Краткая биография поля-анри гольбаха.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Поль Анри Дитрих Гольбах (1723-1789)

Поль Анри Дитрих Гольбах относился к французским философам - материалистам. Он родился в Германии в семье барона и унаследовал от него огромное состояние. Установлению материалистических взглядов у молодого философа способствовали занятия естествознанием, что также привело его к антирелигиозной критике, в которой ему трудно найти равных. После учебы в Лейденском университете переехал в Париж, где и остался жить. Там Гольбах вошел в ряды просветителей и надолго подружился с Дени Дидро, который оказал внушительное влияние на становление философа. Есть сведения, что именно под воздействием Дидро Гольбах приобрел атеистические воззрения. Также под опекой Дидро Гольбах стал сотрудником «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (её редактором был сам Дидро). Друзья вместе трудились над этим произведением и стойко переносили все тяготы и гонения на «Энциклопедию».

Гольбах создал немало значимых и известных работ, таких как «Здравый смысл», «Письма к Евгении», «Естественная политика», «Карманное богословие». Во многих из них главенствовала антирелигиозная направленность. Пропаганда атеизма увлекала Гольбаха, он видел в ней призвание и долг всей своей жизни. Иногда этого философа даже называли «личным врагом бога». К самому главному труду Гольбаха стоит отнести его знаменитую книгу «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», которая вышла в свет в 1770г. Это произведение вызвал самые противоречивые отзывы среди просветителей. Дидро, написавший к «Системе природы» заключительную главу, высоко оценил эту книгу, главным образом, за то, что философия её автора «свободна», «ясна» и «монолитна». Вольтер согласился с некоторыми положениями «Системы природы», особенно в отношении христианства и церкви. «Но с воинствующим атеизмом этой книги деист Вольтер примириться не мог, считая, что она сделала «неисправимое зло»». Руссо резко отрицательно отнёсся к этому произведению. Многие из передовых людей того времени предвидели трагическую судьбу этой книги, и они не ошиблись. Спустя немного времени после ее издания, «Систему природы» подвергли публичному сожжению и после этого внесли в «Индекс запрещенных книг». Но это вовсе не помешало этому произведению найти своих читателей, так как несмотря на запреты, оно продолжало выходить на разных языках.
Гольбах не был первопроходцем в идеях материализма и атеизма, но он внёс огромный вклад в мировую философию тем, что сумел объединить в единую систему сложившиеся к тому времени просветительские и материалистические представления, изложив их простым и доступным языком в своей «Системе природы» (другое название «Библия материализма»).

“Система природы”

В первой части этого произведения Гольбах даёт материалистическое обоснование природе, всем её процессам, созданиям, человеку и всей его жизни и деятельности. Он утверждает мысль о том, что именно природа является единственной и неоспоримой субстанцией, а человек - это порождение природы, полностью зависящее от её законов. Он отвергает деление человека на человека физического и духовного, а видит в духовности лишь специфическое выражение физической организации. Гольбах уверен в то, что мы можем познать законы природы с помощью наших чувств и опытов. Он представляет природу как бесконечное множество причин и следствий, при этом одни из причин непосредственно затрагивают наши чувства и поэтому известны нам, другие же - действуют на нас косвенно, через следствия, поэтому мы их не знаем. Гольбах отмечает, что природа состоит из разных существ, которые в свою очередь состоят из разнообразных комбинаций веществ, создающих индивидуальные сущности природных организмов, которые отличаются друг от друга и действуют в соответствии со своим строением. То есть, по Гольбаху, сущность какого - либо существа - это его индивидуальная, частная природа. Вторую главу Гольбах посвятил движению и его происхождению. В движении он видит неотъемлемое и постоянное свойство материи, которое заключается в том, что тела изменяют свое местоположение в пространстве и за счёт этого совершаются различные отношения между существами. «Причина - это существо, приводящее в движение другое существо или производящее какое - либо изменение в нём. Следствие - это изменение, произведенное каким - нибудь телом в другом теле при помощи движения». Гольбах классифицирует виды движений, деля их на видимые и скрытые, которые мы не можем непосредственно наблюдать, а узнаем о них только по результату, последствиям этих движений. Кроме того, Гольбах различает приобретенные и самопроизвольные движения. Приобретёнными он называет такие движения, которые были сообщены телу посторонней причиной или силой, находящейся вне его. Самопроизвольные движения зависят от самого тела, его энергии, причины, находящейся в нем самом. Существует у Гольбаха также деление на простые и сложные движения. Простые движения - это те, которые были вызваны одной причиной или силой, сложные - вызванные несколькими причинами и силами. Все движения тел Гольбах считает закономерными и необходимыми. «Всякое существо может действовать и двигаться только определенным образом, то есть согласно законам, зависящим от его собственной сущности, его собственного сочетания и собственной природы, одним словом, от собственной энергии и от энергии тел, воздействующих на него. В этом и заключаются неизменные законы движения».

Гольбах обращает внимание на привычку людей приписывать сверхъестественные свойства тем явлениям, причины которых не известны. Философ критикует эту привычку, предлагает признать непознанность многих законов природы и продолжать их изучение. Гольбах выделяет такие законы движения, как притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия, сродство или отношение. По мнению Гольбаха, существовать - это значит испытывать движения, свойственные данной определенной сущности. А сохраняться - значит сообщать и получать движения, из которых вытекает поддержание существования, привлекать вещества, способные укрепить собственное существо, и удалять те, которые могут ослабить его или повредить ему. Следовательно, все существа стремятся сохраниться, каждое на свой лад. Человек стремится доставить себе удовольствие и избежать страданий.

Также Гольбах рассматривает идею необходимости. На его взгляд, необходимость - это постоянная и ненарушимая связь причин с их следствиями. В природе всё подчинено необходимости, так как все существа действуют исходя из их природы, и по-другому действовать не могут. Философ приводит два примера своего представления. Он утверждает, что и в вихре пыли, кажущимся на первый взгляд хаотичным, и в политических преобразованиях нет ни одного момента, который не был бы закономерным, должным, необходимым. В природе всегда всё происходит так, как должно происходить, так, как было запрограммировано в данном существе, в данной ситуации.

Затрагивая понятия порядка и беспорядка, Гольбах приходит к выводу, что это лишь представления, сочинённые людьми. Беспорядок - это лишь изменение привычного порядка, переход к новому порядку. Выходит, что беспорядок - следствие необходимости. Гольбах отрицает существование сверхъестественных явлений, объясняя их нашим незнанием истинных причин этих явлений. Он опровергает и понятие случая, признавая, что природа создаёт разумные существа; отказывается признавать саму природу разумной, говоря, что природа может лишь составлять различные комбинации веществ, в результате которых появляется способность разум. Возвращаясь к теме деления человека на физического и духовного, Гольбах разрушает представления о двойственной сущности человека, отвергая выделение в нём двух субстанций - тела и души. Он много раз повторяет, что человек является материальным существом, которому присуща особая организация, позволяющая ему чувствовать и мыслить. Признавая, что нам мало известно о происхождении человека, Гольбах заключает, что человек - особым образом сложенная материя, форма которой постоянно меняется. Это один из бесконечных переходных этапов постоянно изменяющейся материи.

