Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму. Монастырь сурб хач

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В Крыму есть место, где можно оставить все свои заботы, печали и беды.

Добраться туда несложно.

Сначала надо доехать до городка Старый Крым по трассе Симферополь — Феодосия, потом свернуть направо. Примерно в трех километрах от городской окраины, на обочине горной дороги, стоит дерево, увешанное разноцветными лентами. На ветку дерева надо повесить кусочек ткани.

Вот и все. Вместе с этим кусочком, согласно древнему поверью, уйдут и все беды.

И вот теперь, освободившись от земных печалей и забот, можно подняться еще немного выше.

И напиться из источников Мудрости, Мужества и Любви. Как в переносном, так и прямом смысле.

Место, где текут таинственные источники, называется ( « Святой Крест»). Это древний монастырь, первое упоминание о котором встречается в рукописях, датированных 1347 и 1348 годами. Основатель монастыря Ованес Себастаци увидел в этом месте знамение — огненный крест и решил построить здесь святую обитель.

Для этого он вместе с братом купил у генуэзцев, в те времена владевших этим регионом Крыма, 50 гектаров земли. Ованес, Себастаци и архимандриты, руководившие монастырем после него, похоронены в притворе монастырского храма Святого Знамения -Сурб-Ншан.

Место захоронения было выбрано не случайно.
Дело в том, что у армян есть очень эмоциональное выражение: « Да паду я к ногам твоим», которое адресуется самым близким людям. Оно имеет евангельские корни. Поэтому Ованес Себастаци и завещал похоронить себя в притворе, в буквальном смысле под ногами у тех, кто входил в храм.

Другая древняя традиция — оставлять на дереве по дороге к святым местам кусочки ткани, о которой уже было сказано выше, также сохранилась до наших дней.
Окрестности монастыря поражают своей красотой.

К слову, многие армяне говорят, что здешние места очень напоминают им родную Армению. А в монастырском саду до сих пор сохранились деревья, саженцы которых были привезены монахам с далекой исторической родины.
Обитель сильно пострадала от времени, еще сильнее от рук человеческих.

Вот оружейная, где прихожане, входящие в монастырь, оставляли свое личное оружие.
Вот смотровая и узкие бойницы, напоминаюхцие о тех неспокойных и кровавых временах, когда монастырь превращался в крепость.

Вот надпись в трапезной на древнем армянском языке, гласящая, что племянник спарапета, то есть местного военачальника, нес послушание в монастыре, замаливая совершенные грехи.

Вот помещение библиотеки. Бесценные рукописи, хранившиеся в ней, сейчас находятся в столице Армении Ереване. Вот братский корпус с кельями монахов.

Говорят, в годы расцвета обители здесь спасали души до трех десятков человек. А еще в Сурб-Хаче действовала духовная семинария и творили выдающиеся миниатюристы ХІV века Натер и его сыновья Степанос, Аветис, Ованес и Григор.
А вот и сердце монастыря — храм Сурб-Ншан, с открытой, по армянской традиции, алтарной частью, с каменной купелью для кретцения. Храм действует, в нем служат литургию, крестят и венчают.
К сожалению, десятилетия воинствующего атеизма нанесли обители больший ущерб, чем нашествия средневековых завоевателей. В 1225 году коммунистические власти закрыли монастырь.

В советские времена здесь размещался сначала пионерский лагерь, затем турбаза крупного предприятия.

В 2002 году Сурб-Хач был передан в пользование общине Армянской Апостольской церкви. Обитель возрождается.
Восстановлены и дают воду часть уникальных источников. От них во многом зависела жизнь монастыря.

Ведь питаются источники не от родников. Монахи в прямом смысле этого слова пили… росу.

Дело в том, что безымянный инженерный гений древности создал очень тонкую, мудрую и продуманную до мелочей систему водоснабжения. Роса в этих местах выпадает обильно, также как и дождевые воды, текла по керамических трубам, проложенных на склонам, всё поступало в колодцы, накапливалось там и питало все семь источников.

Не менее мудро была устроена и система отвода ливневых вод.

Накопители здесь никогда не переполнялись, а излишки воды выводились по трубам за гребень горы и стекали по противоположному склону.

