Палеонтология, название. Возникновение науки

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Образование

Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика - такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей , где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня - гимнасии (др.-греч. γυμνάσιον ). В них преподавался цикл наук - грамматика , арифметика , риторика и теория музыки , к которым в ряде случаев добавлялись диалектика , геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер , Еврипид , Демосфен и Менандр ; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

Совершенно иначе строилось образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу.

Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н. э. в Милете возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией . Её представители - Фалес , Анаксимандр Милетский и Анаксимен - впервые поставили вопрос о единой первооснове и первопричине мира («архэ »), таким образом положив начало развитию философской (а в дальнейшем также научной) идеи материи (субстанции , субстрата). Так, Фалес предположил, что в основе всего сущего лежит вода, Анаксимандр – абстрактный неопределённый «апейрон », а Анаксимен - «неопределённый воздух».

Ученые Древней Греции

Сократ

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Аристотель

Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония - частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо - гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Платон

Архимед

Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон , согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды.

Для измерения длины кривых и для определения площадей и объёмов тел Архимед применял геометрию . Он разработал различные конструкции, к примеру водоподъемный винт . В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.

См. также

Литература

  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции . - М .: ГИФМЛ, 1959.
  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии . - М .: Наука, 1991.
  • Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм . - М .: Янус-К, 2001.
  • Жмудь Л. Я. Экспериментирование в пифагорейской школе // . - Л. , 1989. - P. 36-47.
  • Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э . - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000.
  • Мочалова И. Н. Концепция научного знания в Ранней Академии // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов) . - Л. , 1989. - P. 77-90.
  • Нейгебауер O. Точные науки в древности . - М .: Наука, 1968.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. - М .: Наука, 1979.
  • Рожанский И. Д. Античная наука . - М .: Наука, 1980.
  • Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. - М .: Наука, 1988.
  • Рожанский И. Д. Две научных революции в Древней Греции // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов) . - Л. , 1989. - P. 5-16.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. - СПб. , 1902.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. - М .: Высшая школа, 1981.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебное пособие для вузов. - М .: Высшая школа, 1991.
  • Couprie D. L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus. - Oxford University Press, 2011.
  • Dicks D. R. Early greek astronomy to Aristotle. - Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1985.
  • Dutka J. Eratosthenes" measurement of the Earth reconsidered // Arch. Hist. Exact Sci . - 1993. - Vol. 46. - P. 55-66.
  • Engels D. The length of Eratosthenes" stade // American J. of Philology . - 1985. - Vol. 106. - P. 298-311.
  • Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. - New York: Cambridge University Press, 2007.
  • Gregory A. Eureka! The Birth of Science. - Icon Books Ltd, 2001.
  • Gregory A. Ancient Greece and the Origins of Science // In E. Close, M. Tsianikas and G. Couvalis (eds.) "Greek Research in Australia: Proceedings of the Sixth Biennial International Conference of Greek Studies, Flinders University June 2005" . - Adelaide: Flinders University Department of Languages - Modern Greek, 2007. - Vol. 38. - P. 1-10.
  • Heath T. L. Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus: a history of Greek astronomy to Aristarchus . - Oxford: Clarendon, 1913 (reprinted New York, Dover, 1981).
  • Pedersen O. Scientific accounts of the universe from antiquity to Kepler // European Review . - 1994. - Vol. V. 2, Issue 2. - P. 125–140.
  • Rawlins D. Ancient geodesy: achievements and corruption // Vistas in astronomy . - 1985. - Vol. 28. - P. 255-268.
  • Russo L. The forgotten revolution: how science was born in 300 BC and why it had to be reborn. - Berlin.: Springer, 2004.
  • Van der Waerden B. L. Reconstruction of a Greek table of chords // Arch. Hist. Exact Sci . - 1987. - Vol. 38. - P. 23-38.

Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период развития рабовладельческого строя. Возникновение греческой науки (VII-VI вв. до н. э.) обычно связывают с расцветом ионических городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья и греческих колоний в Италии. В Греции впервые появились профессиональные ученые и учителя, труд которых оплачивался как государством, так и частными лицами, первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и о развитии его из этой основы.

Родоначальник греческой науки милетский купец Фалес (~624-547) такой основой, например, считал воду. Его ученик Анаксимандр (~610-546) источником всего сущего, субстанцией всех вещей считал не воду, а некое вечное, беспредельное, безграничное, бесконечное начало, которое он назвал апейроном (т.е. "беспредельное"). В этом вечном, находящемся в непрерывном движении неопределенном первовеществе возникает как бы зародыш будущего мира. Мир периодически возвращается в это первовещество. Древние сообщали, что Анаксимандр был первым греком, начертившим географическую карту Земли. Он же распространял среди греков заимствованные на Востоке солнечные часы (гномон).

