Внешняя политика после войны начало холодной войны. Внешняя политика ссср после войны и начало «холодной войны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Человек эпохиТворчество Пушкина – уникальное
явление. Вбирая в себя все
предшествующие литературные
эпохи, оно завершает процесс
развития литературы своего времени и
в то же время, создавая новый язык,
рождая новые темы и жанры, стоит у
истоков современной русской
литературы, открывая дорогу в
будущее.

Лирика
О природе
Философская
Свободолюбивая
Тема поэта и поэзии
Любовная

Пушкина
Поиск опоры "самостоянья человека",
идея домостроительства - важнейшие
составляющие пушкинской философской
лирики.
Проблемы цели и смысла жизни,
соотнесения бытия и личности,
самопознания, места человека в мире,
отношений с Богом и природой - центральные
Философские мотивы
вопросы всей русской литературы. Их
называют "вечными вопросами", потому что
нельзя найти на них однозначного ответа,
они всегда волновали и будут волновать
людей. И это залог бессмертия человечества,
потому что вечная жизнь духа - в этой
неуспокоенности, в этой бесконечной жажде
самопознания.

Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Брожу ли я вдоль улиц
шумных,
Вхожу ль во многолюдный
храм,
Сижу ль меж юношей
безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны
своды И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век
забвенный,
Как пережил он век отцов…
Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» было написано 26 декабря
1829 года. Оно представляет собой
философское размышление над
тридцатилетним итогом жизни поэта.
В стихотворении мысль о неизбежности и
предначертанности смерти. Здесь жизнь
представляется переходом к чему-то вечному,
абсолютному и неизбежному.
Кажется, что первая строфа звучит заунывно.
Такая «заунывность» помогает погрузится в
атмосферу безысходности, неотвратимости
смерти. Мысли поэта устремлены лишь к
одному: «Мы все сойдем под вечны своды…»
Мысль о смерти нагнетается в стихотворении
постепенно, и в каждом следующем
выразительном образе чувствуется все
большая неизбежность кончины.
В стихотворении поэт передает движение.
Это движение поэтической мысли, путь к
вечности через смерть. Именно благодаря
наличию движения можно понять, какое
именно идейное содержание вкладывает поэт
в свое стихотворение.

Воспоминания о Царском Селе

Свободолюбив
ая лирика

Арион.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик
умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Стихотворение А.С. Пушкина «Арион» написано в 1827
году.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в
путешествие. У каждого на корабле своя работа:
«иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь
мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают
препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой,
«беспечной веры полн», поет им, уверенный в том,
что его талант, его песни помогают пловцам в их
нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый,
открытый, свободный, безусловно, очень близок
автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не
зная о готовящемся восстании, о замыслах его
руководителей, не зная о том, какое «плавание»
готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения - «вихорь
шумный», разбивший корабль, унесший жизни и
кормщика, и пловцов. Это метафорическое
изображение восстания декабристов, его разгрома.
Для Пушкина события 1825 года были трагедией,
штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт,
Арион избежал гибели в шторме, он «на берег
выброшен грозою». Но эта случайность не сломала
героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны
прежние пою» - в этих словах и верность
декабристам,
и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

И сердце вновь горит и люб
Что не любить оно не може
Любовная лирик

Сожженное письмо.

Прощай, письмо любви! прощай: она
велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо
любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои
приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий
дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О
провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел
милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной
груди...
Данное стихотворение было написано в 1825
году, в период ссылки Пушкина в село
Михайловское и посвящено Воронцовой.
Вечная тема любви разработана Пушкиным
Очень своеобразно. Он пишет о сожженном
письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей
любви, а письмо является лишь способом
передачи переживаний лирического героя,
неким художественным символом.
Это стихотворение проникнуто болью и горечью
с самого начала. Настроение лирического героя
не равномерно. Едва успокоившись, он тут же
снова начинает страдать; это видно, благодаря
тому, что автор использует восклицательные
предложения и умолчание.
Переживания лирического героя читателю
помогают понять и многочисленные эпитеты:
«жадное пламя», «милый пепел», « бедная
отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а
также «бедной отрадой», ведь это единственный
след, единственное воспоминание о сгоревшей
любви, без которой лирический герой не видит и
проблеска счастья в своей «унылой судьбе».

