В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице! Во успении мира не оставила еси, богородице.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
(Праздник 8 / 21 сентября)

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, / и разру́шив кля́тву, да́де благослове́ние, // и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Тропарь Воздвижения Креста Господня
(Праздник 14 / 27 сентября)

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.


(Праздник 21ноября / 4 декабря)

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, / и челове́ков спасе́ния пропове́дание, / в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, / и Христа́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м: // ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Тропарь Рождества Христова
(Праздник 25декабря / 7 января)

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, / возсия́ ми́рови свет ра́зума: / в нем бо звезда́м служа́щии, / звездо́ю уча́хуся, / Тебе́ кла́нятися Со́лнцу пра́вды, / и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. / Явле́йся Христе́ Бо́же, // и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, / просвеща́яй су́щия во тме. / Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, / прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, // да́рующаго нам воскре́сение.


(Праздник 25 марта/7апреля)

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, / и е́же от ве́ка та́инства явле́ние, / Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, / и Гаврии́л благода́ть благове́ствует, / те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: / ра́дуйся, Благода́тная, // Госпо́дь с Тобо́ю.


О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Тем́же и мы, я́ко о́троцы поб́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, // благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Тропарь Пасхи

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в

Тропарь Вознесения Господня

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ра́дость сотвори́вый ученико́м / обетова́нием Свята́го Ду́ха, / извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, // яко Ты еси Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Тропарь Пятидесятницы.

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, / И́же прему́дры ловцы́ явле́й, / низпосла́в им Ду́ха Свята́го, / и те́ми уловле́й вселе́нную, // Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху: / да возсия́ет и нам гре́шным / свет Твой присносу́щный, / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице: / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Тропари двунадесятых праздников (в порядке церковного года, начинающегося с сентября месяца)

Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной (всему населенному миру); ибо из Тебя возсияло Солнце правды - Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое, победы над врагами даруя и силою Креста Твоего сохраняя народ Твой.

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(Праздник 21ноября/4декабря)

Ныне день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Твое рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом Богопознания, ибо тогда служившие звездам, как Богу, звездою научены (были) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты. Господь, слава Тебе.

Когда Ты, Господь, крестился во Иордане, открылось поклонение (прославление) Святой Троицы: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину (сего) слова. Христос Бог, явившийся в мир, слава Тебе.

Тропарь Сретения Господня
(Праздник 2/15 февраля)

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя возсияло Солнце правды - Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы
(Праздник 25 марта/7апреля)

Ныне начало нашего спасения и открытие бывшей от века тайны. Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь Входа Господня в Иерусалим
(Праздник за неделю до Пасхи)

Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мертвых, Христос Бог, Лазаря. Поэтому и мы, как дети (еврейские), носящие знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.

Тропарь Пасхи
(Пасха бывает между 22-м числом марта и 25 апреля, и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего полнолуния)

Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертию смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

Тропарь Вознесения Господня
(Праздник через 40 дней после Пасхи)

Христос Бог наш! Ты вознесся во славе, исполнив радостью учеников Своих через обещание им Духа Святого, Своим благословением уверил их в том, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Тропарь Пятидесятницы.
(Праздник через 50 дней после Пасхи)

Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), низпослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, Человеколюбивый.

Христос Бог, Ты преобразился на горе, показав ученикам Своим славу Свою, насколько они могли (ее видеть). По молитвам Богородицы да возсияет нам грешным вечный Твой свет. Дарующий свет, слава Тебе.

Богородица! Ты сохранила девство в рождении, Ты не оставила мира по успении (Своем); Ты перешла к жизни вечной, будучи Матерью Жизни (Господа нашего Иисуса Христа), и Своими молитвами избавляешь души наши от смерти.

В тропаре "В рождестве девство сохранила еси" гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих из одного именования: Богородица. Дева становится Матерью; женщина рождает Того, Кого не вмещает весь мир, смертная рождается в жизнь вечную. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Успение. Россия, XIV век

Тропарь, глас 1:
В рождестве девство сохранила eси,
во успении мира не оставила eси, Богородице,
преставилася eси к животу,
Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши
от смерти души наша.