Последним великим представителем милетской школы был Анаксимен, который началом, основой, субстанцией мира считал воздух. Все возникает из воздуха, через его разряжение и сгущение. Разряжаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Но если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (~544-483) считал источником движения борьбу противоположностей. По Гераклиту в этой постоянной борьбе единая материальная первооснова порождает многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. Гераклит - один из самих глубоких мыслителей Греции оказавший значительное влияние на последующее развитие науки философии. В центре учения Гераклита - идея безостановочной изменчивости вещей, их текучести. Гераклит учил, что все в мире изменчиво, "все течет". Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово.

Какое же вещество больше всего соответствует в качестве субстанции мира его постоянной подвижности, текучести, изменчивости, становлению? Гераклит видел такую первооснову в огне, который в то время представлялся самым подвижным и изменчивым веществом.

В Древней Греции были построены первые модели Вселенной (Анаксимандр, Филолай, Аристарх Самосский). Наиболее верной и прогрессивной была модель Аристарха Самосского, согласно которой сферическая Земля и еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Это была первая гелиоцентрическая система мира. Кроме того, Аристарх Самосский утверждал о вращении Земли вокруг своей оси. За все это он был объявлен духовными властями безбожником и изгнан из Афин.

Греция является родиной логики и диалектического метода. От греков ведет начало и термин "диалектика". Под диалектикой в древности понимали искусство вести беседу и достигать истины путем обнаружения противоречий в суждениях противника. Требования логического обоснования и доказательства выдвигаемых положений существенным образом отличали науку Древней Греции от рецептурных предписаний египтян и вавилонян. "Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством", - говорил основатель атомистики Демокрит. Эти слова в значительной степени определяют характер и метод греческой науки. Названия современных наук: математика, механика, физика, география, биология и др.; научные понятия: атом, масса, электрон, протон и пр.; имена: Фалес, Демокрит, Аристотель, Пифагор и т.д., а главное - характер, метод и достижения науки Древней Греции служат одним из убедительных доказательств того, что Древняя Греция по праву считается родиной современной науки.

Первые естественно-научные программы античности

Атомическая программа. Идея атомистического строения материи была высказана впервые Левкиппом (500-440) и развита его учеником -гениальным Демокритом. Демокрит (460-370) происходил из фракийского города Абдеры на берегу Эгейского моря. Он очень много путешествовал, был в Вавилоне, Персии, Египте, Индии, Эфиопии. Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, которое смогло бы преодолеть противоречия, зафиксированные элеатами 1 . Иначе говоря, такое учение, которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. На этом пути он осуществил переход от континуального 2 к дискретному видению мира. Демокрит исходил из безоговорочного признания истинного бытия существующим и существующим как многое. Он убедительно показал, что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований этого бытия - атомов. Бытие в собственном смысле этого слова - это атомы, которые движутся в пустоте (небытии). Демокрит написал много сочинений по физике, астрономии и философии. К сожалению, его сочинения не дошли до нашего времени и об их содержании мы узнаем лишь из книг других авторов. Суть учения Демокрита сводится к следующему.

1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все
другое - только воззрение.

2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме.

3. Из ничего не происходит ничего.

4. Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью.

5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия между атомами не существует.

По Демокриту мир в целом - это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля -центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населёнными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.

Развивая учение Демокрита, Эпикур (341-270) пытался объяснить на основе атомных представлений все естественные, психические и социальные явления. Атомы Эпикура имеют уже вес, а само представление о них выводится из хорошо известных фактов: белье, например, сохнет потому, что под действием ветра и солнца от него отрываются невидимые частицы воды. Атомы находятся в беспрерывном движении, причем: атомы падают в пустоте (в современном понятии - в вакууме) с одинаковой скоростью, в некоторые моменты они могут случайно отклоняться от своего пути. Это и приводит к образованию из атомов миров. Так возникла Земля, "затем от нее отделилось высокое небо, стали моря отходить, обособившись водным пространством, и выделяться огни стали чистые в дальнем эфире". Земля породила жизнь, все, что не было приспособлено к жизни, умирало. Так, в конце концов, естественным путем возник животный и растительный мир, появилось человеческое общество.

