Какие отношения между кндр и китаем. Китай и Северная Корея: запутанное партнерство

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Корейский кризис уже грозит России. Как заявил сенатор Виктор Озеров , системы ПВО на Дальнем Востоке приведены в состояние повышенной боеготовности в связи с ситуацией вокруг КНДР. Эта информация позже была опровергнута, но судя по заявлениям президента США: «Военное решение полностью готово (locked and loaded) на случай, если Северная Корея поведет себя недостаточно мудро. Надеюсь, Ким Чен Ын найдет иной путь!». Об этом Дональд Трамп написал Twitter .

А все началось с того, что 5 августа Совет безопасности ООН принял резолюцию, вводящую убийственные санкции против Северной Кореи за то, что она продолжает испытания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в нарушение ранее принятых резолюций ООН.

Эта резолюция бьет по главным статьям экспорта Северной Кореи, включая уголь, железо, железную руду, свинец, свинцовые руды и морепродукты. Мишенями также становятся иные источники доходов — такие, как банки и совместные предприятия с иностранными компаниями.

Резолюция 2371 была навязана (ну кем же еще?) Соединенными Штатами Америки — Верховным Агрессором всей Вселенной. Верховный орган глобального мира, Совет безопасности ООН, никогда не наказывал эту исключительную страну-изгой и никогда не накладывал на нее санкций. А наказать было и есть за что — на протяжении последних 70 лет эта страна в боевых действиях и в результате бомбардировок беспилотниками в незаконных войнах за свою гегемонию убила миллионы людей по всему земному шару.

Резолюция против Северной Кореи была принята единогласно всеми 15 членами Совета безопасности ООН, включая союзников Северной Кореи Китай и Россию. У них могли быть свои собственные стратегические и эгоистические причины не проявить солидарность с Северной Кореей, не наложить вето на резолюцию и не предложить вместо нее меры дипломатического воздействия. Эти дипломатические меры могли бы призвать к разуму ястребов в Вашингтоне и Пентагоне и остановить зверскую кровожадность Трампа, выкрикивающего ядерные угрозы из своего гольф-клуба в Бедминстере, штат Нью-Джерси: «Их встретит такой огонь и такая ярость, каких мир еще никогда не видывал». Россия и Китай могли бы предложить альтернативную резолюцию, которая предлагала бы заняться поисками диалога и заставила бы Вашингтон прекратить разжигать войну.

Но Россия и Китай этого не сделали. Что весьма печально.

Полным позором является то, до какой степени прогнулся весь мир ради того, чтобы ублажить Вашингтон и хозяев его темного «глубинного государства», которые дергают за ниточки марионеток в Белом доме! Неужели же мы стали миром вассалов умирающей империи?

Те же самые агрессоры, возглавляемые Вашингтоном, более 60 лет назад уже разрушили Северную Корею, убив треть ее 10-миллионного населения. США не позволили подписать мирный договор. Вместо этого, Корейской народно-демократической республике, живущей по шаткому пакту о перемирии, постоянно угрожают из многочисленных военных баз США в Южной Корее и Японии, укомплектованных флотилиями самолетов и кораблей. Воздушное пространство КНДР постоянно нарушается американскими бомбардировщиками; военные маневры вооруженных сил США, Южной Кореи и Японии являются постоянным устрашением для народа Северной Кореи, ведущего нормальную мирную жизнь. А военно-демаркационная линия, проходящая по 38-й параллели, уже на протяжении жизни трех поколений или более поддерживает разделение обычных корейских семей.

Режим Ким Чен Ына показывает всему миру всего лишь свою готовность защищать достижения КНДР по изумительному восстановлению страны и отстаивать всеобъемлющие социальные гарантии по бесплатному образованию и медицинскому обеспечению всего народа, численность которого сейчас превышает 25 миллионов человек. Северокорейские средства ядерного сдерживания ни для кого не представляют угрозы — ни для Японии, ни для ее Южного брата, ни, тем более, для Соединенных Штатов. И Трамп чертовски точно знает это. Его похвальба об «огне и ярости» — ни что иное, как бряцание оружием, шоу мультимиллиардера-психопата, гоняющего гольф-мячики и упивающегося властью над, слава Богу, разваливающейся империей. Он не посмеет тронуть Северную Корею, потому что тогда он познает «огонь и ярость» союзников КНДР — России и Китая — несмотря на их неудачное голосование в СБ ООН.

