В лучах пламенеющей готики. История возникновения готической архитектуры

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики . На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

  1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии. Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

  2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

  3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)



Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)



В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

— Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет.


Собор в городе Дареме. Ланцетовидная готика
Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

— Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.


Собор в Эксетере. Украшенная готика
Интерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

— Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.







— Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
  • Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
  • Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
  • Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).



Массверк

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку (в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.


Стены в готической архитектуре

Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.



Двери (порталы) в готической архитектуре

Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.



Заключение

Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

Слово "готика" происходит от итальянского слова "gottiko" - буквально "готский" , по названию германского племени готов. Как художественный стиль он возник в период позднего средневековья (середина 10 - 15вв.) и стал последним этапом искусства этого времени. Как и романский стиль, готический находился под сильным влиянием католической церкви, отсюда преобладание религиозной тематики.

В искусстве особенно ярко этот стиль проявлялся в архитектуре. Соборы, замки, крепости, построенные в готическом стиле, значительно способствовали украшению городов. Храмы, дворцы представляли высокие вертикальные сооружения с колоннами, стрельчатыми арками, узкими вытянутыми окнами, островерхими крышами.

Феодализм продолжал развиваться и укрепляться, сопровождаемый частыми войнами, развитием и ростом городов, торговли, ремесел.

Готический стиль повлиял и на внешний облик людей. Были издан законы о рангах в одежде, прическах. Костюмы стали более изящными, подчеркивая пластику человеческого тела.

Совершенствуется портновское искусство, возникает навык кроения тканей. Формы костюмов становятся красочнее и разнообразнее. вторяются и линии архитектуры: вытянутые пропорции определяют и модные силуэты в одежде 13- 14 веков.

Костюмы и головные уборы приобретают вытянутый силуэт, женские одежды - силуэт, напоминающий латинскую букву "S".

Пропорции мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру - она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой.

В конце 14 века чрезмерная роскошь и богатство бургундского двора начинают значительно превосходить блеском и пышностью другие королевские дворы Европы - появляется бургундская (франко-бургундская) мода (1425-1490 г.). Мода, впрочем, менялась очень часто. Но общими чертами для всех ее видов были: вычурность, богатство тканей и отделки, изысканность линий и силуэта.

Увеличивается число верхних одежд, надеваемых одна на другую одновременно (у знатных горожан и придворных). Костюм становится теперь более приземистым, тяжелым, просторным.

Основной становится испанская мода. Воротнички стоячие, высокие. Их отделывают узким рюшем. Позднее появился круглый плоеный воротник типа фрезы.

Мужчины продолжали носить "пейзанские" прически, молодые знатные вельможи отпускали длинные волосы, завивали в локоны.

Иногда они надевали круглый золотой обруч, вокруг которого обматывали длинные затылочные пряди волос, образуя своеобразный валик.

Крестьяне, горожане стриглись "под скобку" , "в кружок". Борода и усы дополняли прическу. Бороды имели самые разнообразные формы. округлые, крючкообразные, раздвоенные перевитые нитями, штопорообразные.



Женские прически все еще были скрыты разнообразными головными уборами огромных размеров и причудливой формы.

Девушки также могли ходить с распущенными волосами, украшенными лентами, венками.

Дамы убирали волосы под тонкие льняные платки, оставляя на лбу тонкую косичку, уложенную в форме полукруга - петли, по ней можно было определить цвет волос. Прическа "рыцарские косы" почти исчезла, на смену ей с изменением форм головных уборов появляется другая - тоже из кос, но уже закрученных над ушами в виде "улиток", которые покрывались модным в то время украшением в виде выпуклого полушария или щитка. Называлось оно темплет.

Темплеты укреплялись на обруче, охватывавшем голову. Часто "улитки" из жгутов волос покрывались тонкими золотыми сетками - таким образом, каждая "улитка" имела свой золоченый "домик".

