Философы считавшие волю выше разума волюнтаризм. Смотреть что такое "волюнтаризм" в других словарях

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

, Ф. Ницше , А. Бергсоном .

Другие значения:

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Канарш Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Волюнтаризм" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля) термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей,… … Философская энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

    Волюнтаризм - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… … Новейший философский словарь

    ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Россия (конец XIX - начало XXI века). В 7 томах. Том 5. Кризис режима (1964-1984) , В. А. Поцелуев. Представленное издание является 5-й книгой 7-томного труда "История России (конец XIX - начало XXI вв.)" . Свергнув Н. С. Хрущева за волюнтаризм и несбыточность построения вСССР коммунизма,…

) - течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение произошло в XIXв. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

  1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу «душевной жизни» и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра.
  2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Название "философия жизни", или волюнтаризм, употребляется в философии в различных смыслах: для обозначения совокупности так или иначе приведенных в систему представлений о смысле и ценности жизни или же для обозначения философии, в центре которой стоят практические и ценностные проблемы. В конце ХIХ в. "философия жизни" приобрела самостоятельное значение как довольно широкое направление философии, исходящее из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным "органом" философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, а точнее, философия, вытекающая из полноты переживания жизни. Уже из такой постановки вопроса вытекают субъективизм и иррационализм "философии жизни".

Сущность волюнтаризма

"Философия жизни" в собственном смысле слова имеет свою предысторию. Происхождение ее обычно выводят из анонимного произведения "О морально прекрасном и философии жизни" (1772 г.), в котором для объяснения искусства рекомендовалось вместо "теорий и систем" обращаться к "силам и свойствам души", соответственно ее проявлениям в человеческой жизни. Ф. Шлегель в лекциях о "Философии жизни" (1827 г.) призывал отказаться от блужданий в "пустом пространстве абсолютной мысли" и обратиться к "духовной внутренней жизни". "Философия жизни, – писал он, – кладет целостное сознание, во всех его различных аспектах и силах, в свою основу и рассматривает душу как свой центральный пункт". Такая философия, созданная из самой жизни как простая теория духовной жизни, мыслилась Шлегелем как противовес, с одной стороны, объективному идеализму, а с другой – одностороннему механицизму современного ему естествознания и складывающегося вульгарного материализма.

Но Шлегель стоял еще в пределах классической философии, пытался примирить противоположные, но родственные стороны человеческого сознания: рассудок и волю, разум и фантазию, разум и интуицию. "Философия жизни" конца ХIХ века опирается уже на инстинкт, а разум низводит до уровня простого подсобного средства практики, "жизни".

Поэтому, когда один из основоположников "философии жизни" В. Дильтей усмотрел в "господстве науки над жизнью" главное выражение "духа прошлого века", он тем самым невольно раскрыл одну из тайн своей философии: реакцию на развитие науки и научного мировоззрения, принципиальную переоценку ценности научного знания. Условия для переоценки ценности науки возникли во второй половине ХIХ в. в связи с кризисом механистической в ее основе методологии тогдашнего естествознания. Характерное для последнего сведение движения к механическому, и только, анализ как единственное средство познания, истолкование достижений науки ХVIII-ХIХ вв. как абсолютных истин – все это делало естественнонаучное мировоззрение ХIХ в. чрезвычайно уязвимым перед революцией в естествознании.

Между тем материалистическое мировоззрение выступало от лица самой науки, претендуя на роль окончательного научного мировоззрения. И критики механистического материализма использовали эту его претензию. Но кризис в физике конца ХIХ-начала ХХ вв. роковым образом сказался на основных принципах гносеологии естествознания и материализма ХIХ в. В борьбе с ними "философы жизни" прежде всего попытались использовать несводимость биологических, психологических явлений к законам механики. Понятие "жизни" выступило поэтому как замена понятия "материя". "О материи как комплексе атомов, подвластном математической обработке, в настоящее время не хотят и слушать, когда речь идет о "сущности" природы, писал Г. Риккерт. Механизм как нечто неизменное отвергается теперь даже для неорганической материи. Антимеханические силы вводятся в качестве действующих принципов цели, и природа должна мыслиться отчасти или целиком телеологичной. Только таким образом, полагают, можно адекватно понять живую жизнь, которая никогда не может возникнуть из мертвой механичной материи. В философском смысле "жизнь" как принцип движения природы превращается в психику, в переживание .