Греческий оригинал
Ἐν τῇ Γεννήσει τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας,
ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε.
Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν,
μήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς,
καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη,
ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Перевод Ольги Седаковой
Рождая, сохранила Ты девственность.
Почив, не оставила Ты мира, Богородица:
Ибо перешла к жизни
Ты, истинная Матерь Жизни,
И твоим ходатайством избавляешь
От смерти души наши.

Сравнение Успения с Пасхой чревато серьезной догматической ошибкой, — предупреждает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ:

— В Православной Церкви существует множество праздников, посвященных Пресвятой Богородице. Если следовать хронологии событий, то первый из них - зачатие Богородицы праведной Анной (9/22 декабря); затем - Рождество Богоматери (8/21 сентября), Введение во Храм (21 ноября / 4 декабря), Сретение (2/15 февраля), Благовещение (25 марта / 7 апреля), Успение (15/28 августа). Дальше следуют празднества, установленные в память о явлениях Пресвятой Девы, о чудесах, совершенных Ею в разные эпохи церковной истории: это и праздник Покрова (1/14 октября), и память Знамения Богородицы в Великом Новгороде (27 ноября / 10 декабря), и празднования в честь десятков икон Божией Матери.

Главным среди всех этих праздников может считаться Успение - так же, как главным днем памяти святого обычно является день его кончины, так же, как главный Господский праздник - Пасха, воспоминание смерти и Воскресения Христа.

Успение часто называют Богородичной Пасхой, но такое наименование представляется нежелательным: совершенно очевидна давняя и неослабевающая тенденция «подтягивать» почитание Богоматери до уровня почитания Спасителя (это видно во всем - от орфографии до гимнографии) - но такое стремление вступает в противоречие с догматическим учением Православной Церкви: Господь Иисус Христос - Бог и человек, Творец и Спаситель; Богородица - лишь человек, хотя и вместивший в себя Божество. Ее служение было совершенно исключительным, наше спасение было бы без Нее невозможным; однако Ее человеческая природа не изменилась, Она, как и все люди, была подвержена смерти. Поэтому хотелось бы надеяться на более трезвенное отношение к почитанию Богоматери - равно как и к почитанию многих святых.

Праздник Успения имеет однодневное предпразднство (сразу после отдания Преображения Господня); его попразднство длится восемь дней. Успение Богородицы - последний двунадесятый праздник в церковном году, начинающемся 1/14 сентября и заканчивающемся в августе. Спустя две недели после отдания Успения наступает предпразднство первого в году двунадесятого праздника - Рождества Богородицы.

О чем безопасней молчать

Пояснения к тексту тропаря:

1. В рождестве, во успении - здесь имеются в виду не праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы, а сами действия рождения и смерти. Успение (усыпление) от успнути - уснуть; традиционная метафора смерти как сна (так же, как русское «почить») здесь приобретает более конкретное значение. По церковному преданию, грядущего воскресения из мертвых, которого ожидает весь род человеческий (в том числе, святые), Ей уже не требуется.

2. Преставилася к животу, мати сущи Живота . Одно и то же слово, живот (жизнь) имеет здесь несколько разные значения. В первом употреблении живот означает жизнь, вечную жизнь. Во втором - Христа, Который есть жизнь («Аз есмь путь и истина и жизнь», (Ин. 14, 6)); Который принес в мир «жизнь, и жизнь с избытком», (Ин. 10, 10)). В этом смысле можно сказать о Богородице, что она родила Жизнь людям .

3. Мати сущи - буквально: пребывающая, ставшая навеки.

4. молитвами Твоими - слав. молитва , передающая греческое πρεσβεία, означает здесь «просьбу», «прошение» и конкретно - прошение о помиловании.