Тема поэта и поэзии
он не учил людей, не проповедовал он пробуждал "чувства добрые" в их
душах, стремился дать людям
мощный импульс к духовному
самосовершенствованию, пробудить
к жизни то доброе, что есть в каждой
душе - единственное, к чему может и
должно апеллировать искусство

Поэт.

Пока не требует поэта
К священной жертве
Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный
сон,
И меж детей ничтожных
мира,
Быть может, всех
ничтожней он.
Стихотворение «Поэт» было написано в 1827
году, когда Пушкин начал все чаще
задумываться о своем предназначении.
Тема поэта и поэзии прошла через все
творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в
этом плане не является исключением. В этом
стихотворении автор говорит о поэте как о
неземном существе, для которого обыденная
жизнь среди обычных людей – это оковы,
мешающие проснуться его душе.
Разделение стихотворения на две части как
нельзя лучше показывает изменение чувств
лирического героя. Первая часть – это
жизнь поэта без вдохновения, под гнетом
обыденности до прихода Музы.
А вторая часть – это период сотворения
поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в
целом мире не может сломить великую силу
поэта, его голос проникающий повсюду. Он как
бы становится выше всех людей, для него
исчезает все вокруг, и он остается один на
один со своим творчеством. Это и есть, по
мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

Тема
природы

Зимнее утро.

Пушкина видное место принадлежит стихотворению
…Вечор, ты помнишь, вьюга В лирике
«Зимнее утро»,
написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно
злилась,
проникнуто солнечным
настроением, точно передает чувства, которые одолевали
На мутном небе мгла
автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и
носилась;
та красавица,
которой посвящено само стихотворение, являющееся
Луна, как бледное пятно,
монологом лирического героя.
Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и
Сквозь тучи мрачные
«друг милый».
желтела,
Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в
стихотворении основное
И ты печальная сидела место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по
сравнению со вчерашней
А нынче... погляди в окно:
бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен
Под голубыми небесами
сравнениями и
олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини.
Великолепными коврами,
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом,
насыщена цветом: это
Блестя на солнце, снег
и голубой, и чёрный, и зелёный.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется
лежит;
навестить «поля
пустые».
Прозрачный лес один
По-моему, в последней строке лежит главный магнит
чернеет,
произведения. Ведь всё
это монолог человека, уговаривающего «друга
И ель сквозь иней зеленеет, стихотворение
милого» проснуться,
чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
И речка подо льдом блестит…

Вывод

Пушкин вне времени, его поэзия искренняя,
завораживает легкостью изложения и глубиной
чувств. И как ни странно, находит отклик в
наших душах! Мы тоже можем так чувствовать
и любить, вот только выразить ТАК не можем.
Он писал о вечных, изначальных чертах
человека и общества. Антураж с веками
меняется, а сущность человеческой жизни
остается, поэтому творчество Пушкина будет
современным и актуальным всегда.

Александр Сергеевич Пушкин - всемирно известный поэт, прозаик, публицист, драматург и литературный критик - вошел в историю не только как автор незабвенных произведений, но и как основоположник нового литературного русского языка. При одном упоминании о Пушкине сразу же возникает образ исконно русского национального поэта. Поэт Пушкин - всемирно признанный гений, лексикон его произведений уникален, образность его лирики широка и абсолютно неповторима, глубина чувственной и философской составляющей его стихов поражает и волнует читателей всех стран и всех поколений. Но все же, особого внимания заслуживает лирика Пушкина, многогранность и образность которой до сих пор изучена не в полной мере.