Волосы в сетках имели вытянутую или округлую форму в зависимости от укладки. Пожилые дамы полностью скрывали волосы под массивными головными уборами. При этом шея была полностью открыта.

В период позднего средневековья однообразие причесок компенсировалось головными уборами. Мужчины носили шляпы, капюшоны, мужские чепцы - бегуины из ткани белого цвета. Они служили как бы нижним головным убором, поверх надевалась шляпа. Носили шляпы из фетра и сукна разнообразных форм, но популярным стал бегуин. Колпаки имели вид усеченного конуса, с полями или без. Мужские головные уборы в период 14 - 15 веков резко разграничивались по сословной принадлежности. Формы шляп и колпаков были определены специальными королевскими указами. Во Франции это было особенно заметно. Так, духовенство по предписанию обязано было носить митры, тиары, бареты; судейские чиновники и нотариусы - бобровые шапки; ученые и богословы черные шапочки; врачи - шляпы и шапки с подвязанными наушниками, полями.

Во времена господства бургундской моды появились головные уборы шаперон буреле с длинным кё (хвостом). Их носили знатные мужчины, а также почти все придворные.

Женские головные уборы, все ещё полностью заменявшие прически, претерпели некоторые изменения по сравнению с романским периодом.

Самым популярным убором была косынка под названием барбет. Поверх нее, особенно зимой, женщины обычно надевали утяжеленные шапки и покрывала. Носили платки омюз, напоминавшие капюшон, с завязанными вокруг шеи длинными концами.

В 13 - 14 веках горожанки и знатные дамы начали носить горж, по форме представляющий собой цилиндр или трубу, достаточно высокую, внизу края убора расширялись, сзади на затылке делался небольшой разрез.

Модными были шляпы типа туре из фетра и войлока. В 15 веке получают распространение высокие колпаки, получившие названия "сахарная голова", "паруса". Уборы увеличивались в высоту, повторяя силуэты готических крыш.

В 1395 году Елизаветой Баварской был введен в моду головной убор Эннен. Считалось, что эннены африканского происхождения. Эннен имел форму усеченного конуса на картонной и проволочной основе. Поверх каркаса натягивали ткань. Дополнением этого своеобразного головного убора служила длинная прозрачная вуаль.

Церковь неоднократно высказывала свои протесты по поводу появления и быстрого распространения этих головных уборов - своеобразных карикатур на готические соборы.

Бургундская мода создает также "рогатый" чепец с боковыми золочеными сетками на ушах и высокие чепцы разной формы, которые зависели от каркаса и расположения тонких прозрачных вуалей. Носили также венцы, разнообразные сетки.

В средневековых городах по одежде, головным уборам, прическам можно было определить сословную принадлежность людей. Суровые законы предписывали строгое разграничение в ношении драгоценностей. Так, головные уборы знати украшались павлиньими перьями, серебряными пряжками, эмалями, подвесками, восточными вышивками.

Поскольку прическа была полностью скрыта, золотые шнуры, венки, обручи изящной работы надевали поверх платков.

На портретах Яна ван Эйка, Лукаса Кранаха Старшего. витражах соборов можно увидеть женские лица с неестественно высокими лбами, выщипанными бровями и ресницами. Дамы пользовались пудрой, помадами, розовой туалетной водой, маслами, привезенными из восточных стран, духами.

Парикмахерское искусство в эпоху возрождения (XIV-XVI вв.)

В эпоху Возрождения все стремились наслаждаться жизнью на земле, а не на небе. «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся», - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции. Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…

Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях, надев шляпы с огромными полями, предохранявшими их от загара (в моде была белая кожа); на поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб, для большей выразительности стремились увеличить высоту лба, сбривая часть волос над ним. Иногда сбривали и брови.

Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными, с применением дорогих украшений, перьев и диадем. Судить об этом мы можем по картинам Боттичелли, ибо модной красавицей была Симонетта Веспуччи, не раз вдохновлявшая Сандро Боттичелли (ее черты можно увидеть в знаменитой боттичеллиевской «Венере»).