SUB SPECIE POETICAE

Православные литургические песнопения, посвященные Пресвятой Богородице, как правило, очень сложны и «догматичны» более, чем лиричны. Это особенно заметно при сравнении с традиционной латинской гимнографией, с такими ее классическими образцами, как Stella Maris («Звезда морей»), Pulcherrima Rosa («Прекраснейшая Роза»), Salve Regina («Радуйся, Царица»)… Совершенная чистота, дивная красота, несравненное милосердие Девы — их лирическая тема .

Православные (греческие) песнопения обращаются к Богородице иначе: в свете догмата о Воплощении Бога Слова. Они размышляют о той роли, которая принадлежит Ей в этом величайшем чуде, они созерцают невероятность происшедшего. Этого не вмещают человеческий разум и обыденный опыт, о чем постоянно напоминают богородичные гимны (мотивы «молчания витий» и «недоумения философов») и о чем, как говорит одно из этих песнопений, «безопаснее было бы молчать».

Хвалебное песнопение и есть молчание, облаченное в слова, некое подобие огромной вышивки. Излюбленная риторическая фигура здесь - соединение несоединимого, оксюморон: «Невеста неневестная». Созерцанию певцов и слушателей предлагаются вещи непредставимые: девица становится матерью, оставаясь девицей; женское чрево вмещает Того, Кого не вмещает звездный мир и все творение; смертное, сотворенное человеческое существо рождает «жизнь бесконечную». Гимнографы как будто наслаждаются умножением ряда «невозможностей», следующих, по существу, из одного именования: Богородица .

Мы не раз уже говорили об особом интеллектуализме и «теоретичности» византийской литургической поэзии. С этим ее качеством можно связать и обыкновенное присутствие в богородичных песнопениях ветхозаветных образов, в которых богословы усматривают прообразование Богородицы: Богородица - лестница, которую видел патриарх Иаков, кувшин манны из древней Скинии Завета, жертвенник, неопалимая купина, переход через Красное море… Все это - образцы того, «чего не бывает», чудеса, в которых «естества чин» (природный закон) отменяется.

Огромный реестр таких символических уподоблений содержит в себе акафист «Взбранной Воеводе» , образец и источник множества литургических текстов. Тропарь Успения, о котором мы ведем речь, не включает в себя этих ветхозаветных символов.

Его композиция прозрачна. Первые два стиха дают параллельные образы соединения несовместимого: девственного рождения - и кончины, которая не означает полного разрыва с миром. Два эти чуда поданы в одном модусе: сохранения. «Девство сохранила» — «мира не оставила». Хранение, сбережение, покров - один из главных мотивов в почитании Богородицы. В молитвенных обращениях к Ней звучит надежда, что с Ее помощью и пропавшее не пропадет. Два этих стиха составляют как бы богословское вступление к гимну.

Следующие четыре стиха тропаря развивают его основную тему: смерть - и жизнь. Кончина Богородицы — не смерть, а переход к жизни (вечной жизни), к той новой Жизни, которую Она родила, оставаясь смертным существом. Слово «смерть» появляется только в последней строке, и относится не к кончине Богородицы, а к «нам», точнее, к «душам нашим», которые, по ее заступничеству, спасаются от смерти. Жизнь ее после кончины не только не прекращается, но становится источником жизни для «душ наших».

С темой заступничества, ходатайства, просительства, «споручительства» Богородицы связана тема Суда. На Суде Христовом Она выступает как адвокат, как просительница о помиловании осужденных. Здесь сходятся латинская и греческая традиции гимнографии Богородицы, с различия которых мы начали. И в западной традиции Она прежде всего - Защитница, «адвокат» на «праведном суде», надежда тех, у кого нет никакой другой надежды.

В Св.Писании мы встречаем один источник этого тысячелетнего образа «заступницы за людей перед Сыном»: рассказ о брачном пире в Кане Галилейской. Сочувствие Богородицы к людям, которым не хватило вина, и просьба к Сыну поправить это положение становятся побуждением к началу Его чудотворства, к первому «явлению славы», к началу совершения Его миссии Спасителя. Первое чудо Господь совершает по просьбе Матери (Ин.2, 1- 11).