Следовательно, там, где механицизм пытался свести жизнь и психику к неорганической материи и законам ее движения, "философия жизни" пыталась объяснить неорганическую материю из "жизни" и "психического", не видя реальных законов возникновения жизни и психического из эволюции материи, то есть "философия жизни" фактически закрывает путь к их исследованию. Жизнь имеет своим источником "жизнь", и только.

Не менее четко выступает та же тенденция в попытках "философов жизни" создать свою философию истории, "философию культуры". Поскольку в новых исторических условиях уже нельзя было больше искать источник общественного развития в гегелевском абсолютном духе или чисто субъективных факторах, с одной стороны, и не хотелось соглашаться с позициями исторического материализма – с другой, то на смену им приходит мнимо универсальная концепция "полноты жизни". В противовес вышеназванным концепциям "философия жизни" вводит "переживание" или "вживание" исследователя истории в события прошлого, делающее их якобы вновь "живыми", настоящими. Это означало, что деятельность историка или философа культуры есть интуитивный процесс. "Жизнь постигает здесь жизнь, а не понятийная деятельность образует основу наук о духе..." Именно такая постановка вопроса требовала принципиальной перестройки теории познания на методологической основе иррационализма. Это и выполнила "философия жизни".

Понятие "жизни", расплывчатое и неопределенное, включающее в себя как биологическую сторону человеческого существования, так и "переживания" – от обыденных до философских и религиозных, – представляло собой удобную возможность для того, чтобы истолковать действительность как "живой" поток, постоянное становление. Но в то же время – приписать происхождение всех катаклизмов общества "жизни вообще" и перенести движущие силы общественного развития в ту же иррациональную "жизнь", подменить научное их исследование мифологией.

"Философия жизни", утверждает один из ее сторонников Ф. Хейнеман, покоится на протесте жизни против преувеличенной роли исчисляющего разума, рассудка в современном обществе, на протесте души против машины и вызванных ею овеществления, технификации и обездушивания человека. "Философия жизни", как духовная реакция на создавшуюся социальную ситуацию и новое положение человека в ней, представляет собой явный апофеоз "сильного человека", но творящего историю не силой разума, а "полнотой своей жизни" (Шопенгауэр), "волей к власти" (Ницше) и представляющей человека как "хищного зверя", использующего технику в качестве "жизненной тактики" (Шпенглер), это призыв к свободе инстинктов и физиологических потребностей, к "освобождению жизненных сил", которые ведут за пределы существующих морально-правовых норм, по ту сторону материального и идеального, добра и зла, света и тьмы, свободы и рабства.

Многие понятия с течением времени приобретают совершенно неоднозначный смысл. Примером такого преобразования является волюнтаризм. Что это такое, станет известно из статьи.

История этого понятия связана со многими философами и политиками. Наиболее известными его представителями были Шопенгауэр, Ницше, Хрущев и другие.

Перевод и значение термина

Что же такое волюнтаризм? Значение этого понятия чаще всего связывают с произвольным решением индивида, пренебрегающего объективными законами жизни.

Само слово латинского происхождения и означает «свободу». Это философское идеалистическое направление, которое приписывает воле человека (или божественного начала) основную роль при развитии общества и природы в целом.

Проводя аллегорию, можно сказать, что волюнтаризм (что это - уже известно) является некой борьбой личности с различными обстоятельствами.

Истоки происхождения

Сам термин ввел в 1883 году социолог Ф. Теннис. Волюнтаризм - что это для немецкого социолога? Он подразумевал под понятием «произвольные решения».

В разных сферах жизни этот термин несет свою смысловую нагрузку:

  • в философии - признание первоосновой всего воли;
  • в социологии и политологии - стремление реализовать желаемые цели невзирая на причины и последствия;
  • в психологии - воля первична, а все другие психические явления вторичны;
  • в экономике - пренебрежение реальными законами природы и общества, рекомендациями экспертов.

К проявлению экономического волюнтаризма относятся изменения русел рек, сооружение станций, вызывающих климатические аномалии.

Направление в философии

Учение христианской церкви утверждало, что все предопределено свыше, поэтому не зависит от поступков человека. В своем произведении Августин Блаженный провел мысль, что человек без Бога не способен ни на один поступок, кроме греха. В этом учении, как ни странно, можно проследить зачатки волюнтаризма.

Волюнтаризм - что это в философии Шопенгауэра? Оформилось данное направление в XIX веке. Наиболее яркими представителями этого течения были Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.

Главной работой Шопенгауэра является книга «Мир как воля и представление». Он высказал мнение, что воля имеет первенство над разумом, а все существующее есть воля к жизни.

