Когда душа умирает первой ненависть бессмертна. Православие и смерть

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Священник Иоанн Павлов

11. О смерти души

«Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов», - эти слова Христос сказал одному из Своих учеников в ответ на просьбу отпустить его на похороны отца. Конечно, когда человек предстоит Самому Господу, то он должен оставить все земные привязанности и последовать за Тем, Кто создал и самого человека, и всех дорогих ему людей, и вообще весь наш мир. Смысл этих слов ясен. Однако что означает выражение «предоставь мертвым погребать своих мертвецов»? Как могут мертвые кого-то погребать и вообще что-то делать?

Согласно толкованию святых отцов, выражения «мертвые» и «мертвецы» употребляются здесь в двух разных смыслах. «Мертвецы» - это умершие телом покойники, а «мертвые», их хоронящие, - это люди пока еще живые телом, но умершие душой. Человек состоит из тела и души, а потому и смерть бывает двух видов: смерть тела и смерть души. Можно быть живым по телу и внешне ничем не отличаться от прочих людей, но при этом быть мертвым душой. В этом случае тело человека является как бы гробом для мертвой души. Не случайно говорил Христос, что грешники подобны окрашенным гробам, которые внешне кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей и всякой мерзости.

От чего же зависят жизнь и смерть человеческой души? Зависят они от присутствия в душе Благодати Святого Духа. Душа человека жива тогда, когда в ней пребывает Дух Святой. Когда же Его нет, душа умирает. Как сама душа оживляет тело человека, так душу человека оживляет Благодать. Без Благодати душа мертва, как тело без души. Внешне смерть души может быть и незаметна: человек живет, как все, работает, смеется, общается с людьми. Так происходит до тех пор, пока живо тело человека. Когда же тело, этот временный источник жизни, умирает, то душа, если не имеет в себе Благодати, неотвратимо становится добычей смерти. Проявляется эта смерть в том, что душа не может войти в блаженную вечность, не способна жить и действовать в ней. Это похоже на посеянные в землю семена, среди которых есть живые и есть мертвые. Внешне все они одинаковы, так что невозможно отличить одни от других. Но после того как их посеют, разница бывает сразу видна: живые семена прорастают и дают новую жизнь, а мертвые - разлагаются в земле и погибают. Вот и все люди в нашем мире подобны посеянным в землю семенам. При исходе из мира живые души прорастают и приобретают новую жизнь. Мертвые же оказываются неспособными к жизни, и уделом их бывает гибель и смерть.

Таким образом, смысл земной жизни заключается в том, чтобы оживить свою душу, сделать ее способной для жизни в грядущей Божественной вечности. Душа человека оживает только от Благодати Святого Духа - так она устроена. Потому и говорят святые отцы, что главное в христианской жизни - стяжание Благодати. «Не считай себя человеком, если не получил Благодати, - говорит старец Иосиф Исихаст, - без Благодати напрасно мы, люди, родились в мир».

От рождения каждому человеку дана падшая, поврежденная и умерщвленная падением Адама душа. И если не оживит ее Дух Святой, то так и останется она для Бога мертвой. По словам преподобного Макария Египетского, природа человека, если она пребудет наедине сама с собой и не примет причастия небесного естества Благодати и соединения с Богом, то ничего в себе не исправит, но пребудет нагой и порочной, в пределах своего естества во многой скверне. И такая душа, конечно, неспособна будет для вечной жизни в небесном Царстве святых.

Итак, братия и сестры, нужно нам всячески озаботиться тем, чтобы стяжать Благодать Божию. Стяжевается же она через чистую жизнь по заповедям Христа. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, - говорит Христос, - и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять». Если мы не соблюдаем или плохо соблюдаем заповеди Христа, то Утешитель не придет к нам. Если же стараемся точно соблюдать их, то Он будет обитать в нас. Вот почему нам непременно нужно учиться этой науке из наук и искусству из искусств - точному исполнению заповедей Христа.

Посвятим же ее изучению свою жизнь и свои силы. Потрудимся без лености над тем, чтобы жить по Евангелию. Ибо если мы понесем эти труды, то, несомненно, придет в наши души Божественная Благодать, - очищающая, освящающая нас и вводящая в жизнь вечную. Аминь.

