Что такое книжная миниатюра. Книжная миниатюра. История искусства книжной миниатюры стран и народов. Книжная миниатюра Киевской Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Рукопись - это целостное произведение искусства, и ее достоинства определялись не только содержанием, но и мастерством внешнего оформления, в частности, количеством миниатюр.
Миниатюра - (от лат. minium - сурик) - это художественное произведение малых размеров, которым в древности раскрашивали или точнее сказать расцвечивали рукописные книги, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок (киноварь, сурик - основа руды, ртути).
Миниатюра бывает книжной, портретной, лаковой живописью.
Книжная миниатюра - это сделанные от руки рисунки и цветные иллюстрации гуашью или красками. Книжная миниатюра была известна ужев Древнем Египте. На Востоке миниатюра оставалась главным видом изобразительного искусства вплоть до начала XX в. Восточная миниатюра представляет собой образное воплощение религиозно - философской доктрины ислама об иллюзорности и преходящем характере видимого мира. Прежде всего, миниатюра обладает чертами условности. Для ее создания вырабатывается ряд традиционных схем: пространство миниатюры передается плоскостью листа - для этого бумага полируется хрустальным яйцом; в одном плане передаются фигуры и предметы; между фигурами нет живого взаимодействия; особое внимание уделяется линиям, яркой цветовой гамме, округлым линейным силуэтам. Миниатюра не знает полутона и игры света, поэтому ее пространство условно, как будто распластано по бумажному листу. Каноном при написании миниатюры является детальное изображение жестов и мимики лица (передача страха, удивления, изумления, негодования и т.д.), а также тончайшая проработка линий.
Наиболее важной функцией миниатюры было иллюстрирование рукописи. Миниатюра в зрительных образах доносила литературный сюжет, стремилась художественными средствами передать возвышенность поэтических образов. В книжной миниатюре запечатлен сказочный идеализированный мир, в котором действуют герои поэм, мир, абстрагированный от реальной жизни.
На протяжении своего развития миниатюрная живопись искала соответствие художественного языка поэтическому, в котором сочетались изысканная декоративность и тщательная отделка, цветистая метафоричность и тончайшая изощренность. Миниатюра прошла долгий, сложный путь развития, связанный с историческими условиями и во многом - с этапами развития литературы. Первые миниатюры, появившиеся в мусульманских рукописях, отличаются монументальностью стиля, идущего от традиций доисламской настенной росписи.
В дальнейшем на становление миниатюрной живописи стали оказывать влияние тенденции исламской доктрины о красоте и гармонии мира. Миниатюра как обладает информационной особенностью, так и содержит определенный психологический эффект, несет в себе отпечаток космической энергии. Она способствовала достижению блаженства и наслаждения, так как объединяла в себе ряд компонентов, воздействующих на сознание человека.
Миниатюры определяются или по именам правящих династий, или по географическим названиям (например, иранская миниатюра, среднеазиатская, могольская (индийская) и т.д.). В дальнейшем своем развитии в XVII в. миниатюра теряет свою функцию - иллюстрирование книг. Теперь миниатюра - иллюстрация уступает место миниатюре - картине, портрету, выполненному на отдельных листках. Начиная со второй половины XVII в., с появлением на Ближнем Востоке копий европейских картин, с сужением тематики в миниатюре идет процесс все большего ограничения художественных задач, вместе с тем исчезают навыки и приемы техники, идет процесс замирания миниатюрной живописи. В России познакомились сближневосточной миниатюрой в середине XIX в. Мусульманские рукописи, украшенные миниатюрами, были завезены в Россию в качестве трофеев во время русско-персидских войн (1804-1813; 1826-1828 гг.). Европейцы признали и оценили мусульманскую миниатюру лишь в начале XX в. - на художественных выставках в 1910 г. в Мюнхене и в 1912 г. в Париже. Европейцев поразили в миниатюрах яркие, сверкающие краски, тончайший рисунок и совершенное исполнение деталей; перед ними предстал в зримых образах неповторимый мир арабо-мусульманской литературы и поэзии.
Многообразная, богатая традициями, прошедшая сложный путь развития миниатюра оставила неизгладимый след в истории мировой культуры. Это великое художественное наследие, отдаленное от нас многими столетиями, не потеряло эстетического значения, силу эмоционального воздействия и в наши дни.