Идеи философа были очень близки Фридриху Ницше, который создал свою философию жизни. Она основывалась на биологическом волюнтаризме. Основной проблемой в его творчестве было понимание «воли к жизни», которая в обществе перерастает в «волю к власти».

Волюнтаризм Хрущева

После прихода к власти в СССР Никиты Сергеевича Хрущева, его стиль руководства получил официальное название «волюнтаризм». Что это простыми словами?

Хрущев произвольно решал все экономические вопросы, пренебрегая рекомендациями ученых и специалистов. Руководитель партии слишком переоценивал собственные силы, а все его преобразования были случайными и субъективными.

Волюнтаризм у Хрущева сводился к решению хозяйственных вопросов методами политико-административного характера. Его экономические и административные преобразования потерпели неудачу.

Современная трактовка термина

В западных странах волюнтаризм сегодня трактуют как свободу мнений, действий, выбора. Однако в социально-политической практике такое поведение не учитывает объективные законы истории, а решают все произвольные решения.

Хорошим примером в качестве негативного влияния на общество волюнтаризма является анекдот:

«Два ученика у доски решили пример и написали ответ «2+2=5». Учитель возмущен таким решением. На это учащийся отвечает: «А вы что, против волюнтаризма мнений»?»

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) - крайне реакционное идеалистическое воззрение, мистифицирующее человеческую волю и приписывающее ей решающую роль в развитии мира. Волюнтаризм в корне враждебен научно-материалистическому миропониманию. «Мир есть воля»,- говорил Шопенгауэр. Махизм, как указал В. И. Ленин, это волюнтаристический идеализм, признающий мир волей. Волюнтаристами были также враги марксизма в России - народники, эсеры, анархисты, которые отрицали объективные исторические закономерности и оправдывали индивидуалистический произвол и авантюризм в политике. Особенное распространение и человеконенавистническую интерпретацию получил волюнтаризм в идеологии апологетов. «Воля к власти» - неотъемлемое свойство «высшей» арийской расы,- вещал Ницше. Современная империалистическая философия (прагматизм, неокантианство, экзистенциализм и т. п.), занимающаяся пропагандой агрессивной империалистической активности и отрицающая, вопреки фактам, объективные закономерности развития общества, сплошь пропитана волюнтаризмом. Широко использованный идеологами немецкого и итальянского фашизма волюнтаризм ныне пропагандируется англо-американскими поджигателями войны, безнадёжно пытающимися с его помощью оправдать грабительскую, авантюристическую внутреннюю и внешнюю политику правящих кругов США и Англии. Реакционная сущность волюнтаризма, поставившего бредни философского идеализма на службу империалистической реакции, до конца вскрыта и разоблачена в трудах лидеров бывшего СССР В. И. Ленина и др..
Волюнтаризм в психологии - одно из реакционных направлений буржуазной психологии, получившее широкое распространение с конца 19 в. Воля и особенно её низшие формы - влечения - признаются волюнтаризмом основой и наиболее полным выражением психических процессов, познание же и чувства рассматриваются лишь как особые продукты и проявления этих влечений. Характерно, что один из наиболее рьяных сторонников волюнтаризма Вундт утверждал, что воля полностью определяется «я», т. е. якобы не имеет никакой объективности. Представитель волюнтаризма в предреволюционной России идеалист-реакционер Лосский подчёркивал, что в действительности будто бы нет состояний сознания, а имеются только целеустремлённые акты, вызываемые «моими», чисто индивидуалистическими устремлениями. Представителями волюнтаризма, помимо Вундта и Лосского, был целый ряд буржуазных психологов: Геффдинг, Фрейд, Мак- Даугол и др. Широкое распространение волюнтаризм получил в современной реакционной англо-американской психологии, пытающейся выдвигать в качестве основных движущих сил поведения людей влечения биологического порядка, с целью оправдания капиталистических общественных отношений и империалистической агрессии, как якобы закономерно и неизбежно вытекающих из самой природы этих влечений. Советская психология, подчёркивая существенную роль сознания в активности личности, решительно отбрасывает волюнтаризм как идеалистически извращённое толкование этой активности, как в корне порочное понимание воли, её подлинной основы и её действительной роли в общественной и личной жизни людей.
Волюнтаризм в праве - идеалистическая реакционная буржуазная теория, рассматривающая волю как первооснову происхождения государства и права. Представителями волюнтаризма в праве были Фихте и др. (см.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»