Сталинский режим в ссср тип. Официальная оценка сталинизма в России

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1. Неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках диктатора, который осуществлял её через принудительно-репрессивный аппарат, милитаризованный чиновничье-бюрократический аппарат.

2. Власть реализовывалась методами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Личность оказалась ничем и никем не защищённой.

3. Официальные конституционные органы государства – система Советов – проводили в жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры. Территориально-государственная власть осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма.

4. Произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на всё народное хозяйство.

5. В стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой стояла над государством и обществом.

6. Массовые репрессии.

Модификация государства в годы правления Хрущёва и Брежнева не затронули его сути. Обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после XX съезда КПСС (1956 г. – осуждение сталинского режима), несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет прав человека, его права и свободы. В стране действовали «правовые механизмы», которые начисто перечёркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессии, вплоть до массовых расстрелов (1962 г. в Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием.

В 1977 году была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную ещё Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. В Конституцию, красочно расписывающую достижения «развитого социализма», была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.

Исчерпав все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане «загнивающего» капитализма.

С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка). Этот процесс был связан с именем М.С. Горбачёва. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством – отмена ст. 6 Конституции СССР.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР).Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачёва.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 года был провозглашён суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 года впервые всенародно избран Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин. Августовский путч (19-21) 1991 года, организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, но он дал толчок суверенизации всех республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошёл распад СССР на пятнадцать независимых государств. Двенадцать из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

1. Неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках диктатора, который осуществлял её через принудительно-репрессивный аппарат, милитаризованный чиновничье-бюрократический аппарат.

2. Власть реализовывалась методами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Личность оказалась ничем и никем не защищённой.

3. Официальные конституционные органы государства – система Советов – проводили в жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры. Территориально-государственная власть осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма.

4. Произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на всё народное хозяйство.

5. В стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой стояла над государством и обществом.

6. Массовые репрессии.

Модификация государства в годы правления Хрущёва и Брежнева не затронули его сути. Обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после XX съезда КПСС (1956 г. – осуждение сталинского режима), несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет прав человека, его права и свободы. В стране действовали «правовые механизмы», которые начисто перечёркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессии, вплоть до массовых расстрелов (1962 г. в Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием.

В 1977 году была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную ещё Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. В Конституцию, красочно расписывающую достижения «развитого социализма», была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.

Исчерпав все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане «загнивающего» капитализма.

С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка). Этот процесс был связан с именем М.С. Горбачёва. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством – отмена ст. 6 Конституции СССР.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР).Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачёва.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 года был провозглашён суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 года впервые всенародно избран Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин. Августовский путч (19-21) 1991 года, организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, но он дал толчок суверенизации всех республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошёл распад СССР на пятнадцать независимых государств. Двенадцать из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

53. Основные конституционные черты Российского государства.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 Конституции РФ характеризует государство также как социальное, а статья 14 Конституции РФ – как светское.

1. Российская Федерация – демократическое государство. Важнейшие признаки демократического государства: 1)реальная представительная демократия; 2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловлены формирование Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы человека и гражданина.

2. Российская Федерация – федеративное государство. Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 88 равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 9 – автономные округа, 7 – края, 2- города федерального значения, 48 – области. Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие: 1) Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Федерации; 2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство; 3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации; 4) во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

3. Российская Федерация – правовое государство. 1) В конституции закреплён высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – ст. 2 – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства; 2) независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод, прямо закреплена в ст. 120 Конституции; 3) в Конституции РФ закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить; в Конституции закреплён приоритет международного права (ч. 4 ст. 15) – во-первых, безусловно признаётся, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, а во-вторых, в случае расхождения правил закона и международного договора России приоритет отдаётся правилам международного договора.

4. Российская Федерация – социальное государство. В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). В ч. 2 ст. 7 даётся некоторая расшифровка обязанностей государства: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий; 6) иные гарантии социальной защиты.

5. Российская Федерация – светское государство. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает её в следующих положениях: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

6. Республиканская форма правления. Российская Федерация провозглашена республикой, что означает выборность главы государства.

Cтраница 1


Сталинский режим сурово расправлялся с теми людьми, которые, по его мнению, не проявили должных качеств в борьбе с врагом. Через органы внутренних дел и сталинские лагеря проходили миллионы людей, попавших в плен, вынужденно оказавшихся на оккупированных немецко-фашистскими войсками территориях либо вывезенных немцами на работу в Германию.  

Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетин-цев, чеченцев.  

Верт попытался объяснить причины верности советских людей сталинскому режиму. Заслуживает внимание вывод автора, который был очень популярен в советской историографии, о том, что советские люди о намерениях Германии могли судить по так называемому новому порядку, который был осуществлен на занятой ими территории СССР. Ведь на этой территории к середине 1942 г. жило около 70 млн советских людей. И хотя западные историки пишут о своеобразной типологии оккупированных территорий, которая была разработана еще накануне вторжения Германии в СССР, о дифференцированном подходе оккупантов к различным народам, проживающим на территории СССР, они признают, что основная масса населения Советской страны - славяне - были обречены фашистами на поголовное уничтожение либо в крайнем случае на рабский труд в резервациях. К этому мнению западных исследователей следовало бы прислушаться тем, кто пытается обелить оккупационный режим, выдавая его зверства за советскую пропаганду.  

