Национальная политика ссср в 20 годы. Национальная политика ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В начале 20-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько самостоятельных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская и др. В каждой республике действовала своя конституция, органы государственной власти и управления.

В период гражданской войны республики заключили между собой военно-политический союз. Были объединены вооружённые силы и материальные ресурсы. В последующем установили единый хозяйственный союз. Слили наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, путей сообщения, труда, почт и телеграфов, ВСНХ. Все советские республики заключили с РСФСР и между собой соглашения по экономическим и финансовым вопросам.

В начале 1922 г. накануне Генуэзской конференции был заключён дипломатический союз советских республик. РСФСР передали право защиты интересов всех республик. Россия теперь могла заключать и подписывать от их имени договора и соглашения с иностранными государствами.

Объединение республик в одно государство стало возможным потому, что ранее они входили в состав единой Российской империи. К 1922 г. во всех республиках у власти находились национальные коммунистические партии, тесно связанные с Р КП(б). Были созданы реальные предпосылки для окончательного объединения страны под властью большевиков.

В августе 1922 г. создали комиссию из представителей всех республик. Она должна была выработать условия объединения. По проекту комиссара по делам национальностей Сталина, республики входили в состав РСФСР на правах автономии. План «автономизации» встретил резкую критику Ленина. Проект Ленина предусматривал добровольное объединение равноправных советских республик в союзное государство – Союз Советских Социалистических республик (СССР). Предполагалось создание верховных органов союза на основе участия и представительства всех республик. В обоих проектах обязательным условием являлась руководящая роль коммунистической партии.

В марте 1922 г. была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 г. в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В неё вошли Азербайджан, Грузия и Армения.

30 декабря 1922 года I съезд Советов СССР одобрил ленинский план. Приняты Декларация и Договор об образовании СССР. Договор подписали РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. В нём говорилось, что независимые советские республики добровольно и на равных правах вступают в государственный союз. Каждая республика имеет право выхода из союза. Любое государство могло присоединиться к СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. В ведении единого союзного правительства оставалась внешняя торговля, военно-морские и иностранные дела, объявление войны, заключение мира, железнодорожный транспорт, связь, планирование, финансы, труд, продовольствие. Столицей нового государства становилась Москва. К сфере деятельности только республиканских правительств были отнесены вопросы внутренних дел, просвещения, юстиции, земледелия, здравоохранения и социального обеспечения. В последующем права союзных республик сократили до минимума.


Создание союза делало необходимым принятие новой конституции. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР. Она состояла из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Согласно конституции высшим органом государственной власти стал всесоюзный съезд Советов, а между съездами ЦИК СССР. Он состоял из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. Высшим органом государственного управления стал Совет Народных Комиссаров.

В 1924 -1925 гг. в состав Союза включили Узбекскую и Туркменскую республики. В конце 20-х – начале 30-х гг. создали ещё три союзные республики – Таджикскую, Киргизскую и Казахскую. В 1936 году Закавказская Федерация была преобразована, азербайджанская, Армянская и Грузинская республики вошли в состав СССР.

Летом 1940 г. Латвия, Литва и Эстония утратили независимость. Они также были включены в состав СССР на правах союзных республик. В том же году Молдавия получила статус союзной республики. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима. Происходило постепенное восстановление границ Российской империи теперь уже под властью большевиков.

Внешняя политика Советского государства (1921-иачало 30-х годов)

В 1920-1921 гг. установлены дипломатические отношения с Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией, Польшей. Россия окончательно признала самостоятельность этих бывших частей Российской империи. Страна вышла из международной изоляции периода гражданской войны.

Вскоре были установлены дипломатические отношения с южными соседями. В 1921 г. подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией, Монголией. В марте 1921 г. заключено торговое соглашение с Англией. В 1921-1922 гг. подобные соглашения подписали с Германией, Норвегией, Австрией, Италией, Чехословакией. Это означало фактическое признание страны на международной арене. Тем не менее, крупные державы пока воздерживались от установления дипломатических отношений с Россией до урегулирования всех спорных вопросов.