Канби: Персидская живопись, Темза и Хадсон, Нью-Йорк. Персидская миниатюра составляла эталонную модель двух школ, которые, однако, эволюционировали в противоположных направлениях. Первой из них была Османская школа, центр которой находился в Стамбуле. Его миниатюры представляют большую заботу о деталях, как в физическом, так и в социальном, и отличаются их скрупулезным поиском того, что составляет личность представляемого субъекта. Однако композиции остаются статичными, даже иератическими. Иллюстрацией этой тенденции являются многочисленные тома, посвященные хронике царствования султанов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

Имам Али. Путь красноречия.- М.: Исток, 2010.
Иран в Эрмитаже. Формирование коллекции/ под ред. М.Б.Пиотровского. - СПб.: Славия, 2004.
Шукуров Ш.М. Образ человека в искусстве. - М.: Эдиториал УРСС, 2004.

Дополнительная литература

Бюйюкчелеби И. Под сенью ислама.- М.: Диля, 2009.
Назарли М.Д. Два мира восточной миниатюры. Труды института восточных культур и античности. - М.: РГГУ, 2006. Вып. Х.
Корбен А. История исламской философии.- М.: Прогресс- традиция, 2010.
Ширази Реза. Коранические сказания. - М.: Исток, 2010.

Однако первоначальный аспект этого был разработан с помощью географических реконструкций, сделанных в связи с многочисленными военными кампаниями султанов. Монгольский язык был вторым из притоков персидской миниатюры, хотя в его случае он возник совсем другой эстетический, гораздо более натуралистический, даже реалистичный. На протяжении царствования династии композиции Моголы характеризуются своей живостью, и в них конститутивные элементы сцен связаны друг с другом, помимо простого сопоставления.

Миниатюры Бабура-Имени или Акбара-Ииха - великолепные примеры всего этого. В исламском мире Индия была также регионом, в котором искусство портретирования укоренилось. Как и в Иране, каноны западного искусства были интегрированы и ассимилированы, особенно в отношении исполнения света и атмосферы. Под этой формой воссоединились в альбомах.

Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственные особенные черты и вошла в сокровищницу мирового искусства.

Из-за татаро-монгольского нашествия, опустошившего в 1240 году Киев, мы потеряли огромное количество памятников великой культуры: от XI века до нас дошло лишь три иллюминированных манускрипта. С другой стороны, к XV столетию - веку возвышения Московской Руси - русское книжное искусство стало окончательно самобытным, успев вобрать в себя опыт лучших византийских, сербских и болгарских изографов. Именно поэтому мы ограничимся рассмотрением русской книжной миниатюры от раннего ее шедевра - Остромирова Евангелия (XI в.) до другого шедевра - Евангелия Хитрово (начало XV в.).

На протяжении всей истории миниатюры покровители были также коллекционерами. В эпоху колониализма, западники, со своей стороны, также посвятили себя сбору исламских миниатюр и, к сожалению, не стеснялись калечить многие манускрипты, чтобы сохранить образы, которые они содержали, все в ущерб текстам, охват которых не всегда включал.

Книжная миниатюра Древнего Востока

Шамсуддин Элиа является профессором аргентинского института исламской культуры. Келлская книга считается высшим представителем ирландского искусства и одной из самых ценных книг в истории искусства за ее технику, воображение и пластическую силу. Это иллюстрированная рукопись с орнаментальными рисунками, созданная в 800 году примерно ирландскими монахами из Келлского аббатства, откуда она берет свое название. В настоящее время книгу Келлса можно найти в Старой библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, старейшем университете в Ирландии.

Русских иллюстрированных книг XI-XIV веков сохранилось немного . Их легко перечислить и оттого нелегко, охарактеризовав, обобщить. Представляется разумным век за веком описать наиболее характерные манускрипты, указав исторический и культурный контекст эпохи, их породившей. Исключительное влияние на Русь и её культуру почти всегда имела Византия, поэтому мы будем говорить не только о Средневековой Руси, её истории и культуре, но и об истории и культуре Византии и её окраин, южных славян, а отчасти и Запада.