Как видно, Эпикур не оставляет места для бога ни в сотворении мира, ни в его развитии. Кроме того, в философской системе Эпикура утверждалось, что целью жизни должно быть отсутствие страданий. А чтобы их не было, жизнь должна быть основана на разуме и справедливости, должен быть уничтожен страх смерти и связанные с ним верования.

Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

Концепция атомизма - одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественно - научной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи.

Математическая программа. Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

В её основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией протяженного мира тел, подчиненной законам геометрии, а движение небесных тел - математическим законам.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.

Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. У Платона все бытие пронизано числами, числа - это путь к постижению идей, сущности мира. О значении, которое он придавал математике, свидетельствует надпись над входом в платоновскую Академию: "Несведущим в геометрии вход воспрещен". Эта высокая оценка математики определялась философскими взглядами Платона. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как - приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего, с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Математическими образами и аналогиями пронизана вся философия Платона.

Вслед за пифагорейцами Платон закладывал основы программы математизации познания природы. Но если пифагорейцы рассматривали Космос как некоторую однородную гармоническую сферу, то Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области: божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и земную (преходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его "Метафизике" воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям.

Пожалуй, ни один ученый древности не оказал на развитие науки и мышления такого глубокого и длительного влияния, как Аристотель. В своей "Физике" он поднимает и глубоко рассматривает многие вопросы: о материи и движении, о пространстве и времени, о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о действующих причинах. Движение тел происходит в пространстве, свойства которого Аристотель связывает со свойствами самих тел. Он отрицает существование пустого пространства, аргументируя это различными доводами. Науке понадобилось длительное время, чтобы разобраться в этой аргументации, что было сделано Галилеем и Эйнштейном.

По Аристотелю, нет и времени, существующего независимо от происходящих событий, от каких-либо изменений. "Если бы "теперь" не было каждый раз другим, а тождественным и единым, времени не было бы".

Пространство и время - непрерывные величины; пространство по протяженности - конечная граница одной его части является начальной границей другой; время по последовательности - "теперь" соприкасается с прошлым и будущим.

Аристотель признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Являясь учеником Платона, он порвал с его идеалистическими взглядами на мир как отображениями идей, постигаемых душой, и на познание, которое должно отвернуться от реального опыта.

Знаменитые слова Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже" - значили отход его от воззрений своего учителя.

Но вместе с тем Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю, как тело, обладающее наибольшей тяжестью. За эти и подобные им моменты в учении Аристотеля ухватилась церковь, превратив их в догмы. А тех, кто выступал против Аристотеля, часто обвиняли в выступлении против религии и церкви, и церковь жестоко расправлялась с еретиками.

Аристотеля называют крестным отцом физики: ведь название его книги "Физика" стало названием всей физической науки.

Он очень верно определяет задачи физики, сводя их к исследованию "первых причин" природы (основных законов), "первых начал" (принципов) и ее "элементов" (основополагающих частиц). Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: "От более явного для нас к более явному по природе". Действительно, люди сначала воспринимают вещи такими, какими они им представляются ("явными для нас"), а не такими, какими они есть на самом деле ("по природе"). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к "явному по природе" и "менее явному для нас". История науки подтверждает этот путь познания.

Что касается математики, то Аристотель полагал недопустимым ее применение к исследованию природы по двум причинам:

○ математика имеет дело с постоянными величинами и отношениями, природа же находится в непрерывном движении и изменении;

○ математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе.

В трудах великого философа, несмотря на множество наивного и примитивного, содержались и глубокие мысли, которые являются предметом исследования науки по сей день и получают в ней новое, современное толкование. Широтой, стройностью и логичностью своей системы Аристотель подчинил греческой философии мир, подобно тому, как Александр Македонский подчинил его греческому господству. Если еще учесть, что учение Аристотеля было признано и обработано церковью, то станет ясно, почему естествознание в течение почти двадцати столетий (вплоть до XVII в.) излагалось по Аристотелю.



Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и Древнем мире

Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

  • · Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
  • · Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
  • · Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
  • · Наука начинается в XVI--XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
  • · Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) - рациональное отношение человека к миру. Магия - сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.

Основные идеи абстрактно-теоретического мышления в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляется архе-первый (начало); физис-природа (то из чего происходит вещь). Начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления. Там же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная экономика, греческая религия.