В октябре 1921 г. правительство РСФСР обратилось к западным странам с предложением созвать конференцию и обсудить взаимные претензии. Конференция открылась 10 апреля 1922 г. в Генуе. В ней приняли участие представители 29 государств. Россия представляла интересы всех советских республик. Советскую делегацию возглавил народный комиссар иностранных дел Г.В. Чичерин. Он внёс предложение о всеобщем сокращении вооружений и запрещении варварских методов ведения войны. Её участники отказались обсуждать это предложение. Конференция имела иные цели.

России были предъявлены справедливые требования уплатить долги царского и Временного правительств (примерно 18 млрд. рублей), возвратить иностранные национализированные предприятия (или выплатить их стоимость). Нашей стране предложили ликвидировать монополию внешней торговли и предоставить иностранцам возможность заниматься в России торговой и экономической деятельностью. В ответ советская делегация потребовала возместить убытки от интервенции (39 млрд. руб.). Участники конференции отказались признать эти претензии. Правительство РСФСР согласилось уплатить часть довоенных долгов при условии отсрочки по платежам на 30 лет и предоставления займов. Сторонам не удалось достичь соглашения. 19 мая 1922 г. конференция была прервана.

На Генуэзской конференции советская делегация добилась серьёзного успеха. 16 апреля 1922 г. между РСФСР и Германией был заключён Рапалльский договор (Рапалло близ Генуи). Страны взаимно отказались от финансовых претензий и установили дипломатические отношения. После Рапалло расширилось советско-германское экономическое сотрудничество и торговля.

В Генуе приняли решение передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов. Она состоялась в Гааге летом 1922 г. Советская делегация пошла на уступку. Большевики согласились вернуть иностранным фирмам их предприятия в виде концессий. Конференция в Гааге также закончилась безрезультатно.

Лозаннская конференция (ноябрь 1922 – июль 1923 гг.) приняла конвенцию, разрешавшую свободный проход торговых и военных кораблей в Чёрное море для всех стран. Это представляло угрозу для советских черноморских границ.

В декабре 1922 г. в Москве была созвана конференция по разоружению. В ней приняли участие представители Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Из-за недоверия к Советской России она закончилась неудачей.

8 мая 1923 г. министр иностранных дел Англии Керзон обвинил советское правительство в ведении антибританской пропаганды на Ближнем востоке. В ультимативной форме Англия потребовала отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана. 10 мая 1923 г. в Швейцарии был убит советский дипломат В.В. Воровскнй. Советское правительство пошло на некоторые уступки. Кризис урегулировали, английское правительство взяло ультиматум обратно. В 1924 г. СССР официально признала Великобритания.

1924-1925 гг. вошли в историю международных отношений как годы дипломатического признания СССР. В этот период были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем, Данией, Мексикой, Францией, Японией.

Осложнение англо-советских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии. Россия оказала значительную финансовую помощь бастующим, английское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела, а затем в нарушении торговых соглашений. Сотрудники англо-советского торгового общества Аркос были обвинены в шпионаже. 7 мая 1927 г. в Польше убит советский посол П.Л. Войков. Вскоре Англия разорвала отношения с СССР и аннулировала торговое соглашение 1921 г. Дипломатические отношения с Великобританией восстановили только в 1929 году.

В 1928 г. в Париже подписан пакт Келлогена-Бриана. По условиям пакта его участники обязывались урегулировать свои споры или конфликты только мирными средствами. Первоначально пакт подписали Франция, США, Германия, Великобритания, Италия (всего 15 государств). В последующие годы к пакту присоединилось ещё 48 стран, в том числе и СССР.

В конце 20-х гг. со стороны Китая участились нарушения государственной границы, налёты на советское консульство, торговые и другие учреждения. Летом 1929 г. захвачена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Конфликт удалось урегулировать, но дипломатические отношения были прерваны и восстановлены только в 1932 г.