Особенность островного искусства

У Ирландии была относительно яркая цивилизация в эпоху Металла, после которой она не претерпела малейшей романтизации. Таким образом, мне удалось сохранить неповрежденный его кельтский стиль, возникший во время Ла-Тена. На этом острове есть враждебная земля с трудным климатом. Монахи были укрыты в монастырях, расположенных в высоких частях и вблизи моря, чтобы быть внимательными к викингам, которые пришли в поисках грабежа на эти земли. В конце Римской империи Ирландия была христианизирована святым Патриком, который распространил восточный образ жизни аскетического и эрематичного характера, со своими религиозными обрядами, включая германские ритуалы, такие как руническая письменность.

При описании памятников культуры мы не вдавались в тонкие рассуждения об их датировках, авторстве и месте создания, принимая на веру положения, разделяемые большинством искусствоведов .

Что же представляла собой рукописная книга XI-XIV веков? Напомним, что, как и сейчас, она состояла из скрепленных между собою тетрадок, вложенных в переплет. Материалом всех древнейших славянских книг и грамот служил пергамен - особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века пергамен привозили из Греции, по качеству он ничем не отличался от того, на котором сделаны лучшие греческие рукописи XI-XII веков; с XIII века пергамен изготавливался на Руси. Бумага вошла в оборот на Руси лишь с XV века. Для записи текста использовали чернила и гусиные перья. Практически все древнерусские рукописи орнаментально украшены. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писались киноварью - краской ярко-красного цвета. В самых роскошных русских книгах, таких как Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Мстиславово Евангелие, заглавия и начальные буквы писались золотом .

Культура средневековья, как культура классового общества была неоднородна по своей внутренней структуре

Искусство переносится и вдохновляется тем, что они видят: природой, растительностью, животными. Изображения не пытаются показать это так, как они есть на самом деле, но чтобы сделать видимым невидимое: духовное понятие, вера. Речь идет о создании символических образов, которые передают идеи и мистику. Это оптика вещей по концептуальному, а не визуальному пути. Некоторые из самых важных частей - это персонал Клонмакнойса, чаша Арда и реликварий, чтобы держать колокол Святого Патрика.

Помимо орнамента, некоторые южно-славянские и русские рукописи содержат иллюстрации к тексту - миниатюры. Часто миниатюры целиком заимствовались из греческих рукописей (как, например, в Хрониках Георгия Амартола), реже составлены славянскими иллюстраторами. Писец часто работал в паре с изографом. Для книг большого объема требовалось несколько писцов; иногда над миниатюрами одной и той же книги работали несколько иллюстраторов (как, например, над фигурами евангелистов в Остромировом Евангелии и Мстиславовом Евангелии), что приводило к неоднородности миниатюр и по качеству, и по стилю.

Большинство книг средневековья были религиозными и со значением, сходным с реликвиями: они были не просто объектами, они считались с какой-то магической силой. Они были помещены в фасады на алтарях и почитались. В них смысл и означающий были объединены: они не только содержали Евангелие, но «они были» Евангелием. Очевидно, что его экономическая ценность была невыполнима, например, в сравнении с замками.

Германия, Швейцария, Австрия и Богемия

Для изготовления этих книг использовались полудрагоценные каменные пигменты. Синий шел из лазурита. Единственные известные мины в древности этого камня были расположены в Афганистане, поэтому получить его было дорого, потому что оно прошло долгий путь. Красные чернила поступали из свинцового миниума, и именно из этого пигмента появился термин «миниатюра», чтобы обозначить эти иллюстрации.

Рукописные книги часто переписывались, а миниатюры, соответственно, перерисовывались. В работе над книгой писцы допускали ошибки (их не избежал даже переписчик Остромирова Евангелия), некоторые писцы пытались текст выверить и исправить, не всегда удачно. Качество же перерисованных миниатюр почти всегда ухудшалось. Но об этом речь пойдёт дальше.

Характеристики изолирующей миниатюры

На изображении вы можете увидеть одну из страниц историко-художественного анализа проекта. Изолированная миниатюра характеризуется антинатурализмом и антиклассицизмом, двумерностью и слиянием изображения и текста, геометрической стилизацией и декоративизмом, отсутствием пластического объема, использованием плоских чернил, внешностью и нереляционным цветом и приближением к абстракции через орнамент.

Первоначальное оформление состоит из слияния текста и изображения, жидких и растянутых линий капризным способом в соответствии с требованиями законов орнамента, создания буквы. Келлская книга является величайшим представителем этого каллиграфического и декоративного стиля. В ней мы видим геометрическую стилизацию, антинаризм, декоративность, внешность и нерелятивный цвет.