Считается, что санкции ООН — если они будут соблюдаться — сократят ежегодные экспортные поступления Северной Кореи на 1 миллиард долларов. Это может повергнуть страну, благодаря предыдущим западным санкциям уже изолированную, в крайнюю нищету и голод. И хотя маловероятно, чтобы Китай, на долю которого приходится 90% внешней торговли Северной Кореи, будет придерживаться этих санкций, они, все равно, являются бесчестной угрозой.

Посмотрим на законность санкций ООН в более широком контексте — таком, которое народы мира либо не знают, либо забыли.

Глава VII Устава ООН описывает Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Эти действия конкретно излагаются в статьях 39, 40, 41 и 42 Главы VII:

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, предусмотренных статьей 39, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.

Односторонние санкции в отношении другой страны — главный инструмент, который Соединенные Штаты своевольно применяют в отношении любой страны, которая не лижет их сапоги, совершенно незаконны и являются нарушением международного права.

Законность санкций ООН крайне сомнительна в большинстве случаев и, в частности, в случае с Северной Кореей, поскольку эти санкции воздействуют на права человека, а именно на экономические, социальные и культурные права гражданского населения. Совокупный негативный эффект от этих санкций может привести к гуманитарной катастрофе, выражающейся в нехватке определенных товаров и услуг, существенно необходимых для того, чтобы гарантировать базовые условия жизни (Gebs, Robin. «Humanitarian Safeguards in Economic Sanctions Regimes: A Call for Automatic Suspension Clauses, Periodic Monitoring, and Follow-Up Assessment of Long-Term Effects». The Harvard Human Rights Journal 18 (2005), p. 173).

В случае с Северной Кореей эти санкции являются полным фарсом, поскольку главным агрессором не является и никогда не была Северная Корея. Агрессором являются и всегда были Соединенные Штаты.

Однако, никакому государству на этой прекрасной планете не приходит в голову ввести санкционный режим против США через Верховный орган Мира и Безопасности ООН. Но почему же? Да потому что все они боятся ответных мер со стороны США. Хотя, Россия и Китай вместе с блоком «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС), который уже объединяет половину населения мира, контролируют треть глобального экономического продукта и находится на пути к отказу от гегемонии американского доллара, вроде бы, не должны больше бояться ответных мер. Но, все равно, боятся?

Просто нелепо, как весь мир, эта Лига Наций, как ее раньше называли, живет с мозгами, до основания промытыми, чтобы практически безо всяких исключений и вопросов, не моргнув глазом, мириться со зверствами Вашингтона, с его преступлениями против человечества, с беспорядочными убийствами десятков миллионов человек по всему миру. Но в то же самое время, эта «Лига Наций» в едином порыве проявляет «солидарность», чтобы с готовностью задушить маленькое смелое государство Северную Корею, которая лишь проводит испытания своих возможностей на самооборону перед лицом незаконных угроз верховного агрессора всего мира — Соединенных Штатов Америки.

Автор (Peter Koenig ) — экономист и геополитический аналитик, ранее работал во Всемирном банке. Читает лекции в университетах США, Европы и Южной Америки. Его статьи публикуются в таких изданиях, как Global Research, ICH, RT, Sputnik, PressTV, The 4th Media (China), TeleSUR, The Vineyard of The Saker Blog и других ресурсах.

Copyright Peter Koenig, Global Research, 2017

Перевод Сергея Духанова.

Похоже, Китай все больше недоволен поведением Северной Кореи, и такое недовольство может дойти до того, что он откажется от своей многолетней поддержки Пхеньяна. Будучи крупнейшим экономическим спонсором Северной Кореи, Пекин на протяжении многих лет предоставляет этому режиму экономическую помощь и обеспечивает дипломатическую защиту от Соединенных Штатов и прочих государств. Людям посторонним китайский альянс с Северной Кореей может показаться реликтом холодной войны, не имеющим особого права на существование в 21-м веке. Однако та поддержка, которую Пекин продолжает оказывать Пхеньяну, основана в большей степени не на общей идеологии и не на истории сотрудничества прошлых лет, а на расчетах Китая по поводу собственной безопасности.

Пожалуй, нынешние отношения между двумя странами можно лучше всего охарактеризовать часто повторяемой фразой о том, что две страны «близки как губы и зубы». Это отнюдь не заявление о крепкой дружбе, а вторая половина китайского афоризма «когда губы исчезнут, зубам будет холодно». Этим и объясняется китайская заинтересованность в поддержании северокорейского режима. Северная Корея играет роль буферного государства на северо-востоке Китая, и хотя Пхеньян может использовать такую потребность Пекина в буфере в своих интересах, северокорейское руководство не питает иллюзий и прекрасно понимает, что Китай заинтересован в выживании его режима лишь в той мере, в какой он продолжает играть роль буфера.