В главе, посвящённой душе и системе спиритуализма, Гольбах доказывает, что не может существовать неуловимая чувствами субстанция, которая влияла бы на наши органы и могла бы сообщать и принимать движения. Если что - либо и способно изменять своё отношение к пространству, то оно должно обладать различными физическими свойствами, такими, как протяжённость, твёрдость, наличие частей. А если у субстанции присутствуют эти свойства, то она является материей. Феномен души человека Гольбах объясняет с помощью нервных процессов, происходящих в человеческом мозге. Они также зависят от человеческой природы, тоже являются необходимыми действиями. Таким образом, благодаря мозгу, внутри человека происходят разнообразные движения, называемые умственными способностями. Гольбах описывает разнообразие умственных способностей и нравственных качеств у людей. Он различает людей на добрых и злых, добродетельных и порочных, учёных и невежд, при этом подчеркивая, что все эти способности, которые обычно приписывают душе, зависят от физических причин, как и все остальные явления. Он исследует понятие темперамента, как причину умственных и нравственных свойств человека. Темпераментом человека Гольбах называет обычное состояние, в котором находятся жидкие и твёрдые составные части его тела. Предпочтительным является такой темперамент, в котором главенствует огненное начало (флогистон), которое придает человеку больше живости, энергии, воображения и таланта. Источником, определяющим наш темперамент, является наша мать, от которой нам передаётся частица её огня, а также наши способности зависят от материальных причин. Гольбах выделяет несколько основных склонностей человека и объясняет их с точки зрения материализма. Чувствительность души философ определяет как особое строение мозга, позволяющее быстро и живо воспринимать производимые на нас предметами впечатления. Физическая чувствительность влечёт за собой ум. Под умом Гольбах понимал способность быстро схватывать совокупность предметов и разные их взаимоотношения отношения.

Гольбах придаёт большое значение опыту, от которого зависит знание. Благодаря опыту и памяти мы можем понимать аналогии, сходства, причинно - следственные связи и, в результате этого, можем предвидеть многие действия. Из этого возникают благоразумие, предусмотрительность. Разумом Гольбах называет способность производить опыты, вспоминать и предвидеть действия, чтобы устранить те из них, которые могут вредить нам, или доставить себе те, которые полезны для нашего самосохранения и нашего счастья. Целью человеческого существования Гольбах считает счастье. Благодаря разуму человек понимает, что для его счастья необходимо счастье окружающих его людей, так как они своими способностями могут помочь ему его добиться. Поэтому возникает потребность в добродетели, под которой философ подразумевает всё то, что поистине полезно живущим в обществе людям. Значит, нравственная обязанность человека состоит в необходимости использовать средства, способные сделать счастливыми окружающие нас существа, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих.

Гольбах исследует также вопросы политики, закона, права. Политика создана для того, чтобы регулировать страсти людей и направлять их на благо общества. Проблему политики он видит в том, что она зачастую основывается не на всеобщем благе, а на прихотях и индивидуальной выгоде тех, кто управляет обществом. Закон существует для того, чтобы удерживать людей в рамках долга и напоминать им, что их отношения основываются на условном договоре помогать и не вредить друг другу. Люди, стоящие во главе общества, призваны организовывать множество людей, управлять ими. Так возникает правительство, которое должно быть избранно добровольным согласием граждан и должно заботиться о сохранении и благополучии общества. Законы, правительство и правосудие должны обеспечивать гражданам общества определённые выгоды. Эти выгоды - свобода, собственность, безопасность. Свобода - это способность делать ради своего счастья всё то, что не мешает счастью других людей. Собственность - это возможность пользоваться выгодами, доставляемыми каждому члену общества его трудом и умением. Безопасность - это уверенность человека в том, что законы будут охранять его, пока он будет выполнять свои обязательства по отношению к обществу. Также у общества есть права.

Стоит обратить внимание на учение Гольбаха о свободе. Сначала, опровергая тот взгляд, что наша воля независима от внешних влияний и, следовательно, мы свободны, Гольбах, казалось бы, отрицает свободу вообще. Но затем он объясняет, что воля наша зависит от нашей физической организации, а действие этой воли зависят от мотивов, полученных нами извне. Когда на нас влияют несколько разных мотивов, то действие нашей воли приостановлено, мы не знаем, как поступить, мы обдумываем свой шаг. В любом случае, действие воли человека обуславливается внешними импульсами, которые по - разному воспринимаются в зависимости от темперамента, воспитания, опыта. То есть, Гольбах опять приходит к выводу, что всё подчинено необходимости, но эта необходимость заключена в нас самих и её осознание и является свободой. «Жить - это значит существовать необходимым образом в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности; хотеть - это значит соглашаться или не соглашаться оставаться тем, чем мы являемся; быть свободным - это значит уступать необходимым мотивам, которые мы носим в самих себе».

Следом, Гольбах разбирает взгляд, утверждающий, что система фатализма опасна. Философ отрицает, что фатализм должен приводить к мнению, что если все поступки людей являются необходимыми, то нет права наказывать людей, совершающих дурные поступки. Естественно, такой взгляд опасен, так как он может оправдать любое зло. Но Гольбах в своем учении не снимает с людей вины за преступления. Он утверждает, что, несмотря на необходимые причины действий, мы можем отличать хорошие поступки от плохих и должны одобрять первые и порицать вторые. Ради блага общества дурные действия должны наказываться, чтобы у люди понимали, какое поведение будет им на пользу, а какое во вред. А мотивы, сдерживающие людей и направляющие их на верный путь, Гольбах предлагает искать не в религии, а в природе, опыте, примерах, воспитании, нравственности и законах.

Прямым источником человеческого счастья Гольбах считал добродетель. Человек так создан, что он в первую очередь заботится о своём самосохранении и счастье, понимая, что пути, которыми он может этого добиться, лежат через счастье других людей, а, значит, через добродетель. Но если добродетельный человек оказывается непонятым людям, которые придерживаются другого поведения, то он всё равно имеет прочную опору и поддержку, заключающуюся в нём самом. Гольбах осуждает религию за призыв к человеку отказаться от своих страстей и желаний, в которых состоит его природа. И бедствия у людей случаются не из-за страстей и желаний, а из-за неправильного их использования. «Людей нельзя сделать счастливыми, задушив их страсти; для этой цели надо направить их страсти на вещи, полезные им самим и их ближним». Поэтому Гольбах утверждает, что религия выбрала пагубный для людей путь существования, запрещающий им быть счастливыми в соответствии со своей природой. Более подробное объяснение атеистических воззрений Гольбаха можно найти во второй части «Системы природы». Он называет атеистом человека, «уничтожающего пагубные для человечества иллюзии, чтобы вернуть людей к природе, к опыту, к разуму». Гольбах обвиняет религию не только в несостоятельности искоренить зло, но даже в способствовании злу и оправдании преступлений; считает религию «прикрытием» пороков и злодеяний, в которых верующие ссылаются на приказания божества. «Между тем именно ссылкой на божество оправдывает изувер свою злобу, тиран - свои гонения, жрец - свою жестокость и непокорство, фанатик - свои излишества, монах - свою бесполезность». Гольбах подробно разбирает и опровергает доказательства бытия бога, данные Кларком, Декартом, Мальбраншем, Ньютоном. Он внимательно прослеживает происхождение наших идей о божестве, вскрывает противоречивость идеи теологии, обнаруживает непоследовательность и бесполезность поведения людей по отношению к божеству и снова убеждается в мысли о вреде религии для человечества.

