Рассуждения психолога о школе: Учиться должны дети, а не родители! Мам, а выходные скоро.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Частые ночные кошмары являются продуктом деятельности мозга, который пытается справиться со стрессом и негативными эмоциями. Сны, по мнению ученых, — это способ обработки неприятных впечатлений и эмоций, которые приходится испытывать человеку в своей жизни.

При засыпании его психика накладывает плохие воспоминания на определенный контекст, и таким образом рассеиваются страхи, ассоциирующиеся с ними. Часто источниками ночных кошмаров, являются работа, беспокойство за финансовое благополучие, большие перемены в жизни. Ночные кошмары часто отражают внутренние неразрешенные эмоциональные конфликты, связанные с реальными событиями вашей жизни.

Причины, почему людям сняться кошмары

1. Употребление медицинских лекарственных препаратов перед сном.

2. Употребление наркотических препаратов перед сном (наркотики, табак, кофеин, алкоголь).

3. Повышенная температура тела, жар во время болезни, болевые ощущения (растяжения мышц, патология внутренних органов и др.). Появляется очаг раздражения в головном мозге, который способствует ночным кошмарам.

4. Переполненный желудок. Это одна из самых распространенных причин ночных кошмаров. Проводя целый день на работе, не имея возможности правильно принимать пищу, вечером мы кушаем все и много. Засыпая с полным желудком, мы провоцируем активность головного мозга.

5. Частые пробуждения из-за синдрома апноэ (кратковременная остановка дыхания во сне) требуют консультации, наблюдения и лечения у специалистов. В эту же группу можно отнести и другие отклонения и нарушения нормального сна.

6. Стрессы, депрессии, нервные и физические перегрузки организма тоже провоцируют ночные кошмары. Например, человек стал свидетелем аварии, участвовал в военных действиях, смерть близкого или знакомого человека, финансовый крах, проблемы на работе, негативные эмоции. Если с вами происходят негативные события, то очень важно уметь находить положительные стороны. Не воспринимать все в черном свете. Помните, что любые перемены – это начало хороших событий.

7. Творческие, интеллектуально развитые люди часто видят кошмары по ночам. Если человек обладает даром предвидения, у него сильно развита интуиция, то кошмары по ночам показывают ему возможное развитие того или иного события. В этом случае, главное – не пугаться, а искать приемлемые варианты решения проблем.

8. Дискомфортные условия сна. Например, душная комната, неудобная постель, посторонние шумы, освещение. Некоторые предметы вообще не должны находиться в спальне. К ним относятся телевизор, компьютер, зеркала, ритуальные предметы, маски. У каждого человека есть свои особые вещи, которые создают комфорт. Или наоборот, существуют предметы, на первый взгляд безобидные, но для конкретного человека имеющие «страшное» значение.

По мнению психологов, кошмарные сновидения в основном являются прерогативой мнительных и пессимистично настроенных на жизнь людей. Кошмарные сны – частые «гости» тех, кто постоянно ожидает каких-либо подвохов от судьбы и окружающих: эти люди смотрят на многие вещи в своей жизни со страхом, неосознанно перенося свою тревогу и беспокойство на будущий сон. Получается некая проекция текущих тревожных событий на подсознание, трансформирующаяся ночью в самые разные и непредсказуемые сны, называемые кошмарами. Недаром древние говорили: «Нет ничего кошмарнее, чем отражение реальных событий».

Пессимизм и негативное отношение к окружающему миру – это наиболее распространенная причина кошмарных сновидений! Таким людям психологи рекомендуют поменять отношение к жизни, сменив уныние и тревогу на радость и жизнелюбие.

Зачастую кошмары являются продуктом эмоциональных переживаний, испытываемых человеком за прошедший день. Психологи выделяют несколько злободневных причин, отражающихся в подсознании человека в виде страшных снов: постоянные заботы о своем финансовом и душевном благополучии; проблемы в профессиональной сфере (трудности в общении с начальством, с коллегами, с людьми); проблемы в личной и интимной жизни; неразрешенные конфликты и т.д. Все это накладывается на определенный фантасмагорический контекст, выливаясь в кошмары. Кстати говоря, в этом смысле кошмарные сны являются защитной реакцией организма и его своеобразной «релаксацией».

Постоянные кошмарные сны – это прямой признак сильного переутомления и истощения нервной системы человека. В этом случае нужно срочно обратиться за помощью к врачу или психологу, пока кошмары не превратились в невроз или депрессию.