Интересно, что частью уникальной гидросистемы были и вековые дубы в окрестностях монастыря. Они помогали поддерживать гидробаланс.
Сегодня Сурб-Хач, как и сотни лет назад, остается одной из главных святынь Армянской Апостольской церкви.

И крупным центром духовной жизни. На большие религиозные праздники в Сурб-Хач съезжаются не только крымские армяне, но и их соотечественники из дрегих стран.
Посетите древний монастырь и вы.
Прикоснитесь к святыне и вдоволь напейтесь из источников Мудрости, Мужества и Любви.

Нас трое из группы саровских туристов, совершивших по Восточному Крыму пеший спортивный поход (рук. – А.А. Демидов) и закончивших его спортивную часть 2 июня 2013г. в поселке Коктебель.

Сегодня, 5 июня 2013 года, мы знакомимся с заповедными местами Юго-Восточного Крыма, где сохранились и живут культурные традиции разных народов Таврики. Это – город Старый Крым, армянский монастырь Сурб-Хач, литературные музеи А. Грина и К. Паустовского.

Здесь я расскажу о Сурб-Хаче, а мои спутницы, Валентина и Ольга, об удивительных судьбах русских писателей А. Грина и К. Паустовского расскажут в отдельном очерке.

Историческая справка

Армяне относятся к индоевропейской языковой семье народов мира. Древнейшее государство на территории Армении в Закавказье – Урарту существовало в IX- VI вв. до н.э. В Армении христианство стало государственной религией с 301 г. Армянский алфавит создан в 405-406 гг.

По преданию, первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы Святые Варфоломей и Фадей. Армянская Апостольская церковь основана епископом Григором в 301 г. Её вероисповедание определяется Библией и решениями первых трех Вселенских соборов: Никейского 325г., Константинопольского 381 г. и Эфесского 431г. Армянская Апостольская церковь не признала решения Халкедонского собора 451 г. и выделилась в самостоятельную конфессию – монофизитство. К монофизитству также относится коптская церковь Египта.

После захвата арабами и турками-сельджуками территории Армении в Закавказье армяне постоянно переселяются в Малую Азию и затем основывают колонии с XI в. на южном побережье Крыма. Армяне живут в Крыму отдельными общинами, не образовывая самостоятельных княжеств. Поэтому церковь духовно и культурно сплачивала армянский народ, обеспечивая сохранение на чужбине (в изгнании) родного языка, письменности, веры и обычаев .

Монастырь Сурб Хач был основан в XIV в. и до конца XVIII в. являлся центром западно-крымской епархии Армянской Апостольской церкви. Он пережил генуэзскую колонизацию, турецкое нападение на Крым в 1475 г., гнет Крымского ханства и Советской власти, пожары и разрушения. В 1925 г. монастырь закрыли, и долгое время здесь были пионерский лагерь, санаторий, база отдыха. В 70-е годы проводились комплексные археологические раскопки ведущими крымскими учеными, по результатам которых началось постепенное восстановление монастырского храма и других зданий. В 1994 году в храме Сурб-Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением Совета министров Крыма монастырь возвращён Армянской Апостольской церкви. Первые богослужения стали проводиться с 1993 года. В 2008 году Сурб-Хач торжественно отпраздновал свое 650-летие, на этом празднике присутствовали Католикос всех армян Гарегин II, Президент Армении С. Саркисян, высокие чины духовенства Армянской Апостольской Церкви, представители Украины и России.

Сурб-Хач – ландшафтный и культовый памятник Юго-Восточного Крыма

Сурб-Хач является главной святыней крымских армян и единственным сохранившимся в Украине памятником армянской монастырской архитектуры XIV-XIX вв.

Монастырь расположен в верховьях балки Монастырская на склоне горы Грыця, которая имеет древнее название – Святой Крест (на армянском языке — Сурб-Хач). По одной версии название монастыря связано с священной реликвией — хачкаром («каменный крест» или «камень-крест» в переводе с армян. яз.), который в XIII в. был вывезен из древней столицы Армении города Ани и хранился в монастыре. На севере и северо-западе его окружают хребты Агармыш и Таз- Агармыш, на юге и юго-западе — хребет Карасан-Оба. Это – отроги Главной горной гряды Крыма, покрытые мощными лесами, в которых основными древесными породами явлляются крымская сосна, дуб скальный, бук, граб и ясень.