Договор с Францией о ненападении и нейтралитете Советское правительство подписало в 1932 г. Вскоре такие же договора были подписаны с Латвией, Эстонией, Польшей, Финляндией. В 1933 г. установлены дипломатические отношения между. СССР и США. За этим последовало дипломатическое признание СССР Чехословакией, Румынией, Испанией, Венгрией, Болгарией, Албанией, Колумбией, Бельгией, Люксембургом. В сентябре 1934 г. СССР приняли в Лигу Наций. Западный мир признал Советский Союз великой державой.

В 20-х начале 30-х годов внешняя политика СССР смогла обеспечить мирные условия существования.

В начале 20-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько самостоятельных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская и др. В каждой республике действовала своя конституция, органы государственной власти и управления.

В период гражданской войны республики заключили между собой военно-политический союз. Были объединены вооружённые силы и материальные ресурсы. В последующем установили единый хозяйственный союз. Слили наркоматы военных и морских дел, внешней торговли, финансов, путей сообщения, труда, почт и телеграфов, ВСНХ. Все советские республики заключили с РСФСР и между собой соглашения по экономическим и финансовым вопросам.

В начале 1922 г. накануне Генуэзской конференции был заключён дипломатический союз советских республик. РСФСР передали право защиты интересов всех республик. Россия теперь могла заключать и подписывать от их имени договора и соглашения с иностранными государствами.

Объединение республик в одно государство стало возможным потому, что ранее они входили в состав единой Российской империи. К 1922 г. во всех республиках у власти находились национальные коммунистические партии, тесно связанные с РКП(б). Были созданы реальные предпосылки для окончательного объединения страны под властью большевиков.

В августе 1922 г. создали комиссию из представителей всех республик. Она должна была выработать условия объединения. По проекту комиссара по делам национальностей Сталина, республики входили в состав РСФСР на правах автономии. План "автономиза-ции" встретил резкую критику Ленина. Проект Ленина предусматривал добровольное объединение равноправных советских республик в союзное государство - Союз Советских Социалистических республик (СССР). Предполагалось создание верховных органов союза на основе участия и представительства всех республик. В обоих проектах обязательным условием являлась руководящая роль коммунистической партии.

В марте 1922 г. была провозглашена Закавказская федерация, оформившаяся в декабре 1922 г. в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В неё вошли Азербайджан, Грузия и Армения.

30 декабря 1922 года I съезд Советов СССР одобрил ленинский план. Приняты Декларация и Договор об образовании СССР. Договор подписали РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. В нём говорилось, что независимые советские республики добровольно и на равных правах вступают в государственный союз. Каждая республика имеет право выхода из союза. Любое го

сударство могло присоединиться к СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. В ведении единого союзного правительства оставалась внешняя торговля, военно-морские и иностранные дела, объявление войны, заключение мира, железнодорожный транспорт, связь, планирование, финансы, труд, продовольствие. Столицей нового государства становилась Москва. К сфере деятельности только республиканских правительств были отнесены вопросы внутренних дел, просвещения, юстиции, земледелия, здравоохранения и социального обеспечения. В последующем права союзных республик сократили до минимума.

Создание союза делало необходимым принятие новой конституции. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил первую Конституцию СССР. Она состояла из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Согласно конституции высшим органом государственной власти стал всесоюзный съезд Советов, а между съездами ЦИК СССР. Он состоял из двух палат - Совета Союза и Совета национальностей. Высшим органом государственного управления стал Совет Народных Комиссаров.

В 1924-1925 гг. в состав Союза включили Узбекскую и Туркменскую республики. В конце 20-х - начале 30-х гг. создали ещё три союзные республики - Таджикскую, Киргизскую и Казахскую. В 1936 году Закавказская Федерация была преобразована. Азербайджанская, Армянская и Грузинская республики вошли в состав СССР.

