Были ли у христа дети. Мария Магдалина: любимая ученица Христа

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Почему Церковь ополчилась на мировой бестселлер - книгу Дэна Брауна «Код да Винчи»?

Изменить размер текста: A A

Роман «Код да Винчи » американского журналиста Дэна Брауна стал самой продаваемой книгой в мире в прошлом году - его тираж зашкалил за 20 миллионов. Однако во многих странах христианские священники запрещают прихожанам читать сие произведение. А в Ватикане даже раздумывают, не отлучить ли Дэна Брауна от Церкви. Причина в том, что якобы автор своим произведением подрывает устои христианства. Так ли это? Скандальный роман для читателей «КП » комментирует священник, автор нескольких книг по истории раннего христианства, доктор исторических наук, диакон Василий (Сальников).

О чем книга?

Вот уже почти два тысячелетия таинственный орден Приорат Сиона, в который испокон веков входили самые умные и талантливые представители человечества - среди них Леонардо да Винчи, Виктор Гюго, Исаак Ньютон, - хранит некую великую тайну, способную перевернуть всю историю христианства. В наши дни убивают одного из посвященных. Но он оставляет шифрованное послание, ключ к которому находится в работах Леонардо да Винчи. Главный герой, профессор Гарварда Лэнгдон, и Софи, внучка убиенного, пытаются разгадать загадку и найти секретные документы, которые и представляют собой, как они считают, легендарный cвященный Грааль. То есть вовсе не только чашу, из которой Иисус с учениками пил вино на Тайной Вечере. Героям приходится искать тайные символы на картинах великого Леонардо, заниматься криптографией, изучать множество документов разных эпох... И в итоге они приходят к потрясающему выводу - тайна в том, что Христос был совсем не тем, за кого его выдают священники. Он был женат на Марии Магдалине, и у них была дочка Сара. А священный Грааль - это заодно и символ женского начала христианства. Начала, о котором церковники предпочитают молчать.

Автор очень талантливый человек, - говорит диакон Василий. - Первая половина романа вообще читается на одном дыхании. Детектив, убийства, погони. Научные факты поначалу тоже весьма добросовестно подобраны - числа Фибоначчи, «божественная пропорция», полотна Леонардо - головоломки, которые надо разгадать, дабы отыскать Истину. Тут и исторические экскурсы, где абсолютно точно описывается история тамплиеров и других тайных обществ. Читатель увлечен сюжетом, принимает роман за документальное откровение и не замечает, как автор начинает вливать яд в его, подготовленную «научным повествованием», душу.

Начнем с того, что настоящая Чаша Грааля существует. И ее местонахождение известно.

В 1910 году в Антиохии, древней столице Сирии , на том месте, где стоял древний собор, несколько арабов, искателей сокровищ, выкопали в развалинах реликварий - серебряный ковчег в форме чаши, в котором обнаружили другую, уже неотшлифованную серебряную чашу. Находка попала к известным торговцам антиквариатом братьям Кучакжи , выставлялась в Лувре, была в частных коллекциях, а сейчас хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .

Откуда взялись «лишние» Евангелия

Дэн Браун утверждает, что четыре канонических Евангелия содержат лишь малую часть сведений о жизни Христа. На самом же деле существует около 80 Евангелий, из которых только и можно узнать всю правду. А церковь это скрывает.

Насчет цифры 80 я не уверен, но действительно Евангелий - множество. Некоторые даже используются при составлении церковных служб. Но тут надо понимать ситуацию, сложившуюся к середине I века.

В первые десятилетия после распятия и воскресения Христа Евангелие - благая весть, рассказывающая о его проповеди и деяниях, - распространялось устно. «Правообладателями» на эту историю были апостолы - непосредственные участники тех событий.

В ХХ веке и богословы, и светские историки, и лингвисты провели множество экспертиз. И весьма точно датировали написание канонических Евангелий:

50 - 60-е гг. I века - Евангелие от Матфея;65 - 70-е гг. - Евангелие от Марка;70 - 80-е гг. - Евангелие от Луки;конец I века - Евангелие от Иоанна Богослова.

Повторю, за этой датировкой стоят серьезные исследования, с ней уже никто не спорит. Мы сейчас даже знаем, как канонические Евангелия дописывались со временем. Например, лингвисты обнаружили более поздние вставки в Евангелие от Марка. И Церковь согласилась с наукой. Но это уже совсем другая история...