Из описанного процесса изготовления, написания и украшения книг видно, что они не могли быть широко доступны. Пергамен во все времена стоил недешево; работа писцов, трудившихся до нескольких месяцев над одной книгой, была еще дороже, а работу изографа, использовавшего дорогие краски (и в частности, золото), мог позволить себе лишь очень состоятельный человек. Неудивительно, что почти все ранние иллюминированные рукописи создавались на средства богатых князей . Теперь, имея общее представление о древнерусских миниатюрах, книгах и условиях их создания, перейдём к описанию наиболее характерных рукописей XI-XIV веков.

Книга Дурроу и Линдисфарн

Художник-историк Отто Патт подтвердил первоначальное оформление изолированной миниатюры, которая создается, когда наши глаза проходят сквозь затычки иллюстрации. Это называется калейдоскопической метаморфозой. Другие книги, принадлежащие к островной миниатюре, являются книгой и из. Дурроу - старейшая рукопись этих трех, и она найдена как у Келлса в Тринити-колледже в Дублине. Появляются только три цвета: оранжевый красный, темно-зеленый и золотой.

Наследие Келлской книги

В книге Линдисфарна украшение богаче и более показной. Его страницы полны цветных линий, которые заканчиваются головами птиц и фантастических животных. Он расположен в Британском музее.

Фильм «Секрет Келлса»

На мой взгляд, это произведение искусства и один из моих любимых фильмов. Он имеет тщательный визуальный контент в двух измерениях, выполненных очень оригинальным образом. В нем представлены элементы кельтской мифологии, такие как Кром Круч, божество дохристианской Ирландии. Это место, где первенец был принесен в жертву в обмен на молоко и зерно.

Обзор древнерусских иллюминированных рукописей XI-XIV веков

XI век

В 1081 году в Византии на сто с лишним лет воцарилась Комниновская династия, давшая имя соответствующему периоду в истории и искусстве Византии . Книжная миниатюра достигла пика своего изящества. При императорском дворе и в Студийском монастыре действовали скриптории - мастерские по переписке рукописей. Русь активно впитывала все достижения византийской культуры. Из-за татаро-монгольского нашествия, разорившего Киев с его богатейшими коллекциями, до нашего времени дошло лишь три иллюстрированных манускрипта этого времени.

Также появляется персонаж по имени Айслинг. Иллюстрации вдохновлены искусством миниатюры на острове. Вы увидите, что оформленные инициалы имеют удивительную красоту. Тип издания: Сельский с закрылками. Перевод: Карлос Майор Ортега. Нелла Оортман переехала из сельской местности в город, чтобы жить со своим мужем, Йоханнесом Брандтом, зрелым человеком и выдающимся купцом, который живет в особняке в компании своей незамужней сестры и окружен верными слугами. В качестве свадебного подарка Йоханнес дает своей новой жене очень модный предмет среди богатых людей того времени: копия собственного дома в миниатюре, которую Нелла должна заполнить цифрами, созданными неизвестным миниатюристом, который случайно нашел, Тем не менее, понемногу, доброе времяпрепровождение превратится в ключ к серии тревожных откровений, которые заставят Нелла разоблачить самые мрачные секреты нынешних жителей дома, включая ее мужа, - проливая свет на опасности которые угрожают выживанию их новой семьи.

Остромирово Евангелие апракос
(Киев, 1056-1057; РНБ. F.п.I.5)

.

Напрестольное Евангелие Софийского кафедрального собора в Новгороде. Текст записан диаконом Георгием по заказу новгородского посадника Остромира, родственника киевского князя Изяслава - сына святого Ярослава Мудрого. В Евангелии сохранились три миниатюры: святых евангелистов Иоанна Богослова, Луки и Марка . Миниатюры с евангелистом Матфеем не сохранилось. Одно из самых замечательных произведений искусства Киевской Руси, богато украшенное, наследующее византийскую манеру письма XI века.

Книжная миниатюра Киевской Руси

Это один из лучших романов года. Бертон исследует темы, которые по-прежнему актуальны сегодня, как вчера. Вашингтонский независимый обзор книг. Эта история отражает хитрые навязчивые идеи и предрассудки нашего времени. Книга, которую никто не должен пропустить. Далласские утренние новости.