Летом 1940 г. Латвия, Литва и Эстония утратили независимость. Они также были включены в состав СССР на правах союзных республик. В том же году Молдавия получила статус союзной республики. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима. Происходило постепенное восстановление границ Российской империи теперь уже под властью большевиков.

  • Россия в начале 17 века. Крестьянская война в начале 17 века
  • Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале 17 века
  • Экономическое и политическое развитие страны в 17 веке. Народы России в 17 веке
  • Внутренняя и внешняя политика России в первой половине 17 века
  • Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: характер, итоги
  • Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 годы)
  • Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в России
  • Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине 19 века
  • Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России
  • Реформы 1860 - 1870 годов в России, их последствия и значение
  • Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века
  • Экономическое и социально-политическое развития России в начале 20 века
  • Революция в 1905 - 1907 годах: причины, этапы, значение революции
  • Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта, последствия
  • 1917 год в России (основные события, их характер и значение)
  • Гражданская война в России (1918 - 1920 годы): причины, участники, этапы и итоги гражданской войны
  • Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение НЭП
  • Складывание Административно-командной системы в СССР в 20-30 годы
  • Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги коллективизации
  • Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны (ВОВ)
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Советская страна в первой половине десятилетия (основные направления внутренней и внешней политики)
  • Социально-экономические реформы в СССР в середине 50 - 60 годов
  • Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов
  • СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов
  • Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы
  • Распад СССР: становление новой Российской государственности
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы
  • СССР в конце 30-ых годов. Внутреннее развитие СССР. Внешняя политика СССР

    Внутриполитическое и экономическое развитие СССР в конце 30-х годов оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением централизации управления. Одновременно росли вера народа в идеалы социализма, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

    Экономическое развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938 - 1942). Несмотря на успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире) промышленное отставание от Запада не было преодолено, особенно в освоении новых технологий и в выпуске предметов народного потребления. Главные усилия в 3-й пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Были созданы "заводы-дублеры" на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии.

    В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны. Расширялись посевы технических культур (хлопка). К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.

    Особое внимание уделялось строительству оборонных заводов. Однако создание современных для того времени видов вооружений затягивалось. Новые конструкции самолетов: истребители Як-1, Миг-3, штурмовик Ил-2 были разработаны в годы 3-й пятилетки, но наладить их широкое производство до войны не сумели. Массовый выпуск танков Т-34 и КВ к началу войны промышленность также не освоила.

    Крупные мероприятия осуществлялись в области военного строительства. Завершился переход к кадровой системе комплектования армии. Закон о всеобщей воинской обязанности (1939) позволил увеличить численность армии к 1941 г. до 5 млн. человек. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания, введено полное единоначалие.

    Социальные мероприятия также были обусловлены нуждами обороны. В 1940 г. была принята программа развития государственных трудовых резервов и осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. Был принят закон о судебной ответственности за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.

    В конце 30-х годов усилилась международная напряженность. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, пытаясь направить ее агрессию против СССР. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией, оформившее расчленение Чехословакии.

    На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к границам СССР. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1938 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

    В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и СССР. Западные державы затягивали переговоры. Поэтому советское руководство пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет (пакт Риббентропа-Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы СССР были признаны Германией в Прибалтике и Бессарабии.

    1 сентября Германия напала на Польшу. В этих условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

    В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде на ее быстрый разгром, с целью отодвинуть от Ленинграда советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

    Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила СССР Бессарабию и Северную Буковину.

    В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на 2 года отсрочили нападение на СССР.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20--30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств -- Германии, Италии и Японии.

    Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

    Первое -- принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

    Второе положение -- принцип мирного сосуществования с капиталистической системой -- определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

    Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

    Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября.

    Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.

    Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

    В течение 20 -- 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

    1. Внешняя политика советского государства в первой половине 20-х годов ХХ века

    1.1 Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов

    Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии - так называемыми Центральными державами.

    Заключение Брестского мира означало временную передышку. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор: «Большевики - подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их.