А христианство в I веке распространялось так: апостолы бродили по городам и странам, проповедуя и создавая христианские общины. Уходя дальше, апостол назначал, как ему казалось, наиболее «продвинутого» ученика епископом общины. В одних городах христиане становились мощной организацией, в других - исчезали в противоборстве с приверженцами языческих культов.

Весть о распятии и последующем воскресении, как любое значимое событие, быстро обросла легендами, мифами в соответствии с традициями той или иной местности.

Церковь еще не была организацией в современном смысле этого слова, и контролировать распространение «слухов» было невозможно.

Поэтому во II - IV веках, а это тоже подтверждено современными лингвистическими экспертизами, появились многочисленные рукописи - «Египетское Евангелие», «Евангелие Евреев», «Евангелие от Петра», «Евангелие от Фомы», «Евангелие детства Иисуса», очень интересное «Первоевангелие Иакова», которые повествуют и о детстве Божией Матери, и о братьях Христа, и о многом другом...

Сохранился документ, в котором Сарапион, епископ Антиохийский, около 200 года н. э. обратился к Келесерийской пастве с увещеванием против богослужебного употребления «Евангелия от Петра»

Например, в нем говорится, что римские воины, которые охраняли пещеру с телом Спасителя, увидели выходящего воскресшего Христа и двух ангелов, его поддерживающих. В канонических Евангелиях этого момента нет, поскольку: а) воины, явно язычники, не могли узреть воскресшего Христа - его увидели только уверовавшие в него; б) Христос есть всемогущий Бог, и непонятно, зачем ангелам понадобилось его поддерживать. Вот такие тонкости.

Подобные Евангелия называют апокрифами. Некоторые из них Церковь все же признает и позволяет читать христианам. Например, православный праздник Успения Богородицы отмечают только благодаря одному из таких апокрифов, в котором описана сцена смерти Богоматери. Но документами они все равно не считаются, так как нет доказательств их подлинности. А другие апокрифы, которые неверно отражают суть учения, признаны еретическими.

Кстати, четыре канонических Евангелия написаны на «койнэ» - языка делового письма того времени. А апокрифические Евангелия созданы в виде обычных религиозных повестей.

Магдалина - жена Иисуса?

Дэн Браун сообщает читателям, что «брак Иисуса и Марии Магдалины зафиксирован в исторических хрониках» (стр. 297). И ссылается на апокриф Евангелия Филиппа.

Этот интересный документ действительно существует и, как считают лингвисты, был создан в конце II века. Сколько в нем правды, сколько вымысла, никто не знает.

Но Браун, трактуя апокриф, опускается до прямой лжи:

«...Мария Магдалина именуется «спутницей Спасителя», а любой специалист по арамейскому языку скажет вам, что слово «спутница» в те дни буквально означало «супруга» (стр. 298 по изданию «Код да Винчи» издательство «Аст», 2004 г.).

На самом деле любой специалист знает, что апокриф Евангелия Филиппа написан не по-арамейски, а на саидском наречии коптского языка. И по наличию в тексте греческих слов есть основания предполагать, что апокриф был переведен на коптский с греческого первоисточника. А в коптском и греческом слово «спутница» означает лишь то, что оно означает.

Спаситель и Магдалина из царского рода

В романе Браун устами злодея Тиббинга сообщает, что Христос и Магдалина, потомки двух царственных родов, должны были соединиться и дать народу Израиля царя - мессию.

В Евангелии от Матфея приведена родословная Христа - среди предков присутствует и царь Давид. А в Евангелии от Луки ангел то же самое сообщает Деве Марии. Но то, что Мария Магдалина вела свой род от первого царя Израиля Саула, - поздняя легенда, основанная на апокрифических текстах. Канонических данных на этот счет нет. Кстати, апокрифы из разных мест дают разные сведения о якобы существующих потомках Христа и Магдалины. Одни говорят о дочке, другие называют сына. А третьи говорят, что у них было двое детей. И это наиболее странная версия, поскольку первый ребенок должен был родиться еще до распятия Христа.

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Никогда нельзя недооценивать коммерческий потенциал ереси, облаченной в форму увлекательной истории».

Баптистский богослов Альбер Молер при обсуждении книги «Код да Винчи».

ВНИМАНИЕ!!!