Невероятные факты

Вам когда-нибудь хотелось бросить всё и просто исчезнуть? Или же вас посещали мысли о том, чтобы отправиться на прогулку в полном одиночестве в место, где вы еще не были ни разу, надеясь на то, что вам станет легче?

Если подобные мысли регулярно приходят вам в голову, вполне возможно, что, таким образом, ваша душа пытается связаться с вами.

Нередко мы занимаемся вещами, которые не приносят нам счастья, а просто заполняют пустоту в нашей жизни. Вы можете подумать, что достаточно просто жить, как вы живете, но на самом деле, это не так.

Никто не приходит в этот мир, зная с самого начала, как нужно жить так, чтобы быть счастливым. На протяжении жизни мы развиваемся, учимся на своих ошибках и растем. Таким образом, мы и приходим к пониманию того, что нам действительно нужно, как лучше использовать жизнь, которая нам дана, чтобы стать счастливым.

И если вам кажется, что вас что-то не устраивает в жизни, поверьте, вы не ошибаетесь. Это ваша душа посылает вам важные сигналы и пытается сказать что-то важное.

Есть вещи и поступки, которыми вы медленно разрушаете собственную душу.

Вот 12 признаков, что ваша душа устала и умирает и пытается вам сказать об этом:


Как умирает душа

1. Вы не учитесь на своих ошибках



Мы люди, поэтому всем нам свойственно ошибаться. Даже наши предки научились выживать и стали развиваться, именно благодаря собственным ошибкам.

Главная наша ошибка состоит в том, что большинство людей так и не учатся на своих промахах. Ваша душа начинает чувствовать себя плохо, когда вы обвиняете себя за допущенную вами ошибку.

Ведь вместо этого вы можете принять ошибку, которую совершили, вынести урок из сложившейся ситуации и посмотреть, что можно сделать, чтобы не повторить её снова. Ваша душа растет и развивается вместе с вами и также учится на совершенных ошибках. Помните, совершать ошибки –это нормально, не учиться на них, вот что неправильно.

2. Вы постоянно оправдываетесь



Наверняка, вам кажется, что постоянно оправдываясь, вам проще выйти из неприятной ситуации, и оправдания уменьшат степень вашей вины.

Однако, на деле выходит по другому: оправдания – это то, что в конечном счете приносит вам больше проблем. Регулярно оправдываясь за что-то, вы приходите к следующему: ваше тело и ваша душа устают и начинают сдавать позиции.

Лучшее, что вы можете сделать для себя и своей души, это принять свои ошибки и не пытаться найти легкий выход.

Ваша душа чиста, не загрязняйте ее оправданиями и ложью.

3. Вы боитесь будущего



Никто не знает, что нам готовит будущее.

Будущее всегда неопределенное, и, несмотря на то, что мы знаем об этом, мы склонны позволять нашему уму заходить слишком далеко в мыслях о том, каким будет наше будущее и думать о вещах, которые могут пойти не так.

Делая это, мы забываем о том, что на самом деле мы истязаем себя и наносим вред собственной душе, так как все негативные мысли и напряжение, медленно нарастающее внутри нас, поглощают и отравляют нашу душу.

Вместо того, чтобы тратить время на размышления о том, что может пойти не так в будущем, постарайтесь жить настоящим и наслаждаться моментами, которые дарит нам жизнь.

Ваша душа родилась свободной, изначально страхи были ей несвойственны, так помогите же ей оставаться такой бесстрашной все время.

4. Вы упорно цепляетесь за прошлое



Вы не можете изменить то, что уже произошло в прошлом, и хотя ваш разум прекрасно это осознает, вы все еще позволяете ему жить прошлым.

Поступая таким образом, вы перекрываете кислород собственной душе, запрещаете себе двигаться вперед и открывать новые горизонты в жизни.

Ваша душа хочет перемен, но если вы продолжаете возвращаться в прошлое, она будет ограничена теми вещами, которые необходимо отпустить, чтобы жить дальше.

Отпустите прошлое, каким бы оно ни было, плохим или хорошим, отпустите все вещи и события из вашего прошлого. Ваша душа хочет жить дальше, позвольте ей двигаться вперед, а не зацикливаться на том, чего уже нельзя воротить или изменить.

Страдающая душа

5. Негативные разговоры и мысли



Как вы думаете, кто самый большой вредитель вашей жизни?