Но, несмотря на вопиющий атеизм, отличительной чертой философии Гольбаха являлся гуманизм. Гольбах решительно отвергал религию, потому что видел в ней главную преграду на пути к человеческому счастью и стремился освободить человечество от гнёта пагубных предрассудков. Единственное, что не учёл французский философ, - это потребность человека в вере, которая также заложена в самой человеческой природе. Вера не должна мешать полноценной и добродетельной жизни, нельзя злоупотреблять верой и делать из неё орудие наживы и манипуляции людьми. Но каждому человеку стоит оставить право на утешение, успокоение, которое вера может дать ему. Позицию Гольбаха можно осуждать или понимать, но нельзя не согласиться с тем, что она заслуживает уважения хотя бы потому, что его философия не учит ничему плохому, а направлена на добродетель, познание, благо, на лучшие жизненные ценности.

Глава II. Философские взгляды

Решение основного вопроса философии. Определение материи

опрос об отношении мышления к бытию, духа к природе с древнейших времен занимал умы философов. «Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение, - указывает Ф. Энгельс, - лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья» (9, 283).

Из французских материалистов XVIII в. наиболее полно и систематически, в непримиримой к идеализму и церковной идеологии форме решал этот вопрос Поль Гольбах. Все достижения философской мысли были использованы им для того, чтобы дать на этот кардинальный вопрос философии ясный и недвусмысленный материалистический ответ.

Понятие материи прошло долгий и сложный путь развития, прежде чем получило то содержание, какое в него вложил Гольбах.

Древние философы-материалисты искали особое «первовещество», «кирпичик», из которого построено мироздание. Одни объявляли таким «кирпичиком» воду, другие - воздух, третьи - огонь и землю, четвертые в качестве основных элементов мира рассматривали все четыре стихии вместе. Эти представления складывались в соответствии с тем, как преломлялась в индивидуальном сознании философа та или иная специфическая форма еще очень небогатой в то время общественно-исторической практики. Взгляд древних философов на материю - это наивно-стихийный взгляд, для которого характерно отождествление материи с какой-либо из ее конкретных чувственно-осязаемых форм.

Представление о материи как о сочетании основных элементов мира сохраняется вплоть до XVIII в. Однако у французских материалистов, и Гольбаха в частности, понятие материи получает совершенно новое значение. Гольбах открыто выступает с боевым материалистическим учением о природе, материи и движении, рассматривая материю единственной, никем не сотворенной, вечно существующей субстанцией, из которой образуется все многообразие существующих предметов и явлений природы.

Следует особо подчеркнуть, что в истории домарксистской философии Гольбах ближе всех подошел к обобщенному философскому определению материи. Как известно, домарксистский материализм обычно довольствовался лишь естественнонаучным представлением о материи, т. е. представлением о ее внутренней структуре, физических свойствах и т. д. Подобное ограниченное представление о материи не удовлетворяло автора «Системы природы». Он сделал попытку выйти за рамки этой ограниченности и дать обобщенное определение материи. «...Материя,- писал Гольбах,- вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам (matieres), основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами» (14, 84-85).

Это определение материи, являясь крупным достижением в развитии материализма, своим острием было направлено против религиозных и субъективно-идеалистических концепций того времени, в частности против учения епископа Беркли, основной задачей которого было уничтожение краеугольного камня всякого материализма и атеизма - телесной субстанции.

Резко и принципиально отмежевываясь в понимании материи от всех разновидностей идеализма, Гольбах определяет материю как объективную реальность, которая воздействует на наши органы чувств. Он подчеркивает объективность материи, ее независимость от субъекта, его ощущений, восприятий. «Все, что действует на наши чувства, есть материя; субстанция, лишенная протяженности или свойств материи, не может вызывать в нас ощущения и, следовательно, давать нам восприятия или идеи...» (14, 459). У мыслителя нет никакого сомнения в том, что источник ощущений и идей находится вне субъекта и независим от него. Таким источником является материя. Сами же ощущения, восприятия и идеи суть «изменения, происходящие во внутреннем органе в связи с впечатлениями, производимыми на внешние органы действующими на них телами». Идея, говорит он, есть «образ предмета, от которого происходит ощущение и восприятие» (там же, 147).

Таким образом, Гольбах включает в определение материи понятие о ее первичности и объективности, независимости от субъекта, его сознания, мышления. Сознание является вторичным, производным от материи, которую оно отображает.

Материя, по убеждению философа, вечна, несотворима и неуничтожима.

Материя неоднородна. Ее части различаются между собой (см. там же, 81). В подтверждение этого положения Гольбах приводит новые экспериментальные данные. Известный химик Руэль, принимавший участие в издании «Энциклопедии», на основе опытов пришел к выводу, что химические элементы неоднородны. Это были первые попытки проникновения химии в качественное своеобразие элементов вещества.

Гольбах утверждает, что бесконечное многообразие явлений природы порождается взаимодействием различных молекул и атомов. Атомы наделены такими «первичными» свойствами, как протяженность, твердость, тяжесть, инерция, подвижность. Из «первичных» свойств атома вытекают его «вторичные» свойства: плотность, фигура, цвет.

В отличие от Демокрита, Галилея, Локка, считавших «первичные» качества вещей объективными, а «вторичные» - субъективными, Гольбах признает и те и другие объективными, присущими самой природе. Все качества материи, по его твердому убеждению, существуют независимо от человеческого сознания. Это положение следует особо подчеркнуть, так как в философской литературе можно встретить утверждение, что Гольбах якобы просто повторил атомистическую гипотезу античных мыслителей.

Вселенная, или природа, по Гольбаху, есть колоссальное соединение всего существующего. «...Природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной» (14, 66). Она не нуждается ни в каком существе, стоящем над ней. Он самым решительным образом заявляет: «Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее» (там же, 59).

Мир вечен, он никем не создан, он является своей собственной причиной и совершенно не нуждается в каком-либо особом двигателе, или боге.

«Природа существует сама по себе,- развивает далее этот тезис Гольбах,- действует в силу собственной энергии и никогда не подвергнется уничтожению. Скажем, что материя вечна и природа всегда была, есть и будет той силой, которая производит и уничтожает, порождает и разрушает вещи, следуя законам, вытекающим из ее необходимого существования» (там же, 492-493). В этом положении мыслителя прослеживаются уже некоторые черты диалектико-материалистического понимания природы и истории: он признавал движение свойством, внутренне присущим материи, в широком плане исследовал вопрос о взаимосвязи явлений природы, об изменении и развитии органического мира.