Думает Китай или нет о серьезных изменениях в отношениях с Северной Кореей, связи между двумя странами определяются в равной степени географией, историей и выбором. Корейский полуостров примыкает к северо-востоку Китая, который называется Маньчжурия. Северную Корею от Китая отделяет река Ялу, и район на западной оконечности границы, проходящей по горной местности, играет роль пропускного пункта между двумя странами. География Северной Кореи не дает возможности оказывать серьезное сопротивление противнику в случае стремительных перемещений войск как в северном, так и в южном направлении, в чем две страны неоднократно могли убедиться в прошлом.

Иногда приграничные районы доставляли неприятности китайским империям, которым приходилось сражаться с различными захватчиками и противостоять растущей военной мощи Кореи. А иногда полуостров служил проводником для проникновения китайской культуры в Японию, и периодически становился главной площадкой военной конфронтации между Пекином и Токио. В 19-м веке, когда Европа и Америка расширяли свою деятельность в Азии, национальная безопасность Китая могла оказаться под еще более серьезной угрозой, если бы иностранные державы заняли в Корее господствующее положение. А во времена холодной войны Северная Корея обеспечивала стратегический буфер, защищавший КНР от американских войск, дислоцировавшихся в Японии и Южной Корее. Эту функцию она выполняет до сих пор.

История вражды

Оценивая собственное стратегическое положение и стратегические позиции друг друга, Китай и Северная Корея очень многое черпают из истории. Китай видит в Северной Корее весьма полезный буфер, который, однако, может втянуть его в войну, а также ослабить либо сдержать попытки Пекина добиться своих стратегических целей. Для Северной Кореи Китай является партнером, без которого ей не обойтись, и который посредством тщательных манипуляций будет и впредь финансировать и защищать Пхеньян. При этом КНДР постоянно рискует утратить контроль над собственным будущим, отдав его в руки китайцев. Данные идеи не отличаются особой новизной - они основаны на многовековом опыте взаимодействия и взаимовлияния, но Китай и Северная Корея извлекают разные уроки из этой истории.

Северные корейцы ведут свое происхождение и отчасти свою национальную философию от царства Когурё, которое существовало с 37 года до н.э. до 668 года н.э. Его центр находился на территории сегодняшней Северной Кореи, а само царство простиралось вглубь нынешнего северо-востока Китая. В седьмом веке одна китайская династия изнурила себя попытками захватить Когурё, а преемник той династии добился успеха лишь после того, как заключил непродолжительный союз с доминирующим царством, расположенными на территории нынешней Южной Кореи. То, что китайские династии посягали на царство Когурё, свидетельствовало о их обеспокоенности по поводу сильной державы на китайской границе. Такая обеспокоенность сохраняется по сей день. Китай и обе Кореи и сегодня периодически вступают в научную перебранку по вопросу исторической принадлежности царства Когурё. Отчасти это делается для того, чтобы оправдать сохраняющийся контроль Пекина над Северной Кореей, а также в случае объединения Севера и Юга подвергнуть сомнению любые возможные правопритязания Кореи на корейское население, живущее на китайской стороне реки Ялу,

Корейский полуостров также использовался в качестве маршрута для вторжения как Китаем, так и Японией. В 13-м веке, после более чем двадцатилетнего конфликта, династия Юань наконец разгромила правящее корейское царство, подчинила его себе и при помощи корейских корабелов, солдат и припасов провела два наступления на Японию, которые в итоге закончились неудачей. После объединения Японии при Тоётоми Хидэёси, произошедшего спустя три века, японцы начали крупномасштабное вторжение в Корею на пути в Китай, которым правила династия Минь. Шестилетняя война показала один из важных недостатков в корейской обороне - японцы стремительно продвинулись на север полуострова, захватив по пути Сеул, Кэсон и Пхеньян. Войска династии Минь были спешно переброшены в Корею, чтобы остановить быстро наступавших японцев, которые практически лениво отмахивались от совершенно неподготовленной корейской армии.

Благодаря китайским пушкам и маневренным войскам с юга Китая, а также корейском флоту, который умело перерезал пути снабжения японцев, ситуацию удалось переломить. Но на всем протяжении вторжения китайцы и корейцы мало в чем соглашались. Правившая в Корее династия Чосон считала, что защищает династию Минь от японских агрессоров, и требовала, чтобы китайцы полностью разгромили японцев, а если возможно, то и поработили их. Корейцы также боялись, что Китай воспользуется возникшей возможностью и оставит свои войска на полуострове надолго. Китайцы же были готовы согласиться на сохранение корейского государства в качестве буферной зоны, а также на японскую оккупацию южной части Кореи. Во время войны они часто объявляли о прекращении огня, а корейцы считали, что это слишком выгодно для японских и китайских интересов, но не для корейских. Интервенция во время японского вторжения, как и интервенция периода Корейской войны, длившейся с 1950 по 1953 годы, была основана не на корейских интересах, а в значительной мере на интересах китайцев.