Туристическая карта окрестностей Старого Крыма и монастыря Сурб-Хач. Наше путешествие в Сурб-Хач началось от трассы в Старом Крыму и обозначено красной сплошной линией


Вид на Сурб-Хач с верховьев балки Монастырская. 1993 г.

Монастырь найти легко. На трассе «Симферополь-Феодосия-Керчь» в Старом Крыму есть указатель в Сурб-Хач. Хорошо асфальтированная дорога на протяжении 3 км полого поднимается в окружении густого и высокого леса. Даже в ясный жаркий день здесь всегда есть спасительная прохлада. Во время подъема к монастырю можно отдохнуть в стоящих на обочине дороги отдельных домиках и отведать блюда армянской кухни.

Перед входом на территорию обители на расчищенной от леса площадке можно оставить машину. Вход на территорию монастыря cвободный и бесплатный. Сначала мы увидели хачкары (камни-кресты). Это — каменные стелы или отдельные камни с резным изображением креста, обычно устанавливаемые у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Хачкары принято изготавливать из туфа, так как эта горная порода легко поддаётся обработке и обладает антикоррозийными свойствами. Благодаря таким свойствам туфа хачкарам удалось сохраниться ещё с очень древних времён. Каждый хачкар отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.

Современные стелы – хачкары у входа на верхнюю террасу монастыря

Древние хачкары – кресты, высеченные на камнях

Продольный разрез храма (1), гавита (2), атриума (3), трапезной (4) и поперечный — храма. Рис. В. Сидоренко из книги

«Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны…» . Такими восклицаниями пересыпаны стихотворные обращения к монастырю, созданные армянскими поэтами средневековья .

Сурб-Хач являлся одним из центров духовного и светского образования для крымских армян. Также здесь обучали рукописному делу и искусству художественной миниатюры. В монастыре работали художники и мастера книжной миниатюры, переписчики и переводчики, создавались рукописные книги и библии.

Многие рукописи, созданные в Сурб-Хаче, хранятся в ереванском Матенадаране (институте древних рукописей) и в зарубежных коллекциях.

Воспоминания о первых путешествиях в Сурб-Хач

В конце октября 1993 г. мы завершили свой первый поход по пещерным городам Юго-Западного Крыма. Идея такого путешествия возникла у саровского краеведа Антона Маслова после открытия в Сарове пещерной церкви Антония, Феодосия и прочих Киево-печерских чудотворцев. В походе участвовали М. Кудрявцев (руководитель), А. Маслов, А. Шевченко, С. Шнепова, В. Лазарев. В последние дни нашего первого крымского путешествия решили также посетить что-нибудь в Восточном Крыму и выбрали Сурб-Хач.

Вечером в под мелким постоянным холодным дождиком наша группа прибыла в Старый Крым и двинулась по бетонной дороге на подъем к монастырю. В конце подъема увидели в сумерках ограду и деревянную дверь с железным кольцом вместо ручки. Громко постучали. К нам вышел высокий худой молодой человек с длинными спутанными волосами на голове в грязной рабочей робе. Его лицо выдавало в нем интеллигентного человека, тем не менее, привыкшего к тяжелому физическому труду. Попросили приюта, объяснив цель своего путешествия, и были помещены в северном зале монастырской трапезной, где находится большой камин. Принявший нас человек назвался Аркадием и объяснил, что трудился рабочим историко-археологической экспедиции по изучению и реставрации Сурб-Хача, а теперь является сторожем исторического комплекса зданий монастыря. Живет здесь постоянно один, но иногда приходят и гостят разного рода туристы и бродяги. Монастырь пока не действует, монахов нет, тишина и покой … О себе Аркадий сообщил следующее. Он – армянин по мужской линии, в его роду также были и русские, и поляки. Родители – архитекторы, живут в Ереване. Аркадий окончил один курс исторического факультета, бросил учебу и постоянно живет здесь. Много знает о культуре и религии армянского народа. Его родословные корни тянутся из Малой Азии, где в окрестностях Трапезунда (сейчас – город Трабзон на черноморском побережье Турции) находилось дворянское поместье его предков. Аркадий был первым человеком, который познакомил нас с Сурб-Хачем и его храмом Сурб-Ншан. Постоянно живя в монастыре в 90-е годы прошлого века, он доброжелательно принимал всех путешественников, посещавших Сурб-Хач, для чего составил любопытный документ: «Устав. Обстоятельства, правила и возможности Сурб-Хачинского общежития». У автора есть рукописная копия этого Устава.