Этот подход к диалектике непосредственно связан с обоснованием материалистического понимания природы. Материализм Гольбаха всецело зиждется на принципе неуничтожимости материи и движения.

Но Гольбаху, как и другим материалистам XVIII в., не удалось полностью преодолеть метафизический взгляд на природу и человека. Он не смог вскрыть источник движения материи. Элементы диалектики выступают у него лишь в виде догадок, постановки некоторых вопросов. Но мы не вправе ставить ему это в упрек. Механический и метафизический характер тогдашнего материализма был связан с определенным уровнем развития естествознания, которое подготовило почву только для механического мировоззрения. К этому времени из всех наук больше всего были развиты математика, астрономия и механика. Поэтому под всеобщими законами мира французский мыслитель, естественно, понимал прежде всего законы классической механики.

Рассматривая решение Гольбахом основного вопроса философии, его определение материи, можно сделать вывод, что он как систематизатор материализма XVIII в. внес существенный вклад в дело возникновения диалектики как метода научного мышления. Его понимание сущности материи выходит за рамки метафизического образа мышления, закладывает твердое основание для научной философии.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

3. Философские взгляды А. Н. Радищева Философские идеи европейского Просвещения XVIII в. получили яркое отражение в творчестве Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Большое влияние на Радищева оказали сочинения Рейналя, Руссо и Гельвеция. Вместе с тем Радищев, получивший

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Философские взгляды В. И. Ленина Основатель большевистской партии и советского государства Владимир Ильич Ленин (1870–1924) считается крупнейшим представителем марксизма после Маркса и Энгельса. Вынужденные оставить в стороне его вклад в марксистскую политэкономию и

Из книги Шаги за горизонт автора Гейзенберг Вернер Карл

Философские взгляды Вольфганга Паули Работы Вольфганга Паули по теоретической физики лишь изредка позволяют разглядеть философскую основу, из которой они выросли, и перед своими коллегами по профессии он предстает прежде всего как блестящий, всегда тяготеющий к

Из книги Сократ автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

3. Философские взгляды софистов и Сократ Появление софистов на философском горизонте сопровождалось четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Общественно-политические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733–1788), Семена Ефимовича Десницкого (ум. 1789), Ивана Андреевича Третьякова

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

§ 5. Философские и социологические взгляды декабристов Формирование идеологии дворянских революционеров. Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической и философской мысли России первой четверти XIX в. была деятельность дворянских

Из книги Томас Пейн автора Гольдберг Николай Моисеевич

2. Философские взгляды Симплиция а) Философские взгляды Симплиция мало чем отличаются от взглядов Дамаския и даже вообще от неоплатонизма. У него безусловная убежденность в тождестве платоновской и аристотелевской философии. Это видно на множестве мест из его

Из книги Русская религиозная философия автора Мень Александр

Глава третья ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И КРИТИКА РЕЛИГИИ

Из книги Николай Гаврилович Милеску Спафарий автора Урсул Дмитрий Тимофеевич

Из книги М.Л. Налбандян автора Хачатурян Ашот Богданович

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Бернард Больцано автора Колядко Виталий Иванович

Глава IV. Этические взгляды Критика религиозной морали Счастье человека зависит от его поведения по отношению к другим людям... Гольбах ритике феодально-религиозной нравственности Гольбах посвятил значительную часть своих произведений. «Всеобщая мораль», «Этократия,

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги автора

Глава VII. Бессмертие души. Религиозно-этические взгляды чение о бессмертии души непосредственно не связано у Больцано с религиозными воззрениями и по сути дела составляет часть его онтологии и примыкает к этике. Но тема бессмертия была по своему смыслу связана с

Из книги автора

Персоналистические философские взгляды. Важнейшим звеном в развитии философской мысли, обосновывающим пе­реход правовой культуры от социоцентристских к персоноцентристским началам и в силу этого повлиявшим на саму постановку философских проблем права, стали

Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых он в простой и логичной форме, часто с юмором, критиковал как религию вообще, так и служителей культов. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблаченное христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др.

Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники окрестили ее «Библией материализма».

Книги (5)

Галерея святых

Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов

Эта живая остроумная книга показывает, можно ли считать христианских святых образцами для поведения, как это говорят верующим священники. Используя свидетельства «священных» христианских книг, автор воссоздает подлинный моральный и интеллектуальный облик учителей христианства.

Здравый смысл

Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным

Атеистические произведения Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей - материалистов XVIII века, принадлежит к лучшим достижениям атеизма прошлого. Они полны едкой иронии и оружием смеха. В этом одна из важнейших особенностей гольбаховских памфлетов.

Письма к Евгении или Предупреждение против предрассудков

Атеистические произведения Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей-материалистов XVIII века, принадлежат к лучшим достижениям атеизма прошлого. Созданные почти два столетия назад, они не отошли в разряд тех литературно-философских памятников, которые интересуют уже лишь узкий круг специалистов.

Несмотря на то, что научная критика религии с тех пор продвинулась далеко вперед, произведения эти, исполненные страстной ненависти к суевериям, могут еще и в наши дни успешно служить благородному делу, которому отдал свой незаурядный талант их автор, - освобождению человеческого сознания от мертвящих религиозных идей.

Разоблаченное христианство

Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и ее последствий.

Разумное существо должно во всех своих действиях иметь в виду свое собственное счастье и счастье себе подобных.

Нас всячески уверяют, что важнее всего, для нашего счастья как на земле, так и за гробом - религия. Но преимущества религии существуют для нас лишь постольку, поскольку она делает счастливым наше существование в этом мире и поскольку мы уверены, что она выполнит свои заманчивые обещания относительно нашей загробной жизни.

Система природы

Система природы, или О законах мира физического и мира духовного

Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы. Его ум до того заражен предрассудками, что его можно было бы считать навсегда обреченным на заблуждения.

Цель этой книги - вернуть человека к природе, сделать для него дорогим разум, заставить любить добродетель, рассеять мрак, скрывающий от него единственную дорогу, которая может верно привести к цели его стремлений - счастью. Таковы искренние намерения автора. Добросовестно относясь к своей задаче, он излагает читателю лишь такие идеи, которые после серьезного и зрелого размышления представляются ему полезными для спокойствия и благополучия людей и благоприятными прогрессу человеческой мысли.

Комментарии читателей

Сергий / 28.10.2018 александр... - ты "Забыл" добавить одно слово... - ХОМЯЧКАМ... ;)
Ведь Написано: "из Земли ты был взят... - и в землю возвратишься!" ;)))
Самонадеянный Умник Возомнил Себя... - Самым Умным... Но.........

александр / 5.02.2017 ЧИТАТЬ ВСЕМ.

влад / 22.11.2016 великолепные и актуальные именно сегодня произведения.побольше бы таких авторов

Sinister Gloom / 11.03.2016 Светлый человек. Это вместо Толстоевского надлежит читать.

Markus / 20.02.2014 Эти книги нужно срочно озвучить в Mp3 формат, для того чтобы люди у которых нет времени читать могли слушать!