Хотя корейцев беспокоило возможное владычество китайцев, с седьмого столетия различным корейским царствам удавалось сохранять свою независимость и самостоятельность за счет того, что они номинально соглашались с имперскими замыслами Китая и на особые взаимоотношения с китайскими династиями. Это позволяло Китаю сохранять уверенность в лояльности Кореи на границе, а Корея получала определенные гарантии того, что Китай не будет на нее нападать. Для обеих стран это был брак по расчету и по необходимости, и этим принципом они руководствовались в своих отношениях.

Такая ситуация с недолгими перерывами сохранилась и в 19-м веке, в то время как европейские колониальные державы изматывали Китай войнами. Китай ревностно отстаивал право Кореи на самоизоляцию от внешнего мира. Пекин был недостаточно силен, чтобы военными средствами обеспечивать сохранение стратегического буфера, каким являлась Корея. Поэтому он использовали свои особые отношения с Кореей, действуя методами дипломатии. Пекин время от времени заявлял свои права на сюзеренитет над Кореей, превращая это в условие для продолжения диалога с государством-отшельником, а также утверждал, что несмотря на особые взаимоотношения, корейцы сами формируют и проводят внешнюю политику, а поэтому Китай не отвечает за их действия. Главная цель Китая заключалась в том, чтобы не дать иноземцам взять Корею под свой контроль.

В конечном итоге Китай потерпел неудачу. Совершая в начале 20-го века сложные маневры между китайцами, русскими, корейцами и прочими, Япония взяла власть над Корейским полуостровом в свои руки. Эффективно удерживая Корею под своим контролем, японцы практически лишили Китай и прочие державы любых шансов на использование этой территории в качестве плацдарма для вторжения на японские острова. Владея Кореей, японцы сумели захватить новые территории в Маньчжурии, и тем самым лишний раз показали Китаю, насколько важна Корея для его интересов национальной безопасности.

Корея как стратегическое преимущество

В конце Второй мировой войны Китай занимался своей гражданской войной и был не готов к восстановлению особых отношений с Кореей. Но к 1949 году китайские коммунисты в основном одержали верх у себя дома, и оккупационные советские войска ушли из Северной Кореи. Новое коммунистическое правительство этой страны, сформированное после ухода японцев и раздела полуострова на две части в 1945 году, консультировалось с Москвой и Пекином и, пожалуй, манипулировало ими, добившись в результате военной поддержки своему вторжению на Юг.

Пока Пхеньян готовился к нападению на Южную Корею, в Китае шли приготовления к высадке через пролив на Тайвань. Но китайцам пришлось отложить свои планы. Через несколько дней после начала боевых действий между Северной и Южной Кореей в июне 1950 года Соединенные Штаты направили свои корабли в Тайваньский пролив для защиты националистического правительства в Тайбэе. Когда спустя несколько месяцев войска Севера были остановлены и отброшены обратно к реке Ялу, у Китая не осталось иного выбора, и он был вынужден переключить свое внимание с Тайваня на Корейский полуостров, вступить в Корейскую войну и заняться гораздо более насущной угрозой, возникшей у него на границе.

Советы, обеспокоенные тем, что в результате успешных действий по разгрому националистов на Тайване Пекин обретет свободу действий и сможет предпринять попытку политического примирения с США, в ходе Корейской войны обеспечили сохранение враждебности между Соединенными Штатами и Китаем. Действия северных корейцев в случае их успеха могли быть выгодны КНР, но вместо этого они помешали Пекину восстановить свою власть над Тайванем, на два десятилетия испортили его отношения с Вашингтоном, и в итоге Китай оказался ответственным за поддержку слабого государства, находящегося на важной границе с ним. Северные корейцы были благодарны китайцам за вмешательство, но при этом, как и во время предыдущих интервенций, китайцев опять устраивал раздел Кореи, поскольку это позволяло им сохранить свой буфер.