Был ли Христос Богом или человеком? Какова истинная роль Магдалины в жизни Иисуса? Возглавлял ли Леонардо да Винчи тайное общество, и о чем говорят его картины? Об этом и многом другом мы расскажем вам в следующем выпуске «толстушки». А может, у вас есть свои вопросы, возникшие после чтения книги Дэна Брауна, или вас давно волнует какая-то библейская тайна? Свои вопросы и мнения присылайте нам по [email protected] или на адрес редакции с пометкой на конверте «Код да Винчи». И ученые дадут вам свои разъяснения. Ждем ваших откликов!

Андрей МОИСЕЕНКО.

Пока теологи спорят, туристы бегают с «Кодом», как с путеводителем

Ну и, разумеется, мы с друзьями, как дураки, убеждая друг друга, что книжка в целом так, ничего особенного, едва прибыв в Лондон , ринулись искать этот самый Темпл - храм тамплиеров, где Лэнгдон и Софи пытаются найти разгадку рыцарей среди лежащих статуй. Чего мы этот храм до прочтения мирового бестселлера не искали? Ведь в хороших путеводителях он был всегда! И станция подземки на это намекала - так и называется «Темпл». Великая сила искусства, одно слово!

А местечко-то оказалось и впрямь! Как точно замечает Браун, находится Темпл на задах Флит-стрит. И о его существовании сообщает крошечная табличка, которую турист после двух пинт «гиннесса» и не разглядит возле неприметных черных ворот.

Мы точно с первого раза не разглядели. Пытались найти Темпл снизу, от набережной - но железные узорчатые ворота в частнособственнический двор, где отдыхало с десяток «Роллс -Ройсов», были закрыты, а листок, приколотый к ним, вежливо сообщал, что приглашенные на бал допускаются только в смокингах и шотландских национальных юбках. Ну, не очень-то и хотелось!

Вывод первый: во всем, что касается Темпла, Браун документально точен. Храм странен, дух тайны витает над ним, каменные рыцари мрачно возлежат. Ни шара, ни яблока (кто читал - поняли). Но! Фамилия одной из статуй - Роз. А? Каково? Как Браун прошел мимо этого? При такой зацикленности на Розе по ходу поисков! Больше того: наверху, на куполе - опять золотая роза! Или что-то здорово на нее похожее - см. фото. И опять-таки - про нее ни слова в книге. Почему?

Тут вывод второй: скорее всего, поначалу след в Темпле не был ложным, и лишь потом, осознав, что туристов надо привлечь еще и в Рослин, Шотландия , Дэн Браун продлил свое повествование, сделав по дороге промоушен и Вестминстерскому аббатству.

И пусть эта милая научная догадка приведет в Великобританию новых туристов. Лично мы поклялись на могиле Исаака Ньютона добраться весной до Рослина, найти Сонину бабушку и спросить по-нашему, по-пролетарски : чего внучке-то не позвонила, когда дед помер? Позвонила - не было бы книги, фунты бы целее наши были!

Владимир КОНСТАНТИНОВ.

Культура

Недавно обнаруженный фрагмент древнего папируса позволил ученым предположить, что Иисус Христос не был холостяком, а имел жену - Марию Магдалину. Мелкий фрагмент размером 8 см на 4 см позволяет опровергнуть церковные догмы христиан, которые в течение долгих веков говорили, что Христос никогда не был женат.

Центр этого фрагмента содержит неожиданную фразу, в которой Христос, разговаривая со своими учениками, говорит "моя жена" . Ученые полагают, что речь идет о Марии Магдалине.

В тексте Иисус, похоже, защищает ее от критицизма, говоря "она станет моей ученицей" , а через пару строк он говорит ученикам: "Я живу с ней" . Если папирус подлинный, то он сможет перечеркнуть представления о Магдалине, как о раскаивающейся блуднице, а также изменить христианские идеалы о сексуальном воздержании.

Этот небольшой клочок папируса может подтвердить то, что Христос и Магдалина на самом деле были парой, о чем упоминает Дэн Браун в своем знаменитом романе "Код Да Винчи".

Этот кусок манускрипта был написан на коптском языке, на котором говорили в Древнем Египте. Его изучила Карен Кинг (Karen King) , профессор богословия Гарвардского Университета . Она представила работу, посвященную этому манускрипту на международной конференции коптских исследований в Риме после проведения ряда тестов, чтобы подтвердить подлинность папируса.