Колорит лирики Пушкина

Лирика Пушкина - это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и 1825-го, и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» - эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина - внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

Любовная лирика Пушкина

Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». Она вмещает широкую палитру чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого трепетного свидания до полного разочарования и одиночества опустошенной страстями души. Любовь в лирике Пушкина очень разная. Это и идеальное чувство, которое возвышает душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое внезапно возникает, но так же быстро проходит, и жгучая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирики Пушкина любовной тематики - легкая влюбленность, взрослое и осмысленное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»

Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя.

Композиционное строение стихотворения

Отражает основные биографические вехи отношений Пушкина и Керн, основным тут является мотив воспоминания в лирике Пушкина. Композиционно стихотворение распадается на три отдельные по своей смысловой составляющей части. Каждая из них, в свою очередь, состоит из двух катренов - одинакового размера четверостиший. В первой части лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», когда увидел красавицу и навсегда полюбил ее. Во второй описываются годы расставания - время «без божества и без ярости». В третьей - новая встреча влюбленных, новая вспышка чувств, у которых «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Для лирического героя стихотворения любовь - это как истинное чудо, божественное откровение. Именно так ощущал себя сам поэт Пушкин в ту пору, именно жило в нем тогда, и он жил им без оглядки.

Стихотворение «Я вас любил…»

Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил...» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром - «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен. Отличительным признаком стиха «Я вас любил...» является то, что лирическое чувство в нем передается чрезвычайно немногословно, но удивительно афористично и выразительно. В стихотворении почти нет никаких метафор, скрытых образов, многосложных, режущих ухо эпитетов, которыми обычно поэты тех времен изображали свои чувства к любимой. Однако образ любви, возникающий перед читателем из строк стихотворения, полон волшебной поэтичности и прелести, необычной светлой грусти. Кульминацией произведения, отражающей основные мотивы лирики Пушкина в любовной тематике, являются две заключительные строки. В них поэт не просто говорит, что он «любил так искренне, так нежно», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником словами «как дай вам Бог любимой быть другим».

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным сопровождением мыслям и поступкам лирического героя. Словно живым литературным фоном выступают картины природы в лирике поэта. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей.

Стихотворение «К морю»

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением. Основные мотивы лирики Пушкина, имеющей природную направленность, всегда идут параллельно - природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «К морю» прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

Тирания и образование - противоречие в стихотворении

В стихотворении, помимо природных мотивов, поэт сближает два понятия: тиранию и образование. Как и другие романтики того времени, Пушкин подразумевает в своем произведении то, что цивилизация, вводя новую систему образования, одновременно портит естественность и искренность простых человеческих отношений, управляемых велением сердца. Прощаясь со свободной и мощной морской стихией, Пушкин как бы прощается с романтическим периодом своего творчества, на смену которому приходит реалистическое мировоззрение. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина все чаще мелькают в более поздних его произведениях. И даже если поначалу кажется, что центральным стержнем стихотворения является пейзаж, описание природных явлений, следует искать скрытый смысл, связанный с желанием поэта высвободить свою тягу к свободе, расправить крылья своего вдохновения в полной мере, не боясь и не оглядываясь на строгую цензуру тех мятежных времен.

Философская лирика Пушкина

Пушкинская вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности - это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики - осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести.

Тема поэта и поэзии

Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики - вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Послание будущим поколениям

Основные мотивы лирики Пушкина тех времен - послание представителям грядущих поколений. По своему содержанию стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» представляет собой своеобразный поэтический завет, который содержит самооценку творчества поэта, его заслуг перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его поэзия для грядущих поколений, Пушкин символически соотносит с памятником, который вознесся выше «Александрийского столпа». Александрийский столп - это памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он прежде ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутому в Петербурге в виде высокого столба.

Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Очень четко показывает основные мотивы лирики Пушкина таблица, представленная ниже:

Жанры лирики

Мотив

Философия

Мотив свободы - как внутренней, так и гражданской

Человеческие взаимоотношения

Мотив любви и дружбы, преданности и силы земных человеческих уз

Отношение к природе

Мотив близости с природой, сопоставление ее с человеком и его внутренним миром

Мотив религиозный, особенно близкий читателю тех времен

Мотив глубоко философский, дающий ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом

Это лишь общее описание основных тематик произведений великого поэта. Все до единого мотивы лирики Пушкина таблица вместить не может, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературные критики признают, что для каждого Пушкин свой, каждый открывает для себя новые и новые грани его творчества. На это и рассчитывал поэт, говоря в своих записях о желании пробудить у читателя бурю эмоций, заставить его мыслить, сопоставлять, переживать и, главное, чувствовать.

Александр Сергеевич Пушкин является выдающимся русским поэтом и писателем. Он – гений, а гений, как известно, всегда ходит на краю бездны. Его книги – это не только стихи, рассказы, поэмы. Это стихи и о дружбе, о предназначении поэта и поэзии, а также гражданская лирика.

В своих произведениях он поднимал острые, как политические, так и личные темы. А. С. Пушкин в совершенстве владел слогом. Понятие «лирика» вообще означает описание личного чувства. Лирическое означает поэтическое. Поэзия для Пушкина стояла на первом месте после прозы.

В своих стихах он прославлял дружбу, любовь, свободу. Некоторые его стихи в своё время не прошли цезуру. Его лирика повлияла на таких авторов как Лермонтов, Толстой, Достоевский. И оставила наследство для поэтов уже Серебряного века, конца девятнадцатого начала двадцатого, таких как Бунин, Блок, Бехтерев и др.

На становление самого поэтического слога и смыслов Пушкина повлияли такие поэты как Вольтер, Мольер, Байрон. Они также восхваляли свободу личности над государством, за что собственно и были гонимы в своём отечестве. Но их лирика, как и Пушкина, предопределила развитие демократических ценностей, в первую очередь – свободы. Сам Пушкин был своевольным (вольным в суждениях и мнении) человеком, водил дружбу с декабристами. Когда он вернулся из ссылки и был представлен императору Николаю Первому, тот его спросил о его действиях в декабрьских событиях 1825 года. Пушкин, не боясь, ответил, что если бы в тот день он был в Петербурге, он непременно примкнул бы к декабристам. Такой ответ вовсе не повлиял на его дружбу с царём.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Основные темы и мотивы пушкинской лирики» читают:

Поделиться:

Урок по истории на тему «Внешняя политика СССР и начало ”холодной войны”.

Дается представление о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему «Внешняя политика СССР и начало ”холодной войны”»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах;
  • формирование умений систематизировать исторический материал; устанавливать причинно- следственные связи; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, сравнительной таблицей; логично мыслить, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения.

Тип урока : комбинированный урок с элементами практической работы

Понятия : доктрина «»сдерживания коммунизма», доктрина «отбрасывания коммунизма», план «Дропшот», международное движение защитников мира, страны «народной демократии», страны «третьего мира».

Оборудование : учебник Левандовский А. А. История России XX- начало XXI века, раздаточный материал, мультимедийная презентация, проектор, атласы.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подведение итогов

Ход урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 мин

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Вопросы устно:

  1. Показать (назвать), как изменилась территория Европы и Азии по окончанию Второй мировой войны.
  2. Каково значение образования ООН? Какие цели преследует ООН?
  3. Назовите дату и города, в котором происходили судебные процессы бывших лидеров гитлеровской Германии и японских милитаристов. Какие обвинения выдвигались военным преступникам?
  4. Какие основные изменения произошли в системе международных отношений после Второй мировой войны?

Отвечают на вопросы.