Хотя после войны северные корейцы сумели воспользоваться усиливавшимся в то время советско-китайским расколом, добиваясь экономических уступок от соперничавших между собой коммунистических держав, после распада Советского Союза и окончания холодной войны северокорейский режим встал перед незавидным выбором: либо пойти на риск утраты контроля над страной, попытавшись ее реформировать и открыть навстречу внешнему миру (пример Советского Союза и многих стран Восточной Европы не способствовал выбору такого пути), либо согласиться на другой риск, оставив для себя лишь одного спонсора в лице Китая. Но Пхеньян выбрал свой путь: он решил создать мощные силы ядерного сдерживания любых военных акций и угрожать применением этих сил, выбивая экономические уступки из американцев, японцев, южных корейцев и всех тех, кому дороги мир и стабильность. Пхеньян также решил использовать страх Китая перед утратой своего стратегического буфера.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Дональд Трамп упрекал власти Китая в том, что они оказывают недостаточное давление на Северную Корею

Председатель КНР Си Цзиньпин призвал Дональда Трампа и власти Северной Кореи проявить сдержанность и воздержаться от "слов и действий", которые могут усилить напряженность.

Ранее президент США предупредил Северную Корею, что ей грозят "большие-пребольшие неприятности", если что-нибудь произойдет с островом Гуам, на котором расположена американская военная база.

Выступая в Бедминстере, гольф-курорте в штате Нью-Джерси, Трамп пообещал, что эта территория будет "в полной безопасности", и пригрозил дальнейшим усилением санкций в отношении КНДР.

После этого у Дональда Трампа состоялся телефонный разговор с Си Цзиньпинем. Как сообщают китайские СМИ, председатель Си отметил, что в интересах как КНР, так и США добиться того, чтобы Корейский полуостров стал безъядерной зоной.

Согласно сообщению Белого дома, обе стороны пришли к общему пониманию того, что Северная Корея должна прекратить свое "провокационное и агрессивное поведение".

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Никто не любит мирных решений больше, чем президент Трамп", - заявил американский лидер, выступив с очередной грозной тирадой в адрес КНДР

"Будем надеяться, что так и будет, - сказал Трамп ранее. - Никто не любит мирных решений больше, чем президент Трамп, уверяю вас".

В пятницу президент США предупредил, что американская армия "готова к бою". "Военные пути решения наготове, к бою готовы, если Северная Корея будет действовать неразумно. Будем надеяться, что Ким Че Ын найдет другой путь", - написал Трамп в "Твиттере".

Трамп усилил свою воинственную риторику по отношению к Северной Корее во вторник , пообещав, что США ответят "огнем и яростью", после того как Пхеньян сообщил, что отныне может оснащать ядерными боеголовками свои межконтинентальные баллистические ракеты.

Власти КНДР в ответ заявили, что .

Как сообщает Cи-эн-эн, командующий северокорейской армией сказал по этому поводу: "Американский президент на гольф-площадке снова разразился ерундой по поводу "огня и ярости", не будучи способным осознать всю тяжесть сложившейся ситуации".

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В последнее время разные представители американской администрации делают все более резкие заявления в адрес Пхеньяна

Обмен угрозами между Вашингтоном и Пхеньяном вызвал озабоченность Москвы. Министр иностранных Сергей Лавров охарактеризовал риск военного конфликта как очень высокий. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что военного решения северокорейской проблемы не существует, а "эскалация агрессивной риторики - это неверный ответ".

В пятницу Дональд Трамп на просьбу журналистов пояснить слова про "огонь и ярость" ответил: "Я надеюсь, что они [Северная Корея] осознают в полной мере серьезность того, что я сказал, а я сказал это серьезно... Эти слова понять очень и очень просто".

"Если он [Ким Чен Ын] еще раз выступит с прямой угрозой [...] в отношении Гуама или другой какой-нибудь американской территории или американского союзника, то он по-настоящему пожалеет об этом и пожалеет тут же", - добавил Трамп.


Media playback is unsupported on your device

Гуам: почему острову угрожает Северная Корея?

Также в пятницу Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) обвинило Вашингтон в "преступной попытке устроить против корейского народа ядерную катастрофу", заявив, что США делают отчаянные попытки протестировать свое оружие на Корейском полуострове.

"США - зачинщик ядерных угроз, отвратительный фанатик ядерной войны", - говорилось в этом заявлении.

Нынешний виток напряженности начался после того, как в июле КНДР произвела запуск двух межконтинентальных баллистических ракет, после чего ООН приняла решение усилить экономические санкции против Пхеньяна.

По словам главы Пентагона Джона Маттиса, Соединенные Штаты не потеряли надежду разрешить северокорейский кризис дипломатическим путем. Война обернется катастрофой, предупредил американский министр обороны.