Гость / 13.05.2013 Для Всеволод Чаплин. Не много вы на себя берёте?.. Ой бойтесь "инквизитор Сева" (или кто вы там),того момента, когда люди узнают ЧТО вы есть на самом деле. А книги хорошие. Очень.Читайте.

Всеволод Чаплин / 2.09.2012 Как публичный инвизитор, предаю анафеме!

Юрий / 1.09.2012 Его надо в школе преподавать (в обязательном порядке)!

Виктор / 21.06.2011 Человек писал 250 лет назад, но какой светлый разум, в отличие от многих, живущих в 21 веке!

Кристина / 21.07.2010 alexandr,интересно,вы в ожидании чудодейственной эвтаназии писали выше послание,или же количество ваших хромосом слегка перевалило за число 46?судя по вашей "врожденной грамотности",вам нереально трудно осилить даже оглавление книги.что уж там о самом содержимом произведения...

Гольбах Поль Анри - французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия. Родился 8 декабря 1723 г. в немецком г. Гейдельсгейм (Пфальц). Его отцом был мелкий торговец. Неизвестно, как сложилась бы биография Гольбаха, если бы в 7 лет мальчик не стал сиротой и не оказался под опекой брата скончавшейся матери. В 12 лет подросток оказался в Париже - городе, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. Дядя посоветовал племяннику поступать в Лейденский университет. В стенах этого учебного заведения Гольбаху довелось слушать лекции великих ученых, изучать передовые теории естествознания. Самыми любимыми предметами юноши были геология, минералогия, химия, физика, увлекался он философией, изучением трудов английских материалистов.

В 1749 г., окончив университет, он вернулся во французскую столицу, обладая достаточно большим багажом разносторонних познаний. Благодаря дяде Поль Анри был прекрасно обеспечен и получил титул барона, что предоставило ему возможность заниматься любимым делом - науками и философией, не думая о пропитании. Парижский салон Гольбаха стал местом встреч философов и ученых, политиков и представителей мира искусства, которые стремились нести в массы идеи просвещения. В число гостей салона входили, например, Дидро, Монтескье , Адам Смит , Юм и др. Постепенно он превратился в настоящий центр философской мысли в масштабе всей страны.

Дома у Гольбаха часто собирались энциклопедисты, но ролью гостеприимного хозяина он не ограничивался, внося огромный вклад в издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» и как автор огромного количества статей по естествознанию, религии, политике, и как редактор, консультант, библиограф, и, наконец, как спонсор. Участие в «Энциклопедии» красноречиво продемонстрировало серьезные познания во многих научных сферах и яркий талант популяризатора. В академической среде Гольбах завоевал репутацию замечательного натуралиста. Берлинская и Маннгеймская академии наук избрали его почетным членом, а в сентябре 1780 г. такое же звание ему был присвоено Императорской Академией наук (Санкт-Петербург).

Еще одним значимым направлением деятельности Гольбаха была антирелигиозная пропаганда, направленная как на католицизм в целом, так и на священнослужителей. Первой ласточкой стала работа «Разоблаченное христианство» (1761), после который последовал ряд критических сочинений, выходящих без подписи автора или под придуманными именами.

Наиболее значительным и известным трудом Гольбаха считается «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770). Он представлял собой систематизацию воззрений естествознателей и материалистов XVIII ст., разностороннюю аргументацию их системы мировоззрения. «Библия материализма», как прозвали эту фундаментальную работу после опубликования, не осталась незамеченной, более того - возникает потребность в еще одном издании, на свет одна за другой появляются написанные от руки копии книги. Ее успех внушал немалое беспокойство церкви и властям, и в итоге она оказывается в списке запрещенных книг, а августе 1770 г. парламент Парижа приговорил «Систему природы» к публичному сожжению. Гольбах остался безнаказанным только благодаря отличной конспирации, ведь авторство он держал в секрете даже от друзей.

После 1770 г., в атмосфере вызревания буржуазной революции, Гольбах продолжает развивать нашумевшую «Систему природы» в целом ряде работ, которые составили десяток томов. Среди них были работы «Социальная система», «Естественная политика», «Всеобщая мораль», «Этократия» и др., в которых, по большому счету, содержалась новая революционно-буржуазная программа в социально-политической сфере. Красной нитью во всех сочинениях философа-материалиста проходила мысль о необходимости просвещения, донесения до народа истины, освобождения его от заблуждений, которые губительны для него.

Гольбаху принадлежит заслуга перевода на французский язык работ, написанных шведскими и немецкими учеными, философами прошлого. В период с 1751 по 1760 г. им было опубликовано не меньше 13 томов таких трудов. Он не просто переводил чужие работы, а сопровождал их комментариями, вносил изменения и дополнения, причем достаточно ценные, что позволяет говорить и о такого рода вкладе в некоторые научные отрасли.

Биография из Википедии

Поль Анри Тири Гольба́х (барон д’Ольба́х , фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach, немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах , нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach; 8 декабря 1723, Эдесхайм - 21 января 1789, Париж) - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

Поль Анри Тири Гольбах родился в Германии в семье мелкого торговца. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учёными. Салон Гольбаха также был основным местом встречи энциклопедистов. Его посещали Дидро, Д"Аламбер, Бюффон, Гельвеций , Руссо и др. Гостями Гольбаха также бывали английские учёные и философы Адам Смит, Дэвид Юм, Эдуард Гиббон и др.

Гольбах внес значительный вклад в Энциклопедию. Гольбах был деятельным сотрудником "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д" Аламбера. Его перу принадлежат многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию, общественной морали и др.

Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых, часто с иронией, критиковал как религию вообще, так и имеющих к ней отношение людей. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против Римско-католической церкви. Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблачённое христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др.

Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники называли её «Библией материализма».

«Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещённых книг». Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований.

Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, а также труды немецких и шведских учёных.

Членство в Петербургской академии наук

11 сентября 1780 г. Поль Гольбах был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии (membre externe). В протоколе заседания п. 3 гласит: «Его превосходительство господин директор перешел к выбору новых иностранных членов, и выбор пал по соизволению конференции на следующих: г-н Поль Тири Гольбах, барон Гесс, сеньер Ленд, Вальбер, Остерик и т. д., член прусской королевской академии наук и литературы, из Парижа».К моменту избрания Гольбах являлся иностранным членом Берлинской академии (с 18 июля 1752), Мангеймской (c 1766).О состоявшемся избрании Академия известила Гольбаха лишь в мае 1782 г.

Следующий официальный документ, относящийся к русскому академическому званию Гольбаха датируется июлем 1782 г. Протокол заседания конференции академии 1 июля (с. с. и 14 июля н. с) 1782 г. гласит: «Секретарь представил и прочел благодарственное письмо г-на барона Гольбаха, датированное в Париже 15 июня. Этот иностранный академик, который получил извещение о принятии его в академию лишь спустя 20 месяцев, извиняется в том, что он медлил столь долго с благодарностью за оказанную честь».