Причиной возникновения кошмарных сновидений может быть развитие тех или иных заболеваний. Любопытно, что никаких симптомов человек при этом может не испытывать. Врачи и психологи утверждают, что даже незначительный сбой в организме может вылиться в страшные сны. Поэтому если кошмарные сновидения возникают без видимых причин, необходимо обратиться за помощью специалиста. Нередко страшные сны видят люди, испытывающие тот или иной дискомфорт в быту. К примеру, плохая домашняя обстановка – тому причина! Темная комната, угнетающая атмосфера, постоянно ссорящиеся домочадцы – все это может служить причиной подсознательного страха и, конечно же, кошмарных сновидений.

«Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои». Ветхий Завет. Книга Иова. Глава IV.

По мнению психологов, кошмарные сны могут являться спутниками какого-то переломного момента в жизни людей. Например, человек на рубеже своего детства и отрочества, отрочества и юности, юности и зрелости может видеть нелицеприятные сновидения, свидетельствующие о его вступлении в новый жизненный этап. Психологи говорят, что нередко этим людям снится лабиринт, из которого они пытаются найти выход, но не могут этого сделать. Иногда может присниться погоня, от которой скрывается сновидец, или сражение с каким-либо хищным зверем. Стоит отметить, что основная причина кошмарных сновидений – это все же симбиоз повседневной жизни человека, отражающий в таком «экзотическом» виде тревогу за состояние финансов, за здоровье, за будущее своих детей.

«Я нахожусь в каком-то странном здании, напоминающем заброшенную больницу, а может быть, это завод или тюрьма. Все погружено в темноту, но я чувствую чье-то присутствие. Вдруг возникает чудовище, получеловек-полузмея. Я хочу от него бежать, но тело отказывается слушаться. Ужасное существо со свистом приближается. В этот момент я просыпаюсь, весь в поту…»

Вот пример типичного ночного кошмара, вариации которого с теми или иными деталями каждому из нас приходилось видеть во сне. Три четверти снов, с которыми пациенты приходят к этнопсихоаналитику Тоби Натану (Tobie Nathan), составляют кошмары. Это неудивительно: чем больше нас тревожит содержание сна, тем сильнее мы хотим понять, что он означает. Ночные кошмары – это преображенное и преувеличенное (со сгущением красок) отражение того, что мы переживаем, вопросов, которые мы себе задаем, наших конфликтов, профессиональных, семейных или супружеских. Вот почему, переживая стресс, связанный с разводом или увольнением, мы оказываемся чаще подвержены таким сновидениям. Они ни в коем случае не являются признаком какого-то патологического недомогания, за исключением случаев, когда мы каждую ночь видим очень страшные сны, вследствие чего перестаем спать вообще, – тут следует обратиться к специалисту.

Эти гнетущие сны, появление которых наши предки приписывали демонам, долгое время оставались неизученными. Да и по сей день многие их тайны остаются нераскрытыми. Древние толкователи снов остерегались раскрывать их суть, предпочитая предложить тем, кто их видел, исполнить ряд ритуалов, чтобы от них избавиться. Зигмунд Фрейд в таких снах усматривал попытку бессознательного реализовать подавленные сексуальные желания, воспользовавшись тем, что во сне сознание частично отключается. Его гипотеза до сих пор не получила ни научного подтверждения, ни опровержения. Да и самих психоаналитиков весьма озадачивала далеко не очевидная цель выискивать в плохих снах следы таких желаний. При этом, по мнению большинства психологов, такие сновидения помогают нам справляться с эмоциями и урегулировать наши внутренние конфликты. Возможно, эта способность приводить все свои органы чувств в состояние тревоги унаследована нами еще с доисторической эпохи, когда, не имея оружия против хищников, люди были вынуждены быть постоянно начеку для того, чтобы выжить.

Скрытое послание?

Однако сам механизм функционирования наших кошмаров остается загадкой. Действительно, изучать их научным путем в стенах лаборатории очень трудно: испытуемых успокаивает присутствие рядом исследователей, наблюдающих за ними, и, как правило, они спят мирным сном. Несмотря на все существующие сложности, согласно современным исследованиям в области сна, нейробиологи выделяют два типа кошмаров: одни возникают в фазе парадоксального сна, оставляя при пробуждении чувство горечи, фрустрации, гнева или вины; другие возникают в ходе глубокого медленного сна, они вызывают в нас наибольшую тревогу вплоть до того, что, не умея вырваться из объятий ужаса, мы просыпаемся в поту, дрожа, с колотящимся сердцем. Одно можно утверждать с уверенностью, и здесь сойдутся древние толкователи снов и современные психоаналитики: наши сны имеют тайный смысл.