Так выглядел Сурб-Хач в 1993-1995 гг., когда только начались серьезные работы по исследованию и реставрации монастыря.

Вид на Сурб-Хач из сада. 1993 г.

«Лес высокий и тенистый,

Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!…»

Ночлег в бывшей келье настоятеля Сурб-Хача. 1995 г.

На фото слева направо – Михаил Кудрявцев (г. Саров), Аркадий (монастырский сторож), Аркадий Иванов (г. Саров)

В 1995 г. активизировались работы по возрождению монастыря и в его зданиях было запрещено останавливаться на ночлег, а также временно проживать. Тогда Аркадий начал строить себе временное жилье, а саровские путешественники приняли в этом активное участие. На фото ниже М. Кудрявцев и А. Иванов выкладывают печку из кирпича для обогрева хижины. Октябрь 1995 г.

Современная жизнь Сурб-Хача

Потом мы еще приезжали сюда в 1994 и 1995 гг., пока Аркадий жил в монастыре. А через 20 лет после первого знакомства с заброшенной и пустующей обителью, когда единственным собеседником и гидом по монастырю был Аркадий, мы попали уже в действующий и отреставрированный монастырь.

Но, странное дело, как будто ничего не изменилось ни в общем облике храма и других зданий, ни в общей душевной атмосфере живущих в обители и посещающих ёе людей. Хотя сейчас нет здесь Аркадия, но так же доброжелательно и вежливо с вами беседуют монахи и члены местной армянской общины. Уже нет разрухи и запустения в монастырском комплексе, но и восстановленный храм не блистает яркостью и роскошью церковных икон и внутренней отделки. Здесь бережно сохранен общий строгий и сдержанный стиль архитектуры, внутреннего оформления и религиозной повседневной жизни, отсутствует общая суета и сутолока паломников и туристов, часто сопутствующая некоторым нашим процветающим православным монастырям.

Журналист «Радио Свобода» Валерий Балаян в 2010 г. опубликовал свою беседу с иеромонахом Сурб-Хача Хайриком и работающими там крымчанами, из которой мы узнаем удивительные для нас суждения об особенностях здешней монастырской жизни:

«…Особенность этого монастыря в том, что он открыт для всех – христиан, инославных и даже мусульман.

Этот храм принадлежит армянам, но открыты ворота для всех верующих, паломников, – объясняет отец Хайрик. – В Новый год татары приехали сюда, потому что в Старом Крыму очень много татар. Они приехали, зашли, помолились и ушли. Удивительно. Когда был в Эчмиадзине, иранцы тоже посещали церковь. И татары тоже приходят, особенно когда свадьбы у них бывают, как паломничество, приходят сюда, молятся и уходят.

Я спросил у русского крымчанина, каменщика Сергея, какой храм он посещает.

Я хожу, естественно, в эту церковь. Если у меня есть свободное время, я также могу зайти в православную церковь, но различий, собственно говоря, я для себя не делаю никаких. Потому что моя субъективная точка зрения заключается в том, что это есть христианство. Я не делаю никаких различий между, скажем, Русской православной и Армянской апостольской церковью, — ответил Сергей.

Я заметил, что Русская православная церковь никогда не допускала причащения армянских верующих, считая их еретиками — монофизитами и инославными. Отец Хайрик смотрит на это как на древнее историческое недоразумение Халкидонского собора:

– Иногда, когда мы даем причащение, мы говорим: ты христианин (если человек, скажем, не из нашей паствы), принимаешь Господа нашего Иисуса Христа, Отца и Сына, и Святого Духа? И если человек крещеный, мы принимаем. И нет такой проблемы.

Я поинтересовался у Сергея, что удерживает его в этом монастыре:

– Ну, во-первых, это моя родина. Во-вторых, место само по себе просто замечательное. Оглянитесь вокруг, посмотрите – красота, чистый воздух, покой, тишина. Здесь я, даже когда работаю физически, отдыхаю душой ». (www.svoboda.org/content/article/1927226.html).

