Чем индивид хуже личности?

Да ничем не хуже. Просто он один из множества. Его не могут идентифицировать. Вот вспомните сказу о Царевне-лягушке. В начале сказки три брата – это три индивида, один от другого практически ничем не отличается: все трое следуют наказу отца и выпускают по стреле из луков, все трое приводят в дом молодых жен, пытаются угодить отцу и так далее. Зато в конце сказки мы уже ни с кем не перепутаем Ивана-царевича, он предстал перед нами во весь рост. А что же с его братьями? Они так и остались нераскрытыми для нас: кто из них женился на купеческой дочери, а кто на дворянской – не понятно. Да и не интересно, если честно.

Вообще индивид не вызывает в читателе желания узнать о нем побольше, тогда как личность приковывает внимание. Точно так же дело обстоит и в жизни – если вы ничем не выделяетесь среди окружающих, если вас ничего не интересует и вы не имеете собственного мнения и своего, оригинального взгляда на мир, то кому вы нужны? Кто захочет терять на вас свое время? Подумайте об этом!

Говоря о человеке, как о личности, мы выделяем целостность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Личность и индивидуальность.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляется понятие «индивидуальность». Чем эти два понятия отличаются одно от другого? Что же такое индивидуальность человека?

û Не заглядывая в дальнейший текст, можете ответить, как вы понимаете индивидуальность человека?

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей . Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность - это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессах, психических состояниях, жизненного опыта.

Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Важными являются и врожденные особенности человека, и его собственная активность в формировании своей неповторимости. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают ()

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную сущность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Само-делка

Хотите, что бы вас называли «сильная личность», «яркая индивидуальность»? Так в чем же дело?

Само-делка, или работа над собой, само-конструктор, решайте сами, как вам хочется называть процесс выковывания из себя личности и индивидуальности. Это не просто, но человек может справиться с любой трудностью, если захочет, конечно. Но главное для вас – понять, что такое личность и индивидуальность, разобрав эти сложные конструкции на отдельные блоки.

Как мы выяснили, личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся, и этот процесс за­нимает многие годы

Развитие личности - это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивид стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе , вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и фор­мирует прежде всего личность. И уже на первом году жизни у ре­бенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Одна­ко известно немало случаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались по­истине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вы­молвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антонови­ча с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отра­зилось на его умственных способностях: он не умел говорить и про­изводил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Также не становились личностями дети, похищенные и вы­кормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отноше­ния с окружающими людьми, с коллективом , с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее осо­бенности. Именно в деятельности складывается необходимое един­ство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

Важны и цели, которые ставит перед собой человек. Точнее говоря, развитие лично­сти направляет цель жизни . Это очень знакомые слова, но вдумай­тесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто же­лание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, со­ставляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями че­ловеческой культуры - идеалами и духовными ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей приводит к формированию духовного ядра личности, ее нравственному самосо­знанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается.

Задание. Разбираемся в терминах.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор-; нал координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем­перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель­ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли­зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

û Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Если да, то в чем она проявляется?

Новые понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Проверочные вопросы.

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Как соотносятся понятия «человек» и «индивид»? Докажите, что человек как индивид подобен всем другим людям и одновременно отличается от них.

3. Как связаны исторические условия, в которых проживает человек, и формирование из него личности?

4. Выделите те факторы, которые необходимы для превращения индивида в личность.

5. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни? Являетесь ли вы такой личностью?

6. Как соотносятся понятия личности и индивидуальности?

7. Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Обоснуйте свой ответ.

8. Нарисуйте и опишите свое представление о связи понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

9. Выберите верный ответ

9.1 Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности, б) целеполагание, в) приспособление к среде обитания, г) взаимодействие с окружающим миром.

9.2. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция, б) физическое и психическое здоровье, в) принадлежность в виду homo sapiens, г) особенности внешности.

10. Являются ли дети-маугли личностями? Обоснуйте свой ответ.

11. Выскажите свое мнение по поводу высказывания: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проверочные задания.

Литература и источники

1. Рогов человека. – М.: Владос, 2001.

2. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.

3. Яровицкий В. Мой первый учебник по психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011.