Послевоенная атмосфера в обществе несла потенциальную опасность для сталинского режима, которая была связана с тем, что экстремальные условия военного времени пробудили в человеке способность относительно независимо мыслить, критически оценивать ситуацию, сопоставлять и выбирать решения.  

Все вышесказанное могло означать, что советские люди, страдавшие от сталинского режима до войны и в военный период, воспользуются вторжением иностранных войск на советскую территорию и военными неудачами Красной Армии в начальный период войны и в массе своей выступят против И.В. Сталина и советского руководства.  

Многие честные коммунисты, в 30 - е годы ясно видевшие перерождение сталинского режима в тоталитарный антинародный строй, тем не менее считали, что нужно отстаивать сохранение СССР, который будто бы несет в себе изначальный здоровый потенциал Октябрьской революции.  

До сих пор ученые и публицисты ломают копья в спорах о количестве жертв сталинского режима.  

Именно на чувстве патриотизма, столь характерном для русских и советских людей, сыграл сталинский режим, внесший существенные коррективы в осуществляемую им политику.  

Наука значительно пострадала из-за репрессий по отношению к ученым в революционный период и особенно при сталинском режиме. Тысячи ученых были арестованы и заключены в тюрьмы и концлагеря.  

Великая Отечественная война внесла ряд существенных корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30 - е гг. Природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, который он занимал с 1922 г., а также пост главы правительства, который он занял в 1941 г. накануне войны, И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования.  

Не будучи в состоянии сказать что-либо конкретное о достижениях России в последнее десятилетие, ибо таковых как не было, так и нет, наши демократы продолжают без конца говорить о преступлениях сталинского режима.  

Осуществление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международный резонанс. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к реформированию и движению в сторону западных демократий.  

Никто теперь не узнает, что он думал, но трезвость его суждений во многих вопросах мне хорошо известна. Весьма возможно, что он отдавал себе отчет, что некоторые послабления сталинского режима сразу после войны являются временными, ж вряд ли он доверял Сталину.  

Сменявшие друг друга пропагандистские кампании охоты на ведьм, которыми столь изобиловало последнее десятилетие сталинского режима, не обошли бы Илью Пригожина ни в коем случае. Философия его научного творчества внешне оказывалась настолько уязвимой для невежественных обвинений партийными идеологами в идеализме и прочих надуманных грехах, что в периоды истеричных поисков буржуазных космополитов, вейсманистов-морганистов и т.п. более подходящей для избиения фигуры трудно было бы подобрать.  

На самом деле стремление возвратиться на родину, к семье, к родным, к привычной домашней обстановке является естественным для каждого человека. Вряд ли следует считать, что всю огромную массу перемещенных лиц составляли идейные противники сталинского режима и горячие поборники западной демократии.  

Господством авторитарно-бюрократических методов управления (командно-административной системы), чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан. Ряд политологов считает сталинизм одной из главных форм тоталитаризма .

Общая характеристика

Плакат «Изучайте великий путь партии Ленина-Сталина»

Формирование сталинизма как тоталитарной системы власти и идеологии обычно связывают с фактическим завершением внутрипартийной борьбы за власть, окончательным разгромом всех оппозиционных течений и началом «большого скачка» - взятым в конце 1920-х годов курсом на форсированную индустриализацию и насильственную сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления модернизационного проекта колоссальных масштабов - перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, - что потребовало всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и, в конечном счёте, привело к формированию в СССР целостной командно-административной системы. В 1930-е годы в условиях утверждения монополии на мысль, создания культа вождя , образа врага и массовых репрессий произошло окончательное утверждение режима личной власти Сталина и перерождение партии в структуру командно-административной системы управления .

Согласно выводам главного специалиста Госархива О. Хлевнюка , сталинизм (по выражению автора, сталинская диктатура ) представлял собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры и формирование прагматичных стратегий. Из архивных материалов следует, что Сталин был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер . Каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, в то же время ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц . При этом сам процесс принятия решений был закрытым. Из принятых в 1930-1941 гг. постановлений Политбюро менее 4 тыс. были публичными, более 28 тыс. - секретными , из них 5 тыс. настолько секретными, что о них было известно только узкому кругу посвящённых .