Последняя запись о Гольбахе в протоколах академии относится к 1789 г. Пункт 3 протокола от 30 марта 1789 г. гласит: «он (секретарь) прочел датированное 10 февраля письмо капитана шенбергского драгунского полка в Париже, г. барона Гольбаха, который извещает о смерти отца Поля Тири Гольбаха, барона Гесс, сеньера Ленд, Вальбер, Остерик и др., члена прусской королевской академии наук и литературы, принятого в число иностранных членов 19 сентября 1780 г. и умершего в Париже 10/22 января 1789 г.Таким образом, Поль Гольбах пробыл членом русской академии наук 8 лет и 4 месяца.

Цензура сочинений Гольбаха

Сочинения Гольбаха подвергались цензуре.

Разоблаченное христианство (Le Christianisme dévoilé. 1761) - во Франции книга запрещена и сожжена в 1768 и 1770 гг. в России 1771 г. Священная зараза (La contagion sacrée. 1768), сожжена во Франции в 1770 г.

Система природы (Système de la Nature. 1770). Сочинение, считавшееся одной из самых страшных книг, и справедливо называвшееся «библией (либо евангелием) материализма», 18 августа 1770 г. запрещено и сожжено во Франции Неоднократно запрещалась в России в 1820, 1828 , 1841 по причине «резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности» . В 1855 г. Комитет иностранной цензуры Российской Империи опубликовал список запрещаемых для опубликования книг, в котором были отмечены книги Гольбаха. В 1898 году опасаясь «адского» действия «Системы природы», разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении.

«Здравый смысл» (Le bon sens. 1772) запрещен во Франции 10 января 1774 . В XIX в. по приговорам различных судебных инстанций был уничтожен четыре раза за оскорбление общественной «и религиозной морали»: в 1824, 1835, 1837 и 1838 гг.

Резкую оценку получили и «Обеденные беседы Гольбаха». Запретив книгу в 1830 г., духовная цензура отметила её «богохульство», «нечестие», наличие мест, «противных христианской нравственности, правительству и религии».

Сочинения Гольбаха включались в Индекс запрещенных книг. В последнем издании 1948 года («Index librorum prohibitorum. Ss.mi D.N.Pii PP. XII iussu editus. Anno MDCCCCXLVIII. Typis polyglottis Vaticanis») значились:

  • Разоблаченное христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и её последствий. Декр. 26 янв. 1823 г.
  • Священная зараза, или Естественная история суеверий, пер. с англ. Декр. 17 дек. 1821 г.
  • Критическая история Иисуса Христа , или Анализ евангелий с точки зрения разума. Декр. 16 февр. 1778 г.: св. канц. 8 авг. 1782 г.
  • Солдат-философ, или Спорные моменты в религии, предложенные на рассмотрение отцу Мальбраншу. Декр. 29 нояб. 1771 г.
  • Всемирная мораль, или Обязанности человека, основанные на природе. Декр. 4 июля 1837 г.
  • Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным. Декр. 18 авг. 1775 г.
  • Социальная система, или Естественные основы морали и политики с исследованием влияния, оказываемого правительством на нравы Декр. 18 авг. 1775 г.
  • Система природы, или Законы мира физического и нравственного. Декр. св. канц. 9 нояб. 1770 г.