Старинная европейская книжная миниатюра

«Благодаря ее косвенному способу повествования, женщинам, которые постепенно становятся силой и душераздирающим окончанием, этот роман ставит Бертона как писателя с оригинальным и впечатляющим голосом». Уотсон, автор книги «Не доверяй никому». Обычно они были на краю страниц рукописей, небольшие декоративные причины, которые иллюстрировали текст. Самыми важными были, несомненно, заглавные буквы в начале текстов, хотя они также использовались для разделения абзацев. Они имели внешний вид архитектурных форм, но также использовались естественные мотивы, такие как пучки листьев или стебли виноградной лозы, которые окружали края текста или подчеркивали названия.

Изборник Святослава
(Киев, 1073; ГИМ. Син. 1043)

. Дворцовый манускрипт, написанный для князя Святослава - сына святого Ярослава Мудрого. 266 двусторонних листов содержат «Вопросы и ответы» преподобного Анастасия Синаита, комментарии Святых Отцов на Новый Завет, сочинения по риторике, истории и т.п. Предполагается, что Изборник Святослава был списком сборника для болгарского царя Симеона. В Изборнике сохранились четыре миниатюры, изображающие святителей и преподобных (в обрамлении в виде храмов), а также изображение самого князя Святослава, подносящего книгу Христу.

Молитвенник Гертруды; он же - Кодекс Гертруды, Трирская Псалтырь, Псалтирь Эгберта
(Трир-Киев; Национальный археологический музей г. Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI)

Миниатюрный термин происходит от минерала, красного оксида свинца, который использовался в качестве основного компонента для производства чернил. Он стал использоваться для освещения рукописных кодексов заглавными буквами, краями и, позднее, с эволюцией средневековой иллюстрации, в представлениях большого цвета и сложных композиций.

Великие имена в миниатюрах и иллюстрированных книгах: Жан де Пуселле, Жакемарт де Хесдин или братьев Лимбурга; и тосканские художники, такие как Симона Мартини и другие. На этапе готической живописи книги - это работы, которые облегчают культурный обмен и, следовательно, распространение художественных тенденций Кортесом и другими художественными центрами по всей Европе. Такие книги, как «Бревиария Филиппа Ярмарка», «Псалтирь Сент-Луиса», «Псалтырь королевы Марии» и, в частности, книга «Очень богатые часы герцога Берри» братьев Лимбургов, сохранившихся в Музее Конде, заслуживают внимания. из Шантильи.

. История этого манускрипта весьма запутана. Изначально Трирский епископ Эгберт заказал рукописную Псалтирь для кафедрального собора в Трире, которая и была изготовлена немецкими монахами. Через какое-то время Псалтирь вошла в приданое польской княгини Гертруды, выданной замуж за киевского князя Изяслава. К Псалтири добавили листы с латинскими молитвами (Молитвенник Гертруды), и уже в Киеве в кодекс вшили пять миниатюр византийского письма. Эти миниатюры, по-видимому, оригинальны, так как на одной из них содержится изображение известной киевской иконы Божией Матери «Печерская».

XII век

Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества.

Вторая половина XII века стала лучшим периодом равновесия православной духовности и классицизма в византийском искусстве. В храме Святой Софии в Константинополе появился знаменитый мозаичный Дисис. Усилилась роль Сербии. В конце столетия ее король Стефан Неманя заложил великолепный храм в монастыре Студеница. Тогда же в искусстве Византии появился «динамический» и «маньеристический» стиль, который попытались перенять и русские изографы.

Средневековые миниатюры: концепция и общие характеристики

Миниатюры иллюстрировали тексты, которые были отправлены миниатюристам, иллюстраторам или иллюминаторам, чтобы опираться на них. Эти представления не отвечали просто эстетической задаче, но они стали незаменимыми для понимания текстов, в которых они находились, особенно в научной области, даже для определения пунктов работы, связанных с чертежами. Эти рукописи были очень объемными, были сделаны на пергаментах, которые позже были сшиты вместе, к ним добавились жесткие чехлы, которые обычно украшались драгоценными металлами.