Профессор Кинг занижает важность этого фрагмента, как биографического документа, она говорит, что он, вероятно, был составлен на греческом языке примерно через 100 лет после распятия, а затем был переведен на коптский.

Важность этого отрывка в том, что ранняя христианская секта могла извлекать особый духовный смысл, изображая своего проповедника женатым. Представления об Иисусе Христе, как об обычном человеке с земными страстями и потребностями, не прижились в доктринах основанных церквей, которые проповедовали идеи целибата и аскетизма, как духовные идеалы.

Одна сторона папируса сильно повреждена, там можно разобрать всего пару слов – "моя мать" и "три" . На обратной стороне можно прочитать следующее:

не для меня. Моя мать дала мне жизнь..

Ученики сказали Иисусу,

отвергнуть. Мария достойна этого

Иисус сказал им, Моя жена

она может стать моей ученицей

Позвольте злым людям надуться

Что касается меня, я живу с ней для того, чтобы

изображение

До тех пор, пока химический анализ чернил, которыми были написаны эти строки, не был выполнен, говорить о подлинности сего фрагмента пока рано. Однако многие эксперты, в том числе и Кинг, не сомневаются в его подлинности. Диалект, на котором написано послание, и стиль письма, а также цвет чернил и текстура папируса, указывают на то, что он был создан во второй половине 4 века нашей эры, скорее всего, где-то в Верхнем Египте.


Детали этого манускрипта поддерживают другую точку зрения по поводу биографии Христа, которая появилась после открытия библиотеки древних манускриптов в Верхнем Египте в городе Наг-Хаммади в 1945 году.

Эти манускрипты, включающие евангелие от Фомы, евангелие от Филиппа и Откровение Иоанна Богослова, представляли гностический вариант Христианства, который сильно отличался от официального направления Церкви.

Преследуемые и часто оторванные друг от друга древние христианские сообщества имели совершенно разные представления и фундаментальные доктрины относительно рождения Иисуса, его жизни и смерти.

Только после того, как Римская Империя объявила о том, что Христианство станет государственной религией, император Константин вызвал 300 епископов, чтобы составить окончательный вариант христианских доктрин. Никейско-константинопольский символ веры (по названию города, где они собрались) позволил утвердить модель христианской веры, которой пользуются до сих пор.


Происхождение найденного фрагмента пока остается неизвестным. Профессор Кинг получила его от анонимного коллекционера, который обнаружил его во время работы с древними греческими и коптскими папирусами. Пока что он является единственным документом, в котором Иисус в прямой речи говорит "моя жена" . Профессор Кинг, которая сумела прочесть этот текст, утверждает, что некоторые фразы перекликаются с евангелиями от Луки, Матфея и гностическими евангелиями о роли семьи.

Эти параллели убедили ее, что такое мнение по поводу жизни Христа, впервые появлялось еще во 2-м веке нашей эры, когда подобного рода вопросы были предметом спора. Позже тех, кто не был согласен с официальной версией, которая была утверждена Никейским собором христианской церкви, уничтожали, как еретиков, а их учения были запрещены.

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1-8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36-50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей - Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю - часть Иерусалима, а Марфе - Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей - святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, - из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, - «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477-1576), Эль Греко (1541-1614), Микеланджело да Караваджо (1573-1610), Гвидо Рени (1575-1642), Орацио Джентилески (1563-1639), Симон Вуэ (1590-1649), Хосе де Рибера (1591-1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593-1652), Франческо Хайес (1791-1882); скульпторов Педро де Мена (1628-1688), Антонио Канова (1757-1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

МОСКВА, 4 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Жизнь Марии Магдалины, которую так почитают христиане, — на самом деле сплошная загадка. Как ее только ни называли: "равноапостольная", "любимый ученик Христа" и даже "хранитель святого Грааля". Что тут реальная история, а что миф, — разбирался корреспондент РИА Новости.

Популярная грешница

Образ Марии Магдалины, "святой грешницы", очень популярен в западноевропейской культуре. Его противоречивость веками вдохновляла художников на создание полотен, скульптур, книг и фильмов, посвященных этой библейской героине.

Парадоксально, но, несмотря на все это, в католической церкви до недавнего времени она была святой "низшего ранга": день ее памяти не считался общецерковным праздником. Лишь в 2016 году папа Франциск "повысил" его до общецерковного.