Сочинения

  • Гольбах П. А. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. А. Б. Ранович, М. С. Смелянов; пер. Н. Руммера; ред. Невский В. И. ЦС СВБ СССР. - М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. - XXXV, 660 с.: ил. - Т. 1.
  • Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 1 . - М., 1963, 715 с (Философское наследие, Т. 2)
  • Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 2 . - М, 1963, 563 с (Философское наследие, Т. 3)
  • «Разоблачённое христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и её последствий» - архивный файл (Boulanger N.A. Le Christianisme dévoilé, ou Examen des principes et des effets de la religion chrétienne. - Londres, 1756 )
    • Разоблачённое христианство. / Пред. Деборина А.М. - М.: Изд-во Материалист, 1924.
    • Разоблачённое христианство. (Речь королевского адвоката - напечатана в прил.). - М., 1926.
    • Священная зараза. Разоблачённое христианство. / Под ред. и с предисл. И. К. Луппола - Институт философии Комакадемии и ЦС СВБ СССР. – М.: ГАИЗ, 1936. - 343 с.
    • О политических последствиях христианской религии. - Фрагмент из работы «Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и её последствий» (публ. по изданию П. Гольбах. Священная зараза. Разоблаченное христианство. - М., 1936, С. 312-321). // Чёрный туман. Выдающиеся мыслители, учёные, писатели, общественные деятели о реакционной сущности религии и церкви. / Сост.: Е. Д. Вишневская, Т. Б. Вьюкова. Комм. к. ф. н. И. А. Галицкая. - М., Политиздат, 1976. - С. 144-152.
  • «Карманное богословие» (1766), архивный файл(M. l"Abbé Bernier. Théologie portative, ou Dictionnaire abrégé de la religion chrétienne. - Londres,1768.)
    • Карманный богословский словарь: пер. с фр. / Под ред., с предисл. Луппола И.К. – М.: Изд-во «Материалист», 1925. - 173, с.
    • Карманный богословский словарь. / Предисл. Луппола И.К. Рис. Моора Д.С. - ЦС СВБ СССР. - М.: Акц. Изд. О-во «Безбожник», 1930 - 94 с.: ил.
    • Карманное богословие. // Гольбах, П. А. Д. Избранные антирелигиозные произведения. / Ред. Невский В.И. Пер. Руммера Н. Сост. Ранович А.Б., Смелянов М.С. - ЦС СВБ СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. - XXXV, 660 с.: ил. - Т. 1. - С. 521-616.
    • Карманное богословие. / Пер. О. Румера Пред. Богданова Б. Оформл. Смелянова М. С. Рис. Моора Д. С. - Ин-т философии АН СССР. - М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1937.- 272 с.: ил. - 30000 экз.
    • Карманное богословие. / Пер. О. Румера Предисл. Богданова Б. «Замечательный образец боевой атеистич. лит. XVIII в.», С. 3-10. Ил. Моор Д. Е. – М.: Воениздат, 1940.
    • Карманное богословие. Пер. с фр. - М.: ГИХЛ, 1959. – 208 с.
    • Карманное богословие или краткий словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье лиценциатом богословия. / Худ. Соколов А. М. - М. Политиздат, 1959. – 208 с. с илл.
    • Карманное богословие или словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье лиценциатом богословия. / Худ. Соколоов А. – М.: Политиздат, 1961. - 202 с., илл.
    • Карманное богословие. - Ереван: Айтастан, 1982.
  • «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768)- архивный файл (John Trenchard. La contagion sacrée, ou, Histoire naturelle de la superstition. Ouvrage traduit de l"Anglois. - Londres , 1768).
    • Священная зараза. Разоблаченное христианство / Под ред. и с пред. И. К. Луппола - Ин-т философии Комакад. и ЦС СВБ СССР. – М.: ГАИЗ, 1936.- XIV, 343 с. - 10200 экз.
  • «Письма к Евгении, или Предупреждение против предрассудков» (1768), архивный файл (Lettres à Eugénie, ou Préservatif contre les préjugés. Londres , 1768., v 1-2.
    • Письма к Евгении; Здравый смысл / Ред., статья и примеч. Ю. Я. Когана. Ин-т истории АН СССР. – М.: Издательство АН СССР, 1956. Серия: «Науч.-атеистич. б-ка».
  • «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» - архивный файл (1770) (отрывок) (Système de la Nature, ou des Loix du Monde Physique et du Monde Moral, par M. Mirabaud , secrétaire perpétuel et l"un des Quarante de "Académie Française. - Londres , MDCCLXX. - 2 vol.).
    • Система природы (пер. I-VI, VII1, XI, сокр. XIII гл. ч.1). // Хрестоматия по французскому материализму XVIII в. - М., 1923. - Вып. I и II.
    • Система природы (пер. VI-IX гл. ч.1). // Под знаменем марксизма. – 1923 г. - № 11. - С. 80-132.
    • Система природы. Или о законах мира физического и мира духовного. / Под ред. А. Деборина, Д. Рязанова Пер. Юшкевича П. Библ. И. К. Луппол. Вступ. ст. А. Деборина - Институт К. Маркса и Ф. Энгельса . - М.: Госиздат, 1924. – 616 с. Серия: «Библиотека материализма»
    • Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. / Предисл. изд. и послесл. Попова П.С. Пер. Юшкевича П. - М.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1940. - 455 с.
    • Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. // Гольбах П.А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. / Под общ. ред. и со вступ. статьей Х. Н. Момджяна. Пер. с фр. Я. С. Юшкевича. Институт философии АН СССР. – - М.: Соцэкгиз, 1963. – Т.I. - С. 51-684. Серия: «Б-ка Философское наследие».
  • «Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов» (1770) (Tableau des saints, ou Examen de l"esprit, de la conduite, des maximes et du merite des personnages que le christianisme revere et propose pour modeles. Londres ,1770. 2 vol).
    • Галерея святых. // Гольбах, П. А. Д. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. А. Б. Ранович, Смелянов М.С. Ред. В. И. Невский. ЦС СВБ СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. - XXXV, 660 с.: ил.; 20 см. - Т. 1. - С. 201-516.
    • Галерея святых (или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). / Пер. А. Б. Рановича Предисл.: Богданова Б. - Ин-т философии АН СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1937. - 313, с.; 20 см. - 20200 экз.
    • Галерея святых (или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). Пер. с франц. / Предисл. Богданова Б. - Минск: ГИЗБел, 1939.
    • Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство прилагает в качестве образцов). - М: Госполитиздат, 1962.
    • Галерея святых, или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов. / Примеч. Ф. И. Гаркавенко - Ереван: Айастан, 1986.
    • Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов. / Примеч. Ф. И. Гаркавенко - К.: Политиздат Украины, 1987. - 335с.
    • Галерея святых (или Исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). / А. Б. Ранович. - М.: Политиздат, 1987.
  • «Здравый смысл, или Идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным» (1772), архивный файл (с 19-05-2013 - история ) (Le bon sens, ou Les idees naturelles, opposees aux idees surnaturelles. - Londres, 1772)
    • Религия и здравый смысл. - Сокр. пер. - М.: Изд-во Атеист, 1923.
    • Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным. Атеистический памфлет XVIII века. - М.: Изд-во Материалист,1924. - 336 с.
    • Перед судом здравого смысла [«Здравый смысл]. // Антирелигиозная хрестоматия. Пособие для пропагандистов, преподавателей и учащихся. - Изд. 4-е, доп. / Гурев Г. А. ЦС СВБ Союза ССР. – М.: Акц. издательское о-во «Безбожник», 1930. – С. 278-303.
    • Здравый смысл. // Гольбах, П. А. Д. Избранные антирелигиозные произведения / Сост. Ранович А. Б., Смелянов М. С. Пер. Н. Руммера, М. Смелянова. Ред. Невский В. И. ЦС СВБ СССР. – М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1934. - Т. 1. - XXXV, 660 с.: ил. С. 7-196.
    • Здравый смысл: Естественные идеи, противопоставляемые идеям сверхъестественным. / Пер. Э. Гуревич, А. Гутерман. - М.-Л.: Воениздат, 1941. - 212 с. Серия: «Антирелигиозная библиотека»
    • Письма к Евгении; Здравый смысл / Ред., статья и примеч Когана Ю. Я. Институт истории АН СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. Серия: «Науч.-атеистич. б-ка».
  • Социальная система или естественные принципы морали и политики. С исследованием о влиянии правления на нравы. Автора «Системы природы» (La Système social ou principes naturels de la morale et de la politique. Avec un examen de l’influence du gouvernement sur les mœurs. Par l’Auteur du Système de la Nature». - Londres, 1773, 3 vol.).
    • Социальная система (Пер. с фр. Кочаряна М. Т., Мавлютова Р. Р. по изд. 1773, р. 113-126. - т. II гл. VI, XI, т. III гл. VIII). // Кочарян М. Т. Поль Гольбах. Серия: «Мыслители прошлого». – М.: Мысль, 1978. – С. 161-181.
  • Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления (La Politique naturelle, ou Discours sur les vrais principes du Gouvernement. Londres, 1773. 2 vol.)
    • Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления. // Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. / Под общ. ред. и со вступ. статьей, Х. Н. Момджяна. Пер. Т. С. Батищевой и В. О. Полонского Институт философии АН СССР. - - М.: Соцэкгиз, 1963. – Т.II. - С. 85-534. Б-ка Философское наследие.
  • Основа всеобщей морали, или катехизис природы (Éléments de la morale universelle, ou catéchisme de la nature, Paris, 1790).
    • Основа всеобщей морали, или катехизис природы. // Гольбах П. А. Избранные произведения: В 2 т.: Пер. с фр. Под общ. ред. Момджяна Х. Н. Пер. Т. С. Батищевой / Институт философии АН СССР. - М.: Соцэкгиз, 1963. – Т.II. - С. 7-82. Серия: Б-ка Философское наследие.