4. Грецов психология для девочек. – СПб.: Питер, 2007.

5. Дьяченко словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6. Немов: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

7. http:///obh/00066.htm

8. http:///obh/00150.htm

9. http:///difpsi/fxiepe. htm

10. http://cito-web. yspu. org/link1/metod/met121/node3.html

11. http://www. *****/for-students/cards/general-psychology/.html

12. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

13. http://www. *****/?Article=142

14. http:///psiforum/4--/

Диагностика личностных особенностей

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. Русалова online

По данной ссылке предлагается пройти серьезный психологический тест В. Русалова на выявление формально-динамических свойств индивидуальности. Опросник содержит 150 вопросов. Online форма позволяет быстро пройти методику и тут же (без регистрации и SMS) узнать результаты.

Если вы решите пройти данный опросник, и не поймете некоторых терминов в выводах, напишите преподавателю, и он объяснит, что означают полученные по тесту результаты.

Это интересно знать

Упражнения на самопознание личности

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой! Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется крат­кость и образность. Приводится пример: псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисун­ки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся ха­рактеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пя­тибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокуп­ности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно "знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимает­ся как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания ху­дожественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объ­ектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рожда­ется у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предла­гает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к создан­ному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими су­ществами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмени­ваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень - умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местнрго значения», они должны постараться при­влечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек вни­мание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая ею взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Да­вайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в
группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им: «характери­стику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих уз­нали быстрее всех, и, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Введение

человек происхождение внеземной марксизм

Несомненно, что проблема человека является одной из важнейших в философии. Человек всегда размышлял в надежде найти смысл собственного существования, понять, как и для чего дана ему жизнь. Ведь понимание собственной природы определяет всю жизнь человека, его поведение, познание им окружающего мира. Именно поэтому основатель немецкой классической философии И. Кант называл основным вопросом философии вопрос «Что такое человек?». Кроме того, существует особенность философского осмысления человека, делающая его уникальным объектом изучения. Дело в том, что человек в процессе познания своей сущности является одновременно и объектом и субъектом познания.

Философской дисциплиной, исследующей сущность человека, является философская антропология. Одним из основных ее вопросов является вопрос о происхождении человека. Ответ на него во много определит ответ на другой вопрос - о сущности человека.

Определение понятия «человек»

Человек -- существо сложное, многогранное, неоднозначное, противоречивое. В понимании его сущности можно выделить различные подходы, направления, течения, которые отличаются друг от друга ответами на следующие вопросы.

Первый вопрос: человек -- существо космическое или земное?

С точки зрения мифического миропонимания, которое просуществовало в истории человечества более 40 тыс. лет, человек -- существо космическое, сотворенное демиургами, творцами, дочеловеческими предками. Архаический миф, обряд и ритуал рассказывают об этом акте творения мира и человека и изображает его. Человек сотворен божественным началом и с точки зрения религиозного миропонимания. Так, например, в Библии описан акт творения мира и человека Богом по “образу своему и подобию”. Подобную позицию в понимании сущности и происхождении человека занимают философы, признающие за первоначало мира Абсолютную Идею, Мировой Дух, Космический Разум, а человека -- как продукт его реализации (например, немецкий философ конца XVIII--первой трети XIX в. Гегель). Человек рассматривается продуктом космической эволюции, жизни, одушевленности как космического явления, равноправного с неорганическим началом философии космизма (русские представители философии космизма -- Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, A.Л. Читевский, В.И. Вернадский; французский ученый и теолог Тейяр де Шарден и др.) С точки зрения противоположного подхода, жизнь, биологические виды, человек есть продукт земной эволюции, трудовой деятельности (А.И. Опарин, Ч. Дарвин, Ф. Энгельс). Оба эти подхода имеют свои достоинства и недостатки, не могут быть полностью опровергнуты или доказаны, что позволяет предположить, что жизнь, человек, его сущность представляют собой продукт космической и земной эволюции.

Второй вопрос: человек -- существо природное, биологическое или общественное, социальное?