Мстиславово Евангелие
(Новгород, 1103-1117; ГИМ. Син. 1203)

. Список, причем блестящий, Остромирова Евангелия. Создан по заказу князя Мстислава Владимировича для основанной им церкви Благовещения на Городище в Новгороде. В отличие от прототипа, список сохранил миниатюру с изображением святого апостола Матфея. Мстиславово Евангелие - один из немногих примеров блестящего копирования, сохранившего свежесть и изящество миниатюр оригинала. Интересно, что уже здесь иллюстратор пожертвовал византийской орнаментальностью ради выявления черт изображаемых евангелистов, так что самые их лица приобрели славянские черты.

Учительное Евангелие Константина
(Владимир или Ростов, конец XII - начало XIII вв.; ГИМ. Син. 262)

Список с болгарского оригинала, возможно пришедшего с преславской библиотекой в Киев и там погибшего в 1240 году. Оригинальная рукопись конца IX века принадлежала перу священника Константина (в будущем епископа Преславского), ученика равноапостольного Мефодия . В Учительное Евангелие вошли беседы на все воскресные дни года, преимущественно святых Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других Отцов Церкви. Список содержит миниатюру князя Бориса - неясно, болгарского царя или русского мученика.

Пантелеймоново Евангелие, или Евангелие Тошинича
(Новгород, конец XII - начало XIII вв.; РНБ. Соф. 1)

Рукопись содержит миниатюру, предположительно изображающую святых великомучеников Пантелеимона и Екатерину. Возможно, речь идёт о святых покровителях заказчиков Евангелия.

XIII век

XIII век стал трагическим и для Руси, и для Византии. В 1204 году крестоносцы захватили и варварски опустошили Константинополь. С гибелью художественных мастерских прервались многие традиции комниновского времени. Византийская империя распалась на Латинскую империю и ряд греческих государств, в одном из которых (Никейской империи) возродился интерес к античному наследию. Греческие мастера начали активно эмигрировать на Запад и в славянские страны.

В 1238-1241 годах татары разорили Ростовское и Ярославское княжества, уничтожили Киев, покорили Владимиро-Волынское и Галицкое княжества. Связь Руси и Византии прервалась надолго. Русская книжная культура сохранялась в одном Новгороде , но и там довольно быстро исчезла виртуозность письма, ставшая по тем временам ненужной.

В 1261 году основатель Палеологовской династии Михаил VIII восстановил Византийскую империю. Из православных стран по-настоящему развилась и окрепла одна лишь Сербия, давшая мировой культуре в это время дивные храмы Студеницы, Милешево, Сопочан.

Толковый Апостол
(Ростов, 1220; ГИМ. Син. 7)

Рукопись времен Ростовского епископа Кирилла (1216-1229) - покровителя искусств и книгописания. Содержит миниатюру, изображающую святых апостолов Петра и Павла в духе «позднекомниновского маньеризма».

Евангелие апракос
(Ростов, 1220-е гг.; Научная библиотека МГУ. Ag 80)

Рукопись из той же библиотеки и той же школы. Сохранилась миниатюра с евангелистом Иоанном Богословом.

Служебник Варлаама Хутынского
(Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), 1224; ГИМ. Син. 604)

Название связано с владельческой надписью XVI века: «Служебник великого чудотворца Варлаама его собинной, прислал ему из Царяградя Никифор патриарх в честь» . Служебник содержит тексты трех литургий: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Соответственно, текст каждой литургии предваряет миниатюра, изображающая ее создателя. Считается, что служебник выполнен по заказу новгородского архиепископа Антония, ученика преподобного Варлаама Хутынского.

Беседы Григория Двоеслова на Евангелие
(Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; РНБ. Погод. 70)

Содержащаяся в рукописи миниатюра изображает Господа Иисуса Христа с предстоящими святыми - Григорием Двоесловом и мучеником Евстафием Плакидой.

Евангелие
(Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; ГТГ. № 5348)

Один из удачных примеров «позднекомниновского маньеризма».

К сожалению, начиная с XIV века, Южные и Западные районы Руси перестали в полной мере воспринимать византийскую традицию, так как на несколько столетий подпали под влияние католицизма.

Спасское Евангелие апракос
(Ростов, середина XIII в.; Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. № 15690)

Эта рукопись является несомненным списком рукописи более древней, восходящей к изысканной комниновской манере письма. Переписчик, как нам кажется, не разгадал виртуозную стилизацию греческого художника. Из-за этого перерисованные фигуры и в особенности лики евангелистов выглядят не просто статично, но и неестественно искаженными.