1723 – 21 июня 1789) – франц. философ-материалист и атеист, один из идеологов революц. франц. буржуазии 18 в. Род. в г. Эдесхейме в Пфальце, воспитывался и провел свою жизнь в Париже. Г. был деятельным сотрудником "Энциклопедии". В салоне Г., ставшем одним из центров филос. и атеистич. мысли предреволюц. Франции, часто встречались Дидро, Гельвеций, Д´Аламбер, Бюффон, Нежон и др.; одно время здесь бывал и Руссо. Во Франции 18 в. "философская революция служила введением к политическому перевороту" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 5). Г. был одним из основных деятелей этой идейной подготовки революции. Он теоретически обосновывал необходимость замены феод. порядков новым, "естественным" и "разумным" обществ. строем, к-рый в действительности оказался бурж. обществом. Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеч. сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными, частицами являются неизменные и неделимые атомы, осн. свойства к-рых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Г. сводил к механич. перемещению. Этот метафизич., механистич. характер материализма Г. и его единомышленников объясняется состоянием естествознания в 18 в., когда из наук были развиты гл. обр. механика и математика, и классовой ограниченностью бурж. идеологии. Материя и движение, по Г., нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, ее атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определ. образом организованным формам материи. Используя данные совр. ему естествознания, Г. создал свой главный труд – "Систему природы..." ("Syst?me de la nature...", v. l–2, 1770), явившийся, по словам современников, "библией материализма". Г. писал: "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, представляет нам повсюду лишь материю и движение; ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий;... идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но, спросят нас, откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение – это способ существования (fa?on d´?tre), вытекающий необходимым образом из сущности материи; что материя движется благодаря собственной своей энергии" ("Система природы...", М., 1940, с. 12, 18). Г. признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинен ее законам. Свободу воли Г. отрицал, считая поведение людей причинно обусловленным. Отстаивая познаваемость материального мира, Г., исходя из материалистич. сенсуализма Дж. Локка и преодолевая непоследовательность его взглядов, считал ощущения единств. источником познания. Познание, по Г., является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистич. теория познания Г., разделяемая также другими франц. материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистич. сенсуализма Дж. Беркли и учения Р. Декарта о врожденных идеях. Бурж. сущность мировоззрения Г. резко проявилась в его социально-политич. взглядах. Г. критиковал феод. собственность и феод. формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлеченное, абстрактное понятие человеч. природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения обществ. явлений в законах природы и разделял идеалистич. договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеч. общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.д. Осуждая феод. строй как неразумный, Г. ожидал осуществления "царства разума" (бурж. строя) в результате появления просвещ. монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека Г. считал его интерес, пользу. "У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении, например речь, любовь и т.д., изображается в виде отношений полезности и использования". Эта "теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации еще можно было изображать, как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобожденного от старых феодальных пут. Впрочем, освобождение, как его понимает буржуазия, – т.е. конкуренция, – являлось для XVIII века единственным возможным способом открыть перед индивидами новое поприще более свободного развития" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409–11). Считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса наиболее существ. чертой человеч. природы, Г., однако, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и обществ. интересов. В числе др. франц. материалистов Г. учил о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определ. роль в идейной подготовке утопич. социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144–45). Г. принадлежат написанные в духе бурж. просветительства остроумные воинствующие атеистич. произведения, проникнутые едким сарказмом. Их высоко оценил Ленин (см. Соч., 4 изд., т. 33, с. 204). На основе учения о единстве материи и движения Г. опровергал не только традиционно-религ. представления о боге-творце, но и деистич. учение о "первом толчке". Опираясь на учение о единстве материи и сознания, отвергая субстанциальное существование последнего, Г. наносил сокрушительный удар по религ. вымыслам о бессмертии души. Ввиду преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции. Совр. империалистич. реакция, к-рой ненавистны материалистич. прогрессивные традиции прошлого, враждебно относится к Г. и др. представителям франц. материализма 18 в. М. Цебенко. Москва. "Система природы" – главный труд Г. Издан впервые под именем – Ж. Б. Мирабо (J.-B. Mirabaud, член Французской академии, умерший в 1760). Местом издания числится Лондон, но книга вышла в Амстердаме в 1770. 13 авг. 1770 книга была предана публичному сожжению по приговору париж. парламента. Несмотря на это, она продолжала выходить новыми изданиями, причем с 1774 автор помещал в приложении речь гос. обвинителя и свой краткий ответ. В 1820 вышло издание в двух томах с примеч. Д. Дидро. В 1821 и 1822 книга издана в Париже под именем Г. Во Франции готовится новое критич. издание, оно должно войти во второй том гольбаховских "Textes choisis" (первый том вышел в 1957). Переводы на рус. языке – М., 1924, с библиографией, составленной И. К. Лупполом, и М., 1940, с предисловием издательства и послесловием П. С. Попова. В "Санктпетербургском журнале" И. Пнина (1798, ч. 1, с. 197–206) П. Яновский поместил искаженный перевод двух глав "Системы природы". Он опубликован также в приложении к Соч. И. Пнина, М., 1934. Рукоп. перевод "Системы природы" ходил в декабристских кругах, в частности имелся у члена юж. об-ва декабристов Н. Крюкова (см. "Избр. соц. политич. и филос. произв. декабристов", т. 2, 1951, с. 556). На нем. яз. издана в 1783 как книга Мирабо ("System der Natur...", aus dem Franz. von K. G. Schreiter, Tl 1–2, Frankfurt – Lpz., 1783), на англ. – L., 1797, Philadelphia, 1808; Boston, 1853 – включает заметки Дидро. В 1957 изданы двухтомный польский перевод с введением К. Шанявского (К. Szaniawski) в Кракове и однотомный румынский – в Бухаресте, выполненный известным румынским философом Д. Бэдэрэу и снабженный его же вводной статьей. "Разоблаченное христианство или исследование начал и выводов христианской религии" – одно из ранних произведений Г., направленное против религии. Первое изд. вышло с нарочито искаженными выпускными данными. На тит. листе автором числится Н. А. Буланже, место и год изд.: Londres, 1756, однако предисловие первого издания помечено 1758. Фактически книга издана в Нанси в 1761. Затем появилось издание в Голландии, 1766 (П. Шарбоннель считает его первым, дошедшим до широкой публики). При жизни автора книга издавалась девять раз, неоднократно выходила и после его смерти. В 1957 вышло новое критич. издание в кн.: P. Holbach, Textes choisis, v. 1, P., 1957, автор примечаний П. Шарбоннель. Перевод на рус. яз. – 1924 (с предисловием А. М. Деборина), в 1936 под ред. и с предисл. И. К. Луппола; на англ. – N. Y., 1795, L., 1814; на исп. – L., 1821. Л. Азарх. Москва. Соч.: La morale universelle, ou les devoirs de l´homme fond?s sur la nature, v. 1–3, Amst., 1776; La politique naturelle, ou discours sur les vrais principes du gouvernement, 2 tt. en 1 v., L., 1773; Карманное богословие, M., 1959; Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, M., 1934; Священная зараза. – Разоблаченное христианство, М., 1936; Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным, М., 1941; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956. Лит.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; их же, Немецкая идеология, там же, 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19, М., 1948; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, М., 1951; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М., Философия Гольбаха, М., 1925; Васильев С. Ф., Механический материализм и Гольбах, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.–Л., 1935, с. 105–17; Коган Ю., Мегружан Ф., Атеистические памфлеты Гольбаха, "Фронт науки и техники", 1936, No 10; История философии, т. 2, [М.], 1941 (см. Указатель имен); Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, "Уч. зап. Тульского гос. пед. ин-та", 1955, вып. 6; Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, "Новая и новейшая история", 1957, No l, с. 29–55; Кочарян М. Т., Атеизм Гольбаха, М., 1957 (Автореф. дисс.); История философии, т. 1, М., 1957, с. 559–65 и др. по указат.; Сushing M. P., Baron d´Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D´Holbach et ses amis, P., .

Отличное определение

Неполное определение ↓

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»