Как отмечает в своей работе В. Б. Чистяков, командно-административная система как «чрезвычайная система» общественной организации позволяла «сконденсировать» избыточную социально-психологическую энергию народа, направив её на решение ключевых задач. При этом мощное политико-идеологическое давление было призвано компенсировать слабость материального стимулирования. Экономика страны полностью огосударствлялась, партия окончательно сливалась с государством, а государство идеологизировалось. Каждый член общества вовлекался в иерархическую систему идеологизированных организаций (пионерская организация , комсомол , профсоюзы и др.), через которые осуществлялось партийно-государственное руководство. Функции по распоряжению огосударствленной собственностью и политическая власть оказались отчуждены от подавляющего большинства социума в пользу партийно-государственного аппарата и лично Сталина . Советская иконография зафиксировала новую социальную иерархию в соответствии с новой системой ценностей: авангард (партийные вожди) были отделены от массы . Население поддерживалось в постоянной мобилизационной готовности при помощи массированных пропагандистских кампаний, волн массового террора , показательных судебных процессов над «врагами народа » .

Анализ решений Политбюро, проведённый специалистами Полом Грегори и Марком Харрисоном, показал , что их главной целью была максимизация фонда накопления - разности между объёмами производства продукции и её потребления. Сверхцентрализация ресурсов на направлениях, признанных ключевыми, требовала сверхущемления интересов других секторов, что постоянно создавало опасность социальных протестов. Для того, чтобы пресечь такую возможность, в стране была создана мощная разветвлённая карательно-осведомительная система . С другой стороны, рост валового накопления в экономике приводил к столкновению между различными административными и региональными интересами за влияние на процесс подготовки и исполнения политических решений. Конкуренция этих интересов отчасти сглаживала деструктивные последствия гиперцентрализации .

Как пишет А. Н. Медушевский, ключевыми параметрами проекта модернизации (строительства нового общества) стали:

По определению А. Н. Медушевского, изменение информационной картины мира привело к «переформатированию социума по таким основополагающим координатам, как пространство, время и смысл существования индивида ».

«Узурпация географического пространства» выразилась прежде всего в его сворачивании, изоляции от внешнего мира. В сознание населения внедрялись идеологизированные представления о географических границах системы и их расширении - концепцию «мировой революции» сменило «построение социализма в одной отдельно взятой стране», которую, в своё время, заменил «мир социализма» («мировая социалистическая система»). Одновременно было фактически реализовано стремление к воссозданию исторических границ бывшей Российской империи. Внутреннее пространство использовалось для осуществления идеологических целей режима - высылка «врагов» на необжитые земли, в Сибирь, на Крайний Север и Дальний Восток, в голые степи Казахстана как своего рода продолжение освоения новых территорий, создание новых городов на окраинах страны, «преобразование природы» через создание каналов и искусственных водохранилищ .

«Узурпация временно́го пространства» ставила своей целью вытеснение подлинной исторической памяти ради создания иллюзорной картины светлого коммунистического будущего, разрыв исторической преемственности - с одной стороны, уничтожение нежелательных воспоминаний, а с другой - восстановление той части истории, которая становилась полезной системе в изменившихся условиях (так, во время Великой Отечественной войны были восстановлены русские военные традиции, ослаблены антирелигиозные ограничения ради укрепления легитимности режима). Отличительной характеристикой сталинизма, как и других тоталитарных режимов, стало переписывание, фальсификация российской и мировой истории, а впоследствии - и радикальный пересмотр истории российского революционного движения .

Смысл существования человека, согласно сталинской идеологии, состоит в борьбе за переустройство общества по предначертаниям партии. Большевизм изначально отличался резко выраженной антирелигиозной направленностью. Коммунистические режимы и в самой России, и позднее в странах Центральной и Восточной Европы рассматривали церковь как основного конкурента в борьбе за умы людей и, в конечном счёте, за власть. Системе ценностей, основанной на религиозной вере, сталинизм противопоставил принципиально новую рационалистическую систему ценностей, представлений о жизни и смерти, добре и зле, этике и морали, которые должны были способствовать строительству нового общества и воспитанию «нового человека». Уничтожение оппонентов и, как минимум, длительная изоляция и «перевоспитание» сомневающихся при этом рассматривались как наиболее эффективные методы «ресоциализации», формирования «нового человека» . Хорошо известно, например, высказывание Бухарина о том, что «пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человеческого материала капиталистической эпохи» . Как пишет А. Н. Медушевский, сталинизм «отличало стремление установить тотальный контроль над индивидом, цель состояла в его полной ресоциализации, а методы определялись стремлением получить послушное орудие диктатуры». В результате такого сталинского социального конструирования в обществе возобладали отказ от религиозной ценности жизни и смерти, культ революционного насилия и произвола, подавление прав личности, информационная агрессивность, фатализм и пассивность. Социально поощряемыми нормами поведения стали общественная апатия, социальный инфантилизм, отрицание индивидуального вклада, эгоизм и зависть, недоверие к полноценному труду, агрессия, страх, поощрение доносов, лицемерие .

Сталинизм и ленинизм

«Мы все говорим ленинизм, ленинизм», - по свидетельствам, заметил как-то Каганович на даче Сталина, - «но Ленин умер много лет назад. Сталин сделал больше, чем Ленин, и мы должны говорить о сталинизме. Мы наговорились о ленинизме».

В июле 2009 года Парламентская ассамблея ОБСЕ вынесла резолюцию , в которой приравняла преступления сталинизма в СССР к преступлениям нацистского режима в Германии .

