Армянский монастырь Сурб Хач: описание, история и интересные факты. Монастырь сурб хач

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
45.001667 , 35.061111 45°00′06″ с. ш. 35°03′40″ в. д.  /  45.001667° с. ш. 35.061111° в. д. (G) Конфессия Армянская Апостольская Церковь Первое упоминание середина XIV века Дата упразднения с 1925 по 2002 гг Статус Действующий монастырь Состояние период востановления и реконструкции

Монастырский комплекс Сурб-Хач – памятник национального значения Украины, состоит на государственном учете с 1963 года Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма .

История

Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вкруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя...
...
Сурп-Хач.

Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века . Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев , направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии , из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна , «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период... монастыря Сурб Хач».

В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин .

Примечания

Памятники Памятники Севастополя Комбинат Массандра Магарач Новый Свет Инкерман Красный камень Солнечная долина Артек Большая Ялта Форос Симеиз Гурзуф Алушта Алупка Коктебель Судак Феодосия Керчь Севастополь Евпатория Саки Ласточкино гнездо Фонтан Ночь Турецкий вал

(Богатое-Тополевка-Старый Крым)

Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.

Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.

Первым на нашем пути будет храм Спасителя в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 1.268"
    E 34° 45.60"
  • Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.337"
    E 34° 53.109"
  • Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой...

    "Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны..." - с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы - армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине - колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.

    Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.

    В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.

    И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий - землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад - тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.

    Уникальные артефакты - архитектурные детали, предметы быта - выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.

    Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д"Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.067"
    E 35° 3.739"
  • От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских - Сурб Стефанос . На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.

    В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.

    Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.

  • Доступность: 2
  • Координаты WGS84
    N 44° 59.067"
    E 35° 4.109"
  • Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

    Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

    Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

    Монастырь на карте Крыма

    История становления обители

    В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

    Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

    Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

    Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

    Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

    Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

    Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
    У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

    Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

    На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

    Как добраться до Сурб-Хач?

    Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

    Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

    На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

    Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

    Туристу на заметку

    • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
    • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
    • Телефон: +7-36555-5-13-50.

    Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

    В нескольких километрах от южных окраин Старого Крыма находится гора Грыця (665 метров, ещё её называет Монастырская или Святая). На склонах этой горы и расположился армянский монастырь Сурб-Хач, наверное, самый известный религиозный объект армянской церкви, наряду с церковью Святой Рипсиме в Ялте, на Крымском полуострове. Название монастыря на русский язык можно перевести как «Святой Крест». Памятник архитектуры с 1963 года. Религиозный памятник армянского народа вот уже восемь веков.

    Крымские армяне и монастырь Сурб-Хач

    Появление армян во внутренней части Крымского полуострова связано с религиозной доктриной генуэзских властей , стремившихся подвести под один символ веры - в данном случае католический - всё разношерстное население своих крымских колоний. И действительно, под генуэзским флагом в портовых городах торговали евреи, греки, татары, итальянцы и армяне - всё предприимчивые национальности, знающие своё дело и умеющие торговать.

    Наплыв армян в Крым в XII-XIII веках был связан с массовой эмиграцией этого народа с родины, которая подвергалась бесчисленным вторжениям кочевых орд, то сельджуков, то монголов, то Тохтамыша, то Тамерлана, соперничающих между собой персидских и османских военачальников. Армения в средние века была ареной борьбы крупных восточных деспотических образований, сменявших друг друга в мелькании десятилетий. Жить, не говоря уже о том, чтобы процветать, на родине армянам было нелегко.

    В Крыму армяне основали свою крепкую общину, которая под давлением генуэзских властей медленно переместилась в XIV-XV веках ближе к просторам Внутренней гряды Крымских гор . Однако и в сложившихся условиях армяне сохраняли сильные позиции в цветущей Кафе (сегодня Феодосия) .

    До сих пор в районе Тополевки можно увидеть две армянских церкви этого периода: Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат. В районе села Богатое находятся развалины Сурб-Егия. В отличие от этих святых для армян мест Крыма, Сурб-Хач, несмотря на те разрушения, которые принесли войны и время, был восстановлен.