    Это политично, и это - политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован советским правительством.

    В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

    1.2 Решение двух главных внешнеполитических задач

    В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так, 17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму, поскольку «только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же состоялся - во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских штыках - задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

    Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т.е. «пограничными». По замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

    1.3 Расширение сферы влияния на Востоке

    Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в сопредельных государствах. Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Часть Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.

    Параллельно этим внешнеполитическим успехам в 1921--1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, -- Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

    1.4 Генуэзская конференция

    В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств -- Россия, Англия, Франция, Германия и др. Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд., руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

    Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

    В ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. И хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась в униженном положении.

    В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве. По договору СССР и Германия отказывались от возмещения убытков, которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того, Германия отказывалась от претензий на национализированную в России собственность германских подданных. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

    Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного управления Красной Армии. Кроме того, на финансирование германской компартии были потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие большевистские руководители поняли, что мировая революция откладывается на неопределенный срок.

    1.5 Временные осложнения с Англией и Францией

    Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

    Британское правительство во главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в феврале 1924 г.

    Постепенно удалось установить дипломатические отношения и с Францией, Италией - СССР был заинтересован в торговле с этими странами не меньше, чем с Англией. Французское правительство признало СССР в октябре 1924 г.

    Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами:

    1) изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил);

    2) широким общественным движением в поддержку СССР;

    3) экономическими интересами капиталистических государств.

    1.6 Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

    Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.

    Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

    На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-хана, против которого поднялось народное восстание. За время похода на север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане установился британское влияние.

    Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.

    1.7 Внешнеполитические отношения с Китаем

    Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г.

    Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г. превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией. Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия и США.

    Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская помощь. В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с коммунистами.

    В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии. В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным китайским правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию. Япония представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.

    В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников -- социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

    В 1920--1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

    2. Внутреннее положение РСФСР в 1920-1921 гг.

    Экономический и социальный кризис конца 1920 г. - начала 1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. Население уменьшилось на 10,9 млн человек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжали в деревню. Петроград потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия, Москва - 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Сельскохозяйственной продукции производилось только 60% довоенного объема. Посевные площади сократились на 25%, так как крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства. В 1921 г. из-за неурожая массовый голод охватил город и деревню.

    Провал политики «военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу. В 1920 г. Совнарком продолжил меры по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических начал. Национализация промышленности была распространена на мелкие предприятия. В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд советов утвердил план восстановления народного хозяйства и его электрификации (план ГОЭЛРО). В феврале 1921 г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственною развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства; подлежащих продразверстке. Готовился декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в полное противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Параллельно с экономическим в стране нарастал социальный кризис.

    Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания. Они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. В городах в конце 1920 г. - начале 1921 г. происходили забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спецраспределителей и пайков.

    Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но стали еще более активно подниматься на вооруженную борьбу. Восстания охватили Тамбовщину (под руководством А.С. Антонова, 1920-1921 гг.), Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. На подавление этих выступлений были брошены части Красной Армии и ВЧК. Руководителем подавления Антоновского восстания в 1921 г. был назначен лучший советский полководец М.Н. Тухачевский, применявший с санкции Ленина боевые отравляющие вещества (газы) против восставших крестьян.

    Восстание в Кронштадте. В марте 1921 г. моряки и красноармейцы военно-морской крепости Кронштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведения перевыборов советов и изгнания из них коммунистов, предоставления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешения крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразверстки. Кронштадтцев поддержали рабочие. В ответ большевистское правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 2,5 тыс. матросов было арестовано, многие были убиты, 6-8 тыс. эмигрировали в Финляндию.

    К весне 1921 г. была исчерпана надежда большевиков на скорую мировую революцию и материально-техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только уступки крестьянам могут спасти власть большевиков.

    Новая экономическая политика (НЭП).