Одним из призывов резолюции ОБСЕ , к государствам-участникам, является прекращение восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также открытие исторических и политических архивов.

В ответ Россия выступила с резким осуждением этого решения ОБСЕ, заявив, что данная резолюция, фактически уравнивающая сталинский режим и нацизм, искажает историю.

«Считаем недопустимым тот факт, что в резолюции ПА ОБСЕ делается попытка искажения истории в политических целях, и это не способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества между государствами-участниками этой организации », - заявил официальный представитель МИД России. .

Официальная оценка в СССР / России

"«Сталинизм» - это «понятие, придуманное противниками коммунизма , и <оно> широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом. » (Михаил Горбачев , 1986 год) . В дальнейшем, по мере развития Гласности , в прессе и прочих СМИ была развернута широкая кампания по освещению и критике сталинизма (тема, до тех пор наглухо закрытая для советских СМИ) и связанных с ним явлений.

Ни в коем случае нельзя говорить о том, что сталинизм возвращается в наш быт, что мы используем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, ещё что-то делать. Этого нет и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как президента.

См. также

Литература

  • Коллектив авторов Суровая драма народа. Учёные и публицисты о природе сталинизма / сост. Сенокосов, Ю. П.. - 1-е. - Москва: Политиздат , 1989. - 512 с. - 200 000 экз.
  • Рой Медведев . К суду истории. О Сталине и сталинизме.

Ссылки

  • Армен Асриян . СТАЛИНИЗМ
  • И. И. Никитчук. Сталин и советский атомный проект , Детская Ядерная Академия
  • Мартемьян Рютин . Сталин и кризис пролетарской диктатуры
  • Алексей Мартов. Сталинизм «в собственном соку»
  • Вадим Роговин. Была ли альтернатива?
  • Дометий Завольский. Правозащитник Сталин и дизельпанк (попытка разграничить понятия сталинизма и сталинофилии и проследить культурные истоки последней в современном российском обществе).
  • Добровольский А. В., Цагарели М. Ю. «Сталин, Иосиф Виссарионович» в энциклопедии «Кругосвет»
  • Ярошевский М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки // Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991, с.6-33.
  • Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования, 1993, № 4, с.271-288.
  • Романовский Н. В. Социология позднего сталинизма
  • Федор Бурлацкий. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит. Независимая газета, 17.02.2006.
  • А. Мерцалов и Л. Мерцалова. Сталинизм и цена победы. «Сталинизм и война». М., Терра, 1998., стр. 370-394.
  • П. Г. Григоренко. Сокрытие исторической правды - преступление перед народом! (Письмо в редакцию журнала «Вопросы истории КПСС»), Изд-во и книжное дело «Заря», 1973, Лондон, Онтарио, Канада.
  • В. Е. Маневич. Сталинизм и политическая экономия. Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.181-198.
  • Лев Троцкий. Что такое СССР, и куда он идёт
  • Лев Троцкий. Немецкая революция и сталинская бюрократия
  • Отто Рюле. Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма
Взгляды иностранных авторов на СССР при Сталине
  • Жид А. Возвращение из СССР
  • Ийеш Д. Россия. 1934
  • Фейхтвангер Л. Москва 1937
  • Шейла Фицпатрик Повседневный сталинизм ()
Взгляды иностранных авторов на СССР после Сталина

Примечания

  1. Медушевский А. Н. Сталинизм как модель //Вестник Европы, 2011, т. XXX. С.147-168
  2. Чистяков В. Б. История России. М: МГИУ, 2007 в Google Books
  3. См. обзор: Khlevniuk O. Stalinism and the Stalin Period after the «Archival Revolution» // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2001. Vol. 2, No. 2. P. 319. DOI :10.1353/kri.2008.0052
  4. Gregory P., Harrison M. Allocation under Dictatorship: Research in Stalin’s Archives // Journal of Economic Literature. 2005. Vol. 43. P. 721. (англ.)
  5. Davies R. W. Making Economic Policy // Behind the Façade of Stalin’s Command Economy: Evidence from the State and Party Archives / Ed. P. R. Gregory. Standford: Hoover Institution Press, 2001. P. 61-80.
  6. Бухарин, Н. И. Экономика переходного периода // Бухарин Н. И. Проблемы теории и практики социализма. - М., 1989, с. 139
  7. См., например, Отто Рюле . «Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма»
  8. Газета Коммерсант, ОБСЕ приняла резолюцию против сталинизма и нацизма
  9. Резолюция ПА ОБСЕ «Воссоединение разделенной Европы»
  10. Резолюция ПА ОБСЕ о сталинизме искажает историю - МИД РФ.
  11. Ответы М. С. Горбачева на вопросы газеты Юманите // Правда , 1986 года 8 февраля. Цит. по
  12. Коммунисты установили бюст И.Сталина в Тамбове:: Политика:: Top.rbc.ru
  13. Медведев: "Преступлениям Сталина против собственного народа нет прощения"

Конец 20-х годов в истории нашего государства-это время прихода к власти И.В. Сталина и становление тоталитарной системы.