    История монастыря Сурб-Хач

    Основание монастыря Сурб-Хач можно отнести к XIV веку нашей эры, ко времени, когда крымская община армян ещё обладала значительным влиянием и средствами на воздвижение объектов подобного масштаба. Со временем Сурб-Хач становится центром епархии, религиозная власть которой распространялась на весь Крымский полуостров и северное Причерноморье. Переоценить важность этого религиозного центра для армян сложно. Но с приходом русских войск в Крым рушится привычный уклад жизни всех слоёв населения полуострова. Высшее духовенство переселяется в армянский анклав на Кавказе - Нахичевань. Престол епарха также покинул Сурб-Хач, но, несмотря на потерю центрального положения, Сурб-Хач остаётся важным центром культурной и духовной жизни армян. Кроме того, обитель владела большими земельными наделами.

    По легенде, монах Ованес Себастаци увидел на месте будущего расположения монастыря, точнее, главного его соборного храма, огненный крест (отсюда и название Сурб-Хач - «Святой Крест»). Таким образом, Себастаци стал духовным основателем монастыря. Храм Сурб-Ншан при монастыре был построен в середине XIV века, в конце XVII - в XVIII веках достроены трапезная, келейная для братии, весь комплекс активно перестраивается. Видимо, армяне нашли общий язык с верховной властью Крымского ханства - Сурб-Хач процветает.

    Пауза, связанная с переездом престола в Нахичевань не сказалась негативным образом на монастыре. Жаль, что такого нельзя сказать про революцию 1917 года. Благодаря тому, что Крым долго оставался в руках белой армии, монастырь по инерции продолжал существование.

    После революции монастырь Сурб-Хач доживал последние свои годы в качестве действующей обители. За террором последовал голод, потом - многочисленные изъятия и, наконец, закрытие монастыря в 1925 году. Разорениями и разрушениями не обошлось, случались убийства членов братии. В окрестностях монастыря, там, где по рассказам нашли тело убитого новой властью монаха, украшают в память о невинной жертве дерево.

    До Второй мировой войны в стенах Сурб-Хач находился пионерский лагерь и туберкулёзный санаторий. Война принесла новые разрушения, но и после боевых действий время продолжало методично уничтожать уникальный культурно-архитектурный ансамбль. Никто не занимался ни в малейшей степени сохранением монастыря, пусть не в религиозном рвении, но в целях сохранить редкой красоты архитектурный комплекс. Даже несмотря на то, что Сурб-Хач стал памятником архитектуры с 1963 года, а с 1979 - охраняемым государством объектом, внимание крымских властей не обращалось в сторону памятника культуры, который неумолимо разрушался временем и людьми.

    И только в восьмидесятые годы прошлого столетия заговорили о реставрации монастыря Сурб-Хач - и в этих местах пронесся ветер перемен; заговорили и о духовности. После приобретения независимости Армения заинтересовалась своим культурным достоянием на Крымском полуострове. Сюда были отправлены специалисты, которые должны были оценить масштабы реставрационных работ. На протяжении девяностых годов комплекс активно перестраивался и обновлялся. В 1994 году в главном храме монастыря Сурб-Ншан начались постоянные богослужения, эпизодически проводившиеся с предшествующего года. С 2002 года весь архитектурный комплекс монастыря Сурб-Хач перешел в лоно Армянской Апостольской Церкви.

    Монастырь Сурб-Хач и его архитектура в наше время

    Раньше монастырь вполне напоминал крепость. Высокие крепкие стены окружали Сурб-Хач, внутри кольца стен преобладали мощные каменные постройки, столь привычные для человека средневековья. После реконструкции дух времени ожил в стенах старейшего армянского монастыря. Монастырь выглядит сурово и располагает к духовным упражнениям.

    В комплекс построек входит старейшее здание монастыря Сурб-Хач - главная церковь комплекса Сурб-Ншан (церковь Знамения). Это старейшее сооружение монастыря. По надписи, сделанной в 1358 году на куполе церкви можно утверждать, что как минимум серединой XIV века можно датировать постройку этой церкви, ведь надпись на барабане, держащем купол храма, датирована 1358 годом. На тот момент это было единственное здание монастыря.

    К главному храму примыкает большой прямоугольный притвор (по-армянски «гавит»), который весьма отличается от притворов православных храмов - сложно с первого взгляда определить его предназначение. Гавит был пристроен к Сурб-Ншану несколько позже - в 1401 году. Он как будто поглотил первоначальный, украшенный резьбой портал с семью ступенями, служивший парадным входом в храм. В притвор ведут два входа, снабженных каменными лестницами - с южной и западной сторон. В стены гавита вмурованы хачкары, изображения крестов на камнях. Внутри притвора на втором ярусе была оборудована колокольня, к которой ведет каменная лестница. Форма колокольни непривычна для православной архитектуры - прямоугольная с крышей в один скат. Увенчана церковь пирамидальной формы куполом с крестом на вершине. Это самая высокая точка монастыря Сурб-Хач.