Старший брат Сурб-Хача – монастырь Сурб-Степанос

После экскурсии по храму и другим объектам экскурсионного осмотра зайдите в монастырскую чайную (справа от монастырской гостиницы), где отведаете очень вкусные пироги и другую выпечку с чаем. А теперь по лесной дороге, поднимающейся от чайной вверх, прогуляйтесь к развалинам армянского монастыря Сурб-Степанос. Это старший брат Сурб-Хача, хотя основан в том же XIV в. В источниках не сообщается, почему монастырь получил такое имя. Известно только, что местным епископом в те годы был Тер-Степанос. О том, как мог выглядеть Сурб-Степанос, рассказали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в книге «Солхат и Сурб-Хач»:

«К югу от монастыря Сурб-Хач поднимается в гору, огибая ее северо-восточный склон, старая забытая дорога. Круто минуя верховья оврагов, она разветвляется на узкой седловине. Левое ответвление, промаркированное туристами, идет на юг и приводит к роднику на затененной деревьями поляне. У родника, в каких-то тридцати-сорока шагах ниже по склону, обращенному на юго-восток, расположены развалины мало кому известного археологического памятника. … Под сплошным завалом камня лишь кое-где проглядывают или незначительно возвышаются разрушенные кладки. Остатки стен выдают и многолетние деревья, крепко впившиеся корнями в эти скрытые под россыпью камня конденсаторы влаги. Внушительные стволы буковых деревьев свидетельствуют о том, что памятник давно уже лежит в руинах. …

Одно из помещений, как оказалось, принадлежало крестовокупольному трехабсидному храму, внутренние размеры которого (8,4 х 8,6 м.) превосходят параметры сурбхачского. Центральная абсида с внешней ее стороны, выступающей за восточную стену ограды, — пятигранная, облицованная тесаными известняковыми блоками. С юго-запада к храму примыкал открытый внутренний дворик. Соединяющий их дверной проем (ширина его 1,5 м) заложен был камнем на растворе. В кладке всех стен использовался песчаник; исключение составляют облицованные известняком абсиды, известняковая кладка вперевязь на внешних углах здания и резные архитектурные детали. Любопытно, что детали эти найдены и в закладке дверного проема. Надо полагать, упразднен этот вход лишь после полного или частичного разрушения храма, причина которого пока еще неясна.

При расчистке каменного завала, загромоздившего дворик, на глубине 3 м от современной дневной поверхности обнаружены две узкие ступеньки, которые вели к небольшому прямоугольному колодцу. У внешней стороны постройки залегали фрагменты гончарных труб. Вероятно, от родника (он расположен выше по склону) шел сюда водопровод, питавший колодец. Подтверждением служат остатки таких же труб, найденные возле самого родника. …

Привлекательны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные в каменном завале: куски изящных резных карнизов, затейливо профилированные наличники оконных арок, каменное подобие черепицы (калиптеры и солены). В числе находок — примитивный «крестовый камень» (хачкар), вывалившийся из стен храма. В сентябре 1976 г. археологи обнаружили целый штабель резных камней в западном углу храма, бережно уложенных кем-то орнаментированной стороной книзу.

Особую ценность представляет камень от кровли восьмигранного барабана — основа для будущей реконструкции этой части здания, завершавшей храм. Не менее интересно резное украшение с так называемой «сельджукской» плетенкой и другие подобные камни. Армяномалоазийский стиль их резьбы позволяет говорить о времени не позднее XIII-XIV вв. …О том, что затерявшиеся в лесу развалины — по всей вероятности, укрепленный монастырь, можно догадываться по планировке его построек. Значительную часть площади занимало главное здание комплекса — роскошный и просторный храм с большим гавитом или парадным двором. С южной стороны к нему примыкали прямоугольная башня и второй — внешний — двор с мелкими хозяйственными постройками. В такой планировке есть нечто общее с Сурб-Хачем ».

«В 1997 году древний монастырь исследовала археолог из Армении Ф.С. Бабаян, которая полностью раскопала церковь с внутренней стороны, Наиболее ценная её находка - хачкар, датированный 1331 годом. Ею же обнаружены и две четырехгранные базы колонн, а также не имеющая аналогов в других армянских храмах часть колонны 1,8 метра, с двумя хачкарами» .