По мнению этнопсихоаналитика Тоби Натана, если правильно интерпретировать ночной кошмар, он «позволит воспринять какую-то правду о нас, которую мы смутно чувствуем, но не хотим или не можем знать. Он открывает нам что-то в поведении окружающих. Классический пример: в организации принято решение об увольнении сотрудника. Его высшее начальство ничего ему об этом не сообщило, но в тяжелой атмосфере недомолвок и тайн он ощущает некоторые знаки, указывающие на его увольнение. И тогда ему снятся кошмары, предназначение которых – предупредить его. Как только он окажется с этой ситуацией лицом к лицу, страшные сны прекратятся». Похоже, что наши дурные сны более гибко и чутко, чем наши сознательные ощущения, реагируют на то, что мы переживаем в реальности, и дают этому оценку.

Хит-парад страхов

Из сотен рассказов, которые Тоби Натан выслушал от своих пациентов, мы выделили три часто повторяющиеся большие кошмарные темы.

Прежде всего, паралич. Самолет падает нам на голову, а наши ступни словно приклеились к земле; мы хотим позвать на помощь, но не можем издать ни звука; нам грозит опасность или мы ее предчувствуем, мы пытаемся действовать, но не можем ничего. Эти сценарии могут указывать на некоторую ситуацию агрессии, которую мы более или менее пассивно переживаем в своей жизни: нас подстерегает опасность, надо быть бдительными.

Подходя с научной точки зрения, можно говорить о том, что эта тревожащая нас неспособность защищаться отражает физиологическую реальность: когда мы спим, наши двигательные функции блокированы, и наше тело в самом деле сковано. И хорошо, что так, иначе мы бы все превратились в сомнамбул. По той же причине блокировки двигательной функции в наших кошмарах мы никак не реагируем на опасность, которая нам угрожает. Или же в эротических снах мы почти всегда занимаем пассивную позицию, подчиняясь воле другого. В наших снах физиологическая реальность и воображение спутаны.

Второй тревожный сюжет: падение в пустоту. В доме, где мы находимся, обрушивается потолок, проваливается пол, и мы оказываемся в кромешной пустоте. Такие дурные сновидения связаны с опытом покинутости, реальной или воображаемой. Они выражают страх потерять контроль, «отпустить вожжи», расслабиться. А еще, по мнению Тоби Натана, предупреждают нас о том, что кто-то нас предал или собирается это сделать. Остерегайтесь обмана: если мы не будем обращать на это внимания, мы рискуем упасть с высоты… Речь не идет о какой-то телепатии или особой прозорливости, это просто интуитивное чувство, возникающее от странного ощущения неудобства, неловкости, смутного ощущения несовместимости с тем или иным человеком, на первый взгляд слишком милым, чтобы действительно быть искренним, слишком вежливым, чтобы быть честным.

Встречи с людьми в маске, гримасничающими или странно одетыми, занимают третье место в рейтинге наших страхов: между тем эти персонажи наших снов лишь предупреждают нас о том, что в воздухе витает какая-то невысказанность. Например, человек, который притворяется нашим другом, на самом деле нас обманывает, имея корыстные намерения. А может и романтический вариант: человек из нашего окружения в нас влюблен, но не решается признаться в этом. Здесь тоже нет никакого ясновидения, только наша чувствительность, которая обостряется благодаря состоянию сна.

Различие сценариев по половому признаку

Подтверждая наши наблюдения, канадский психолог Антонио Задра (Antonio Zadra), собирающий коллекцию снов уже более десяти лет и проанализировавший более десяти тысяч рассказов, также свидетельствует о том, что в огромном числе случаев в кошмарах возникает насилие. Однако мужчины и женщины по ночам сражаются с разными агрессорами. Первые борются за свое выживание в военных конфликтах, в наводнениях, во время землетрясений и извержений вулканов. Женщинам по большей части достаются переживания от ссор, сцен расставания или унижения, участия в разнообразных психологических драмах, где они выступают героинями фильма. Как будто дневные штампы обнаруживаются в наших сновидениях. Похоже на то, что представители обоих полов сражаются с кошмарами тем же оружием, которым они пользуются во время бодрствования: мужчины прибегают к действию, женщины – к словам и эмоциям. Работа Антонио Задры также показала, что мы по-разному справляемся с эмоциональным грузом наших дурных снов: одни просыпаются ровно за мгновение до того, как агрессор наваливается на них, другие выдерживают дольше и успевают посмотреть, как их тяжело ранили. Но тут различий между полами мы не обнаружим.