    Сущность и цели нэпа. На X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

    Главная политическая цель нэпа - снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

    Реализация нэпа. Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда советов в декабре 1921 г. Нэп включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Они означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» - возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства.

    Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог). Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5% сельскохозяйственной продукции. Новая экономическая политика на селе была направлена на стимулирование сельскохозяйственного производства. В результате к 1925 г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России. Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

    В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий. Так возник новый для экономики России государственно-капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет.

    Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты.

    В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

    В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания. Таким образом, одна из задач нэпа - преодоление разрухи - была решена.

    Нэп вызвал некоторые изменения в социальной политике. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Прекратились трудовые мобилизации. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке. Однако социальная политика имела ярко выраженную классовую направленность. При выборах депутатов в органы власти преимущество по-прежнему имели рабочие. Часть населения, как и раньше, была лишена избирательных прав («лишенцы»). В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и «кулаков» - в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, середняки платили половину.

    Новые веяния во внутренней политике не изменили методы политического руководства страной. Государственные вопросы попрежнему решал партийный аппарат. Однако социально-политический кризис 1920-1921 гг. и введение нэпа не прошли бесследно для большевиков. Среди них начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении нэпа. Появились фракции со своими платформами, противостоявшими позиции Ленина. Одни настаивали на демократизации системы управления, предоставлении профсоюзам широких хозяйственных прав («рабочая оппозиция»). Другие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы (Троцкий). Многие коммунисты вышли из РКП(б), считая, что введение нэпа означает реставрацию капитализма и измену социалистическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было, с точки зрения Ленина, совершенно недопустимо. На X съезде РКП(б) были приняты резолюции, осуждающие «антимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещающие создание фракций и групп. После съезда была проведена проверка идейной устойчивости членов партии («чистка»), на четверть сократившая ее численность. Все это позволило укрепить единомыслие в партии и ее единство как важнейшего звена в системе управления государством.

    Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия - ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря. Особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. В 1922 г. ГПУ обвинило 47 арестованных ранее руководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности. Состоялся первый крупный политический процесс при большевистской власти. Трибунал ВЦИК приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, остальных - к различным срокам тюремного заключения. Осенью 1922 г. из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделявших большевистскую доктрину («философский пароход»). С идейным противостоянием было покончено.

    Насаждая большевистскую идеологию в обществе, советское правительство нанесло удар по Русской Православной Церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет об отделении церкви от государства. В 1922 г. под предлогом сбора средств для борьбы с голодом была конфискована значительная часть церковных ценностей. Усиливалась антирелигиозная пропаганда, разрушались храмы и соборы. Начались преследования священников. Патриарх Тихон был заключен под домашний арест.

    Для подрыва внутрицерковного единства правительство оказывало материальную и моральную поддержку «обновленческим» течениям, безусловно лояльным по отношению к большевикам. После смерти Тихона в 1925 г. правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр был арестован. Его преемник, митрополит Сергий, и 8 архиереев вынуждены были демонстрировать лояльность по отношению к советской власти. В 1927 г. они подписали Декларацию, в которой обязывали священников, не признававших новую власть, отойти от церковных дел.

    Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая «диктатура пролетариата в союзе с крестьянством» на деле означала диктатуру ЦК РКП(б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

    Итоги внутренней политики начала 20-х годов. Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако вскоре после его введения первые успехи сменились новыми трудностями. Их возникновение объяснялось тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленно классовой ориентацией внутренней политики правительства; усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства.

    Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности. Приоритет промышленности над сельским хозяйством выливался в перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, закупочные цены на сырье и продукты занижались («ножницы» цен). Сложность налаживания нормального товарообмена между городом и деревней порождало также неудовлетворительное качество промышленной продукции. Осенью 1923 г. разразился кризис сбыта, затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. к нему добавился кризис цен, когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб государству по твердым ценам, решив продать его на рынке. Попытки заставить крестьян сдавать хлеб по продналогу вызвали массовые восстания (в Амурской области, Грузии и других районах). В середине 20-х годов упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей.