А все из-за этого клейма "блудницы". Прямых указаний, что Мария Магдалина ею была, в Евангелии нет. Однако это не помешало в 529 году папе Григорию отождествить с Магдалиной чуть ли не всех женщин, которые мельком упомянуты в Евангелии. "Та, которую Лука называет грешной женщиной (она, согласно евангельскому рассказу, помазала ноги Христу ароматными маслами и отерла их своими волосами. — Прим. ред.), которую Иоанн называет Марией (из Вифании), мы считаем, есть та Мария, из которой семь бесов были изгнаны по Марку", — писал он в своих посланиях верующим.

Этот эпизод подробно излагается в седьмой главе Евангелия от Луки:

"И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром".

Однако ни в этом, ни в других Евангелиях имя "грешницы" не называется.

Тем не менее в XIII веке благодаря средневековым легендам за Марией Магдалиной окончательно закрепляется образ "кающейся блудницы". И тогда же возникают сказания о том, что она хранила у себя Грааль — чашу с Тайной вечери.

Впрочем, мифический ореол окружает Марию Магдалину еще с первых веков нашей эры, когда гностические секты называли Марию Магдалину "женой Иисуса". Например, на одном из свитков гностиков IV века ученые нашли фразу "Иисус сказал им: "Моя жена…". Это дало почву для различных конспирологических версий о якобы существовавших потомках Христа и Магдалины, которую популяризировал американский писатель Дэн Браун. Но доводы сторонников подобных версий исследователи не раз опровергали.

Всего несколько строк

Самым достоверным источником сведений о жизни Христа и его первых последователей, согласно христианскому учению, является Евангелие. И там Мария Магдалина упоминается лишь шесть раз. Марк и Лука говорят, что Спаситель, будучи в Галилее, изгнал из нее семь бесов, и она последовала за ним. Матфей упоминает ее в рассказе о распятии Христа — она видела Его казнь и присутствовала при погребении.

Но самый главный евангельский эпизод с ее участием — воскресение Христа. Мария Магдалина вместе с другими женщинами отправилась ко гробу Учителя, чтобы помазать его тело миром (смесью масла, вина, душистых трав и ароматических смол, которой в ветхозаветные времена помазывали первосвященников, пророков и царей), как того требовал древнеиудейский погребальный ритуал. Эти женщины (церковь называет их женами-мироносицами) первыми обнаружили, что тела Иисуса в склепе нет, а затем, как свидетельствуют евангелисты, ангел возвестил им о Его воскресении.

Евангелист Иоанн Богослов и вовсе утверждает, что Мария Магдалина первой из всех учеников увидела воскресшего Христа. Обнаружив в усыпальнице только погребальные пелены, она "стояла у гроба и плакала". Но вдруг увидела двух ангелов, которые спросили о причине ее горя.

"Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! — что значит: Учитель!" — свидетельствует евангелист.

И все. О дальнейшей судьбе Марии Магдалины священное для христиан Писание ничего не говорит.

"Есть ее житие в Четьях-Минеях (сборнике популярных жизнеописаний святых. — Прим. ред.) святителя Димитрия Ростовского — в широком смысле это часть Священного Предания", — поясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Согласно этому житию, прожив некоторое время после воскресения Христа в Иерусалиме, Мария Магдалина вместе с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом явилась в Эфес. Там она помогала им проповедовать, а затем отправилась в миссионерское путешествие по территории современной Италии.

Кстати говоря, обычай красить яйца на Пасху объясняется как раз одним из преданий о Марии Магдалине.

Согласно житию, она "изыскала случай" предстать перед римским императором Тиберием, чтобы рассказать о Христе, и по восточному обычаю преподнесла ему в качестве дара окрашенное в красный цвет куриное яйцо, воскликнув "Христос Воскрес!". В Четьях-Минеях говорится, что на столь эпатажную по представлениям римской знати выходку (просвещенные римляне были убеждены, что воскресение человека в принципе невозможно) ученица Спасителя пошла специально, дабы "возбудить любопытство подозрительного императора". Есть также популярное церковное предание, согласно которому Мария Магдалина протянула императору с вестью о воскресении Христа простое белое куриное яйцо, а в ответ на это император воскликнул, что воскресения не может быть, как не может быть того, чтобы это яйцо вдруг стало красным. И тогда оно стало красным.