Теория счастливых сновидений

Если наши кошмары – это часто полезные сигналы тревоги, то наиболее травмирующие из них, возникающие вследствие несчастного случая, автокатастрофы, агрессии, психологического шока, с которым не можем справиться, необходимо подвергать лечению. «Во время Второй мировой войны для того, чтобы излечивать солдат с психологическими травмами, американские военные психологи разработали специальную технику, умножающую количество кошмарных снов, – рассказывает Тоби Натан. – А затем, по прошествии определенного времени, возникал итоговый, разрешительный сон, «со счастливым концом». Пилот бомбардировщика, которому пришлось выпрыгивать из машины, охваченной пламенем, в конце концов видел сон, в котором его самолет мягко приземлялся, он сам счастливо избегал опасности и встречался с другими членами экипажа за рюмкой крепкого напитка».

Сегодня таких снов «со счастливым концом» можно достичь с помощью гораздо более щадящих техник, в частности, например, базирующихся на визуализации. Одна из них (imagery rehearsal therapy, или IRT) была разработана в США, теперь ее используют и в Европе. Пациент вместе с психотерапевтом мысленно переписывает сценарий навязчивого кошмара. Привлекая наиболее приятные образы и детали, пациент сочиняет более благополучный финал истории, который внедряется в его психику. Одновременно с этим травмирующий его кошмар рассеивается. Излечение наступает, как правило, через пять-восемь недель.

Возможно ли в современном мире совместить советскую школу и царскую гимназию? Оказывается, да. Такой проект успешно реализуется в Ярославской области , недалеко от Переславля-Залесского , где в начале девяностых была возрождена Свято-Алексиевская Пустынь, а в 1996 году открыта Православная Классическая Гимназия.

Букварь и прописи К сожалению, сегодня государственная политика в области образования пошла по западному пути развития. Детей не учат, а заставляют заучивать. У любой современной школы одна задача - ее выпускники должны успешно сдать ЕГЭ. От этого зависит финансирование школы, ее статус среди образовательных учреждений. Что останется после такой «учебы» в головах будущего поколения, современных учителей практически не волнует. Между тем, любая наука начинается с «букваря». Ребенок должен научиться читать и, что не менее важно, писать. Разве в современных школах учат писать? Окончательно ушло в прошлое такое понятие, как «каллиграфический почерк». Дети печатают в телефоне, но на бумаге пишут уже с трудом. В свою очередь на западе давно поняли свои ошибки и сегодня стараются «вернуться к истокам». В частности, исследователи из Принстонского университета , который, как известно находится в США , провели ряд тестов, доказывающих, что информация усваивается лучше, если записывать ее от руки, а не с помощью ноутбука или другого гаджета. Студентам было предложено на выбор конспектировать лекции с помощью ноутбука или обычной ручки и тетради. После окончания лекций молодые люди в течение тридцати минут выполняли несколько отвлекающих заданий, а затем им задали вопросы, ответы на которые содержались в просмотренном ими в ходе занятий видеоматериале. Ответы на фактические вопросы были почти одинаковыми и у тех, кто пользовался ноутбуком, и у тех, кто по старинке писал ручкой. В итоге первенство однозначно захватили приверженцы «дедовского» способа записи. Их ответы были более полными и развернутыми и содержали больше важной информации. Ученые считают, что во время набора текста на мобильном устройстве пишущему бывает сложно перефразировать услышанную речь. Возможно, именно это объясняет, почему пользователи гаджетов хуже запоминают информацию. Записи же, сделанные от руки, помогают их авторам более эффективно использовать информацию и более глубоко изучать заданную тему.

Согласны с выводами американских ученых и в ста километрах от Москвы , в Православной Классической Гимназии, которая входит в состав необычного образовательного комплекса, где кроме самой гимназии, успешно работает кадетский корпус, школа искусств и более двадцати музеев. Комплекс возник в результате возрождения в 1991 году Свято-Алексиевской Пустыни. Известность комплекс приобрел, в том числе и в связи с высокими показателями уровня образования. Здесь успешно соединили педагогический опыт дореволюционной России и Советского союза. Например, обучение детей письму происходит по традиционной системе, в тетрадях с косыми линейками для выработки нужного наклона и горизонтальными линиями, регулирующими высоту. В современном обучении, в обычных школах, это практикуется только в первом классе. Что же дают классические прописи, кроме хорошего почерка? Аккуратное письмо систематизирует процесс мышления. Кроме того, ученики пишут при помощи перьевой ручки. Она позволяет регулировать нажим, приучает писать аккуратнее. А уже это - фактически упражнение из области мелкой моторики, которая положительно влияет на развитие левого полушария мозга, и интеллекта в целом. Математика и труд Что касается точных наук, например, математики, то в Классической Православной Гимназии также используются традиционные методики. Прежде всего, речь идет о трудах знаменитого педагога и математика Андрея Петровича Киселева , который посвятил всю свою жизнь работе над школьными учебниками. И они были действующими в русской, а затем советской школе с 1884 по 1960 год. В современном мире роль математики не исчерпывается исключительно прикладным ее применением. Иначе, например, многие деятели искусства могли бы с чистой совестью сказать, что время, посвященное в школе решению задач и доказательству теорем, было потрачено впустую. Тем не менее это не так. Предположим, что ваш ребенок «чистый гуманитарий». Его душа воспринимает только литературу и поэзию. Казалось бы, поэзия - сплошная романтика и вдохновение, в ней нет места анализу и расчету. Вспомнив стихотворные размеры ямб или хорей, приходит понимание, что математика и тут приложила свою руку. Ритм, словесный или музыкальный, также описывается и просчитывается с применением знаний этой науки. Для писателя или психолога часто важны такие понятия, как достоверность информации, единичный случай, обобщение и так далее. Все они либо напрямую являются математическими, либо строятся на основе закономерностей, разработанных царицей наук, существуют по ее правилам.