Этапы развития науки:

1 этап - древняя Греция - возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

В Древней Греции первые теоретические системы возникли в VI в. до н.э. Такие мыслители, как Фалес и Демокрит, уже объясняли действительность через естественные начала в противовес мифологии, Древнегреческий ученый Аристотель первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на передний план объективность знания, логичность, убедительность. В момент познания была введена система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид), механика (Архимед), астрономия (Птолемей).

Объект исследования - мегамир (включая вселенную во всём многообразии).

  • А) Работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями - абстракциями.
  • Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

Идеалы и нормы науки : знание раде знаний.

Метод познания - наблюдение.

Научная картина мира : носит интегративный характер, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.

Философские основания науки : Философия - наука наук. Стиль мышления - интуитивно диалектический. Антропокосмизм - человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. - мера всех вещей.

2 этап - Средневековая европейская наука - наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Ста, или Авиценна, (980--1037), Ибн Рушд (1126--1198), Бируни (973--1050). В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая философская наука -- схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для науки в современном смысле слова, поскольку опиралась на опытное изучение природных веществ и соединений и подготовила почву для становления химии. Астрология связана была с наблюдением за небесными светилами, что также развивало опытную базу для будущей астрономии.

Объект исследования - макромир (Земля и ближайший космос).

Идеалы и нормы науки : Знание - сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.

Научная картина мира : Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окружающего мира и его объектов; мир - сложно действующий механизм.

Философские основания науки : Механистический детерминизм. Стиль мышления - механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия).

  • · научное знание ориентируется на теологизм
  • · ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа
  • · возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
  • 3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время -- XVI--XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследовании утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI--XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как Г.Галшей (1564--1642), (1571--1630), У.Гарвей (1578--1657), Р.Декарт (1596--1650), Х.Гюйгенс (1629--1695), И.Ньютон (1643--1727) и др. наука геометрия мышление номиналист

Научная революция XVII в., связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики, конструирования точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н.Коперником и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н.Коперник (1473--1543) опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом, чем был нанесен удар по антропоцентризм и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута геоцентрическая система Птолемея.

Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы -- движения, огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей добился успеха в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

Современный мир характеризуется как период бурного развития научно-технических аспектов жизнедеятельности человека, которые естественно находят свое применение в экономической сфере, снижая физическую нагрузку на человека. Однако очевидные преимущества использования научно-технических достижений имеют и обратную сторону, которая в курсе культурологии фиксируется как проблема социокультурных последствий научно-технической революции.

Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принадлежат такие достижения в области, механики, как введение понятий силы, инерции, формулировка трех законов механики; в области оптики -- открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики -- алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисление.

В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом (172-4--1804) и П. Лапласом (1749--1827), а также в химии -- ее начало связано с именем АЛ.Лавуазье (1743--1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711--1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.

В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.

Опора науки Нового времени на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. В то же время к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамки механистического объяснения природы и общества. Потребовался новый виток научных знаний и более глубокий и широкий синтез, объединяющий результаты отдельных наук. В этот исторический период науку прославили Ю.Р. Майер (1814--1878), Дж. Джоулъ (1818--1889), Г. Гелъмголъц (1821--1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т.Шванном (1810--1882) и М. Шлейденом (1804--1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809--1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознание. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834--1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.

Таким образом, к рубежу XIX--XX вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовали помимо названных выше, открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки, Она связана прежде всего с именами М. Планка (1858--1947) и А.Эйнштейна (1879--1955), Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.

Объект исследования - микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.

Идеалы и нормы науки : принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.

Научная картина мира : формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)

Философские основания науки : диалектика - стиль естественнонаучного мышления.

Основные черты:

  • · Культура постепенно освобождается от господства церкви.
  • · первые попытки убрать схоластику догматизм
  • · интенсивное развитие экономики
  • · лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

  • · научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность
  • · попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
  • · начинают преобладать экспериментальные знания
  • · наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
  • · начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки
  • 4 этап: 20 век - набирает силу неклассическая наука.

К середине XX века на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология, где совершены такие фундаментальные открытия, как установление молекулярной структуры ДНК Ф. Криком (род. 1916) и Дж. Уотсоном (род. 1928), открытие генетического кода.

Наука в настоящее время -- это чрезвычайно сложное общественное явление, имеющее многосторонние связи с миром. Ее рассматривают с четырех сторон (как и любое другое общественное явление -- политику, мораль, право, искусство, религию):

  • 1) с теоретической, где наука -- система знаний, форма общественного сознания;
  • 2) с точки зрения общественного разделения труда, где наука -- форма деятельности, системой отношений между учеными и научными учреждениями;
  • 3) с точки зрения социального института;
  • 4) с точки зрения практического применения выводов науки со стороны ее общественной роли.