"Предание говорит о разном. И понятно, что мы не относимся к тексту житий как к тексту Священного Писания, принимая каждую их букву как истину в последней инстанции. Но это принципиальное свидетельство: она, как и другие члены первого христианского поколения, способствовала тому, что из захолустной провинции Римской империи христианство за несколько десятилетий распространилось по всему на тот момент цивилизованному миру. И мы его бережно храним", — подчеркивает отец Максим Козлов.

Случайная находка

Между тем косвенные свидетельства о жизни Марии Магдалины могут дать открытия археологов. Так, еще 20 лет назад ученые полагали, что древнеиудейское поселение Магдала и современный израильский город Мигдаль не имеют ничего общего. Но в 2009 году они случайно наткнулись на развалины древней синагоги, построенной не позже 29 года нашей эры. А затем нашли фрагменты жилых построек и многочисленные предметы утвари. С этого момента наука больше не сомневается в том, что родина равноапостольной Марии реально существовала.

Теперь специалисты тщательно исследуют ее окрестности. В прошлом году они раскопали византийскую церковь V века с напольной мозаикой, перевернувшей представления ученых о жизни раннехристианской общины.

Надпись на мозаике сообщает, что церковь построила местная жительница по имени Сусанна. Причем она упоминается без прибавления имени мужа или опекуна, что полностью противоречит обычаям римского общества первых веков нашей эры. По словам археологов, это говорит о более высоком, чем принято думать, статусе женщин в христианских общинах того периода. До этой находки косвенные свидетельства о положении христианок в обществе встречались лишь в жизнеописаниях мучениц, которые ради веры в Христа разводились с мужьями, то есть совершали крайне дерзкий для того времени поступок.

"Мы пришли к выводу, что Сусанна — независимая женщина, которая пожертвовала деньги церковной общине в этой галилейской деревне", — заявили археологи в интервью Times of Israel.

Находка спровоцировала очередной виток споров как о роли женщины в христианстве, так и о личном вкладе Марии Магдалины в так называемый "женский вопрос". Например, некоторые протестантские общины в США называют ее главным, или первым, апостолом. Но в Русской православной церкви с подобными утверждениями не согласны.

"Женский вопрос в церкви первых веков попросту не существовал. Понятно, что христиане действуют в определенном историко-цивилизационном контексте, с одной стороны, Римской империи, а с другой — ветхозаветного мира", — отмечает отец Максим Козлов.

Поэтому первые христиане, по его словам, не разрушали культурных основ того мира, в котором жили. Вместе с тем один из главных принципов христианства, что это учение одинаково адресовано как мужчинам, так и женщинам. Благодаря распространению в том числе и этой идеи церковь почитает Марию Магдалину не как раскаявшуюся блудницу, а как женщину, равную апостолам.

Двадцать веков не прекращаются яростные споры об этой загадочной женщине. О ней пишут сенсационные книги и снимают скандальные фильмы, её превозносят до небес и опускают ниже плинтуса. В мировой литературе Марию Магдалину изображали и несчастной проституткой самой низкой пробы, и богатой женщиной благородного происхождения. Её записывали то в спутницы, то в любовницы, то в жёны Иисуса Христа... А недавно появилась версия, что у них ещё и дети были! Кем же была эта женщина на самом деле? И почему её имя навеки оказалось связано с именем Иисуса Христа?

Тайна Святого Грааля

Главным источником информации о Марии Магдалине до сих пор являются канонические Евангелия Нового Завета. Но из этих своего рода немногословных мемуаров, написанных учениками Христа, узнать о Магдалине можно немногое.

Женщина неопределённого возраста и неизвестной наружности родом из иудейского города Магдала. Христос, как пишут в Евангелиях, сотворил с нею чудо - изгнал из Марии "семь бесов" . Как говорится в Евангелии, женщина с тех пор следовала за ним повсюду и "служила ему имением своим".

В страшный день казни Христа Мария Магдалина находилась рядом с ним на Голгофе. "Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина..." - написано в Евангелии от Марка. "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это", - описывал события Лука.

Именно близость Марии Магдалины к Христу во время его казни дала повод причислить её в будущем к посвящённым в мистическую тайну Святого Грааля - загадочной чаши, в которую, по легенде, собрали кровь распятого Иисуса.

Но Магдалина была не только свидетельницей казни. По словам французского историка Ролана Юро, ей "досталась неслыханная привилегия - она была первым человеком, который стал свидетелем воскресения Иисуса Христа".