Увы, но не во всех современных школах понимают эти азбучные истины. Зачастую детей разделяют на «физиков и лириков», и они буквально тонут в профилирующих предметах, и, в итоге, развиваются в прямом смысле однобоко. «Лирики» не понимают значения точных наук, а «физики» не видят пользы в уроках истории и литературы. В Классической Православной Гимназии считают, что ребенок должен развиваться полноценно, иначе ему будет очень сложно профессионально состояться в современном мире. Кстати, следующий фактор, который влияет на успешное обучение - это применение такого традиционного метода в классической русской и советской школе, как физический труд. Его необходимость никогда не подвергалась сомнению ни в академических кругах, ни у практикующих педагогов. Это абсолютно необходимая составляющая начального образования, которую нужно возрождать и которая успешно реализована в Свято-Алексиевская Пустыни. На практике трудовое обучение выглядит следующим образом: с 1 по 7 класс трудовая школа, по два часа в день. С седьмого класса занятия в техникуме, зимой расчистка дорожек и работы в живом уголке. В летнее время школьный огород, участие в содержании садов, ягодников, уход за зверятами на ферме. Такой подход к обучению помогает добиться значительных результатов. Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Труд оказывает большое влияние на умственное развитие ребёнка и на развитие его мышления. «Трудные» дети и понимание прекрасного Так сложилось исторически, в этом, собственно, и одна из сверхзадач, что в Свято-Алексиевскую Пустынь учатся так называемые «трудные» дети. У каждого из них своя история и свой набор социальных факторов. У кого-то родители со слабым здоровьем или бедная семья. Есть даже такие, которые не видели школы, то есть, в местности, где они проживали до этого, ее попросту нет. Как вернуть такого ребенка к адекватному социальному поведению? Выход один - привлечь интерес к учебе, мотивировать. Кроме того, должно быть обеспечено и другое условие: постоянный контроль, дисциплина. Очень многие дети учатся плохо, не потому, что они не способны учиться лучше, а потому что не умеют прикладывать усилия. Если родители не контролируют, делает ли ребенок домашнее задание, то в большинстве случаев он его делать не будет. Детей, сознательных до такой степени, чтобы они без мамы и без папы делали свою работу - таких очень мало. В основном дети идут путем наименьшего сопротивления. Задача педагогов - найти золотую середину. Не заставить, а заинтересовать. Контролировать, но не быть охранником. С учетом того, что в Свято-Алексиевской Пустыни воспитательный и учебный процесс происходит круглосуточно, у педагогов есть возможно создать исключительный микроклимат и наиболее приемлемую психологическую обстановку. С одной стороны, учитель заменяет родителей, но с другой, все-таки остается учителем. Большинство учеников это понимают и для них учеба и воспитание становятся единым и единственно правильным образом жизни.