Уваровская кормчая
(Новгород, вторая половина XIII в.; ГИМ. Увар. 124)

Одно из самых замечательных произведений средневековой книжной культуры. Написано писцом Георгием по заказу инока новгородского Юрьева монастыря Симона. Святые евангелисты изображены в полный рост в плоскостной, практически фресковой манере, которая роднит эти миниатюры с каппадокийскими и южно-италийскими рукописями.

XIV - начало XV века

Начало XIV века было отмечено интересом византийского искусства к реалистическому изображению человека, передаче человеческих чувств и волнений. С победой исихастов на Поместных Константинопольских Соборах середины XIV века в искусстве стал преобладать аскетический стиль, произошёл расцвет иконописания. Расширились связи Константинополя и Москвы . В Москву стали приезжать греческие мастера (в том числе и великий Феофан Грек). На Руси возрос интерес к наследию Афона, Византии, Сербии и Молдавии.

В 1389 году в битве на Косовом Поле погиб святой князь Лазарь со всем своим войском, Сербия потеряла независимость, и множество сербских мастеров переехало на Русь.

В Москве тем временем оттачивалась техника иконописания. К началу XV века писцы перешли от использования пергамена к бумаге. В совершенстве были усвоены достижения византийского и сербского искусства. Тогда же начал формироваться единый московский стиль миниатюры, по уровню достигающий иконопись дионисиевского круга .

Федоровское Евангелие
(Ярославль или Москва, первая треть XIV в.; Ярославский историко-архитектурный музей- заповедник. № 15718)

Евангелие содержит две миниатюры: святого Феодора Стратилата и святых Иоанна Богослова с Прохором. Автор миниатюр несомненно знаком с комниновским искусством.

Хроники Георгия Амартола
(Тверь, первая треть XIV в.; РГБ. Ф. 173. Фунд. № 100)

Известное византийское сочинение монаха Георгия по истории мира от библейских времен до IX века впервые было переведено на славянский язык в Киеве в XI веке. Этот перевод лег в основу многих русских копий, одна из которых и была изготовлена в Твери. Манускрипт содержит большое количество перерисованных миниатюр иллюстративного характера (что нетипично для Руси), не считая изображений самого Георгия Амартола и заказчиков манускрипта - тверского князя Михаила Ярославича и его матери Ксении перед Христом.

Хлудовская Псалтирь
(Новгород, вторая четверть XIV в.; ГИМ. Хлуд. 3)

Рукопись Псалтири создана по заказу новгородца Симона. Помимо множества миниатюр иллюстративного характера содержит два изображения царя Давида и особенно замечательное «Явление Христа женам-мироносицам». На этой миниатюре, вклеенной позднее, Лик Спасителя напоминает известный Синайский Образ.

Хлудовское Евангелие
(Новгород, 1330-1340-е гг.; ГИМ. Хлуд. 30)

Эта замечательная рукопись украшена чрезвычайно «живими» по композиции миниатюрами в лучших традициях палеологовского искусства.

Сийское Евангелие
(Москва, 1340; ГРМ БАН. Археогр. ком. 189)

. Евангелие изготовлено по заказу московского князя Иоанна Калиты в качестве вклада в Успенский Лявленский монастырь, откуда в XVII веке она попала в Сийский монастырь. Сохранились имена писцов и художников-миниатюристов. Рукопись содержит две миниатюры, одна из которых - «Отослание апостолов на проповедь», выполнена особенно виртуозно.

Псалтирь Грозного
(Новгород, вторая половина XIV в.; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7)

По преданию, эта рукопись была вывезена царем Иоанном Грозным из Новгорода. При невысоком качестве миниатюр Псалтирь обильно украшена сложным тератологическим орнаментом (переплетающимися между собой растениями, животными, в том числе мифологическими, и людьми). Стоит сказать, что в период упадка живописного искусства тератологический орнамент (равно как и сложные буквицы) почти всегда вытесняет изящные миниатюры, так как для его перерисовки не требуется большого мастерства. Подобный орнамент можно встретить и на страницах Рогожского Евангелия.

Новгородское Евангелие
(Новгород, последняя треть XIV в.; ГИМ. Муз. 3651)

Миниатюры из этого Евангелия имеют несомненное южнославянское влияние. Апостолы изображены в виде пророков со свитками. Считается, что автором миниатюр является сербский художник.