В ответе на этот вопрос также существуют противоположные течения. С точки зрения антропологизма, сущность человека определяется его биологической природой, врожденными, наследственными особенностями его физиологии, психики (так, немецкий философ XIX в. Л. Фейербах считал человека психофизиологическим существом). В противоположность этому основоположники марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) считали, что сущность человека определяется теми общественными отношениями, в которых живет человек. В основе общественных отношений, с их точки зрения, лежит форма собственности (частная или общественная), которая определяет их сущность, а значит, и сущность человека (индивидуалистическую, частнособственническую или общественную, коллективистскую). Каждое из этих подходов отражает определенный момент в понимании человека, сущность которого представляет собой единство природного, биологического, индивидуального, неповторимого и общественного, социального, коллективного, всеобщего. Человек -- существо биосоциальное, соединяющее в себе природное, наследственное, врожденное и приобретенное, делающее его представителем культуры, цивилизации, общества.

Третий вопрос: человек -- существо материальное или духовное?

Марксизм в понимании сущности человека и общества акцентировал внимание на определяющую роль материального производства, удовлетворение материальных потребностей, ибо прежде, чем заниматься политикой, наукой, философией человека должен есть пить и иметь жилище. Проблема “хлеба насущности”, с точки зрения русского религиозного философа Н. Бердяева, вечная, жизненно важная, но, как сказано в Библии, “не хлебом единым жив человек”. Человек отличается от животного тем, что он, помимо материальных, жизненно важных потребностей, стремится к духовным ценностям, поэтому человек представляет собой единство материального, телесного и духовного, возвышенного, выходящего за пределы потребностей тела.

Четвертый вопрос: человек -- существо сознательное, рациональное или бессознательное, иррациональное?

Сознание, мышление, логика, речь, язык, осознание своей деятельности являются тем, что отличает человека от животного. Это позволило некоторым философам определить человека как существо мыслящее, разумное. Так, французский философ XVII в. Р. Декарт определил сущность человека известной фразой: “Я мыслю, следовательно, я существую”. А немецкий философ конца XVIII--первой трети XIX в. Гегель считал, что “человек есть мыслящий разум”. Однако сущность и поведение человека определяется не только сознательным уровнем психики человека, но и ее предсознательным и бессознательным уровнями. Именно на эту сторону в понимании сущности человека обратили внимание австрийский психолог конца XIX--первой трети XX в. 3. Фрейд и швейцарский психолог и культуролог XX в. К.Г. Юнг, с точки зрения которых сущность человека определяется не только сознательным уровнем психики, но и бессознательным -- устойчивыми, врожденными, неосознаваемыми психическими структурами, архетипами личного и коллективного бессознательного.

Таким образом, сущность человека представляет собой единство космического и земного; природного и общественного; материального и духовного; сознательного и бессознательного; рационального и иррационального. Человек есть продукт космической, земной, природной, биологической и социальной культурной эволюции.

По вопросу о том, что собой представляет человек как личность, также имеют место различные подходы. Марксизм признавал близость, но не тождественность понятий “индивид”, “человек”, “личность”. В понятии “индивид” отражаются индивидуальные, неповторимые, только данному человеку присущие черты (внешний вид, особенности характера и т.д.). В понятии “человек” отражаются общие черты, присущие представителям человеческого рода (прямохождение; наличие мышления, сознания, языка, речи; трудовая деятельность; мораль, нравственность). Индивид, человек, с точки зрения марксизма, превращаются в личность, приобретая социальную функцию, роль (профессиональную, например.) Таким образом, с точки зрения марксизма, каждый человек, приобретая социальную функцию, роль, превращается в личность.

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы:
- организм - морфофизиологическая организация;
- личность - социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека. Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек - биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек - существо биологическое.

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях « » и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы - доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность » долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и « ». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:
- наследственно биологических свойств;
- социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:
- первый уровень - низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее - совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Немецкая классическая философия

  1. Особенности Немецкой классической философии.
  2. Агностицизм Э. канта.
  3. Философия И. Фихте.
  4. Учение Ф. Шеллинга.
  5. Философская система Г. Гегеля.
  6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

1. Философия немецкого классического идеализма (немецкая классическая философия) - ведущее направление германской и всей европейской философии со 2-й пол. XVIII примерно до сер, XIX в. Расцвет этого направления был непосредственно подготовлен трудами немецких просветителей - Г. В. Лейбни­ца (1646-1716), X. Вольфа (1679-1754), И. Г. Гердера (1744-1803) и др. В учениях И. Канта (1724-1804), И. Г. Фих­те (1762-1814), Ф. В. Шеллинга (1775-1854), Г. В. Гегеля (1770-1831) созданы классические образцы развитой филосо­фии.