Что же еще помогает в воспитании и образовании детей? Один из самых правильных педагогических методов - это образование искусством, вовлечение в него. Он был принят и в советской школе, и в дореволюционной гимназии. Несравнимо больше было уроков рисования, пения, детей регулярно вывозили в музеи, в театры, где происходило знакомство с искусством. Сейчас, в современной школе, это все делается чаще всего формально. Задача Классической Православной Гимназии и Свято-Алексиевской Пустыни исправить сложившуюся ситуацию. Живопись, скульптура, пение, как, впрочем, и искусство в целом, основа счастливого детства и понимания прекрасного. Финансы и мирские заботы Как ни печально осознавать, но все мы живем в материальном мире. Электричество, вода, продукты - все это стоит денег. Сегодня Свято-Алексиевская Пустынь испытывает колоссальные проблемы с финансированием. Дело в том, что уникальный образовательно-музейный комплекс существует фактически только за счет добровольных пожертвований. Часто учителям приходиться задумываться о житейских проблемах, что, к сожалению, замедляет процесс там, где его можно ускорить. Содержание всего образовательного комплекса обходится катастрофически дорого, и поэтому приходиться искать помощи у благодетелей. Важной помощью являются и любые «сто рублей» частных жертвователей. Например, сейчас, то есть буквально, в эту минуту, очень остро стоит вопрос о строительстве артезианской скважины, так как старая отработала свой ресурс и в любой момент может остановиться. Дети могут остаться без питьевой воды. О какой полноценной учебе тогда пойдет речь?

Почему-то все больше учителей ждут, что родители будут учиться вместе с детьми. Но как же детская самостоятельность? Иногда за нее приходится вести настоящую войну, ведь дети начинают привыкать к тому, что мама напишет, нарисует, сделает проект… Как победить в этой схватке «родитель vs учитель» рассказала в своем блоге опытный психолог Екатерина Бурмистрова.

Что происходит сегодня со школой? Почему родители вдруг стали так плотно вовлекаться в учебный процесс?

– Сегодня очень сильно изменилась школа, изменились ожидания школы от родителей, причем не только в Москве, но и в маленьких городах, в обычных, не специализированных школах. Учителя предполагают, что родители будут контролировать, помогать, а фактически – будут учиться вместе с ребенком.

Как сказала одна очень достойная учительница в возрасте, не желая брать ребенка в свой класс: «Вы с ней уроки делать не будете. Да, девочка, конечно, способная, но я одна точно ребенка не потяну». И это не критика, а некая квинтэссенция подхода.

Несколько лет назад изменились образовательные стандарты. Программа начальной школы сделалась более интенсивной. Когда-то никто не учил иностранные языки в начальной школе, например. Их начинали учить с четвертого-пятого класса (кроме специализированных языковых школ), когда ребенок был уже сам в состоянии осваивать грамматику другого языка в достаточном темпе.

Сейчас одна из самых проблемных областей – это как раз иностранные языки. Изучение в любой школе построено так, что ребенок без взрослого не может справиться с программой, выполнить задания. Причем на иностранные языки выделено совсем не то количество часов, за которые ребенок в состоянии освоить сложный материал.

Это либо концептуальные недоработки, либо специально сделано так, чтобы больше было выполнено заданий за короткое время, хотя теряется качество. Главное – выдать какой-то освоенный учебный материал, а каким образом освоенный, это уже никого не волнует. Учитель оказывается вынужден программой строить свои запросы так, чтобы родители включались в обучение. А ведь есть и русский язык, математика, где требования стали более интенсивными.

В итоге от родителей требуется колоссальная включенность: кроме собственно домашних заданий – еще и чаты, и участие в делах класса и школы. Как будто при ребенке-школьнике есть неработающий взрослый.

А если все-таки пытаться ребенка делать ответственным за собственную учебу?

– Это ставит его в безвыходную ситуацию. Если со всеми учатся родители, а ваш ребенок пытается учиться сам, он оказывается в очень сложном положении и фактически может стать изгоем, если учитель еще немного поднажмет на него. И это очень грустно.

Ведь учитель начальной школы ребенка выпустит и дальше учить не будет, а мы останемся с человеком, который сам не умеет выполнять домашние задания, не может даже контролировать, записаны ли они у него.

Поэтому мне кажется, что, учитывая всю сложность ситуации, за время с первого по четвертый класс мы, родители, должны каким-то образом ухитриться сами сформировать учебную самостоятельность. Ведь теперь учитель этого делать не будет. Это больше не то, что делает учитель в школе.

Я, как и психологи, которые работают с возрастом начальных классов, понимаю, что, если родитель будет завязан с каждодневным выполнением уроков, однозначно почти у всех будет конфликт. Причем мы рассматриваем норму, ребенка без образовательных трудностей.

Так вот, этот ребенок будет сопротивляться, потому что роль родителей и роль учителя – это совершенно разные роли. Они не должны совпадать. Мама должна хвалить, поддерживать, вдохновлять, быть на стороне ребенка. А роль педагога – требовать выполнения, следить за качеством. Когда мама делает уроки с ребенком – это однозначный ролевой конфликт, а ребенок сам не поймет, почему обижается.

