Сунь ян сен. Исаак ермашев - сунь ят-сен

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:


(1866-1925), лидер революционного движения в Китае, свергнувшего в 1911 в этой стране монархию. Родился в провинции Гуандун, недалеко от Кантона (Гуанчжоу). По ряду источников известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань ("Центральная Гора") - последнее является китайским аналогом его японского псевдонима "Накаяма". Родные края Сунь Ятсена были одним из тех мест Китая, откуда шел широкий поток иммигрантов. Благодаря своему старшему брату, перебравшемуся на Гавайи, Сунь смог учиться в Гонолулу, а затем в Гонконге, где в 1892 закончил курс западной медицины. Уже с юности он был ориентирован на Запад и "модернизацию" и в дальнейшем получал немалую поддержку от хуацяо (китайцев, живущих за рубежом) и торговцев, обосновавшихся в открытых портах Китая. Обращение в христианство создало ему дополнительные удобства в завязывании тесной дружбы с иностранцами. В то же время жгучая ненависть к западному империализму и восхищение успехами японской модернизации побудили его обратить взор к Японии, где он нашел приют, друзей, последователей и, со временем, поддержку для реализации своих планов. По окончании учебы Сунь некоторое время занимался медицинской практикой в Макао, где познакомился с членами тайных политических обществ. В 1894 он совершил поездку в Северный Китай и безуспешно пытался изложить свою программу модернизации маньчжурскому наместнику Ли Хунчану. В 1895, после катастрофической для Китая китайско-японской войны, Сунь Ятсен предпринял первую попытку организации восстания в Кантоне. Это восстание, как и десяток последующих, было подавлено. Сунь эмигрировал в Японию, где, перейдя на традиционную японскую одежду, стал жить под именем Накаяма. Позднее он перебрался в Лондон и здесь с трудом сумел спасти свою жизнь после того, как попал в засаду и был передан китайскому посольству. Твердо веря, что главным предназначением его жизни является успешное осуществление революции в Китае, он все же вернулся на Восток. С этого момента и вплоть до самой революции 1911 он много путешествовал, собирая средства и сторонников из числа живущих за рубежом китайцев. Некоторые из его наиболее амбициозных восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного один из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - Французский Индокитай. После победы Японии над Россией в 1905 революционное движение вступило в новую фазу. В том же году в Токио, где обучались тысячи китайских студентов, Сунь Ятсен организовал "Революционную лигу" ("Тунмэнхуй""). Главная цель Лиги - свержение маньчжурской династии, настолько затмила все другие цели, что участники движения не обращали внимания на отсутствие единства в своих рядах. В 1911, когда Сунь Ятсен находился в США, группа революционеров в Ханькоу, опасаясь провала своей организации, дала сигнал к началу практически не подготовленного восстания. К удивлению революционеров, воинские части перешли на их сторону, а чиновники монархической администрации не решились выполнить приказ о силовом подавлении мятежа. Маньчжурская династия была низложена, и Сунь Ятсен вернулся на родину триумфатором. Его незамедлительно избрали президентом Китайской Республики. Тем не менее командующий императорской армией Юань Шикай по-прежнему располагал значительными силами, чтобы разгромить республиканцев в случае военного противостояния. Именно поэтому Сунь Ятсен отказался от своего поста в пользу Юань Шикая. Веря, что защита завоеваний революции будет должным образом обеспечена новым конституционным механизмом, Сунь согласился заниматься лишь вопросами экономического планирования и сформулировал амбициозные программы развития железных дорог и промышленности. К его разочарованию, лидеры новой республики оказались далеки от единства в