Отметим наиболее характерные черты немецкой классической философии. Философами данного направления сформирован тип фило­софии, выступающей как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное, обобщающее и ценностно-ориентирующее знание. Для философии немецкого классического идеализма являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Про­исходит предельное сближение ценности Божественного абсолюта и ценности развивающегося человечества. Явственно прослеживается тенденция к соединению прогрессизма и антропо-социоцентризма.

Особую значимость приобретает духовно-практическая активность человека. В качестве глубинной ценностной ориентации принимается протестантская установка на целенаправленное освоение действительности индивидом, исполняющим таким образом свое высшее жизненное предназначение.

Немецкая классическая философия характеризуется особого рода соединением идеализма и диалектики: все сущее в ней представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно раз­ворачивается в мире и наиболее адекватно предстает в спосо­бах человеческой деятельности.

Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа - религии, нравственности, искусства, права, науки, са­мой философии (Гегель). В качестве главных созидательных сил человека представляются разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике , о ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира, когда во взаимодей­ствии субъекта и объекта преодолевается отчуждение и разви­ваются обе стороны; растет могущество человека, его свобода и ответственность (Фихте, Гегель). Ведущее место в практике отводится духовной активности субъекта. Изучаются различные способности души, выявляется ее творческий потенциал, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).



Строится философское обоснование идеи объективной за­кономерности прогресса - общечеловеческого поступательного движения, смысл которого - в расширении сознания свободы (Гегель).

Утверждается достоинство личности: «святость челове­чества в лице каждого» (Кант). Провозглашается гуманистиче­ский идеал: свободное развитие каждого как условие свободно­го развития всех (Кант).

Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии.

1. Разгра­ничение ценности и бытия.

2. Создание этики долга как уче­ния о нравственной сущности личной свободы.

3. Построение эстетики как науки; понимание искусства в качестве области, располагающейся между наукой и нравственностью, теорией и практикой, а также соединяющей их.

В конце XVIII - начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально-экономический и политический подъем. Отражением этого подъема в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И. Гердера, И. Гете, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к немецкой классической философии относят философские учения И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

2. Родоначальником немецкой классической философии по праву является И. Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический . В работах докритического периода (до 1770 г.) главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам естествознания. Он выступает как крупный ученый-астроном, физик, географ, антрополог. В отличие от Ньютона, Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания к объяснению строения солнечной системы не только в настоящее время, но и к объяснению ее возникновения.

В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775 г.) Кант разработал гениальную гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разряженных частиц материи и развивалась до своего нынешнего устройства, согласно законам, открытым Ньютоном. Эта гипотеза, скорректированная великим физиком Лапласом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов происхождения Вселенной. Не ограничиваясь общей теорией образования Солнечной системы, Кант пытается решать и более специальные вопросы, которые касались истории Земли. Он доказал, что приливы и отливы замедляют скорость суточного вращения Земли.

В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, развив дальше учения Декарта и Дидро. В исследованиях по антропологии Кант выдвинул естественную историю человеческих рас. В этот период Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, который обосновал идею саморазвития природы.

Критическая философия Канта сформировалась к началу 70-х годов. Учение это было изложено в работах «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1786 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.).

В первой работе Кант изложил учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе.

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «Вещах в себе» и «Явлениях».

По Канту, независимо от человека (от ощущений и мышления) существует мир вещей. Кант называет их «вещами в себе». Познание, по Канту, начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этом положении Кант - материалист. Здесь первичное для него не наши ощущения, не наше сознание, а предметы материального мира. Однако как только Кант переходит к вопросу о границах познания, он покидает материализм и переходит на позицию агностицизма и субъективного идеализма.

Гносеология. В течение второго, критического, периода глав­ное внимание Кант уделяет теории познания и этике. Критиче­ским этот период называется по особенностям метода философст­вования.