Правильно, вы сами. Вы - ваш самый большой критик, и в большинстве случаев вы оказываетесь худшим критиком для самого себя.

Потворствуя разговорам, которые несут отрицательный контекст, ваша душа начинает плохо себя чувствовать, она страдает от отрицательной энергии, которую несут негативные разговоры и начинает саморазрушаться.

Это, в свою очередь, мешает вам наслаждаться другими более приятными вещами в жизни. Вместо того, чтобы тратить часы на обсуждение плохого, попробуйте переключиться на что-то хорошее и приятное. Ведь в мире существует столько прекрасных вещей!

Поверьте, вашей душе нужен позитив. Положительные мысли и позитивный настрой- лучшая пища для вашей души и тела.

6. Вы позволяете другим злоупотреблять вашей добротой



Это замечательно помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Однако, во всем нужна мера.

Вы один из тех людей, которые любят помогать другим, но взамен, ничего не получаете? Более того, если вы считаете это само собой разумеющимся фактом, вы наносите колоссальный вред своей душе.

Особенно, когда вы не получаете в ответ такого же добра от других, ваша душа начинает грустить, думая о том, что может быть это вы что-то делаете не так.

Не позволяйте людям использовать вас и злоупотреблять вашей добротой. Всегда знайте себе цену и научитесь наконец-то стоять за себя. В противном случае, чувствуя всю несправедливость, ваша будет мучиться и страдать.

Душа страдает

7. Вы делаете что-то, что не соответствует вашей цели



Вам кажется, что зарабатывать много денег и жить в роскошном доме - это то, что вам нужно в жизни.

Тем не менее, вся эта роскошь и богатство могут выглядеть потрясающе исключительно в фильмах. На самом же деле вашей душе хочется совершенно других вещей.

Она хочет участвовать в чем-то, что дает счастье и удовлетворение. Не пытайтесь придерживаться рутины, потому что это лишь вредит вашей душе. Будьте предприимчивы, спонтанны и открыты для новых вещей. Пусть ваша душа будет счастлива и найдет своё предназначение в этой жизни. В противном случае, ваша душа начнет сопротивляться и болеть.

Выполнение чего-то стандартного и навязанного кем-то что не соответствует вашей цели.

8. Когда вы не верны самому себе



Иногда мы делаем что-то, что идет вразрез с нашими желаниями. Мы совершаем поступки, которые явно не радуют нас, но мы все равно это делаем.

Это может быть вызвано различными причинами, такими как давлением со стороны сверстников или попыткой вписаться в окружение.

А ведь когда вы решаете делать что-то, что вас совершенно не радует, вы становитесь неверны самому себе.

Определите то, что вам нравится в жизни, и обозначьте для себя те вещи, которые совпадают с вашей моралью, принципами и вашими духовными ценностями.

Не позволяйте чужому мнению вмешиваться в вашу жизнь и определять её дальнейшее течение. Ваша душа видит ложь и распознает чужое вмешательство, не пытайтесь обмануть ее. Ведь только когда вы остаетесь верным самому себе и своим принципам, и настаёт ощущение радости и абсолютного счастья.

9. Вы говорите "да", когда хотите сказать "нет"



Это самое большое преступление, которое вы можете совершить по отношению к собственной душе. И ваша душа должна заплатить за него.

Когда вы решаете сделать то, что на самом деле вам не хочется, вы принижаете самого себя и уменьшаете ценность своей собственной жизни.

Имейте в виду, что никогда не стоит говорить "да", когда на самом деле ваша душа говорит четкое "нет", а уж тем более, никогда нельзя делать что-то, что противоречит вашей собственной воле и желаниям.

Ведь в конечном итоге, совершенное что-то против вашей воли не принесет никакой пользы вам или вашей жизни.

Ваша душа реагирует на то, что вы совершаете, и как вы поступаете. Прислушивайтесь к ней и старайтесь не разочаровывать ее.

10. Вы держитесь за то, что не приносит вам больше пользы



Мы все знаем, какой сдерживающей силой может обладать обыкновенная привычка, и как трудно отпускать что-то или кого-то, к чему или кому мы привыкли и приросли душой.

Однако, когда эта конкретная вещь или человек становятся разрушительными для нашей жизни, это признак того, что настало время отказаться от них и двигаться дальше.