Родителям есть за что бороться. Прежде всего речь о формировании самостоятельности ребенка, ответственности за то, что он делает. Хотя технически достичь поставленной цели очень сложно – задания большие, и если ребенок их не сделал, учитель обращается не к ребенку, а к родителю: «Почему вы не сделали?»

Если вам вдруг повезло и позиция ваших учителей такая, что ребенка, несмотря на все требования программы, прежде всего важно обучить самостоятельности, – это просто счастье. Вы сможете сформировать учебную самостоятельность буквально за полгода.

А если не повезло?

– Если нет, если учитель уверен, что родители должны быть полностью включены в учебный процесс, надо понимать это и объяснять ребенку, почему вы не включаетесь так, как ждет учитель. Главное, что должен понять ребенок в первом классе: выполнение уроков – зона его ответственности.

Он должен сам про них помнить, сам контролировать, что задано. А сейчас у нас сплошь и рядом – запись домашнего задания не в бумажном дневнике, а электронном, или в родительском блоге. Это тоже передоверие родителям того, за что должен отвечать ребенок. Значит, нужно обратно отдавать ответственность. Следить, чтобы были записаны домашние задания. Если учитель пишет их у вас в родительском блоге, пусть ребенок переписывает их себе в блокнотик.

Родителю нужно позиционировать себя как помощника, а не как человека, который будет руководить и следить за тем, сделаны уроки или нет. Помогать – только по просьбе ребенка.

Но в таком случае учитель начнет давить на родителей, те – на ребенка, вновь начнутся сидения за уроками вместе. Как все-таки разорвать этот замкнутый круг?

– Надо четко поставить себе задачу: передать ответственность ребенку и делать это постепенно. Если, скажем, он очень невнимательный, непоседливый, можно поделить ту же математику или русский на части, сказать: «Вот ты это сделаешь, мне покажешь». Но ни в коем случае не сидеть рядом.

Можно мотивировать. Скажем, самостоятельно сделанные уроки, причем сделанные достаточно качественно – какой-то бонус. Это не покупка и не торговля. Это система положительного подкрепления, и она работает. Лучше мотивировать не экранным временем, не сладостями.

Лучше, если это какое-то совместное с родителями дело. Скажем, ты уроки сделал, мы вечером погуляли, на следующий день – кино вместе посмотрели, на следующий – после выполнения домашнего задания пошли в кафе. Бонусы можно копить, чтобы потом ребенок мог потратить их на что-то, что ему хочется.

Если есть какие-то образовательные затруднения и ребенок на самом деле самостоятельно не может, то при минимальной возможности нужно брать тьютора, репетитора, соседскую маму, старшего ребенка соседей, а вы позанимаетесь с их ребенком.

Только не смешивать роли мамы и учителя!

Нужно понимать, что если вы отдаете ребенку самостоятельность, то на время будет спад успеваемости. Причем спад довольно сильный. Потому что ребенок первое время сам делать уроки не будет так, как делал их с вами. И этот спад нужно пережить. Не запаниковать, не поссориться с учителем и со всеми в семье, а верить в то, что постепенно ребенок выйдет из пике и начнет делать чуть лучше, чуть внимательней, он поймет, что это действительно его работа.

Как в этой ситуации грамотно строить отношения с учителем, чтобы обошлось без конфликтов?

– Очень сложно, потому что сама по себе ситуация конфликтная, если у учителя позиция, согласно которой родители должны учиться вместе с детьми. При этом учителям тоже непросто – классы большие, по тридцать и более человек, программа плотная. И часто они позиционируют все так: если вы, родители, не будете участвовать в обучении, мы просто не справимся.

Надо отдавать себе отчет, ради чего вы решились на все это: скажем, у моего ребенка не будет, условно говоря, пятерок в начальной школе, хотя способности на пять, а из-за отсутствия контроля будут четверки. Зато в среднюю и старшую школу он перейдет спокойно, потому что будет уметь брать задание, удерживать и даже уже немного контролировать качество.

Уроками надо интересоваться. Надо вдохновлять. Находить удачные моменты. Но ни в коем случае не контролировать.

Можно позволить забыть тетрадь. Кстати, есть люди очень рассеянные, требующие особенного подхода, и им можно позволить забыть тетрадь, но так, чтобы он расстроился и в следующий раз взял. Иначе сформируется комплекс разгильдяя, и тогда тоже может быть очень сложно.

Вообще все, что я говорю сейчас, – это общие рекомендации, которые не могут подойти всем. Мы говорим о детях, которые в норме. У которых достаточная воля, нет образовательных особенностей: дислексии, дисграфии, гиперактивности. И у этих детей нужно воспитывать самостоятельность и ответственность, но здесь – свои нюансы и нужно в каждом конкретном случае советоваться с психологом и логопедом.