Вводная беседа. Целеполагание

Уч.: Вторая мировая война привела к многомиллионным жертвам, огромным разрушениям и материальным потерям. Казалось, что те, от кого зависели судьбы людей послевоенного поколения, воспримут уроки войны и будет сделано все для обеспечения прочного мира. Однако этого не случилось. Человечество оказалось втянутым в противоборство двух сверхдержав.

Уч.: Назовите эти сверхдержавы?

Почему противоборство именно этих стран?

Как называется это противоборство?

Уч.: Верно. Нам с вами предстоит вспомнить, в чем же заключалась холодная война, а также какие события происходили в это время.

СССР и США

Это страны-победительницы. США вышли из войны в сильнейшем экономическом и военном отношении державой.

Холодная война.

Отношения с бывшими союзниками

Уч.: С началом «холодной войны» значение понятий «Запад» и «Восток» поменялось. К западу относились союзники США, а к востоку – СССР и дружественные ему социалистические страны. Таким образом, можно сказать, что дружеские отношения между союзниками по Антигитлеровской коалиции с началом «холодной войны» перестали быть таковыми.

Уч.: Как вы считаете, чем была вызвана конфликтность в отношениях между СССР и США?

Уч.: Предлагаю начать с истоков «холодной войны».

5 марта 1946г. У. Черчилль в Фултоне произнес свою знаменитую речь, в которой заявил, что железный занавес отделил Восточную Европу от европейской цивилизации и англосаксонскому миру следует объединиться перед лицом коммунистической угрозы.

Этими словами Черчилль и подготовил мир к началу «холодной войны».

Уч.: 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речью, которая стала доктриной внешней политики государства. Доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».

И эту речь тоже считают истоком «холодной войны».

Уч.: Практическое воплощение доктрины Трумэна – это план Маршалла, действовавший в 1948-1952 гг. «План Маршалла» об оказании многомиллиардной помощи странам Западной Европы имел целью укрепить устои капитализма в Европе. СССР и социалистические страны отказались от этой помощи, опасаясь угрозы закабаления американским империализмом.

Уч.: В ответ на план Маршалла СССР в 1949 г. учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его целью было укрепить союзнические отношения с социалистическими странами и предоставить им помощь.

Уч.: Таким образом, хорошо видна начавшаяся конфронтация между двумя сверхдержавами.

Уч.: В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз США и 11 западных стран.

Уч.: Прочитайте выдержки из Североатлантического договора и ответьте на вопросы. (Приложение 1).

Уч.: В противовес НАТО в 1955 г. для укрепления отношений между социалистическими странами явилось образование Организации Варшавского Договора (ОВД). Прочитайте выдержки из ОВД и ответьте на вопросы. (Приложение 2).

Уч.: Теперь давайте заполним таблицу

«Страны-участницы военно-политических блоков периода «Холодной войны».

Уч.: Таким образом, противостояние двух великих держав стало противостоянием двух военно-политических блоков. Логика противостояния уводила мир все дальше в трясину растущей угрозы ядерной войны.

1)идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения. Гонка вооружения.

Читают документ и отвечают устно на вопросы.

Складывание социалистического лагеря

Уч.: Как мы знаем Сталин и все советское руководство стремилось установить социализм по всей Европе. По всей Европе установить социализм не удалось, однако при прямом содействии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы (см. на слайд.).

Уч.: Прочитайте теперь пункт в учебнике на стр. 229-230 и ответьте на вопрос: Какие события стали кульминацией обострения отношений между Востоком и Запалом в 1948-1953 гг.

Уч: Верно. В сентябре 1949 г. произошел раскол Германии. Образовались два государства - ФРГ и ГДР.

Пиком противостояния двух систем стала корейская война (1950-1953 гг.). Она стала первым военным столкновением, в котором СССР и США оказались по разные стороны линии фронта.

В 1948 г. – разрыв СССР с Югославией, Корейская война (1950-1953), создание ФРГ и ГДР.