В российских патриотических кругах наблюдается изрядное недоумение по поводу того, что и Россия, и Китай проголосовали за санкции против Корейской Народно-Демократической Республики в связи с очередными испытаниями ею ракетного оружия, причем оружия, судя по заявленным самой КНДР характеристикам, способного использоваться как ракетно-ядерное.

Естественно, тут возникает множество вопросов. В частности — ни для кого не секрет, что КНДР в значительной степени финансируется торговыми связями с КНР, и санкции бьют как раз по этим торговым связям, что причиняет и самой КНР существенный ущерб. Кроме того, известно, что сами эти ракеты в своей основе "российского происхождения". В частности, популярнейшая среди стран третьего мира Р-11, продаваемая на экспорт как Р-170 и известная в НАТО как Scud, то есть "Шквал", сейчас по большей части производится на экспорт именно в Корею. Например, Ирак был вооружен, насколько я знаю, именно ракетами в корейской модификации. И ясно, что без дальнейших передач наших технологий вряд ли корейцы смогли бы довести этот комплекс до "дальних" и даже "межконтинентальных" вариантов. Так что можно предположить, что отечественная оборонка до недавнего времени что-то зарабатывала на этом взаимодействии (к примеру, на поставках этих ракет тем, кого нежелательно было подкармливать по политическим соображениям напрямую).

Далее: публике непонятна сама причина такой бурной реакции на корейскую ядерную программу. Династия Кимов, несмотря на все экзотические для нас особенности восточной риторики, из-за которых, скажем, официальные заявления корейского телевидения выглядят, на наш слух, как истерика (а журнал "Корея" и в советское время был совершенно неисчерпаемым источником поводов для смеха), — все же показала по меньшей мере куда большую вменяемость и меньшую агрессивность, нежели, например, династия Бушей.

И поэтому многим действительно непонятно — а что, собственно, вызвало такой жесткий международный ответ и чего опасаются Россия и КНР? Почему они не накладывают вето на санкции, а наоборот, поддерживают их себе же в убыток (в том числе политический: показывать партнеру, что ты можешь от него отступиться, никогда не выгодно. Сейчас часто вспоминают события вокруг Ливии, когда Китай и Россия фактически своим бездействием помогли уничтожению этой страны иностранными интервентами).

Комментаторы опасаются: не дано ли теперь добро на разгром северной половины Кореи в интересах даже не южной ее половины, а США? (Республика Корея как раз хотела бы воссоединения страны по китайской формуле "Одна страна — две системы". Препятствуют этому законному желанию корейцев как раз американцы, которые в этом случае потеряли бы повод для пребывания на полуострове. А это колоссальная военная группировка, способная держать под контролем не только сам полуостров, но и обширные прилегающие территории).

Я полагаю, что и российские, и китайские дипломаты понимают все вышесказанное, скорее всего, значительно лучше меня. И если они ведут себя таким "странным" образом — значит, у них есть для этого серьезные основания.

Что это за основания: все не угадаешь, но кое-что понятно.

В частности, понятно, что при всем здравомыслии семьи Кимов и их советников нельзя все-таки исключать, что оружием массового поражения воспользуется кто-нибудь не столь здравомыслящий. Например, какой-нибудь корейский военный, не обученный отличать политическую риторику от реальных действий. Но это, конечно, крайне маловероятно.

Зато весьма вероятно, что самим Российской Федерации и Китайской Народной Республике невыгодно пополнение ядерного клуба как такового.

Просто потому, что сейчас политический вес и России, и КНР в значительной степени опирается просто на их способность причинить неприемлемый ущерб любому агрессору (включая, естественно, США). Но чем сильнее "разбавляется" ядерный клуб, чем больше становится стран, способных на такое, тем меньше оказывается политический вес каждой из них.

Одно дело, когда таких стран в мире всего пять. И другое — когда их становится полсотни.

В данный момент в ядерном клубе, строго говоря, состоят уже семь стран. Это, во-первых, постоянные члены Совбеза ООН Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. Во-вторых, это Индия и Пакистан, создавшие свое ядерное оружие вопреки уже существовавшим международным соглашениям (они, правда, просто отказались вступать в Соглашение о нераспространении ядерного оружия. Кстати, за это они подвергались довольно серьезному политическому и экономическому давлению).

Ну и неофициально в этом же клубе состоит Израиль с его великолепной формулировкой: "у нас ядерного оружия нет, но если понадобится, мы его применим без колебаний".

ЮАР создала свое ядерное оружие, но отказалась от него впоследствии. Иран долгое время подозревали в желании создать собственное ЯО, но сейчас достигнуты соглашения, по которым он довольно успешно доказал, что не стремится им обладать.