Кант, но его мнению, совершает «коперпиковский переворот» в философии, точнее в гносеологии, так как впервые в европейской мысли в центр теории познания ставит не объект и его свойства, а субъект и его позна­вательные возможности, которые подчиняются своим собствен­ным законам. Следует заметить, что такая расстановка акцептов не была особой новостью для восточной, тем более эзотерической философии. С древних времен многие индийские мудрецы, например Кришна, Будда, Патаиджади и др., придавали важное значение качествам субъекта познания. Но в то время в Европе о восточной философии было весьма смутное представление. Поэтому работы Канта действительно имели революционное зна­чение.

Как было отмечено, метод философских рассуждений Канта, в отличие от догматического метода философов XVII в., является критическим. Его конечная цель - осуществление критического анализа познавательных возможностей человека. «Критика чисто­го разума», как писал мыслитель, - это изучение «способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта». Иначе говоря, Кант пытается выяснить, па что, в познавательном смысле, способен «чистый разум».

Исходным здесь выступает следующий вопрос: насколько субъективная мысленная конструкция согласуется с реальным, объективным предметом познания? И вообще, как возможно объ­ективное знание? Решая эту проблему, Кант анализирует структу­ру процесса познания.

Субъект, по его мнению, в своем сознании имеет как бы два уровня: трансцендентальный и эмпирический. Последний связан с индивидуальными особенностями личности. Первый - надындивидуальный. К нему относятся всеобщие опре­деления, а значит, именно отсюда возникает объективное знание. Но как это происходит?

Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может позна­ваться. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе» или «вещь сама по себе».

Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представ­ленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых фор­мах. Кант отличает феномены от ноуменов - умопостигаемых (интеллигибельных) предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить. Фундаментальной для гносеоло­гии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, быть a posteriori (последующим по отношению к опы­ту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту).

Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систе­му, в результате чего существует всеобщее и необходимое зна­ние. Кант использует и термин трансцендентное для обозначе­ния того, что находится за пределами сознания и непознавае­мо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо.

Человек как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъ­ектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное - трансцендентальное единство самосознания - сознание «я мыслю», сопровождающее много­образие представлений об объекте, т. е. сознание целостности своего Я.

Так Кант, по-своему интерпретируя Декарта, отвечает на сомнение Юма в существовании оснований понятия един­ства души, личности. Объективное - трансцендентальное един­ство апперцепции (узнавания, сопоставления), «благодаря кото­рому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте». Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия трех основных позна­вательных способностей - чувственности, рассудка и разума, теоретического (чистого) знания (в математике, естествознании и метафизике).

Итак познающий субъект, полагает философ, имеет следующие спо­собности познания:

1. Чувственность придает первичным ощущениям определен­ный порядок, что происходит па основе доопытпых форм чувст­венности - пространства (априорная форма внешнего чувства) и времени (априорная форма впутреппего чувства). Учение о чув­ственности у Канта называется «трансцендентальной эстетикой». Понятие «эстетика» тут трактуется несколько иначе, чем в на­стоящее время.

2. Рассудок (Verstand) есть способность мышления или, как говорит Кант, способность «познания через понятия» (категории). Понятия он воспринимает как трансцендентальные, или априор­ные, т.е. доопытпые, формы рассудка. Например: единство, мно­жество, реальность, отрицание, причина и действие, возможность и невозможность и др. (всего их 12).

Таким образом, пространство, время и понятия существуют в сознании, а может быть, точнее - в подсознании субъекта как бы изначально, т.е. врожденно. Здесь Кант созвучен Платону и Де­карту, допускавшим (хотя и в различных видах) возможность врожденного знания, т.е. знания (идей), которое пребывает в глу­бинах субъективности человека еще до его становления как созна­тельной личности.

Данные чувственного опыта с помощью рассудка выражаются в понятийной форме. Однако без конкретных чувственных пред­ставлений рассудок бессилен. Следовательно, знание возникает только из соединения чувственности и рассудка, которые допол­няют друг друга.