СССР и страны «третьего мира»

Уч.: После 2МВ начался необратимый процесс распада колониальной системы. Советское правительство поощрял национально-освободительную борьбу угнетенных народов. Причем Сталин пытался укрепить собственные позиции в странах «третьего мира».

Уч.: Давайте вспомним, какие страны называют странами «третьего мира»?

Уч.: Таким образом, возник ряд суверенных государств.

Как вы понимаете понятие «суверенное государство»?

Уч.: Как мы с вами уже выяснили, в ходе «холодной войны» развернулось ожесточенное соперничество сверхдержав за влияние в различных регионах планеты.

В странах третьего мира Сталин стремился укрепить свои позиции. Он высказывал намерение надолго обосноваться в Иране, находившемся с 1941 г. под совместной оккупацией Великобритании и СССР. Там Москва активно помогала оппозиционной партии Туде (коммунистическая партия) и сепаратистским движениям курдов и азербайджанцев. В декабре 1945 г. при советском содействии были провозглашены на севере Ирана автономная республика Азербайджан и Курдская народная республика. После жесткого противодействия Англии СССР был вынужден вывести оттуда войска.

Страны «третьего мира» - развивающиеся страны.

Основная черта – колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран.

Суверенное государство – государство с полной независимостью от других государств в его внутренних делах и международной политике.

Подведение итогов

Уч.: Таким образом, можно сделать вывод о том, что феномен «разорванных надвое народов» как в Европе, так и Азии, на долгое время оставался символом биполярного раскола мира.

Приложение 1

СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ

НАТО (Организация Североатлантического договора) – военно-политический союз, формально носивший оборонительный характер. В 1949 г. участниками НАТО стали: США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В этом блоке главенствующая роль отводилась США.

(извлечение)

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и всеми правительствами.

Они преисполнены решимости оградить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и господства права. Они стремятся обеспечить стабильность и благосостояние в Североатлантическом регионе. Они твердо решили объединить свои усилия для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности.

Поэтому они договорились о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1. Договаривающиеся стороны обязуются, как это обусловлено Уставом ООН, разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Объединенных Наций.

Статья 3. Чтобы более эффективно осуществить цели настоящего договора Договаривающиеся Стороны, порознь и совместно, путем постоянной и эффективной самопомощи и взаимопомощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность и сопротивляться вооруженному нападению.

Статья 4. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу.

Статья 5. Договаривающиеся Стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана. Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых в результате него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 10. Договаривающиеся стороны могут, по единодушному соглашению, пригласить присоединиться к договору любое другое европейское государство, которое в состоянии способствовать развитию принципов настоящего договора и содействовать безопасности североатлантического региона. Любое приглашенное таким образом государство может стать стороной в договоре путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки своего документа о присоединении. Правительство США будет уведомлять каждую из договаривающихся сторон о сдаче на хранение каждого такого документа о присоединении.

Вопросы и задания:

  1. Выделите в документе цели НАТО.
  2. Как формулирует договор способы достижения этих целей?
  3. Почему в документе содержится множество ссылок на Устав ООН?

Приложение 2

ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ

(ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР)

В мае 1955 г. была создана Организация Варшавского договора (ОВД) – военно-политический союз, призванный уравновесить влияние НАТО. Варшавский договор был подписан руководителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Главенствующая роль в ОВД отводилась СССР.

(извлечение)

Договаривающиеся Стороны,

вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе,

учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации Парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза», с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств,

будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе,

руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,

в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,

решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи...

Статья 1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Статья 2. Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.

При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Статья 3. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.

Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств -участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет...

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора...

Вопросы и задания:

  1. Выделите в документе цели Организации Варшавского договора.
  2. Как формулирует договор способы достижения целей организации?
  3. Заполните таблицу «Страны-участницы военно-политических блоков периода «Холодной войны»

НАТО

ОВД


Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год - правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу - «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда - негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами - бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации - американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО - военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них - «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 - свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну - как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»