Псалтирь Спиридония, или Киевская Псалтирь
(Киев, 1397; РНБ. ОЛДП. F 6)

. .

Псалтирь написана в Киеве московским диаконом Спиридонием. По стилю Киевская Псалтирь выделяется среди всех рукописных книг Древней Руси своей несомненной иллюстративностью.

.

Ее замечательные по изяществу миниатюры содержатся повсюду: на отдельных листах, на полях, посреди текста, что возводит ее к традиции византийских рукописей XI века. Один из владельцев Псалтири прочертил линии от миниатюр к соответствующим им строкам Священного Писания.

Евангелие диакона Зиновия, или Переяславское Евангелие
(Переяславль, конец XIV - начало XV вв.; РНБ. F. п. I. 21)

.

Создана диаконом Зиновием в Переяславле в правление великого князя Василия Дмитриевича. Содержит пять миниатюр, выполненных двумя художниками. Наиболее известна прекрасная миниатюра «Спас в Силах», выполненная в иконописной манере.

Евангелие Хитрово
(Москва, самое начало XV в.; РГБ. Ф. 304. III. №3/М.8657)

. Замечательное московское Евангелие содержит четыре пары миниатюр, изображающих евангелистов и их библейские символы. Миниатюры красивы, изящны и легки. Очевидно, что написавший их художник в совершенстве владел современным ему палеологовским искусством. Лики евангелистов имеют русские черты. Некоторые исследователи на основании многих признаков предполагают , что они выполнены самим преподобным Андреем Рублевым.

Заключение

Невозможно говорить о русском искусстве вне его связи с искусством византийским. Зависимость от последнего в большей или меньшей степени существовала до XV века - века окончательного захвата Византийской империи турками. При этом если миниатюры Византии в первую очередь иллюстративны, органично вписываются в текст рукописных книг, технически совершенны, то русские миниатюры выполняют функцию назидательную, бо льшую, чем простая иллюстрация (исключение составляет Киевская Псалтирь). Многие исследователи замечали , что русские миниатюры по манере исполнения больше похожи на фрески, а иногда и иконы (как, например, миниатюры Евангелия Хитрово).

Важнейшим историческим рубежом в истории России и ее искусства стала середина XIII века - начало татаро-монгольского нашествия на Русь. В 1240 году со всем своим богатством был разорен Киев - «матерь городов русских»; прекратилась связь с также порабощенной (но уже латинянами) Византией. Если до первой трети XI века Русь знала только один тип рукописей - драгоценный, изготовлявшийся, как правило, при княжеских дворах, то с началом нашествия татар появились и другие рукописи - скромные, без иллюстраций.

Многократное механическое перерисовывание миниатюр делало их статичными. Особенно печально смотрятся результаты неумелой перерисовки изначально динамичных фигур, выполненных в стиле «комниновского маньеризма». Таковы миниатюры Спасского Евангелия. Как следствие, возросла роль орнамента и киноварных буквиц, ставших главным украшением манускриптов. Вместо чрезвычайно сложных для воспроизведения миниатюр появился весьма популярный тератологический орнамент - сложное гротескное переплетение людей, растений, животных и мифических существ, которое можно наблюдать в Псалтири Грозного.

Однако уже в XIV веке восстановились связи с Византией; в Москву стали приезжать греческие и южнославянские мастера. У них русские художники перенимали лучшие приемы палеологовского искусства. В книжной миниатюре Руси начал складывается единый замечательный московский стиль, более иконописный, нежели иллюстративный. Русь, окрепшая духовно и политически, готовилась к XV веку - веку обретения собственной государственности и собственной Церкви.

Литература

  • Попова О. С. . Византийские и древнерусские миниатюры, М.: Индрик, 2003.
  • Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. . История древнерусской живописи, М.: ПСТГУ, 2007.
  • Вздорнов Г. И. . Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII-начала XV веков. М.: Искусство, 1980.
  • Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период, СПб: Азбука-Классика, 2007.
  • Соболевский А. И . Славяно-русская палеография. СПб, 1908 // http://www.textology.ru/drevnost/sobolevsky.html
  • Робинсон А.Н. Болгарская литература [до начала XIV века] // История всемирной литературы: В 9-ти т. Т. 2. 1984 //

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»