Одним из главных признаков женской красоты считались волосы, заботам о которых женщины посвящали много времени. В Венеции на крыше каждого дома имелась маленькая беседка, открытая сверху, где женщина, защищенная от нескромных взглядов, могла сидеть с распущенными волосами, смоченными специальной краской, продетыми в шляпу с полями и без дна, и ждать, когда под знойным солнцем волосы приобретут знаменитый золотой оттенок. Мужской стиль - это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.

Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, а иногда и брови, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной. Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). На ногах мягкие кожаные туфли. В непогоду сверху надевался подбитый мехом плащ. В другое время - легкий.


Теперь не строят готических соборов.
В былое время у людей были убеждения; у нас,
современников, есть лишь мнения; а мнения
мало для того, чтобы создать готический храм.
Генрих Гейне


Историческая справка
Период Средневековья в истории Европы длился с V по XV вв. Саму историю Средних веков делят на два периода – и .


Готика – это период с XIII по XV вв.



В это время на смену романской оборонительной архитектуре (замки, крепостные стены городов) приходит архитектура готическая. В это время уже не надо было держать оборону. Государства выросли, исчезла феодальная раздробленность. Феодалы (землевладельцы) одного государства теперь не нападали друг на друга. Отныне враждовали между собой и боролись за земли лишь государства, в которых вся власть сосредоточилась в руках монарха.


В период готики большую роль начинают играть и города, они развиваются. Развивается ремесло и торговля. В городах начинают строить ратуши, больницы, рынки и, конечно же, соборы. Величественные, гигантских размеров, со шпилями, уходящими в само небо. Соборы одновременно мрачные и светлые, соборы, которые охраняют жуткие фигуры химер и горгулий (кстати, у них была и чисто практическая функция – они прикрывали водостоки, делая их вид более эстетическим). Соборы со множеством символов, как христианских, так и астрологических. Соборы с огромными окнами-витражами, в противовес церквям романского стиля – с маленькими окнами-бойницами.



Готическая архитектура зарождается во Франции и уже оттуда распространяется по всей Европе – Англия, Германия и, конечно же, Прага (Чехия).


Точно такими же вытянутыми и заостренными как соборы, были и одежды жителей средневековой готической Европы. Они носили вытянутые заостренные кверху шляпы-колпаки, туфли с острыми и вытянутыми носами, платья, удлиняющие фигуру. Но при этом цвета одежды, как и ранее, оставались весьма яркими – синий, желтый, красный.


Мужские прически периода готики мало чем отличались от более ранних романских причесок.



Геннегаусские хроники. 1448. Королевская библиотека. Брюссель.
Мужские прически и головные уборы.


Так, среди мужчин по-прежнему популярностью пользовалась «пейзанская» стрижка – волосы завитые и с длинной густой челкой, закрывающей весь лоб.


Знать могла носить более длинные и также завитые в локоны волосы. Также мужчины могли украшать свои прически и золотыми обручами. Горожане очень часто носили различные головные уборы – колпаки, шляпы, мужские чепцы. Но, в отличие от более раннего времени, в XIV – XV вв. головные уборы были распределены по сословной принадлежности. Так, во Франции ученые и богословы носили шапочки черного цвета, врачи – шляпы с полями и подвязанными к ним наушниками из ткани, которыми закрывались уши. Еще особенностью средневековых врачей было наличие маски в виде длинного птичьего клюва. Такую маску на лицо одевали во время эпидемий чумы. В длинный «клюв» были вложены тряпочки, пропитанные различными растительными отварами, что, как считалось, защищало от инфекции. Нотариусы и судьи носили бобровые шапки. Духовенство – митры и тиары.



Кадр из фильма «Проклятые короли». 1972


Крестьяне носили стрижки «в кружок», «под скобку». Мужчины всех сословий носили бороды и усы.