Примечания:
1 Ср. об этом в пастернаковском «Докторе Живаго»: «…девушка … тайно и втихомолку дает жизнь младенцу, производит на свет жизнь, чудо жизни, жизнь всех, «Живота всех», как потом его называют. – Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. Том третий, Доктор Живаго..М., Худлит, 1990, с.460.

2 В целом богословские хитросплетения остаются «за кадром» западных гимнов Деве. Но есть исключения. В богословском гимне Богородице, который в финальной песне «Божественной Комедии» поет у Данте Бернар Клервосский, мы слышим совершенно византийское упоение головокружительными «невозможностями»:
“Vergine Madre, figlia del tuo figlio… tu se’colei che l’umana natura Nobilitasti si, che ‘l suo fattore Non disdegno di farsi sua fattura” - «Дева Мать, дочь своего Сына… Ты та, в которой человеческая природа Так облагородилась, что ее Творец Не счел недостойным стать ее (человеческой природы) твореньем». (Par. XXXIII, 1-6).
Образ «дочери собственного Сына» перекликается с древней иконографией Успения, где Христос предстоит ложу усопшей Богородице и держит на руках ее душу в образе маленькой девочки, точно повторяя позу Богородицы, держащей Младенца. Наглядным образом Мать возвращается к своему изначальному статусу – она вновь дитя Творца.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, Ольга СЕДАКОВА

– потому что Она как бы уснула, не умерла. Слово “умерла” не может быть применимо к Той, Которая была Матерью Источника жизни, Матерью Сына Божия.
Нельзя применить здесь и слово “кончина” в смысле конца, кончины земной жизни, потому что “в Рождестве девство сохранила еси, во мира не оставила еси, Богородице” . Она – мир не оставила, а если не оставила, значит, Ее жизнь на земле не кончилась. Это непостижимо, но это так.
То, что сказал Ее Предвечный Сын, исполнилось в Ней в высшей степени: Кто верует в Меня, не узрит смерти вовек .
Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, то он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией. “А где же, – спросил он, – Матерь Божия?” “А Ее, – говорят, – здесь нет. Она на земле”.
И действительно, Она по земле ходит. На Почаевской горе даже есть след Ее ножки, откуда истекает источник Почаевский. Матерь Божия “мира не оставила”.
Поэтому слово “Успение” во всей полноте свидетельствует то, что произошло. Матерь Божия как бы почила – и вскоре проснулась… Заснула как бы в том теле, в котором Она жила на земле, а проснулась уже в преображенном теле, в воскресшем.
Таково особое благоволение Бога к Матери Божией. И это прежде всего за Ее величайшее и непостижимое смирение: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди .
И в тот момент, когда Она это говорила, Ее уже ублажал род человеческий в лице праведной Елизаветы: Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне. Се бо яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем . Иоанн Креститель прославляет Ее пришествие радостью, а праведная Елизавета уже ублажала Ее пришествие. И позднее уже жена некая говорит: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие .
А после Воскресения Христова уже весь мир прославлял Матерь Божию.
Наша православная вера особенно Матерь Божию прославляет. И всякое отклонение от истинной веры, православной веры, заключается прежде всего в удалении от почитания Матери Божией и Честного Креста Господня.