Что такое тоталитаризм? Под тоталитарным режимом обыч-но подразумевают политический строй, при котором государст-венная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо од-ной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления поли-тической оппозиции. При таком режиме правящая группа полно-стью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

Под тоталитарным государством понимают такую форму го-сударства, которая характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конститу-ционных прав и свобод.

Понятие «тоталитарная система» включает следующие эле-менты:

насильственное установление однопартийной системы;

— уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;

— «захват государства партией», т. е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государ-ственной машины в орудие партии;

— ликвидация системы разделения законодательной, испол-нительной и судебной властей;

— уничтожение гражданских свобод;

— построение системы всеохватывающих массовых обще-ственных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом;

— унификация (приведение к единообразию) всей обще-ственной жизни;

— культ национального вождя;

— массовые репрессии.

В первой половине XX в. тоталитарные и близкие к нему ре-жимы установились в большинстве государств мира. Особой формой тоталитаризма считается политическая система СССР 30-х гг.

Уже в период граж-данской войны на всех государственных постах в стране находи-лись члены правящей большевистской партии. В результате пар-тийная и государственная власть сосредоточилась в одних ру-ках. На всех «этажах» управления страной был обеспечен пар-тийный контроль над государственными органами, армией, про-мышленностью.

Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Даже юридическим правом выдвижения кандидатов в депутаты Советов различных уровней пользовались (по Конституции 1936 г.) исключительно партийные и руководимые ими общественные организации. Мно-гие государственные функции оказались переданными партий-ным инстанциям (например, вопросы планирования и организа-ции производства решались не в наркоматах или Госплане, а в ЦК и в Политбюро).

Политбюро принимало окончательные решения о создании и закрытии наркоматов, о назначении и снятии наркомов и других руководителей. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Члены партии, работающие в государственных и судебных органах, обязаны были беспрекословно выполнять прежде всего решения выше-стоящих партийных инстанций.

К концу 30-х гг. ВКП(б) в значительной мере изменила и свой собственный облик, утратила остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. В ней исчезли дискуссии, диспуты, во-царилось полное, но весьма относительное «единство». Рядовые члены партии, а в ряде случаев и члены ЦК всех выборных орга-нов были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата. И даже не все-го их состава, а лишь узкого круга руководителей. «В составе нашей партии,— говорил Сталин в 1937 г.,— имеется около 3— 4 тысяч высших руководителей. Это, я бы сказал,— генералитет нашей партии. Далее идут 30—40 тысяч средних руководителей. Это —наше партийное офицерство. Дальше идут около 100— 150 тысяч низшего командного состава. Это... наше партийное унтер-офицерство». Все это соответствовало в полной мере вы-сказанному еще раньше сталинскому положению о том, что «властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правят», «те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами го-сударства, которые руководят этими аппаратами».

Таким образом, государственная власть в стране к середине 30-х гг. полностью оказалась в руках узкого круга партийной элиты, а сама ВКП(б) составила ядро тоталитарной политиче-ской системы.

Модель общества, сложив-шаяся в 30-е гг., характеризовалась тотальным охватом населе-ния официальными массовыми организациями, ставшими еще в начале 20-х гг. «приводными ремнями» от партии к массам.

Почти все трудоспособное население страны состояло в про-фессиональных союзах. В отношении профсоюзов партийное ру-ководство допускало самое настоящее командование, мелочную опеку, подмену выборных структур. Не соблюдался принцип коллективности руководства. С 1932 по 1949 г. съезды профсою-зов и всесоюзные профсоюзные конференции не проводились ни разу. Лишь раз в год созывались пленумы ВЦСПС. Происходи-ли неоправданно частые реорганизации профсоюзных органов, кадровые чистки в них. Политическим обвинениям, а затем и ре-прессиям подверглась большая часть профсоюзных работников, в том числе С. Лозовский, Я. Рудзутак, Д. Рязанов, М. Томский и др.

То же самое можно сказать и о крупнейшей молодежной ор-ганизации — комсомоле. Уже к середине 20-х гг. становится оче-видным стремление Сталина установить между партией и комсо-молом такие отношения, при которых этот союз находился бы в прямом, беспрекословном подчинении партии. В 30-е гг. вся идейно-воспитательная работа комсомола была сориентирована на возвели-чивание Сталина, на поиск и уничтожение многочисленных «врагов народа» в комсомоле, на идеологическое обоснование проводившегося в стране сталинского политического курса.

Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников, ученых, литераторов, театральных деятелей, музыкантов, художников, школьников и множества других категорий граждан. Ими было охвачено практически все население страны, начиная с 8—9-летнего возраста. По своей структуре и задачам они становились как бы «продолже-нием» партии, лишь приспосабливая официальную идеологию и политику к особенностям возраста, пола, специфике деятельно-сти различных слоев населения,

Точно так же как единственной партией в стране была ВКП(б), в профессиональном движении была монополия «огосу-дарствленных профсоюзов», в молодежном движении — ВЛКСМ, в детском—пионерской организации и т. д.