Объект исследования - микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Идеалы и нормы науки : аксиологизация науки. Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.

Научная картина мира : формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие - атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос - во взаимосвязи и единстве).

Философские основания науки : синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)

· этап: постнеклассическая наука - современный этап развития научного познания.

Причиной того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла в эпоху архаики, - появление частной собственности. Весь остальной мир, древнейшие цивилизации Востока демонстрировали так называемый «азиатский способ производства» и соответствующий ему тип государства - восточную деспотию. Восточная деспотия абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и не имевший никаких гарантий восточный рынок.

Совершенно иные отношения возникли в Греции первой трети I тысячелетия до н.э., где появилась частная собственность, товарное производство, ориентированное на рынок, и отсутствовала сильная централизованная власть. Там же впервые зародилось классическое рабство, которое стало экономической основой общества, а также первые антагонистические классы.

Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей политические, правовые и иные институты:

- систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественных делах;

- систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод;

- систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности и появлению гуманистического древнегреческого искусства.

Так, демократия сделала народ властелином государства, кардинально изменила отношения между народом и властью. Теперь каждый гражданин лично обсуждал и принимал законы, по которым жило его государство. Автором этих законов мог быть любой гражданин. Таким образом, общественная жизнь высвобождалась из-под власти религиозных и мистических представлений, закон переставал быть слепой силой, продиктованной свыше и неподвластной человеку, а становился демократической нормой, принятой большинством голосов в процессе всенародного обсуждения. Обсуждение этих законов основывалось на риторике, искусстве убеждения и логической аргументации. Все, входящее в интеллектуальную сферу, подлежало обоснованию, хотя каждый имел право на особое мнение. Так постепенно формировалось убеждение, что истина - не продукт догматической веры, принимаемой в силу авторитета, а результат рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Не случайно в Греции так высоко ценилось умение словом убеждать людей, и философы-софисты, обучавшие этому искусству греческую молодежь, получали за свои уроки большие деньги.

Таким образом, постепенно сформировался аппарат логического, рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знаний в целом, в инструмент передачи знания от индивида к обществу. Так появилась наука как доказательное познание, теперь она удовлетворяла критерию рациональности знания. Отныне ничего не принималось на веру. Рациональное доказательство неизбежно приводило к требованию систематизации знаний. Не случайно идеалом научной теории стала геометрия Евклида, представляющая собой систему аксиом и выведенных из них по правилам логики теорем.

Важным было и уже упоминавшееся нами ранее отсутствие у греков касты жрецов, монополизировавшей интеллектуально-духовные функции общества, консервировавшей традиционную культуру. Это приводило к доступности знаний для любого гражданина и свободного человека. Так древнегреческое знание стало соответствовать трем критериям научности - системности, рациональности, а также наличию механизма для получения нового знания.

Но важнейшим критерием научности является теоретичность знания, отрыв его от повседневных практических интересов. Формирование этой стороны древнегреческого знания было связано с такой особенностью греческой цивилизации, как рабовладение. Именно классическое рабство было экономической основой античной цивилизации, причем число рабов постоянно увеличивалось. Так, в период расцвета Афин в V-IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Занятия свободного человека и занятия рабов резко различались. Заниматься ремеслом для свободного человека считалось недостойным.

Это был очень важный шаг для становления науки, так как именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию - непременное условие науки. Умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли - великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сферы «теоретического» и сферы «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии - планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, диогеновский поиск сущности человека - все это не имеет каких-то очевидных связей с материальным производством. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Все эти сугубо «непрактические» вопросы весьма далеки как от сферы массового производства, так и от сознания производителей. Но без них подлинной науки возникнуть не может, именно об этом говорит пример Древнего Востока.

Решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону - неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время.

Тем не менее, это уже была наука, имевшая свой предмет, методы его изучения и познания, свои способы доказательства, что позволяет говорить о появлении первых научных программ. Они сформировались в VI-IV вв. до н.э., выделившись из мифологии, бывшей до этого господствующей формой сознания.

Античная наука

Итак, мы с полным основанием можем говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Происходило это в форме научных программ. Ведь прежде чем заниматься собственно научными исследованиями, нужно было ответить на важнейшие вопросы: что изучать? какими методами? почему мы можем познавать мир?

Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, которые легли в основу науки и научного познания мира. Среди них - идея рождения мира из первоначального Хаоса, впервые зафиксированная еще в мифах. Хаос понимался как некое первичное состояние мира, аморфное и бессистемное. По мере внесения в него идеи порядка он превращался в известный нам сегодня мир, разумно организованный и устроенный - Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона - Логоса. Именно он превращал беспорядок (Хаос) в порядок (Космос). Изучение процесса превращения Хаоса в Космос, поиск космического (упорядочивающего) закона и должны были стать предметом исследования античной науки.

Еще одной важной идеей стало представление о единстве микро- и макрокосмоса, абсолютном подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным - эта ключевая для теории познания мысль также была сформулирована в Древней Греции.

Итак, объектом изучения древнегреческой науки стал Космос.

Космос (в Древней Греции) - окружающий мир, существующий вечно, не созданный никем ни из богов, ни из людей, - мир, ставший упорядоченной системой благодаря универсальному космическому закону.

Поэтому самым важным для древнегреческих мыслителей было ответить на вопрос, что является этим законом-Логосом. Иными словами, что лежит в основе мира и является его первоначалом, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается? Не случайно первые древнегреческие философы - представители милетской школы - начали с поисков этого первоначала. Фалес нашел его в воде, Анаксимен - в воздухе, Анаксимандр - в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном.

Постепенно был дан ответ и на вопрос, как возможно познание мира. Он был сформулирован в работах философов-элеатов (Парменида, Зенона). Они впервые обратили внимание на разницу между представлением о мире, формируемым на основе чувственного познания, и данными разума. Они заявили, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу. Разум накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. В работах элеатов, которые создали фундамент античной науки, было сказано, что бытие (Космос) постигается только разумом и ни в коем случае не чувствами. Поэтому древнегреческая наука практически не использовала эксперимент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской культуре.

Ответы на вышеназванные вопросы дали возможность сформулировать первые научные программы, или парадигмы.

Парадигма - (от греч. paradeigma - пример, образец) признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения (то же, что научно-исследовательская программа).

Они отличались друг от друга прежде всего ответом на вопрос, что лежит в основе мира.

Математическая программа Пифагора - Платона

Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику.

Палеонтология, название - Слово палеонтология происходит от трех греческих слов: древний, существо и учение. Таким образом, в точном переводе на русский язык этот термин означает: наука о древних существах.

Палеонтология - наука об организмах, существовавших в прошедшие (геологические) времена. Поскольку основным природным материалом палеонтологических исследований являются ископаемые остатки или окаменелости, палеонтологию нередко определяют как науку об Ископаемых остатках организмов.

Термин «палеонтология» был предложен известным французским ученым Бленвилем (Н. М. Ducrotay de Вlainville) в 1825 г. в его большом труде «Руководство по малякологии и конхилиологии». Это слово он, по его словам, создал «для обозначения науки, которая занимается изучением ископаемых органических тел». На первых порах лишь немногие ученые пользовались этим термином; он приобрел широкую известность лишь после того, как известный естествоиспытатель, профессор Московского университета Г. И. Фишер фон-Вальдгейм высказался за замену термина «пегроматогнозия», которым он ранее обозначал «учение об ископаемых органических телах», термином «палеонтология». В 1834 г. в Москве была опубликована книга Г. И. Фишера «Bibliographia paleonthologica animatium systematica», где такая замена обосновывается тем, что, с одной стороны, «в это учение желательно включать основы геологические», а с другой-тем, что «в равной мере ему необходимы понятия зоологические и зоотомические».

Слово «палеонтология», по мнению Г. И. Фишера, «лучше выражает и сочетает эти два условия», чем «петроматогнозия». Фишер начал употреблять термин «палеонтология» в лекциях, которые он читал студентам Московского университета, а также в своих последующих работах. Он настолько способствовал укоренению этого термина в научной литературе, что его нередко считают автором последнего. Так, автор первого капитального справочного руководства по палеонтологии известный немецкий ученый К. Циттель в крупной работе «История геологии и палеонтологии до конца XIX в» утверждал, что это название было введено в начале 30-х гг. прошлого века «почти одновременно» Бленвилем и Г. И. Фишером фон-Вальдгеймом, и эта ошибка неоднократно повторяется в специальной литературе до сих пор. Например, английский ученый Стаблфилд недавно писал, что «Термин палеонтология существует с 1834 г., когда он был употреблен как Бленвилем, так и Фишером фон-Вальдгеймом» (Stubblefield, 1954).
читайте так-же

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»