Пост перед установлен святыми отцами по подобию Великого поста – по строгости он такой же, потому что Великий пост предваряет крестные страдания, жертву крестную и воскресение Христа Бога нашего, а пост Успенский предваряет и воскресение Матери Божией.
Пост Успенский начинается с выноса креста, а кончается чином погребения, который как бы знаменует собой Великую Пятницу Великого поста, за которой следует воскресение.
Чувство меры, чувство полноты в почитании Матери Божией только в православной вере, где Она занимает первое, высшее и достойнейшее место после Иисуса Христа, Сына Божия. Она превыше всей твари, всего творения. Но Православная Церковь отвергает католический догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы.
Предстательство Матери Божией за людей имеет в своей основе непостижимую Божественную любовь. У Матери Божией та полнота любви, которая только может быть у человека.
И множество икон, явленных Ею здесь, на земле, имеют наименованием именно выражение этой любви неизреченной: “Заступница усердная рода христианского”, “Всех скорбящих Радость”, “Взыскание погибших”, “Споручница грешных”, “Нечаянная Радость”, “Милующая”, “Спасение утопающих”, “Утоление в печалех”.
И праздник Ее Успения несет в себе какую-то особую печать тишины, любви, печали, которая светится. Светилен этого праздника – песнопение, которое поется в конце канона, – своим напевом, своим содержанием венчает весь канон, выражает особую тишину, особый покой. Тот покой, о котором Господь Иисус Христос сказал: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим .

В этот день и в природе все успокаивается, и земля приносит свои плоды, и душа человека пребывает в покое и радости.
И нужно стараться из года в год, от праздника к празднику сохранять это состояние души, которое дается нам этим светлым, радостным днем.
Будем чаще обращаться к Матери Божией, Которая мира не оставила, и настолько милосердна Она, Заступница наша, что, по преданию святых отцев, последнее предстательство за нас, которое будет на Страшном суде, – это предстательство Матери Божией.
Одна раба Божия, которая болела тяжелой болезнью много лет, еще при жизни в видении проходила мытарства. И когда она почувствовала, что их пройти невозможно и что полки бесовские уже смыкаются над ней, уже не пропустят к вратам Царства Небесного, то возопила: “Матерь Божия! Спаси!” – и сразу вся нечисть от нее отступила.
Есть повествование о том, как душу одного человека несли ангелы к вратам Царства Небесного, и приступили к ней нечистые духи, обличая ее во многих прегрешениях. Их последнее обвинение, против которого эта душа уже ничего не могла возразить, было в том, что она отреклась от Бога! И эта душа вспомнила, что она легкомысленно когда-то сказала: “А может, ничего и нет…” Ангелы уже не могли защитить эту душу. И все молитвы были бессильны для ограждения от этой нечисти, и только при вопле души: “Матерь Божия! Заступница усердная!” – вся нечисть отлетела, погоня бесовская осталась позади.
Эти примеры говорят о том, насколько всесильно и всемогуще предстательство Матери Божией.
Будем чаще обращаться в своих молитвах к Матери Божией. Она, как малых детей, нас и любит, и балует.

“В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша”.

15-го августа Финляндская Православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Богословские основания почитания события земной кончины Божией Матери могут быть обнаружены в творениях великих отцов и учителей Церкви, являвшихся, как правило, Поучениями и торжественными Словами по случаю праздника. Об Успении Пресвятой Богородицы писали св. Епифаний Кипрский, св. Модест Иерусалимский, св.Андрей Критский, св.Иоанн Солунский, св.Григорий Турский, св.Иоанн Дамаскин, а также авторы многочисленных богослужебных текстов.

Выражение «Успение Пресвятой Богородицы» означает окончание земной жизни Девы Марии и фигуративно описывает смерть как сон, в полном соответствии с христианскими представлениями, выраженные апостолом в словах: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним » (1.Фесс.4:14). Глубокая вера христиан в жизнь после смерти, в воскресение, когда души умерших вновь и навечно обретут свои тела, позволяла видеть смерть не концом всего, а переходом в состояние ожидания всеобщего воскресения и вечной славы. Исходя из такого представления о смерти, христиане уже во времена ранней Церкви видели смерть мучеников и святых как некое засыпание (церк.-слав. «успение»), как рождение к новой жизни.