Представления о красоте также мало чем изменились с периода романского стиля. Так, женщины по-прежнему выбривали волосы надо лбом, выщипывали брови и ресницы, использовали румяна и яркую помаду.



Средневековая миниатюра.
На переднем плане – эннен.


Женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.


«Рыцарские» косы (длинные и широкие – шириной с ладонь) выходят из моды. Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевалось украшение темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Такое украшение, темплет, крепилось на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.


Что касается головных уборов, то они в период готики стали очень высокими и зачастую принимали весьма причудливые формы.



Миниатюра. Франция. XV в.
Головной убор похожий на «рогатый» чепец.




Ян ван Эйк, "Портрет Маргареты Ван Эйк", 1439
«Рогатый» чепец


Так, популярностью пользовался такой головной убор, как горж. Горж – это головной убор в форме трубы или же цилиндра, чьи края расширялись книзу, а сзади, на затылке, находился небольшой разрез.



Нижняя косынка барбет и шляпа.


Носили эннен. Головной убор из ткани, который имел форму конуса и делался на проволочной или же картонной основе. С таким головным убором носили длинные прозрачные вуали. Считается, что моду на эннен ввела королева Елизавета Баварская. Эннен очень не любила церковь, усмотрев в нем карикатуру на готические соборы. Но дамы с завидным упорством продолжали носить, несмотря на все запреты, эннены, которые с каждым разом все больше и больше вырастали в высоту.



Кадр из фильма.
Прическа и украшение темплет.


Из головных уборов также носили барбет – косынка, поверх которой одевались покрывала или же, зимой, шапки. Омюз – платок, концы которого были завязаны вокруг шеи, а сам он по форме напоминал капюшон. Носили и разнообразные чепцы. К примеру, «рогатый» чепец, особенностью которого были золоченые сетки на ушах, или же различные высокие чепцы.





Сжигание гигантского арт-объекта в виде собора высотой с пятиэтажный дом, уже вызвало большой резонанс.

Автором проекта «Пламенеющая готика» стал художник, основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля Архстояние Николай Полисский. Он уже сооружал масленичные конструкции в Никола-Ленивце последние несколько лет и в этот раз решил воплотить свою давнюю мечту с созидающим огнем.

«Идею собора, рождающегося из пламени, я вынашивал давно», - говорит Николай Полисский. «Он возводился артелью Никола-Ленивецких промыслов в течение нескольких месяцев.

И в этот праздничный вечер Масленицы у гостей появилась краткая уникальная возможность поймать мгновение его сожжения, чтобы сохранить в памяти надолго. Всегда интересно посмотреть на огонь созидающий, рисующий образы в реальном времени»

Собственно так, по словам Полисского, и должно работать искусство. Смысл акции как раз и состоит в скоротечности и непредсказуемости горения объекта, на создание которого было потрачено столько сил и времени.

«Одно из определений искусства - его абсолютная иррациональность. Строим месяцами, а сгорит за один вечер. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь.

Когда мы впервые отмечали Масленицу, то сожгли Сенную башню, потому что не знали, что вообще с ней делать, пригласив Германа Виноградова. В этот раз мы создали проект, напоминающий вытянутое готическое строение.

«Пламенеющая готика» должна была проявить себя в огненном обличье. Материалы для башни специально использовали бросовые: верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах, так что природа не пострадала»

Полисский констатирует, что буквально сразу после акции получил в свой адрес ряд комментариев, в том числе от лиц духовенства, что в Никола-Ленивце произошло кощунственное действие. И он считает, что это ошибка. Вопросы политики, религии, национальностей и всякого рода разжигание конфликтов или оскорбления искренних чувств табуированы для деятельности художников в парке.