    Для выхода из кризиса советское правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и «кулаков». Это означало начало свертывания нэпа.

    Новое направление внутренней политики вызывалось стремлением партийного руководства ускорить уничтожение элементов капитализма административными методами, разрешить все экономические и социальные трудности одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства. Свою неспособность преодолеть кризисные явления; хозяйственными методами и использование командно-директивных сталинское руководство партии объясняло деятельностью классовых «врагов народа» (нэпманов, «кулаков», агрономов, инженеров и других специалистов). Это служило основанием для развертывания репрессий и организации новых политических процессов.

    Внутрипартийная борьба за власть. Экономические и социально-политические трудности, проявившиеся уже в первые годы нэпа, стремление построить социализм при отсутствии опыта реализации этой цели породили идеологический кризис. Все принципиальные вопросы развития страны вызывали острые внутрипартийные дискуссии.

    Ленин, автор нэпа, провозглашавший в 1921 г., что это будет политика «всерьез и надолго», уже через год на XI съезде партии заявил, что пора прекратить «отступление» в сторону капитализма и необходимо переходить к построению социализма. Он написал ряд работ, названных советскими историками «политическим завещанием» Ленина. В них он сформулировал основные направления деятельности партии: индустриализация (техническое перевооружение промышленности), широкая кооперация (в первую очередь в сельском хозяйстве) и культурная революция (ликвидация неграмотности, повышение культурного и образовательного уровня населения). При этом Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. В «Письме к съезду» он дал весьма нелицеприятные политические и личностные характеристики шести членам Политбюро (Л.Д. Троцкому, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину, Г.Л. Пятакову, И.В. Сталину). Ленин также предостерегал партию от ее бюрократизации и возможности возникновения фракционной борьбы, считая главной опасностью политические амбиции и соперничество Троцкого и Сталина.

    Болезнь Ленина, в результате которой он был отстранен от решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 г. осложнили ситуацию в партии. Еще весной 1922 г. был учрежден пост генерального секретаря ЦК РКП(б). Им стал Сталин. Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, что привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры.

    Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции (Троцкого, Каменева, Зиновьева и других представителей «старой гвардии», обладавшей значительным большевистским дооктябрьским стажем), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Теоретические разногласия о возможности построения социализма или в одной стране (Ленин, Сталин), или только в мировом масштабе (Троцкий) сочетались со стремлением занять в партии и государстве руководящее положение. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, Сталин последовательно устранял своих оппонентов. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР. Каменев, Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

    Первый камень в фундамент культа личности Сталина закладывался в ходе внутрипартийных дискуссий 20-х годов под лозунгом выбора верного, «ленинского» пути строительства социализма и установления идеологического единства.

    Заключение

    советский международный версальский

    В течение 20-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

    Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным: во-первых, принцип пролетарского интернационализма, во-вторых, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой.

    Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства в течение всех 20-х гг. XX века.

    Политика 20-х годов показала успешность деятельности советского правительства в прорыве политической блокады с Западом. Удачная политика Советского государства придала уверенности новому правительству, дав толчок для более активной внешней политики с государствами Восточной Азии и Японией. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Внешняя политика государства в этот период отличается активностью, но бессистемностью.

    Позже, в начале 30-х годов, правительство слало структурировать свою деятельность, придавая ей более строгий осмысленный вид.

    Список литературы

    1. Киселев А.Ф., «Новейшая история Отечества. ХХ век», М., Владос, 2002 - 336с.

    2. Мунчаев Ш.М., «История России» М., Норма, 2004 - 768с.

    3. Орлов А.С., «История России», 2-е изд. М., Проспект, 2004 - 520с.

    4. Островский В.П., «История России. ХХ век» М., Дрофа, 2001 - 425с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Направления экономического развития советского государства перед Второй мировой войной. Приоритеты мировой и внешней политики СССР накануне войны. Развитие международных отношений СССР с малыми государствами в предвоенные годы, международные договора.