Не держитесь за то, что не приносит вам больше счастья, а напротив, тянет вас ко дну. Что бы это ни было, человек, вещь или ситуация, отпустите это! Вашей душе сразу станет легче, у неё найдутся силы идти вперед и открывать новые горизонты.

11. Не позволяете плохим людям покинуть вашу жизнь



Опять же, продолжая вышеуказанную тему привычки, очень трудно сказать прощай кому-то. Особенно тяжело прощаться с теми, кто долгое время присутствовал в вашей жизни.

Но если человек приносит больше негатива в вашу жизни, чем позитива и радости, пришло время указать этому человеку на дверь. Он должен уйти из вашей жизни, чтобы ваша душа вздохнула с облегчением.

Не общайтесь с человеком, который, по вашему мнению, принижает вашу ценность, унижает вас как личность, давит физически или морально или же диктует, как вам нужно жить.

Если вы чувствуете, что в вашей жизни присутствует такой человек, и что после общения с ним вы чувствуете себя только хуже, настало время распрощаться с таким персонажем.

Вашей душе не нравятся злые и плохие люди. Так зачем же целенаправленно травить её, угнетать и делать только хуже?

12. Вы не любите себя



Это самый смертельный грех из всех существующих и самое жестокое преступление против самого себя.

Если вы не научитесь любить себя, ваша душа постепенно начнет отказываться от вас, болеть и в конечном итоге, покинет ваше тело.

Вы можете и не осознавать этого, но на самом деле ваша душа ждёт от вас любви, понимания и внимания. И если она не получит этого, существует большая вероятность того, что вы постепенно начнете ненавидеть все вокруг, включая собственную жизнь.

Обязательно полюбите себя и всё, что связанно с вашей судьбой. Научитесь принимать себя таким, какой вы есть, примите свои ошибки и прощайте себя за них. Хвалите себя даже за самые незначительные достижения.

Это самый большой подарок, который вы можете сделать своей душе.

Яркая душа - любящая душа; любите её, дорожите ею, и она вас полюбит и ответит вам взаимностью.

Когда я пил из этого стакана блаженства, обитатель моего темного жилища вдруг стремительно отнял его от моих губ, возвратив меня из счастливого царства грез, сказав, что настало время вступить в мою будущую жизнь, и приказал следовать за ним. И так я пробудился от дремоты. Возвращаясь тем же путем я вновь прошел темный проход и, следуя за проводником, очутился у двери, открывавшейся сбоку прохода. Идя вдоль нее мы, наконец, подошли к другой двери и… О! я увидел огненное озеро.

“Огненное серное озеро раскинулось передо мной так далеко, как только мог видеть глаз. Когда перекатывалась огромная лавина огня, большие огненные волны, вздымаясь высоко в воздух, бились друг о друга подобно морским волнам во время сильного шторма. Людей высоко поднимало на гребни волн и тут же стремительно бросало вниз в глубину ужасного огненного пекла. Оказавшись на мгновение на гребне огненых волн, они издавали душераздираюшие вопли прося воды и проклиная справедливость Бога. Это громадная преисподняя вновь и вновь оглашалась стенаниями покинутых душ.

“Вскоре я обратил свой взгляд на дверь, через которую вошел несколько минут назад, и прочел эти страшные слова: “Это твоя гибель. Вечность никогда не кончается”. Я почувствовал как земля стала уходить из-под моих ног и я падаю в огненное озеро. Неописуемая жажда воды охватила меня и с мольбой о воде я открыл глаза будучи в тюремном госпитале.

Я никому никогда не рассказывал о случившемся со мной, боясь, что должностные лица тюрьмы злоупотребят этим, сочтя меня человеком со странностями и отправят в дом для умственно неполноценных. Я прошел через все это и доволен, что остался жив, что увидел Царство Небесное и Ад, настоящий древний ад, описанный в Библии.