Вот и весь ядерный клуб. Понятно, что когда он такой маленький — все его члены заинтересованы в том, чтобы он таким же маленьким и оставался. Вне зависимости от симпатий и союзов с другими странами. И Россия, и КНР прежде всего заинтересованы в сохранении собственного политического веса, в том, чтобы к их слову прислушивались как можно внимательнее.

Ну и кроме того. Важно, что принятие этой резолюции сопровождалось весьма серьезными заявлениями в самом Совбезе ООН. В частности, новый постпред России заявил, что путь санкционного давления на КНДР исчерпан. В переводе с дипломатического это означает, что дальнейшие резолюции на ту же тему Россия поддерживать не будет.

Ну и наконец, что самое главное: резолюция принята в тот самый момент, когда КНДР уже достаточно убедительно продемонстрировала собственную возможность причинить неприемлемый ущерб именно самим Штатам. И, таким образом, главная цель ее ядерной программы достигнута.

Замечу, что до недавнего времени КНДР, в общем-то, не нуждалась в межконтинентальных ракетах — потому что ее безопасность была вполне надежно обеспечена группировкой дальнобойной реактивной и ствольной артиллерии в таком месте, откуда Пхеньян в любой момент мог нанести совершенно разрушительный удар по Сеулу. И такой удар был бы достаточен для того, чтобы союзник южной половины Кореи — Америка — защищал бы ее прежде всего собственным отказом от агрессии против северной половины.

Но сейчас власть в США получил президент, провозгласивший своей главной целью возврат рабочих мест, ранее выведенных из Америки, обратно на родину. Это значит, что у него нет особых причин сожалеть о разрушении одного из крупнейших "союзных" промышленных центров, превратившихся в конкурента американской промышленности.

Таким образом, угроза агрессии резко возросла — как мы прекрасно знаем, американцы в любой момент могут придумать повод для агрессии против кого угодно. Да и напасть вовсе без повода с них станется.

Если раньше КНДР гарантировала себе безопасность, "взяв в заложники" Республику Корею, то теперь ей для безопасности понадобилась возможность нанести удар непосредственно по Штатам.

Сейчас, когда эта возможность продемонстрирована американцам достаточно убедительно, — и приняли эту резолюцию.

Грубо говоря, "вам достаточно возможностей, очень хорошо; дальше — не стоит", решили в Москве и Пекине. Корея неплохо защищена от последствий американской агрессивной непредсказуемости — и в то же время ядерный клуб оставили достаточно маленьким и престижным.

Китай резко раскритиковал новые односторонние санкции Соединённых Штатов против КНДР. Они затрагивают и китайские компании, которые США заподозрили в сотрудничестве с Пхеньяном, заявили в МИД КНР. По мнению Пекина, своими действиями Вашингтон подрывает сотрудничество с Китаем по денуклеаризации Корейского полуострова. Эксперты, в свою очередь, расценили санкционную политику Штатов как очередную попытку надавить на Китай. Об американо-азиатском «санкционном треугольнике» - в материале RT.

«Дружба» против США

Пекин резко осуждает новые односторонние санкции США в отношении КНДР, заявил накануне официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан. Отвечая на вопросы журналистов, дипломат подчеркнул, что новые ограничительные меры затрагивают в том числе китайские судоходные и энергетические компании, сотрудничающие с Пхеньяном.

«Китай решительно выступает против американской стороны, вводящей односторонние санкции, и «экстерриториальной юрисдикции» в соответствии с внутренним законодательством США против китайских организаций или отдельных лиц», — отметил представитель дипломатического ведомства КНР.

По мнению китайской стороны, США должны «немедленно прекратить подобные правонарушения, чтобы не подрывать двустороннее сотрудничество в соответствующей области».

  • Представитель МИД КНР Гэн Шуан
  • www.fmprc.gov.cn

«Китайские компании находятся под односторонними санкциями ещё со времён событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года, поэтому китайцы очень хорошо знают, что такое американские санкции, так же как и северокорейцы», — прокомментировал в интервью RT заявление представителя китайского МИД президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.

По словам эксперта, именно Китай ещё с 1950-х годов покровительствует КНДР.

«Ким Чен Ын, конечно, отдалился от Китая, начал проводить более самостоятельную политику. Но это не значит, что КНР готова присоединиться к этим санкциям США», — отмечает эксперт.

Ранее МИД КНР неоднократно заявлял, что односторонние санкции США против Северной Кореи, под которые могут подпасть и китайские граждане, неприемлемы. Ещё в августе прошлого года Китай призвал Соединённые Штаты отменить ограничительные меры против Северной Кореи, а в декабре раскритиковал США за подобную политику в отношении китайского Bank of Dandong, якобы сотрудничавшего с КНДР.