Как рассказывается в Евангелиях, на третий день после казни Мария и другие женщины отправились к пещере, где похоронили Христа, чтобы совершить погребальный обряд - умастить тело усопшего благовониями и оплакать его. Однако гробницу они обнаружили пустой...

"А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов...И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего и не знаю, где положили его..." - так описывал происходящее Марк.

После этого Мария Магдалина, если верить Марку, неожиданно увидела воскресшего Учителя и услышала от него благую весть: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему..." (Евангелие от Иоанна).

С этой вестью окрылённая радостью Мария понеслась к ученикам Христа... Неслучайно французский историк Эрнест Жозеф Ренан впоследствии сделал вывод, что вся христианская религия, по сути, была рождена воображением одной экзальтированной женщины.

Почему в мировой культуре Марию Магдалину долгое время считали раскаявшейся грешницей и прелюбодейкой?

Толкователи евангельских текстов до сих пор предполагают, что в некоторых важных эпизодах Нового завета речь идёт именно о Марии Магдалине, хотя там её не называют по имени.

По версии этих богословов, женщина-прелюбодейка, которую хотели забросать камнями и которую спас Христос, - это Магдалина. Грешница, которая незадолго до казни возлила на Иисуса бутыль благовонного масла и отерла его ноги своими волосами, - это тоже Мария Магдалина. И Мария, сестра Лазаря, которого воскресил Иисус, тоже якобы очень похожа на Магдалину.

Однако все эти утверждения достаточно спорны. Прямых доказательств того, что в этих эпизодах речь идёт об одной и той же женщине, в Евангелиях нет. И по сути, единственным бесспорным доказательством порочности Марии Магдалины являются лишь изгнанные из неё семь бесов.

Но согласитесь, этого явно недостаточно для того, чтобы причислить женщину к разряду блудниц!

Евангелие от Марии

Откуда же пошли разговоры об особых отношениях между Марией Магдалиной и Иисусом Христом? В канонических Евангелиях об этом нет ни слова. Но существуют ещё так называемые апокрифические (не признанные официальной церковью) Евангелия, не вошедшие в церковный канон.

В прошлом века в старинной библиотеке Наг-Хаммади в Верхнем Египте учёные раскопали древнюю рукопись. Этот теперь уже знаменитый текст получил название "Евангелие от Марии". Главная мысль весьма туманного текста - особое, привилегированное положении Марии Магдалины при Иисусе Христе.

Если верить рукописи, именно Магдалина была любимой ученицей Спасителя и именно ей он доверил свою главную тайну.

"Пётр сказал Марии: "Сестра, мы знаем, что Учитель любил тебя иначе, чем других женщин. Скажи нам слова, сказанные Им тебе, которые ты помнишь и которые нам неизвестны..." Мария сказала им: "Я-возвещу вам то, что вам не дано было услышать..."

Если верить написанному, любовь Христа к Марии вызывала зависть других учеников.

"Возможно ли, чтобы Учитель так беседовал с женщиной о тайнах, которых не ведаем мы?.. Воистину ли Он избрал её и предпочёл нам? " - недоумевал Пётр. Но ему возражал Левий: "Конечно, Учитель очень хорошо её знал... Он любил её более, чем нас..."

О любви Иисуса к Марии Магдалине говорится и в других апокрифических Евангелиях, например, в Евангелии от Филиппа, где Марию называют "спутницей" Учителя. "Господь возлюбил Марию больше всех учеников и часто целовал её в уста... Прочие ученики спрашивали Его: "Почему ты любишь её больше остальных?" Спаситель отвечал: "Как получилось, что я не люблю вас так, как её? ", - написано в апокрифе.

О какой любви здесь идёт речь? Ведь целовать в уста можно и любимую ученицу. Но на основании этих текстов появилась версия, что Иисуса и Магдалину связывали отношения более интимные. Логично. А какие ещё отношения могут быть у мужчины, пусть и необыкновенного, с бывшей блудницей?

Гипотезу о плотских отношениях Иисуса и Магдалины в средние века подхватили некоторые христианские секты, например, катары. Как пишет французский историк Ролан Юро, в своих проповедях они открыто называли Марию Магдалину его "наложницей ".