Наряду с идеологическими учреждениями тотали-тарный режим имел и другую надежную опору — систему кара-тельных органов для преследования инакомыслящих.

В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков — бывшими меньшеви-ками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправле-ны в тюрьмы и лагеря.

В конце 20-х гг. «шахтинское дело» послужило сигналом для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-техни-ческой интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства. С начала 1930 г. развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков.

В 1936 г. состоялся первый из крупных московских про-цессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых были ближайшие соратники Ленина — Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве 1 декабря 1934 г. члена Политбюро ЦК и секретаря ЦК и Ленинградского обкома ВКГ1(б) С. Кирова, но и в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор А. Вышинский в заключительном слове заявил: «Взбе-сившихся собак я требую расстрелять — всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.

С ноября 1934 г. стали действовать для вынесения пригово-ров по делам «врагов народа» и членов их семей внесудебные органы — так называемые особые совещания (из 2—3 человек), отправившие в лагеря и на смерть многие тысячи советских людей.

С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рас-смотрения дел «врагов народа», по которому следствие должно было закончить свою работу в течение десяти дней, обвинитель-ное заключение вручалось обвиняемым за сутки до суда, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запре-щались.

В 1937 г. состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том

же году была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским.

В марте 1938 г. были расстреляны бывший глава правитель-ства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

Каждый из таких процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей, прежде всего для родст-венников и знакомых, сослуживцев и соседей по дому репресси-рованных.

Только в высшем руководстве армии были уничтожены:

из 5 маршалов —3;

из 5 командармов I ранга — 3;

из 10 командармов II ранга — 10;

из 57 командиров корпусов — 50;

из 186 комдивов—154;

из 16 армейских комиссаров I и II ранга—16; из 26 корпусных комиссаров—25; из 64 дивизионных комиссаров — 58; из 456 командиров полков — 401

Всего были репрессированы 40 тыс. офицеров Красной Армии.

Тогда же был создан секретный отдел НКВД, занимавший-ся уничтожением политических противников власти, оказав-шихся за рубежом. В августе 1940 г. был убит Л. Троцкий. Жер-твами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна и даже некоторые представители «белой» эмиграции.

В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формировать-ся широкая сеть концентрационных лагерей. Со второй полови-ны 30-х гг. аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и «потенциальные» враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима. Такая «мера социальной зашиты» вела к «срезанию» целых слоев общества.

Решение задачи форсированной индустриализации требовало не только вложения огромных средств, но и создания многочисленных технических кадров. Основную массу рабочих, однако, составляли вчерашние неграмотные крестьяне, не обладавшие достаточной квалификацией для работы со сложной техникой. Советское государство также сильно зависело от технической интеллигенции, доставшейся в наследство от царских времён. Эти специалисты зачастую были довольно скептически настроены к коммунистическим лозунгам.

Партия коммунистов, выросшая в условиях гражданской войны, воспринимала все сбои, возникавшие в ходе индустриализации, как сознательный саботаж, результатом чего стала кампания против так называемого "вредительства".

В ряде процессов по делам о вредительстве и саботаже выдвигались, например, такие обвинения: Саботаж наблюдения солнечных затмений (Пулковское дело); Подготовка неверных отчётов о финансовом положении СССР, приводившая к подрыву его международного авторитета (дело Трудовой крестьянской партии); Саботаж по заданию иностранных разведок путём недостаточного развития текстильных фабрик, создания диспропорций в полуфабрикатах, что должно было повлечь за собой подрыв экономики СССР и всеобщее недовольство (дело Промпартии);Порча семенного материала путём его заражения, сознательное вредительство в области механизации сельского хозяйства путём недостаточной поставки запчастей (дело Трудовой крестьянской партии);Неравномерное распределение по заданию иностранных разведок товаров по районам, что приводило к образованию излишков в одних местах и дефициту в других (дело меньшевистского "Союзного бюро").

Также и духовенство, люди свободных профессий, мелкие предприниматели, торговцы и ремесленники были жертвами "антикапиталистической революции", начатой в 30-е годы. Население городов входило отныне в категорию "рабочего класса, строителя социализма", однако и рабочий класс подвергся репрессиям, которые в соответствии с господствующей идеологией превратились в самоцель, тормозя активное движение общества к прогрессу.

За четыре года, с 1928 по 1931 год, 138 000 специалистов промышленности и управленческого аппарата оказались выключенными из жизни общества, 23 000 из них были списаны по первой категории ("враги советской власти") и лишены гражданских прав. Травля специалистов приняла огромные размеры на предприятиях, где их заставляли необоснованно увеличивать выпуск продукции, отчего росло число несчастных случаев, брака, поломок машин. С января 1930 до июня 1931 года 48% инженеров Донбасса были уволены или арестованы: 4 500 "специалистов-саботажников" были "разоблачены" в первом квартале 1931 года в одном только секторе транспорта. Выдвижение целей, которые заведомо не могут быть достигнуты, приведшее к невыполнению планов, сильному падению производительности труда и рабочей дисциплины, к полному игнорированию экономических законов, закончилось тем, что надолго расстроило работу предприятий.