вопросе политической стратегии, и Юань Шикай (стремившийся занять императорский трон), прибегнув к насилию и международной финансовой помощи, развеял все надежды сторонников либерального парламентаризма. Сунь пытался бороться с Юанем, провозгласив в 1913 начало второй революции, но потерпел неудачу и вновь уехал в Японию. В течение нескольких следующих лет его шансы в политике котировались как никогда низко. В период господства местных милитаристов, последовавший после смерти Юань Шикая в 1916, Сунь Ятсен пытался вести переговоры о создании коалиции с Чэнь Цзюнмином, захватившим власть в Гуандуне: не имея армии, Сунь мог действовать на политической сцене лишь на условиях, которые ему ставили военные. Постепенно он начал восстанавливать свой высокий статус народного трибуна, используя новую волну национализма, возникшую как результат недовольства положениями Версальского договора среди студентов, торговцев и рабочих приморских городов Китая. Его обличения западного империализма способствовали росту его авторитета. В 1922, после неудачной попытки переиграть кантонских милитаристов, Сунь перебрался в Шанхай. Здесь он встретился с агентом Коминтерна А.А.Иоффе, направленным в Китай для поиска возможных союзников в деле проведения просоветской политики. В 1923, достигнув взаимопонимания с Иоффе, Сунь смог получить широкую поддержку России в создании "Объединенного фронта", хотя и не дал склонить себя к признанию коммунистического пути развития Китая. В соответствии с указаниями русского советника М.М.Бородина, Гоминьдан - политическое детище Сунь Ятсена - был реорганизован по принятому в компартиях принципу "демократического централизма", предусматривавшему сосредоточение всей власти в руках небольшой группы лидеров. Были экипированы и подготовлены вооруженные отряды; китайские коммунисты, в соответствии с соглашением присоединившиеся к Гоминьдану, стали проводить пропагандистскую и организационную подготовку военной акции Чан Кайши, перед которым стояла задача покончить с властью милитаристов в провинциях. В этот период Сунь выступил с серией лекций, которые в итоге оформились в революционную программу, ставшую развитием его "Трех народных принципов" ("Сан Минь Чжу И"), впервые провозглашенных в 1905. Из трех принципов Суня первый - "народное правление" (часто переводимый как "национализм") - уже давно был главным и в его мыслях, и в призывах. Этот принцип подчеркивал значимость восстановления равенства Китая с западными державами, превратившими Китай в свою коллективную колонию, и призывал к готовности жить едиными помыслами с нацией. Второй принцип - "народные полномочия", часто трактуемый как "демократия", - аккумулировал идеи Суня об организации власти. Сунь Ятсен верил, что народ, даже обретя самостоятельность, все еще неспособен распоряжаться ею, к чему его и должна была подготовить национальная элита - Гоминьдан. Заимствуя в свободной форме западные теории, Сунь был готов дать народу четыре инструмента властных полномочий - выборы, агитацию, законодательную инициативу и референдум. Сформированное из подготовленных специалистов правительство должно было состоять из пяти ветвей: законодательной, исполнительной, правовой, гражданско-административной и цензурной. Наконец, развивая третий принцип - "народное жизненное достояние", что иногда переводится как "социализм", Сунь обращался к идеям Г.Джорджа и некоторых других теоретиков и пытался доказать, что дифференцированный земельный налог сможет стать основой для решения фискальных и аграрных проблем в Китае. В конце 1924 Сунь Ятсен отправился в поездку по Северному Китаю в последней надежде провести плодотворные переговоры с военными лидерами провинций, однако вскоре серьезно заболел.
Умер Сунь Ятсен в Пекине 12 марта 1925.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "СУНЬ ЯТСЕН" в других словарях:

    - 孫逸仙 … Википедия

    - (Sun Yatsen) (1866–1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в… … Политология. Словарь.

    СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912),… … Философская энциклопедия

    Сунь Ятсен - Сунь Ятсен. Сунь Ятсен. Сунь Ятсен (: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) () китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    - (др. имена: Сунь Чжуншань Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый (временный) президент Китайской… … Большой Энциклопедический словарь

    - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925 гг.) китайский революционер демократ. Создал в 1894 г. революционную организацию Синчжунхой, в 1905 г. более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 1913… … Исторический словарь

    Сунь Ятсен - (другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (1866 1925), китайский политический деятель. Создал в 1894 революционную организацию Синчжунхой, в 1905 более массовую революционную организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911 13, первый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ермашев И

СУНЬ ЯТ-СЕН

Главной задачей в моей жизни я ставил себе революцию.

Сунь Ят-сен


Часть I. ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Глава первая

ВЭНЬ - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН

1. Горячая земля

Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.

СУН ЯТ-СЕН

Сунь Ят-сен (в кит. лит. произношении - Сунь И-сянь, др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 - 12.III.1925), - кит. революционер-демократ, друг Сов. Союза. Род. в пров. Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами нар. жизни, произволом кит. помещиков и маньчжуро-кит. властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) мед. ин-та (1892) встал на путь непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в к-рой видел олицетворение всех бед и осн. причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию Синчжунхой, предпринявшую 25 окт. 1895 в Гуанчжоу (Кантон) вооруж. выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, С. Я.-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатич. миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно С. Я.-с. удалось освободиться из заключения. В 1905 он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революц. орг-цию Тунмэнхой (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные С. Я.-с. "три народных принципа": национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и нар. благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей амер. буржуазного экономиста Г. Джорджа).

На протяжении 1895-1911 руководимые С. Я.-с. революц. орг-ции провели десять вооруж. восстаний против цинской монархии, пока, наконец, 10 окт. 1911 не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в г. Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в дек. 1911 С. Я.-с. был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей к-рого официально вступил 1 янв. 1912. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского пр-ва, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа против маньчжурской монархии и нац.-освободит. движению в Китае, дал высокую оценку С. Я.-с. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)), но в то же время указывал и на утопизм планов С. Я.-с. избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями рус. народников. После отречения в февр. 1912 маньчжурской династии от престола, С. Я.-с. вынужден был под давлением сил внутр. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакц. силами за создание демократич. республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период воен. диктатуры Юань Ши-кая С. Я.-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа гэминдан (Кит. революционная партия). Однако до Вел. Окт. социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутр. и внеш. реакции.

Победа Окт. революции в России оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину телеграмму, в к-рой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Сов. страны в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революц. силам Юж. Китая, во главе к-рых он стоял, произвели на С. Я.-с. неизгладимое впечатление. По его просьбе Сов. пр-во направило в Гуанчжоу - столицу революц. пр-ва Юж. Китая группу воен. специалистов. На пост своего политич. советника С. Я.-с. пригласил осенью 1923 старого рус. профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеод. и антиимпериалистич. сил. С. Я.-с. установил тесную переписку с сов. дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Окт. революции и революц. практики Китая "три народных принципа" С. Я.-с. наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистич. и антифеод. фронта. В 1924 С. Я.-с. провозгласил свои три основные политич. установки - нерушимый союз с Сов. Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крест. массы. Смерть С. Я.-с. помешала ему довести до конца дело нац. освобождения Китая. Последним документом, подписанным С. Я.-с. накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в к-ром он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества.

С. Я.-с. посвящена большая лит-ра. Книги бурж. авторов, изд. при жизни С. Я.-с., проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное гос-во (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни С. Я.-с. бурж. пресса злобно нападала на него, называя "идеалистом", "слепым орудием в руках Кремля и кит. коммунистов". Книги 30-40-х гг. амер., зап.-европ., япон. и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить С. Я.-с. сторонником империалистич. держав, набожным христианином, поклонником амер. и англ. бурж. демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven - L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D"Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах бурж. ученых, изданных после победы Кит. революции (1949), С. Я.-с. продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистич. интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917-1924, N. Y., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку С. Я.-с. (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche delle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.).

Основоположником марксистской историографии о С. Я.-с. был В. И. Ленин, к-рый в своих работах, написанных в 1912-1913, дал четкую оценку клас. сущности программы С. Я.-с, показал на примере жизни и деятельности кит. революционера-демократа, что в Азии буржуазия еще не исчерпала революц. возможностей и способна вести борьбу против феод, и империалистич. сил (В. И. Ленин, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3). Сов. историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революц. борьбы С. Я.-с. (перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографич. указатель), сост. И. К. Глаголева, М., 1966).

В КНР в 1957 вышла книга Чэнь Си-ци "Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза" (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Кит. ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революц. Деятельности C. Я.-с. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисл. воспоминания о С. Я.-с. (см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1-6, Пекин, 1961-63).

Соч. Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1-2, Пекин, 1956; в рус. пер. - Избр. произв., М., 1964.

Лит.: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Тихвинский С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966.

С. Л. Тихвинский. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "СУН ЯТ-СЕН" в других словарях:

    См. Сунь Ят сен … Большая советская энциклопедия

Китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей.


Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). Его родным языком был чжуншаньский диалект китайского. Несколько лет ходит в местную школу, затем уехал на Гавайи, куда раньше переселился его старший брат. Изучил английский, математику. В 1883 году вернулся в Китай.

В 1892 окончил Гонконгский медицинский институт. В 1894 году основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, США, Канаде и Японии, собирая деньги на революционную борьбу. В 1905 году в Токио возглавил объединение китайских революционных организаций - Китайский революционный объединённый союз.

После победы Учанского восстания в октябре 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай и был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден был оставить этот пост. В 1912 создал партию Гоминьдан.

Сунь Ятсен имеет титул «отца нации», присвоенный ему посмертно правительством в 1940-м году. Родился недалеко от Кантона в 1866 году в деревне Цуйхэн. При рождении получил имя Вэнь. Ещё известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Центральная Гора» - данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». В 1884 году Сунь Ятсен переехал в Гонконг, где учился в Центральной государственной школе, а после ее окончания в 1886 г. вместе со старшим братом поступил учиться в медицинский колледж на Гавайи, в Гонолулу, который закончил с отличием. В истории известен как великий практик и как основатель Гоминьдана.

Эмигрировал в Японию после подавления кантонского восстания, позднее перебрался в столицу Британской империи. Позже, твердо веря, что главным предназначением его жизни является революция в Китае, вернулся на Восток. Некоторые из его восстаний были подготовлены с зарубежной помощью: базой одного из них стал контролируемый японцами Тайвань, другого - французский Индокитай. В 1905 году, будучи в Токио, Сунь Ятсен организовал Объединенную лигу «Тунмэнхой», популярную среди тысяч китайских студентов, обучающихся в столице Японии.

Маньчжурской династии пришёл конец. Сунь Ятсен был избран президентом Китайской Республики. Вскоре отказался от этого поста в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В 1913 году Сунь Ятсен провозгласил начало второй революции, но потерпел фиаско и бежал в Японию.

В 1922 происходит столкновение между ним и Чэнь Цзюнмином. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, идет на сотрудничество с коммунистами, с надеждой на военную финансовую поддержку Коминтерна. Считает высшей целью создать мощную державу, которая сможет занять принадлежащее ей по праву место среди сверхдержав. 12 марта 1925 года здоровье Сунь Ятсена не выдерживает вечной революционной нагрузки.

В историю мировой политической мысли Сунь Ятсен вошёл своим учением о трёх народных принципах и конституции пяти властей. Идея о трёх народных принципах заключалась в национализме, народовластии, народном благосостоянии. Идея же о пяти ветвях власти заключалась в необходимости идеального демократического государства руководствующегося следующими ветвями властей: законодательная, судебная, исполнительная, селективная и контрольная.

Сунь Ятсена даже сравнивают с великими Конфуцием и Мэн-цзы. Говорят, что они просто верили, что их предназначение - спасти Китай от разобщённости. Но при этом ни Конфуций, ни Мэн-цзы не смогли осуществить свои идеи на практике. Сунь Ятсен , напротив, вошел в историю Китая не как мыслитель, а как выдающийся политический деятель. Его даже называют «Конфуцием в реальной политике». Сунь Ятсен работал над тем, чтобы в Китае была проведена экономическая реформа: - перераспределение земельной собственности под лозунгом «земля - крестьянам». Ещё Сунь Ятсен часто говорил, что нужно прийти к новой концепции, опровергающей старое народное выражение: «Познать просто, осуществить на практике трудно». Сунь Ятсен знал, что только новое отношение к практике способно революционизировать Китай и он всегда был на пути достижения практического результата.

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) - китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию “Союз возрождения Китая”, ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644-1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй (“Объединенный союз”), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь-апрель 1912). В 1923-24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.

Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на “трех великих принципах”, известных в китайской марксистской литературе как “три народных принципа” (сань минь чжуи): “национализм”, “народовластие”, “народное благосостояние”. До Синьхайской революции принцип “национализма” у Сунь Ятсена означал “национальную революцию” - свержение маньчжурской династии; “народовластие” - “политическую революцию”, т. е. свержение монархии; “народное благосостояние” - “социальную революцию” и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном “три народных принципа” претерпели изменения. Принцип “национализма” стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип “народовластия” означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: “период военного правления”, “период политической опеки” со стороны правящей партии, “период конституционного правления”. Принцип “народного благосостояния” - это “социализм”, или принцип “Великого единения” (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа “каждому пахарю - свое поле” посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.

Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения “знания и действия” (чжи - син). Выработал собственную концепцию - “действие легко, знание трудно”, - подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди “не знали и действовали”; на 2-м - “действовали и затем уже знали”; на 3-м - “знают и затем действуют”. Отождествлял таи цзи (“Великий предел”) с западным понятием “эфир”, в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития “жизненного начала”, подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную “чувством и сознанием”. Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на “всеобщем принципе” (гун ли, см. ^Тв-принцип; здесь - синоним справедливости) и “благосмыслии” (лян чжи, см. также Ван Янмин) - врожденном “знании блага”. Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан.

Соч.: Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ятсена), т. 1-5. Пекин, 1981-85; Избр. произв. М., 1985. Лит.: Тихвинский С. Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986; Сунь Ятсен. 1866-1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

  • - в поздней кит. нар. миф. бог-покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - - китайский революционер, первый президент Китайской Республики, мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге...

    Философская энциклопедия

  • - - древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” ...

    Философская энциклопедия

  • - выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель...

    Дипломатический словарь

  • - Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун...

    Политология. Словарь.

  • - Сунь У, - др.-кит. полководец и воен. теоретик...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа С. Б. реальное историческое лицо - стратег 4 в. до н. э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в...

    Энциклопедия мифологии

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Энциклопедия мифологии

  • - см. Сунь Ят-сен....
  • - , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сунь У, древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514-496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в китайской мифологии бог - покровитель сапожников и кожевников...
  • - в китайской мифологии три божества - повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках...

    Большой энциклопедический словарь

  • - в китайской мифологии бог - покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо...

    Большой энциклопедический словарь

  • - китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый президент Китайской республики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве...

    Большой энциклопедический словарь

"СУНЬ ЯТСЕН" в книгах

СУНЬ ЯТСЕН

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

СУНЬ ЯТСЕН (род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Сунь-Цзы

Из книги Законы успеха автора

Сунь-Цзы Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Если вы знаете своих врагов и себя, вы одержите победу во всех сражениях; если вы не знаете своих врагов, но знаете себя, вы выиграете одно из каждых двух сражений и одно проиграете;

СУНЬ-ЦЗЫ

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

СУНЬ-ЦЗЫ Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Благоприятные возможности множатся, если ими умело пользуются. Управлять многими людьми – то же самое, что и управлять несколькими. Это вопрос организации. Вождь ведет не силой, а

Сунь-цзы

Из книги Душа Востока автора Хорев Валерий Николаевич

Сунь-цзы Принято считать, что автором трактата «Искусство войны» является знаменитый полководец Сунь У, современник Конфуция (VI в. до н. э.).Стратагемы, проверенные им в бесконечных войнах, безошибочно действуют и в наши дни, например в бизнесе. Владельцы многих японских

2. Революционное движение и Сунь Ятсен

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

СУНЬ ПИН

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Сунь-Цзы

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

Сунь Ятсен и его философия

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Сунь Ятсен - президент Китая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.)

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Начало революционного движения. Сунь Ятсен

Из книги автора

Начало революционного движения. Сунь Ятсен В те же годы зарождалось другое оппозиционное течение, которое со временем станет для династии опаснее реформистского – революционное. Его становление связано в первую очередь с именем великого политического деятеля,

Сунь-цзы

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Сунь-цзы Между VI и IV вв. до н. э.Великий китайский полководец и мыслитель. Автор «Трактата о войне». Один из выдающихся последователей учения Конфуция.Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.Взимание непомерных налогов - это путь,

23. СУНЬ ЦЗЫ

Из книги 100 великих полководцев автора Лэннинг Майкл Ли

23. СУНЬ ЦЗЫ китайский теоретик (ок. 400–330 до н. э.) В IV в. до н. э. китаец Сунь Цзи написал классический труд «Пин-фа» («Искусство войны»). Одно из самых ранних дошедших до нас сочинений по военной теории и стратегии. Многие столетия этот трактат, разделенный на тринадцать

Сунь Ят-сен

БСЭ

Сунь-Цзы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»