Впрочем, были и такие богословы, которые хотели видеть Марию из Магдалы порядочной женщиной. Да к тому же ещё и богатой. Единственная строчка из Нового Завета о том, что "женщины, следовавшие за Христом, служили ему имением своим", дала богатую почву для гипотез! Именно на основе её предположили, что Мария Магдалина могла быть не нищей проституткой, а весьма состоятельной женщиной.

В XII веке архиепископ Генуи Яков Ворагинский написал свой знаменитый трактат "Золотая легенда", где Мария Магдалина изображена богатой и знатной владелицей фамильного замка Магдалон. После смерти Иисуса она якобы продала этот замок и пожертвовала деньги на создание первой христианской общины.

Согласитесь, в общественном сознании знатная богачка из Магдалы вполне годилась не только в любовницы, но и в законные жёны Учителю. К тому же по еврейским обычаям того времени, каждый мужчина обязан был вступать в брак. А поскольку в Новом Завете не сказано ни слова о семейном положении Христа, стали родиться версии о том, что семья у Спасителя всё-таки была!

Домыслы о браке Иисуса и Магдалины появились уже в средние века в сочинениях европейских богословов. По их предположениям, у этой семейной пары вполне могли быть и дети.

А почему бы и нет? Предполагать можно всякое.

Золотая легенда

В 1279 году возле французского города Сент-Боме в Провансе нашли гробницу с костями женщины. На лежавшем рядом пергаменте было написано, что останки принадлежат спутнице Иисуса Христа - Марии Магдалине. И с тех самых пор к мощам Магдалины не прекращается паломничество верующих христиан.

Но могла ли спутница Спасителя умереть во Франции? Дело в том, что существует знаменитая легенда о том, как сложилась жизнь Марии Магдалины после смерти Иисуса. Она описана в произведениях средневековых богословов - архиепископа Генуи Якова Ворагинского и епископа Майнца Рабана Мавра.

По версии Ворагинского, после казни Христа Мария Магдалина в течение 14 лет жила в Палестине и проповедовала слово Божье. Она поднимала моральный дух апостолов перед началом их миссии и даже распоряжалась "списком стран", к уда должны были отправиться ученики Христа.

Затем последовали гонения. "Язычники посадили их всех на корабль вместе с другими христианами и бросили посреди моря без кормчего, чтобы потопить их. Но Господь повелел, чтобы судно прибило к Марселю", - написал Яков Ворагинский в своей "Золотой легенде".

В Марселе, по версии автора, ученики Христа создали первую в Европе христианскую общину. Мария Магдалина добилась расположения местного правителя, вылечив его жену от бесплодия. И со временем её брат Лазарь стал епископом Марселя.

По версии Ворагинского, после этого Мария перестала проповедовать слово Божие и оставшиеся тридцать лет своей жизни провела в пещере под Марселем. Там она вела одинокую и аскетичную жизнь в беспрестанных молитвах до самой смерти.

Так, с лёгкой руки Ворагинского, в Западной Европе утвердился культ святой Марии Магдалины, а Франция прославилась как страна, давшая пристанище "блаженной любимице Христовой".

В средние века в Западной Европе также появилась легенда, что ученики Христа привезли с его родины замечательный артефакт - чашу, в которую ученик Христа Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя. Тайну Святого Грааля прочно связывали с Марией Магдалиной. О поисках Грааля в средневековье был написан целый цикл рыцарских романов про короля Артура.

По другой легенде, Мария Магдалина, кроме Святого Грааля, вывезла в Европу и другое сокровище - ребёнка Иисуса. Якобы этот ребёнок вырос и породнился со знатными людьми Франции, дав начало королевской династии Меровингов. Эту версию подробно изложил современный американский писатель Дэн Браун в своём романе-бестселлере "Код да Винчи".

Можно ли относиться к этим сочинениям всерьёз и верить всему написанному? Вряд ли. Сочинения средневековых авторов и модных писателей нашего времени построены лишь на догадках и предположениях. Ближе всех к правде канонические Евангелия Нового Завета, но и они не могут претендовать на полную историческую достоверность.

Впрочем, как показал недавний оглушительный успех романа Дэна Брауна, интерес современных людей к личности Иисуса Христа огромен. Возможно, учёные ещё сделают свои открытия - раскопают на святой земле новые рукописи или отыщут в архивах Ватикана новые документы - и прольют свет на эту загадку.

И тогда мы узнаем, был ли Иисус женат на Марии Магдалине на самом деле.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»