Относительно преставления Богоматери Церковь хранила глубокое молчание на протяжении первых четырех веков. У древних духовных писателей и церковных историков не было единого мнения относительно года окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Евсевий Кесарийский указывает 48 г. по Р. Х., Ипполит Римский – 43 г. по Р. Х., Епифаний Кипрский – 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х. Актуальной же тема Успения Пресвятой Богородицы стала лишь второй половине V – началу VI веков. Распространение сюжетно-тематической линии Успения Пресвятой Богородицы именно тогда может отчасти быть объяснено ее созвучностью определенным процессам, происходящим в области мысли и веры Византии в раннее время. В качестве возможных причин этого прорыва, предполагают появление целой плеяды деятельных женщин-политиков и проистекающего из этого стремительного роста влияния женщины при византийском дворе, а также углублявшееся в ходе христологических споров понимание Церкви роли Девы Марии в деле боговоплощения и спасения.

Наряду с множеством противоречивых деталей, ранние источники содержат ряд общих для всех них фактов земной кончины Богородицы. В числе их: весть о грядущей кончине, переданная Марии ангелом или Самим Господом, Ее смерть в Иерусалиме, принятие Христом души Богородицы, присутствие при этом событии апостолов, погребальное шествие в Иосафатскую долину, перенесение тела и/или души Богородицы в Рай и ярко-выраженную враждебность иудеев к совершению погребения. По существу, именно этими деталями и исчерпывается раннее предание об Успении Пресвятой Богородицы – в остальном же источники расходятся. Для Восточной Церкви изначально было свойственно глубокое понимание события важности события Успения, но без конкретизации этапов загробной участи Богородицы.

Установление 15-го августа как дня поминовения Успения Пресвятой Богородицы проходило поэтапно, пока не было окончательно санкционировано указом императора Маврикия, ближе к концу VI века. На Западе это нововведение было утверждено папой Сергием (… 701) приблизительно полвека спустя. Поэтому современное богослужение праздника Успения Пресвятой Богородицы имеет целый ряд особенностей, вызванных влияниями литургической среды как Святой Земли, так и, считавшегося, своего рода эталоном, богослужения столицы Византийской империи - Константинополя.

Развитие богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы на протяжении веков представляет собой процесс кристаллизации священных форм, выражающих веру поколений молитвенников Церкви в победу Христа над смертью, которая ярчайшим образом была засвидетельствована в успении и принятии в небесную славу Его Пречистой Матери. Удивительно, что именно радость от этого вознесения, или взятия Божией Матери на Небо с телом является основным мотивом успенского богослужения: суть этого события, если следовать богослужебным текстам, заключается в том, что после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и тело Её, уподобившись телу Воскресшего Господа Иисуса Христа, пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения. Сеется, говорит Апостол, “в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ” (1 Кор. 15, 42-44).

В Богоматери Церковь традиционно видит, словами Акафиста Пресвятой Богородице “Начальницу мысленного наздания “, то есть начаток духовного воссоздания человечества – первый случай или пример такого воссоздания. Таким образом, в Успении Божией Матери уже фактически нашли свое первое осуществление самые вожделенные чаяния христианства. В Её примере – залог воскресения и воссоздания всего человечества. Вот в чем слава Богоматери и вот почему так радостно мысленно созерцать и воспевать эту славу.

Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы, глас 1

В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

Кондак праздника Успения Пресвятой Богородицы, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное Упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице». Пресвятая Дева – это образ истинного материнства. Но как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохраняла слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были слова и ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, вскоре раскрылось во всей суровой действительности. Сын оставил Мать, чтобы всего Себя отдать великому служению. Но Она не была удалена от лобного места в стоянии у Креста, видела крестную муку и страшную смерть, от зрелища которой омрачилось солнце и земля потряслась. Материнская скорбь Приснодевы безмерно превышает всякую скорбь материнскую. Она – Мать матерей, Она – слава материнства. Вы, матери-христианки страждущей России, скорбным путем идущие и крестом материнства призванные спасаться, к Ней притецыте. Вы приобщились не только радости, но и скорби материнства. Призванные подготовить, воспитать детей ваших для высшего в мире служения, служения Богу и Родине, разве не стоите вы часто в бессилии перед лицом распинателей и растлителей душ детей ваших? Разве не скорбите и не обливается ли сердце ваше кровью при виде, как, одолеваемые соблазнами, в тину плотского мудрования и сени смертной погружаются дети ваши, часто вырастающие безвольными в борьбе за чистоту своих сердца и мысли? Разве не страдаете при виде отсутствия у молодежи стремления к светлым идеалам служения подлинному Свету, Добру и Правде, служения Богу и Отечеству, при виде роста идолопоклонничества во всем разнообразии его форм, определяемых партией, модами и духом времени, заменяющим ныне в человеке голос совести, этот орган Божия гласа в человеке? Скорбен ныне удел материнства, но и светел и славен он, если вы, матери, не сложили оружия в борьбе за душу вашего ребенка, родного и любимого. Светел путь материнства, если свет Христов освещает ваше, матери, сердце, если сами вы бескомпромиссны к окружающему вас злу, если сами вы не подменили в себе голоса совести желанием жить по моде и следовать духу времени; он светел и закончится участием в славе детей ваших, и в славе России, если, с помощью небесной Богоматери, будете вести их ко Христу, своим примером утверждая их в вере и в любви к молитве и храму. Крестный то путь, но он радостью заканчивается. Не одиноки вы в подвиге материнства вашего – с вами Пречистая Дева и «во успении Своем нас не оставляющая». Зарубежная Русь верит, что русская женщина-мать в России внутренне ощущает свое великое назначение в мире, свою ответственность за Россию, как страну Христа и Богоматери. Сознанием этой ответственности и будет спасена Россия. Аминь. Успение Пресвятой Богородицы «Ангели успение Пречистыя, видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо». «Воскресения день, просветимся, людие... Христос бо воста – веселие вечное», – так радостно восклицаем мы с вами в дни Праздника праздников, в дни Пасхи Христовой. И ныне, в сей Богородичной Пасхи день, в день Успения Пречистой, восклицаем мы победную песнь: «Смерте! где твое жало? Аде – где твоя победа?». Одна тема, одно содержание у этих двух светлых праздников. Эта тема – победа над смертью, призвание человека к вечности. Там, в Христовой Пасхе, Начальник жизни – Христос – на Кресте смерть побеждает, в третий день воскреснув; здесь, в Успении, в Пасхе Богородичной, Победитель смерти Христос, в 40-й день вознесший плоть нашу в обители Отчие, не допуская истления тела Пречистой, в третий день Ее из гроба воскрешает. Вновь смерть побеждается. Единая из рода нашего не подлежит суду и тлению, возносится с плотию в те же обители Отчие. Не потому ли Успенский пост так подобен Великому посту? Одно содержание праздников, та же к ним требуется от верующих и подготовка: воздержание и молитва, очищение. Не забудьте: «наша брань против духов злобы поднебесной», а «сей род изгоняется только постом и молитвой». Если Пасхе Господней предшествует Страстная седмица, то Пасхе Богородичной – Успения празднику – предшествует Крестный день: светозарное Древо Крестное осеняет начало Успенского поста, благословляя нас на постный подвиг воздержания и омовения грехов, прежде, чем достигнем мы поклониться Успению Пречистой и Ее восхождению в горные обители. «Ангели, успение Пречистыя, видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо». Крест Господень