“Одно совершенно определенно: я больше никогда не попаду в это место. Как только я открыл глаза в госпитале и понял, что жив и нахожусь на земле, я тут же посвятил свое сердце Богу: буду жить и умру христианином. Никогда не изгладятся из моей памяти ни ужасные видения ада ни чудесное Царство Небесное. Я встречу мою старую дорогую мать, когда наступит мое время. Мне будет дозволено сидеть на берегу этой чудесной реки, гулять с ангелами по долинам, полям, подножьям гор, усеянным благоухающими цветами, красота которых далеко превосходит всё, что только может вообразить смертный, слышать пение спасенных — все это в значительно большей мере компенсирует жизнь христианина здесь на земле, даже если я должен отказаться от многих плотских удовольствий, которым я предавался до заключения.

** Конец и гибель души об этом говорил Иисус Христос. Самое страшное, что ни один человек не сможет избежать этого, если не покается.

Если будучи на земле мы не примирились с Богом, то концом нашей жизни на земле, будет вечность в муках. Как бы странно это не показалось но факт остается фактом и мы решаем этот вопрос сейчас проживая свои жизни. А всё, что нужно для того, чтоб избежать преисподней и оказаться с Богом на небесах, дак это принять сейчас Его в свою жизнь как Господа и Спасителя и получив от Него прощение своих грехов, продолжать жить дальше не возвращаться к прежним ошибкам и делам. Если мы хотим иметь нормальную жизнь и быть свободными людьми, которые больше не будут находиться под рабствам дьявола. То выход один и только он верный - это обращение к Богу. Дорога к погибели на самом деле широко открыта для всех живущих людей на земле и многие идут ей, а в свою очередь мало кто выбирает путь в котором нужно оставить своеволие и желания от которых нет ни какой пользы. Нам дано только одно имя через которое мы можем иметь спасение и это Иисус Христос Сын Божий. Только Он является дверью в Небесное Царство.
** Примечание редактора

Гибель души
Беззаконие и Ложь
порождает
Лицемерие и Обман

Порождает
Бесчестие

Порождает
Жадность и Лукавство

Порождает
Гнев и Насилие

Порождает
Коварство и Злословие

Порождает
Смерть и Страх

Порождает
Боль и Мучение

Гибель души!

Гибель души идёт поэтапно. Как бы падение человека в пропасть невежества и животного поведения.
На каждом этапе можно остановиться, но подниматься к первоначальному состоянию будет всё труднее, по мере скатывания вниз. Лучше раньше остановиться, так как, чтобы подняться с последней ступеньки может понадобиться 12 лет и больше.
Всё начинается с беззакония и лжи.Человек начинает нарушать законы мироздания, нравственности, морали, назовите как хотите, но суть одна-преступление против другой личности, природы, людей ради себя любимого, не считаясь ни с кем и ни с чем.Захотел отнять то, что тебе не пренадлежит, убить, погубить, оболгать, наказать, растоптать, унизить, отнять, раздавить, использовать,присвоить... Затем рождается лицемерие, то есть на уме одно, а на устах другое, и обман становится нормой, чтобы скрыть беззаконие и ложь.И это называется одним словом -бесчестие.Человек начинает замечать, что попал в унизительное и позорное положение, пропало к нему уважение.Ибо все, что не проговорено, всё равно увиденно окружающими людьми и... Бесчестие порождает жадность, и лукавство, хитрость и двуличие.Ах вы так, вот я вас за это-не дам, отомщу, отбиру, растопчу, игнорирую, презираю. И в результате появляются гнев-эмоция направленная на устранения испытываемой несправедливости якобы и желание устранить её, и насилие, ибо чтобы добиться своего и удовлетворить прервавшиеся отношения, необходима сила внешняя или внутренняя. Чтобы оправдать себя, появляются коварство- , склонность к хитрым и злым умыслам и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью и злословие- злые сплетни, толки, пересуды. Эти энергия всегда порождают страх и смерть души в душе. Что сопровождается болью и мучениями, как физическими, так и душевными.
Чтобы изменить ситуацию, посмотри на себя -где нарушил закон и солгал в первый раз. Покайся, перепиши страницу и постепенно всё выровняется.
В семьях гибнут души из за невыполнения долга супругов по отношению друг к другу, к детям, к родителям, старшего к младшим и наоборот.
Долг в семье.
Долг на производстве.
Долг...
На предприятии-это долг к руководителям и к работе. Невыполнения долга и вводит душу в круговорот гибели. А чтобы понять, где нарушил закон или долг нужны знания. Стремись к познанию истину, первоисточникам, священным писания,и не упадёшь в яму боли и мучений на пути жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»