Рядом с развалинами Сурб-Степаноса находится туристическая стоянка «Лесная глушь» и родник. Сюда по лесным дорогам проложены пешие маршруты с туристических стоянок «Френк-Мезер» и «Водяная балка», из населенных пунктов Щебетовка и Краснокаменка, а также из Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского. А в старые времена здесь проходила дорога, соединявшая между собой золотоордынский Солхат (Старый Крым) и генуэзский Судак.

Здесь, среди высокого и дремучего леса, когда в октябре 1995 г. мы в последний раз посетили Сурб-Степанос, Аркадий в раздумье произнес:

«Что-то шумно стало в Сурб-Хаче. Пора перебираться сюда, в тишину и покой…».

Литература

  1. Большой энциклопедический словарь.
  2. А. Потиенко «Старый Крым: город музеев, город-музей». Историко-краеведческие очерки. Симферополь. 2009
  3. О. Домбровский и В.Сидоренко «Солхат и Сурб-Хач». Симферополь. 1978.

Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.

Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.


Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в

Армянский монастырь Сурб-Хач, основанный в середине XIV века, верный спутник золотордынской столицы Крыма Солхата (Эски Кырыма). Расположенный в 3,5 от Старого Крыма он и сейчас привлекает туристов. Туда мы и отправились вечером 7 июля 2013 года, после быстрого .
Монастырь Сурб-Хач (Святой крест) является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Украины. Помимо своей архитектуры известен тем, что в нем располагался епархиальный престол Армянской Апостольской церкви, распространявший в средние века свое влияние до Молдавии и Балкан. Имея беспокойных соседей из Крымского ханства и генуэзских колоний, а позже турков, монастырь не прекращал своего существования до 1778 года, когда духовенство монастыря со своей паствой переселилось в Нахичевань-на-Дону положив начало армянской общине Ростова-на-Дону. Чуть позднее монастырь возродился и не закрывался до 1925 года. До войны в нем был пионерлагерь и санаторий. После - запустение в духе лермонтовского Мцыри - "и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот", но монастырь сохранил обаяние романтичных руин до наших дней пережив работы по консервации и реставрации. Сейчас службы в монастыре возобновлены. Он открыт для круглогодичного посещения туристами и паломниками.

После осмотра Солхата мои литовские друзья скептически отнеслись к предложению о посещении монастыря, по всей видимости представляя его как-то иначе. Однако, действительность превзошла ожидания.


Всем кто захочет подробнее ознакомиться с историей этого места советую книгу Солхат и Сурб-Хач. О. И. Домбровский, В. А. Сидоренко. Симферополь: Таврия, 1978 . Все схемы и картинки в данном посте использованы оттуда если не указано иное.
Монастырь находится на склоне горы и сфотографировать его целиком из-за леса затруднительно. Но художники могут помочь нам представить как он выглядел.

Итак, в монастырь мы попали на армянски Ивана-Купала - праздник Вардавар.
Поднимаясь по горной дороге мы обратили внимание на большое скопление народу и транспорта. Сначала мы приняли их за туристов или паломников, но оказалось, что это представители армянских общин Крыма и не только съехались на праздник. Когда мы дошли до монастыря концерт уже закончился и не занятые в многочисленных пикниках уже стали расходиться.
Против российского обыкновения монастырь не стремиться поразить размерами или роскошным убранством.
Именно так должна выглядеть духовная обитель.

Сцену уже потихонечку начинают разбирать. За сценой построенное на старом фундаменте исторической монастырской гостиницы единственное новодельное здание выполняющее те же функции

Редкий навес над братским корпусом свидетельствует о не законченной реставрации

Вход в монастырь. Мы очень неожиданно перенеслись из крымско-татарского Старого Крыма в Армению и поначалу чувствовали себя белыми воронами, но потом освоились

Слева современный (?) хачкар, справа вход в монастырь изнутри

План монастыря Сурб-Хач передает особенности внутренней планировки

Внутренний дворик (5) с остатками найденных при раскопках фундаментов хозпостроек, фрагментами архитектурных деталей и надгробий

В южной части трапезной (3) расположен музей, главным экспонатом которого является добротно и тщательно сделанный макет монастыря. Удивительно, но он не закрыт стеклом

В витринах документы по истории монастыря и артефакты. Мне особенно понравилась специальная лопатка с упором для ноги

Северная часть трапезной - зал приемов. Камин и печь поражают своими размерами и навевают мотивы рыцарских замков. Влияние итальянцев?