возвдигается в середине Великого поста для поддержания сил духовных, и возлагается посредине храма, чтобы верующие могли черпать силу и отраду в созерцании Света Любви в Крестном подвиге Господнем. А в середине Успенского поста огнем Фаворским возгорается. лучезарный праздник Преображения и зовет он верующих к подвигу восхождения по каменистой и тернистой дороге в борьбе со злом, с грехом и тлением. Кто безумец вопросить может ныне: во имя чего воздерживаться нам от страстей? Какой безумец, при свете Преображения, решится остановиться на полпути своего восхождения к Свету-Христу, к Цели жизни нашей – к Его обителям при виде Христа на Фаворской горе, слыша Его беседующего с Илией и Моисеем, утверждающих реальность жизни вечной, и слыша Отчий глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный – Его слушайте». О, человек, к царственной вечности призванный! являешь ты ныне собою образ странника, с пути сбившегося. Вознеси очи твои горе, – поклонись Кресту, на нем же распята Любовь Божия к тебе; взыди на гору преображения плоти твоей, приникни к гласу ангелов, воспевающих Пречистой с плотию на небо восхождение, и ты, со всею силой убеждения, воскликнешь: «для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Врата Горнего Иерусалима, врата Дома Отца Небесного отверсты ныне всем, во Христа крестившимся и во Христа облекающимся. Аминь. Успение Пресвятой Богородицы Сегодня св. Церковь прославляет в своих песнопениях два события: Воскресение Христово и Успение Пречистой. Два события – радость и скорбь – как будто они не совместимы. Но нет, по смыслу своему они тесно связаны. Успение переход в иную жизнь, в жизнь загробную. Обычно, при смерти, близкие, родные усопшего погружаются в глубокий траур, горько плачут об усопшем. Так плакали и скорбели и Апостолы, прощаясь с Богоматерью, лишившись утешения и Ее советов, Ее поддержки в своем многотрудном труде апостольства. Апостол Фома, промыслительно опоздавший к погребению Ее честного тела, на третий день придя, просил открыть гроб Пречистой, чтобы поклониться праху Ее. Но, открыв гроб, Апостолы не обнаружили в нем тела Девы Пречистой и заключили отсюда, что Сам Воскресший Господь воскресил в третий день и Пречистую Матерь Свою, как это было предсказано пророком: «Воскресни Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея». О каком «кивоте» говорил пророк? О Пречистой Деве, ибо как бы в кивоте носила и хранила Пречистая Дева в Себе Божественного Младенца. И как Христос Спаситель воскрес и вознесся на небо, так и священный Кивот – Матерь Свою – вознес в небесные обители. Когда же Апостолы собрались за трапезой, явилась им, во время молитвы, Сама Приснодева, явилась в сопровождении Ангелов, подтверждая тем Свое с телом на небеса восхождение, и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Обрадованные Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице Дево, помогай нам!» Это явление Пречистой убедило Апостолов в Ее воскресении вместе с телом. Радуемся и мы, вместе с Апостолами, тому, что Матерь Божия и по успении Своем обещала не оставлять верующих верных Господу Иисусу Христу; радуемся и тому, что воскресение Ее является новым доказательством победы над смертью, подтверждением слов Иисуса Христа о воскресении всех верующих в Него. «Веруяй в Мя не умрет, но имать жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Промелькнули златно-голубые дни преображенско-успенскаго августа. Успением – Пасхой Богородицы – завершается круг годичный праздников Христовой Церкви Православной, постом Успенским венчан последний месяц церковного года. И нам, при факте воскресения Пречистой Девы, при виде Небесного Света на горе Преображения и явления Илии и Моисея, не страшна смерть, ибо – смерть не уничтожение, не прекращение бытия, а успение, переход в иную жизнь. Ведь Пречистая также была человек, как и мы с вами, но Она Своей святой жизнью достигла совершенства и гроб Ее сделался для Нее лествицей к небу: по ступенькам чистой веры, смирения, чистоты и любви, кротости и терпения, взошла Она на небеса. По этим же ступенькам и мы с вами поднимаемся горе, к Богу. Мы спотыкаемся, падаем и снова поднимаемся и снова идем к Нему с сердцем сокрушенным и смиренным, с мольбой в сердце и на устах: Отче! недостоин я милости Твоея, но Ты – любовь неизреченная, просвети светом любви омраченную душу мою, очисти и приведи меня к Себе. Аминь. Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского). Успение Пресвятой Богородицы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»