      контрольная работа , добавлен 16.01.2015

      Основные черты политики "военного коммунизма" в годы гражданской войны и ее социально-экономические и политические последствия. Продовольственная диктатура и продразверстка. Особенности введения новой экономической политики (НЭПа) и ее основные реформы.

      конспект урока , добавлен 10.11.2010

      Оценка причин Крымской войны. О сложности вопроса, о причинах и инициаторах Крымской войны. Сюжетные линии дипломатической борьбы. Окончание и главные итоги Крымской войны. Подписание и условия мирного договора. Причины поражения, итоги.

      курсовая работа , добавлен 24.09.2006

      реферат , добавлен 21.01.2008

      реферат , добавлен 04.07.2008

      Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

      контрольная работа , добавлен 07.04.2010

      Причины Северной войны 1700-1721 годов, повод к ней и цели стран-участниц. Описание главных этапов развития боевых действий, их главные результаты. Переговоры и подписание Ништадтского мирного договора 1721 года и подведение итогов Северной войны.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2011

      Экономический кризис в России как следствие гражданской войны и краха "военного коммунизма". Основные меры новой экономической политики (НЕПа), оценка ее значения. Образование Советского Союза: причины и принципы создания. Тоталитарная система в СССР.

      реферат , добавлен 10.05.2012

      Анализ особенностей внешней политики СССР в 40-50 годы ХХ века. Исследование взаимоотношений между СССР, социалистическими и развивающимися странами в данный период. Выявление основ отношений с США; начало "Холодной войны", гонка вооружений и её итоги.

      курсовая работа , добавлен 19.01.2015

      Политические итоги Первой мировой войны в свете отношений между Германией и Россией. Зарождение военного сотрудничества между государствами, подписание Рапалльского договора. Оценка внешней политики Советского Союза и Германии накануне новой войны.

    Внутриполитическое и экономическое развитие СССР в конце 30-х годов оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением централизации управления. Одновременно росли вера народа в идеалы социализма, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

    Экономическое развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938 - 1942). Несмотря на успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире) промышленное отставание от Запада не было преодолено, особенно в освоении новых технологий и в выпуске предметов народного потребления. Главные усилия в 3-й пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Были созданы "заводы-дублеры" на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии.

    В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны. Расширялись посевы технических культур (хлопка). К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.

    Особое внимание уделялось строительству оборонных заводов. Однако создание современных для того времени видов вооружений затягивалось. Новые конструкции самолетов: истребители Як-1, Миг-3, штурмовик Ил-2 были разработаны в годы 3-й пятилетки, но наладить их широкое производство до войны не сумели. Массовый выпуск танков Т-34 и КВ к началу войны промышленность также не освоила.

    Крупные мероприятия осуществлялись в области военного строительства. Завершился переход к кадровой системе комплектования армии. Закон о всеобщей воинской обязанности (1939) позволил увеличить численность армии к 1941 г. до 5 млн. человек. В 1940 г. были установлены генеральские и адмиральские звания, введено полное единоначалие.

    Социальные мероприятия также были обусловлены нуждами обороны. В 1940 г. была принята программа развития государственных трудовых резервов и осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. Был принят закон о судебной ответственности за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.

    В конце 30-х годов усилилась международная напряженность. Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, пытаясь направить ее агрессию против СССР. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией, оформившее расчленение Чехословакии.

    На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к границам СССР. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1938 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г. К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

    В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и СССР. Западные державы затягивали переговоры. Поэтому советское руководство пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет (пакт Риббентропа-Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы СССР были признаны Германией в Прибалтике и Бессарабии.

    1 сентября Германия напала на Польшу. В этих условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

    В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде на ее быстрый разгром, с целью отодвинуть от Ленинграда советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

    Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила СССР Бессарабию и Северную Буковину.

    В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на 2 года отсрочили нападение на СССР.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»