Кризис обозначился в грандиозных масштабах, и руководство партии вынуждено было принять некоторые "корректирующие меры".10 июля 1931 года Политбюро решило ограничить преследование спецов, ставших жертвами объявленной на них в 1928 году охоты. Были приняты необходимые меры: немедленно освобождено несколько тысяч инженеров и техников, в основном в металлургической и угольной промышленности, прекращена дискриминация в доступе к высшему образованию для детей интеллигенции, ОПТУ запретили арестовывать специалистов без согласия соответствующего наркомата.

С конца 1928 по конец 1932 года советские города были наводнены крестьянами, число которых близилось к 12 миллионам - это были те, кто бежал от коллективизации и раскулачивания. Только в Москве и Ленинграде появилось три с половиной миллиона мигрантов. Среди них было немало предприимчивых крестьян, предпочитавших бегство из деревни самораскулачиванию или вступлению в колхозы. В 1930-1931 годах бессчетные стройки поглотили эту весьма неприхотливую рабочую силу. Но начиная с 1932 года власти стали опасаться беспрерывного и неконтролируемого потока населения, который превращал города в подобие деревень, тогда как властям нужно было сделать их витриной нового социалистического общества; миграция населения ставила под угрозу всю эту, начиная с 1929 года, тщательно разрабатываемую продовольственно-карточную систему, в которой число "имеющих права" на продуктовую карточку увеличилось с 26 миллионов в начале 1930 года до почти 40, к концу 1932 года. Миграция превращала заводы в огромные становища кочевников. По мнению властей, "новоприбывшие из деревни могут вызвать негативные явления и развалить производство обилием прогульщиков, упадком рабочей дисциплины, хулиганством, увеличением брака, развитием преступности и алкоголизмом".

Весной 1934 года правительство предпринимает репрессивные меры в отношении малолетних беспризорников и хулиганов, число которых в городах значительно возросло в период голода, раскулачивания и ожесточения социальных отношений.7 апреля 1935 года Политбюро издало указ, в соответствии с которым предусматривалось "привлекать к суду и применять необходимые по закону санкции к подросткам, достигшим 12 лет, уличенным в грабежах, насилии, нанесении телесных повреждений, членовредительстве и убийствах". Спустя несколько дней правительство направило в прокуратуру секретную инструкцию, где уточнялись уголовные меры, которые следует применять в отношении подростков, в частности, там было сказано, что следует применять любые меры, "включая высшую меру социальной защиты", иначе говоря - смертную казнь. Таким образом, прежние параграфы Уголовного кодекса, в которых запрещалось присуждать к смертной казни несовершеннолетних, были отменены.

30 июля 1937 был принят приказ НКВД № 00447 "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов".

Согласно этому приказу, определялись категории лиц, подлежащих репрессиям:

А) Бывшие кулаки (ранее репрессированные, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из лагерей, ссылки и трудпосёлков, а также бежавшие от раскулачивания в города);

Б) Бывшие репрессированные "церковники и сектанты";

В) Бывшие активные участники антисоветских вооружённых выступлений;

Г) Бывшие члены антисоветских политических партий (эсеры, грузинские меньшевики, армянские дашнаки, азербайджанские мусаватисты, иттихадисты и др.);

Д) Бывшие активные "участники бандитских восстаний";

Е) Бывшие белогвардейцы, "каратели", "репатрианты" ("реэмигранты") и пр.;

Ж) Уголовники.

Все репрессируемые разбивались на две категории:

1)"наиболее враждебные элементы" подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках - расстрелу;

2)"менее активные, но всё же враждебные элементы" подлежали аресту и заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.

Приказом НКВД для ускоренного рассмотрения тысяч дел были образованы "оперативные тройки" на уровне республик и областей. В состав тройки обычно входили: председатель - местный начальник НКВД, члены - местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП (б).

Для каждого региона Советского Союза устанавливались лимиты по обеим категориям.

Часть репрессий проводилась в отношении лиц, уже осуждённых и находившихся в лагерях. Для них выделялись лимиты "первой категории" (10 тыс. чел.) и также образовывались тройки.

Приказом устанавливались репрессии по отношению к членам семей приговорённых:

Семьи, "члены которых способны к активным антисоветским действиям", подлежали выдворению в лагеря или трудпосёлки. Семьи расстрелянных, проживающие в пограничной полосе, подлежали переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краёв и областей. Семьи расстрелянных, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежали выселению в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.Все семьи репрессированных подлежали постановке на учёт и систематическое наблюдение.