    Церковь Сурб-Ншан обращена на восток центральной апсидой, которая скрыта в толще восточной стены. В другую сторону - на запад - обращена трапезная, построенная в XVII веке. На месте трапезной раньше, как полагают исследователи, существовали более ранние постройки. Красивые арочные потолки вполне соответствуют вкусам готической архитектуры. Трапезная имела второй этаж, не используемый как кухня или столовая, предназначавшийся, видимо, для гостей, и подвальный этаж. В северной части трапезной находится печь. Там же имеется надпись, сделанная поваром и датированная 1762 годом. К южной стене трапезной монастыря Сурб-Хач примыкает привратницкая. Между этим помещением и зданием келий расположен вход в монастырь с двумя дверными порталами. Над входом надпись, датированная 1684 годом.

    В конце XVII века перпендикулярно трапезной была построена двухэтажная келейная часть монахов. Восточным своим крылом она упиралась в южный фасад гавита, западным - в трапезную. Таким образом, образовался внутренний дворик монастыря. Кельи второго этажа имели выход на открытую галерею, которая не сохранилась, но сохранились камни, служившие основанием деревянных подпорок галереи, которая выходила во внутренний дворик. По кельям первого этажа можно сложить представление о них - совсем маленькие комнатки, снабженные камином и дымоходом. К югу от келий расположена монастырская гостиница, построенная для приёма увеличившегося потока паломников в XIX веке. В войну она была полностью разрушена, но воссоздана в конце прошлого века во время реконструкции.

    Фонтаны монастыря Сурб-Хач

    В своё время монастырь Сурб-Хач полностью был окружен садами, где трудилась братия. Ныне, на юго-западе от монастырского комплекса тоже можно увидеть сад, главным украшением которого являются два красивых старых фонтана. Они, как и сад, расположены на понижающихся от трапезной террасах, по которым проходит лестница. Фонтаны представляют собой укрытые в камень прямоугольные каптажи, фасад которых украшен архитектурными деталями. Вода собирается в скрытых позади фонтанов цистернах, к которым в свою очередь ведут керамические трубы из источников, расположенных в горах.

    Верхний фонтан был построен на рубеже XVIII и XIX веков в типичном армянском стиле. В семидесятых годах прошлого столетия с фонтана пропала навсегда мраморная плита, украшенная изображением ангелов, несущих ритуальный сосуд и крест. Второй фонтан находится ниже. Он также богато украшен и окаймлён сверху аркой. В центре композиции можно увидеть армянский крест.

    Как добраться до монастыря Сурб-Хач

    Добираться до монастыря Сурб-Хач естественнее всего из Старого Крыма, причём пешая прогулка по красивым местам не будет ни долгой, ни утомительной (около трёх с половиной километров с небольшим повышением местности). Но если вы всё же хотите приехать туда на своём транспорте, то, в случае движения от Симферополя, нужно, не доезжая до Старого Крыма, повернуть на указателе «Сурб-Хач 3 км». Асфальтированная дорога выведет вас через лес к монастырю, где можно найти автостоянку, после чего приступить к осмотру достопримечательностей этого красивого, непривычного глазу православных, монастыря. При движении из Феодосии, нужно насквозь проехать Старый Крым по шоссе Феодосия-Симферополь, и повернуть на описанном выше повороте налево.

    olegman37

    Армянский монастырь Сурб-Хач, основанный в середине XIV века, верный спутник золотордынской столицы Крыма Солхата (Эски Кырыма). Расположенный в 3,5 от Старого Крыма он и сейчас привлекает туристов. Туда мы и отправились вечером 7 июля 2013 года, после быстрого .
    Монастырь Сурб-Хач (Святой крест) является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Украины. Помимо своей архитектуры известен тем, что в нем располагался епархиальный престол Армянской Апостольской церкви, распространявший в средние века свое влияние до Молдавии и Балкан. Имея беспокойных соседей из Крымского ханства и генуэзских колоний, а позже турков, монастырь не прекращал своего существования до 1778 года, когда духовенство монастыря со своей паствой переселилось в Нахичевань-на-Дону положив начало армянской общине Ростова-на-Дону. Чуть позднее монастырь возродился и не закрывался до 1925 года. До войны в нем был пионерлагерь и санаторий. После - запустение в духе лермонтовского Мцыри - "и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот", но монастырь сохранил обаяние романтичных руин до наших дней пережив работы по консервации и реставрации. Сейчас службы в монастыре возобновлены. Он открыт для круглогодичного посещения туристами и паломниками.