Как объяснил американский Минфин, поводом для новых ограничений стали нелегальные поставки топлива Северной Корее, в том числе из Китая. В свою очередь, китайское таможенное ведомство накануне обнародовало данные, согласно которым в прошлом месяце из Китая в КНДР не поступило ни капли мазута, нефти или бензина.

Единственное топливо, которое Китай продолжает поставлять Северной Корее, — это сжиженный газ, на него санкции не распространяются. Более того, китайцы сократили экспорт зерновых в КНДР. Так, поставки риса в январе составили 180 тонн — это всего 4% от объёмов января 2017 года. К тому же Китай в прошлом месяце не ввозил из КНДР каменный уголь, железную руду и свинец.

«Лишить источников дохода»

«Крупнейший за всё время пакет санкций против северокорейского режима», по замыслу Штатов, должен лишить Пхеньян оставшихся источников дохода и путей поставок топлива, которые действуют вопреки существующим ограничениям со стороны Совбеза ООН и США.

23 февраля Министерство финансов США опубликовало новый санкционный список, в который вошли 27 организаций, 28 судов и одно физическое лицо. Большинство из них — компании КНДР и Китая (включая Гонконг и Тайвань). Также под ограничения попали китайские суда, которые ходят под флагами Танзании и Панамы.

«Физлица, которые нарушают санкции США в отношении Северной Кореи, будут обязаны заплатить штраф в размере двойной цены рассматриваемой сделки либо выплатить $289 238», — отмечается в сопроводительных документах к санкционному списку.

В отношении компаний, в том числе иностранных, сумма штрафа традиционно определяется в соответствии с внутренними правилами Министерства финансов США. Так, например, в 2017 году Вашингтон заставил китайскую компанию ZTE заплатить более $100 млн за сотрудничество с Ираном в обход американских санкций.

  • Встреча президента США Дональда Трампа с премьер-министром Австралии Малкольмом Тёрнбуллом 23 февраля 2018 года
  • Reuters

«За действиями США в отношении Северной Кореи, безусловно, стоят и далеко идущие планы по нанесению ущерба китайским интересам», — отмечает Санакоев.

23 февраля, выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Австралии Малкольмом Тёрнбуллом, президент Соединённых Штатов Дональд Трамп выразил надежду, что новые санкции сработают. В противном случае он пообещал прибегнуть «ко второй фазе». Также американский президент подчеркнул, что отношения Вашингтона и Пекина «сейчас лучше, чем когда бы то ни было».

С прицелом на стабилизацию

Несмотря на подобные заявления Трампа, эксперты связывают эту корейско-китайскую санкционную историю именно с политическим давлением Вашингтона на Пекин.

«По северокорейскому кризису я придерживаюсь довольно чёткой линии, что это не проблема самой Северной Кореи. Это всё же китайско-американские отношения», — считает участник Центра исследования проблем мирового социализма в Академии общественных наук КНР Евгений Грачиков.

По словам эксперта, после прихода к власти в 2012 году Си Цзиньпина КНР довольно чётко обозначила зону приоритетных национальных интересов, куда включила все приграничные государства, в том числе и КНДР.

«Больше всего говорят о Южно-Китайском море. Но что касается корейской проблематики — здесь особое значение имеет Жёлтое море, которое для китайцев — то же самое, что для нас Чёрное», — отмечает Грачиков.

Постоянное присутствие здесь американских военных и проведение учений, которые обосновывают северокорейской угрозой, китайцы воспринимают как личный вызов. По мнению эксперта, можно провести параллель между тем, как США используют украинский кризис для давления на Россию, и тем, как против Китая используется северокорейский кризис.

  • Военные учения США в Жёлтом море
  • Reuters

«Если бы Китай договорился с Америкой по более общим вопросам, как то глобальное управление, участие в таких структурах, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, подобных проблем не было бы», — считает политолог.

Однако сейчас, по его словам, сближение позиций Вашингтона и Пекина маловероятно.

Санакоев, в свою очередь, отмечает, что позиция Китая по односторонним санкциям в отношении КНДР во многом связана и с тем, что Пекин всегда последовательно отвергал этот механизм в международных отношениях.

«Это вполне в русле их основной политики, нацеленной на стабилизацию, которую они проводят в отношении данного региона. Кроме того, они давно выступают против таких односторонних действий Соединённых Штатов Америки, в том числе и в отношении России», — утверждает эксперт.

Подпишитесь на нас

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»