Сроки действия "кулацкой операции" (как она иногда называлась в документах НКВД, поскольку бывшие кулаки составляли большинство репрессированных) несколько раз продлевались, а лимиты пересматривались. Так, 31 января 1938 постановлением Политбюро для 22 регионов были выделены дополнительные лимиты в 57 200 чел., в том числе по "первой категории" - 48 тыс., 1 февраля Политбюро утверждает дополнительный лимит для лагерей Дальнего Востока в 12 тыс. чел. "первой категории", 17 февраля - дополнительный лимит для Украины в 30 тыс. по обеим категориям, 31 июля - для Дальнего Востока (15 тыс. по "первой категории", 5 тыс. по второй), 29 августа - 3 тыс. для Читинской области. Всего в ходе операции было осуждено тройками 818 тыс. чел., из них приговорено к расстрелу 436 тыс. Были репрессированы также бывшие сотрудники КВЖД, обвинённые в шпионаже в пользу Японии. 21 мая 1938 приказом НКВД были образованы "милицейские тройки", которые имели право без суда приговаривать "социально-опасные элементы" к ссылке или срокам заключения на 3-5 лет. Эти тройки вынесли различные приговоры 400 тыс. чел. В категорию рассматриваемых лиц попадали в том числе уголовники - рецидивисты и скупщики краденого.

Репрессии подвергались иностранцы и этнические меньшинства. 9 марта 1936 года Политбюро ЦК ВКП (б) издало постановление "О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов". В соответствии с ним был усложнён въезд в страну политэмигрантов и была создана комиссия для "чистки" международных организаций на территории СССР. 25 июля 1937 года Ежов подписал и ввёл в действие приказ № 00439, которым обязал местные органы НКВД в 5-дневный срок арестовать всех германских подданных, в том числе и политических эмигрантов, работающих или ранее работавших на военных заводах и заводах, имеющих оборонные цеха, а также на железнодорожном транспорте, и в процессе следствия по их делам "добиваться исчерпывающего вскрытия не разоблачённой до сих пор агентуры германской разведки".11 августа 1937 года Ежов подписал приказ № 00485, которым приказал начать с 20 августа широкую операцию, направленную на полную ликвидацию местных организаций "Польской организации войсковой" и закончить её в 3-месячный срок. По этим делам было осуждено 103 489 чел., в том числе приговорено к расстрелу 84 471 чел.17 августа 1937 - приказ о проведении "румынской операции" в отношении эмигрантов и перебежчиков из Румынии в Молдавию и на Украину. Осуждено 8292 чел., в том числе приговорено к расстрелу 5439 чел. 30 ноября 1937 - директива НКВД о проведении операции в отношении перебежчиков из Латвии, активистов латышских клубов и обществ. Осуждено 21 300 чел., из которых 16 575 чел. расстреляны. 11 декабря 1937 - директива НКВД об операции в отношении греков. Осуждено 12 557 чел., из которых 10 545 чел. приговорены к расстрелу. 14 декабря 1937 - директива НКВД о распространении репрессий по "латышской линии" на эстонцев, литовцев, финнов, а также болгар. По "эстонской линии" осуждено 9 735 чел., в том числе к расстрелу приговорено 7998 чел., по "финской линии" осуждено 11 066 чел., из них к расстрелу приговорено 9078 чел.; 29 января 1938 - директива НКВД об "иранской операции". Осуждено 13 297 чел., из которых 2 046 приговорены к расстрелу.1 февраля 1938 - директива НКВД о "национальной операции" в отношении болгар и македонцев.16 февраля 1938 - директива НКВД об арестах по "афганской линии". Осуждено 1 557 чел., из них 366 приговорено к расстрелу.23 марта 1938 - постановление Политбюро об очищении оборонной промышленности от лиц, принадлежащих к национальностям, в отношении которых проводятся репрессии. 24 июня 1938 - директива Наркомата Обороны об увольнении из РККА военнослужащих национальностей, не представленных на территории СССР.17 ноября 1938 постановлением Совнаркома и ЦК ВКП (б) деятельность всех чрезвычайных органов была прекращена, аресты разрешались только с санкции суда или прокурора. Директивой Наркома внутренних дел Берии от 22 декабря 1938 все приговоры чрезвычайных органов были объявлены утратившими силу, если они не были приведены в исполнение или объявлены осуждённым до 17 ноября. Сталинские репрессии имели несколько целей: уничтожали возможную оппозицию, создавали атмосферу всеобщего страха и беспрекословного подчинения воле вождя, обеспечивали ротацию кадров за счёт выдвижения молодёжи, ослабляли социальную напряжённость, взваливая вину за трудности жизни на "врагов народа", обеспечивали рабочей силой Главное управление лагерей (ГУЛАГ). К сентябрю 1938 года основная задача репрессий была выполнена. Репрессии уже начали угрожать новому поколению партийно-чекистских руководителей выдвинувшихся в ходе репрессий. В июле-сентябре был осуществлён массовый отстрел ранее арестованных партфункционеров, коммунистов, военачальников, сотрудников НКВД, интеллигентов и прочих граждан, это стало началом конца террора. В октябре 1938 были распущены все органы внесудебного вынесения приговоров (за исключением Особого Совещания при НКВД, так как оно получило после прихода в НКВД Берии).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»