«Ничего культового в моем арт-объекте не было, - естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костер, который выстроен в стиле готического здания…

Масленица - это время, когда люди дают свободу всему природному внутри себя, готовы гулять и праздновать вплоть до катарсиса, после чего принимают духовную строгость и пост»

Программа «готической Масленицы» в Николо-Ленивце не ограничилась только сожжением арт-объекта. Помимо этого, посетители парка смогли принять участие в архитектурных мастер-классах, традиционных народных конкурсах и ярмарке, провести время в поисках «Вселенского разума» и попутешествовать от одного арт – объекта, затерянного в снегах, до другого.

В Калужской области на Масленицу сожгли тридцатиметровое готическое строение, сложенное из деревянных веток художником Николаем Полисским. Многие увидели в сожжённом объекте очертания католического костёла и задались вопросом: не попадает ли состоявшийся перформанс «Пламенеющая готика» под статью об оскорблении чувств верующих? На критику ответил сам создатель преданной огню «церкви».

17 февраля в ходе масленичного перформанса «Пламенеющая готика» вблизи деревни Никола-Ленивец в Калужской области был сожжён тридцатиметровый арт-объект, сложенный из веток.

nikolalenivets

В сожжении строения, очертаниями напоминающего католический костёл, многие увидели религиозную неприязнь. Пользователи соцсетей комментировали, что организаторы мероприятия сознательно пошли на провокацию.

Brohan

Так это ж явное оскорбление чувств верующих, разве нет?

исксствнный интллкт

Burning Man, который мы заслужили.

V for vendetta

Православненько! А это не оскорбление чувств верующих?

bochkarev_b


Некоторые добавляли: если бы сожжённое в Никола-Ленивце здание напоминало мечеть или православную церковь, реакция была бы куда более жёсткой.

Ксения

Оскорбили чувства католических верующих ⛪️ Если бы православную церквушку с куполами-луковицами сделали из веток и так сожгли, уже бы уголовные дела шили за оскорбление чувств.

Anna Feldman

Нет, ну головой тоже надо было думать-то. Даже меня, матёрого атеиста, передёрнуло. А мечеть вам не взбрело в голову сделать? В живых бы уже не было. Вот ведь художники) Но красиво.

Ян Дмитриев

А как же оскорбление чувств верующих? Или эта статья только для православных? Вот шуму было бы, если бы католики сделали Васильевский собор и сожгли его прилюдно!

a_remnev

Куда безопаснее (но не менее зрелищно) было бы , но что сделано, то сделано.

В защиту перформанса выступил создатель сожжённого объекта и художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский. В своём посте в фейсбуке он настаивает, что построенное здание не имело никакой религиозной символики и готический стиль часто использовался для светских сооружений - какое, утверждает художник, и должна была напоминать постройка.

Nikolay Polissky

На Масленицу 2018 года мы решили использовать архитектурный стиль «Пламенеющая готика» для создания огненной скульптуры. Этот стиль был использован не только в создании готических культовых сооружений, но и в архитектуре светских зданий: замков, университетов, судов. Ничего культового в моём арт-объекте не было, естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костёр, который выстроен в стиле готического здания.

Пламенеющая готика (или Flamboyant), о которой говорит Полисский, - название течения в готической архитектуре, популярное во Франции, Испании и Португалии в 15 веке. Среди самых известных зданий пламенеющей готики - Миланский собор и собор Святого Николая в швейцарском Фрибуре. Здания, принадлежащие стилю, отличают похожие на огненные языки очертания наружных элементов и удлинённая форма фронтонов и арок, придающая строению «пламенные» очертания.

В своём посте художник заверил, что не вкладывал в свою работу никакого религиозного смысла.

Обращаюсь ко всем, для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма - это чересчур.

zarisovky


Масленица в Никола-Ленивце. Готика, язычество и постмодерн.

Полисский добавил, что готов пойти на диалог с представителями католической и православной церквей и, если они обнаружат в его проекте что-либо кощунственное, приложит усилия, чтобы «предать проект забвению, насколько это возможно в современном мире». Кроме того, художник принёс извинения всем, кого невольно обидел перформансом.

trash_area


Многие встали на защиту Полисского.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»