Стоит ли специально оговорить с учителем такую установку, что родители планируют давать ребенку самостоятельность?

– Можно поговорить заранее. Но сначала нужно понять, насколько будет адекватным ответ. Если у вас есть какое-то единомыслие, если учитель и хотел бы, чтобы ответственность за учебу полностью лежала на детях, но просто он не может из-за современных требований к школе, это один вариант. Идеально, если концепция школы и концепция учителя совпадает с вашей концепцией.

А если учитель категорически настроен на то, что родитель должен быть включен и активно участвовать в учебной жизни ребенка, то, возможно, речь может идти о смене педагога или о том, чтобы работать над самостоятельностью ребенка «партизанским образом». Хотя это сложно: ребенок маленький, ему трудно вписаться в системы разных требований.

В такой непростой ситуации родителям нужно находить пути минимального сопротивления. Если вы не хотите сидеть над уроками, недовольны концепцией учителя, вы можете работать в родительском комитете или организовывать какие-то поездки, или еще как-то помогать, чтобы учитель понимал: вы не делаете домашние задания с ребенком не потому, что вам все равно.

А для ребенка, кстати, может стать полезным опыт умения приспосабливаться к очень разным сложным условиям и строить свои отношения с разными людьми. Надо просто родителям четко видеть ситуацию, быть последовательными и терпеливыми. Здесь нет такого, что обстоятельства формируются: раз, два и сам сел за уроки. Самотеком формируется лишь несамостоятельность в уроках. И это стандартная ситуация сейчас.

Вы не раз говорили, что самостоятельности в школьных делах способствует загрузка соответственно возрасту домашними делами.

– Да, учебную самостоятельность нужно формировать через домашние обязанности, включенность ребенка в жизнь семьи. Чтобы он не был королем на троне, которого все обслуживают, а был человеком, который заботится и о других. Для этого нужно включать ребенка в домашнее хозяйство по мере его сил. В первом классе эта включенность может быть символической, но все равно она формирует такую ответственность и целеполагание.

Еще один момент – формированию учебной самостоятельности очень мешает экранная зависимость, когда ребенок дома только и делает, что играет на планшете или смотрит телевизор. Он не будет сам делать уроки, потому что телевизор – дело поинтересней. И вот, чтобы ответить на вопрос, как сформировать самостоятельность, надо для начала исключить длительное экранное время или, по крайней мере, вернуть контроль над этим временем. До класса пятого-седьмого это возможно.

Мы все говорили про то, что школа требует включенности родителей. Но нередко родители сами требуют от учителей, чтобы их по максимуму вовлекали в учебный процесс. Раньше такого не было. Что происходит?

– Отчасти это действительно связано с тем, что много однокарьерных семей, где мама уделяет ребенку много времени. Вообще ценность каждого ребенка очень сильно выросла.

К тому же сильно удлинилось детство, статистически достоверно, что сегодня дети взрослеют позже, и если мы в 14 лет, в 15 были более-менее самостоятельны – могли приготовить обед, поехать в другой город, то сегодня в этом возрасте подросток еще сам в метро не перемещается. Потому что есть готовность и желание взрослого подстраховывать.

Мне кажется, что изменились не столько дети, сколько возможность и желание родителей продолжать участвовать как можно дольше в жизни детей, гиперопекать, контролировать, неровно дышать над каждым действием ребенка. И в школе сложилась печальная ситуация, что там не могут создать условия, чтобы дети учились сами по себе. И нередко в средней школе продолжают требовать родительского контроля, поощряя так гиперопекающих родителей.

У таких родителей вокруг школы часто формируется вся жизнь, круг общения. Они контролируют всю программу обучения, контролируют учителей.

Сегодня и на законодательном уровне все изменилось. По действующему законодательству у родительского коллектива огромная власть – по его требованию могут и учителя заменить, и сменить программу…

Как выжить учителю в этой ситуации? Родители могут в выходной в родительском чате спросить учителя, что задали по тому или иному предмету…

– А что, удобно. И почти все учителя отвечают сразу, кстати. Родительские чаты живут своей жизнью. Это одна из примет времени, демонстрация степени включенности. Люди же уверены, что так они проявляют любовь. Потом эти же мамы несут с ребенком документы в институт, решают проблемы, возникшие на первой сессии, а потом приходят на собеседование к потенциальным работодателям со взрослым ребенком.

А как выжить учителю… Либо искать места, где учатся все-таки дети, а не родители. Их мало, но они есть. Либо отключаться от чатов и ограничивать свое внерабочее пространство.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»