3. Разум (Vermmft) есть способность к высшему обобще­нию и синтезу; способность производить понятия; способность познания, не опирающегося непосредственно па опыт; способ­ность проводить умозаключения (в отличие от рассудка как спо­собности суждения) так многозначно Кант определяет разум. В целом разум ставит цели и руководит рассудком в до­стижении абсолютного знания, так как рассудочные понятия дей­ствуют лишь в ограниченном «мире явлений». В «мире абсолют­ного» они ведут к неразрешимым противоречиям (антиномиям).

Антиномия - положение, которое рассудок может доказать и одновременно опровергнуть. (Например: «Существует Бог как причина мира. - Бога как причины мира не существует».) Анти­номии, утверждает Кант, наглядно показывают, что рассудочное мышление не лишено противоречий, т.е. диалектики. Возникновение противоречий свидетельствует о непознаваемости данного предмета с помощью рассудочных понятий, которые выходят за определенные им пределы опыта в абсолютную (трансцендент­ную) сферу ноуменов - «вещей в себе».

Науке как разуму теоретическому, т.е. рассудку, доступен лишь «мир явлений». Но эти «явления» порождаются «вещами в себе» - трансцендентными сущностями, образующими особый, не доступный теоретическому разуму мир. Он познается только практическим разумом, который у Канта означает нечто вроде разумной нравственной воли, или веры. Таким образом, высшие трансцендентные идеи (о Боге, о мире, о душе), не имеющие от­ношения к чувственному опыту, закрыты для рассудка, но откры­ты для веры.

За подобные рассуждения Канта нередко обвиняли в агности­цизме . Но, вероятно, это не совсем справедливо. Немецкий фило­соф не отрицает познаваемость мира. Он лишь указывает па сферу применимости одной из человеческих познавательных спо­собностей. Поднимая проблему антиномий, Кант обращает внима­ние па противоречивость человеческого познания, однако при этом не предполагает противоречивости самой объективной дей­ствительности. А это далеко не бесспорно. Диалектика Канта еще зажата пределами сознания человека. Позже, у Шеллинга и Геге­ля, эти ограничения будут сняты.

Этика. «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и бла­гоговением, чем чаще, чем продолжитель­нее мы размышляем о них, - звездное не­бо надо мной и моральный закол во мне», -напишет Кант в «Критике практического разума». Книга была посвящена размыш­лениям о «моральном законе». Главная заслуга этического учения Канта обоснование идеи самоценности личности, а также ее права па свободный выбор.

Подлинная свобода - это независимость от условий чувствен­ного «мира явлений». Человеческая воля, по мнению Канта, авто­номна, так как определяется не внешними влияниями, а собствен­ным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком. Следовательно, мораль автономна от всех чувствен­ных условий жизни. Она должна руководствоваться единым нрав­ственным законом-требованием (категорическим императивом): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Здесь Кант но-новому озвучивает древнюю этическую формулу, получившую название «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Категорический императив Канта обосновывает ценность чело­веческой личности. Человек «есть цель сама по себе», поэтому он, в отличие от других сотворенных вещей, не может быть ис­пользуем как средство.

Этика Канта пронизана аскетизмом. Моральный закон и прин­цип удовольствия не согласуются. Человек должен отказаться от иллюзии, что исполнение нравственного долга принесет ему зем­ное чувственное счастье. Долг Кант ставит выше счастья и удо­вольствия.

Третья фундаментальная критическая работа Канта - «Крити­ка способности суждения» посвящена изучению понятия цели. Если цель субъективна, то в таком случае способность суждения выступает в качестве эстетической способности. Но если цель объективна, то способность суждения приобретает телеологиче­ский (телеология - учение о цели) характер.

Социальная философия . Заслуживают внимания и социаль­но-философские идеи Канта. Свобода индивида для него являет­ся незыблемым, почти священным принципом. Права и свободы индивида могут быть обеспечены только благодаря воле всего об­щества. При этом каждый его член обязан подчиняться правовым законам. Социальная свобода, в понимании Канта, есть не что иное, как право человека следовать законам, которые существуют для всех членов общества.

Лучшая форма организации политической власти в обществе, при которой возможно соблюдение принципа свободы, есть парламентская республика. Разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную - ее важнейшая полити­ко-правовая особенность. Здесь Кант принимает и развивает идеи английских и французских просветителей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»