    После осмотра Солхата мои литовские друзья скептически отнеслись к предложению о посещении монастыря, по всей видимости представляя его как-то иначе. Однако, действительность превзошла ожидания.


    Всем кто захочет подробнее ознакомиться с историей этого места советую книгу Солхат и Сурб-Хач. О. И. Домбровский, В. А. Сидоренко. Симферополь: Таврия, 1978 . Все схемы и картинки в данном посте использованы оттуда если не указано иное.
    Монастырь находится на склоне горы и сфотографировать его целиком из-за леса затруднительно. Но художники могут помочь нам представить как он выглядел.

    Итак, в монастырь мы попали на армянски Ивана-Купала - праздник Вардавар.
    Поднимаясь по горной дороге мы обратили внимание на большое скопление народу и транспорта. Сначала мы приняли их за туристов или паломников, но оказалось, что это представители армянских общин Крыма и не только съехались на праздник. Когда мы дошли до монастыря концерт уже закончился и не занятые в многочисленных пикниках уже стали расходиться.
    Против российского обыкновения монастырь не стремиться поразить размерами или роскошным убранством.
    Именно так должна выглядеть духовная обитель.

    Сцену уже потихонечку начинают разбирать. За сценой построенное на старом фундаменте исторической монастырской гостиницы единственное новодельное здание выполняющее те же функции

    Редкий навес над братским корпусом свидетельствует о не законченной реставрации

    Вход в монастырь. Мы очень неожиданно перенеслись из крымско-татарского Старого Крыма в Армению и поначалу чувствовали себя белыми воронами, но потом освоились

    Слева современный (?) хачкар, справа вход в монастырь изнутри

    План монастыря Сурб-Хач передает особенности внутренней планировки

    Внутренний дворик (5) с остатками найденных при раскопках фундаментов хозпостроек, фрагментами архитектурных деталей и надгробий

    В южной части трапезной (3) расположен музей, главным экспонатом которого является добротно и тщательно сделанный макет монастыря. Удивительно, но он не закрыт стеклом

    В витринах документы по истории монастыря и артефакты. Мне особенно понравилась специальная лопатка с упором для ноги

    Северная часть трапезной - зал приемов. Камин и печь поражают своими размерами и навевают мотивы рыцарских замков. Влияние итальянцев?

    Вид из внутреннего дворика на братский корпус. Трапезная справа, слева вход в храм

    Пересохший фонтан (фиал) под лестницей. Плита за цветами орнаментирована сельджукским орнаментом и датируется XII-XIII веками. Про нее я узнал постфактум из книдки. Использовалась в фонтане вторично. За нишей резервуар для воды.

    Аутентичные хачкары

    Остатки архитектурных деталей

    Остатки фундаментов хозпостроек

    Дворик братского корпуса (4)

    Лестница на второй этаж

    Вид с нее на дворик

    Видны основания колонн, образующие галерею первого этажа

    Одна из келий в южной части братского корпуса

    Перекрытие кельи в западной части братского корпуса

    Церковь Святого Креста (1), в ней фрагментами сохранились подлинные средневековые росписи, ну и барабан с куполом подлинные.
    Тут нельзя фотографировать и я не фотографировал, но потом увидел, что один из посетителей дождавшись моего ухода начал снимать и я вернулся...
    Надеюсь меня простят, я это сугубо для науки.
    Гавит (притвор) (2)

    Могильные плиты на захоронения уважаемых людей?

    Вход в храм и лестница на колокольню

    Барабан и купол

    Скромная алтарная часть

    Профиль монастыря

    Выйдя из храма мы пошли в парк, который потихонечку начал пустеть. Верхний фонтан.

    Резной хачкар был утрачен еще в 70-е годы

    Вид от фонтана на монастырь

    Вид терассированного склона парка, внизу слева - нижний фонтан

    Нижний фонтан

    Прорисовка деталей которых я не увидел

    Еще одна достопримечательность расположена чуть далее по склону горы, южнее Сурб-Хача. Это более ранний, практически полностью разрушенный, Георгиевский монастырь XIII-XIV вв. с одноименной церковью, но мы туда уже не успевали.

    Впечатления от посещения монастыря потрясающие.
    В который раз пожалел, что не подготовился информационно и небыло времени без спешки обстоятельно фотографировать.
    Несколько смазало настроение большое обилие мусора оставленное празднующими Вардавар. Особенности национального менталитета?

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»