Вид из внутреннего дворика на братский корпус. Трапезная справа, слева вход в храм

Пересохший фонтан (фиал) под лестницей. Плита за цветами орнаментирована сельджукским орнаментом и датируется XII-XIII веками. Про нее я узнал постфактум из книдки. Использовалась в фонтане вторично. За нишей резервуар для воды.

Аутентичные хачкары

Остатки архитектурных деталей

Остатки фундаментов хозпостроек

Дворик братского корпуса (4)

Лестница на второй этаж

Вид с нее на дворик

Видны основания колонн, образующие галерею первого этажа

Одна из келий в южной части братского корпуса

Перекрытие кельи в западной части братского корпуса

Церковь Святого Креста (1), в ней фрагментами сохранились подлинные средневековые росписи, ну и барабан с куполом подлинные.
Тут нельзя фотографировать и я не фотографировал, но потом увидел, что один из посетителей дождавшись моего ухода начал снимать и я вернулся...
Надеюсь меня простят, я это сугубо для науки.
Гавит (притвор) (2)

Могильные плиты на захоронения уважаемых людей?

Вход в храм и лестница на колокольню

Барабан и купол

Скромная алтарная часть

Профиль монастыря

Выйдя из храма мы пошли в парк, который потихонечку начал пустеть. Верхний фонтан.

Резной хачкар был утрачен еще в 70-е годы

Вид от фонтана на монастырь

Вид терассированного склона парка, внизу слева - нижний фонтан

Нижний фонтан

Прорисовка деталей которых я не увидел

Еще одна достопримечательность расположена чуть далее по склону горы, южнее Сурб-Хача. Это более ранний, практически полностью разрушенный, Георгиевский монастырь XIII-XIV вв. с одноименной церковью, но мы туда уже не успевали.

Впечатления от посещения монастыря потрясающие.
В который раз пожалел, что не подготовился информационно и небыло времени без спешки обстоятельно фотографировать.
Несколько смазало настроение большое обилие мусора оставленное празднующими Вардавар. Особенности национального менталитета?

Примерно в 3 км от Старого Крыма сохранился монастырь, основанный крымскими армянами в XIV веке. В те времена армянское население полуострова было многочисленным. Достоверно известно, что в одной только Феодосии к концу XVII века жило до 80 тысяч армян.

По преданию, название монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) связано с каменным резным крестом хачкаром VI века, перевезенным в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Основателем монастыря был инок Ованес, который вместе со своими братьями и учениками построил церковь Сурб-Ншан (церковь Святого Знамения) . Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, одновременно выполняющей роль дозорной башни.

Суровые каменные стены монастыря больше напоминают средневековую крепость, чем церковную постройку. И вполне закономерно, что после возведения монастыря вокруг возник небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Солдайю (Судак).

По брусчатке внутреннего двора мы направляемся в храм. Попасть в него можно только миную притвор, или в армянском варианте гавит . В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита надстроена сторожевая башня-колокольня , на которую поднимались из притвора по каменной лестнице. Внешне колокольня сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в христианских монастырях. Никаких отдельных или пристроенных к храму конструкций, просто на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит, висит небольшой колокол.

Первое, что бросается в глаза при входе в гавит - каменный пол из могильных плит с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Среди них и основатель Сурб-Хача инок Ованес. Полагают, что ступая по плитам, ныне живущие как бы общаются с почившими праведниками и поминают их.

Внутренние стены гавита украшены резными крестами. Все кресты разные! В средневековье было принято в ознаменование важного семейного события заказывать вырезание крестов на стене храма.

Здесь же в северной стене сохранилась ниша, оформленная в стиле мусульманского михраба.

Удивительно, но над входом в храм даже просматривается роспись, над которой видна лепнина с изображением агнец на престоле с крестом.

Удивительно, потому что монастырь несколько раз закрывали, и он оказывался заброшенным: первый раз монастырь опустел в XVII веке, а потом - в XX. После 1925 года и до конца 1970-х годов, здесь размещали то пионерский лагерь, то санаторий. Позднее на территории Сурб-Хача провели археологические исследования, и монастырь был взят под охрану. В 1994 году в храме возобновились богослужения, а в начала 2000-х годов монастырь вернули Армянской Апостольской Церкви.

Одна из архитектурных особенностей всего храмового комплекса - это его ступенчатость. Не забывайте, что монастырь построен в гористой местности в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская). Поэтому на протяжении 45 метров от трапезной до алтаря получается перепад высоты в 5 метров! Об этом написали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в своей книге "Солхат и Сурб-Хач": "Поразительна эта - можно назвать ее дивной - ступенчатая перспектива вздымающихся один над другим архитектурных объемов, а с ней и постепенное возрастание орнаментального богатства - в обрамлениях входов, в полихромии рельефных узоров и в росписи, которую видим над входом из гавита в святилище. По-особому настраивал посетителя и дальний сумрак, манивший в глубину перспективы - туда, внутрь храма, где в благовонном дыму синевато курившегося ладана повисал солнечный луч, проникавший в окно алтарной абсиды".

Солнечные лучи всё так же проникают через окно алтарной абсиды и заставляют дрожать воздух под куполом.

Приходят сюда не только любопытные туристы, но и верующие, стремящиеся увидеть взгляд Христа с иконы. Икона эта стоит под сводом в нише слева от алтаря. Считается, что на кого-то лик с иконы смотрит печально, на кого-то твердо, а кто-то вообще видит Христа с закрытыми глазами.

Выйдя из храма, попадаешь во внутренний монастырский двор , окруженный древними кельями братского корпуса . Двухэтажное помещение, построенное буквой "г", состояло из восьми комнат первого этажа, а над ними - балкон-галерея, опирающийся на деревянные колонны. К входу на балкон сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной .

Под лестницей на второй этаж трапезной расположен фонтан для омовения рук и босых ног, совершаемого перед тем как войти в храм или трапезную.

В кельях сохранились полуциркульные своды, часть из которых украшены каменной резьбой. Отапливались кельи каминами, дымоход которых скрыт в стене.

Шестиконечные звезды и плетеные шнуры - традиционные черты армянской каменной резьбы

Трапезная, расположенная к западу от храма, представляет собой каменное посещение из двух прямоугольных залов. В северном зале устроены камин с полукруглой топочной аркой, и печь. Под трапезной располагался подвал, куда вела лестница из южного зала. Второй этаж над трапезной появился только в конце XIX века и предназначался под гостиницу. Позднее в 1906 году отдельно от братского корпуса было построено новое одноэтажное здание монастырской гостиницы .

От трапезной с уровня внешнего открытого двора монастыря вела лестница в сад , расположенный за пределами монастырского дворика. Сад с террасами был разбит на пологом горном склоне, и между площадками проложены каменные лестницы. Всего в саду сохранилось четыре террасы и три фонтана с питьевой водой, устроенных по единому принципу - прямоугольные в плане с декорированным фасадом, глухими стенами и с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по керамическим трубам, из расположенного выше по склону источника.

По преданию, у каждого фонтана есть свое название - источник здоровья (верхний), мудрости (средний) и красоты (нижний). На стене источника мудрости хорошо просматривается каменная резьба с изображением древа жизни и двух ангелов, охраняющих его с обеих сторон. Над ними по обе стороны от дерева - Солнце и Луна.

Чуть ниже на этой же стене вырезан в камне цветок жизни в окружении двух высоких стрельчатых деревьев, на которых сидят птицы, а между стволами парят два ангела. Символическое изображения цветка жизни встречалось еще у египтян, и вот, как ни странно, мы видим его в армянском монастыре XIV века.

Почти одновременно со строительством монастыря Сурб-Хач чуть выше по склону возводили второй монастырь Сурб-Стефанос. Но сейчас от него остались одни руины. Мы туда обязательно дойдем, но в следующий раз. А пока от знакомства с крымской историей нас отвлек аромат гаты с орехами, которую пекут здесь же и продают на небольшом пяточке под деревьями. Чай, гата, разговоры с другими путешественниками... Как оказалось, сюда приходят не только армяне, но даже не только христиане. Храм открыт для всех.

На обратном пути нас подхватил местный армянин, который приезжал из Старого Крыма в Сурб-Хач за водой. Всю дорогу вместе с ним строили предположения, что же означает каменная резьба над фонтаном мудрости, но докопаться до истины, как обычно, не хватило времени. Кстати, от денег за проезд он буквально отмахался: "Не надо-не надо!" И мы пошли дальше.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»